Урок 17. Законы Вавилонского царства.
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Из фактов истории цивилизации Междуречья научить объяснять особенности образования и развития народов и государств Западной Азии.
Используя исторические понятия (свободные граждане, долговое рабство), научить характеризовать правление вавилонского царя Хаммурапи, правившего в 1792–1750 гг. до н.э.
Линия 3. Историческое мышление.
Научить выявлять варианты причин и следствий быстрого развития Междуречья и всей Западной Азии.
Анализируя правление Хаммурапи, научить представлять мотивы принятия законов вавилонским царём.
Линии 4–5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое
самоопределение.
Анализируя законы Хаммурапи, научить давать и объяснять собственную оценку представлений о справедливости и равенстве вавилонского царя.
Обязательный минимум содержания: 1792–1750 гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи. Западная Азия (Передняя Азия). Свободные граждане, долговые рабы, алфавит. План урока:
I. Проблема урока: почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет?
II. Поиск решения проблемы:
1. Междуречье – перекрёсток торговых путей Западной Азии.
Примерный вывод по проблеме: находясь на перекрёстке торговых путей, жители Междуречья активно взаимодействовали с разными народами, перенимая и совершенствуя их достижения и новшества, обогащая при этом свой опыт.
2. Междуречье – государство и общество.
Примерный вывод по проблеме: борьба между государством и людьми
в одном обществе заставляла правителей чаще придумывать новые правила (законы), что способствовало развитию и укреплению державы.
Этапы урока
| Действия учителя
| Действия учеников
| Формирование УУД, технология оценивания
|
I. Создание проблемной ситуации и формулирова-ние проблемы.
| – На прошлом уроке мы с вами выяснили, что Египет и Междуречье –разные цивилизации. – Давайте узнаем, что так удивило Антошку, когда ему стало известно, что Египет появился
раньше Междуречья.
– Открываем с. 80, читаем слова Антошки.
– Какое мнение высказал Антошка
по поводу возникновения и развития цивилизаций Древнего Египта и Междуречья? Фиксируем на доске:
Мнение Антошки: Египет появился
раньше, значит, развивался быстрее,
чем Междуречье. – Сравните по таблице время освоения достижений цивилизации в Междуречье и в Египте. 1
Что заметили?
– Следовательно, какая цивилизация развивалась быстрее? 1
Фиксируем на доске:
Исторический факт: Междуречье
развивалось быстрее. – Сравните мнение Антошки с данными таблицы. Какое наблюдается
противоречие? 1
– Какой возникает вопрос? 1
Фиксируем проблему урока на доске:
Почему Междуречье развивалось
быстрее, чем Египет?
|
– Антошка считает, что если Египет появился раньше, значит, развивался быстрее, чем Междуречье.
– В Египте это произошло позже,
чем в Междуречье. 1
– Междуречье.
Выявляя противоречие, формулируют проблему урока, записывают
её в тетради. 1
| Регулятивные УУД
1. Определять цель – проблему.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность.
4. Работать по плану.
5. Оценивать степень и способы достижения цели.
Познавательные УУД
1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения.
2. Выделять главное.
3. Находить в разных источниках достоверную информацию.
4. Определять понятия.
5. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
6. Делать выводы. Личностные УУД
1. Оценивать себя с позиции гражданина России.
| II. Версии.
| – Рассмотрите карту на с. 79. Что изображено красными точками?
– Какую особенность заметили? 3 – Что можете сказать про Египет? 3
– Предположите, могло ли это как-то повлиять на развитие Междуречья?
2 3 – Сформулируйте кратко первую
версию. 2
Фиксируем версию на доске:
1. Пересечение торговых путей. – Рассмотрите иллюстрацию на с. 88. Этот столб, на котором были высечены законы вавилонского царя Хаммурапи, нашли археологи. Как вы думаете, что могло заставить царя принять эти законы? 2 3
– Сформулируйте вторую версию! 2
Фиксируем вторую версию на доске:
2. Активная борьба между государством и людьми в одном обществе.
| – Торговые пути.
– Через Междуречье проходит много торговых путей.
– Через Египет проходит только один торговый путь. Могут предположить, что те народы, которые проходили через Междуречье, приносили с собой что-то новое. 2
– Междуречье развивалось быстрее
благодаря торговым путям. 2
Рассмотрев иллюстрацию на с. 88, могут сказать, что люди активно боролись за свои права в обществе. Это заставляло правителя чаще создавать новые правила, законы.
2 3
– Активная борьба между правителем и людьми в одном обществе. 2
|
| III. Актуализация знаний.
| Выполнение заданий из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 85. 2 4
| Во фронтальном диалоге вспоминают изученный материал. 2 4
|
| IV. Планирование деятельности.
| – Вспомните легенду о Вавилонской башне. В чём смысл этой легенды? 2
– Итак, мы с вами повторили основные понятия и исторические факты,
которые необходимы для решения
проблемы.
– Теперь давайте подумаем,
что нам надо узнать, чтобы проверить
версии и ответить на главный вопрос
урока. 3
Записываем план
действий на доске.
Надо узнать причины быстрого развития Междуречья.
| – Так люди объясняли происхождение разных народов, говоривших на
разных языках. 2
– Чтобы узнать, почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет, нам надо знать, что этому способствовало. 3
|
|
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
| – Сейчас мы поработаем с картой.
– Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним,
как читать карту, извлекая нужную
информацию.
3
– По карте на
с. 79 определите, по каким торговым путям в Междуречье поступали медь и олово, строительный лес, драгоценные металлы, благовония, пурпурная краска, стеклянные сосуды, вино. 2 Записываем на доске:
Торговые пути:
из Малой Азии – медь;
из Палестины – олово, стеклянная посуда.
– Теперь продолжайте самостоятельно выполнять задание, делая запись в тетради.
– Проверьте себя, прочитав текст на
с. 85–87. 2 5 Продолжаем запись на доске:
Торговые пути:
из Финикии – строительный лес,
пурпурная краска;
из Аравии – благовония;
из Египта – вино. – Предположите, как торговля с соседями по Западной Азии могла повлиять на развитие Междуречья? 1
– Проверьте свои догадки по тексту
на с. 85–87. 5 Записывает на доске:
Заимствовали:
у семитских племён – новый язык;
у индоевропейцев – колёсные повозки.
– Чем можно объяснить быстрое развитие Междуречья и всей Западной
Азии, исходя из того, что мы узнали? 1 При проверке данного задания применяем алгоритм самооценки. 5
ТОУУ
Фиксирует на доске:
Причины быстрого развития Междуречья:
1) пересечение торговых путей;
2) тесное взаимодействие с другими народами.
| Вспоминают правила работы с
картой:
1) внимательно изучить легенду
карты (условные обозначения);
2) найти необходимые объекты на
карте;
3) установить взаимосвязь анализируемых объектов;
4) преобразовать информацию, полученную из карты;
5) сделать вывод на основе анализа
карты. 3 Один из учеников отвечает, показывая объекты на настенной карте.
Примерный ответ:
– Я считаю, что медь поступала в Междуречье из Малой Азии, а олово – из Палестины, так как на карте это отмечено цепочкой из красных точек, обозначающих торговые пути, и
условными знаками в виде рисунков. 2
Продолжают выполнять задание.
Про себя читают текст на с. 85–87.
Один из учеников устно отвечает, показывая объекты на настенной
карте.
Высказывают свои мнения.
– От других народов они могли перенять новые достижения, усовершенствовав их. Например, древние шумеры переняли язык семитских племён,
которые переселились на эту землю и
образовали там свои города-государства. У индоевропейских племён переняли и усовершенствовали колёсные повозки, сделав из них стремительные
колесницы. Сами шумеры тоже могли научить переселявшиеся народы многому для них неизвестному, например,
орошаемому земледелию, строительству и письменности.
Предлагают варианты ответов по учебной проблеме.
– Междуречье находилось на пересечении торговых путей, через которые проходило много торговых караванов разных народов. В результате
шумеры активно взаимодействовали
с другими племенами, перенимая и
совершенствуя их достижения. Это
способствовало быстрому развитию
Междуречья и всей Западной Азии. 1
|
|
| – В XVIII веке до н.э. всё Междуречье объединил в могущественное
государство один из царей Вавилона –
Хаммурапи. Он прославился тем, что издал законы, основываясь на которых, управлял государством.
– С помощью текста (с. 87–89) узнайте, зачем Хаммурапи принял эти законы. 1 2 3
Продолжает запись на доске:
Причины быстрого развития Междуречья:
3) законы Хаммурапи. – Давайте с вами ознакомимся с некоторыми правилами жизни и постараемся определить, насколько справедливы они были.
– Внимательно прочитайте текст на с. 87–89, попытайтесь объяснить, в чём ваши
представления, людей XXI века, о
справедливости и равенстве совпадают с представлениями вавилонского
царя, а в чём – нет. 1
При проверке данного задания применяем алгоритм самооценки. 5
ТОУУ
|
Могут сказать, что Хаммурапи считал себя по воле богов признанным
установить
справедливость, олицетворяя себя богом Шамашем, который озаряет всю страну. Поэтому и были установлены новые правила жизни в обществе. 1 2 3
Работают с текстом и аргументированно высказывают своё мнение. Могут возникать различные мнения: согласятся, что справедливо,
когда за причинение вреда имуществу одного человека виновный должен был возместить ущерб; физическое
наказание в виде отрубания пальцев,
рук, избиение плетью для современных людей неприемлемо; казнь за преступление, приведшее к смерти другого человека, может вызвать дискуссию в классе – главное, чтобы ученики смогли аргументированно
обосновать свою точку зрения. Физическое наказание за то, что низший по положению человек нанёс вред
знатному, подтверждает, что в обществе существовало неравенство, а
значит, не все законы были справедливы.
|
|
VI. Выражение решения проблемы.
| – Итак, мы с вами узнали, почему
Междуречье быстро развивалось.
– Какой вывод можно сделать по проблеме урока? 6
Какие версии подтвердились? 5
| Предполагаемый вывод по проблеме:
– Междуречье развивалось быстрее, чем Египет, так как оно располагалось на пересечении нескольких
торговых путей, что способствовало
активному взаимодействию шумеров
с различными народами, тем самым обогащая опыт и достижения местных жителей. Законы Хаммурапи
позволяли управлять государством и
поддерживать порядок в обществе,
что способствовало укреплению самой развитой державы Западной Азии – Вавилонского царства. 6
|
|
VII. Применение нового знания.
| – Отличаются ли современные представления о справедливости законов Хаммурапи от представлений свободных вавилонян? 2
| Могут сказать, что вавилоняне воспринимали эти законы как должное,
что законы Хаммурапи позволяли управлять обществом и поддерживать порядок. Это делало государство
сильным и развитым. 2
|
|
| – Одним из соседних народов, с которым древ-ние шумеры активно торго-вали, были финикийцы. Используя
текст и карту, определите, чем отличались финикийцы от известных вам
жителей Западной Азии. – Подумайте,
как они могли повлиять на развитие
Междуречья.
1 2 3 4 5 – Как вы думаете, почему параграф
называется «Законы Вавилонского
царства»?
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь.
| Индивидуально, самостоятельно
выполняют задание, работают с картой, записывают ключевые слова в тетрадь.
– Это было самое развитое государство Западной Азии.
По-разному формулируют тему урока.
Высказывают свои предположения.
|
|
VIII. Домашнее задание.
| – Прочитайте название следующего
параграфа. Как вы думаете, почему
Ассирию называли «железным»
царством?
– Прочитайте дома § 14 и проверьте
свои предположения. Чтобы лучше
усвоить и понять тему, которую мы будем изучать на следующем уроке, приготовьте ответы на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».
|
|
|
© ООО «Баласс», 2012 Страница
|