Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв. и образование германских государств».
Выполнил учитель истории МАОУ СОШ №16
Зайнапов Артём Галимжанович
Сыктывкар 2013 Урок №2 (6 класс)
Цели и задачи урока:
Из ранее изученного материала учащиеся узнали, что Западная Римская империя переживала кризис: рабовладение, как способ производства, изжило себя и стало неэффективным.
Одновременно варварские племена, находившиеся на стадии разложения родоплеменного строя, стремились к созданию государственности и в поисках лучших мест обитания приходят в движение.
В результате Великого переселения народов и действий варваров Западная Римская Империя перестаёт существовать в 476 г. н.э. Это событие положило конец античной цивилизации и стало началом Средневековья.
На основе материала учебника, рассказа учителя, а также научного поиска самих ребят, сформировать у учащихся целостное представление об эпохе Великого переселения народов, как закономерно обусловленном периоде в мировой истории, добиться от них понимания причин начала переселения варваров, кризиса и распада империи. Необходимо, чтобы они усвоили хронологию: начало и конец Великого переселения – IV-VII вв. н.э., взятие Аларихом Рима - 410 г., битвы при Каталаунских полях – 451 г., год падения Рима – 476 г. и локальные связи (знание границ империи, расположения главных городов империи, границы варварских королевств, места сражений).
По мере ознакомления учащихся с материалом они должны усвоить понятия, характерные для изучаемой эпохи: Великое переселение народов, миграция, племенной союз (союз племён), кризис, империя, падение, варварское королевство.
Самая важная задача, которая ставится перед уроком, чтобы учащиеся смогли сами в ходе урока смогли сформировать у себя представление об этом событие, лишь только исследовательский подход самих детей сделает возможным закрепление этих знаний на долгий период, а также выработки самого исследовательского подхода при изучении других тем.
В ходе урока нужно привить учащимся элементы физического, политического, военного воспитания, воспитывать чувство толерантности, уважения к культуре других народов.
Наряду с этим необходимо продолжать работу по совершенствованию у учащихся навыков умений анализа причинно-следственных связей и исторических источников, работы с картой, развивать устную речь учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные: умение работать в группе, строить логические рассуждения, умозаключения, уметь адекватно и осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные: развивать умения систематизировать новые знания и на их основе составлять собственное монологическое высказывание Тип урока:
урок общеметодологической направленности. Технологии:
системно-деятельностный подход, личностно-ориентированные, технология критического мышления Оборудование
Карта Европы IV-VII вв. н.э.
Атлас.
Отрывок из сочинения Иордана «О происхождении и деяниях гетов»
Картины: портрет Аттилы, «Жизнь древних германцев», «Битва римлян с варварами».
Мультимедиа проектор.
Доска
Мел
Указка
Ход урока
Оргмомент – 0,5 мин.
Проверка домашнего задания – 5 мин.
Изучение новой темы – 32 мин.
Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 5 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Организованное окончание урока – 0,5 мин.
Конспект хода урока
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Захожу в класс. Здороваюсь. Настраиваю класс на работу. Говорю: «Сегодня мы начинаем изучение новый периода в истории, который называется Средние века». На прошлом занятии мы рассмотрели, что значит понятие «Средние века». Говорю: «Сейчас мы проверим домашнее задание.
Дома вы должны были прочитать разделы первый и второй параграфа №1 учебника – «Германцы в первые века нашей эры и завоевание ими Западной Римской империи», и выяснить основные хозяйственные занятия древних германцев».
Вывешиваю картину «Жизнь древних германцев». В нашем классе проверка домашнего задания проводится самими детьми, что это значит, выходит опрашиваемый к доске, а уже ученики задают вопросы по теме домашнего задания, если ученик не может ответить на вопрос, тот кто его задавал отвечает на него. Так при опросе работает не только один опрашиваемый, а весь класс. Это помогает сформировать рабочую обстановку в классе, сподвигнуть учащихся к закреплению прошлой темы и самим сформировать вопросы. Ученик 1 задаёт вопрос: «Итак, назовите, пожалуйста, главные занятия древних германцев?» Говорю: «Молодцы, хорошо». Ученик 2 задаёт вопрос: «А главное занятие?» Спрашивает Ученик 3: «Какие изменения произошли в земледелии древних германцев после знакомства с римлянами, что германцы у них переняли?» Спрашивает ученик 4: «Как, по-вашему, почему переход к двуполью позволил развивать другие ремёсла»
Выходит новый ученик для пороса класса. Спрашивает ученик 1: «А какие изменения произошли в расселении, какой новый вид общины возник?»
Спрашивает ученик 2: «Почему соседская община усиливала неравенство среди общинников?»
Говорю: «Хорошо, теперь перейдём к новой теме. Сегодня мы рассмотрим как переход к соседской общине, и развитие земледелия повлияли на начало Великого переселения народов и как погибла Западная римская империя».
Убираю картину.
Говорю: Тема сегодняшнего урока - «Великое переселение народов и образование германских государств» Пишу на доске тему урока Записываем с детьми на доске план урока:
А) Изменения в хозяйстве древних германцев;
Б) Состояние Западной римской империи;
В) Переселение готских племён в пределы Западной Римской империи
Г) нападение гуннов и падение Западной римской империи. Рассказываю: «Время с IV по VII века называется эпохой Великого переселения народов, потому что в это время многочисленные племена варваров начинают переселяться с мест прежнего обитания. Этот процесс называется миграцией». Пишу определение – «Миграция – это перемещение населения, связанное с переменой места жительства». Показываю на карте территории проживания варваров – Северную Европу, Ютландию, приморские области Германии.
Вызываю ученика к карте, чтобы тот попробовал сам показать эти географические объекты на карте.
Пытаюсь их вывести на вывод.
«Сейчас мы изучим время IV-V вв. это ключевой момент в истории, потому что тогда перестаёт существовать великая Западная римская империя и этот начинается новый этап развития Европы – Средние века». Задаю задание, выписать из учебника основные даты Великого переселения народов – IV-VII вв. н.э. Проверяем выписанные даты.
Спрашиваю: «Как вы думаете, почему варвары начинают переселяться в пределы римской империи?»
Говорю: «Правильно, сейчас мы разберём поподробней». Объясняю: «Как мы сейчас узнали, древние германцы и другие племена варваров переживали социальное расслоение, когда часть племени становилась богаче, и эти люди стремились захватить землю, чтоб стать ещё богаче. Поэтому более сильные племена вытесняли более слабых с их мест обитания. В это же время в Европе сильно похолодало. Люди не могли больше возделывать землю на своих старых местах жительства что также вызвало миграцию в более южные страны.
Сама римская империя была не в состоянии отразить набеги варваров, потому что люди не хотели служить в армии, они беднели, попадая в долговое рабство к немногим богачам. Население не препятствовало переселению варваров
Императоры нанимали варварские племена для охраны границ, а в качестве платы разрешали им селиться на окраинах». Говорю: «В период Великого переселения было несколько этапов, но империя ещё могла бороться с варварами. В IV веке образуется два племенных союза – остготов и вестготов». Спрашиваю: «Что такое, как вы думаете, племенной союз?» «Правильно, ребята – это объединение нескольких родственных племён, для защиты от внешней опасности».
Записываю на доске определение. Задаю вопрос классу: Почему остготы стали перемещаться к Западно-Римской империи?
Объясняю о дальнейших событиях: «С этих пор готы постоянно нападают на Римскую империю. В 410 году Аларих – вождь вестготов берёт Рим. Римлянами это было воспринято как конец света, но правительство, получив военную помощь с востока, берёт ситуацию под контроль и заключает соглашение с готами. Они оседают в Юго-Восточной Галлии в районе Тулузы, где образуется первое варварское королевство». Показываю на карте государство вестготов.
«С V века возникает новая угроза – племена гуннов. Гунны составляли значительную часть римского войска, но с 40-ых гг. V века гуннский вождь Аттила, прозванный за свои набеги Бичём Божьим начинает вмешиваться во внутренние дела Западной Римской империи. Кроме того, он подчиняет себе значительную часть варварских племён, в том числе и остготов. Покорённые им племена вынуждены платить дань и участвовать в набегах». Записываю на доске имя и прозвище Аттилы.
Показываю классу портрет Аттилы.
Говорю: «посмотрите внимательно на портрет. Как вы можете описать вождя гуннов?»
Говорю: «замечательно. Сейчас я прочту вам, как описал его один из древних историков – Иордан». Зачитываю отрывок из «Getika».
Комментирую: «Видите, насколько точное и емкое описание. Аттила был выдающимся полководцем, смелым воином и хитрым политиком, поэтому он завоевал столько племён».
Убираю портрет. Задаю вопрос, а какое событие остановила Аттилу?
Говорю: «Это сражение описал историк готов – Иордан. Сейчас мы прочитаем его сочинение, которое называется «Getika», или «О происхождении и деяниях гетов». Раздаю листки с отрывком из Иордана «О происхождении и деяниях гетов» Показываю картину «Битва на Каталаунских полях»
А теперь ответьте – Почему её называют «Битвой народов»? Говорю: «Правильно. Что из этого отрывка подтверждает эти слова?»
Продолжаю: «Некоторые историки считают, что это была демонстрация силы, и Аттила не собирался сдаваться. И только его смерть в 453 году отсрочила гибель империи». Убираю картину Говорю: «Окончательно Западно-Римская империя перестала существовать в 476 г. причиной этому стал отказ императора выделить германским наёмникам под предводительством Одоакра земли для поселения. Германцы произвели переворот. Одоакр сместил последнего императора – Ромула и был провозглашён солдатами конунгом Италии. Знаки царской власти Одоакр отослал в Константинополь – столицу Восточной Римской империи с заверениями в послушании. Восточноримский император Зенон вынужден был признать такое положение вещей и даровать Одоакру титул патриция, узаконив его власть над италийцами. Так перестала существовать Западная Римская империя». Говорю: «Теперь проверим, как вы усвоили главные моменты в падении Западной Римской империи и Великого переселения народов». Контрольно-закрепляющая работа:
Задаю классу вопросы:
«Назовите причины слабости Западной Римской империи».
«Скажите, почему именно движение гуннов послужило толчком для Великого переселения народов?»
«Скажите, почему падение Западной Римской империи считается началом нового этапа в истории – феодализма?» Выставляем оценки. Класс сам выделяет лучших работающих на уроке. Выставляем оценки согласно критериям. Говорю: «Хорошо, молодцы. Теперь запишите домашнее задание. Первое – прочитаете §3 учебника. По контурной карте, пользуясь атласом, отметите границы расселения варваров, записанные вами сегодня области и основные направления движения варваров. И ещё у нас есть доклад – «Варварские королевства на территории Западной Римской империи».
На сегодня всё. Урок окончен, до свидания».
|
Дети слушают.
Опрашиваемый 1 отвечает:
«Охота, земледелие, скотоводство. Древние германцы ловили рыбу, собирали ягоды и грибы»
Ученик, который задал вопрос дополняет его: «Гончарное ремесло, выплавка изделий из металла»
Ответ опрашиваемого 1: «Земледелие» Ответ опрашиваемого 1: «Германцы стали делить землю на два поля, одно засевали, а одно оставляли отдыхать»
Ответ опрашиваемого 1: «Потому что так можно было выращивать больше зерна при затрате меньших усилий. Требовалось участие меньшего количества людей и свободные стали заниматься другими ремёслами».
Ответ опрашиваемого 2: «У германцев появляется соседская община»
Отвечает опрашиваемый: «потому что теперь семье никто не помогал, и, если у неё погибал урожай, ей приходилось занимать у других. Так появлялись бедные и богатые»
Дети записывают тему.
Дети предлагают план изучение темы на основе изучение дома параграфа учебника. Вместе выводим каждый пункт в плане и записываем в тетрадь.
Дети записывают определение.
Дети смотрят на карту.
Ученик выходит к доске и показывает на карте Северную Европу, Ютландию, приморские области Германии. Дети приходят к выводу, что «В результате карта Европы полностью меняется, старые страны исчезают и появляются новые».
Дети записывают даты в тетрадь.
Один из учеников зачитывает выписанные даты, все остальные проверяют у себя в тетради. Отвечают: «Они не могли жить в прежних условиях»
«На них нападали другие племена, и они искали защиты» Дети слушают.
Записывают в тетради названия племён. Отвечают: «Племенной союз, это союз нескольких племён варваров». Записывают определение в тетради.
Дети проявляют исследовательский интерес и с помощью атласа и учебника находят ответ. Они говорят: «Остготы, спасаясь от гуннов, просят убежища у римской империи. Император разрешает им поселится в Мезии, но в тех районах, возделывать землю нельзя. У остготов начинается голод. Они поднимают восстание, и император даёт другие земли для поселения, гораздо большие по размеру – Фракия и Македония. Это происходит в 376-378 гг.» Дети слушают
Дети смотрят на карту. Дети слушают
Дети записывают имя и прозвище Аттилы.
Дети смотрят. Дети отвечают: «У него лицо воина, видно, что он большую часть жизни провёл в боях».
«У Аттилы хитрый и проницательный взгляд»
«Аттила храбрый и бесстрашный, он не боится ничего»
Дети слушают.
Дети говорят: «Решающая битва происходит в 451 году на Каталаунских полях, где войска римлян под предводительством полководца Аэция разбивают войска гуннов. Это сражение было назван «Битвой народов». Дети читают Дети смотрят.
Отвечают: «Потому что в ней принимало участие много племён, которые, объединившись, победили Аттилу». Отвечают: «Это подтверждают такие слова – «ни о чём подобном не рассказывает древность»
Отвечают: «И ещё отрывок – протекавший по полю ручей широко разлился от крови» Дети слушают.
Дети записывают имя предводителя германских наёмников и год падения Западной римской империи
Отвечают: «Западная Римская империя была рабовладельческим государством. К IV-V в. рабство стало неэффективным, рабы отказывались работать и бежали к варварам.
Землю захватили немногие богачи и большинство простого населения обеднело. Люди не хотели служить в армии и защищать страну. Императору приходилось нанимать варваров в войско.
Власть переживала кризис. Правители часто менялись на троне, и к ним уже не было доверия и у них не было прежнего авторитета». Ответ: «Потому что гунны были кочевниками и жили присваивающим хозяйством. Они не выращивали пшеницу и жили только тем, что награбят. Кроме того, гунны были очень жестоким племенем, она убивали всех мужчин, а женщин и детей продавали в рабство. Поэтому их нашествия были страшным бедствием для других племён. Поэтому при их приближении племена предпочитали уходить». Ответ: «Потому что рабство престаёт играть главную роль в экономике, и появляется новый вид собственности на землю - условная».
Дети записывают домашнее задание.
Одному из учеников поручается доклад.
|
Схема использования доски: __ сентября. Великое переселение народов и образование германских государств.
План урока:
А) Изменения в хозяйстве древних германцев;
Б) Состояние Западной римской империи;
В) Переселение готских племён в пределы Западной Римской империи
Г) нападение гуннов и падение Западной римской империи.
|
Миграция – перемещение населения, связанное с переменой места жительства.
Племенной союз – объединение нескольких родственных племён для защиты от внешней опасности.
Аттила – Бич Божий
Одоакр – предводитель германских наёмников.
| Д/З §3, контурная карта
Границы ВПН – IV-VII вв. н.э.
410 г. – захват Рима Аларихом.
451 г. – битва на Каталаунских полях.
453 г. – смерть Аттилы.
476 г. – падение Рима.
| Список литературы:
Агибалова Е.В., Донской Г. М. История Средних веков 7 кл. М., 1991 г.
Буданова В.П. Варварский мир эпохи великого переселения народов. М., 2000
История Средних веков т.1// учебное пособие под ред. Карпова С.П. М., 1997
Ле Гофф Жак Цивилизация Средневекового Запада, М., 1992
Хрестоматия по истории Средних веков т.1//под ред. Грацианского Н.П., Сказкина С.Д., М., 1961 г.
Приложение:
Портрет Аттилы.
Жизнь древних германцев
Битва на Каталаунских полях
Карта Европы:
Иордан. «О происхождении и деяниях гетов»//Хрестоматия по Истории Средних Веков. Описание Аттилы:
…Этот человек родился в мир для потрясения народов и внушения страха всем странам; не знаю каким образом, он наводил ужас ходившей о нём страшной молвою. Он выступал гордо, озираясь вокруг, чтоб казаться страшным в самых движениях вытянутого тела. Любя войну, Аттила был умерен в еде, твёрд в совете, снисходителен к просьбам и благосклонен к тем, кого принимал под своё покровительство. Рост его невелик, грудь широкая и большая голова .глаза узкие, редкая борода с проседью ,нос вогнутый, а тело смуглого цвета, отличающего его происхождение…
Битва на Каталаунских полях:
Войска сошлись, как мы уж сказали, на Каталаунских полях. Была на равнине покатая возвышенность, образующая холм. И вот каждая из сторон стремилась захватить её, ибо выгодное расположение этого места давало немалые преимущества. Направо стояли гунны со своими, налево – римляне и вестготы с союзниками. И вот, оставив склоны, они вступают в битву из-за вершины…
Аттила направил своих, чтоб они заняли, однако римляне его предупредили: они раньше овладели возвышенностью холма и легко отбили устремившихся туда гуннов…
[Затем] сходятся в рукопашную. Завязывается битва – жестокая повсеместная, ужасная и отчаянная. Ни о чём подобном не рассказывает древность, повествующая о подобного рода деяниях… если верить рассказам стариков, протекавший по упомянутому полю а низких берегах ручей широко разлился от крови, струившейся из ран сражённых…
Вестготы, отделившись от аланов, устремились на отряды гуннов и убили бы самого Аттилу, если бы он из предосторожности заблаговременно не убежал бы и не скрылся в лагере, обнесённом повозками…
|