Скачать 182.66 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Общеуниверситетский факультатив Программа дисциплины Информационно-библиотечная культура Автор программы: Гиляревский Р.С., проф., д.фил.наук, засл. деят. науки, rgilyarevsky@hse.ru Одобрена на заседании кафедры [Введите название кафедры] «___»____________ 20 г Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия] Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] [Оставьте один вариант ] Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись] Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов всех направлений подготовки бакалавров первого года обучения в НИУ ВШЭ. Программа разработана в соответствии с Рабочими учебными планом университета по направлению подготовки/ специальности Философия, Прикладная математика, Прикладная журналистика, Менеджмент, утвержденными в 2011 году. 2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины Информационно-библиотечная культура являются научить студентов думать о проблемах информации, самостоятельно работать с источниками информации, правильно оформлять результаты собственной творческой работы. Минимум заучивания и запоминания, максимум понимания и размышления. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу общеобразовательных дисциплин, обеспечивающих начальную подготовку студентов на первых курсах НИУ ВШЭ. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных в общеобразовательной школе. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения и навыки полученные при изучении дисциплины должны быть использованы во всех дисциплинах, требующих не изучение конкретной методики и литературы, а основанных на поиске новых результатов, их систематизации и оформления, т.е. во всех дисциплинах исследовательского университета. 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковНа контрольной работе студент должен знать основные понятия науки об информации (терминологию, виды документов, депозитарии, основные классификационные системы знаний), уметь правильно оформлять библиографические описания de visu, т.е для конкретных примеров первоисточников. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 7Содержание дисциплины7.1Основные понятия информационно-библиотечной культурыО назначении и содержании данного курса. Компьютерная грамотность, информационная грамотность, информационная культура. Письменность, книга, документ, библиотека, информационная служба. Информация, сведения, данные. Виды и структура информации. Особенности научной и технической информации. Библиотечная, библиографическая, архивная и информационная деятельность, информатика. Электронная информационная технология и очередная смена парадигмы в распространении знаний. Роль информации в развитии общества, информатизация общества, глобализация информационной деятельности 7.2Поиск информацииОсновные принципы информационного поиска, информационно-поисковый язык, информационно-поисковая система, принципиальная блок-схема ИПС, вычисление функциональной эффективности ИПС: показатели полноты и точности выдачи. Библиотека как поисковая система, библиотечные классификации и каталоги. Библиографическая эвристика. Справочники и энциклопедии. Электронные системы поиска, поисковые машины в Интернете. Базы данных ведущих информационных центров. Информационные системы: цитирования, гипертекстовые, машинного перевода, переводческой памяти, экспертные, интеллектуальные. Практические приемы использования и составления гипертекстовых и экспертных систем. Понятие о базах данных и базах знаний. Проблемно-ориентированный поиск в базах данных. 7.3Литература как источник специальной информацииКлассификация литературы по функциональному назначению: опубликованная и неопубликованная, первичная и вторичная, книжная и журнальная. Количественная и качественная оценка публикуемой литературы. Прогнозирование роста числа изданий. Библиографические ссылки как инструмент оценки влиятельности журналов, старения статей. Закономерность рассеяния статей по журналам (закон Брэдфорда). Методика вычисления показателей влиятельности журнала (impact factor) и быстроты отклика на его публикации (immediacy index), старения литературы (по Бартону и Кеблеру, по Лайну), рассеяния статей определенной тематики по журналам (по Брэдфорду). 7.4Традиционные и электронные библиотекиПисьменность как основа социальной коммуникации. Краткая история возникнровения библиотек (Библиотеки Древнего Востока, античности и элинизма, средневековья, Возрождения). Университетские библиотеки. Библиотеки на Руси. Современные библиотеки (задачи, функции, организация обслуживания, фонды). Библиотечные каталоги (традиционные, электронные, объединенные электронные каталоги, протокол Z-39-50, шлюзы). Расстановка фондов, классификационные системы (УДК, Дьюи, ББК). Дополнительные системы навигации библиотек (реферативные журналы, картотеки, бюллетени сигнальной информации). Службы доставки литературы. Национальные библиотеки. Обязательный экземпляр. Библиотечная система России (классификация библиотек, текущее состояние, ведущие библиотеки страны). Университетские библиотеки Библиотека ГУ ВШЭ (система обслуживания читателей, фонды, электронные ресурсы) Крупнейшие зарубежные библиотеки. Электронные тексты и книги. Классификация электронных библиотек. Основные технологии и проблемы формирования и сопровождения.. Наиболее известные электронные библиотеки (библитека Мошкова, библиотека Гутенберга, ОРЕЛ, GALICA). Крупные проекты с государственной поддержкой (Библиотека Универсалис, проект Память мира). Проект GooglePrint. 7.5Информационные центрыНаучно-информационная деятельность. Аналитико-синтетическая переработка информации. Основные виды продукции информационных центров. Информационное обслуживание. Основные технологии информационной работы (на примере крупных цетров). Государственная система научно-технической информации (история, текущее сосотяние). Наукометрические исследования. Крупнейшие информационные центры России (ВИНИТИ, ИНИОН, Книжная палата, Росинформресурс). База данных Букс ин Принт и Ulrich Plus. Крупнейшие зарубежные центры, включая информационные центры СНГ. Профессиональные базы данных 7.6Информатизация обществаОсновные понятия информатизации. Программы информатизации в СССР и России. Программа «Электронная Россия». Система государственных порталов. Информатизация образования, система образовательных порталов. Международные программы информатизации. Информатизация в наиболее развитых странах мира. 7.7Оформление научных и студенческих работИтоговые документы самостоятельной учебной и научной работы. Структура работ. Правила формирования элементов работ. Правила цитирования литературы, формирования краткого библиографического описания и списка использованной литературы. Ссылки на электронные документы. Технические приемы оформления работ. Корректурные знаки. 8Образовательные технологииПрактические занятия проводятся в компьютерном классе, оснащенным проектором. Все учебные компьютеры должны быть подключены к Интернету и локальной вычислительной сети НИУ ВШЭ. Лекционный материал максимально подкрепляется графическими материалами, иллюстрирующими технологию доступа к информационным ресурсам. 8.1Методические рекомендации преподавателюОсновная задача преподавателя – научить студентов думать о проблемах информации, самостоятельно работать с источниками информации, правильно оформлять результаты собственной творческой работы. Минимум заучивания и запоминания, максимум понимания и размышления. Информатика – прежде всего наука об информации, а не об использовании компьютера. Компьютер – это просто инструмент. Его нужно уметь правильно использовать. 8.2Методические указания студентамНа лекциях и практических занятиях стараться понять преподавателя, а не запомнить или записать его слова. Отнестись критически к сообщаемым сведениям. Активно работать на занятиях: задавать вопросы, высказывать свое мнение. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляПримерные вопросы/ задания для контрольной работы:
9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов. 9.3Примеры заданий промежуточного /итогового контроляПо желанию автора программы, приводятся примеры билетов с вопросами и задачами, заданий для зачета или экзамена, тренировочные тесты по дисциплине. 10Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях, учитывая активность студентов при освоении материалов курса. Однако основной составляющей оценки знаний студента по дисциплине является оценка за письменную контрольную работу. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет– оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговая = 0,1*Озачет + 0.9·Оконтрольной 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1Базовый учебник
. 11.2Дополнительная литература
11.3Программные средстваДля успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
12Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля практических и самостоятельных занятий требуется компьютерный класс с обеспечением доступа к электронным ресурсам НИУ ВШЭ. Преподаватели ведущие лекционную и практическую части курса должны быть обеспечены проекторми. |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Нормативные документы, использованные при разработке основной образовательной программы 5 | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Баскаков Владимир Анатольевич, старший преподаватель кафедры Маркетинга и Рекламы | Правительство российской федерации федеральное государственное автономное... Тема институты непосредственной демократии. Конституционно-правовое регулирование избирательного процесса и статуса политических... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Искать учебные ресурсы лучше на соответствующих страницах крупных образовательных порталов | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Устав образовательного учреждения. (Наличие и правильность оформления раздела по охране труда) | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19 | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... ... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... В соответствии с Законом Челябинской области "О стимулировании туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области" Правительство... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Гос впо по специальности подготовки 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Составитель: к э н. Асеев Роман Михайлович, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа 020400.... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, переутвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... В целях поддержки талантливой молодежи, пропаганды научных знаний и творческих достижений, выявления и развития у российской молодежи... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... О порядке аттестации лиц, претендующих на замещение вакантной должности руководителя краевого государственного образовательного учреждения,... |