Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 города Чаплыгина
Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей химии, биологии, географии :
Руководитель МО ________ (Г.Д.Лобанова ) Протокол № 12
от « 27 » августа 2013 года
| «Согласовано»: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ___________ (О.М. Жабина)
«28 » августа 2013 года
| «Утверждено» :
Директор школы
____________ (И.В. Дымова)
Приказ № 119
от « 29 » августа 2013 года
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ
Класс: 6А, 6Б
Учитель: Лобанова Г.Д.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии основного общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. На основе учебного плана общеобразовательного учреждения рабочая программа рассчитана на 68 часов.(биология – 34часа и модуль биологического краеведения – 34 часа).
Рабочая программа учебного предмета «Биология-6» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)
Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189)
Приказа Управления образования и науки Липецкой области № 451от 16.05.2013 г. «О базисных учебных планах на 2013-14 учебный год»
Учебного плана МБОУ СОШ №4 на 2013-2014 учебный год, утверждённого приказом по школе № 119 от 29.08.2013 г.
Приказа Министерства образования и науки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»
Примерной и авторской программы основного общего образования по биологии
Учебно-методического комплекта «Биология» для 6-го класса авторов Пономарёвой И.Н. и др.
Методических рекомендаций ОАУ ДПО ЛИРО «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году».
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
На уроках использую интерактивный подход(творческие задания в больших и малых группах), проблемное обучение, исследовательский подход, коллективный способ обучения(работа в парах постоянного и смешенного состава) Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.
Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2009. – 240 с.:ил. Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и с/х животных, грибов, рекомендуется использовать 34 часа учебного времени из регионального компонента.
Отбор содержания проведен с учетом рекомендаций автора профессора И. Н. Пономаревой и содержит учебный и учебно-тематический планы.
2. Учебно-тематический план № п/п
| Тема
| Количество часов
| Общее
| Теория
| Практика
| 1
| Общее знакомство с растениями.
| 6
| 3
| 3
| 2
| Клеточное строение растений.
| 4
| 2
| 2
| 3
| Органы цветковых растений.
| 16
| 9
| 7
| 4
| Основные процессы жизнедеятельности растений.
| 11
| 9
| 2
| 5
| Основные отделы царства растений.
| 9
| 4
| 5
| 6
| Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.
| 4
| 4
| -
| 7
| Царство бактерии.
| 3
| 3
| -
| 8
| Царство грибы. Лишайники.
| 3
| 2
| 1
| 9
| Природные сообщества.
| 6
| 5
| 1
| 10
| Краеведческий раздел. Обобщение
| 6
| 6
| -
|
| Итого
| 68
| 47
| 21
|
Краеведческий модуль (34 часа)
№ урока
| Тема урока
| Дата проведения
| Примечание
| По плану
| По факту
| 1
| Наука о растениях – ботаника.
Экскурсия « Осенние явления в жизни растений».
| 02.09
|
|
| 2
| Мир растений. Особенности внешнего строения растений.
Лабораторная работа №1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»
| 05.09
|
|
| 3
| Разнообразие растений
Растения Липецкой области. Красная книга Липецкой области.
| 09.09
|
|
| 4
| Растение - живой организм. Экскурсия « Мир растений вокруг нас»
| 12.09
|
|
| 5
| Условия жизни растений.
| 16.09
|
|
| 6
| Четыре среды жизни растений
| 19.09
|
|
| 7
| Условия прорастания семян растений агрофитоценозов Липецкой области.
| 10.10
|
|
| 8.
| Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа; лабораторная работа №7 « Внешнее строение листа»
| 11.11
|
|
| 9.
| Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение; лабораторная работа № 8 « Внешнее и внутреннее строение стебля»
| 18.11
|
|
| 10.
| Цветок - генеративный орган, его строение и значение; лабораторная работа №10 «Типы соцветий»
| 25.11
|
|
| 11.
| Цветение и опыление растений
| 28.11
|
|
|
12.
| Плод. Разнообразие и значение плодов
| 02.12
|
|
| 13.
| Растительный организм как живая система
| 05.12
|
|
| 14.
| Значение воды в жизнедеятельности растений
| 23.12
|
|
| 15.
| Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.
| 23.01
|
|
| 16.
| Водоросли и их значение.
| 03.02
|
|
| 17.
| Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение; лабораторная работа № 13 « Изучение внешнего строения моховидных растений». Разнообразие Моховидных Липецкой области.
| 10.02
|
|
| 18
| Плауны. Хвощи. Папоротники; лабораторная работа № 14 « Изучение внешнего строения представителей хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных».Разнообразие Папоротниковидных Липецкой области.
| 13.02
|
|
| 19
| Отдел Голосеменные; лабораторная работа № 15 « Изучение внешнего вида хвойных растений»
| 17.02
|
|
| 20
| Отдел Покрытосеменные; лабораторная работа № 16 « Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений»
| 20.02
|
|
| 21
| Семейства класса Двудольные
| 24.02
|
|
| 22
| Семейства класса Однодольные
| 27.02
|
|
| 23
| Многообразие и происхождение культурных растений
| 10.03
|
|
| 24
| Дары Старого и Нового Света
| 13.03
|
|
| 25
| Многообразие бактерий.
| 20.03
|
|
| 26
| Значение бактерий в природе и в жизни людей
| 03.04
|
|
| 27
| Царство Грибы. Общая характеристика; лабораторная работа № 17 « Изучение строение плесневых грибов»
| 07.04
|
|
| 28
| Многообразие и значение грибов.
| 10.04
|
|
| 29
| Лишайники. Общая характеристика и значение.
| 14.04
|
|
| 30
| Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Природные сообщества Липецкой области.
| 17.04
|
|
| 31
| Многообразие природных сообществ.
| 28.04
|
|
| 32
| Жизнь организмов в природе. Редкие и исчезающие виды растений Липецкой области.
| 12.05
|
|
| 33
| Заповедные места Липецкой области.
| 15.05
|
|
| 34
| Заповедник Галичья гора.
| 19.05
|
|
|
Содержание рабочей программы
Тема 1. Введение. Общее знакомство с растениями.(6 часов)
Наука о растениях – ботаника.
Мир растений. Разнообразие растений. Растение - живой организм. Условия жизни растений. Четыре среды жизни растений. Растения Липецкой области, Красная книга Липецкой области
Растение- живой организм. Условия жизни растений Четыре среды жизни растений. Тема 2. Клеточное строение растений (4 часа)
Микроскоп и лупа - приборы для изучения строения растений. Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани растений и их виды Тема 3. Органы цветковых растений (16 часов)
Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Условия прорастания семян. Значение семян. Корень. Внешнее строение корня. Внутреннее строение корня. Значение корней и их разнообразие. Побег. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег растения. Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Значение листа в жизни растений. Стебель, его строение и значение. Многообразие стеблей у надземных побегов.
Видоизменения подземных побегов. Цветок - генеративный орган, его строение и значение. Цветение и опыление растений. Плод. Разнообразие и значение плодов. Растительный организм как живая система. Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (11 часов)
Почвенное (корневое) питание растений. Воздушное питание растений - фотосинтез. Космическая роль зелёных растений. Дыхание растений и обмен веществ. Значение воды в жизнедеятельности растений. Размножение и оплодотворение растений. Вегетативное размножение растений. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растительного организма. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Тема 5. Основные отделы царства Растений (9 часов)
Понятие о систематике растений. Водоросли. Общая характеристика. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные. Многообразие мохообразных и папоротниковидных Липецкой области. Редкие и исчезающие растения Липецкой области. Заповедник Галичья гора.
Тема 6. Историческое развитие органического мира на Земле (4 часа)
Понятие об эволюции растительного мира на Земле. Эволюция высших растений.
Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света. Тема 7. Царство бактерий (3 часа)
Бактерии. Общая характеристика. Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни людей. Тема 8. Царство Грибы. Лишайники (3 часа)
Царство Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов. Лишайники. Общая характеристика и значение. Тема 9. Природные сообщества (6 часов)
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность организмов к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ.
Многообразие природных сообществ. Тема 10. Краеведческий раздел. Обобщение. (6 часов) Жизнь организмов в природе. Заповедник Галичья гора. Заповедные места Липецкой области.
Требования к уровню обучения учащихся
Знать/понимать
признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.
Уметь
наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Липецкой области; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Липецкой области;
изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
давать характеристику растениям различных систематических групп;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
формулировать выводы на основе собранного материала;
прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Липецкой области;
применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Липецкой области
Литература и средства обучения
Учебник под общей редакцией профессора И.Н. Пономаревой. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники для 6-го класса общеобразовательных учреждений. - М.: « Вентана-Граф», 2008
А.М. Былова. Экология растений. 6 класс. М. Вентана − Граф. 2002г
И.Н. Пономарева. В.С. Кучменко. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие. М. «Вентана − Граф» 2004г.
Понамарева И.Н. Корнилова О.А., Кучменко В.С. Симонова Л.В. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1−2
А.А. Калинина. Поурочные разработки по биологии. «Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники». «Вако» М. 2005г.
Настольная книга учителя биологии (норм. Документы) Апрель 2002г.
|