Рабочая программа курса «Мир деятельности»





Скачать 187.03 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «Мир деятельности»
Дата публикации18.09.2014
Размер187.03 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа курса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Мир деятельности» основана на авторской программе

Петерсон Л.Г.

Программа надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1−4 классов

ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых деятельностных

компетенций, а также связанных с ними способностей и личностных качеств,

определяющих успешность любого человека, как в учении, так и в жизни. Программа

составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного

общеобразовательного стандарта начального общего образования.

Конкурентоспособность, безопасность личности и нации определяются сегодня, в

первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся ЗУН по

различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации

собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению,

самовоспитанию и саморазвитию.

Целью курса «Мир деятельности» (МИД) для учащихся 1−4 классов является

теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной

деятельности, освоение ценностей и способов познания.

Курс МИД состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических

линий:

I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте

(личностное самоопределение в УД, умение выполнять пробное учебное действие,

фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план

действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать

проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль

и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм

коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.

III. Познавательная: знакомство с методами познания, методами поиска информации,

методами работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов,

организация своего рабочего места и т.д.

IV Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров,

норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Учебный план курса предполагает выделение на изучение данного курса 1 часа в

неделю ( во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности ).

Содержание курса

1 класс

Организационно-рефлексивная линия (15 часов)

Что значит учиться? (2 основных шага учебной деятельности.) Цели и результат учебной

деятельности. Функции учителя и ученика на уроке.Адаптированная структура первого

шага учебной деятельности − «Что я не знаю?»: повторение необходимого; итог

повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание;

поиск причины

затруднения.

84

Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения.

Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины

затруднения в пробном учебном действии. Адаптированная структура второго шага

учебной деятельности −«Сам найду способ!»: цель; построение нового способа действий;

усвоение нового знания; самопроверка, исправление ошибок. Цель учебной деятельности.

От “не знаю” к “знаю”. От “знаю” к “умею”.Выполнение инструкций, точное следование

образцу. Самопроверка своей работы по образцу. Что значит учиться (адаптированная

структура учебной деятельности:10 шагов).

Коммуникативная линия (6 часов)

Структура и способы общения. Основные правила общения, основанные на

доброжелательности (вежливые слова, сочувствие, комплименты, вред кличек). Правила

поведения на уроке. Правила работы в паре. Правила работы в группе. Правила

выражения и распознавания эмоций в совместной работе. Основные роли в структуре

коммуникации: автор и понимающий.

Познавательная линия (2 часа)

Как исправить свою ошибку. Правила выполнения домашней работы.

Ценностная линия (9 часов)

Ценности нашей жизни. Истинные и ложные ценности. Духовные и материальные

ценности. Жизнь и здоровье. Семья. Родина. Природа и Земля. Знание. Ценностная

диаграмма.

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей

учащихся к концу первого года обучения

Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага.

Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

Знать основные правила общения, уметь их применять.

Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.

Знать правила выполнения домашней работы, уметь их применять.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по результатам

выполнения «пробного» действия.

Уметь формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы (отсутствие

у меня определенных знаний, умений).

Уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания

выявленных проблем.

Уметь на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее

знания для выдвижения собственных гипотез.

Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.

Знать алгоритм исправления ошибок (1 класс), уметь его применять.

Знать последовательность из 10 шагов учебной деятельности (повторение необходимого;

итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к

обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка цели; построение нового

способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль усвоения нового знания),

приобрести опыт их прохождения.

Знать правила работы в паре и в группе (1 класс), уметь их применять.

Знать правила поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобрести

опыт их применения.

Знать правила культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобрести

опыт их применения.

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму(1 класс), приобрести

опыт определения истинных и ложных ценностей.

85

2 класс

Организационно-рефлексивная линия (12 часов)

Знаю и умею Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (10

шагов).

Уточнение роли учителя как помощника и как руководителя на каждом

шаге учебной деятельности.

Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам.

Образец и эталон. Самопроверка по образцу и эталону.

Урок-помощник: общее представление об адаптированной структуре

самостоятельной коррекции собственных ошибок.

Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач.

Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Воспроизведение своих реальных учебных действий при решении

учебных задач. Определение места затруднения (то есть места отклонения

от правильного способа).

Выявление причины своих затруднений в выполнении исполнительских

учебных действий. Цель коррекционных действий.

Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма

исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения учебных действий.

Как самому исправить свою ошибку.

Коммуникативная линия (7 часов)

Стили общения. Правила общения с учителем.

Роль мимики и жестов в процессе общения.

Как в общении справиться со своими эмоциями, не вызывать негативных эмоций у

других.

Как не вступать в конфликт.

Новая роль в структуре коммуникации: критик.

Познавательная линия (7 часов)

Как исправить свою ошибку: уточненный алгоритм исправления ошибок.

Внимание, память, речь. Как научиться быть внимательным. Как улучшить свою память.

Как усовершенствовать свою речь.

Наблюдение как метод познания. Анализ, сравнение, устное описание

объекта наблюдения и происходящих с ним изменений. Выделение существенных общих

признаков, обобщение.

Ценностная линия (7 часов)

Уточнение ценностной диаграммы класса: физкультура и спорт; труд; созидание;

личность; культура. Духовные ценности как общемировые.

Умение учиться как инструмент созидания истинных материальных и духовных

ценностей.

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей

учащихся к концу второго года обучения

Уметь различать знания и умения.

Знать 10 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их

проходить под руководством учителя (повторение необходимого; итог повторения;

пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию;

выявление причины своего затруднения; постановка цели; построение нового способа

действий; усвоение нового знания; самоконтроль). Приобрести опыт самооценки

собственной учебной деятельности под руководством учителя.

Знать структуру коррекционной деятельности и уметь ее осуществлять и приобрести

опыт самооценки под руководством учителя.

86

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных

задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших

затруднений.

Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении

учебных задач и определять место затруднения (то есть место отклонения

от правильного способа).

Уметь выявлять причину собственных затруднений в выполнении учебных действий.

Уметь формулировать цель предстоящих коррекционных действий,

исходя из содержания выявленных проблем.

Знать алгоритм исправления ошибок (2 класс), уметь его применять.

Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма

исправления ошибок.

Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых

были зафиксированы затруднения.

Знать правила взаимодействия с учителем, уметь их применять.

Знать простейшие культурные правила управления своими эмоциями, мимикой и

жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.

Знать правила поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их

применения.

Знать основные стили общения, приобрести опыт их осознанного выбора.

Знать простейшие культурные правила не конфликтного поведения, приобрести опыт их

применения.

Знать основные приемы совершенствования внимания, памяти, речи, приобрести опыт

их применения.

Знать алгоритмы анализа, сравнения, обобщения, уметь их применять.

Уметь по результатам наблюдений обнаруживать и выражать в речи свойства объектов,

происходящие с ними изменения, сравнивать объекты, выявлять признаки сходства и

отличия (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»), выделять общие признаки

и объединять предметы в группы по общему признаку.

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (2 класс), сформировать

отношение к умению учиться как личностной ценности, основе личного успеха в

созидании истинных материальных и духовных ценностей.

3 класс

Организационно-рефлексивная линия (12 часов)

Уточнение структуры учебной деятельности (12 шагов).

Алгоритм выявления места затруднения.

Алгоритм выявления причины затруднения.

Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности. Определение

сроков реализации построенного плана.

Цель и способы фиксирования нового знания.

Алгоритм самостоятельного формирования умений.

Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.

Коммуникативная линия (9 часов)

Мои интересы и потребности. Для чего мы общаемся.

Правила общения со сверстниками в школе. Как справиться со своим

плохим настроением и не испортить настроение другим.

Что такое «диалог». Что такое «полилог».

Как работать в группе. Уточнение ролей автора, понимающего и

критика, формирование соответствующих умений.

Новая роль в структуре коммуникации: организатор.

Познавательная линия (6 часов)

Как развивать свое мышление. Анализ и синтез. Сравнение и обобщение.

87

Классификация. Аналогия.

Исследование как метод познания.

Ценностная линия (6 часов)

Диаграмма качеств Ученика: вера в себя; воля; трудолюбие; решительность.

Уточнение ценностной диаграммы класса: чтение; дружба.

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей

учащихся к концу третьего года обучения

Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь под руководством учителя при введении

нового знания их осознанно осуществлять и приобрести опыт их самооценки.

Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством

учителя ее осуществлять и приобрести опыт самооценки.

Знать алгоритм выявления места затруднения, уметь его применять.

Знать алгоритм выявления причины затруднения, уметь его применять.

Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.

Знать виды моделей, уметь использовать их для фиксирования нового знания.

Уметь точно выполнять исполнительские учебные действия по эталону.

Знать алгоритм самостоятельного формирования умений, уметь его применять.

Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять,

приобрести опыт самооценки учебной деятельности.

Знать простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе, уметь их

применять.

Знать уточненные правила работы в группе, уметь их применять.

Знать правила построения диалога и полиалога, приобрести опыт их применения.

Знать правила поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их

применения.

Знать простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций, приобрести

опыт их применения.

Знать основные приемы развития мыслительных операций, приобрести опыт их

применения.

Знать алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять по

результатам наблюдений.

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму класса (3 класс).

Знать и принять на личностном уровне диаграмму качеств Ученика(3 класс).

4 класс

Организационно-рефлексивная линия (14 часов)

Уточнение структуры учебной деятельности (15 шагов).

Мотивация и самоопределение в учебной деятельности. Что дает личностное

самоопределение.

Задача, проблема, тупиковая ситуация.

Структура проектирования: цель, план, сроки, средства, способ.

Виды целей: ближние, средние, дальние (стратегические).

Выбор средств реализации плана. Выбор способа реализации плана.

Проекты и их реализация в жизни и в учении.

Соотнесение результатов с целью. Ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной

цели?». Алгоритм самооценки учебной деятельности.

Коммуникативная линия (7 часов)

Мои сильные стороны как Ученика. Над чем мне еще надо работать.

Как создать успех в коллективной работе. Мой вклад в работу коллектива. Команда.

Спор и дискуссия. Польза чужого мнения. Как правильно вести дискуссию. Как выйти из

конфликтной ситуации.

Новая роль в структуре коммуникации: арбитр.

Как войти в новый коллектив.

88

Познавательная линия (5 часов)

Работа с текстами. Конспектирование.

Поиск и представление информации.

Модели-помощники. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы,

блок-схемы. Моделирование как метод познания.

Ценностная линия (7 часов)

Уточнение диаграммы качеств Ученика: ответственность; честность; целеустремленность;

уважение к другим; стремление внести максимальный личный вклад в командную работу.

Уточнение ценностной диаграммы класса: сотрудничество; творчество; толерантность.

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей

учащихся к концу четвертого года обучения

Знать 15 шагов учебной деятельности, уметь под руководством учителя при введении

нового знания их осознанно осуществлять и выполнять самооценку.

Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством

учителя ее осуществлять и выполнять самооценку.

Уметь делать осознанный выбор к учебной деятельности и приобрести положительный

опыт личностного самоопределения.

Уметь в простейших случаях различать задачи и проблемы, приобрести опыт выявления

тупиковых ситуаций.

Знать структуру проектирования − цель, план, сроки, средства, способ, приобрести опыт

построения и реализации краткосрочных, среднесрочных и длительных по срокам (1 год)

практико-ориентированных проектов.

Приобрести опыт выбора средств и способа реализации плана проекта.

Знать алгоритм самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной

деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».

Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем, как Ученика, и на

этой основе − приобрести первичный опыт построения программы самоизменения.

Знать основные правила командой работы, приобрести опыт работы в команде.

Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт ведения дискуссии.

Знать основные правила выхода из конфликтной ситуации, приобрести опыт их

применения.

Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в

ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно.

Знать основные правила вхождения в новый коллектив.

Знать основные правила конспектирования, уметь в простейших случаях сделать

конспект текста.

Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для

решения задач.

Знать основные виды моделей, приобрести опыт в простейших случаях их построения и

применения для решения задач.

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (4 класс).

Знать и принять на личностном уровне диаграмму качеств Ученика (4 класс).

89

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерное тематическое планирование курса «Мир деятельности»

1 класс

1. Тема: «Учиться… А что это значит?»

Цель: Сформировать представление об УД (2 шага).

2. Тема: «Как устроено общение? Доброе слово».

Цель: 1)Сформировать представления о структуре общения.

2) Построить основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые

слова, вред кличек, сочувствие, комплименты).

Предложить каждому дома придумать одно правило поведения на уроке,

соответствующее правилам культурного общения.

3. Тема: «Правила поведения на уроке».

Цель: На основе опыта, приобретенного учащимися на уроках в течение первых трех

недель, и правил общения составить общий список правил поведения на уроках (5?7

правил: как надо сидеть, поднимать руку и т.д.)

4. Тема: «Учимся работать вместе».

Цель: Построить простейшие правила работы в паре и группе.

5. Тема: «Учитель и ученик. Цель и результат».

Цель: Сформировать представление о функции учителя и ученика на уроке, о цели и

результате учебной деятельности.

6. Тема: «Как проверить свою работу».

Цель: 1) Построить алгоритм самопроверки своей работы по образцу.

2) Сформировать представление о доказательстве своей правоты с помощью образца.

7. Тема: «Как исправить свою ошибку».

Цель: 1) Построить алгоритм исправления ошибок.

2) Закрепить понятия образца и эталона.

8. Тема: «Домашнее задание делаю самостоятельно».

Цель: Построить алгоритм выполнения домашнего задания.

9. Тема: «Не могу? ? Подумаю почему».

Цель: Построить способ действий «затруднение ? думаю» как необходимый этап ответа на

вопрос «Что я не знаю?».

10. Тема: «Ценности нашей жизни».

Цель: 1) Сформировать представление о ценностях как о важных достижениях людей,

которые помогают в жизни каждому человеку.

2) Создать ценностную диаграмму класса.

11. Тема: «Путь к цели: узнаю новое».

Цель: Сформировать представление о том, что дорога к новому знанию строится с

помощью того, что уже изучено.

90

12. Тема: «От знаю к умею».

Цель: 1) Выявить отличие знаний и умений, сформировать представление о повторении,

тренировке как необходимом этапе перехода от знания к умению.

2) Построить алгоритм перехода от знания к умению.

13. Тема: «Духовные и материальные ценности».

Цель: 1) Сформировать представления о духовных и материальных ценностях, выявить

признаки их отличия.

2) Организовать работу однодневного классного музея «Ценности моей семьи».

3) Сформировать восприятие материальных ценностей как средства созидания духовных

ценностей.

14. Тема: «Жизнь и здоровье».

Цель: 1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение

каждого ребёнка к своей жизни и своему здоровью.

2) Раскрыть понятие «здоровый образ жизни», как фундамент каждой ценности.

15. Тема: «Знание».

Цель: 1) Открыть ценность «знания» как общемировой современной ценности,

позволяющей развивать не только себя, но и мир вокруг.

2) Сформировать у каждого ребенка желание быть человеком знающим и представление о

себе как о созидателе.

16. Тема: «Учимся слушать, задавать вопросы, следовать инструкции»

Цель: 1) Систематизировать знания о структуре УД, сформированные в текущем учебном

году.

2) В игровой форме провести путешествие по открытым для себя этапам УД.

17. Тема: «Учимся работать дружно».

Цель: 1) Сформировать представление об основных ролях в структуре коммуникации:

автор и понимающий.

2) Сформулировать правила высказывания «автором» своих суждений.

18. Тема: «Как понимать друг друга без слов».

Цель: 1) Сформировать представление о культурных способах выражения своих чувств и

эмоций.

2) Выработать правила поведения, позволяющие, с одной стороны, сдерживать свои

негативные эмоции, а с другой ? помочь другому справиться со своими эмоциями.

19. Диагностика уровня сформированности организационно-рефлексивных умений.

Цель: Определить уровень освоения учащимися системы норм УД.

20. Тема: «Что для нас ценно: творческая гостиная для детей и родителей».

Цель: 1) Сформировать представление о ценностях как опыте поколений, открыть

единство духовных ценностей для любого возраста.

2) Сформировать стремление становиться лучше самому, делать лучше мир, который тебя

окружает.

3) В игровой форме провести путешествие по открытым для себя в течение учебного года

ценностям, наметить перспективы открытия новых ценностей.

4) Сформулировать правила поведения, которые помогут беречь Природу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса «Мир деятельности» iconРабочая программа курса «Мир деятельности»
Рабочая программа курса «Мир деятельности» основана на авторской программе Петерсон Л. Г
Рабочая программа курса «Мир деятельности» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа курса «Мир деятельности» iconРабочая программа учебного курса по физике в 6-9
«мир»? что есть «Я»? каково моё место в этом мире? Именно это и является основной целью педагогической деятельности. Приобретение...
Рабочая программа курса «Мир деятельности» iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Мир деятельности» iconПрограмма элективного курса «Мир неизвестного смелых зовет »
Программа элективного курса «Мир неизвестного смелых зовет» ( основы научно-исследовательской деятельности)
Рабочая программа курса «Мир деятельности» iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа курса «Мир деятельности» iconРабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа курса «Мир деятельности» iconУчебный курс «Окружающий мир»
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир...
Рабочая программа курса «Мир деятельности» iconРабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» составлена на основе программы, разработанной Павленко Еленой...
Рабочая программа курса «Мир деятельности» iconРабочая программа курса «Окружающий мир»
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые...
Рабочая программа курса «Мир деятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему...
Рабочая программа курса «Мир деятельности» iconКласс: 2 класс Название материала
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования...
Рабочая программа курса «Мир деятельности» iconРабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса Уровень изучения предмета: базовый
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа курса «Мир деятельности» iconПроцессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание...
Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как...
Рабочая программа курса «Мир деятельности» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас»
Программа «Мир вокруг нас» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия...
Рабочая программа курса «Мир деятельности» iconПояснительная записка Изучение учебного курса «Окружающий мир»
Изучение учебного курса «Окружающий мир» рассчитано на четыре года (по2 часа в неделю) на уроках ознакомления с окружающим миром...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск