Что значит «уметь учиться»





Скачать 53.19 Kb.
НазваниеЧто значит «уметь учиться»
Дата публикации24.02.2015
Размер53.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Что значит «уметь учиться».

Учиться и жить есть одно и то же.

Н.И. Пирогов.
В настоящее время система школьного образования переживает период перехода в новое качество. Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Школа как одна из ступеней социализаци личности имеет наибольшие возможности в процессе коррекции ментальности – в воспитании полноценного представителя гражданского общества.

Образование – основа культуры. А она есть не только результат материально-духовной деятельности человека. Культура включает и отношения к окружающему миру, обществу, отдельной личности и самому себе. Значит, человек образованный, для того чтобы считаться таковым, должен обладать набором ценных качеств, сформированной системой отношений к миру и самому себе, системой устойчивого правосознания.

Для современных подростков, в отличие от предыдущих поколений тинейджеров, характерна более выраженная потребность в социальном самоутверждении и самостоятельности. У них в массе присутствует большое желание добиваться высоких результатов при получении профессионального образования. Еще в школе они понимают, что качественное образование – это путь к качественной жизни. На наш взгляд первоочередной задачей школы является необходимость научить детей учиться, сформировать универсальные учебные действия, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально защищенными, добиться высокого качества жизни.

Умение учиться заключается в способности задавать вопросы и находить на них ответы. Умение задавать вопросы заключается в умении моделировать (воображать) возможные ситуации применения знаний. Следовательно, чтобы хорошо учиться – надо иметь хорошее воображение, либо развивать его. Таким образом, получается, что воображение (образное мышление) – залог хорошего обучения.

В качестве предпосылок овладения учебной деятельностью и нормальной адаптации в школе в отечественной психологии выделяются следующие: наличие познавательных и социальных мотивов учения; умение ребенка фантазировать, воображать; умение работать по образцу; умение работать по правилу; умение обобщать; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; владение ребенком языком, на котором ведется обучение в школе; умение общаться со взрослым и сверстниками.

Вот те основные параметры психического развития ребенка, на которые опирается обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, имеет развитое воображение, умеет работать по образцу и следовать заданному правилу, может применить правило на аналогичном задании, то такой ребенок эффективно будет осваивать азы учения и достаточно быстро продвигаться вперед.

На наш взгляд, чтобы научить детей учиться в школьном образовании должен использоваться системно – деятельностный подход. При его реализации новое знание не должно даваться детям в готовом виде, а должно входить в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А учитель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия в процессе деятельности.

Успешное самостоятельное (под руководством учителя) преодоление препятствий помогает детям пережить радость победы, формирует у них желание и умение преодолевать трудности. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего развития «минимум», но при этом не тормозится продвижение вперед более подготовленных детей.

Реализация в образовательном процессе таких дидактических принципов как: принцип психологической комфортности, принцип деятельности, принцип минимакса, принцип целостного представления о мире, принцип вариативности, принцип творчества и принцип непрерывности, обеспечивает возможность для школы научить учеников учиться.

Одним из эффективных методов реализации системно-деятельностного подхода является метод проектной деятельности. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность ученика, а также взаимоотношения со сверстниками.

Существует несколько видов проектов:

1. Информационно-поисковые – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления (доклады, рефераты).

2. Исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотез, защиту собственных путей решения проблемы.

3. Продуктивные – имеют целью создать какой-либо «продукт»: газету, плакат или презентацию. Дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления.

4. Игровые (драматизационные, ролевые) – создают условия для игрового моделирования.

5. Практико-ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем.

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочные. По количеству участников: парные, групповые и индивидуальные.

Очень важны этапы работы над проектом:

1. Выбор темы и создание ситуации, в ходе которой ученик должен быть мотивирован и самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Для реализации этой цели можно использовать модель «Трех вопросов» Л.В. Свирской: «Что вы знаете?», «Чтобы вы хотели узнать?», «Как это можно узнать?». Модель 3-х вопросов позволяет педагогу определить содержание материала и формы взаимодействия. В ходе беседы заполняется таблица, которая помогает выявить имеющиеся знания детей по данной теме, определить то, что хотел бы узнать учащийся по теме и обращаться к источнику получения знаний.

2. Разработка плана реализации проекта.

3. Исследование, решение конкретных задач.

4. Обобщение результатов, выводы.

5. Защита или представление проекта.

6. Анализ успехов и ошибок.

Проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но, и даже в большей степени, сам процесс. Оно поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно ориентировано; использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда; формирует все виды универсальных учебных действий.

Таким образом, уметь учиться это уметь использовать нужную информацию в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Способность к самоопределению и самореализации, готовность к саморазвитию в современных социально – экономических условиях.
Используемая литература:

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении. Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Кашлеева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А.,Кудряшова Т.Г.Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006г.

4. Свирская Л.В. Методика ведения педагогических наблюдений. Образовательные проекты, Линка – Пресс, 2010.

5. Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011

6. Якушина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. – Волгоград: Учитель, 2009.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что значит «уметь учиться» iconПочему подросткам трудно учиться
Если дочка-подросток плачет, вместо того чтобы делать домашние задания, и жалуется, как быстро она устает, это вовсе не значит, что...
Что значит «уметь учиться» iconТема: Учиться… а что это значит?
Организовать выделение и фиксацию личностных качеств, необходимых для успешного пребывания в учебной деятельности
Что значит «уметь учиться» iconРабочая программа курса «Мир деятельности»
Что значит учиться? (2 основных шага учебной деятельности.) Цели и результат учебной
Что значит «уметь учиться» iconА. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей»...
Из детства, а значит, из школы, а значит, что-то у нас не так. Все больше убеждаюсь, что сегодня школа должна быть иной, иначе завтра...
Что значит «уметь учиться» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Что значит?» можно понимать двояко: 1 в плане принципа демаркации этих трех областей — науки, философии, религии и 2 в плане вскрытия...
Что значит «уметь учиться» iconРешение: в палитре 65536 цветов. Значит, 2 I =65536, откуда i=16...
Язык – знаковая система представления информации. Множество символов языка образуют алфавит
Что значит «уметь учиться» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Можно сказать, что слова «учиться и учить» стали избитыми и даже обыденными. Но есть смысл задуматься сегодня о том, что стоит за...
Что значит «уметь учиться» iconУрок математики Тема : Неравенства (1 класс. Система Л. В. Занкова)...
Дети вслед за учителем повторяют сначала шепотом, затем громко и, наконец, очень громко слова «Я», «очень», «хороший»
Что значит «уметь учиться» iconЗначение начального этапа обучения иностранному языку для формирования языковой компитентности
Петенции требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно учиться языку как средству общения, а значит, они должны...
Что значит «уметь учиться» iconСписка фильмов рекомендованных к просмотру. В среде студентов и преподавателей...
То есть это вовсе не значит, что в списках присутствуют исключительно шедевры. Это значит, что списки составлены (см выше) "в целях...
Что значит «уметь учиться» iconИсточник
Впрочем, в любом деле быть профессионалом значит уметь творчески мыслить, искать нетривиальные пути, постоянно расти над собой и...
Что значит «уметь учиться» icon«Когда на занятиях интересно учиться легко, учиться хочется»
Особенность этих требований состоит в том, что они не являются единственными для всех специальностей, а вырабатываются с учетом особенностей...
Что значит «уметь учиться» iconУрок 47 (8 класс)
Цели урока: уметь применять принципы классификации веществ (по составу); уметь определять место оксидов в общей классификации веществ;...
Что значит «уметь учиться» iconУченье свет. Как делать уроки с первоклашкой
Что же произошло? Почему малыш не хочет учиться? По мнению многих учителей, нежелании детей учиться, виноваты в первую очередь сами...
Что значит «уметь учиться» iconТесты по профориентации получится ли из меня инженер?
Впрочем, в любом деле быть профессионалом значит уметь творчески мыслить, искать нетривиальные пути, постоянно расти над собой и...
Что значит «уметь учиться» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что же произошло? Почему малыш не хочет учиться? В нежелании детей учиться виноваты в первую очередь сами родители. Именно они, действуя...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск