Урок 17





Скачать 120.73 Kb.
НазваниеУрок 17
Дата публикации18.08.2014
Размер120.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок


Урок 17. Законы Вавилонского царства.

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Из фактов истории цивилизации Междуречья научить объяснять особенности образования и развития народов и государств Западной Азии.

Используя исторические понятия (свободные граждане, долговое рабство), научить характеризовать правление вавилонского царя Хаммурапи, правившего в 1792–1750 гг. до н.э.

Линия 3. Историческое мышление.

Научить выявлять варианты причин и следствий быстрого развития Междуречья и всей Западной Азии.

Анализируя правление Хаммурапи, научить представлять мотивы принятия законов вавилонским царём.

Линии 4–5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое

самоопределение.

Анализируя законы Хаммурапи, научить давать и объяснять собственную оценку представлений о справедливости и равенстве вавилонского царя.

Обязательный минимум содержания: 1792–1750 гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи. Западная Азия (Передняя Азия). Свободные граждане, долговые рабы, алфавит.
План урока:

I. Проблема урока: почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет?

II. Поиск решения проблемы:

1. Междуречье – перекрёсток торговых путей Западной Азии.

Примерный вывод по проблеме: находясь на перекрёстке торговых путей, жители Междуречья активно взаимодействовали с разными народами, перенимая и совершенствуя их достижения и новшества, обогащая при этом свой опыт.

2. Междуречье – государство и общество.

Примерный вывод по проблеме: борьба между государством и людьми

в одном обществе заставляла правителей чаще придумывать новые правила (законы), что способствовало развитию и укреплению державы.


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания


I. Создание проблемной ситуации и формулирова-ние проблемы.

– На прошлом уроке мы с вами выяснили, что Египет и Междуречье –разные цивилизации.
– Давайте узнаем, что так удивило Антошку, когда ему стало известно, что Египет появился

раньше Междуречья.

– Открываем с. 80, читаем слова Антошки.

– Какое мнение высказал Антошка

по поводу возникновения и развития цивилизаций Древнего Египта и Междуречья?
Фиксируем на доске:

Мнение Антошки: Египет появился

раньше, значит, развивался быстрее,

чем Междуречье.
– Сравните по таблице время освоения достижений цивилизации в Междуречье и в Египте. 1

Что заметили?

– Следовательно, какая цивилизация развивалась быстрее? 1

Фиксируем на доске:

Исторический факт: Междуречье

развивалось быстрее.
– Сравните мнение Антошки с данными таблицы. Какое наблюдается

противоречие? 1

– Какой возникает вопрос? 1

Фиксируем проблему урока на доске:

Почему Междуречье развивалось

быстрее, чем Египет?


– Антошка считает, что если Египет появился раньше, значит, развивался быстрее, чем Междуречье.

– В Египте это произошло позже,

чем в Междуречье. 1

– Междуречье.

Выявляя противоречие, формулируют проблему урока, записывают

её в тетради. 1

Регулятивные УУД

1. Определять цель – проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

5. Оценивать степень и способы достижения цели.

Познавательные УУД

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения.

2. Выделять главное.

3. Находить в разных источниках достоверную информацию.

4. Определять понятия.

5. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

6. Делать выводы.
Личностные УУД

1. Оценивать себя с позиции гражданина России.


II. Версии.

– Рассмотрите карту на с. 79. Что изображено красными точками?

– Какую особенность заметили? 3
– Что можете сказать про Египет? 3

– Предположите, могло ли это как-то повлиять на развитие Междуречья?

2 3
– Сформулируйте кратко первую

версию. 2

Фиксируем версию на доске:

1. Пересечение торговых путей.
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 88. Этот столб, на котором были высечены законы вавилонского царя Хаммурапи, нашли археологи. Как вы думаете, что могло заставить царя принять эти законы? 2 3

– Сформулируйте вторую версию! 2

Фиксируем вторую версию на доске:

2. Активная борьба между государством и людьми в одном обществе.


– Торговые пути.

– Через Междуречье проходит много торговых путей.

– Через Египет проходит только один торговый путь.
Могут предположить, что те народы, которые проходили через Междуречье, приносили с собой что-то новое. 2

– Междуречье развивалось быстрее

благодаря торговым путям. 2


Рассмотрев иллюстрацию на с. 88, могут сказать, что люди активно боролись за свои права в обществе. Это заставляло правителя чаще создавать новые правила, законы.

2 3

– Активная борьба между правителем и людьми в одном обществе. 2




III. Актуализация знаний.

Выполнение заданий из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 85. 2 4

Во фронтальном диалоге вспоминают изученный материал. 2 4




IV. Планирование деятельности.

– Вспомните легенду о Вавилонской башне. В чём смысл этой легенды? 2

– Итак, мы с вами повторили основные понятия и исторические факты,

которые необходимы для решения

проблемы.

– Теперь давайте подумаем,

что нам надо узнать, чтобы проверить

версии и ответить на главный вопрос

урока. 3

Записываем план

действий на доске.

Надо узнать причины быстрого развития Междуречья.


– Так люди объясняли происхождение разных народов, говоривших на

разных языках. 2


– Чтобы узнать, почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет, нам надо знать, что этому способствовало. 3






V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

– Сейчас мы поработаем с картой.

– Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним,

как читать карту, извлекая нужную

информацию.

3


– По карте на

с. 79 определите, по каким торговым путям в Междуречье поступали медь и олово, строительный лес, драгоценные металлы, благовония, пурпурная краска, стеклянные сосуды, вино. 2
Записываем на доске:

Торговые пути:

из Малой Азии – медь;

из Палестины – олово, стеклянная посуда.

– Теперь продолжайте самостоятельно выполнять задание, делая запись в тетради.

– Проверьте себя, прочитав текст на

с. 85–87. 2 5
Продолжаем запись на доске:

Торговые пути:

из Финикии – строительный лес,

пурпурная краска;

из Аравии – благовония;

из Египта – вино.
– Предположите, как торговля с соседями по Западной Азии могла повлиять на развитие Междуречья? 1

– Проверьте свои догадки по тексту

на с. 85–87. 5
Записывает на доске:

Заимствовали:

у семитских племён – новый язык;

у индоевропейцев – колёсные повозки.

– Чем можно объяснить быстрое развитие Междуречья и всей Западной

Азии, исходя из того, что мы узнали? 1
При проверке данного задания применяем алгоритм самооценки. 5

ТОУУ

Фиксирует на доске:

Причины быстрого развития Междуречья:

1) пересечение торговых путей;

2) тесное взаимодействие с другими народами.

Вспоминают правила работы с

картой:

1) внимательно изучить легенду

карты (условные обозначения);

2) найти необходимые объекты на

карте;

3) установить взаимосвязь анализируемых объектов;

4) преобразовать информацию, полученную из карты;

5) сделать вывод на основе анализа

карты. 3
Один из учеников отвечает, показывая объекты на настенной карте.

Примерный ответ:

– Я считаю, что медь поступала в Междуречье из Малой Азии, а олово – из Палестины, так как на карте это отмечено цепочкой из красных точек, обозначающих торговые пути, и

условными знаками в виде рисунков. 2

Продолжают выполнять задание.

Про себя читают текст на с. 85–87.

Один из учеников устно отвечает, показывая объекты на настенной

карте.


Высказывают свои мнения.

– От других народов они могли перенять новые достижения, усовершенствовав их. Например, древние шумеры переняли язык семитских племён,

которые переселились на эту землю и

образовали там свои города-государства. У индоевропейских племён переняли и усовершенствовали колёсные повозки, сделав из них стремительные

колесницы. Сами шумеры тоже могли научить переселявшиеся народы многому для них неизвестному, например,

орошаемому земледелию, строительству и письменности.

Предлагают варианты ответов по учебной проблеме.

– Междуречье находилось на пересечении торговых путей, через которые проходило много торговых караванов разных народов. В результате

шумеры активно взаимодействовали

с другими племенами, перенимая и

совершенствуя их достижения. Это

способствовало быстрому развитию

Междуречья и всей Западной Азии. 1







– В XVIII веке до н.э. всё Междуречье объединил в могущественное

государство один из царей Вавилона –

Хаммурапи. Он прославился тем, что издал законы, основываясь на которых, управлял государством.

– С помощью текста (с. 87–89) узнайте, зачем Хаммурапи принял эти законы. 1 2 3

Продолжает запись на доске:

Причины быстрого развития Междуречья:

3) законы Хаммурапи.
– Давайте с вами ознакомимся с некоторыми правилами жизни и постараемся определить, насколько справедливы они были.

– Внимательно прочитайте текст на с. 87–89, попытайтесь объяснить, в чём ваши

представления, людей XXI века, о

справедливости и равенстве совпадают с представлениями вавилонского

царя, а в чём – нет. 1

При проверке данного задания применяем алгоритм самооценки. 5

ТОУУ



Могут сказать, что Хаммурапи считал себя по воле богов признанным

установить

справедливость, олицетворяя себя богом Шамашем, который озаряет всю страну. Поэтому и были установлены новые правила жизни в обществе. 1 2 3

Работают с текстом и аргументированно высказывают своё мнение. Могут возникать различные мнения: согласятся, что справедливо,

когда за причинение вреда имуществу одного человека виновный должен был возместить ущерб; физическое

наказание в виде отрубания пальцев,

рук, избиение плетью для современных людей неприемлемо; казнь за преступление, приведшее к смерти другого человека, может вызвать дискуссию в классе – главное, чтобы ученики смогли аргументированно

обосновать свою точку зрения. Физическое наказание за то, что низший по положению человек нанёс вред

знатному, подтверждает, что в обществе существовало неравенство, а

значит, не все законы были справедливы.






VI. Выражение решения проблемы.

– Итак, мы с вами узнали, почему

Междуречье быстро развивалось.

– Какой вывод можно сделать по проблеме урока? 6

Какие версии подтвердились? 5

Предполагаемый вывод по проблеме:

– Междуречье развивалось быстрее, чем Египет, так как оно располагалось на пересечении нескольких

торговых путей, что способствовало

активному взаимодействию шумеров

с различными народами, тем самым обогащая опыт и достижения местных жителей. Законы Хаммурапи

позволяли управлять государством и

поддерживать порядок в обществе,

что способствовало укреплению самой развитой державы Западной Азии – Вавилонского царства. 6





VII. Применение нового знания.

– Отличаются ли современные представления о справедливости законов Хаммурапи от представлений свободных вавилонян? 2

Могут сказать, что вавилоняне воспринимали эти законы как должное,

что законы Хаммурапи позволяли управлять обществом и поддерживать порядок. Это делало государство

сильным и развитым. 2








– Одним из соседних народов, с которым древ-ние шумеры активно торго-вали, были финикийцы. Используя

текст и карту, определите, чем отличались финикийцы от известных вам

жителей Западной Азии.
– Подумайте,

как они могли повлиять на развитие

Междуречья.

1 2 3 4 5
– Как вы думаете, почему параграф

называется «Законы Вавилонского

царства»?

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь.

Индивидуально, самостоятельно

выполняют задание, работают с картой, записывают ключевые слова в тетрадь.


– Это было самое развитое государство Западной Азии.

По-разному формулируют тему урока.

Высказывают свои предположения.





VIII. Домашнее задание.

– Прочитайте название следующего

параграфа. Как вы думаете, почему

Ассирию называли «железным»

царством?

– Прочитайте дома § 14 и проверьте

свои предположения. Чтобы лучше

усвоить и понять тему, которую мы будем изучать на следующем уроке, приготовьте ответы на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».











© ООО «Баласс», 2012 Страница


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 17 iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок 17 iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...
Урок 17 iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок 17 iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
Урок 17 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
Урок 17 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....
Урок 17 iconУрок пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию...
Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные...
Урок 17 iconУрок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии...

Урок 17 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...
Урок 17 iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок 17 iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Урок 17 iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урок 17 iconУрок с 55ч до 10. 40ч. 3 урок с 11. 00ч до 11. 45ч. 4 урок с 12....
Дополнительные каникулы для обучающихся первых классов: с 18 февраля по 25 февраля – 8 дней
Урок 17 iconУрок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы н в суффиксах причастий"...
Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Урок вкусный и интересный. Я приглашаю вас на кулинарный поединок
Урок 17 iconУрок в начальной школе с использованием технологии ркмчп
Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок...
Урок 17 iconУрок в начальной школе с использованием технологии ркмчп
Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск