Скачать 230.55 Kb.
|
Урок в музее Авторы - разработчики: Сабельникова Светлана Игоревна, Ульяхина Любовь Геннадьевна Место проведения урока: Государственный исторический музей http://www.shm.ru/zal1.html Телефон: (495) 692-40-19, 692-68-17, 692-37-31 Адрес: Москва, Красная площадь, дом 1 Проезд: пешком от станции метро «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь революции» Тип урока: интегрированный
Тема проекта: «Се начнемь повѣсть сию» (Проект «Летопись») Цель учителя: организовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся 4 класса. Задачи:
Предварительная работа
На уроке литературного чтения при изучении темы «Рукописные книги Древней Руси» учитель показывает изображения страниц Радзивилловской летописи (не называя слово летопись) и беседует с детьми о том, что они видят, что это может быть с их точки зрения и почему. Изображения представлены на сайте http://www.bibliotekar.ru/rus/95.htm
Учитель раздает детям текст с современным переводом.
(полный текст на сайте http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869) Работать с текстом можно как на уроке литературного чтения, так и русского языка и изобразительного искусства, окружающего мира (темы указаны в пояснительной записке к уроку) В ходе работы с текстом (дети делают пометки на листе) учитель обращает внимание детей на особенности текста: - указание времени; - указание имен собственных; - описание событий в хронологической последовательности (дети делят текст на части); - наличие подробных описаний; - наличие глаголов в прошедшем времени; - топографическая точность описания деталей; - отсутствие эмоционально-оценочной деятельности и авторского отношения к событиям и людям; - тип текста: повествование с элементами описания. Справка для учителя: Все указанные выше черты являются особенностью написания летописей или летописных текстов.
Целью проекта в 4 классе может быть создание макета рукописной книги-летописи класса. Этот проект желательно реализовать с начала 4 класса, чтобы к выпуску из начальной школы проект был завершен.
Учитель предлагает детям объединиться в три группы: «лингвисты», «художники-оформители», «переплетчики». Распределение детей в группы происходит с учетом их интересов и способностей. Задания для каждой группы формулируются на основании работы с текстом и изображениями Радзивилловской летописи. Задание для группы «лингвисты»:
Задание для группы «художники-оформители»:
Задание для группы «переплетчики»:
В залах музея дети, рассматривая экспонаты, отмечают именно те особенности книги, которые необходимы для выполнения профильного задания. Маршрут Остановка 1. Зал 8. Древнерусское государство в IX–XII вв. Витрина 7-8
Справка для учителя: Особый интерес представляют древнерусские книги, переводная богослужебная литература, оригинальные произведения. Выдающимся памятником древнерусской литературы стала «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. В летопись вошли древние сказания о дунайской прародине славян, первых князьях, тексты договоров Руси с греками X в., описание далеких и современных составителю событий русской истории. (http://www.shm.ru/zal8_v8.html) - Возьмите в руки рабочие листы, посмотрите на витрины, расположенные в зале. Какая группа может выполнить часть заданий у этих витрин? Что вы будете делать? Как будете фиксировать выполняемую работу? (Ответы детей, например, делать зарисовки типов шрифтов, записывать название источника, номер витрины, название зала музея. При необходимости обратиться к работникам музея за консультацией). Остановка 2. Зал 8. Древнерусское государство в IX–XII вв. Витрина 12 Справка для учителя: Сборник XV в., в состав которого вошла «Русская Правда», – древнейший свод законов, записанный при Ярославе Мудром и его сыновьях в XI в. Рядом, в специальном стеклопакете, экспонируется новгородская берестяная грамота XI в. Ниже грамоты можно увидеть шестигранную подвеску с изображением трезубца. Трезубец – родовой знак княжеской династии Рюриковичей, утвердившейся на Руси с IX в. и правившей вплоть до XVI в. На подиуме витрины в копии представлена вторая по древности из сохранившихся русская книга – «Изборник», составленный по приказу князя Святослава Ярославича в 1073 г. На одной из первых страниц можно видеть портрет самого князя с женой и сыновьями. (http://www.shm.ru/zal8_v12.html) - Возьмите в руки рабочие листы, посмотрите на витрины, расположенные в зале. Какая группа может выполнить часть заданий у этих витрин? Что вы будете делать? Как будете фиксировать выполняемую работу? (Ответы детей, например, описать материал, из которого сделана книга (береста, пергамент), рассмотреть иллюстрации, описать по ним сюжет, рассмотреть используемые цвета для шрифтов и оформления, фиксировать номер витрины, название зала музея) Остановка 3. Зал 8. Древнерусское государство в IX–XII вв. Витрина 13 Справка для учителя: В верхней части витрины находится копия миниатюры Радзивилловской летописи – список «Повести временных лет», древнейшей русской летописи начала XII в., написанный и иллюстрированный великолепными миниатюрами XV в. Миниатюры Радзивилловской летописи широко представлены в экспозиции всех залов, посвященных истории Древней Руси. Миниатюра иллюстрирует летописный текст об отправке в 1015 г. киевским великим князем Владимиром своего сына Бориса с дружиной на оборону русских рубежей от печенегов. http://www.shm.ru/zal8_v13.html - Дети, с фрагментами именно этой летописи мы с вами работали на уроке. Давайте вспомним, как называется эта летопись, чем она уникальна? Обратите внимание на запись даты, вспомните, как она оформлялась. Продолжим работу с рабочими листами. С какими новыми словами вы познакомились во время экскурсии, зафиксируйте их. Как будет находить их определения? (Ответы детей). Остановка 4. Зал 9. Древнерусский город Витрина 3 Справка для учителя: В витрине 3 можно видеть самую первую берестяную грамоту, найденную в новгородской земле в 1951 г. Она датируется XIV в. и представляет собой отчет управляющего крупной боярской вотчиной о сборе оброка. К настоящему времени обнаружено около 1000 берестяных грамот, освещающих историю города с XI в. http://www.shm.ru/zal9_v3-5.html -В витрине номер 3 вы видите уникальный памятник русской культуры: самую первую берестяную грамоту. Как она выглядит? (Ответы детей).Чем она отличается от страниц рукописных книг? (Ответы детей). Остановка 5. Зал 9. Древнерусский город Витрина 15 Справка для учителя: Особое место занимают берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в начале XIII в. Судя по характеру рисунков, ему было от 5 до 7 лет и он учился грамоте. На одном кусочке бересты он учится писать буквы, на другом изобразил рогатое чудище и написал «аз звере». Еще одна грамота XIII в. с предложением выйти замуж обращена к женщине, следовательно, грамотным было не только мужское население городов. Исследование берестяных грамот свидетельствует о высоком уровне грамотности среди всех слоев городского населения. http://www.shm.ru/zal9_v15.html - Прочитайте названия экспонатов. Кто автор этих записей, рисунков? Как вы думаете, с какой целью делались эти записи? Что вы можете рассказать об этом человеке? (Ответы детей). |
Учебно-демонстрационное оборудование Союзы и предлоги; Частицы и междометия; Числительное и местоимение; Морфология; Грамматика; Русский язык 5-7 классов; Основные правила... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Теплинская Полина (2а класс), Одинцов Андрей (4в класс). Победила в конкурсе плакатов «Уважай закон» среди 5-8 классов Осетрова Аделина,... | ||
Рабочая программа Учебного курса по искусству (рисование) за 5-9 класс ы мбоу «Елховская сош» Количество часов по программе: 5 класс- 35; 6 класс- 35; 7 класс- 35 ч; 8класс- 16ч; 9класс – 16ч | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество часов по программе: 5 класс-68 час; 6 класс-68 час; 7 класс-68час; 8 класс- 34 час | ||
Календарно-тематическое планирование 9 класс 43 Содержание программы.... Программа «Юный программист» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кл рук. Осьмухина Ю. С.); 5 б класс – 29 чел. (Кл рук. Худякова В. Н.); 6 а класс – 21 чел. (Кл рук. Скурятина Т. А.); 6 б класс... | ||
Рабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,... | Урок информатики в класс – комплекте (5-6 класс) Наша школа малокомплектная: численность учащихся в классах составляет от 1 до 10 человек. В 5 классе учится 6 человек, а в 6 классе... | ||
Данилова Галина Ивановна Состав: Учебники: 5 класс, 6 класс, 7-9 классы, 10 класс, 11 класс Учебники для основной школы (5-9 классы) могут быть использованы для обеспечения предпрофильного обучения в случае предоставления... | Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие" Оборудование: Таблицы “Тип хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки”, “Тип хордовые. Класс Пресмыкающиеся”, “Внутреннее строение... | ||
Учебник «Информатика», 2 класс Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2 класс... Данная программа по информатике составлена в соответствии с общими целями курса, определёнными Федеральным государственным образовательным... | Пояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л.... | ||
Перечень эор, используемых при реализации ооп ноо в соответствии с фгос Функции и графики 5-8 классы; Дроби 5-8 классы; Степени и корни 5-8 классы; Универсальное мультимедийное пособие по математике 5... | Рабочая программа по истории Ступень обучения (класс) основное общее... ... | ||
Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 класс. М.: Дрофа, 2006. 138с. 11, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями,... | Урок биологии 7 класс: Подцарство Простейшие. Урок Тип Саркодовые... Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края |