О профессии учителя математики.
Даньшина Н.В.,
учитель математики высшей категории ГУ ОШИ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья» Аннотация: В статье размышления учителя о своей профессии. Специфика работы учителя в лицее для одаренных детей отличается от работы учителя в общеобразовательной школе. Все дети уникальны, талантливые, с различными интересами и способностями к математике. В связи с этим возникает необходимость организации учебного процесса по несколько иным принципам, чем в других учебных заведениях. Ключевые слова: учитель, авторитет, интерес, типичные трудности. Можно ли стать хорошим учителем? Да, можно, если любить детей. Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика, даже ели у вас есть талант. Чтобы успешно преподавать, необходимо овладеть приемами преподавания: методами объяснения, организации самостоятельной работы школьников. Но и этого мало. Учитель воспитывает. Ему надо овладеть методами педагогического воздействия, приемами работы с коллективом и отдельными учениками, отлично знать психологию.
Специфика работа учителя такова, что успех зависит не только от знания предмета и методов работы, но и от личности учителя: его культуры, общих знаний, обаяния, доброты и искренности, умения подойти к ребенку, терпения.
…Я помню свои первые шаги.
С тех пор прошли годы. Десятилетия работы в школе, научные исследования убедили меня в том, что каждый нормальный ребенок может учиться, может усвоить программу, если правильно организовать учебно-воспитательный процесс. Но учителю нужно время, опыт, чтобы выработать методы и приемы, необходимые навыки. Как невозможно научится плавать, не побывав в воде, так невозможно стать учителем пока не попробуешь десятки разных способов объяснения, опросов, вариантов самостоятельной работы и т.д.
Основной характерной чертой профессии учителя, считаю, является заинтересованность его в становлении другой личности обучаемого, его образовании, воспитании и всестороннем развитии.
Обогащение учащихся новыми знаниями осуществляется на уроке, и этот процесс передачи знаний теснейшим образом связан с воспитанием. Необходимо иметь ввиду, что обучение есть процесс двусторонний: учитель передает знания ученику, а ученик должен понять эти знания и воспринять, овладеть ими под руководством и при помощи учителя. Очевидно, что учащиеся должны иметь желание овладеть знаниями, приложить труд для их усвоения. В нашем лицее созданы все условия для того, чтобы тандем учитель-лицеист работал бесперебойно.
Сама личность учителя должна привлекать к себе своей общей культурой, общечеловеческим обаянием, учащиеся должны чувствовать доверие к учителю, как пользоваться авторитетом у учащихся. Всё это возможно по отношению к учителю в том случае, когда учащиеся чувствуют со стороны учителя любовь и благожелательность, внимание и расположение, заботу и желание обеспечить успешность освоения передаваемых знаний, когда между учителем и учеником имеет место контакт и полное взаимопонимание.
Как завоевать учителю авторитет у учащихся? Одним из необходимых для этого условий является хорошее знание учителем математики, выходящее за рамки излагаемого ученикам материала. Наряду с этим требуется знание смежных с математикой учебных предметов: физики, химии, черчения, прикладных вопросов математики к решению задач прикладного характера.
Второе условие заключается в умении понятно и доступно , интересно и увлеченно изложить объясняемый материал. Это требует от учителя хорошего знания методики преподавания математики и владения ею, чтобы в случае непонимания объясненного учитель смог варьировать повторение объяснения. Это требует от учителя как любви к преподаваемому предмету, так и увлеченности своей профессией- учителя математики. Как было отмечено, большое значение при этом имеет знание учителем практических приложений математики. Ознакомление учащихся с приложениями математики к практике является одним из основных звеньев воспитания у учащихся материалистического мировоззрения, которое должен обеспечить учитель на своих уроках.
Третьим условием, необходимым для завоевания учителем авторитета, должно быть доброжелательное, чуткое, внимательное отношение учителя к учащимся, справедливое и одинаковое ко всем учащимся класса. Учитель должен быть знаком с интересами учащихся, направлять эти интересы, иногда выходя за рамки своего предмета. Однако учитель должен быть требовательным к учащимся, сам в первую очередь показывать пример требовательности самого к себе в отношении подготовки к урокам, интереса к изложению, доходчивости объясняемого материала, привлечения всех учащихся класса к активной работе, собранности и сосредоточенности и т.д. На этой основе может быть предъявлена и требовательности к учащимся в отношении внимания и сосредоточенности на уроке, ответственного отношения к классной работе и к выполнению классной работе и к выполнению домашних заданий. При этом важно, чтобы предъявляемые требования были одинаковы ко всем учащимся, в частности в отношении оценок знаний учащихся. Учитель должен проявлять терпение к ошибкам учащихся, не только указывать ученику на его ошибки, но в то же время вместе с учащимися работать над их ликвидацией путем повторных упражнений, дополнительной работы и других мероприятий.
Учителю следует вести учет ошибок, с тем чтобы учащиеся имели четкое представление о том, что учитель четко помнит их ошибки, пропуски в знаниях соответствующих вопросов программы, что в последующие уроки учитель вернется к их пробелам и проявит настойчивость и стремление к тому, чтобы учащиеся овладели знаниями соответствующего материала. Эта требовательность и настойчивость учителя по отношению к учащимся, допустившим ошибки и имеющим пробелы в знаниях, позволит учителю обеспечить прочные и твердые знания и одновременно поможет завоевать уважение учащихся и повысит личный авторитет учителя.
Отметим некоторые другие качества, которыми должен обладать учитель. Учитель должен обладать умением распределять свое внимание: по ходу своей работы внимательно следить за тем, что и как он говорит в данный момент урока, в то же время должен отмечать , какие реакции его изложение вызывает у учащихся (все ли внимательны и успевают ли усваивать излагаемое), контролировать, правильно ли учащиеся делают записи на доске и успевают ли вести записи в тетради, следить за дисциплиной. Кроме того, учителю еще необходимо по ходу объяснений задавать вопросы учащимся, чтобы вызвать их активное участие в совместной работе над изучаемым материалом. Умение распределять свое внимание учитель вырабатывает для того, чтобы оно стало автоматическим. Необходимо также уметь учителю сосредоточить свое внимание в данный момент на каком-либо одном определенном объекте работы; быстро ориентироваться при установлении правильности или ошибочности(неточности) ответов учащихся.
Учитель должен владеть четкой дикцией, его речь должна быть немногословной, но не в ущерб пониманию. Не следует злоупотреблять в речи словами-сорняками(«ну», «вот», «видите ли», «так сказать» и т.д.), на это важно обращать самое пристальное внимание. Разумеется, учитель в первую очередь должен обеспечить математическую правильность своей речи и выработать ее у учащихся.
Полезными для учителя, считаю, рекомендации Д.Пойа:
1) Интересоваться своим предметом;
2) знать свой предмет;
3) знать, каким путем можно получить то, что необходимо; лучший способ- это открыть самому;
4) уметь читать по лицам учащихся, что они от вас ждут, понять их трудности; умейте ставить себя на их место;
5) не ограничивайтесь голой информацией; стремитесь развивать у учеников нужный склад ума и привычку к систематической работе;
6) старайтесь научить их догадываться;
7) старайтесь научить их доказывать;
8) выискивайте при решении вопроса или задачи то, что может пригодиться и в дальнейшем, т.е. за конкретной задачей вскрывайте общий метод;
9) не выдавайте своего секрета сразу; предоставьте ученикам самим найти как можно больше, пусть ученики догадаются сами открыть секрет решения задачи, прежде чем вы его раскроете;
10) пользуйтесь наводящими указаниями, но не навязывайте своего мнения насильно.
В целях повышения заинтересованности учащихся к изучению математики учителю следует знать основные этапы истории развития математики, с тем чтобы при изучении того или иного вопроса программы можно было сообщить учащимся некоторые необходимые сведения Такие экскурсы в историю развития математики повышают общую культуру и развитие учащихся.
Еще А.Я. Хинчин в своей знаменитой статье «О воспитательном эффекте уроков математики» отмечал, что «сколько-нибудь заметный воспитательный эффект уроки математики (как и всякой другой науки) могут дать только при условии, что учитель, во-первых, достаточно хорошо знает свою науку, её методологию и её историю, во-вторых, имеет достаточный педагогический опят и такт и наконец, в-третьих, сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые он собирается воспитывать в своих учениках». Литература:
П.В. Стратилатов «Методические рекомендации по организации учебного процесса». Москва. Просвещение 1984 г.
О.Б. Епишева «Методическая система обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся».
А.К. Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте».
М. Кларин «Технологический подход к обучению». |