Класс





Скачать 230.55 Kb.
НазваниеКласс
страница1/3
Дата публикации30.06.2014
Размер230.55 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2   3
Урок в музее

Авторы - разработчики:

Сабельникова Светлана Игоревна, Ульяхина Любовь Геннадьевна
Место проведения урока:




Государственный исторический музей

http://www.shm.ru/zal1.html

Телефон: (495) 692-40-19, 692-68-17, 692-37-31

Адрес: Москва, Красная площадь, дом 1

Проезд: пешком от станции метро «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь революции»

Тип урока: интегрированный


Предмет

Тема

Класс

Литературное чтение

Рукописные книги Древней Руси.

4

Изобразительное искусство

Древний город и его жители (группа авт. под рук. Б.М. Неменского)

4

Технология

Переплетные работы (авт.Н.И. Роговцева)

4

Технология

Создание титульного листа (авт.Н.И. Роговцева)

4

Русский язык

Лексическое значение слова (авт. Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова )

4

Русский язык

Глаголы прошедшего времени. (авт. Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова )

4

Русский язык

Развитие речи. Летопись. Дневник. Хроника.

4

Окружающий мир

Мир глазами историка (авт.А.А.Плешаков)

4

Окружающий мир

Мир древности далекий и близкий (авт.А.А.Плешаков)

4

Окружающий мир

Из книжной сокровищницы Древней Руси (авт.А.А.Плешаков)

4


Тема проекта:

«Се начнемь повѣсть сию»

(Проект «Летопись»)
Цель учителя: организовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся 4 класса.
Задачи:

  1. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  2. формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре, истории и современности России;

  3. понимание литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  4. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  5. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре;

  6. освоение доступных способов изучения развития науки и культуры;

  7. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

  8. формирование первоначальных представлений об исторической роли книги;

  9. усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.



Предварительная работа

  1. Создание проблемной ситуации.

На уроке литературного чтения при изучении темы «Рукописные книги Древней Руси» учитель показывает изображения страниц Радзивилловской летописи (не называя слово летопись) и беседует с детьми о том, что они видят, что это может быть с их точки зрения и почему.

Изображения представлены на сайте http://www.bibliotekar.ru/rus/95.htm





Учитель раздает детям текст с современным переводом.

В год 6453 (945)…Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его был Асмуд, и воевода был Свенельд, тот был отец Мстиши. Сказали же древляне: «Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а на Подоле не жили люди, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а место для ловли птиц было вне города. Двор теремной и другой двор были, где стоит сейчас двор деместика, позади церкви святой Богородицы, над горою. Был там каменный терем. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе и спросила их: «Хорошо ли, гости, дошли?»

(полный текст на сайте http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869)

Работать с текстом можно как на уроке литературного чтения, так и русского языка и изобразительного искусства, окружающего мира (темы указаны в пояснительной записке к уроку)

В ходе работы с текстом (дети делают пометки на листе) учитель обращает внимание детей на особенности текста:

- указание времени;

- указание имен собственных;

- описание событий в хронологической последовательности (дети делят текст на части);

- наличие подробных описаний;

- наличие глаголов в прошедшем времени;

- топографическая точность описания деталей;

- отсутствие эмоционально-оценочной деятельности и авторского отношения к событиям и людям;

- тип текста: повествование с элементами описания.

Справка для учителя:

Все указанные выше черты являются особенностью написания летописей или летописных текстов.

  1. Определение цели проекта.

Целью проекта в 4 классе может быть создание макета рукописной книги-летописи класса. Этот проект желательно реализовать с начала 4 класса, чтобы к выпуску из начальной школы проект был завершен.

  1. Создание групп и определение задач для каждой группы.

Учитель предлагает детям объединиться в три группы: «лингвисты», «художники-оформители», «переплетчики». Распределение детей в группы происходит с учетом их интересов и способностей.

Задания для каждой группы формулируются на основании работы с текстом и изображениями Радзивилловской летописи.

Задание для группы «лингвисты»:



Изучить типы шрифтов (устав, полуустав).

Выяснить, что такое рукописный текст, как выглядел инструмент, которым наносили текст.

Научиться писать разными шрифтами.

Составить словарь необходимых для работы слов (устав, полуустав, летопись, титло и др.)

Создать список глаголов, необходимых для описания событий.

Записывать в блокнот «важные» события, происходящие в классе, с использованием созданного ими списка глаголов.



Задание для группы «художники-оформители»:



Изучить оформление титульных листов.

Выяснить, как оформлялись страницы рукописной книги.

Научиться различать стили оформления рукописной книги.

Научиться создавать миниатюры (рисунки могут быть пиктографическими).

Составить словарь необходимых для работы слов (киноварь, миниатюра и т.д.)

Создать эскизы для оформления летописи.

Задание для группы «переплетчики»:


Изучить типы (свиток, кодекс), структуру книги, типы материалов, из которых изготовлялась обложка и страницы книги.

Выяснить, как сделан переплет рукописной книги.

Научиться переплетать книгу разными способами.

Составить словарь необходимых для работы слов (свиток, кодекс, пергамент корешок и т.д.)

Создать макет будущей книги для создания летописи класса.




  1. Посещение музея.

В залах музея дети, рассматривая экспонаты, отмечают именно те особенности книги, которые необходимы для выполнения профильного задания.

Маршрут

Остановка 1.

Зал 8. Древнерусское государство в IX–XII вв.

Витрина 7-8






Справка для учителя:

Особый интерес представляют древнерусские книги, переводная богослужебная литература, оригинальные произведения. Выдающимся памятником древнерусской литературы стала «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. В летопись вошли древние сказания о дунайской прародине славян, первых князьях, тексты договоров Руси с греками X в., описание далеких и современных составителю событий русской истории. (http://www.shm.ru/zal8_v8.html)

- Возьмите в руки рабочие листы, посмотрите на витрины, расположенные в зале. Какая группа может выполнить часть заданий у этих витрин? Что вы будете делать? Как будете фиксировать выполняемую работу? (Ответы детей, например, делать зарисовки типов шрифтов, записывать название источника, номер витрины, название зала музея. При необходимости обратиться к работникам музея за консультацией).
Остановка 2.

Зал 8. Древнерусское государство в IX–XII вв.

Витрина 12

Справка для учителя:




Сборник XV в., в состав которого вошла «Русская Правда», – древнейший свод законов, записанный при Ярославе Мудром и его сыновьях в XI в.

Рядом, в специальном стеклопакете, экспонируется новгородская берестяная грамота XI в.

Ниже грамоты можно увидеть шестигранную подвеску с изображением трезубца. Трезубец – родовой знак княжеской династии Рюриковичей, утвердившейся на Руси с IX в. и правившей вплоть до XVI в.

На подиуме витрины в копии представлена вторая по древности из сохранившихся русская книга – «Изборник», составленный по приказу князя Святослава Ярославича в 1073 г. На одной из первых страниц можно видеть портрет самого князя с женой и сыновьями. (http://www.shm.ru/zal8_v12.html)

- Возьмите в руки рабочие листы, посмотрите на витрины, расположенные в зале. Какая группа может выполнить часть заданий у этих витрин? Что вы будете делать? Как будете фиксировать выполняемую работу? (Ответы детей, например, описать материал, из которого сделана книга (береста, пергамент), рассмотреть иллюстрации, описать по ним сюжет, рассмотреть используемые цвета для шрифтов и оформления, фиксировать номер витрины, название зала музея)

Остановка 3.

Зал 8. Древнерусское государство в IX–XII вв.

Витрина 13

Справка для учителя:

В верхней части витрины находится копия миниатюры Радзивилловской летописи – список «Повести временных лет», древнейшей русской летописи начала XII в., написанный и иллюстрированный великолепными миниатюрами XV в. Миниатюры Радзивилловской летописи широко представлены в экспозиции всех залов, посвященных истории Древней Руси. Миниатюра иллюстрирует летописный текст об отправке в 1015 г. киевским великим князем Владимиром своего сына Бориса с дружиной на оборону русских рубежей от печенегов. http://www.shm.ru/zal8_v13.html

- Дети, с фрагментами именно этой летописи мы с вами работали на уроке. Давайте вспомним, как называется эта летопись, чем она уникальна? Обратите внимание на запись даты, вспомните, как она оформлялась. Продолжим работу с рабочими листами. С какими новыми словами вы познакомились во время экскурсии, зафиксируйте их. Как будет находить их определения? (Ответы детей).
Остановка 4.

Зал 9. Древнерусский город

Витрина 3

Справка для учителя:

В витрине 3 можно видеть самую первую берестяную грамоту, найденную в новгородской земле в 1951 г. Она датируется XIV в. и представляет собой отчет управляющего крупной боярской вотчиной о сборе оброка. К настоящему времени обнаружено около 1000 берестяных грамот, освещающих историю города с XI в.

http://www.shm.ru/zal9_v3-5.html

-В витрине номер 3 вы видите уникальный памятник русской культуры: самую первую берестяную грамоту. Как она выглядит? (Ответы детей).Чем она отличается от страниц рукописных книг? (Ответы детей).
Остановка 5.

Зал 9. Древнерусский город

Витрина 15

Справка для учителя:
Особое место занимают берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в начале XIII в. Судя по характеру рисунков, ему было от 5 до 7 лет и он учился грамоте. На одном кусочке бересты он учится писать буквы, на другом изобразил рогатое чудище и написал «аз звере». Еще одна грамота XIII в. с предложением выйти замуж обращена к женщине, следовательно, грамотным было не только мужское население городов. Исследование берестяных грамот свидетельствует о высоком уровне грамотности среди всех слоев городского населения.

http://www.shm.ru/zal9_v15.html

- Прочитайте названия экспонатов. Кто автор этих записей, рисунков? Как вы думаете, с какой целью делались эти записи? Что вы можете рассказать об этом человеке? (Ответы детей).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Класс iconУчебно-демонстрационное оборудование
Союзы и предлоги; Частицы и междометия; Числительное и местоимение; Морфология; Грамматика; Русский язык 5-7 классов; Основные правила...
Класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теплинская Полина (2а класс), Одинцов Андрей (4в класс). Победила в конкурсе плакатов «Уважай закон» среди 5-8 классов Осетрова Аделина,...
Класс iconРабочая программа Учебного курса по искусству (рисование) за 5-9 класс ы мбоу «Елховская сош»
Количество часов по программе: 5 класс- 35; 6 класс- 35; 7 класс- 35 ч; 8класс- 16ч; 9класс – 16ч
Класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество часов по программе: 5 класс-68 час; 6 класс-68 час; 7 класс-68час; 8 класс- 34 час
Класс iconКалендарно-тематическое планирование 9 класс 43 Содержание программы....
Программа «Юный программист» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок...
Класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кл рук. Осьмухина Ю. С.); 5 б класс – 29 чел. (Кл рук. Худякова В. Н.); 6 а класс – 21 чел. (Кл рук. Скурятина Т. А.); 6 б класс...
Класс iconРабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка
Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,...
Класс iconУрок информатики в класс – комплекте (5-6 класс)
Наша школа малокомплектная: численность учащихся в классах составляет от 1 до 10 человек. В 5 классе учится 6 человек, а в 6 классе...
Класс iconДанилова Галина Ивановна Состав: Учебники: 5 класс, 6 класс, 7-9 классы, 10 класс, 11 класс
Учебники для основной школы (5-9 классы) могут быть использованы для обеспечения предпрофильного обучения в случае предоставления...
Класс iconКонспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"
Оборудование: Таблицы “Тип хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки”, “Тип хордовые. Класс Пресмыкающиеся”, “Внутреннее строение...
Класс iconУчебник «Информатика», 2 класс Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2 класс...
Данная программа по информатике составлена в соответствии с общими целями курса, определёнными Федеральным государственным образовательным...
Класс iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Класс iconПеречень эор, используемых при реализации ооп ноо в соответствии с фгос
Функции и графики 5-8 классы; Дроби 5-8 классы; Степени и корни 5-8 классы; Универсальное мультимедийное пособие по математике 5...
Класс iconРабочая программа по истории Ступень обучения (класс) основное общее...
...
Класс iconСонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс
Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 класс. М.: Дрофа, 2006. 138с. 11, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями,...
Класс iconУрок биологии 7 класс: Подцарство Простейшие. Урок Тип Саркодовые...
Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск