Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"





Скачать 193.04 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Дата публикации02.08.2013
Размер193.04 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет истории

История искусства и литературы. Часть II
для направления 030600.62 «История»

подготовки бакалавра

Автор программы:
Вдовин Алексей Владимирович, PhD, доцент, avdovin@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой

Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель

Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________

Москва, 2012

1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», изучающих дисциплину «История искусства и литературы».
Программа разработана в соответствии с:

подготовки 030600.62 «История»

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 «История», утвержденном в 2012 г.

2 Цели освоения дисциплины



Целью освоения дисциплины «История искусства и литературы» является формирование у студентов представлений об истории и теории литературы во взаимосвязи с социальной историей (в том числе историей культуры), а также о специфике литературных памятников как исторических источников.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



В результате освоения дисциплины студент должен:

знать основы традиционной риторической и филологической терминологии и основные тексты европейского классического канона; иметь общее представление о различных концепциях периодизации истории словесности и традиционно определяемых чертах т.н. «больших стилей»;

уметь искать качественные источники и научную литературу по истории вопроса как в книгах, так и в электронных базах, иметь общее представление о поиске в библиотеках и архивах;

овладеть первичными навыками анализа художественного произведения, а также критического чтения и реферирования филологических текстов.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность работать с информацией из различных типов и видов источников


ИК-7

Студент имеет представления о литературном произведении как историческом источнике, специфике отражения социальной истории в художественной литературе, умеет применять полученные знания в своей исследовательской деятельности

Интерактивные лекции

Дискуссии на семинарских занятиях

Подготовка эссе (домашняя письменная работа)


Способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого

СЛК-1

Студент знает различные концепции периодизации истории отечественной и зарубежной словесности, имеет представление о понятии «большого стиля» и жанра в литературе, классических текстах мировой литературы, взаимосвязи истории общества и истории литературы

Интерактивные лекции

Дискуссии на семинарских занятиях


Способность понимать, критически анализировать и использовать историческую

информацию

ПК-6

Студент владеет основами филологической терминологии,

навыками критического анализа и реферирования художественного произведения как исторического источника

Самостоятельная работа (подготовка к семинарам, подготовка контрольной работы)

Способность к работе в архивах, музеях и, библиотеках, владение навыками поиска

необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах

ПК-11

Студент имеет представление о различных способах поиска информации, особенностях работы с электронными каталогами и базами данных, сетевыми ресурсами


Самостоятельная работа (подготовка к семинарам, подготовка контрольной работы и эссе)


4 Место дисциплины в структуре образовательной программы



Курс «История искусства и литературы» относится к базовой части цикла «История идей и история культуры» учебного плана подготовки бакалавров по направлению 030600.62 «История».

Изучение курса базируется на следующих дисциплинах: иностранный язык, антиковедение, ведение в историю человечества, специальные исторические дисциплины, общая и историческая география. Основные положения и навыки, полученные в результате освоения истории искусства и литературы, могут быть использованы в дальнейшем при изучении истории правовых и политических учений, философии истории, истории Европы, истории России.


5 Тематический план учебной дисциплины







Темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары




1

Введение. Источниковедение и литературоведение. Интернет-эвристика.

6

2




4

2

Отражение социальной истории в художественной литературе

16

2

4

10


3

Историческая подвижность представлений о границах художественной литературы

22

2

6

14

4.

Стабильные элементы в истории словесности. Понятие жанра

28

4

6

18

5.

Формирование представлений об истории литературы как о смене «больших стилей»

52

16

10

26


6

Обсуждение форм и степени зависимости истории литературы от истории общества

14

2

4

8

7.

Возможности описания истории мировой литературы как единого процесса

12

2

2

8


8

Некоторые понятия и приемы из области филологического исторического источниковедения

12

2

2

8

Итого




162

32

34

96



6 Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4




Текущий


Контрольная работа







*




Письменная работа (60 минут)

Эссе










*

Домашняя письменная работа

10-20 тыс. знаков

Итоговый

Экзамен










*

Устный экзамен


Помимо указанных форм текущего контроля, на некоторых семинарских занятиях предусмотрены блиц-контрольные (5-8-минутные) работы в форме письменных тестов, проверяющих знание классических текстов.

7 Содержание дисциплины
Курс строится как обсуждение представлений об «истории литературы». При этом теоретические построения описываются как порожденные и обусловленные меняющейся художественной практикой, что дает возможность предложить краткий очерк «больших стилей» и истории жанров.

Вторая существенная для курса тема – соотнесенность истории литературы с историей общества в целом и специфика литературы как исторического свидетельства.

Проверяются и уточняются уже имеющиеся у аудитории базовые представления об основных понятиях теории литературы; на практических занятиях в качестве иллюстративного материала выступают некоторые из важнейших текстов, образующих европейский классический канон (от Библии до романа XIX в.).
Раздел 1. Введение. Источниковедение и литературоведение. Интернет-эвристика. Поиск источников (лекция – 2 часа)
Раздел 2. Отражение социальной истории в художественной литературе (лекции – 2 часа, семинары – 4 часа)
Тема семинара:

  1. Случай Марфы Посадницы и его репрезентация в историографии и литературе («История государства Российского» и его повесть «Марфа Посадница»).

  2. «История пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» Пушкина.


Раздел 3. Историческая подвижность в представлениях о границах художественной литературы (лекции – 2 часа; семинары – 6 часов).
Тема семинаров:

Границы научного и художественного. Литература и история: «литературная» и «историческая» репрезентация событий.

  1. «Правда» в историографии и в литературе: случай «Бориса Годунова»

  2. «Правда» в историографии и в литературе: случай «Моцарта и Сальери» Пушкина

  3. Рождение сусанинского мифа в 1830-е гг.


Раздел 4. Стабильные элементы в истории европейской словесности. Понятие жанра (лекции – 4 часов; семинары – 6 часов).
Содержание лекций:

Подвижность представлений о конкретных жанрах.

Области традиционного и экспериментального: драматургия как литература для театра, причины и формы проявления ее консерватизма.

Проблема традиционности лирических жанров.
Темы семинаров:

1) «Поэтика» Аристотеля.

  1. Устойчивые элементы в истории словесности. Статья А.Н.Веселовского «Из истории эпитета».

  2. Статья Ю.Н.Тынянова «Литературный факт».



Раздел 5. Формирование представлений об истории литературы как о смене больших стилей (лекции – 16 часов; семинары – 10 часов).

Содержание лекций:

«Поэтика узнавания». Современные представления о степени «литературности» фольклора и средневековой словесности.

Ориентация на греческую литературу как на образец в Древнем Риме. Представление об авторстве в средневековье. Новый культ античности в эпоху Возрождения. Спор о древних и новых во Франции конца XVII в.

Историческая концепция Гердера. Романтизм и исторический взгляд на искусство. Романтизм как первое литературное направление, последовательно осознающее себя в противопоставленности предыдущим. Формирование представлений о художественном как новаторском.

Первые русские опыты истории национальной литературы; историософия любомудров; формирование понятие «исторической поэтики» («История поэзии» С.П. Шевырева; спор о фактологическом и «философском» в описании истории словесности).

Укрепление представлений об истории литературы как о смене больших стилей и доминирующих фигур к середине XIX в.

«Историческая поэтика» А.Веселовского.

Уточнение представления о «больших стилях» в работах формалистов.

М.М.Бахтин: история литературы как история жанров.

Ю.М. Лотман и его семиотика культуры.
Темы семинаров:

1) «Мимесис» Э.Ауэрбаха: к вопросу об исторической и контрастивной поэтике.

2) Обсуждение понятия большого стиля, его развития и хронологических границ (К.Н.Леонтьев, «Анализ, стиль и веяние: о романах гр. Л.Н.Толстого»).

3) Концепция литературной эволюции у формалистов. Статья Тынянова «О литературной эволюции».

4) М.М.Бахтин об истории литературы как истории жанров. «Эпос и роман». «Проблемы поэтики Достоевского

5) Семиотика культуры Ю.М. Лотмана: бытовое поведение и литературные коды («Беседы о русской культуре»)
Раздел 6. Обсуждение форм и степени зависимости истории литературы от истории общества (лекции – 2 часа, семинары – 4 часа).

Содержание лекций:

Представления о романтизме как прямом следствии революции во Франции; ранние попытки попытки доказать имманентный характер истории искусства.

Историко-культурная школа.

Марксизм и учение о «надстройке».

Социологизм В.Ф. Переверзева и дискуссии о нем в 1920-30-е гг.

Концепция автономной истории искусства у формалистов.

Социология литературы. Canon formation studies. Теория «литературного поля» П. Бурдье.

«Новая экономическая критика».

Литература и идеология
Темы семинаров:

  1. Крайности марксизма (на примере статьи В.Ф. Переверзева о романе Гончарова «Обломов»).

  2. Взаимодействие литературы и идеологии (на примере глав книги А.Л. Зорина «Кормя двуглавого орла…» Литература и государственная идеология в России в конце 18 – первой трети 19 в.»)

Раздел 7. Возможности описания истории мировой литературы как единого процесса в рамках transnational history (лекции – 2 часов; семинары – 2 часа).

Содержание лекции:

Особенности истории различных национальных литератур, механизм влияния и заимствования. Случай: т.н. «ускоренное развитие» русской литературы Нового времени.

Изменение степени интенсивности взаимодействия европейских национальных литератур в различные эпохи. Автономность научных «историй» национальных литератур и общие тенденции развития европейской словесности.

Особенности рецепции классического произведения в последующие эпохи и в других национальных культурах.

Поиск повторяющихся и совпадающих элементов в литературных текстах разных эпох и национальных культур и различные научные объяснения этого явления. Мифологическая школа. Исследования контактных связей. Психоанализ. В.Я. Пропп об устойчивости сказочного нарратива и последующее развитие нарратологии. Теория интертекстуальности.
Тема семинара:

Семинар по статье Ю.М.Лотмана «К построению семиотической теории взаимодействия культур».
Раздел 8. Некоторые понятия и сведения из области филологического источниковедения (лекции – 2 часа, семинары – 2 часа).

Изучение творческой истории как конкретная филологическая задача и как универсальный научный метод. Понятие творческой истории в русской филологии с 1920-х гг. «Генетическая критика» во Франции.
Тема семинара:

Творческая история драмы Пушкина «Борис Годунов»

8 Образовательные технологии



9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля



Примерные темы для подготовки эссе:
1. Литературные архивы России и материалы по истории литературы в исторических архивах (обзор печатных путеводителей и сетевых сайтов).

2. Н.В. Гоголь как историк.

3. Повести о жизни в доисторические времена и в древности как популярный жанр детской и юношеской литературы и возможные причины его успеха.

4. «История одного города» Н. Щедрина как пародия: конфликт леворадикальных, либеральных и собственно научных представлений об истории.

5. М. Альтшуллер об этических и исторических взглядах, воплощенных в жанровой модели романа Вальтера Скотта (Опыт реферирования пространного научного текста). (Альтшуллер М.Г. Эпоха Вальтера Скотта в России: исторический роман 1830-х годов. Спб., 1996).

6. Слова «элегия», «ода» и «баллада» в названиях русских поэтических произведений ХХ века.

7. “The Tatler” и“The Spectator” Аддисона и Стиля и русские сатирические журналы XVIII в.: общее и различное.

8. Прижизненные издания Пушкина и русские поэтические книги его времени в Сети: алгоритм поиска и его результаты.

9. Прижизненные издания Байрона и английские поэтические книги его времени в Сети: алгоритм поиска и его результаты.

10. Анализ одного номера журнала «Современник» (под редакцией Пушкина): соотношение и взаимодействие литературных, научных и публицистических текстов.

11. Анализ одного номера журнала «Современник» (под редакцией Некрасова): соотношение и взаимодействие литературных, научных и публицистических текстов.

12. Философия истории в «Войне и мире» Толстого и современная Толстому научная мысль: материалы к истории вопроса, алгоритм их поиска и его результаты.

13. Изображение наполеоновских войн в «Ярмарке тщеславия» Теккерея: материалы к истории вопроса, алгоритм их поиска и его результаты.

14. Один русский перевод и два переложения оды Горация “Exegi monumentum”: Ломоносов, Державин, Пушкин (традиция научной интерпретации различий этих текстов).

15. Русские переводы поэм Гомера: способы адаптации древнего текста.

16. Русские переводы «Божественной комедии»: способы адаптации старинного инокультурного текста

17. Русские переводы «Гамлета»: способы адаптации старинного инокультурного текста.

18. «Мера за меру» Шекспира и «Анджело» Пушкина: трансформация английского произведения в русской версии.

9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


(Итоговый контроль, 4 модуль)

  1. Историческая изменчивость объема понятия «литература». Non-fiction как особый тип литературы и его место в современной культуре.

  2. Система жанров европейской лирики. Характер устойчивой основы долго живущего жанра (случаи: элегия, сатира, сонет).

  3. Традиционное и экспериментальное в драматургии как литературе для театра.

  4. Эпитет и троп как минимальные устойчивые элементы (А.Н.Веселовский, «Из истории эпитета»).

  5. Поиск и объяснение повторяющихся элементов в литературных текстах разных эпох и национальных культур (мифологическая школа; изучение контактных связей; изучение принципов организации нарратива (В.Я.Пропп); психоанализ; учение о смене исторических формаций; учение об интертексте).

  6. Понятие об исторической изменчивости стиховых форм.

  7. Противопоставление «эпоса» и «романа» в европейской гуманитарной мысли XIX – XX вв. (М.М.Бахтин, «Эпос и роман»).

  8. Библия и поэмы Гомера как начало европейской литературы (Э.Ауэрбах, «Мимесис»).

  9. Основные идеи «Поэтики» Аристотеля и их судьба в европейской культуре.

  10. Формалисты о «борьбе и смене» как главном содержании истории литературы (Ю.Н.Тынянов, «Литературный факт»).

  11. Литература как иерархически организованная система. Понятие о классическом каноне, беллетристике и массовой литературе; особенности организации иерархии в русской традиции.

  12. Русская литература как особая часть европейской: общее и специфическое.

  13. Смена больших стилей в литературе XIX в. (К.Н.Леонтьев, «Анализ, стиль и веяние: о романах гр. Л.Н.Толстого»).

  14. Исторически характерная трансформация классического текста в переводах и переработках (трагедии на сюжеты античных мифов; «романтический Шекспир»).

  15. Проблема достоверности в жанрах исторической трагедии и исторического романа.

  16. Исторический труд как книга для чтения (Н.М.Карамзин, «История государства Российского»; А.С.Пушкин, «История пугачевского бунта»).

  17. Представления о социальной и экономической обусловленности литературного творчества.

  18. Литература в Сети (литературные тексты, оцифрованные старые издания и документы, научные труды, библиографические базы).

  19. Понятие о творческой истории произведения. Цели ее изучения.

  20. Приемы датировки текста.



10 Порядок формирования оценок по дисциплине



Результирующая оценка по дисциплине «История искусства и литературы» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 29.06.2012 г. (протокол №38).

Учитывается не только степень усвоения проблематики лекций, но и текстуальное знание минимума классических произведений, знакомство с рекомендованной научной литературой, продемонстрированные на семинарах способности к анализу конкретного материала.

Необходимой частью освоения курса и условием допуска к экзамену является выполнение домашней письменной работы на одну из предложенных тем (10-20 тыс. знаков). Темы имеют разный характер, и в зависимости от решения студента работа может иметь библиографический, реферативный (что, однако, потребует от автора индивидуального труда, в т.ч. и аналитической деятельности), так и вполне творческий характер (эссе). В любом случае такая работа предполагает развитие навыков академического письма, самостоятельного поиска научной литературы и библиографической корректности. При обнаружении следов плагиата задание не считается выполненным; в этом случае студенту будет предложено представить новый вариант работы, но не позднее, чем за 2 дня до экзамена.

Экзамен представляет собой устный ответ на два вопроса из заранее сообщенного студентам списка, содержащиеся в традиционном билете; характер вопросов определен тематикой лекций; третье задание, содержащееся в билете, носит практический характер и проверяет знание текстов классических произведений, обсуждавшихся на семинарах.

Активная работа на семинарах положительно влияет на результирующую оценку; в случае неудачного ответа на вопросы билета право на дополнительный вопрос получают студенты, работавшие на семинарах и сдавшие самостоятельную домашнюю работу.

В целях проверки степени самостоятельности работы преподаватель также оставляет за собой право задать связанный с ней вопрос студенту в ходе экзамена.
Таким образом, преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оцениваются правильность выполнения предлагаемых на занятии заданий (понимание письменного текста, проверочная работа – блиц-контрольная - на знание текста и т.п.), активность участия в дискуссиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оцениваются полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Оценка за текущий контроль (3-4 модули 2 курса обучения) складывается:
Отекущий = n1·Ок/р + n2·Оэссе

При этом:

n1·= 0,5

n2·= 0,5
Накопленная оценка за 3-4 модули 2 года обучения учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная2 = k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа

При этом:

k1 = 0,4

k2 = 0,3

k3 = 0,3
Онакопленная Итоговая= Опромежуточная 1 + Онакопленная 2
В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине (промежуточная оценка за Ч.1 (1 курс) и итоговая оценка за Ч.2 (2 курс)), которая формируется по следующей формуле:

Орезульт итог = q1·Оитог.контроль(экз.) + q2·Онакопленная Итоговая
q1 = 0,5

q2 = 0,5
Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине – арифметический.

ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.


11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовые учебники


Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М.: РГГУ, 2001

Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: «Наследие», 1994.

Стеблин-Каменский М.И. Историческая поэтика. Л.: «Наука», 1978.

11.2 Основная литература


Библия1

Аристотель, «Поэтика» (напр., в пер. М.Л. Гаспарова: Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. М.: Мысль, 1983. Т.4).

Гомер, «Одиссея»

Данте, «Божественная комедия»

Ж.Расин, «Федра»

Ф.Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»

М.Сервантес, «Дон Кихот»

Шекспир, «Гамлет»

«Слово о полку Игореве» (напр., по изд.: М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950, серия «Литературные памятники http://feb-web.ru/feb/slovo/default.asp?/feb/slovo/texts/a50/a50.html )

любая из былин (напр., по изд.: Свод русского фольклора. Былины: В 25 тт. Спб.: Наука; М.: Классика, 2001; см. также: http://feb-web.ru/feb/byliny/default.asp?/feb/byliny/texts/rf1/rf1.html)

Н.М.Карамзин, «История государства Российского»

А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «История пугачевского бунта», «Капитанская дочка»

А.И.Герцен, «Былое и думы» (вместе с «западными» главами)

Л.Н.Толстой, «Война и мир», «Анна Каренина»

К.Н.Леонтьев, «О романах гр. Л.Н.Толстого: Анализ, стиль и веяние» (изд.: М.; 1911; см. также: http://feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/leo/leo-001-.htm).

А.Н.Веселовский, «Из истории эпитета» (напр., по изд.: Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989)

Ю.Н.Тынянов, «Литературный факт» (напр., по изд.: Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977, с.255-269; см. также: http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/poet4.htm)

Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции (напр., по изд-ю: Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977)

В.Ф.Переверзев, Социальный генезис обломовщины // Печать и революция. 1925. №2.

Э.Ауэрбах, «Мимесис» (напр., по изд.: Ауэрбах Эрих. Мимесис. М.: Прогресс, 1976 или: М., Спб.: Университетская книга, 2000); он же, «Филология мировой литературы» (рус. пер. опубл.: Вопросы литературы, 2004, №5; см. также: http://magazines.russ.ru/voplit/2004/5/ma7.html

М.М.Бахтин, «Эпос и роман» (напр., по изд.: Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975; см. также: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/bahtin/epos_roman.php)

Лотман Ю.М. К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект) // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство», 2010. С. 603-614.

Зорин А,Л. Заветная триада. Меморандум графа Уварова 1832 года и возникновение доктрины «православие – самодержавие – народность» // Зорин А.Л. «Кормя двуглавого орла…» Литература и гос. идеология в России в последней трети 18 – первой трети 19 в. М.: «НЛО», 2001. С. 339-374.

Киселева Л.Н. Становление русской национальной мифологии в николаевскую эпоху (сусанинский сюжет) // Лотмановский сборник. Вып. 2. М., 1997. С. 279-303.


11.3 Дополнительная литература


Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М.: «Наука», 1986.

История всемирной литературы: В 8 тт. М.: Наука, 1983-1994 (см. также: http://feb-web.ru/feb/ivl/default.asp)

Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. СПб.: «Алетейя», 1997.

Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: «Наука», 1990.

Михайлов А.В. Избранное. Историческая поэтика и герменевтика. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2006.
Справочники, словари, энциклопедии

Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966 (см. также: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/)

Литературная энциклопедия: В 2 тт. М.; Л.: Изд-во Л.Д.Френкель, 1925 (см. также: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/)

Литературная энциклопедия: В 11 тт. М., 1929-39 (см. также: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/)
12 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий по дисциплине используется проекционный экран и проектор, а также компьютер с доступом к интернету (в основном для демонстрации методов библиографического поиска и поиска качественных источников в Сети).


1 Все названные ниже тексты, в том числе и научные, являются классическими и многократно переиздавались; студент может пользоваться любым изданием, в том числе и имеющимися в большинстве случаев электронными версиями в Сети (обычно их тоже несколько); для научных работ мы указываем какое-либо конкретное издание, но этот выбор не является обязательным для студента. В случае с текстами русских классиков предпочтительно пользоваться научными изданиями, напр., академическими собраниями сочинений (и их электронными версиями).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Нормативные документы, использованные при разработке основной образовательной программы 5
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Баскаков Владимир Анатольевич, старший преподаватель кафедры Маркетинга и Рекламы
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Искать учебные ресурсы лучше на соответствующих страницах крупных образовательных порталов
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Устав образовательного учреждения. (Наличие и правильность оформления раздела по охране труда)
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Гос впо по специальности подготовки 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000...
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
В соответствии с Законом Челябинской области "О стимулировании туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области" Правительство...
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа 020400....
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, переутвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом...
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
...
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
П18 Паремические жанры русского фольклора [Текст]: методические рекомендации по изучению курса / З. Ж. Кудаева – Нальчик: Каб. Балк...
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" icon«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconНациональный исследовательский университет высшая школа экономики
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск