Скачать 193.04 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет истории История искусства и литературы. Часть II для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра Автор программы: Вдовин Алексей Владимирович, PhD, доцент, avdovin@hse.ru Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г Председатель Утверждена УС факультета «___»_____________20 г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2012 1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», изучающих дисциплину «История искусства и литературы». Программа разработана в соответствии с: подготовки 030600.62 «История» Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 «История», утвержденном в 2012 г. 2 Цели освоения дисциплиныЦелью освоения дисциплины «История искусства и литературы» является формирование у студентов представлений об истории и теории литературы во взаимосвязи с социальной историей (в том числе историей культуры), а также о специфике литературных памятников как исторических источников. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: знать основы традиционной риторической и филологической терминологии и основные тексты европейского классического канона; иметь общее представление о различных концепциях периодизации истории словесности и традиционно определяемых чертах т.н. «больших стилей»; уметь искать качественные источники и научную литературу по истории вопроса как в книгах, так и в электронных базах, иметь общее представление о поиске в библиотеках и архивах; овладеть первичными навыками анализа художественного произведения, а также критического чтения и реферирования филологических текстов. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4 Место дисциплины в структуре образовательной программыКурс «История искусства и литературы» относится к базовой части цикла «История идей и история культуры» учебного плана подготовки бакалавров по направлению 030600.62 «История». Изучение курса базируется на следующих дисциплинах: иностранный язык, антиковедение, ведение в историю человечества, специальные исторические дисциплины, общая и историческая география. Основные положения и навыки, полученные в результате освоения истории искусства и литературы, могут быть использованы в дальнейшем при изучении истории правовых и политических учений, философии истории, истории Европы, истории России. 5 Тематический план учебной дисциплины
6 Формы контроля знаний студентов
Помимо указанных форм текущего контроля, на некоторых семинарских занятиях предусмотрены блиц-контрольные (5-8-минутные) работы в форме письменных тестов, проверяющих знание классических текстов. 7 Содержание дисциплины Курс строится как обсуждение представлений об «истории литературы». При этом теоретические построения описываются как порожденные и обусловленные меняющейся художественной практикой, что дает возможность предложить краткий очерк «больших стилей» и истории жанров. Вторая существенная для курса тема – соотнесенность истории литературы с историей общества в целом и специфика литературы как исторического свидетельства. Проверяются и уточняются уже имеющиеся у аудитории базовые представления об основных понятиях теории литературы; на практических занятиях в качестве иллюстративного материала выступают некоторые из важнейших текстов, образующих европейский классический канон (от Библии до романа XIX в.). Раздел 1. Введение. Источниковедение и литературоведение. Интернет-эвристика. Поиск источников (лекция – 2 часа) Раздел 2. Отражение социальной истории в художественной литературе (лекции – 2 часа, семинары – 4 часа) Тема семинара:
Раздел 3. Историческая подвижность в представлениях о границах художественной литературы (лекции – 2 часа; семинары – 6 часов). Тема семинаров: Границы научного и художественного. Литература и история: «литературная» и «историческая» репрезентация событий.
Раздел 4. Стабильные элементы в истории европейской словесности. Понятие жанра (лекции – 4 часов; семинары – 6 часов). Содержание лекций: Подвижность представлений о конкретных жанрах. Области традиционного и экспериментального: драматургия как литература для театра, причины и формы проявления ее консерватизма. Проблема традиционности лирических жанров. Темы семинаров: 1) «Поэтика» Аристотеля.
Раздел 5. Формирование представлений об истории литературы как о смене больших стилей (лекции – 16 часов; семинары – 10 часов). Содержание лекций: «Поэтика узнавания». Современные представления о степени «литературности» фольклора и средневековой словесности. Ориентация на греческую литературу как на образец в Древнем Риме. Представление об авторстве в средневековье. Новый культ античности в эпоху Возрождения. Спор о древних и новых во Франции конца XVII в. Историческая концепция Гердера. Романтизм и исторический взгляд на искусство. Романтизм как первое литературное направление, последовательно осознающее себя в противопоставленности предыдущим. Формирование представлений о художественном как новаторском. Первые русские опыты истории национальной литературы; историософия любомудров; формирование понятие «исторической поэтики» («История поэзии» С.П. Шевырева; спор о фактологическом и «философском» в описании истории словесности). Укрепление представлений об истории литературы как о смене больших стилей и доминирующих фигур к середине XIX в. «Историческая поэтика» А.Веселовского. Уточнение представления о «больших стилях» в работах формалистов. М.М.Бахтин: история литературы как история жанров. Ю.М. Лотман и его семиотика культуры. Темы семинаров: 1) «Мимесис» Э.Ауэрбаха: к вопросу об исторической и контрастивной поэтике. 2) Обсуждение понятия большого стиля, его развития и хронологических границ (К.Н.Леонтьев, «Анализ, стиль и веяние: о романах гр. Л.Н.Толстого»). 3) Концепция литературной эволюции у формалистов. Статья Тынянова «О литературной эволюции». 4) М.М.Бахтин об истории литературы как истории жанров. «Эпос и роман». «Проблемы поэтики Достоевского 5) Семиотика культуры Ю.М. Лотмана: бытовое поведение и литературные коды («Беседы о русской культуре») Раздел 6. Обсуждение форм и степени зависимости истории литературы от истории общества (лекции – 2 часа, семинары – 4 часа). Содержание лекций: Представления о романтизме как прямом следствии революции во Франции; ранние попытки попытки доказать имманентный характер истории искусства. Историко-культурная школа. Марксизм и учение о «надстройке». Социологизм В.Ф. Переверзева и дискуссии о нем в 1920-30-е гг. Концепция автономной истории искусства у формалистов. Социология литературы. Canon formation studies. Теория «литературного поля» П. Бурдье. «Новая экономическая критика». Литература и идеология Темы семинаров:
Раздел 7. Возможности описания истории мировой литературы как единого процесса в рамках transnational history (лекции – 2 часов; семинары – 2 часа). Содержание лекции: Особенности истории различных национальных литератур, механизм влияния и заимствования. Случай: т.н. «ускоренное развитие» русской литературы Нового времени. Изменение степени интенсивности взаимодействия европейских национальных литератур в различные эпохи. Автономность научных «историй» национальных литератур и общие тенденции развития европейской словесности. Особенности рецепции классического произведения в последующие эпохи и в других национальных культурах. Поиск повторяющихся и совпадающих элементов в литературных текстах разных эпох и национальных культур и различные научные объяснения этого явления. Мифологическая школа. Исследования контактных связей. Психоанализ. В.Я. Пропп об устойчивости сказочного нарратива и последующее развитие нарратологии. Теория интертекстуальности. Тема семинара: Семинар по статье Ю.М.Лотмана «К построению семиотической теории взаимодействия культур». Раздел 8. Некоторые понятия и сведения из области филологического источниковедения (лекции – 2 часа, семинары – 2 часа). Изучение творческой истории как конкретная филологическая задача и как универсальный научный метод. Понятие творческой истории в русской филологии с 1920-х гг. «Генетическая критика» во Франции. Тема семинара: Творческая история драмы Пушкина «Борис Годунов» 8 Образовательные технологии9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1 Тематика заданий текущего контроляПримерные темы для подготовки эссе: 1. Литературные архивы России и материалы по истории литературы в исторических архивах (обзор печатных путеводителей и сетевых сайтов). 2. Н.В. Гоголь как историк. 3. Повести о жизни в доисторические времена и в древности как популярный жанр детской и юношеской литературы и возможные причины его успеха. 4. «История одного города» Н. Щедрина как пародия: конфликт леворадикальных, либеральных и собственно научных представлений об истории. 5. М. Альтшуллер об этических и исторических взглядах, воплощенных в жанровой модели романа Вальтера Скотта (Опыт реферирования пространного научного текста). (Альтшуллер М.Г. Эпоха Вальтера Скотта в России: исторический роман 1830-х годов. Спб., 1996). 6. Слова «элегия», «ода» и «баллада» в названиях русских поэтических произведений ХХ века. 7. “The Tatler” и“The Spectator” Аддисона и Стиля и русские сатирические журналы XVIII в.: общее и различное. 8. Прижизненные издания Пушкина и русские поэтические книги его времени в Сети: алгоритм поиска и его результаты. 9. Прижизненные издания Байрона и английские поэтические книги его времени в Сети: алгоритм поиска и его результаты. 10. Анализ одного номера журнала «Современник» (под редакцией Пушкина): соотношение и взаимодействие литературных, научных и публицистических текстов. 11. Анализ одного номера журнала «Современник» (под редакцией Некрасова): соотношение и взаимодействие литературных, научных и публицистических текстов. 12. Философия истории в «Войне и мире» Толстого и современная Толстому научная мысль: материалы к истории вопроса, алгоритм их поиска и его результаты. 13. Изображение наполеоновских войн в «Ярмарке тщеславия» Теккерея: материалы к истории вопроса, алгоритм их поиска и его результаты. 14. Один русский перевод и два переложения оды Горация “Exegi monumentum”: Ломоносов, Державин, Пушкин (традиция научной интерпретации различий этих текстов). 15. Русские переводы поэм Гомера: способы адаптации древнего текста. 16. Русские переводы «Божественной комедии»: способы адаптации старинного инокультурного текста 17. Русские переводы «Гамлета»: способы адаптации старинного инокультурного текста. 18. «Мера за меру» Шекспира и «Анджело» Пушкина: трансформация английского произведения в русской версии. 9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины(Итоговый контроль, 4 модуль)
10 Порядок формирования оценок по дисциплинеРезультирующая оценка по дисциплине «История искусства и литературы» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 29.06.2012 г. (протокол №38). Учитывается не только степень усвоения проблематики лекций, но и текстуальное знание минимума классических произведений, знакомство с рекомендованной научной литературой, продемонстрированные на семинарах способности к анализу конкретного материала. Необходимой частью освоения курса и условием допуска к экзамену является выполнение домашней письменной работы на одну из предложенных тем (10-20 тыс. знаков). Темы имеют разный характер, и в зависимости от решения студента работа может иметь библиографический, реферативный (что, однако, потребует от автора индивидуального труда, в т.ч. и аналитической деятельности), так и вполне творческий характер (эссе). В любом случае такая работа предполагает развитие навыков академического письма, самостоятельного поиска научной литературы и библиографической корректности. При обнаружении следов плагиата задание не считается выполненным; в этом случае студенту будет предложено представить новый вариант работы, но не позднее, чем за 2 дня до экзамена. Экзамен представляет собой устный ответ на два вопроса из заранее сообщенного студентам списка, содержащиеся в традиционном билете; характер вопросов определен тематикой лекций; третье задание, содержащееся в билете, носит практический характер и проверяет знание текстов классических произведений, обсуждавшихся на семинарах. Активная работа на семинарах положительно влияет на результирующую оценку; в случае неудачного ответа на вопросы билета право на дополнительный вопрос получают студенты, работавшие на семинарах и сдавшие самостоятельную домашнюю работу. В целях проверки степени самостоятельности работы преподаватель также оставляет за собой право задать связанный с ней вопрос студенту в ходе экзамена. Таким образом, преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оцениваются правильность выполнения предлагаемых на занятии заданий (понимание письменного текста, проверочная работа – блиц-контрольная - на знание текста и т.п.), активность участия в дискуссиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оцениваются полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Оценка за текущий контроль (3-4 модули 2 курса обучения) складывается: Отекущий = n1·Ок/р + n2·Оэссе При этом: n1·= 0,5 n2·= 0,5 Накопленная оценка за 3-4 модули 2 года обучения учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная2 = k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа При этом: k1 = 0,4 k2 = 0,3 k3 = 0,3 Онакопленная Итоговая= Опромежуточная 1 + Онакопленная 2 В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине (промежуточная оценка за Ч.1 (1 курс) и итоговая оценка за Ч.2 (2 курс)), которая формируется по следующей формуле: Орезульт итог = q1·Оитог.контроль(экз.) + q2·Онакопленная Итоговая q1 = 0,5 q2 = 0,5 Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине – арифметический. ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей. 11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1 Базовые учебникиБройтман С.Н. Историческая поэтика. М.: РГГУ, 2001 Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: «Наследие», 1994. Стеблин-Каменский М.И. Историческая поэтика. Л.: «Наука», 1978. 11.2 Основная литератураБиблия1 Аристотель, «Поэтика» (напр., в пер. М.Л. Гаспарова: Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. М.: Мысль, 1983. Т.4). Гомер, «Одиссея» Данте, «Божественная комедия» Ж.Расин, «Федра» Ф.Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль» М.Сервантес, «Дон Кихот» Шекспир, «Гамлет» «Слово о полку Игореве» (напр., по изд.: М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950, серия «Литературные памятники http://feb-web.ru/feb/slovo/default.asp?/feb/slovo/texts/a50/a50.html ) любая из былин (напр., по изд.: Свод русского фольклора. Былины: В 25 тт. Спб.: Наука; М.: Классика, 2001; см. также: http://feb-web.ru/feb/byliny/default.asp?/feb/byliny/texts/rf1/rf1.html) Н.М.Карамзин, «История государства Российского» А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «История пугачевского бунта», «Капитанская дочка» А.И.Герцен, «Былое и думы» (вместе с «западными» главами) Л.Н.Толстой, «Война и мир», «Анна Каренина» К.Н.Леонтьев, «О романах гр. Л.Н.Толстого: Анализ, стиль и веяние» (изд.: М.; 1911; см. также: http://feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/leo/leo-001-.htm). А.Н.Веселовский, «Из истории эпитета» (напр., по изд.: Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989) Ю.Н.Тынянов, «Литературный факт» (напр., по изд.: Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977, с.255-269; см. также: http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/poet4.htm) Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции (напр., по изд-ю: Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977) В.Ф.Переверзев, Социальный генезис обломовщины // Печать и революция. 1925. №2. Э.Ауэрбах, «Мимесис» (напр., по изд.: Ауэрбах Эрих. Мимесис. М.: Прогресс, 1976 или: М., Спб.: Университетская книга, 2000); он же, «Филология мировой литературы» (рус. пер. опубл.: Вопросы литературы, 2004, №5; см. также: http://magazines.russ.ru/voplit/2004/5/ma7.html М.М.Бахтин, «Эпос и роман» (напр., по изд.: Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975; см. также: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/bahtin/epos_roman.php) Лотман Ю.М. К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект) // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство», 2010. С. 603-614. Зорин А,Л. Заветная триада. Меморандум графа Уварова 1832 года и возникновение доктрины «православие – самодержавие – народность» // Зорин А.Л. «Кормя двуглавого орла…» Литература и гос. идеология в России в последней трети 18 – первой трети 19 в. М.: «НЛО», 2001. С. 339-374. Киселева Л.Н. Становление русской национальной мифологии в николаевскую эпоху (сусанинский сюжет) // Лотмановский сборник. Вып. 2. М., 1997. С. 279-303. 11.3 Дополнительная литератураИсторическая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М.: «Наука», 1986. История всемирной литературы: В 8 тт. М.: Наука, 1983-1994 (см. также: http://feb-web.ru/feb/ivl/default.asp) Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. СПб.: «Алетейя», 1997. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: «Наука», 1990. Михайлов А.В. Избранное. Историческая поэтика и герменевтика. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2006. Справочники, словари, энциклопедии Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966 (см. также: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/) Литературная энциклопедия: В 2 тт. М.; Л.: Изд-во Л.Д.Френкель, 1925 (см. также: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/) Литературная энциклопедия: В 11 тт. М., 1929-39 (см. также: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/) 12 Материально-техническое обеспечение дисциплины Для проведения занятий по дисциплине используется проекционный экран и проектор, а также компьютер с доступом к интернету (в основном для демонстрации методов библиографического поиска и поиска качественных источников в Сети). 1 Все названные ниже тексты, в том числе и научные, являются классическими и многократно переиздавались; студент может пользоваться любым изданием, в том числе и имеющимися в большинстве случаев электронными версиями в Сети (обычно их тоже несколько); для научных работ мы указываем какое-либо конкретное издание, но этот выбор не является обязательным для студента. В случае с текстами русских классиков предпочтительно пользоваться научными изданиями, напр., академическими собраниями сочинений (и их электронными версиями). |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Нормативные документы, использованные при разработке основной образовательной программы 5 | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Баскаков Владимир Анатольевич, старший преподаватель кафедры Маркетинга и Рекламы | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Искать учебные ресурсы лучше на соответствующих страницах крупных образовательных порталов | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Устав образовательного учреждения. (Наличие и правильность оформления раздела по охране труда) | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19 | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Гос впо по специальности подготовки 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... В соответствии с Законом Челябинской области "О стимулировании туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области" Правительство... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа 020400.... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, переутвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... ... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... П18 Паремические жанры русского фольклора [Текст]: методические рекомендации по изучению курса / З. Ж. Кудаева – Нальчик: Каб. Балк... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо | ||
«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Национальный исследовательский университет высшая школа экономики Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |