Наука об искусственном





Скачать 150.22 Kb.
НазваниеНаука об искусственном
Дата публикации10.08.2013
Размер150.22 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Информатика > Анализ

Наука об искусственном



3 типа наук:

1. естественные науки (физика, химия, биология): изучение закономерностей среды, явлений

2. науки об обществе (социология, культурология)

3. науки об искусственном (робототехника, виртуалистика (наука об искусственных средах), семиотика (наука о знаковых системах и о куммуникациях), ИИ (моделирование процессов, связанных с мозгом, либо результатов), искусственная жизнь (компьютерное моделирование организации живых систем))

Различия между ЕН и НИ:

Признаки

ЕН

НИ

Кто определяет область исследования

Природа (обл. иссл. стабильна)

Человек/сообщество (обл. иссл. зависит от позиции наблюдателя)

Какие основные методы используются

Анализ (доминируют аналитические методы, описание с помощью модели, оперирующей точными данными)

Синтез, имитационное моделирование

Какие модели применяются

Дескриптивные (описывают то, чем является объект)

Нормативные (что должен делать объект)

Каков объект исследования

Пассивный

Активный (виртуальные субъекты)

Как происходит формирование и смена парадигмы и как происходит переход от науки к технологии

Медленно

Быстро



Основные хар-ки искусственных объектов по Т. Саймону





  1. Искусственные объекты конструируются (причем не всегда преднамеренно) людьми или другими ИО (в процессе взаимодействия)

  2. ИО можно характеризовать их целями, функциями и степенью адаптации к среде

  3. ИО часто (особенно при проектировании) рассматриваются не в описательных терминах, а в терминах технического задания

  4. ИО м.б. похожими на естественные, но заметно отличаться от них в плане нескольких естественных признаков (недостаток Саймона)

4*. (Колмогоров, принцип умеренного функционализирования) ИО определяются не столько похожей структурой, формой, сколько подобными функциями, по отношению к ЕО. ИО д.б способны решать аналогичные задачи

Определения интеллекта





  1. Способность решения задач на основе символов (символьных представлений)

  2. Способность к обучению и самообучению

  3. Способность интерпретации и понимания текстов

  4. Способность к адаптации к сложной динамической среде



Основные направления в ИИ



1 – символьное (когнитивное, логическое) направление

1.1 – неклассические (нетрадиционные) логики

1.2 – семиотическое моделирование (прикладная семиотика)

2 – бионическое направление

2.1 – конпекционизм (нейронные сети, нейровычисления)

2.2 – эволюционное моделирование (генетические алгоритмы)

2.3 – моботицизм (мобильные объекты)
Направления различаются по ответу на вопрос "Должен ли ИИ походить на естественный?".

1 – нет. Опираются на гипотезу Алана Ньюэлла (гипотеза о физической символьной системе): любое интеллектуальное поведение человека м.б. сведено к манипуляции над символами.

2 – противоположная идея
Логический подход опирается на 3 представления:

1. Формальная система: FS=(T, R, A, P):

T – термы (алфавит системы)

R – множество синтаксических правил

A – множество аксиом

P – множество правил вывода
2. Алгебраическое представление логики (логическая матрица):

LM=(D, L, ):

D – множество значений истинности

L – множество выделенных значений истинности

 – множество возможных операций

Пример: логическая матрица булевой логики LMBL=({0,1}, {1}, {, , , })
3. Модель алгебраической системы:

AS=(X, , )

X – носитель (основа) системы (непустой)

 – множество возможных операций (={ij}, j – арность операции)

 – множество предикатов (например n: Xn{0,1} – бинарный предикат; предикаты в теории отношений играют такую же роль, как и характеристическая функция в теории множеств)

Возможны 2 варианта:

а) отсутствует  – универсальная алгебра UA=(X, )

б) отсутствует  – классическое определение системы, модель M=(X, )
Нетрадиционные логики:

Есть 2 пути построения неклассических логик:

  1. Расширение (обобщение) классических логик (например, класс модальных логик)

  2. Переосмысление классических логик и построение таких неклассических логик, где практически все компоненты подвергаются пересмотру (например, многозначная логика LMMVL=({0, 0.5, 1}, {, , , }))


Информационная единица: IU=(O, A, V, CF), O – объект, A – атрибут, V – значение атрибута, CF – фактор уверенности.

Неклассические логики нужны потому, что в классических на вывод не влияет добавление новой информации, а на самом деле это не так.

Примеры нечетких логик


Поспелов ввел понятие серых и черно-белых шкал. Серые шкалы – шкалы, у которых переход от "положительного" свойства к "отрицательному" происходит плавно и постепенно. Любой объект оценивается значением на этой шкале. Но бывают объекты, для которых возникает точка разрыва (например, когда эксперты не могут сказать ни за, ни против). Это черно-белые шкалы.

Логическая матрица 4-х значной логики: LMF=({-1, 0, ?, +1}, , , , )

Логическая матрица лингвистической логики: LMFL=([0, 1], [, 1], n, T, S, I), где

 – порог истинности, n – отрицание, T – конъюнкция (треугольная норма), S – дизъюнкция (треугольная конорма), I – расширенная импликация.

Примеры отрицаний:

n: [0,1][0,1]

Аксиомы:

  1. n(0)=1, n(1)=0

  2. , [0, 1]   n()n() (антитонность)

  3. n(n())= – инволютивность

Примеры:

  1. n0=x=1-x

  2. Квадратичное: n2(x)=

  3. Параметризованное (Сугено): n=, -1<



Семиотическое моделирование


Семиотика – наука о знаковых системах. Основоположник – Де Соссюр и Ч. Пирс. В основе – представление знака в виде треугольника (тр-к Фреге).Любой знак состоит из: 1) означаемое (что знак значит, некоторый внешний объект), 2) означающее, 3) смысл. Поспелов предложил понятие семиотической модели.

Семиотическая система – ФС: SS=(T, R, A, P, , , , ), где , , ,  – правила модификации T, R, A, P соотв. Это динамическая система. Семиотическая система м.б. представлена в виде автоматной модели, где ФС являются ее состояниями, а операции модификации – функциями перехода.

Бионическое направление




Сторонники бионического направления утверждают, что утверждение есть набор связей. Нужно выделить примитивные элементы, опирающиеся на реальные факты.

В основе конпекционизма (2.1) лежит модель формального нейрона (предложили Pitts и McCallock, 1943).

Нейроны объединяются в сети (это самое сложное) и происходит обучение путем изменения весовых коэффициентов. Бывает обучение с учителем и без.

Эволюционное моделирование (2.2)

В основе лежит принцип: для того, чтобы понять как работает интеллект, надо промоделировать ее эволюцию. Генетический алгоритм – это простая модель эволюции в природе, реализованная в виде компьютерной программы. В нем используются аналоги генетического наследования и естественного отбора. Основные понятия эволюционной теории Дарвина: ген, хромосома, популяция (группа особей, свободно скрещивающихся, существующих в ограниченном промежутке времени и в ограниченном ареале). Законы Дарвина: мутация, борба за выживаемость, естественный отбор. Хромосома представляется вектором из нулей и единиц, каждая позиция называется геном. Индивидуум – набор хромосом=вариант решения задачи. Мутация – случайное изменение одной или нескольких позиций в хромосоме. Для характеризации борьбы за выживаемость была введена функция fitness – функция пригодности, приспособленности, полезности. Это степень значимости особи для выживания популяции.

Инженерия знаний



Цикл инженерии знаний – основа построения интеллектуальной системы (ИС). Он состоит из 5 компонент:

  1. Приобретений знаний

  2. Представление знаний

  3. Пополнение знаний

  4. Поддержка знаний

  5. Передача знаний

1, 2 и 5 присутствуют всегда. Можно дать классификацию ИС в зависимости от этих этапов:

  1. Экспертные системы (ЭС) – функционируют на основе эвристических знаний, полученных от экспертов, могут давать рекомендации, сопоставимые с советами экспертов.

  2. Интеллектуальные информационные системы (состоят из баз знаний) – акцент на 2-м этапе

  3. ИС поддержки принятия решений – основной акцент на 3-м этапе

  4. Интеллектуальные регуляторы – база знаний сводится к обычным правилам

  5. Системы когнитивной графики



Экспертные системы



Системы, основанные на эвристических знаниях.

Приобретение знаний из различных источников:

а) эксперт, специалист в данной проблемной области. Этот этап тесно связан с психологической диагностикой, тестированиями, опросниками. На этом этапе происходит вербализация, структурирования и начальная формализация знаний. ("как"-знания)

б) разные тексты (руководства, справочники и т.п.). (декларативные знания или "что"-знания).

в) электронные источники (базы данных, Internet)

г) приборы, оборудования (регистрация информации, полученная от них)

Приобретение знаний во многом – вопрос искусства, психологии и диагностики.

На 1-м этапе происходит взаимодействие специалистов 3-х категорий: эксперт должен отдать свои знания, инженер по знаниям должен структурировать знания и довести до программиста.

Представление знаний в памяти ЭВМ. Есть специальные модели и языки представления знаний (FRL, KRL).

Пополнение знаний происходит за счет машинного вывода – автоматического рассуждения (дедуктивного, индуктивного или абдуктивного).

Передача знаний – построение всевозможных интеллектуальных интерфейсов, служащих для переноса знаний от компьютера к пользователю.

Центральный этап – представление знаний.

Модели представления знаний





  1. Сетевые: семантические сети, концептуальные графы, сценарии, фреймы

  2. Логические: логика предикатов 1-го порядка, продукционные системы

  3. Алгебраические: алгебраические системы (универсальные алгебры, реляционные системы)

  4. Лингвистические: универсальные семантический код, лингвистические переменные



Семантические сети


СС – ориентированный граф (мультиграф), вершинам которого ставятся в соответствие некоторые понятия (объекты, суждения, события), а дугам – отношения между ними.

Пример отношений: класс-экземпляр, род-вид, целое-часть.

Виды СС:

  • однородные и неоднородные, в зависимости от количества типов отношений

  • простые и структурированные (рекурсивные) – многослойная структура

Простейшую СС можно определить как SS=(V, A). Для сценария A – отношения порядка, V – события.

Фреймы


Фрейм – некоторая стереотипная (минимальная) структура для представления знаний в стандартных ситуациях.

Fr=(N, {i, Vi>}), i=1, …, n. N – имя фрейма, i, Vi> – слот, Gi – имя слота, Vi – значение слота. Выдяляют фреймы-прототипы (Vi не определено) и фреймы-экземпляры (означенные фреймы).

Фрейм – минимальный набор аттрибутов, достаточный для определения понятия.

Лингвистические модели представления знаний


1. Универсальные семантический код (УСК). Мартынов предложил, что любое предложение естественного языка можно представить в виде ядра SAO, где S – субъект, A – действие, O – объект. Возможны вариации: S1S2AO, SA1A2O, SAO1O2, SA, A (м.б. все сочетания). UA*=(SAO, *).

2. Лингвистические переменные. Модель типа ЛП – попытка рассмотреть связь между понятием, его значением и смыслом. Лингвистическая переменная – такая переменная, значениями которой м.б. не только числа, но и слова и словосочетания какого-либо естественного или искусственного языка. Эту модель придумал Л. Заде.

LV=(L, T, X, G, M), где L – название лингвистической переменной, T – множество лингвистических значений (терм-множество ЛП), X – универсальное (базовое) множество ЛП, G – грамматика – множество синтаксических правил, позволяющее переходить от простых термов к составным, M – множество семантических правил, описывающих смысл термов из T (отношение между T и X).

G=TT*

Отношение между T и X – отношение полиморфизма. M:T X.

Любому объекту из T* соответствует множество AX.

Есть ЛП 2-х типов: с естественной числовой шкалой (возраст) и без нее (красота, эстетичность). Для 2-го случая есть 2 пути решения: 1) выбрать эталон, 2) ввести некоторые числовые параметры (90x60x90).

Используются нечеткие множества и плотности вероятности.

Продукционные системы


Прод. модель основана на правилах, позволяет представить знания в виде предложений типа "Если (условие), то (действие)". Факт: f = X is A. Продукционное правило: r = if X1 is A1 and … and Xn is An then Y is B.

Продукционная экспертная система: ES=(F, R, I), F={fi}, R={rj}, I – интерпретатор (механизм вывода).

Архитектура простой продукционной ЭС:
ППП – некоторый алгоритм+данные. ЭС – программа, в которой нет алгоритма, ЭС=знания+вывод.

Интеллектуально0информационная система – ЭС, в которой машина вывода отсутствует или вывод очень примитивный.

Интеллектуальный регулятор – входные данные как у регулятора.

Ядро всегда остается неизменным.

Отношения



n-арное отношение RX1X2…Xn

соответствие RXY

бинарное отношение RXX

Нечеткое отношение: R={[(x,y), R(x,y)]}, x, yX, R – степень связи x и y. Такое отношение эквивалентно отображению R: XX[0, 1].

Есть 3 группы свойств отношений:

  1. рефлексивность и антирефлексивность

  2. симметричность и антисимметричность (ассиметричность)

  3. транзитивность и антитранзитивность

Рефлексивност определяется единичным отношеним ER, E(x)=x.





Свойство

Антисвойство

Рефлексивность

ER – единичное отношение

R(x,x)=1, xX

R(x,x)>R(x,y), x,yX – слабая рефлексивность

R(x,x)>, 0<<1 – пороговая -рефлексивность

ER=

R(x,x)=0, xX

R(x,x)<R(x,y)

R(x,x)<

Симметричность

R=R-1

R(x,y)=R(y,x) , x,yX

RR-1= – ассиметричность

RR-1E – антисимметричность

min(R(x,y), R(y,x))=0, x0


Транзитивность

RRR

RRR


Классификация отношений:

Нечеткие множества



Самое слабое определение нечеткого множества A: A:XL, L – линейно упорядоченное множество. Удобнее работать когда L – решетка.

Разновидностей нечетких множеств много. Можно их классифицировать по области определения функции или по области значений. Вместо X м.б. 2X – нечеткая мера (квазимера); [0, 1] X – в каждой точке значение нечеткого множества – нечеткое мн-во; R – нечеткое число; X ( – область статистики) и др.

L м.б. решеткой (пример: [0, 1], [-1, 1]), L1L 2…L n.

Основные операции над нечеткими множествами:


Название

Математическая запись

Лингвистическая связь

Пересечение

AB  AB(x)=min{A(x), B(x)}xX

И

Объединение

AB  AB(x)=max{A(x), B(x)}xX

ИЛИ

Дополнение

A  A(x)=1-A(x) xX

НЕ


F(X)=[0, 1] X – обобщенное понятие множества всех нечетких подмножеств.

F(X)={ | :X [0,1]}

Алгебра нечетких множеств: FA=(X, F(X), min, max, , 0, 1)


Название

Математическая запись

Лингвистическая связка

Концентрирование

Con A  Con A(x)=(A(x))n, n2, xX

очень

Растяжение

Dil A  Dil A(x)=(A(x))1/n, n2, xX

довольно

Интенсификация контраста









Множество уровня нечеткого множество


A={xX | A(x)}, [0, 1]

Есть 2 важных множества уровня:

носитель: supp A={xX | A(x)>0}

ядро: kern A={xX | A(x)=1}

Можно обойтись без нечетких множеств: разбить [0, 1] на n уровней (при n) и рассмотреть обычные теоретико-множественные операции.

Условие эквивалентности: F(X)={ | :X[0,1]}  ={[0, 1]2 X | а) A0=X, б) 1, 2[0, 1] 12  A1A2}

Теорема представления: Класс всех нечетких множеств можно эквивалентным образом представить бесконечным семейством четких множеств уровня, удовлетворяющих условиям а) ограниченности и б) антитонности.
Есть варианты расширения нечеткой логики Заде.




И

ИЛИ

Канонический базис

T0(x,y)=min(x,y)

S0(x,y)=max(x,y)

Вероятностный базис

Tp(x,y)=xy

Sp(x,y)=x+y-xy




Tb(x,y)=max(x+y-1, 0)

Sb(x,y)=min(x+y, 1)


Примеры других операцй: Hamacher: H(x,y)=, H*(x,y)=, 0<

(рассм. при =0, =1, =)
Аксиоматическое определение классов операций над нечеткими множествами.

n: [0,1][0,1]

а) ограниченность: n(0)=1, n(1)=0

б) антитонность: x, yX, xy  n(x)n(y)

в) инволютивность: n(n(x))=x
Треугольные нормы и конормы:

T: [0,1][0,1][0,1]

S: [0,1][0,1][0,1]


T

S

T(0,0)>0, T(1,x)=T(x,1)=x

ограниченность

S(1,1)=1, S(0,x)=S(x,0)=0

T(x,y)=T(y,x)

S(x,y)=S(y,x)

u,v: ux, vy T(u,v)T(x,y)

u,v: ux, vy S(u,v)S(x,y)



Классическая теория мер



Тесно связана с вероятностью. Интерпретации вероятности:

1) (фон Мизес) Предел некоторой частоты событий. Вероятность события равна p=, n – число испытаний, m – число заранее желаемых событий (частотная вероятность)

2) (Колмогоров, аксиоматическая теория) P:2X[0,1] такое, что:

а) P()=0, P(X)=1 – ограниченность

б) монотонность: A, B2X AB  P(A)P(B)

в) аддитивность A, B2X AB=, P(AB)=P(A)+P(B)
Отличия от нечетких множеств:

  1. Условие нормировки: , а в нечетких множствах max((x))=1

  2. В н.м. X[0,1], а здесь 2X[0,1]

Нечеткие множества характеризуют экстремальные значения, а теория вероятностей связана с операциями усреднения.

Наиболее слабое место в этом определении – 3-я аксиома (объединение может не совпадать с суммой). Это очень ограниченный вариант. Теория мер не подходит для открытых систем.

Возникает теория квазимер. Ее предложил японский специалист Sugeno: g: 2X[0,1] – однопараметрическое расширение традиционной меры:

  1. g()=0, g(X)=1

  2. A, B2X AB  g(A)g(B)

  3. непрерывность:  последовательности A0A1…An или A0A1…An

  4. -правило g(AB)=g(A)+g(B)+g(A)g(B), [-1, ) (AB=)


При =0 получаем P. При <0 – субаддитивные, а при >0 – супераддитивные меры.

Дюбуа и Прейд (Dubois, Prade) предложили меру:

1,2) -//-; 3) A, B2X AB=, g(AB)=S(g(A), g(B)) (S – треугольная конорма)

Меры возможности и необходимости



Мера возможности Заде: : 2X[0,1]:

  1. ()=0, (X)=1

  2. A, B2X AB  (A)(B)

  3. A, B (AB)=max{(A), (B)}

Мера возможности – мерая, которая исходит из того, что для того, чтобы выполнялось объединение двух событий достаточно выполнения одного из них.

Мера двойственная к мере возможности – мера необходимости N: 2X[0,1]:

  1. N()=0, N(X)=1

  2. A, B2X AB  N(A)N(B)

  3. A, B N(AB)=min{N(A), N(B)}

Комбинация событий реализуется когда выполняются оба события

N(A)=1-(A)

N(A)P(A)(A)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Наука об искусственном iconМодели смысла и сознания в искусственном интеллекте
На их основе синтезированы искусственные интеллектуальные среды, позволяющие количественно оценить взаимодействие между разнообразными...
Наука об искусственном iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эвм. Главная задача в искусственном интеллекте (ИИ) — научиться хранить знания таким образом, чтобы программы могли осмысленно обрабатывать...
Наука об искусственном iconТемы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника
Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука...
Наука об искусственном iconТест по теме «Биология – наука о живой природе». Задания с выбором...
Настоящее «Положение о Правлении Общества» (в дальнейшем именуемое Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом “Об...
Наука об искусственном iconНаука и техника
Настоящее «Положение о Правлении Общества» (в дальнейшем именуемое Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом “Об...
Наука об искусственном iconТема «Биология как наука»
Настоящее «Положение о Правлении Общества» (в дальнейшем именуемое Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом “Об...
Наука об искусственном iconМатематика – наука ложная!∞ Точнее – неточная. Все приросли мозгами...
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»
Наука об искусственном iconВикторина на пультах. Наука Пешехода. Занятие инспектора гибдд ковалевой Л. М. Наука Ремесел

Наука об искусственном iconИнформация в сфере теплоснабжения ОАО нпо «Наука» за 2012 года
Настоящее «Положение о Правлении Общества» (в дальнейшем именуемое Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом “Об...
Наука об искусственном iconОбразовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»...
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
Наука об искусственном icon1. билогия наука о живой природе биология как наука
Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года
Наука об искусственном iconСписок литературы на выставку «Ботаника-наука о растениях» Барабанов Е. И
Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы»
Наука об искусственном icon“Управление проектами в рекламе: система и личность, наука и творчество” Екатерины Ивович
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Наука об искусственном iconРеферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
Наука об искусственном iconЮ. а гусев наука как духовная парадигма: «О, сколько нам открытий...
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
Наука об искусственном iconХарактеристика учебного
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск