Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств»





Скачать 175.56 Kb.
НазваниеКонспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств»
Дата публикации15.07.2014
Размер175.56 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > История > Конспект


Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода
«Великое переселение народов IV-V вв. и образование германских государств».


Выполнил учитель истории МАОУ СОШ №16

Зайнапов Артём Галимжанович

Сыктывкар 2013
Урок №2 (6 класс)

Цели и задачи урока:

Из ранее изученного материала учащиеся узнали, что Западная Римская
империя переживала кризис: рабовладение, как способ производства, изжило себя и стало неэффективным.

Одновременно варварские племена, находившиеся на стадии разложения родоплеменного строя, стремились к созданию государственности и в поисках лучших мест обитания приходят в движение.

В результате Великого переселения народов и действий варваров Западная Римская Империя перестаёт существовать в 476 г. н.э. Это событие положило конец античной цивилизации и стало началом Средневековья.

На основе материала учебника, рассказа учителя, а также научного поиска самих ребят, сформировать у учащихся целостное представление об эпохе Великого переселения народов, как закономерно обусловленном периоде в мировой истории, добиться от них понимания причин начала переселения варваров, кризиса и распада империи. Необходимо, чтобы они усвоили хронологию: начало и конец Великого переселения – IV-VII вв. н.э., взятие Аларихом Рима - 410 г., битвы при Каталаунских полях – 451 г., год падения Рима – 476 г. и локальные связи (знание границ империи, расположения главных городов империи, границы варварских королевств, места сражений).

По мере ознакомления учащихся с материалом они должны усвоить понятия, характерные для изучаемой эпохи: Великое переселение народов, миграция, племенной союз (союз племён), кризис, империя, падение, варварское королевство.

Самая важная задача, которая ставится перед уроком, чтобы учащиеся смогли сами в ходе урока смогли сформировать у себя представление об этом событие, лишь только исследовательский подход самих детей сделает возможным закрепление этих знаний на долгий период, а также выработки самого исследовательского подхода при изучении других тем.

В ходе урока нужно привить учащимся элементы физического, политического, военного воспитания, воспитывать чувство толерантности, уважения к культуре других народов.

Наряду с этим необходимо продолжать работу по совершенствованию у учащихся навыков умений анализа причинно-следственных связей и исторических источников, работы с картой, развивать устную речь учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные: умение работать в группе, строить логические рассуждения, умозаключения, уметь адекватно и осознано использовать речевые средства в соответствии с  задачей коммуникации.

Предметные: развивать умения систематизировать новые знания и на их основе составлять собственное монологическое  высказывание
Тип урока:

урок общеметодологической направленности.
Технологии:

системно-деятельностный подход, личностно-ориентированные, технология критического мышления
Оборудование

  1. Карта Европы IV-VII вв. н.э.

  2. Атлас.

  3. Отрывок из сочинения Иордана «О происхождении и деяниях гетов»

  4. Картины: портрет Аттилы, «Жизнь древних германцев», «Битва римлян с варварами».

  5. Мультимедиа проектор.

  6. Доска

  7. Мел

  8. Указка


Ход урока

    1. Оргмомент – 0,5 мин.

    2. Проверка домашнего задания – 5 мин.

  1. Изучение новой темы – 32 мин.

  2. Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 5 мин.

  3. Домашнее задание – 2 мин.

  4. Организованное окончание урока – 0,5 мин.


Конспект хода урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Захожу в класс. Здороваюсь. Настраиваю класс на работу.
Говорю: «Сегодня мы начинаем изучение новый периода в истории, который называется Средние века». На прошлом занятии мы рассмотрели, что значит понятие «Средние века».
Говорю: «Сейчас мы проверим домашнее задание.

Дома вы должны были прочитать разделы первый и второй параграфа №1 учебника – «Германцы в первые века нашей эры и завоевание ими Западной Римской империи», и выяснить основные хозяйственные занятия древних германцев».

Вывешиваю картину «Жизнь древних германцев». В нашем классе проверка домашнего задания проводится самими детьми, что это значит, выходит опрашиваемый к доске, а уже ученики задают вопросы по теме домашнего задания, если ученик не может ответить на вопрос, тот кто его задавал отвечает на него. Так при опросе работает не только один опрашиваемый, а весь класс. Это помогает сформировать рабочую обстановку в классе, сподвигнуть учащихся к закреплению прошлой темы и самим сформировать вопросы.
Ученик 1 задаёт вопрос: «Итак, назовите, пожалуйста, главные занятия древних германцев?»
Говорю: «Молодцы, хорошо».
Ученик 2 задаёт вопрос: «А главное занятие?»
Спрашивает Ученик 3: «Какие изменения произошли в земледелии древних германцев после знакомства с римлянами, что германцы у них переняли?»
Спрашивает ученик 4: «Как, по-вашему, почему переход к двуполью позволил развивать другие ремёсла»

Выходит новый ученик для пороса класса.
Спрашивает ученик 1: «А какие изменения произошли в расселении, какой новый вид общины возник?»

Спрашивает ученик 2: «Почему соседская община усиливала неравенство среди общинников?»


Говорю: «Хорошо, теперь перейдём к новой теме. Сегодня мы рассмотрим как переход к соседской общине, и развитие земледелия повлияли на начало Великого переселения народов и как погибла Западная римская империя».

Убираю картину.

Говорю: Тема сегодняшнего урока - «Великое переселение народов и образование германских государств»
Пишу на доске тему урока
Записываем с детьми на доске план урока:

А) Изменения в хозяйстве древних германцев;

Б) Состояние Западной римской империи;

В) Переселение готских племён в пределы Западной Римской империи

Г) нападение гуннов и падение Западной римской империи.
Рассказываю: «Время с IV по VII века называется эпохой Великого переселения народов, потому что в это время многочисленные племена варваров начинают переселяться с мест прежнего обитания. Этот процесс называется миграцией».
Пишу определение – «Миграция – это перемещение населения, связанное с переменой места жительства».
Показываю на карте территории проживания варваров – Северную Европу, Ютландию, приморские области Германии.

Вызываю ученика к карте, чтобы тот попробовал сам показать эти географические объекты на карте.


Пытаюсь их вывести на вывод.


«Сейчас мы изучим время IV-V вв. это ключевой момент в истории, потому что тогда перестаёт существовать великая Западная римская империя и этот начинается новый этап развития Европы – Средние века».
Задаю задание, выписать из учебника основные даты Великого переселения народов – IV-VII вв. н.э.
Проверяем выписанные даты.


Спрашиваю: «Как вы думаете, почему варвары начинают переселяться в пределы римской империи?»

Говорю: «Правильно, сейчас мы разберём поподробней».
Объясняю: «Как мы сейчас узнали, древние германцы и другие племена варваров переживали социальное расслоение, когда часть племени становилась богаче, и эти люди стремились захватить землю, чтоб стать ещё богаче. Поэтому более сильные племена вытесняли более слабых с их мест обитания. В это же время в Европе сильно похолодало. Люди не могли больше возделывать землю на своих старых местах жительства что также вызвало миграцию в более южные страны.

Сама римская империя была не в состоянии отразить набеги варваров, потому что люди не хотели служить в армии, они беднели, попадая в долговое рабство к немногим богачам. Население не препятствовало переселению варваров

Императоры нанимали варварские племена для охраны границ, а в качестве платы разрешали им селиться на окраинах».
Говорю: «В период Великого переселения было несколько этапов, но империя ещё могла бороться с варварами. В IV веке образуется два племенных союза – остготов и вестготов».
Спрашиваю: «Что такое, как вы думаете, племенной союз?»
«Правильно, ребята – это объединение нескольких родственных племён, для защиты от внешней опасности».

Записываю на доске определение.
Задаю вопрос классу: Почему остготы стали перемещаться к Западно-Римской империи?

Объясняю о дальнейших событиях: «С этих пор готы постоянно нападают на Римскую империю. В 410 году Аларих – вождь вестготов берёт Рим. Римлянами это было воспринято как конец света, но правительство, получив военную помощь с востока, берёт ситуацию под контроль и заключает соглашение с готами. Они оседают в Юго-Восточной Галлии в районе Тулузы, где образуется первое варварское королевство».
Показываю на карте государство вестготов.

«С V века возникает новая угроза – племена гуннов. Гунны составляли значительную часть римского войска, но с 40-ых гг. V века гуннский вождь Аттила, прозванный за свои набеги Бичём Божьим начинает вмешиваться во внутренние дела Западной Римской империи. Кроме того, он подчиняет себе значительную часть варварских племён, в том числе и остготов. Покорённые им племена вынуждены платить дань и участвовать в набегах».
Записываю на доске имя и прозвище Аттилы.

Показываю классу портрет Аттилы.

Говорю: «посмотрите внимательно на портрет. Как вы можете описать вождя гуннов?»

Говорю: «замечательно. Сейчас я прочту вам, как описал его один из древних историков – Иордан».
Зачитываю отрывок из «Getika».

Комментирую: «Видите, насколько точное и емкое описание. Аттила был выдающимся полководцем, смелым воином и хитрым политиком, поэтому он завоевал столько племён».

Убираю портрет.
Задаю вопрос, а какое событие остановила Аттилу?

Говорю: «Это сражение описал историк готов – Иордан. Сейчас мы прочитаем его сочинение, которое называется «Getika», или «О происхождении и деяниях гетов».
Раздаю листки с отрывком из Иордана «О происхождении и деяниях гетов»
Показываю картину «Битва на Каталаунских полях»

А теперь ответьте – Почему её называют «Битвой народов»?
Говорю: «Правильно. Что из этого отрывка подтверждает эти слова?»

Продолжаю: «Некоторые историки считают, что это была демонстрация силы, и Аттила не собирался сдаваться. И только его смерть в 453 году отсрочила гибель империи».
Убираю картину
Говорю: «Окончательно Западно-Римская империя перестала существовать в 476 г. причиной этому стал отказ императора выделить германским наёмникам под предводительством Одоакра земли для поселения. Германцы произвели переворот. Одоакр сместил последнего императора – Ромула и был провозглашён солдатами конунгом Италии. Знаки царской власти Одоакр отослал в Константинополь – столицу Восточной Римской империи с заверениями в послушании. Восточноримский император Зенон вынужден был признать такое положение вещей и даровать Одоакру титул патриция, узаконив его власть над италийцами. Так перестала существовать Западная Римская империя».
Говорю: «Теперь проверим, как вы усвоили главные моменты в падении Западной Римской империи и Великого переселения народов».
Контрольно-закрепляющая работа:

Задаю классу вопросы:

«Назовите причины слабости Западной Римской империи».

«Скажите, почему именно движение гуннов послужило толчком для Великого переселения народов?»

«Скажите, почему падение Западной Римской империи считается началом нового этапа в истории – феодализма?»
Выставляем оценки. Класс сам выделяет лучших работающих на уроке. Выставляем оценки согласно критериям.
Говорю: «Хорошо, молодцы. Теперь запишите домашнее задание. Первое – прочитаете §3 учебника. По контурной карте, пользуясь атласом, отметите границы расселения варваров, записанные вами сегодня области и основные направления движения варваров. И ещё у нас есть доклад – «Варварские королевства на территории Западной Римской империи».

На сегодня всё. Урок окончен, до свидания».


Дети слушают.

Опрашиваемый 1 отвечает:

«Охота, земледелие, скотоводство. Древние германцы ловили рыбу, собирали ягоды и грибы»

Ученик, который задал вопрос дополняет его: «Гончарное ремесло, выплавка изделий из металла»


Ответ опрашиваемого 1: «Земледелие»
Ответ опрашиваемого 1: «Германцы стали делить землю на два поля, одно засевали, а одно оставляли отдыхать»


Ответ опрашиваемого 1: «Потому что так можно было выращивать больше зерна при затрате меньших усилий. Требовалось участие меньшего количества людей и свободные стали заниматься другими ремёслами».

Ответ опрашиваемого 2: «У германцев появляется соседская община»

Отвечает опрашиваемый: «потому что теперь семье никто не помогал, и, если у неё погибал урожай, ей приходилось занимать у других. Так появлялись бедные и богатые»

Дети записывают тему.

Дети предлагают план изучение темы на основе изучение дома параграфа учебника. Вместе выводим каждый пункт в плане и записываем в тетрадь.

Дети записывают определение.

Дети смотрят на карту.


Ученик выходит к доске и показывает на карте Северную Европу, Ютландию, приморские области Германии.
Дети приходят к выводу, что «В результате карта Европы полностью меняется, старые страны исчезают и появляются новые».

Дети записывают даты в тетрадь.


Один из учеников зачитывает выписанные даты, все остальные проверяют у себя в тетради.
Отвечают: «Они не могли жить в прежних условиях»

«На них нападали другие племена, и они искали защиты»
Дети слушают.

Записывают в тетради названия племён.
Отвечают: «Племенной союз, это союз нескольких племён варваров».
Записывают определение в тетради.

Дети проявляют исследовательский интерес и с помощью атласа и учебника находят ответ. Они говорят: «Остготы, спасаясь от гуннов, просят убежища у римской империи. Император разрешает им поселится в Мезии, но в тех районах, возделывать землю нельзя. У остготов начинается голод. Они поднимают восстание, и император даёт другие земли для поселения, гораздо большие по размеру – Фракия и Македония. Это происходит в 376-378 гг.»
Дети слушают

Дети смотрят на карту.
Дети слушают

Дети записывают имя и прозвище Аттилы.

Дети смотрят.
Дети отвечают: «У него лицо воина, видно, что он большую часть жизни провёл в боях».

«У Аттилы хитрый и проницательный взгляд»

«Аттила храбрый и бесстрашный, он не боится ничего»

Дети слушают.

Дети говорят: «Решающая битва происходит в 451 году на Каталаунских полях, где войска римлян под предводительством полководца Аэция разбивают войска гуннов. Это сражение было назван «Битвой народов».
Дети читают
Дети смотрят.


Отвечают: «Потому что в ней принимало участие много племён, которые, объединившись, победили Аттилу».
Отвечают: «Это подтверждают такие слова – «ни о чём подобном не рассказывает древность»

Отвечают: «И ещё отрывок – протекавший по полю ручей широко разлился от крови»
Дети слушают.

Дети записывают имя предводителя германских наёмников и год падения Западной римской империи

Отвечают: «Западная Римская империя была рабовладельческим государством. К IV-V в. рабство стало неэффективным, рабы отказывались работать и бежали к варварам.

Землю захватили немногие богачи и большинство простого населения обеднело. Люди не хотели служить в армии и защищать страну. Императору приходилось нанимать варваров в войско.

Власть переживала кризис. Правители часто менялись на троне, и к ним уже не было доверия и у них не было прежнего авторитета».
Ответ: «Потому что гунны были кочевниками и жили присваивающим хозяйством. Они не выращивали пшеницу и жили только тем, что награбят. Кроме того, гунны были очень жестоким племенем, она убивали всех мужчин, а женщин и детей продавали в рабство. Поэтому их нашествия были страшным бедствием для других племён. Поэтому при их приближении племена предпочитали уходить».
Ответ: «Потому что рабство престаёт играть главную роль в экономике, и появляется новый вид собственности на землю - условная».

Дети записывают домашнее задание.

Одному из учеников поручается доклад.


Схема использования доски:
__ сентября.
Великое переселение народов и образование германских государств.



План урока:

А) Изменения в хозяйстве древних германцев;

Б) Состояние Западной римской империи;

В) Переселение готских племён в пределы Западной Римской империи

Г) нападение гуннов и падение Западной римской империи.


Миграция – перемещение населения, связанное с переменой места жительства.

Племенной союз – объединение нескольких родственных племён для защиты от внешней опасности.

Аттила – Бич Божий

Одоакр – предводитель германских наёмников.

Д/З §3, контурная карта

Границы ВПН – IV-VII вв. н.э.

410 г. – захват Рима Аларихом.

451 г. – битва на Каталаунских полях.

453 г. – смерть Аттилы.

476 г. – падение Рима.

Список литературы:

  1. Агибалова Е.В., Донской Г. М. История Средних веков 7 кл. М., 1991 г.

  2. Буданова В.П. Варварский мир эпохи великого переселения народов. М., 2000

  3. История Средних веков т.1// учебное пособие под ред. Карпова С.П. М., 1997

  4. Ле Гофф Жак Цивилизация Средневекового Запада, М., 1992

  5. Хрестоматия по истории Средних веков т.1//под ред. Грацианского Н.П., Сказкина С.Д., М., 1961 г.

Приложение:

Портрет Аттилы.


Жизнь древних германцев


Битва на Каталаунских полях



Карта Европы:


Иордан. «О происхождении и деяниях гетов»//Хрестоматия по Истории Средних Веков.
Описание Аттилы:

…Этот человек родился в мир для потрясения народов и внушения страха всем странам; не знаю каким образом, он наводил ужас ходившей о нём страшной молвою. Он выступал гордо, озираясь вокруг, чтоб казаться страшным в самых движениях вытянутого тела. Любя войну, Аттила был умерен в еде, твёрд в совете, снисходителен к просьбам и благосклонен к тем, кого принимал под своё покровительство. Рост его невелик, грудь широкая и большая голова .глаза узкие, редкая борода с проседью ,нос вогнутый, а тело смуглого цвета, отличающего его происхождение…

Битва на Каталаунских полях:

Войска сошлись, как мы уж сказали, на Каталаунских полях. Была на равнине покатая возвышенность, образующая холм. И вот каждая из сторон стремилась захватить её, ибо выгодное расположение этого места давало немалые преимущества. Направо стояли гунны со своими, налево – римляне и вестготы с союзниками. И вот, оставив склоны, они вступают в битву из-за вершины…

Аттила направил своих, чтоб они заняли, однако римляне его предупредили: они раньше овладели возвышенностью холма и легко отбили устремившихся туда гуннов…

[Затем] сходятся в рукопашную. Завязывается битва – жестокая повсеместная, ужасная и отчаянная. Ни о чём подобном не рассказывает древность, повествующая о подобного рода деяниях… если верить рассказам стариков, протекавший по упомянутому полю а низких берегах ручей широко разлился от крови, струившейся из ран сражённых…

Вестготы, отделившись от аланов, устремились на отряды гуннов и убили бы самого Аттилу, если бы он из предосторожности заблаговременно не убежал бы и не скрылся в лагере, обнесённом повозками…


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств» iconКонспект урока по географии, составленный по принципу системно- деятельностного...
План- конспект урока по географии, составленный по принципу системно- деятельностного подхода
Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств» iconМетодические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного...
Нтичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации...
Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств» iconКатаевой Ольги Юрьевны в рамках проекта «Школа Росатома» «Организация...
«Организация и реализация системно-деятельностного подхода на уроке. Структура и анализ урока» (24 часа)
Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать: Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Великое переселение народов. Расселение франков, занятия, общественное...
Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рмой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии...
Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств» iconРешение педсовета
Педсовет: «Проектирование современного урока на основе системно деятельностного подхода»
Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств» iconПрименение системно – деятельностного подхода в опыте работы педагогов оу
«Применение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе (из опыта работы педагогов оу нюксеснкского муниципального...
Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств» iconКонспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой...
Учебник: География. Планета Земля. 5 класс. Н. Н. Петрова, Н. А. Максимова М.: Мнемозина, 2012
Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств» iconПримерные вопросы и ответы: Именно они начали Великое переселение народов
Цель урока: повторение и обобщение пройденного материала в форме игры, подведение итогов изучения тем, контроль за качеством знаний...
Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств» iconТема урока: подготовка к
Тип урока: урок развития речи с использованием системно деятельностного подхода к обучению
Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств» iconИз опыта работы директора мбоу успенской сош бакановой Т. И описание...
Системно-деятельностный подход предполагает наличие на уроке любого типа следующие характерные признаки
Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект предназначен для учителей работающих по программе фгос. С переходом системы общего образования на фгос второго поколения...
Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств» iconКонспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Тема урока: «Земля – часть Солнечной системы» (урок №7 в теме «Земля – часть Солнечной системы»)
Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств» iconУрока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян
Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой информации средствами системно – деятельностного подхода
Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Расселение франков, занятие, общественное устройство
Конспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода «Великое переселение народов IV-V вв и образование германских государств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эффективным средством реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе являются образовательные технологии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск