Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики





Скачать 239.49 Kb.
НазваниеПрограмма для школ (классов) с углубленным изучением математики
Дата публикации15.12.2014
Размер239.49 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа
Программа

для школ (классов)

с углубленным изучением

математики

Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.

В углубленном изучении математики выделяются два этапа, отвечающие возрастным возможностям и потребностям школьников и соответственно различающиеся по целям.

Первый этап относится к основной школе, второй — к старшей школе. Учащийся может начать углубленное изучение математики как в основной школе, начиная с VIII класса, так и в старшей школе, начиная с X класса.

Первый этап углубленного изучения математики является в значительной мере ориентационным. На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем

чтобы по окончании IX класса он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики. Интерес и склонность учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться. В случае же потери интереса, изменения его в другом направлении ученику должна быть обеспечена возможность перейти от углубленного изучения к обычному.

Углубленное изучение математики на втором этапе предполагает наличие у учащихся более или менее устойчивого интереса к математике и намерение выбрать после окончания школы связанную с ней профессию. Обучение на этом этапе должно обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования, а также к профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.

Предлагаемая программа учитывает общие и специфические цели углубленного изучения математики в целом и на каждом его этапе.

Программа включает три раздела: «Требования к математической подготовке учащихся», «Содержание обучения», «Тематическое планирование учебного материала».

Раздел «Требования к математической подготовке учащихся» задает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники. В этот объем, безусловно, входят те знания, умения и навыки, обязательное приобретение которых всеми учащимися предусмотрено требованиями программы общеобразовательной школы; однако предполагается иное, более высокое качество их сформированное™. Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательствах теорем, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований, использовать наиболее употребительные эвристические приемы и т. д.

  • строить и читать графики функций указанных в программе видов, овладеть основными приемами преобразования графиков и применять их при построении графиков;

  • овладеть понятием последовательности и способами задания последовательностей, понятиями арифметической и геометрической прогрессий и их свойствами;

—< усвоить основные приемы решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств указанных в программе видов; решать уравнения с параметрами, сводящиеся к линейным или квадратным;

  • решать текстовые задачи методом уравнений;

  • доказывать теоремы, изученные в курсе, давать обоснования при решении задач, опираясь на теоретические сведения курса;

  • овладеть основными алгебраическими приемами и методами и применять их при решении задач.

Геометрия

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • доказывать изученные в курсе теоремы;

  • проводить полные обоснования при решении задач, используя для этого изученные теоретические сведения;

  • освоить определенный набор приемов решения геометрических задач и уметь применять их в задачах на вычисление, доказательство, построение;

  • овладеть общими методами геометрии (преобразований, векторным, координатным) и применять их при решении геометрических задач;

  • свободно оперировать аппаратом алгебры и тригонометрии при решении геометрических задач.

X-XI КЛАССЫ

Алгебра и математический анализ

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

выполнять действия над комплексными числами, заданными в различных формах; находить комплексные корни многочленов;

  • строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы;

  • проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;

  • решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства, доказывать неравенства;

  • решать системы уравнений изученными методами;

  • применять аппарат математического анализа к решению задач.

Геометрия

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • изображать на рисунках и чертежах пространственные геометрические фигуры и их комбинации, задаваемые условиями теорем и задач; выделять изученные фигуры на моделях и чертежах;

  • доказывать изученные в курсе теоремы;

  • проводить полные обоснования в ходе теоретических рассуждений и при решении задач, используя для этого изученные в курсах планиметрии и стереометрии теоретические сведения;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей и объемов), используя изученные формулы, а также аппарат алгебры, анализа и тригонометрии;

  • применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.

Содержание обучения

VIII—IX КЛАССЫ

Множества и элементы комбинаторики

Множество. Элемент множества. Пустое множество. Пересечение и объединение множеств. Подмножество. Конечные и бесконечные множества. Число элементов

объединения и пересечения двух конечных множеств. Взаимно однозначное соответствие между множествами. [Понятие о мощности множества. Принцип Дирихле.

Комбинаторный принцип умножения. Число элементов прямого произведения двух множеств. Число подмножеств конечного множества. Число k-элементных подмножеств конечного множества из п-элементов (число сочетаний). Число перестановок. Понятие вероятности события. Подсчет вероятностей простейших событий.]

Числа и вычисления

Натуральные числа. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9, 11. Простые и составные числа. [Основная теорема арифметики. Бесконечность множества простых чисел. Взаимно простые числа.

Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Нахождение наибольшего общего делителя. Алгоритм Евклида. Линейное представление наибольшего общего делителя. Критерий взаимной простоты двух чисел.]

Свойства множества натуральных чисел. Условие разрешимости уравнения а + х = b в множестве натуральных чисел и операция вычитания.

Целые числа. Деление с остатком. Свойства множества целых чисел. Условие разрешимости уравнений вида ах = b в множестве целых чисел и операция деления.

Рациональные числа. Свойства множества рациональных чисел. Выполнимость арифметических операций в множестве рациональных чисел и свойства этих операций. Числовые неравенства и их свойства.

Задача измерения величин. Единица измерения. Измерение отрезков: единичный отрезок, процесс измерения.

[Общая мера двух отрезков. Соизмеримость и несоизмеримость отрезков. Связь между соизмеримостью отрезков и отношением их длин. Алгоритм Евклида для определения соизмеримости отрезков. Несоизмеримость диагонали квадрата с его стороной.]

Бесконечная десятичная дробь как результат измерения отрезка. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Взаимно однозначное соответствие между множеством точек координатной прямой и множеством действительных чисел.

Периодические десятичные дроби. Представление рационального числа в виде бесконечной периодической десятичной дроби. Примеры бесконечных непериодических десятичных дробей. Иррациональные числа.

Свойства множества действительных чисел. Решение уравнения х2 = 2 в множестве рациональных и в множестве действительных чисел.

Квадратный корень. Условие существования квадратного корня и число квадратных корней из действительного числа. Арифметический квадратный корень. Иррациональность числа. Корень n-й степени. Степень с дробным показателем.

Измерение углов. Радиан. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла (в градусах и радианах).

Выражения и их преобразования

Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: куб двучлена и квадрат алгебраической суммы нескольких слагаемых.

Разложение многочлена на множители способом группировки. Формулы разложения на множители разности и суммы кубов, разности хnуn и суммы х2k+ ' + у + ' .

Многочлены с одной переменной. Квадратный трехчлен. Выделение полного квадрата. Разложение квадратного трехчлена на множители. [Деление многочленов с остатком. Делимость многочленов. Теорема Безу и ее следствие о делимости многочлена на линейный двучлен.]

Рациональные выражения. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сложение, вычитание, умножение, деление и возведение в степень дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений.

Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа.

Свойства арифметических корней л-й степени. Свойства степеней с рациональными показателями. Преобразования выражений с радикалами и степенями с дробными показателями.

Тригонометрические тождества: основное тригонометрическое тождество, формулы приведения, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Формулы половинного угла. Тождественные преобразования тригонометрических выражений. [Преобразования суммы тригонометрических функций в' произведение и произведения в сумму.]

Функции

Числовые функции. Способы задания функции. Область определения и область значений функции.

График функции. Преобразования графиков функций: параллельный перенос, растяжение и сжатие вдоль осей координат, симметрия относительно осей координат и относительно прямой у = х.

Свойства функции: четность и нечетность, возрастание и убывание, нули функции и промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значения функции. Отражение свойств функции на графике. Элементарное исследование функции.

Функция как соответствие между множествами.

Элементарные функции: линейная, прямая и обратная пропорциональности, квадратичная, степенная с натуральным показателем, модуль, квадратный корень, кубический корень, корень л-й степени. Их свойства и графики.

[Построение графиков кусочно-заданных функций. Построение графиков функций, связанных с модулем. Примеры построения графиков рациональных функций.)

Функции у = [х] и у = {х).

Числовые последовательности. Способы задания числовых последовательностей. Формула л-го члена. Рекуррентная формула. Числа Фибоначчи. Возрастающие и убывающие (монотонные) последовательности. [Метод математической индукции.] Арифметическая и геометритческая прогрессии, формулы л-ro члена и суммы первых я членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. [Понятие о пределе последовательности.]

Уравнения

Уравнение. Корень уравнения. Равносильность уравнений. Уравнение-следствие. Исключение «посторонних» корней.

Линейное уравнение с одним неизвестным. Линейное уравнение с параметром. Квадратное уравнение: формула корней, зависимость числа корней от дискриминанта, формулы Виета, составление уравнения с заданными корнями. Уравнения, сводимые к квадратным. Биквадратные уравнения.

Корень многочлена. Нахождение целых и дробных корней многочлена с целыми коэффициентами. Число корней многочлена.

Решение рациональных уравнений. [Решение рациональных уравнений с параметром.] Примеры решения иррациональных уравнений.

Уравнение с двумя переменными. Решение линейного уравнения в целых числах.

Система уравнений. Решение систем уравнений. Равносильность. Уравнение-следствие. Приемы решения систем: подстановка, алгебраическое сложение. [Решение систем линейных уравнений с двумя и тремя неизвестными методом Гаусса.]

График уравнения с двумя переменными. Уравнение окружности. Получение приближенного корня способом графического решения систем уравнений.

Решение текстовых задач с помощью уравнений и систем.

Неравенство с переменными. Числовые промежутки. Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем. Геометрическая интерпретация линейных неравенств с двумя переменными и их систем. Квадратные неравенства. Рациональные неравенства. Метод интервалов. Доказательства неравенств.

Основные понятия планиметрии

Неопределяемые понятия и аксиомы. Доказательства. Теоремы. Непротиворечивость системы аксиом.

[Исторические этапы развития геометрии: «Начала» Евклида, попытки доказательства пятого постулата, создание геометрии Лобачевского.]

[Понятие о длине кривой.] Площадь фигуры и ее свойства. Равновеликость и равносоставленность фигур.

Треугольники

Замечательные точки треугольника. Теорема Пифагора. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус, тангенс и котангенс угла. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников. Площадь треугольника. Формула Герона.

Многоугольники

Понятие о многоугольнике. Площадь многоугольника.

Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Трапеция и ее свойства. Правильные многоугольники.

Площади прямоугольника, параллелограмма, трапеции, правильного многоугольника.

Окружность и круг

Длина окружности. Длина дуги окружности. Площади круга и его частей.

Величина центрального угла. Величина вписанного угла. Величина угла между хордой и касательной. Величина угла с вершиной внутри и вне круга.

Окружности, вписанные в треугольники и описанные вокруг треугольника.

Вписанные и описанные четырехугольники.

Методы геометрии

"Движения плоскости*. Симметрия относительно точки и прямой. Центрально-симметричные фигуры и фигуры, симметричные относительно оси. Поворот. Параллельный перенос. ['Бордюры и орнаменты*. Равенство фигур и его свойства.]

Применение движений к решению задач.

Преобразование подобия. Гомотетия и ее свойства. Подобие и его свойства. Отношение площадей подобных фигур. Признаки подобия треугольников.

Применение подобия к решению задач.

Прямоугольная система координат на плоскости. Формула расстояния между точками. Деление отрезка в данном отношении. Координаты середины отрезка. Уравнения прямой и окружности. [Задание фигур уравнениями и неравенствами.] *Эллипс, гипербола, парабола и их уравнения*.

Применение координат к решению задач.

Векторы. Длина и направление вектора. Угол между векторами. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора, суммы векторов, произведения числа и вектора. Проекция вектора на ось. Скалярное произведение векторов.

Применение векторов к решению задач.

Основные задачи на построение. Решение задач на построение с помощью циркуля и линейки.

Применение алгебры и тригонометрии к решению планиметрических задач.

X-XI КЛАССЫ

Элементарные функции

Измерение углов. Радиан. Радианное измерение углов.

Тригонометрические- функции числового аргумента: синус, косинус, тангенс и котангенс.

Свойства периодичности функции. Примеры периодических функций, функция Дирихле.

Периодичность тригонометрических функций. Основной период. Нахождение основного периода сложных функций, суммы, произведения и частного двух функций.

Свойства и графики тригонометрических функций.

Обратная функция. Условия существования и свойства обратной функции.

Обратные тригонометрические функции. Свойства и графики обратных тригонометрических функций.

Показательная, логарифмическая и степенная функции, их свойства и графики. Число е и натуральные лога! рифмы.

Сложная функция. Построение графиков функции элементарными методами. Графики дробно-линейны» функций; вертикальная и горизонтальная асимптоты] Графики кусочно-заданных функций. Графики функций| связанных с модулем.

Тождественные преобразования

Преобразования многочленов, разложение на множители. Формулы сокращенного умножения: квадрат алгеб раической суммы нескольких слагаемых,

Деление многочлена на многочлен с остатком. [Алгоритм Евклида для многочленов. Схема Горнера.] Корш многочлена. [Теорема Безу. 'Основная теорема алгебры*.]

[Нахождение рациональных корней многочлена с целыми коэффициентами. Обобщенная теорема Виета.]

[Многочлены от нескольких переменных. Симметрические многочлены; 'основные симметрические много-] члены*.[

Преобразования рациональных выражений; освобождение от иррациональности в знаменателе.

Тригонометрические тождества.

Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус, косинус и тангенс двойного, тройного и половинного углов. Преобразования суммы тригонометрических выражений в произведение и произведения в сумму. Тождественные преобразования тригонометрических выражений.

[Преобразования выражений, содержащих обратные1 тригонометрические функции.)

Свойства логарифмов. Основное логарифмическое тождество. Формула перехода от одного основания лога-

рифма к другому. Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений.

Уравнения, неравенства, системы

Уравнение. Равносильные уравнения. Уравнение-следствие. Общие методы решения: переход к равносильному уравнению, переход к уравнению-следствию и проверка корней.

Приемы решения уравнений: разложение на множители, замена переменной, возведение в степень и др.

Иррациональные уравнения.

Тригонометрические уравнения. Простейшие тригонометрические уравнения. Виды тригонометрических уравнений, основные методы их решения. Тригонометрические неравенства.

Показательные и логарифмические уравнения, неравенства и системы; основные виды и методы их решения.

Обобщенный метод интервалов для решения неравенств. 'Иррациональные неравенства*. Доказательства неравенств. [Некоторые классические неравенства.]

Системы уравнений и неравенств. Основные методы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. [Метод Гаусса.]

Применение графиков к решению уравнений, неравенств, систем.

Приближенные методы решения уравнений.

Уравнения, неравенства и системы с параметром. Методы решения.

Уравнения и неравенства, не решаемые стандартными методами.

Элементы математического анализа

Числовые последовательности. Предел числовой последовательности. Теоремы о пределах. 'Существование предела монотонной ограниченной последовательности.

Предел последовательности

Предел функции на бесконечности.

Следует иметь в виду, что требования к знаниям и умениям учащихся при углубленном изучении математики ни в коем случае не должны быть завышенными. Чрезмерность требований порождает перегрузку, что ведет, особенно на первом этапе, к угасанию интереса к математике. Поэтому требования к результатам углубленного изучения математики на первом этапе ненамного превышают требования общеобразовательной программы.] Требования на втором этапе в соответствии с его целями | согласуются со средним уровнем требований, предъяв- ляемых вузами к математической подготовке абитуриентов. Заметим, что минимальный обязательный уровень; подготовки, достижение которого учащимися является необходимым и достаточным условием выставления ему положительной оценки, при углубленном и обычном изучении математики один и тот же. Однако тем учащимся классов с углубленным изучением математики, успехи) которых в течение длительного времени не поднимаются выше минимального обязательного уровня, следует рекомендовать перейти в обычный класс.

Раздел «Содержание обучения» включает полностью содержание курса математики соответствующих классов общеобразовательной школы и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям. Включены также самостоятельные разделы (комплексные числа, элементы комбинаторики, элементы теории вероятностей] и статистики), которые в настоящее время в школе не изучаются, однако являются важными содержательными! компонентами системы непрерывного математического образования.

Включение дополнительных вопросов преследует две! взаимосвязанные цели. С одной стороны, это создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к математике, с другой — восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию углубленного изучения необходимую целостность.

Программа предусматривает возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты. Дополнительные вопросы и темы, отмеченные квадратными скобками, при желании можно не изучать, что позволяет учителю, включая или исключая все или некоторые из этих вопросов, варьировать объем изучаемого материала и соответственно степень углубления и расширения курса в зависимости от конкретных условий.

Отдельные вопросы, отмеченные в программе звездочками, представляют материал повышенной трудности — эти вопросы можно изучать в ознакомительном порядке.

В связи с предоставленным учащимся правом начать углубленное изучение математики как в основной, так и в старшей школе и необходимостью в любом случае обеспечить им возможность изучения полного, целостного курса содержание обучения на первом и втором этапах имеет ряд пересечений. Соответствующий материал на втором этапе рассматривается с учащимися, приступившими к углубленному изучению математики в старшей школе, в повторительном или обзорном порядке.

В разделе «Тематическое планирование учебного материала» данной программы предлагаются варианты планирования, ориентированные на использование действующих учебников и на учебные пособия для школ и классов с углубленным изучением математики.

Планирование исходит из учебного плана для школ и классов с углубленным изучением математики, согласно которому в основной школе изучаются два учебных предмета — алгебра (5 ч в неделю, всего 170 ч в каждом классе) и геометрия (3 ч в неделю, всего 102 ч в каждом классе). В старшей школе изучаются два учебных предмета — алгебра и математический анализ (5—6 ч в неделю в X классе, всего 187 ч и 5 ч в неделю в XI классе, всего 170 ч) и геометрия (3 ч в неделю, всего 102 ч в каждом классе).

Учителю предоставляется право самостоятельного построения курса. При этом он может выбрать учебники из числа действующих в массовой школе, пробных и специально предназначенных для углубленного изучения математики.

Предел функции в точке. Теоремы о пределах функ! ций. Предел функции 5HLJ прих~>0.

[Односторонние пределы. Бесконечные пределы.]

Непрерывность функции в точке и на промежутке.

Свойства непрерывных функций.

Непрерывность элементарных функций. Теорема d промежуточном значении функции, непрерывной на от-| резке.

Производная. [Дифференциал.] Геометрический и механический смысл производной. Непрерывность и дифференцируемость функций.

Производные суммы, произведения и частного. Производные сложной и обратной функций. Таблица производных элементарных функций.

Вторая производная; ее геометрический и механический смысл. Производные высших порядков. *Формул£ Тейлора. Приближенное вычисление значений элементарных функций*.

Первообразная и ее свойства. Неопределенный интеграл. Таблица первообразных. Правила нахождения первообразных. [Интегрирование по частям. Подстановка.]

Площадь криволинейной трапеции. Определенный интеграл и его свойства. Формула Ньютона—Лейбница. Приближенное вычисление определенных интегралов.

Приложения математического анализа

Приложения производной к исследованию функций. Теорема Лагранжа и ее следствие. Исследование функций на возрастание и убывание. Достаточные условия экстремума. [Выпуклость; точки перегиба. Наклонные асимптоты.] Отыскание наибольшего и наименьшего значений функции на промежутке.

Применение производной к приближенным вычислениям. Использование производной в физических задачах.

Приложения интеграла. Вычисление площадей и объемов геометрических фигур. [Вычисление длин дуг.] Использование интеграла в физических задачах.

Дифференциальные уравнения. Примеры задач, приводящих к дифференциальным уравнениям (гармониче-1 ские колебания, радиоактивный распад и др.). Решение!

Тематическое планирование учитель разрабатывает применительно к выбранному учебнику, учитывая подготовленность класса, интересы учащихся и т. д. При этом он может варьировать число часов, отводимых на ту или иную тему, переставлять темы, включать в них некоторые дополнительные теоретические вопросы или ограничиться программой массовой школы, полное прохождение которой в любом случае является обязательным.

Успешность решения задач углубленного изучения математики во многом зависит от организации учебного процесса. Учителю предоставляется возможность свободного выбора методических путей и организационных форм обучения, проявления творческой инициативы. Однако при этом следует иметь в виду ряд общих положений, изложенных ниже.

Учебно-воспитательный процесс должен строиться с учетом возрастных возможностей и потребностей учащихся.

Основной причиной отсева школьников из классов с углубленным изучением математики (особенно на первом этапе) является перегрузка, поэтому не следует стремиться к чрезмерному насыщению программы дополнительными вопросами.

Углубленное изучение математики предполагает прежде всего наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне.

Для поддержания и развития интереса к предмету следует включать в процесс обучения занимательные задачи, сведения из истории математики. Это особенно важно на первом этапе, когда интерес учащихся еще недостаточно устойчив.

На втором этапе возрастает роль теоретических знаний, становятся весьма значимыми такие их качества, как системность и обобщенность. Значительное место на этом этапе должно быть уделено решению задач, отвечающих требованиям для поступающих в вузы, где математика является профилирующим предметом.

В связи с тем что в классы с углубленным изучением приходят школьники с разным уровнем подготовки, в

процесс обучения на каждом этапе должны быть включены повторение и систематизация опорных знаний.

Учебный процесс должен быть ориентирован на усвоение учащимися прежде всего основного материала; при проведении текущего и итогового контроля знаний качество усвоения этого материала проверяется в обязательном порядке. Итоговому контролю не подлежит материал, отмеченный квадратными скобками или звездочками.

Значительное место в учебном процессе должно быть отведено самостоятельной математической деятельности учащихся — решению задач, проработке теоретического материала, подготовке докладов, рефератов и т. д.

Очень важно организовать дифференцированный подход к учащимся, позволяющий избежать перегрузки и способствующий реализации возможностей каждого из них.

Требования к математической подготовке учащихся

VIII-IX КЛАССЫ

Алгебра

В результате изучений курса алгебры учащиеся должны:

  • бегло и уверенно выполнять арифметические действия над числами (в том числе над приближенными значениями), находить с помощью калькулятора или таблиц приближенные значения квадратных корней и тригонометрических функций, производить прикидку и оценку результатов вычислений;

  • свободно владеть техникой тождественных преобразований целых и дробных рациональных выражений, выражений, содержащих корни и степени с дробными показателями, тригонометрических выражений; составлять выражения и формулы, выражать из формулы одну переменную через другие;

  • находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;

  • проводить исследование функций указанных в программе видов элементарными средствами;

простейших дифференциальных уравнений. [Уравнения с разделяющимися переменными.]

Комплексные числа

развитие понятия числа: натуральные, целые, рациональные, действительные числа.

Комплексные числа в алгебраической форме. Арифметические действия с комплексными числами. Сопряженные комплексные числа.

Комплексная плоскость. Тригонометрическая форма комплексного числа. Умножение, деление и возведение в степень комплексных чисел в тригонометрической форме. Формула Муавра. Извлечение корней из комплексных чисел.

Комплексные корни многочлена. [Использование комплексных чисел в геометрии.]

[Показательная форма комплексного числа.]

Элементы комбинаторики

Метод математической индукции.

Комбинаторные принципы сложения и умножения.

Основные формулы комбинаторики. Размещения, сочетания и перестановки (без повторения и с повторениями).

[Бином Ньютона. Принцип Дирихле.

Элементы теории вероятностей и математической статистики.

Случайные события. Классическое определение вероятности. Вычисление вероятностей с помощью формул комбинаторики. Правило сложения вероятностей. Условные вероятности. Правила умножения вероятностей. Независимые события. Формула Бернулли. Случайная величина. Математическое ожидание и дисперсия. Понятие о законе больших чисел. Понятие о нормальном законе распределения.

Генеральная совокупность и выборка. Параметры генеральной совокупности и их оценка по выборке. Оценка параметров. Понятие об уровнях значимости и достоверности. Оценка вероятности события по частоте. Понятие о проверке статистических гипотез.]

Основные понятия стереометрии

Основные (неопределяемые) понятия и аксиомы стереометрии. Их связь с аксиомами планиметрии.

Понятие о фигуре в пространстве. [Расстояние между фигурами.] Объем тела, его свойства. Площадь поверхности тела.

Прямые, плоскости и углы в пространстве

Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол и расстояние между прямыми. Параллельность и перпендикулярность прямых.

Взаимное расположение прямой и плоскости. Признак параллельности прямой и плоскости. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямой и плоскости. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние между прямой и параллельной ей плоскостью. Угол между прямой и плоскостью.

Взаимное расположение двух плоскостей. Признак параллельности плоскостей. Перпендикулярность плоскостей. Теоремы о параллельности и перпендикулярности плоскостей. Угол между плоскостями. Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла. Расстояние между параллельными плоскостями.

[Многогранный угол. Зависимости между плоскими и двугранными углами многогранного угла.]

Многогранники

Понятие о многограннике. Развертка многогранника. Сечения. Теорема Эйлера (без доказательства).

Призма и ее элементы. Прямая и правильная призмы. Параллелепипед и его виды. Поверхность призмы и ее площадь. Объем призмы.

Пирамида, ее элементы. Тетраэдр. Правильная пирамида. Поверхность пирамиды и ее площадь. Объем пирамиды.

[Комбинации многогранников.]

Правильные многогранники.

[Элементы теории выпуклых тел.]

Фигуры вращения

Тела и поверхности вращения. Осевые сечения и сечения, перпендикулярные оси.

Цилиндр и конус. [Конические сечения и их свойства.] Площади поверхностей цилиндра и конуса. Объемы цилиндра и конуса. [Понятия о цилиндрических и конических поверхностях.]

Сфера, шар, части шара (сектор, сегмент, пояс). Касание сферы с прямой и плоскостью. Объемы шара и его частей. Площадь сферы. Вписанные и описанные сферы.

Комбинации тел вращения.

[Элементы сферической геометрии. 'Теоремы синусов и косинусов для сферического треугольника*.]

Методы геометрии

Параллельное проектирование и его свойства. Ортогональное проектирование и его свойства. Изображение пространственных фигур на плоскости.

Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между двумя точками. Расстояние от точки до плоскости в координатах. Уравнения прямой, плоскости, сферы. Задание фигур уравнениями и неравенствами. Применение координат к решению задач по стереометрии.

Векторы в пространстве. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Скалярное произведение векторов. Решение аффинных и метрических задач с помощью векторов. [Понятие о векторном пространстве.]

Понятие о преобразованиях в пространстве. Движения в пространстве и их свойства. Центральная симметрия. Симметрия относительно плоскости. Поворот вокруг оси. Параллельный перенос. Подобие и гомотетия в пространстве. Применение преобразований к решению задач по стереометрии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики iconРабочая учебная программа по геометрии для классов с дополнительной...
Министерства образования Российской Федерации программы по математике для школ (классов) с углубленным изучением математики (Программы...
Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики iconНаименование издательство
Министерства образования Российской Федерации программы по математике для школ (классов) с углубленным изучением математики (Программы...
Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики iconАнализ результатов выполнения письменного экзамена по геометрии выпускниками...
Министерства образования Российской Федерации программы по математике для школ (классов) с углубленным изучением математики (Программы...
Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики iconСведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой...
Министерства образования Российской Федерации программы по математике для школ (классов) с углубленным изучением математики (Программы...
Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики iconПрограмма по литературе для школ и классов с углубленным изучение...
Федерального государственного стандарта общего образования вариантом авторской программы по литературе для школ и классов с углубленным...
Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики iconРеферат Представляемые лабораторные работы рекомендуются для проведения...
Разработка ном по школьному лабораторному практикуму по физике (раздел «Электричество») в соответствии с рабочей программой профильного...
Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики iconПрограмма для 10-11 классов общеобразовательных школ
Программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 10-11 классов общеобразовательных школ с углубленным...
Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. Н. Верещагиной для 7-го класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий при учебной нагрузке 4 часа в...
Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 10-11 классов общеобразовательных школ или...
Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики iconПрограмма элективного курса для учащихся 10 11 классов «Деловой немецкий»
Элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов школ с углубленным изучением немецкого языка гуманитарного и филологического...
Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики iconПрограмма по английскому языку для школ с углубленным изучением иностранных...
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №593 с углубленным изучением английского...
Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики iconПояснительная записка Программа научно-технической направленности...
Программа научно-технической направленности «Общая биология» рассчитана на учеников 9 – 11 классов школ с общим и углубленным изучением...
Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики iconПрограмма по физике
Настоящая программа составлена на основе ныне действующих учебных программ для школ и классов с углубленным изучением физики
Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики iconРабочая программа по литературе для V класса создана на основе федерального...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования вариантом авторской программы по литературе для школ и классов...
Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики iconПояснительная записка Программа научно-технической направленности...
Программа научно-технической направленности «Анатомия и физиология человека» рассчитана на учеников 9 – 11 классов школ с общим и...
Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики iconРабочие программы 2-4 классы Пособие для учителей общеобразовательных...
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск