МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАРЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Тема урока:
«Общая характеристика истории и литературы XX века» (урок истории и литературы
в 11 классе)
Урок разработали: Волошенко Вероника Юрьевна,
учитель истории
Каратаева Татьяна Николаевна,
учитель литературы
Пояснительная записка Актуальность
Анализируя результаты мониторингов и ЕГЭ, мы заметили, что обучающиеся не всегда могут переносить знания и умения с одного предмета на другой, т.к. традиционная система обучения имеет дело с учебными дисциплинами, которые не всегда содержательно и методически согласуются между собой. Обычно в школе преподавание ведется таким образом, что изучаемые курсы не согласованы друг с другом, по-разному трактуют одни и те же изучаемые темы, не формируют единого подхода к изучению данных наук. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у обучающихся целостной картины мира. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускников школ, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Поэтому назрела необходимость в интеграции школьных предметов в частности истории и литературы.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированный (бинарный) подход способствует осуществлению компетентностного подхода в преподавании истории и литературы, развивает потенциал обучающихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышлению, коммуникативных способностей. В большей степени помогает формированию и развитию универсальных учебных действий. Интегрированный (бинарный) подход представляется одним из перспективнейших инноваций, способных решить многие проблемы современного образования, потому что способствует более целенаправленному влиянию на развитие способностей обучающихся. Существенные изменения в российском обществе выявили потребность в творческих людях, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные перед ним задачи. С практической точки зрения интеграция предполагает усиление метапредметных связей, снижение перегрузок обучающихся, расширение сферы получаемой информации, подкрепление мотивации обучения. Основная идея педагогической деятельности Главной идеей представленного нами опыта работы является раскрытие личности ученика в школе, воспитание потребности в образовании. Налаживание доброжелательной среды в школьном коллективе невозможны без общения учителя с учеником, учениками между собой. Поэтому в системе нашей работы большое место занимает личностно ориентированное взаимодействие, «педагогика сотрудничества», основанная на принципах гуманистического обучения.
Новизна представляемого нами педагогического опыта заключается - в расстановке акцентов при организации учебной деятельности на уровне универсальных учебных действий, при этом основным педагогическим принципом для нас является диалогичность. Диалогичность – «один из универсальных показателей сформированности индивида как личности. Готовность к диалогу включает в себя направленность на поиск смысла изучаемых ценностей, возможность субъективно воспринимать материал, определять «границы иных мнений». - в активном использовании инновационных педагогических форм: дискуссия, групповое взаимодействие, проблемная ситуация; - в формировании знаний (предметного компонента) и метапредметных умений. Представленный урок является примером внедрения новых технологий и инновационных форм в образовательный процесс с учетом психологических и возрастных особенностей современных школьников в формировании универсальных учебных действий при интегрированном (бинарном) подходе в преподавании таких дисциплин, как история и литература. Предложенные виды работы на уроке позволяют формировать УУД, развивать у обучающихся интеллект, кругозор, использовать мультимедийные ресурсы, навыки исследовательской работы, приемы взаимо- и самооценки. Ценность работы заключается в том, что мы предлагаем интегрированный (бинарный) урок по курсам история и литература в средней школе как необходимое условие современного учебного процесса и возможной реализации перехода на новый качественный уровень образования, позволяющий активно формировать универсальные учебные действия.
Тема: Общая характеристика истории и литературы XX века Предметы: литература, история
Место урока в теме: урок комплексного применения знаний и умений по характеристике
истории и литературы XX века
Предметная тема: Общая характеристика истории и литературы XX века.
Метапредметная тема: «Медленно история листается…
Всё стареет - Родина не старится!»
Тип урока: бинарный (интегрированный урок)
Форма урока: слово учителя, беседа с обучающимися, составление ленты времени, чтение стихотворений и отрывков из художественных произведений, совместная работа учителя и обучающихся по ознакомлению с новым материалом.
Технологии: информационные, здоровьесберегающие Планируемые образовательные результаты:
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| 1. Знакомство с историей и литературой XX века.
2. Формирование умений применять учебные знания по литературе и истории в различных ситуациях языкового и информационного пространства
| Сформировать у обучающихся универсальные навыки
1. Познавательные:
- расширить знания обучающихся по изученной теме;
- учебно-организационные;
- учебно-информационные;
2. Коммуникативные.
- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- понимать другие позиции (взгляды, интересы);
-прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя и сверстников;
3. Регулятивные:
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, в диалоге
-совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. 4. Личностные:
- мотивация к познанию,
- действия смыслообразования
| Формирование УУД:
1. Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- выдвижение гипотез и их обоснование. 2. Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- управление поведением партнера. 3. Регулятивные:
- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
- осознание качества и уровня усвоения. 4. Личностные:
-формирование оценочного суждения;
- состояние потребности в проявлении эмпатии, поиск оснований для сплоченности с другими ради совместных действий или при принятии решений.
|
Цель:
Предметная: Изучение событий истории и освещение их в литературе.
Метапредметная: Формирование представлений об истории и литературе XX века. Задачи. 1.Вспомнить основные исторические события XX века и показать, как они
отражены в литературе.
2. Уметь пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет изучения в целом.
3. Воспитывать любовь к Отечеству через изучение памятных страниц истории. Оборудование:
Компьютер с мультимедийной установкой
Запись песни Ю. Шевчука «Родина».
Раздаточный материал. Опорная схема «Лента времени»
Оформление доски «Медленно история листается... всё стареет - Родина не старится!»
В двадцатом удивительном столетье,
Польстившись на избранничества стимул,
Россия показала всей планете,
Что гений и злодейство совместимы.
-
Чистый лист - «Историческое полотно» - по ходу урока заполняется пазлами:
Красный цвет(война) – 6: Русско-японская война, I русская революция, I мировая война, II русская революция (Февральская буржуазно-демократическая революция и Октябрьский переворот), гражданская война, Великая Отечественная война.
Зелёный цвет(экономика) – 3:политика военного коммунизма; индустриализация, коллективизация и культурная революция; нэп.
Синий (мир) – 1 «застой».
Голубой (мир, надежда) – 2 «оттепель», «перестройка».
Трёхцветный (мир, надежда, экономика, война) – 2 последнее десятилетие XX века. Раздаточный материал (на столе у каждого обучающегося находится опорная схема «Лента времени» с заполненной нижней литературной частью. Во время урока ребята работают с данной схемой и заполняют верхнюю историческую часть (даты и названия событий).
Вот как будет выглядеть верхняя историческая часть «Ленты времени» после заполнения:
Лента времени
| 1904-1905
| 1905-1907
| 1914-1918
| 1917
| 1918-1920
| до 40-х
| 1941-1945
| 60-е гг.
| кон. 70
нач. 80
| 1985-1991
| Последнее десятилетие
|
|
XX век
| Русско-япон-ская
война
| I русская револю-ция
| I миро-вая война
| II русская револю-ция (ФБД и Окт. Перево-рот)
| Граж-дан-ская война
| Строитель-ство нового гос-ва
| Великая отечест-венная война
| «Отте-пель» «Замо-роз-ки»
| «За-стой»
| «Пере-строй-ка»
|
|
XXI век
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7,8,9
| 10
| 11
| 12
| 11
| 13
| 14
|
Ход урока I. Организация урока
II. Актуализация знаний обучающихся
Чтение темы и эпиграфа урока.
Идя по улицам города, мы видим лица, дома, скверы, площади. Но город в целом мы можем увидеть, только поднявшись ввысь: на башню, гору или с самолёта...
Мы сегодня попробуем взглянуть как бы сверху на огромное историческое полотно и увидеть, куда течёт река литературы.
Объектом нашего внимания будет XX век: общая характеристика исторических и литературных событий.
III. Знакомство обучающихся с задачами урока.Учитель истории
Перед нами не просто чистый лист бумаги. Сегодня мы вместе попытаемся «соткать» историческое полотно. Для этого вы должны будете определить событие, о котором будет идти речь в стихотворениях-загадках. Это и будет «кусок» истории на нашем полотне, заполнив которое мы сможем ответить на вопрос, какая же она, Россия XX века?
Перефразируя же М. Цветаеву, назовём литературу «очевидцем всех времён истории» и посмотрим, что же волновало русскую литературу в «двадцатом удивительном столетье...»? Итак, начинаем «медленно историю листать»... IV. Беседа с обучающимися об исторических событиях и комментарий учителей Комментарий учителя истории
К началу XX века определились основные силы мира - это государства: Франция, Англия, Германия, Россия. Началась борьба за сферы влияния. Обнаружился духовный кризис, причинами которого являлись исчерпанность прежних ценностных ориентиров (чувство России как дома, нации), отсутствие новых руководящих идей. Вл. Соловьёв так охарактеризовал ситуацию на рубеже веков: «... прежняя история взаправду кончилась.
Конец истории сошёлся с её началом».
«Климат» новой эпохи прояснялся в совместных прозрениях художников разной ориентации - реалистов и модернистов. Комментарий учителя литературы
Продолжает развиваться литература критического реализма: Вересаев В.В.,
Куприн А.И., Бунин И.А., Толстой А.Н., Короленко В.Г.
Рождается новая литература, которая развивается в направлении, получившем впоследствии название социалистического реализма. (М. Горький.)
Модернистское искусство (поэзия серебряного века).
Символисты (старшие): Бальмонт К., Брюсов В., Мережковский, Гиппиус 3.
Младосимволисты:Блок А., Белый А.
Акмеисты: Гумилёв Н., Городецкий С., Ахматова А., Мандельштам О.
Футуристы: Маяковский В., Хлебников В., Бурлюк Д. Характеристика литературы начала века: поиск новых форм, нового содержания. 2. Отгадай событие.
Мы проиграли ту войну,
Но слава русских моряков
С «Варягом» не ушла ко дну.
«Погибнуть с честью» - был девиз таков.
(Русско-японская война 1904 – 1905гг)
Как только обучающиеся отгадывают событие, учитель истории прикрепляет соответствующие пазлы на «Историческое полотно»; дата и название события заносятся в «Ленту времени».
Комментарий учителя литературы
На эту войну, которая должна была быть маленькой, но победоносной, откликнулись передовые люди. Л.Н. Толстой опубликовал в Англии статью «Одумайтесь!». Самым эмоциональным откликом на русско-японскую войну явился рассказ Леонида Андреева «Красный смех». Главная тема - безумная жестокость Конкретное решение этой темы - экспрессивный, запоминающийся образ безумного «красного смеха»: «На месте бледного лица было что-то короткое, тупое, красное, и оттуда лилась кровь... И в этом красном, текущем продолжалась ещё улыбка, беззубый смех - красный смех». «Красный смех» - символ страха, смерти, ужаса и безумия - встречается в рассказе 16 раз, а основной лейтмотив - «ужас и безумие» - 27 раз. Красный цвет - символ войны - встречается
33 раза. «Странная перемена вдруг произошла - исчезновение цветов; исчезли голубой, зелёный и другие привычные тихие цвета, а солнце загорелось красным» - вот так изображает войну Л. Андреев. Комментарий учителя истории
И мы, вслед за писателем, всё, что связано с войной, окрасим в красный цвет, а мирными цветами будут у нас голубой, цвет надежды, и зелёный, обозначающий экономические преобразования. К сожалению, красным окрашены несколько последующих событий в истории нашего государства. 3. Отгадай событие.
«Кровавым воскресеньем» началась она
И слабость власти показала всем сполна.
Хоть «Манифест» дарован был народу,
Работа I Думы не продлилась года.
I русская революция, 1905-1907 гг Комментарий учителя литературы.
О Первой русской революции мы можем прочитать в произведениях М. Горького «Мать», «Жизнь Клима Самгина».
А вот стихотворение Надежды Тэффи, которое называется «Пчёлки». Оно было написано весной 1905 года и потом перепечатывалось во всех антологиях политической лирики и сатиры, в том числе и в искровском сборнике революционных песен «Под красным знаменем»: В ту ночь до рассвета мелькала иголка:
Сшивали мы полосы красного шёлка
Полотнищем длинным, прямым...
Мы сшили кровавое знамя свободы,
Мы будем хранить его долгие годы,
Но мы не расстанемся с ним!
Отгадай событие.
Готовились к ней долго, чтоб мир переделить,
Мечтая о колониях, готовы были кровью мир залить.
Балканы славились как «бочка пороха» всегда.
В Сараево начавшись, длилась долго та война.
I мировая война. Комментарий учителя литературы.
Вот каково отношение к этой войне лирического героя поэмы С. Есенина «Анна Снегина»: «Война мне всю душу изъела. За чей- то чужой интерес стрелял я в мне близкое тело и грудью на брата лез», «Решил лишь в стихах воевать. Я бросил мою винтовку... другую явил я отвагу - был первый в стране дезертир». 5. Отгадай событие.
Всё общество на красных - белых поделив,
В надежде отстоять свою Россию - все находили сил прилив. Сын на отца пошёл, забыв свои истоки,
Мы стержень потеряли - таковы её итоги.
Гражданская война, 1918 -1920 г. Комментарий учителя литературы. Гражданская война и литературу разделила надвое:
«Революционный героизм» «Внимая ужасам войны»
Фадеев А. «Разгром» Булгаков М. «Дни Турбиных»
Фурманов Д. «Чапаев» Бабель И. «Конармия»
Серафимович А. «Железныйпоток» Бунин И. «Окаянные дни»
Островский Н. «Как закалялась сталь» Горький М. «Несвоевременные мысли»
6. Отгадай событие.
В попытках частную торговлю запретить
Про продразвёрстку власть новая заговорила.
В распределении, оплате уравниловку вменить,
Войну закончить поскорей спешила.
Политика военного коммунизма, 1918 -1921г Комментарий учителя истории. Творческую жизнь начала 20-х характеризует появление множества группировок и организаций. Заметным явлением был Пролеткульт. В рамках Пролеткульта действовала Российская Ассоциация пролетарских писателей. Она боролась со всеми группировками и течениями. РАПП начала кампанию против Е. Замятина и Б. Пильняка (в 1938 г. Пильняк был расстрелян). Комментарий учителя литературы. Широкая, полноводная река русской литературы отныне разделилась на две речки, которые растеклись в разные направления.
Эмигрантская Советская литература
Бунин И. Пролеткульт, РАПП, ВАПП
Куприн А. Д. Бедный, М. Светлов и др.
Толстой А. ЛЕФ (Маяковский В.)
Гиппиус 3. Имажинисты (Есенин С.)
Мережковский Д. Зощенко М.
Цветаева М. Заболоцкий Н.
7. Отгадай событие.
Чтоб вывести из кризиса страну,
Восстановить народное хозяйство,
Перед крестьянством чувствуя вину,
Власть через экономику боролась с разгильдяйством.
Нэп, 1921 - начало 1930-х г. Комментарий учителя литературы.
Период нэпа в литературе отражён в рассказах М. Зощенко и в романе И. Ильфа и
Е. Петрова «Двенадцать стульев». 8. Отгадай событие.
Чтоб средства в город откачать,
Чтобы заводы, фабрики построить,
В деревне надо было с кулаком борьбу начать,
Крестьян всех на вступление в колхоз настроить.
Индустриализация (1929-1940) и коллективизация (1929-1932) Комментарий учителя литературы.
Социальные преобразования конца 20-х - начала 30-х гг., политика «сплошной коллективизации», «ликвидация кулачества как класса» - событийная основа произведений А. Платонова «Котлован» и М. Шолохова «Поднятая целина». Физминутка 9. Отгадай событие.
Неграмотность хотела победить,
«Культуру» - третьим фронтом назвала.
Инакомыслие пыталась позабыть,
Соцреализму предпочтенье отдала.
Культурная революция, 1917-1939 г. Комментарий учителя истории.
1931 г. - выступление Сталина положило конец форсированной культурной революции. В 1932 году генсек повелел Луначарскому «кончать модные течения». Писателей объединили в Союз. А в 1934 г. на I съезде писателей был объявлен основной и единственный метод художественной литературы «социалистический реализм», задачей которого была «идейная переделка и воспитание людей в духе социализма». Это было, по сути, началом складывания тоталитарного государства.
Народ пел «Нас утро встречает прохладой» и не знал, что автор этой песни –
тридцатилетний, талантливый поэт Борис Корнилов, один из миллионов жертв репрессий,
расстрелян как враг народа. Стреляли гордых, добрых, честных, Чтоб захватить, упрочить
власть, В глухих подвалах повсеместно Кровь русская лилась.
С 1934 года литература - одна «социалистическая» река, в которой много невидимых подводных течений... Теперь мы «это течение» называем запрещённой (возвращённой) литературой. (Бабель И., Булгаков М., Мандельштам О., Клюев Н., Пильняк Б.,
Платонов А., Замятин Е. и мн. др.) 10. Отгадай событие.
С разгрома Польши началась она,
И имя её страшное - война.
Продлилась с точностью в 6 лет.
Японию разбив, народы мира увидали свет.
II мировая война.
Комментарий учителя литературы.
Литература Великой Отечественной войны характеризует агитацией, призывом, воспеванием «великого полководца». Отстоять свою Родину! - вот задача каждого советского человека. Около 10 лет военная тема будет «созревать» в умах и сердцах советских писателей (1957-1959). Поэзия Проза Драматургия
Ахматова А. Горбатов Б.«Непокорённые» Корнейчук А. «Фронт»
Симонов К. Бек А.«Волоколамское шоссе» Леонов Л. «Нашествие»
Бергольц О.
11. Отгадай событие.
Смерть Сталина - и началась она,
Лирично Эренбургом названа...
Интеллигенция вся ликовала,
Секреты «белых пятен» открывала.
«Оттепель»1953-1960-е Комментарий учителя литературы.
Литературный процесс 60-х знаменовался настоящим творческим всплеском. Появился целый ряд новых течений в советской литературе: «военная проза», «деревенская проза», «молодёжная проза», «громкая эстрадная поэзия», «тихая лирика».
Возникли различные литературные группы, объединения, кружки: «Мы молодые», Лианозовская поэтическая группа, СМОГ – Смелость. Мысль. Образ. Глубина», или «Самое Молодое Общество Гениев» и др. Распространились такие уникальные явления, как «самизда и «тамиздат». Всё это свидетельствовало об оживлении литературной жизни. Однако необходимо помнить, что явления «шестидесятничества» и «оттепели» отождествлять нельзя. Сам период «оттепели» (назван по одноимённым произведениям: стихотворению Николая Заболоцкого и повести Ильи Эренбурга) делится на три периода (1953-1956, 1956-1959, 1959-1964). Каждый сопровождался «всплеском» либерализма и репрессивной реакцией на него официальных властей. Начало «оттепели» отмечено литературно- критическими выступлениями (например, Померанцева «Об искренности литературы», 1953). В сентябре 1954 г. А. Твардовский отстранён от должности главного редактора «Нового мира». Далее идёт процесс реабилитации репрессированных писателей. Печатается роман В. Дудинцева «Не хлебом единым». Одновременно сэтим резкой критике подвергся опубликованный за рубежом роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». С одной стороны, по приказу Н. Хрущёва публикуется «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына, второе дыхание получает военная проза, обратившаяся к отображению «окопной правды» войны. С другой стороны, подвергается аресту рукопись романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба». 12. Отгадай событие.
Мы за весною лета ждали,
Но время то прошло, что «оттепелью» звали.
Был отстранён генсек Хрущёв,
Настало время заказных судов,
И за разгромом в Праге демократии весной
Период тот назвали мы ... («застой»). Комментарий учителя литературы.
Начинается период тотального противостояния государства и свободной литературы. У поколения «шестидесятников» в момент смены периода 60-х гг. эпохой «застоя» было три пути:
путь конформизма, приспособления к сложившейся и застывающей в своих чертах
системе;
«андеграунд», «непротивление» системе, но и нежелание с ней сотрудничать. Это
был период третьего «хождения русской интеллигенции в народ»: люди творческого склада выбирали профессии, не требующие прохождения идеологических проверок, вступления в партию и оставляющие массу свободного времени (истопники, сторожа, лифтёры). «Поколением дворников и сторожей» назвал их рок-поэт Б. Гребенщиков. Мировосприятие этой группы отразилось в таких произведениях, как поэма В. Ерофеева «Москва-Петушки», роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, в прозе С. Довлатова и др.;
путь диссидентства - сознательного и открытого противостояния системе. Этот
путь, как правило, приводил в эмиграцию или лагеря и специальные лечебницы. Впрочем, надо сказать, чёткой грани между этими путями не было. Пример тому - судьба А. Галича. Из преуспевающего советского кинорежиссёра превратился в диссидента и эмигранта.
Вот что мы читаем об этом времени у Михаила Веллера в произведении «Дети победителей»: «Заработали верховные ножницы, остригая от пространства нашей духовной жизни строчку за строчкой. Спился и замолчал Казаков. Замолчал и уехал Гладилин.Выслали Солженицына. Уехал Бродский. Пошли нескончаемой чередой «уезжанты» и невозвращенцы: Рострапович, Барышников. Уехал Некрасов. Уехал и погиб Галич. Умер Шукшин. Агония.
Точку «воткнул» восьмидесятый: лишили гражданства уехавшего Аксёнова; смерть Высоцкого; бойкот Олимпиады. Финиш.
Смерть Трифонова весной восемьдесят первого прозвучала завершающим аккордом, эпилогом. А как же боссы? Руководители затыкали рты, выкручивали руки, резали рукописи, смывали щетины...» 13. Отгадай событие.
Генсека в 85-м услыхали клич,
Чтоб развитых стран уровня достичь,
Все сферы жизни перестроить мы должны,
Реформы эти не просты, но так нужны.
«Перестройка», 1985-1991г. Комментарий учителя истории.
Этот период связан с именем Михаила Сергеевича Горбачёва «Ускорение», «антиалкогольная пропаганда», «демократия» - символы того времени. Ощущение ломки устойчивого порядка вещей, обломки эпох, правил, «цитат» из чьих-то речей двигали вперёд литературу. Из котельной доносится голос уличного Гамлета - кумира молодёжи, чьи «телемиражи» и «радиомиражи» нельзя обойти: «Можешь ли ты изменить этот мир?...» Виктор Цой, Игорь Тальков, Борис Гребенщиков - символы новой эпохи, символы внутренней свободы.
1991 - год распада Советского Союза. Конец периода, называемого «перестройкой». Борис Ельцин - первый президент России. 14. Беседа с обучающимися о последнем десятилетии. Учитель истории
Последнее десятилетие уходящего века... Пришло время окончательно заполнить наше «Историческое полотно».
- Каким цветом окрасить нам пазл этого периода? Можно ли назвать 90-е трагическими и окрасить в красный цвет?
Да, 90-е трагические. Это время, когда «бессмертие шло косяком»: академик Сахаров, отец Мень, Игорь Тальков, Дмитрий Холодов, Владислав Листьев. Мальчишки, не вернувшиеся домой и не сказавшие «Я жив, мама!». Трагические события лета 2000: взрыв на станции Пушкинская, трагедия подводной лодки «Курск». Литературе этого периода характерна резкость авторской позиции. В. Распутин, Ч. Айтматов, В. Астафьев резко осуждают неприглядность быта и нравственную деградацию: алкоголизм, преступность,духовное обнищание, наркоманию. Основной мотив литературы - мотив тупика и катастрофы.
- И всё же только ли красный цвет характерен для последнего периода?
Не только. Развивается экономика, с её взлётами и падениями. Надежда связана с новым президентом В. Путиным. «Конец истории сошелся с её началом» (Вл. Соловьёв).
Я предлагаю сделать разноцветным последнее десятилетие уходящего века. V. Итог урока.
Теперь, когда заполнено наше «Историческое полотно», давайте сделаем вывод о том, каким же был XX век - излом тысячелетья?
Мы давно освоили планету,
Широко шагает этот век,
На земле уж белых пятен нету,
Чёрные сотрёшь ли, человек? «Тело Земли - это сплошной нарыв, который вызревает, лопается и, не успев залечиться, снова назревает...»
«Медленно история листается... только Родина не старится...» (Обращение к эпиграфу.) И всё же русский народ - «извечный, как земля, народ с большой судьбой, все вековые векселя оплачены тобой!» (В. Фёдоров). VI. Прослушивание песни Ю. Шевчука «Родина». VII. Рефлексия VIII. Домашнее задание.
Литература 1. Страницы 263-298 по учебнику
2.Написать эссе «Какой период истории и литературы вам больше всего запомнился и
почему?» (творческое задание для обучающихся высокой мотивации) История 1. Страницы 125-131 по учебнику
2.Составить исторический календарь событий 20 века (творческое задание для
обучающихся высокой мотивации)
Литература
Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Книга для учащихся 11кл. средней школы: В 2ч./ Под ред. Ф.Ф.Кузнецова.- М.: Просвещение, 2011г
Русская литература XX века. 11 класс: В.В. Агеносов, Э.Л. Безносов и др.- М.: Дрофа 2010. стр. 263-298
Серебряный век русской поэзии. Для учащихся старших классов и любителей поэзии / Сост. К.Ф. Нестерова.- М.: ИМА-Кросс, 2004г.
Вехи. Интеллигенция в России / Сборники статей 1909-1910.- М.: Молодая гвардия, 1991г
А.А.Данилов, Л.Г.Косулин, Л.Н.Алексашкин. История России XX век. 11кл. стр. 125-131- М.: Просвещение, 2010г.
|