Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 148.13 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.04.2014
Размер148.13 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 города Чаплыгина

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации


Рассмотрена на заседании методического объединения учителей химии, биологии, географии :

Руководитель МО
________ (Г.Д.Лобанова )
Протокол № 12

от « 27 » августа 2013 года

«Согласовано»:
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
___________ (О.М. Жабина)

«28 » августа 2013 года


«Утверждено» :

Директор школы

____________ (И.В. Дымова)

Приказ № 119

от « 29 » августа 2013 года



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ

Класс: 6А, 6Б

Учитель: Лобанова Г.Д.

2013 – 2014 учебный год

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии основного общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. На основе учебного плана общеобразовательного учреждения рабочая программа рассчитана на 68 часов.(биология – 34часа и модуль биологического краеведения – 34 часа).

Рабочая программа учебного предмета «Биология-6» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)

  2. Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

  3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189)

  4. Приказа Управления образования и науки Липецкой области № 451от 16.05.2013 г. «О базисных учебных планах на 2013-14 учебный год»

  5. Учебного плана МБОУ СОШ №4 на 2013-2014 учебный год, утверждённого приказом по школе № 119 от 29.08.2013 г.

  6. Приказа Министерства образования и науки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»

  7. Примерной и авторской программы основного общего образования по биологии

  8. Учебно-методического комплекта «Биология» для 6-го класса авторов Пономарёвой И.Н. и др.

  9. Методических рекомендаций ОАУ ДПО ЛИРО «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году».


В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

На уроках использую интерактивный подход(творческие задания в больших и малых группах), проблемное обучение, исследовательский подход, коллективный способ обучения(работа в парах постоянного и смешенного состава)
Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.

Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2009. – 240 с.:ил.
Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и с/х животных, грибов, рекомендуется использовать 34 часа учебного времени из регионального компонента.

Отбор содержания проведен с учетом рекомендаций автора профессора И. Н. Пономаревой и содержит учебный и учебно-тематический планы.

2. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

Общее знакомство с растениями.

6

3

3

2

Клеточное строение растений.

4

2

2

3

Органы цветковых растений.

16

9

7

4

Основные процессы жизнедеятельности растений.

11

9

2

5

Основные отделы царства растений.

9

4

5

6

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.

4

4

-

7

Царство бактерии.

3

3

-

8

Царство грибы. Лишайники.

3

2

1

9

Природные сообщества.

6

5

1

10

Краеведческий раздел. Обобщение

6

6

-




Итого

68

47

21


Краеведческий модуль (34 часа)


№ урока

Тема урока

Дата проведения


Примечание


По плану

По факту

1


Наука о растениях – ботаника.

Экскурсия « Осенние явления в жизни растений».

02.09







2

Мир растений. Особенности внешнего строения растений.

Лабораторная работа №1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»

05.09







3

Разнообразие растений

Растения Липецкой области. Красная книга Липецкой области.

09.09







4

Растение - живой организм. Экскурсия « Мир растений вокруг нас»

12.09







5

Условия жизни растений.

16.09







6

Четыре среды жизни растений


19.09







7

Условия прорастания семян растений агрофитоценозов Липецкой области.

10.10







8.


Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа; лабораторная работа №7 « Внешнее строение листа»

11.11







9.

Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение; лабораторная работа № 8 « Внешнее и внутреннее строение стебля»

18.11







10.

Цветок - генеративный орган, его строение и значение; лабораторная работа №10 «Типы соцветий»

25.11







11.

Цветение и опыление растений

28.11








12.

Плод. Разнообразие и значение плодов

02.12







13.

Растительный организм как живая система


05.12







14.

Значение воды в жизнедеятельности растений

23.12







15.

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

23.01







16.

Водоросли и их значение.


03.02






17.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение; лабораторная работа № 13 « Изучение внешнего строения моховидных растений». Разнообразие Моховидных Липецкой области.

10.02







18

Плауны. Хвощи. Папоротники; лабораторная работа № 14 « Изучение внешнего строения представителей хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных».Разнообразие Папоротниковидных Липецкой области.

13.02







19

Отдел Голосеменные; лабораторная работа № 15 « Изучение внешнего вида хвойных растений»

17.02







20

Отдел Покрытосеменные; лабораторная работа № 16 « Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений»

20.02







21

Семейства класса Двудольные

24.02







22


Семейства класса Однодольные

27.02







23

Многообразие и происхождение культурных растений

10.03







24

Дары Старого и Нового Света

13.03







25

Многообразие бактерий.


20.03







26

Значение бактерий в природе и в жизни людей

03.04







27

Царство Грибы. Общая характеристика; лабораторная работа № 17 « Изучение строение плесневых грибов»

07.04







28

Многообразие и значение грибов.

10.04







29

Лишайники. Общая характеристика и значение.

14.04







30

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Природные сообщества Липецкой области.

17.04







31

Многообразие природных сообществ.

28.04







32

Жизнь организмов в природе. Редкие и исчезающие виды растений Липецкой области.

12.05







33

Заповедные места Липецкой области.

15.05







34

Заповедник Галичья гора.


19.05










  1. Содержание рабочей программы


Тема 1. Введение. Общее знакомство с растениями.(6 часов)

Наука о растениях – ботаника.

Мир растений. Разнообразие растений. Растение - живой организм. Условия жизни растений. Четыре среды жизни растений. Растения Липецкой области, Красная книга Липецкой области

Растение- живой организм. Условия жизни растений Четыре среды жизни растений.
Тема 2. Клеточное строение растений (4 часа)

Микроскоп и лупа - приборы для изучения строения растений. Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани растений и их виды
Тема 3. Органы цветковых растений (16 часов)

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Условия прорастания семян. Значение семян. Корень. Внешнее строение корня. Внутреннее строение корня. Значение корней и их разнообразие. Побег. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег растения. Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Значение листа в жизни растений. Стебель, его строение и значение. Многообразие стеблей у надземных побегов.

Видоизменения подземных побегов. Цветок - генеративный орган, его строение и значение. Цветение и опыление растений. Плод. Разнообразие и значение плодов. Растительный организм как живая система.
Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (11 часов)

Почвенное (корневое) питание растений. Воздушное питание растений - фотосинтез. Космическая роль зелёных растений. Дыхание растений и обмен веществ. Значение воды в жизнедеятельности растений. Размножение и оплодотворение растений. Вегетативное размножение растений. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растительного организма. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.
Тема 5. Основные отделы царства Растений (9 часов)

Понятие о систематике растений. Водоросли. Общая характеристика. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные. Многообразие мохообразных и папоротниковидных Липецкой области. Редкие и исчезающие растения Липецкой области. Заповедник Галичья гора.

Тема 6. Историческое развитие органического мира на Земле (4 часа)

Понятие об эволюции растительного мира на Земле. Эволюция высших растений.

Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света.
Тема 7. Царство бактерий (3 часа)

Бактерии. Общая характеристика. Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни людей.
Тема 8. Царство Грибы. Лишайники (3 часа)

Царство Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов. Лишайники. Общая характеристика и значение.
Тема 9. Природные сообщества (6 часов)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность организмов к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ.

Многообразие природных сообществ.
Тема 10. Краеведческий раздел. Обобщение. (6 часов)
Жизнь организмов в природе. Заповедник Галичья гора. Заповедные места Липецкой области.


  1. Требования к уровню обучения учащихся

Знать/понимать

  • признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.

Уметь

  • наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;

    • объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Липецкой области; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Липецкой области;

    • изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;

    • распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

    • приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;

    • сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;

    • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

    • давать характеристику растениям различных систематических групп;

    • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;

    • оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;

    • формулировать выводы на основе собранного материала;

    • прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Липецкой области;

    • применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;

    • использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Липецкой области




  1. Литература и средства обучения

  1. Учебник под общей редакцией профессора И.Н. Пономаревой. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники для 6-го класса общеобразовательных учреждений. - М.: « Вентана-Граф», 2008

  2. А.М. Былова. Экология растений. 6 класс. М. Вентана − Граф. 2002г

  3. И.Н. Пономарева. В.С. Кучменко. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие. М. «Вентана − Граф» 2004г.

  4. Понамарева И.Н. Корнилова О.А., Кучменко В.С. Симонова Л.В. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1−2

  5. А.А. Калинина. Поурочные разработки по биологии. «Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники». «Вако» М. 2005г.

  6. Настольная книга учителя биологии (норм. Документы) Апрель 2002г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск