А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы





Скачать 240.65 Kb.
НазваниеА. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы
Дата публикации27.07.2014
Размер240.65 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
А. Сайбединов
Авторская школа

«Губернаторский Светленский лицей»

От авторских учебных программ до модели школы.


Вместо предисловия…

или размышления учителя
Цивилизация, главная ценность

которой не дети, … обречена.

А. Сайбединов

Бездуховность, безразличие, массовый инфантилизм, периодически сменяемый вспышками жестокой человеческой агрессии, выросшей не в марсианских пустынях, - это серьёзнейшие социальные проблемы, истоки которых, в том числе, уходят и в школу: все мы родом из детства. Из детства, а значит, из школы, а значит, что-то у нас не так. Все больше убеждаюсь, что сегодня школа должна быть иной, иначе завтра в ней не будет ни смысла, ни необходимости.

Каким он должен быть, этот человек сегодня-завтрашнего дня? Наби­тым знаниями о квантовой физике и с блистающей золотой медалью как единственным эталоном качества его личности, или человеком, у которо­го блестят глаза не от золота, а от радости, любви к людям, к этому не­повторимо прекрасному миру, в котором он живет? Как это все в нем со­вместить, как добиться того, чтобы ценности сиюминутные не были выше общечеловеческих? Учебный процесс не должен быть для ученика уложен в схему: «учись хорошо сегодня, чтобы жить хорошо завтра». Если ученик не научился ощущать хорошее «сегодня», сложно ожидать от него ощущение прекрасного «завтра». И это принципиально для учеников, принципиально для образования, прин­ципиально для общества!

Как же в жизнь, един­ственный раз дарованную нам, вдохнуть радость, смысл; как искоре­нить людскую злобу, недоверие, жестокость? Вот эти вопросы должны лежать в основе образования нового века, нового тысячеле­тия. И если общество, и школа в том числе, не ответят на эти вопросы сегодня, то завтра это приведет цивилизацию к интеллектуальной и духовной катастрофе.

Школа должна учить жизни, учить любить ее, понимать ее ценность, береж­но к ней относиться - вот основа принципов определения содержания образования и прекращения извечной дискус­сии: «какой учебный предмет главнее».

«Научите свой народ рисовать - и вы будете жить в счастливой стране», – сказал древний философ, и история мировых цивилизаций, не раз убеждала в истинности этих слов. Расцвет любой цивилизации, сопровождается прежде всего расцве­том культуры и искусства ее народа. Садовником же, закладывающим сад культуры любого общества всегда была система образования, т.е. школа. Хозяин же в лице самого общества и сегодня считает, что в школе нужно обучать только тем учебным предметам, которые затем помогут в жизни, проще говоря, добы­вать еду, а вот учить рисовать, петь, танцевать не так уж и нужно.

В природе и в жизни всегда две стороны: черное - белое, плохо – хорошо, создавать или разрушать. Так вот, назначение Художника по своей природе – Созидание, он обречен создавать, а учитель изобразительного искусства (если это учитель изобразительного искусства, а не биолог, подрабатывающий творчеством) - это тот человек, который Учит созидать, создавать. Уверен, у многих мои аргументы вызовут улыбку или снисходительную ухмылку… Не торопитесь, просто оглянитесь вокруг! Все, что создано человеком, доведено до требуемого нами совершенства художниками, их много разных, в текстильной промышленности, в строительстве, архитектуре, в дизайне. Мы об этом не задумываемся, мы просто потребляем красоту и постоянно следим за ее эволюцией. Потребность человека в постоянно совершенствующейся красоте – одна из серьезнейших мотиваций для развития материальных благ цивилизации. Но красота – это понятие, исходящее из души человека, и когда она, душа, способна воспринимать только видимую, внешнюю сторону совершенства и не в состоянии ощутить её внутреннюю эстетическую гармонию, тогда возникает внутренний конфликт личности, которая хочет петь, но только как рыба хватает ртом воздух и молчит. «Красота спасет мир» - не банальные слова, а беспомощно затертые, и их смысл необходимо было для общества несколько расширить: «Красота человека спасет человечество и откроет красивый Мир», так как не нужно создавать красивый Мир, он уже создан Великим художником – Творцом или Природой, а вот создавать красивого Человека – это обязанность и ответственность человечества перед природой. А перед человечеством эту ответственность несет школа.

Осмысление первое


- опасный крен, или хроническое заблуждение образования
Если представить себе, что образование - это лодка, в которой необходимо доплыть до острова счастья, и по обе стороны этой лодки сидят «гребцы-учителя», успешно гребущие к заветной цели, то мы увидим, что эта лодка сильно накренилась оттого, что учителей, сидящих на одной стороне и представляющих традиционный блок обучения (так называемых основных предметов), гораздо больше, чем учителей образовательной области «творчество». И естественно, лодка идет по кругу, периодически пугая своих пассажиров тем, что вот-вот затонет, а они усиленно выгребают воду, реформируя и совершенствуя всевозможные предметы и механизмы для сливания воды, вместо того, чтобы задуматься: отчего крен, и почему им периодически приходится «лить воду».

Внутренняя интуиция вроде бы подсказывает, что творчество - это важно, что духовность, соприкосновение с нравственными ценностями, не только с теми, которые уже состоялись в культуре, но и с теми, которые ты обрел сам, в своем созидательном, творческом поиске, внимательно вглядываясь в мир, сильно влияют на формирование человека! И это не вечный спор между «лириками» и «физиками». Это спор за гармонию жизни, а не спор с самой жизнью, который ведет человечество, в безуспешной попытке определить, какой же бок у нее вкуснее и слаще. И именно этот спор лежит в основе духовного кризиса общества. И система образования, являющаяся одной из активных общественных структур, конечно же, не могла не впитать в себя агрессивный лозунг общества: победить в жизни! Хотя есть единственно правильный девиз: радоваться жизни!

Ведь когда мы спрашиваем ученика: «Зачем ты учишься, зачем тебе образование?» - то почти всегда получаем ответ: «Затем, чтобы поступить в вуз!». «А зачем тебе в вуз?» «Затем, чтобы хорошо жить!» и т.д. И все в будущем времени, редко, когда услышишь: «А мне нравится!» А ведь именно от того, как мы ответим для себя на главный вопрос: зачем образование, мы можем правильно сформулировать свои задачи и выйти на извечный вопрос: в чем смысл жизни? На который есть один ответ с малыми двумя вариантами: смысл жизни - в радости, но для одних - это ожидание радости, а для других - ощущение радости (как состояние жизни).

И если это рассматривать с точки зрения образования, то ожидание радости - это процесс обучения навыкам жизни с предполагаемым получением ощущения радости в результате, а ощущение радости - это процесс обучения получению радости в процессе созидания, в процессе творчества (когда человек выступает творцом изначально, не потом когда-нибудь, а именно сегодня и сейчас, и не в повторении того, что уже есть, а в ощущении радости от созданного тобой, что и позволяет чувствовать себя творцом и радоваться жизни сегодня). Творчество - радость и радость творчества - это и есть гармония образования и гармония в образовании.

Но сегодня образовательное поле больше ориентировано на учебные дисциплины, которые должны обучать механизмам совершенствования самого существования человека, не боясь возможной страшной действительности, когда он спросит: «А зачем?», т.к. эти учебные предметы в силу своей специфики и задач не могут дать ответ ему на этот вопрос. Не может теорема Пифагора, при всей ее безусловной необходимости, дать возможность ученику окунуться в вечную гармонию природы, дать возможность поделиться своими мыслями, рассуждениями и переживаниями в силу того, что задача подобного урока состоит лишь в том, чтобы донести до ученика уже состоявшийся опыт, и только когда он на уроке ИЗО рисует на тему «Я хотел бы природе помочь вот чем!» - он имеет возможность формировать свои нравственные ценности и свою позицию, своё собственное я.

На сегодняшний день значение предметов художественно-эстетического цикла фактически сведено к функции декора, украшения в учебном плане образовательных учреждений, что позволяет закамуфлировать отсутствие системы художественно-эстетического образования и воспитания в системе общего образования.

Отсутствие системы привело к тому, что эти предметы стали рассматриваться не как предметы, способные влиять на развитие духовности подрастающего поколения, а как предметы, обучающие навыкам изобразительного искусства, что в действительности не является большой необходимостью для жизни каждого человека. Неправильный подход в определении роли и места эстетического образования и воспитания в системе общего образования изначально лишает эти учебные дисциплины возможности эффективного влияния на процесс развития и формирования творческой личности. Практически стопроцентная тяга детей младшего возраста петь, рисовать, лепить - это не проявление каких-то особых возрастных склонностей, возрастных способностей и талантов, это тяга к самовыражению, тяга к творческому созиданию, заложенная в ребенке природой. И поэтому главная задача школы - поддерживать этот росток творчества, развивать его, и тогда он будет принимать различные формы проявления, в любой образовательной области. Творчество - это не специализация по профессиям, это процесс потребности познания мира, это способность делать свои открытия, это прищуренные глаза учащихся, пытливо вглядывающихся в окружающий их мир.

Истоки же творческого развития лежат в предметах художественно-эстетического цикла, формирующих основу творческого мышления, способного затем, в старшем возрасте, принимать различные формы выражения - от поиска своего языка в изобразительном искусстве до дерзких попыток опровергнуть устоявшиеся физико-математические догмы.

Если представить образование в виде саженца, то почвой для его развития и роста будут являться предметы художественно-эстетического цикла как предметы, формирующие и развивающие творческую личность, которые затем ярко зазеленеют в виде осознанно востребованных специальных знаний: математических, естественнонаучных – разных. И это позволит хорошо, гармонично расти и развиваться саженцу.

На сегодняшний же день наше образование можно представить как систему, которая за основу роста взяла не саму почву, в которую необходимо посадить саженец, а сам саженец в виде специальных математических, естественнонаучных и др. устоявшихся знаний и догм и надеется, что из этого саженца начнут расти побеги творческого развития.

Осмысление второе

- спасение утопающего - дело самого утопающего




Если представить школу в виде совокупности родственных учебных предметов, то мы увидим, что система образования сегодня, так же как и вчера, заявляет, что готова дать знания учащимся, подтвердив их государственным стандартом по следующим образовательным блокам, условно назовем их: «физико-математический», «естественнонаучный», «гуманитарный», «художественно-эстетический». Но если мы попытаемся применить этот стандарт, предполагающий качественный конечный результат обучения к «художественно-эстетическому» блоку, то увидим, что этот образовательный стандарт, или минимальная норма результата обучения, настолько минимальна, что она, в принципе формальна и никуда не применима.

Учебный предмет есть, часы в учебном плане стоят, но результата обучения они, к сожалению, не предполагают. Тогда спрашивается: какую педагогическую нагрузку в себе они несут, может быть, общеразвивающую, но какое же это развитие, если отсутствует сам процесс развития, его результативность, динамика. Вместо того, чтобы системе общего образования решить внутри себя эту проблему и вывести ее на новый качественный уровень, она от этой проблемы просто избавляется, вынося ее из системы общеобразовательной школы в систему дополнительного образования.

И в конечном результате мы получили то, что имеем на сегодняшний день. Всякое отсутствие в современной школе творческого начала в эстетическом воспитании и обучении школьников, качественного преподавания учебных дисциплин художественно- эстетического цикла, мы сегодня вынуждены воспринимать как нормальное, или в лучшем случае недостаточное, а выход на обычный, нормальный уровень обучения воспринимать как нечто элитарное и углубленное, необходимое только избранным.

Вот именно эти проблемы лежали в основе научного и педагогического поиска, которые привели к появлению новых учебных программ по предметам художественно-эстетического цикла, новой структуры обучения и в итоге нового образовательного учреждения «Губернаторский Светленский лицей».



Пути Решения проблем
Решение первое:

Новая модель образовательного учреждения

«Школа, это не место где учат детей, это место, где дети учатся»

А. Сайбединов
Авторская школа - это новая модель образовательного учреждения, соединившая в единое образовательное поле две системы: систему художественно-эстетического и систему общего образования, где созданы условия для эффективного влияния творчества, творческого мышления в целом на процесс обучения и формирования личности. Светленский лицей – это не школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, это новая предлагаемая модель массовой школы и это ПРИНЦИПИАЛЬНО! Предметы художественно-эстетического цикла не являются спецификой обучения, они всего лишь доведены до уровня качественной нормы, и это тоже ПРИНЦИПИАЛЬНО!

Идея очень простая, если не сказать не новая – запрячь коня и трепетную лань в одну упряжку. Уравновесить в образовательном процессе искусство и знания, творчество и обучение, почему-то это никогда не удавалось, а если и удавалось, то в такой уродливой форме, как, например, уроки рисования в современной школе, где трепетная лань больше напоминает корову в пристяжке, которая с ошалевшими от удивления глазами спрашивает: «А я-то вам зачем?».

У нас получилось! Запрягать их просто вместе не нужно, нужно было лишь понять, что задачи у них разные: у коня – отвезти знания из точки А в точку Б, а у лани – носиться свободно, открывая всем глаза на свою красоту и гармонию. Но главное, смотрите, чтобы это была лань,…а не корова!

Образовательная структура лицея представляет из себя два самостоятельных образовательных блока: блок «Искусство», объединяющий все предметы художественно-эстетического цикла, и блок «Знание», традиционно включающий в себя общеобразовательные предметы. Увеличение образовательного блока «Искусство» до 19,4% за счет уменьшения нагрузки на так называемые основные предметы (в обычной школе это не более 5%) привело в итоге к том, что качественная успеваемость по математике, физике, русскому языку и т.д. у учащихся не только не уменьшилась, но увеличилась на 10-15%. Многолетние исследования показали, что у 30% учащихся, занимающихся регулярно в системе художественно-эстетического образования, качественная успеваемость по традиционным предметам растет. Это говорит о большом ресурсе предметов художественно-эстетического цикла в развитии интеллектуального уровня учащихся.



Поэтому в основе принципа создания образовательной структуры лицея лежит не желание создать элитарное специализированное учебное заведение по подготовке юных художников. Данная модель позволяет в обычной массовой школе внедрить такую систему эстетического образования и воспитания, которая оказывает благотворное влияние на творческое развитие учащихся, а это значит, в целом на весь учебный и воспитательный процесс.

Если рассматривать человека как объект обре­тения знаний, то мы увидим, что знания, необходимые ему для гармонического развития личности, востребованы как бы дву­мя природами человека: физической и духовной. Для физической природы человека, то есть для обеспечения процесса его существо­вания в этом мире, знания нужны как двигатель, обеспечивающий развитие и совершенствова­нии самого механизма существования. А в духовной природе человека знания востребованы как мир эмоций, чувств, перерастающий в потребность творче­ского созидания.

И именно гармоничное развитие этих двух миров челове­ка и должно лежать в основе задач формирования содержа­ния образования, как необходимое для создания условий гар­моничного развития личности, где радость жизни является не целью жизни в будущем, а ее содержанием сегодня. Только гармоничное сочетание двух задач в образовании: обретение знаний и развитие творчества - может дать обществу человека - творца, человека- созидателя.

Необходимость доступности качественного образования для всех социальных слоев населения инициировала решение еще одной проблемы. На базе лицея открыто интернатское отделение, для детей из самых отдаленных уголков Томской области. Правильное использование ресурса стационарного обучения детей в условиях творческого развития открывает возможность для учащихся выхода на качественно новый уровень элитарного обучения. Творческие условия стационарного обучения обладают огромным ресурсом в создании интеллектуальной элиты, решая проблему искусственно отобранного, но «недееспособного» элитарного обучения.

Внедрение авторской образовательной модели инициировало решение следующей проблемы: создание отсутствующей в системе образования внутренней качественной структуры системного обучения предметам художественно-эстетического цикла.





Решение второе:

Создание внутренней качественной системы обучения творческой деятельности.


«Каждый человек талантлив, нужно лишь протянуть ему руку, а не бить его по рукам»

А. Сайбединов

Вышеизложенные проблемы объясняют необходимость создания внутренней качественной модели художественно-эстетического воспитания и обучения в школе. Поэтому разработана и внедрена новая модель многоуровневого обучения творческой деятельности, сочетающая в себе задачи как общего творческого развития и формирования культурно-эстетических ценностей всех учащихся, так и создание условий обучения для тех учащихся, кто проявил в ходе обучения достаточный творческий потенциал, нуждающийся в дальнейшем системном специальном развитии.

Структура многоуровневого обучения состоит из трех уровней, создающих условия для творческого развития учащихся, высеивающих сквозь "творческое сито" наиболее одаренных ребят с одного уровня на другой. Извечная проблема дифференцированного обучения учащихся в данной образовательной структуре становится естественной и гуманной, где так называемый «человеческий фактор» отбора гениев в принципе своем отпадает. Обязательное обучение на первом уровне , закладывает базу знаний и формирует возможный интерес ученика учиться при желании на втором уровне, обучение же на третьем уровне полностью зависит только от его способностей. Принцип обучения построен на движении от элементарного (обязательного) образования, к элитарному. Именно поэтому элитарность в развитии, а не в наборе учеников.

Эффективность обучения достигается за счет увеличения образовательного пространства и действительной свободы перемещения внутри этого пространства. Вектор обучения и нагрузка в данной модели естественным образом определяются желаниями и возможностями ученика.

Первый уровень обучения, или обязательное (элементарное) обучение, одна из основных задач которого обеспечение качественного базового образования, должен обеспечить процесс поглощения потока культуры в виде содержания образования.

Организацию выборного пространства, где главный принцип выборности ориентирован не только на право выбирать, но и на возможность самого выбора, где в этом смысле обязательное элементарное образование обеспечивает процесс выработки того или иного вкуса, можно реализовать на втором уровне внеурочного обучения по принципу «хочу добавки». Одним из главных результатов II уровня обучения является показатель высокой востребованности у учащихся всех внеурочных структур.

И если на первом этапе поглощение потока культуры, регулируемое содержанием образования открыло перед учащимся возможность познакомиться с культурой, то на втором этапе у них есть возможность осмысленного погружения в культуру, где поток дополнительных знаний становится более системным и модульным, т.к. появляется потребность создания новых ученических институтов, построенных на ситуации выбора. Принцип многоуровневого обучения, основанный на движении с обязательного уровня на уровень обучения по желанию в ситуации выбора, позволяет учащемуся второго уровня свободно перемещаться в творческом пространстве. Ученик без давления свыше пробует себя и сам определяет свой выбор, и это, как правило, гармонично соответствует интеллектуальному ресурсу ученика и не имеет «педагогической засады» в виде отметки за успеваемость. Разве радость и интерес можно оценить в пятибальной системе.

Третий уровень обучения, как уровень элитарного образования, является естественным Олимпом творческого развития, где учащиеся уже ресурсны для воспроизводства культуры. И эта элитарность естественная, как завершение многоуровневого обучения, от обязательного образования к обучению «по желанию», от обучения «по желанию» к обучению «по возможностям». От периода поглощения потока культуры, к осмысленному погружению в нее, а за - тем, как к естественному результату, к способности воспроизводства культуры.
Конструкция образовательного процесса

1



у

р

о

в

е

н

ь

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


(Элементарное обучение)

Как этап поглощения культуры (Уроки)

Блок «Искусство»

1.Изобразительное искусство

2.Практическая философия

3.История изобразительного искусства

4.Основы дизайна

5.Художественный труд

6.Музыка


Блок «Знание»

Общеобразовательные дисциплины базисного учебного плана

Математика, русский язык, литература

биология, физика, химия, информатика,

история, география, ОБЖ, черчение, астрономия, иностранные языки, обществознание, физическая культура, основы философии.




2
у

р

о

в

е

н

ь

УГЛУБЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ


(по желанию)

Как этап погружения в культуру

Блок «Искусство»

Группы ИЗО (с 1 по 11 класс), росписи по дереву, декоративно-прикладного искусства, конструирования и моделирования одежды, резьбы по дереву; театральная студия, музыкальная студия


Блок «Знание»

Группы юных физиков, химиков, математиков, языковедов, историков, лингвистов, биологов, прозаиков и поэтов. Группы «Словесного творчества», «Маленькие умники», «Занимательная геометрия», «Логика», «В царстве смекалки».

Блок «Здоровье»

Группы ОФП, ЛФК, плавание, пауэрлифтинг, настольный теннис, группа самообороны



3

у

р

о

в

е

н

ь

ЭЛИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(по способностям)

Как этап воспроизводства культуры

Блок «Искусство»

Творческие мастерские

- Дизайнер

- Художник

- Учитель Изо

- Мастерская ДПИ

Блок «Знание»

Научно-практические лаборатории:





Решение третье:

Авторские учебные программы.

Изменение содержания образования.

«Каким мы нарисуем этот мир, в таком и будем жить»

А. Сайбединов
Почему сегодня в практическом образовании реально не меняется содержание образования? Почему жизненно необходимый научно обоснованный и осмысленный процесс гуманизации образования начинает захлебываться собственной, обретенной в борьбе свободой, не имея, собственно, подтвержденного пути? Да потому, что современной педагогической мысли хватило сил лишь с гордостью на весь мир сказать, что нужно изменить «Учебник образования», а о том, чем и как его изменить, она торжественно умолчала, и поэтому сегодня, слегка потупив глаза, спешно меняет у этого учебника лишь обложку.

А менять содержание образования системно, с появлением новых образовательных областей не только необходимо, но и очень значимо для сохранения самой образовательной системы, так как если сегодня ее не изменить системно и качественно, то завтра она системно же начнёт разрушаться, разваливаться на отдельные образовательные модули, необходимые лишь для освоения различных практических навыков, нужных для решения определенных жизненных задач, каждого отдельного человека, но не задач общества и человечества.

Давайте посмотрим, как сегодня выглядит содержание современного образования, и насколько могут быть связаны сложнейшие экономические процессы и общественно-политические потрясения с, казалось бы, тишайшими процессами в наших школах.

Современное образование на 95% занимается процессом передачи, переноса знаний от одного поколения к следующему. И главная забота системы образования - это только проблема качественного переноса этих знаний и своевременного их обновления, что, в сущности, также не является предметом спора. Знания, состоявшиеся в обществе, просто необходимы как главный гарант передачи условий жизни, знаний и правил каждого последующего поколения для их качественного проживания на данном этапе развития цивилизации: родился в 18 веке – умей управлять конем, родился в 21 веке – умей управлять самолетом. Это было бы верным утверждением, если бы система образования постепенно из-за роста объема необходимых знаний, которые необходимо впихать, не превратилась из обучающей в научающую, хотя процесс обучения предполагает соучастие учеников и учителей в этом процессе. Собственное соучастие в процессе обучения – это и есть творчество.

Необходимость программно-методического обеспечения единой модели художественно-эстетического воспитания инициировала разработку и внедрение новых учебных дисциплин по предметам художественно-эстетического цикла, ориентированных на творческое развитие личности, предусматривающих обучение с 1 по 11 класс. В результате новая структура обучения наполнилась и новым содержанием образования. Учебные предметы: «Изобразительное искусство» 1-7 кл., «Практическая философия» 8-11 кл., «История ИЗО» 8-11 кл., «Основы дизайна» 10 кл., «Художественный труд» 1-11 кл., разработаны и системно, из года в год обеспечивают качественные учебные результаты.

Нет возможности подробно рассказать об особенности и уникальности всех учебных программ, но стоит отдельно рассказать о предмете, аналогов которому нет не только в российском, но и мировом образовании – это «Практическая философия».

Это уроки ответов на многие жизненные вопросы, поэтому значимость ответов, которые были получены в стенах школы, а не в подъезде или на улице, очень велика. Значение уроков практической философии не ограничивается лишь решением воспитательных задач, на этих уроках очень хорошо развивается абстрактное мышление учащихся, что является творческой вершиной интеллектуальных возможностей человека. Абстрактное мышление – это мышление запредельное, мышление, не имеющее для каждого отдельного человека предварительного опыта. Это взгляд в неизвестное, лишь там творятся открытия, лишь там созидается новое.

Поэтому соединение двух систем мышления, очень хорошо и качественно присутствующего сегодня в образовании: логического, и как вершины его проявления , абстрактного - и есть желаемый результат образования, который и рождает такое чудо жизни, как мысль. Мысль, рожденная в качественной системе обучения – мысль созидающая, способная поднять человека на большую высоту его возможных достижений.
Именно поэтому введение уроков практической философии в учебный план как уроков изобразительного искусства в старших классах школы без сомнения усиливает возможность влияния процесса обучения как на интеллектуальный рост учащегося, так и на уровень его ценного обретения убеждений, систематизирующих и корректирующих мировоззрение человека.

Темы уроков предусматривают поиск собственного ответа на вопрос, звучащий уже в самой формулировке темы, например, «Я рисую мой мир таким, каким я хочу его видеть, и он обязательно будет таким» - в десятом классе или «Человек, который идет впереди, или размышления о природе слова учитель». Темы уроков позволяют ученику не только задуматься над природой многих явлений и процессов в жизни человека и человечества, но и увидеть себя в этом процессе, оценить свое понимание мира и поделиться этим пониманием с другими. Ни один другой урок не способен так глубоко соприкоснуться с душой ученика, человека, так как задачей всех других уроков является изучение и воспроизведение знаний состоявшихся, а на уроках практической философии ученики активно формируют свое мировоззрение, что является постоянно новым процессом как для ученика, так и для общества, так как такие величины, как духовность, нравственность - единицы не консервируемые - они всегда вновь обретаемые. И для того, чтобы ответить на вопрос, опосредованно возникающий в теме «Мое ощущение настоящего в состоянии предчувствия будущего, освещенные отношением к прошлому», мало знаний, получаемых на традиционных уроках, необходим системный навык философского диалога с собой, с обществом, с окружающим миром. Любой человек рано или поздно в свое время задает себе главные вопросы, и важно, чтобы он их задал как можно раньше, в процессе учебы, а не тогда, когда потребовалось на них ответить, потому что сама жизнь перед ним их поставила. К тому же отвеченные вопросы в школе могут предотвратить появление ненужных вопросов в жизни.

Еще одно принципиальное решение касается оценки по творческим дисциплинам, которые настолько примерны и условны и не наполнены содержанием, что только дискредитируют саму систему оценки. Главное, когда ученик, а это очень важно для процесса творчества, рисует на тему «Моя мечта» не для получения пресловутой оценки, а потому, что он хочет что-то сказать, то результат в итоге будет иной. Ему не нужна оплата за мировоззрение в виде отметки, ему важна оценка в виде отношения учителя к его работе.

Бесспорно что художественно-эстетическое воспитание прививает интерес к искусству, к творчеству, развивают интеллектуальный уровень учащегося, расширяют уровень духовного восприятия окружающего нас мира. Но опять может возникнуть вопрос, сомнение, виной которого является наше образовательное невежество: «Ну, рисуют – и хорошо! Ну, любят рисовать – еще лучше! Но зачем же до 11 класса учить, это им не нужно, не всем же быть художниками!»

В этом-то и проблема, что всем нужно быть художниками, и чем раньше мы это поймем, тем быстрее мы закончим безумный забег цивилизации в пропасть бездуховности и, как следствие, безысходности. Только поняв, что общество вперед ведут художники, т.е. созидатели, создатели красоты, ценители красоты, и чем больше их будет, тем больше будет на земле добра и радости. Мы не будем сомневаться, нужны ли ученику уроки творчества, и более того, почувствуем безусловную ответственность школы за то, чему и как мы учим!
Значимость опыта

Результаты экспериментальной и научной деятельности в режиме реальной педагогической практики позволяют доказательно не только обозначить проблемы современного образования, требующие качественного решения, но и предложить пути их решения подтвержденные многолетней практикой.

  1. Создание модели художественно-эстетического воспитания и обучения в системе общего образования, где широко будут представлены авторские предметы данного учебного цикла, позволяет влиять не только на развитие и формирование творческого потенциала учащихся, но также на эффективность всего процесса обучения и воспитания в целом.

  2. Введение в систему общего образования многоуровневого обучения творческой деятельности, позволяет на уровне школы создать условия для качественного обучения и воспитания учащихся, компенсирующие недостаточность учреждений дополнительного образования (ДХШ, Дома творчества и т. д.), что особенно актуально для сельских общеобразовательных школ.

  3. Обучение и развитие творческого потенциала учеников по модели многоуровневого обучения позволяет обеспечить не только качественный уровень подготовки учащихся, достаточный для продолжения образования в художественных училищах и ВУЗах, но также обеспечит возможность педагогической подготовки и качественной профориентации учеников по специальности учителя изобразительного искусства, недостаток которых остро сказывается в реализации задач, поставленных образованием перед учебными заведениями.

  4. Система многоуровневого обучения помогает учащимся со своими индивидуальными особенностями, способностями и потребностями максимально адаптироваться в реальной жизни. Модель лицея ориентирует всю педагогическую работу на обеспечение психологической комфортности, которая расковывает учащихся, стимулирует развитие их духовного потенциала, развивает прежде всего внутренние, личностные мотивы учения.

  5. Данная система обучения обеспечивает переход от учебной деятельности в учебной ситуации к практической деятельности в реальной жизни. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменять этот мир, кто способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельной решение.

  6. Условия, в которых пребывают учащиеся в результате обучения в лицее в системе многоуровневого творческого развития, воспитывают культуру восприятия человеком мира в тех границах, в каких он выступает как преобразующий себя и окружающую действительность: себя - в плане нравственного и интеллектуального развития; действительность - в плане совершенствования социальной, политической, экономической и духовной жизни общества.

  7. Современная школа, для того чтобы стать действительно массовой, «школой без стен», должна заложить в себе механизм творческого саморазвития и самообновления, максимально стимулирующий интеллектуальные инициативы, их превращение в общее достояние.



Данная модель применима для массового тиражирования, так как методическое, организационно-структурное обеспечение достаточно экономично и не требует больших финансовых затрат.

Главное, необходимо глубокое осмысление самой идеи, целей и задач.
- Значимость опыта для ведомства.

Качественное решение обозначенных проблем с педагогической, научной и практической отработкой результатов позволит получить для системы образования РФ цельную модель учреждения, со всеми необходимыми компонентами, обеспечивающими внутреннее, качественное содержание механизма обучения и воспитания.

- Экономическая целесообразность.

Губернаторский Светленский лицей как образовательная модель достаточно экономичен, хотя выполняет образовательные функции нескольких учреждений – общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования.

Если на содержание двух образовательных учреждений пришлось бы затратить:



то Светленский лицей затрачивает


- Значимость опыта для общества (околофилософское отступление)

Вопросы воспитания личности, освещенной идеями добра и созидания, очень актуальны для нашего общества и для всей цивилизации в целом, которая судорожно пытается ответить на вопросы бытия и, как правило, эти ответы носят бессистемный характер, хотя еще в школе мы должны детям обозначить те истинные ценности, которые лягут в основу формирования их личности. И именно с этих позиций формирование высокой духовности у подрастающего поколения – это проблема номер один для общества.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы iconТекст (обобщение). 2 класс
...
А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы iconРеферат на тему «Молоко: вред или польза?»
Учреждение: Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Губернаторский Светленский лицей»
А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы iconКонкурс «Мисс Осень-2005». Браво, Мухаммат! Поздравления. Чему учат...
Москве пройдет юбилейный фестиваль-конференция «Авторская школа». В преддверии этого события мы решили критически осмыслить свое...
А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы iconО профессии учителя математики
Гу оши «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья»
А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы iconПрограмма военно патриотической направленности авторская и является...
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский морской центр Кронштадтского района Санкт –...
А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы iconРабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии...
Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л....
А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы iconРабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии...
Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л....
А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы iconРабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии...
Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л....
А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы iconРабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии...
Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л....
А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы iconРабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии...
Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л....
А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы iconРабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии...
Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л....
А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы iconРабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии...
Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л....
А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Даньшина Н. В. Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья
А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гбу оши «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья», г. Оренбург
А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы iconРабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1
А. Сайбединов Авторская школа «Губернаторский Светленский лицей» От авторских учебных программ до модели школы iconОт вечерней школы к модели открытого образования
Вершинин В. Н. Вечерняя школа в инновационном поиске. От вечерней школы к модели открытого образования [Текст]: творческий отчет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск