Тема: Учиться… а что это значит?





Скачать 92.22 Kb.
НазваниеТема: Учиться… а что это значит?
Дата публикации04.09.2014
Размер92.22 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > История > Вопрос
Урок 1 (организационно-рефлексивная линия)

Тема: Учиться… А что это значит?

Основные цели:

  1. Сформировать представление об учебной деятельности (два шага).

  2. Организовать выделение и фиксацию личностных качеств, необходимых для успешного пребывания в учебной деятельности.






Вариант проведения урока
Оборудование:

  1. Материалы к уроку 1.

  2. Разрезной материал к уроку 1.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

  • К нам в класс пришел гость.

Открыть на обычной доске изображение Смайлика – Д – 1.3 или презентацию Слайд 2.

  • Знакомьтесь, это Смайлик – житель Маленькой страны (начальной школы) и ваш новый друг. Он, как и каждый из вас, пришел в школу первый раз и тоже в первый класс. Зачем вы пришли в школу? (Учиться.)

  • Смайлик тоже пришел в школу, чтобы учиться. А что значит «учиться»? (…)

  • Учиться – это особая работа. Теперь у вас тоже есть такая работа – УЧИТЬСЯ.

  • Когда-то давным-давно добрая волшебница помогла Смайлику узнать об этой работе один секрет, и вот теперь он решил поделиться им с вами. Слушайте и помогайте Смайлику и мне рассказывать эту необычную сказочную историю. А о чём будет история? (О том, что значит «учиться».)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

  • Смайлик никогда не грустил и всем дарил свою улыбку. Смайлик – от английского слова “smile”, что значит … “улыбка”. Посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки.

  • Но вот однажды улыбка исчезла с лица Смайлика.

Открыть на доске изображение Смайлика – Д – 1.4 или презентацию − Слайд 2 (анимация)

«Чтобы читать самые интересные книги, – рассуждал Смайлик, – нужно уметь читать. Чтобы посчитать, сколько у меня друзей, нужно уметь считать. Значит, чтобы учиться, нужно уметь …» Что делать? (Учиться.)

  • «А я, – думал Смайлик, – даже не знаю, что значит учиться».

На экране над Смайликом в облачке появляется: «Учиться… А что это значит?» − Слайд 2 (анимация) или учебное пособие (заголовок страницы).

  • Прочитаем вместе, о чём думал Смайлик. (Учиться … А что это значит?)

  • Так будет звучать тема нашего урока.

Задание на пробное действие:

  • А сейчас я вам предложу необычное задание: закройте глаза и поднимите руку те, кто точно знает, что значит учиться.

  • Не опуская руки, откройте глаза и посмотрите, что получилось. Что видите? (Кто-то поднял руку, а кто-то нет.)

  • Кто поднял руку, расскажите, что значит, на ваш взгляд, «учиться»? (…)

После ответа каждого ученика, учитель спрашивает: «У кого другое мнение?»

  • Вот видите, у каждого из вас свой ответ. А Смайлику надо было найти один общий на всех ответ, ведь мы теперь учимся вместе! Одинаковый ответ на какой вопрос вы не смогли найти? (Мы не смогли найти ответ на вопрос «Что значит учиться?»)

  • Когда возникает трудность, надо подумать.

3. Выявление причины затруднения.

  • Давайте думать вместе. Что нужно было сделать? (Нужно было поднять руку, если знаешь, что значит учиться.)

  • Вы знаете точный ответ на вопрос «Что значит учиться?» (Нет, мы не знаем точного ответа на вопрос «Что значит учиться?»)

4. Проблемное объяснение нового знания.

  • Какова цель нашего урока? Что вам надо узнать? (Узнать, что значит учиться.)

  • У кого только не спрашивал Смайлик ответ на вопрос «Что значит учиться?» К сожалению, никто не смог дать ответ один на всех, правильный. И вот однажды добрая волшебница подарила Смайлику две картинки и сказала: «На этих картинках нарисован ответ на твой вопрос. Но увидеть их ты сможешь, только если сам узнаешь, что значит учиться».

По ходу рассказа учителя на слайде появляются две закрытые картинки.

Слова волшебницы включены в презентацию, поэтому эффектнее, если вы включите запись голоса − Слайд 3 (анимация) или к Д − 1.4 добавить 2 шага учебной деятельности (Д-1.1 и Д-1.2 расположить на доске обратной стороной).

  • Как вы поняли, что сказала волшебница? (Она сказала, что увидеть картинки будет возможно, если сам узнаешь, что значит учиться.)

  • Сказала и … исчезла. А на месте доброй волшебницы остались детали головоломки.

Учитель показывает детали головоломки Р −1.

  • Как вы думаете, для чего добрая волшебница оставила детали? (Это поможет узнать ответ на вопрос «Что значит учиться?»)

  • Что будете делать с деталями? (Попытаемся собрать головоломку.)

  • А почему волшебница сказала, что сделать это надо обязательно самому? (…)

  • Вспомните случай из жизни, когда вы чему-то хотели научиться и научились. (…)

  • Значит, вы тоже сами учились или кто-то учился за вас? Все-все сами?

  • Какое же самое главное правило учения – одно для всех? (Учиться надо самому!)

  • Молодцы! Конечно, учиться можно только самому, что бы вы ни делали – катались на коньках, играли в футбол, …

На слайде презентации в облачке вместо «Учиться… Что это значит?» появляется табличка: «Делаю сам!». Слайд 3 (анимация) или учебное пособие – иллюстрация 1.

  • Как вы думаете, если только начинаешь чему-то учиться, сразу всё получается? (Может не получиться.)

Раздать детям наборы деталей головоломки Р – 1.

  • Попробуйте собрать головоломку сами.

Учитель даёт возможность детям попробовать (2–3 минуты).

  • Получается?

  • Смайлик тоже пробовал-пробовал собрать головоломку – не получается. Что делать? (Надо подумать.)

  • Подумайте, почему не получается? Чего вы и Смайлик не знаете? (Не знаем, как собрать головоломку.)

  • Вы правильно определили, что вы не знаете.

  • Как только Смайлик это понял, открылась первая картинка, которую оставила добрая волшебница. Хлопните дружно в ладоши, и вы увидите картинку. Три, четыре…

На слайде слева от Смайлика появляется первая картинка. Слайд 4 или

открыть на доске 1-ый шаг учебной деятельности – Д – 1.1.

  • Что нарисовано на картинке? (…)

  • Вы, как и Смайлик, пробовали сами собрать головоломку. У вас не получилось. Вы остановились и подумали, что вы не знаете? Покажите, как это делает Смайлик на картинке.

  • Правильно! Значит, когда сам что-то делаешь и не получается, сначала надо что понять? Прочитайте. (Что я не знаю?)

  • Повторите это правило за мной хором – оно тоже одно на всех! (Что я не знаю?)

  • Значит, этому и нужно научиться!

  • Учиться можно только тогда, когда добываешь нужные знания как? Хором. (Сам.)

  • Поэтому Смайлик решил сам найти способ, как собрать головоломку. Предлагаю и вам самим найти способ, как собрать головоломку. Обратите внимание на лучики, что они напоминают?

Далее учитель ненавязчиво помогает детям сначала фронтально с помощью наводящих вопросов, а затем индивидуально собрать головоломку.

Пока учащиеся собирают головоломку, учитель незаметно для них, открывает на слайде вторую картинку. Слайд 5 или открыть на доске 2-ой шаг учебной деятельности – Д − 1.2.

  • Вы так увлеклись головоломкой, что не заметили, как открылась вторая картинка.

  • Что на ней нарисовано? (…)

  • Что же значит учиться? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что я не знаю, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.)

Дети пытаются дать свои ответы. Учитель помогает им, показывая по очереди на карточки, затем сам чётко формулирует полученный вывод:

  • Молодцы! Итак, «учиться» – это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, надо понять, что не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.

  • Вот так головоломка помогла вам и Смайлику узнать ответ на вопрос, что значит учиться.

  • Чтобы ваше новое знание всегда оставалось с вами, Смайлик дарит каждому из вас карточку-эталон с новым правилом.

Учитель выдает каждому ребенку альбом, в который ученики будут помещать все эталоны с уроков, и первый эталон. Учитель предлагает детям дома оформить обложку альбома для эталонов (вписать имя, наклеить фотографию, наклейку и т.д.)

Физкультминутка.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

  • Теперь повторите сначала до конца хором – что значит «я учусь»? Это значит, когда я что-то делаю… (сам и не получается), я, во-первых, должен понять… (что я не знаю), и во-вторых… (сам должен добыть нужные знания) и сделать то… (что раньше не получалось).

  • Молодцы! А теперь встаньте, объединитесь в пары, повернитесь лицом друг к другу и покажите каким-либо движением, что вы будете делать, если что-то не получилось.

Дети стоят парами лицом друг к другу и изображают жестами и мимикой «Что я не знаю».

Учитель может поиграть с детьми в игру «День – ночь». Дети закрывают глаза, учитель в это время меняет местами карточки (2 шага учебной деятельности») или белым листом бумаги закрывает любое слово в названии шага. Ученики должны вспомнить, какое слово закрыто.

  • Скажите, что вы сейчас изображали? (Если что-то не получилось, надо понять, что я не знаю.)

  • А теперь изобразите, что вы будете делать после того, как поняли, что вы не знаете.

Дети стоят парами лицом друг к другу и изображают жестами и мимикой «Сам найду способ».

  • А сейчас что вы изобразили? (После того, как мы поймём, что не знаем, сами будем добывать нужные знания, и тогда всё получится.)

  • Вы поняли, что значит учиться? (Поняли.)

  • Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

  • У вас на партах лежит еще одна головоломка-круг. (Разрезной материал Р−2).

  • Вы когда-нибудь раньше собирали круг из таких деталей? (Нет.)

  • Хотите научиться? (Хотим.)

  • Картинки Смайлика помогут вам. Расскажите, как вы будете действовать? (Мы будем собирать круг сами.)

  • Сделайте первый шаг. Назовите, чему вы должны научиться, что пока не знаете? (Мы не знаем, как собрать круг из этих деталей.)

  • Что дальше? (Мы будем искать способ, как собрать круг.)

Дети собирают головоломку в течение 2–3 минут. Здесь важно так подобрать уровень трудности, чтобы большинство детей класса задание выполнили успешно. Учитель при необходимости индивидуально помогает детям найти логику сборки.

Затем вывешивает правильный вариант сборки на доску.

  • Посмотрите внимательно! У вас так получилось?

  • Поправьте, у кого не так. Молодцы! Значит, вы сегодня вместе со Смайликом узнали, что значит «учиться». Но вы только начинаете учиться. Как это будет получаться, зависит только от вас.

7. Включение в систему знаний.

  • Смайлик очень обрадовался тому, что сам смог найти ответ на вопрос, что значит учиться. Он светился, как солнышко. Что бы вы дорисовали Смайлику, чтобы он стал похож на солнышко? (Лучики.)Раздать на парту по одному лучику (П−1). При необходимости, количество лучиков в П−1 можно увеличить.

  • Лучики лежат на ваших партах. Прочитайте, что написано на каждой стороне лучика.

  • Какими бы вы хотели быть? Повесьте лучик той стороной, на которой написано, какими бы вы хотели быть. Учащиеся прикрепляют свои лучики Смайлику в центре солнышка. Д −1.5

  • Прочитаем, какими вы хотите быть.

  • Посмотрите, какой замечательный Смайлик-солнышко у вас получился! Он будет вашим талисманом. А что такое талисман?

  • Открою напоследок ещё один маленький секрет. Те качества, которые вы выбрали, помогут вам учиться. Так в чём будет помогать вам ваш талисман? (Он будет помогать нам, становиться лучше, учиться, быть успешными учениками.)

8. Рефлексия деятельности на уроке.

  • Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на своём первом в вашей жизни уроке? (Мы узнали, что значит учиться.)

  • Учиться… А что это значит? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.)

  • Кто сам научился составлять головоломку-круг? Молодцы!

  • А кто понял, что такое «учиться»? Отлично!

  • Пригодится это вам в дальнейшем? Где?

  • А теперь, найдите в тетради «Лесенку успеха». Если у вас не осталось вопросов, и вы можете рассказать о новом знании, нарисуйте человечка на верхней ступеньке лесенки. Если вы не поняли, что значит уметь учиться – на нижней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях – нарисуйте человечка на 2 или 3 ступеньке, на какой именно, каждый решит сам.

  • Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на верхней ступеньке?

  • Кто из вас может рассказать, почему?

  • Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на 2 или 3 ступеньке?

  • Кто из вас может рассказать, почему?

  • Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на нижней ступеньке?

  • Кто из вас может рассказать, почему?

По возможности, выслушать разные мнения. Если в классе будет ребенок, который сознается, что нарисовал человечка на 1 ступеньке, его необходимо похвалить за смелость и честность.

  • На всех уроках вы будете учиться проходить 2 шага учебной деятельности. А как это будет у вас получаться, вы будете оценивать на обратной стороне нового эталона, который подарил вам Смайлик. Работу с этой карточкой «Копилка моих достижений» мы начнем завтра.

  • Поблагодарим за работу на уроке друг друга и Смайлика!

  • Спасибо! Дома вы вклеите в тетрадь наклейки с новым правилом.

В течение недели при проведении предметных уроков учитель опирается на новое знание учащихся о 2 шагах учебной деятельности. В конце каждого дня или определенного урока по итогам работы заполняется «Копилка моих достижений», в которой дети фиксируют уровень своих знаний по данной теме и первичное умение выполнять эти два шага во время уроков. В начале следующего урока по курсу «Мир деятельности» будет подведен итог этой работы. В случае применения знания о двух шагах учебной деятельности, говорить об умении пока рано. Дети только начинают выполнять эти 2 шага под руководством учителя. Поэтому на «Лесенке успеха» это умение пока не фиксируется.

Солнышко со Смайликом, как образ ученика, остается на стенде в классе. Лучики с качествами ученика к уроку № 4 заменятся на белые лучики, и постепенно будут появляться в соответствии с качествами, открытыми на уроках по курсу «Мир деятельности» (ценностная линия).





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Учиться… а что это значит? iconПочему подросткам трудно учиться
Если дочка-подросток плачет, вместо того чтобы делать домашние задания, и жалуется, как быстро она устает, это вовсе не значит, что...
Тема: Учиться… а что это значит? iconСписка фильмов рекомендованных к просмотру. В среде студентов и преподавателей...
То есть это вовсе не значит, что в списках присутствуют исключительно шедевры. Это значит, что списки составлены (см выше) "в целях...
Тема: Учиться… а что это значит? iconРешение: в палитре 65536 цветов. Значит, 2 I =65536, откуда i=16...
Язык – знаковая система представления информации. Множество символов языка образуют алфавит
Тема: Учиться… а что это значит? iconУрок окружающего мира по теме "В гостях у Гигиены"
Значит, говорить мы сегодня будем о гигиене. Это тема нашего урока. Кто может сказать, что такое гигиена?
Тема: Учиться… а что это значит? iconЧто значит «уметь учиться»
Школа как одна из ступеней социализаци личности имеет наибольшие возможности в процессе коррекции ментальности – в воспитании полноценного...
Тема: Учиться… а что это значит? iconРабочая программа курса «Мир деятельности»
Что значит учиться? (2 основных шага учебной деятельности.) Цели и результат учебной
Тема: Учиться… а что это значит? iconРоссийский государственный торгово экономический университет
Научить учиться это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над...
Тема: Учиться… а что это значит? iconТема: Лирические образы в музыке
Когда мы говорим "образ" – это означает, что мы воображаем себе что-то, и это что-то состоит из 2-х составляющих
Тема: Учиться… а что это значит? iconПраздник для первоклассников
«Дети—это … Кстати, ребята, вы хотите узнать, что значит «дети» для взрослых? Я приготовила несколько высказываний, которые нам прочитают...
Тема: Учиться… а что это значит? iconМетодические рекомендации по написанию реферата по дисциплине «Организация экспертизы»
Научить учиться это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над...
Тема: Учиться… а что это значит? iconЧто значит искушать Господа?
Кор. 10. Кто погиб из этого прочитанного отрывка: евреи или язычники? Видевшие славу Божью или вообще не знающие что это?
Тема: Учиться… а что это значит? iconГр. 006 Проверил: Зубов В. Е
Прежде чем говорить о зарождении культуры я хочу сказать пару слов о том, что же значит термин «культура». Это слово произошло от...
Тема: Учиться… а что это значит? iconУрок №1. Молитва
Мы знаем, что молиться – это значит обращаться к богу и что без молитвы, без постоянного обращения к Богу христианину было бы очень...
Тема: Учиться… а что это значит? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«я» важна для каждого. Но это «я» зависит от того в какой культуре мы живем и воспитываемся. Мое «я» это русское «я». А это значит...
Тема: Учиться… а что это значит? iconРеферат по математике
Думаю, многие хотя бы раз в жизни слышали подобные высказывания: «Все числа равны» или «два равно трём». Таких примеров может быть...
Тема: Учиться… а что это значит? iconОбъем реферата не менее 15-20 страниц реферат должен быть правильно...
Объем реферата не менее 15-20 страниц. Реферат должен быть правильно оформлен. Это значит, что в реферате должно быть введение, заключение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск