Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
«Рассмотрено» на заседании методического объединения
Учителей истории, географии, химии, биологии
Руководитель МО
Сафонова Н.В. ______________
Протокол № ___ от
«____»____________201__ г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы
по УВР
Заводова О.Н.______________
«____»____________201 г.
| «Утверждаю»
Директор школы
Макарова Л.В.________
Приказ №___от «___»________201___ г.
| Рабочая программа
Кистиневой Татьяны Петровны
квалификационная категория 8 разряд
По предмету История и культура мордовского края
Базовый уровень
Класс 5 класс
Количество часов по программе 17
2013-2014 учебный год
г.о. Саранск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта для 6 классов. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала учащихся. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по предмету «История», Примерной программы основного общего образования по истории, и авторской программы к учебнику «Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс», а также Приказа МО РМ №904 от 16 августа 2011 г.
Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности.
Актуальность. Программа предоставляет возможность более подробного рассмотрения сюжетов связанных с историей различных концессий, наций, народностей, государственных образований, развивающихся ныне в Российской Федерации. Цели курса:
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
• овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Основные задачи курса:
• обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся,
• удовлетворить запросы учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению истории, научному понимаю ее роли и места в системе общественных дисциплин;
• дать элементарное представление о методах научного исследования; помочь определиться выборе своей будущей профессии;
• развить стремление к дальнейшему образованию и самообразованию.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, развитие исследовательских навыков, информационно-коммуникативные, здоровьесбережения.
Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: контроль в конце четверти; текущий - в форме устного, фронтального опроса, контрольных работ.
Содержание курса требует тесной связи истории и других гуманитарных научных знаний, реализации межпредметных связей с обществознанием, географией, литературой, искусством.
Курс «История» является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму историко-правовых знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Реализация программы осуществляется за счёт обязательной части учебного плана, составляет 68 учебных часов, 2 часа в неделю в 6 классах в течении 1 учебного года. Количество учебных недель – 34. Количество практических работ -1, контрольных - 4, самостоятельных – 2, проектных – 1.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. В 6 классах при изучении историипрежде всего даются знания об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. При этом отбор фактического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории нашей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. Результаты освоения курса.
К личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание тем учебного курса
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Из них
| Теоретические
| Практические
| Контрольные
| Экскурсии
| Самостоятельные
| Проекты
| История средних веков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Введение
| 1
| 1
|
|
|
|
|
| I
| Раздел I «Раннее Средневековье».
| 11
| 8
| 1
| 1
| -
| 1
|
| II
| Раздел II Развитое Средневековье.
| 8
| 6
|
| 1
| -
| 1
|
| III
| Раздел III«Позднее средневековье.
| 7
| 6
|
| 1
|
|
|
|
| Итоговая контрольная работа
| 1
|
|
| 1
|
|
|
|
| Итого
| 28
| 20
| 1
| 4
|
| 2
|
| История России с древнейших времен до конца XVI века
|
| Введение
| 1
| 1
|
|
|
|
|
| I.
| Раздел I «Древняя Русь»
| 11
| 8
| 1
| 1
| -
| 1
|
| II.
| Раздел II «Политиче-ская раздроблен-ность Руси».
| 10
| 7
| 1
| 1
| -
| 1
|
| III.
| Раздел III «Русь Москов-ская»
| 16
| 11
| 2
| 1
|
|
| 1
|
| Резерв
| 1
| 1
|
|
|
|
|
|
| Итоговая контрольная работа
| 1
|
|
| 1
|
|
|
|
| Итого
| 40
| 28
| 4
| 4
|
| 3
| 1
| |