Скачать 59.64 Kb.
|
“Будет ли ЕГЭ инструментом управления качеством образования?» Даньшина Н.В.Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья. Аннотация: Единый государственный экзамен в целом опирается, конечно же, на школьную программу. Поэтому уверенное знание программы по математике и хорошее овладение ею необходимое условие успешной сдачи ЕГЭ. Ключевые слова: ЕГЭ по математике, управление качеством образования, дифференцированный и индивидуальный подход. С помощью международных исследований TIMSS и PISA, в которых Россия участвовала с 1995 г. наряду с еще почти 50 странами, было вскрыто падение качества математического образования школьников: исследования 2000г. показали, что наши школьники (в массе) находятся в последней десятке. В рамках этих же исследований отдельно оценивали учащихся из математических классов, и наши по-прежнему оказались одними из лучших в мире. Это говорит о том, что сложившаяся за годы система работы с одаренными школьниками продолжает доказывать свою эффективность, а вот с уровнем знаний массового школьника имеются большие проблемы. Школа – это не замок магии и чародейства, учителя - не волшебники. И не сможем мы создать крепкие дома – знания на такой вот стройплощадке. Родители не разговаривают со своими детьми. Ничего не рассказывают об огромном, неведомом мире, в котором им, детям, предстоит жить. Современные дети, действительно, представление об окружающем их мире получают от учителей. Но могут ли учителя рассказать все? А разве ВСЕ входит в школьную программу? И что, мельницу тоже в школе должны изучать? И ржаной хлеб? Огромная часть математических знаний базируется на здравом смысле, на понимании родной речи, умении понять интонацию автора. Это понимание формируется всей жизнью ребенка, а не только той частью, которая проходит на уроках. При чем тут ЕГЭ? При том, что успешность сдачи экзамена складывается не только из прочных предметных знаний, но и из запаса общих представлений ребенка: мы же заранее не знаем какой сюжет придумают представители Ким, какой речевой оборот они используют. ЕГЭ-это та самая точка пересечения параллельных жизней детей и их родителей, которой не существует в математике, но которую все обнаружили в реальности. Теперь нельзя родителям много лет оставаться в неведении, как учится их ребенок, заслуженные ли у него тройки, ходит ли он вообще в школу. Теперь родители заинтересуются и качеством преподавания. Теперь вспомнят и про престижные школы, дающие результат, и про уроки в субботу (мы же учились), и про перегрузку (ничего, скажут, сначала сделаешь уроки, а уж потом пойдешь гулять). Придется контролировать , интересоваться: «Что изучаем?», «Что будет в контрольной?»… А это уже не формальный взгляд из параллельного мира, а общая дорога для ребенка, его родителей и всегда готового спасти мир от катастрофы учителя. Именно поэтому нам учителям необходимо выработать методические рекомендации по улучшению качества подготовки учащихся к ЕГЭ. Считаю, что улучшить качество подготовки поможет технология разноуровнего обучения и обобщающего повторения. Если не вдаваться в специальную терминологию, можно сказать, что речь идет о двух ключевых элементах эффективного обучения: дифференцированном (в идеале-индивидуальном) подходе к ученику, учете его реального уровня подготовки, и регулярной обратной связи, отслеживании процесса усвоения. Для получения эффективной обратной связи в процессе обучения главный момент - реализовать принцип: одни учат, другие контролируют. Давайте посмотрим, как формируются отношения между учеником и учителем при традиционной системе контроля знаний. Учитель заставляет ученика учиться, при этом обе стороны понимают, что итоговая оценка будет зависеть от характера взаимоотношений между «начальником»- учителем, и «подчиненным» - учеником. Опыт поколений российских выпускников доказывает, что из двух положений - быть знающим учеником и быть любимым учеником - приоритет принадлежит последнему. Увы, этот приоритет получал сокрушительный удар при первом же столкновении с независимым контролем знаний: позорные провалы золотых медалистов на вступительных экзаменах в вузы едва ли менее типичны, чем подтверждение ими своих школьных заслуг. Совсем по-другому обстоят дела при наличии контроля извне. Задача учителя -подготовить ученика к этому контролю в новых условиях ученик и учитель - союзники, партнеры. Их обоих контролирует кто-то третий! Окончательный результат- оценка теперь зависит не столько от благосклонности учителя, сколько от объективных знаний, умений и навыков ученика. Именно этот третий - ЕГЭ. Одна из основных идей технологии дифференцированного обучения - каждому по способностям и по потребностям. «Каждому по способностям» означает, что у каждого человека есть свой потолок в овладении математикой. Технология состоит в том, чтобы определить для каждого этот уровень и научить до него дотягиваться. А когда начинает получаться, уровень поднимать. Но на одном уровне потолка у разных детей в классе может быть разная степень усвоенности одних и тех же тем. Поэтому над выражением «каждому по потребностям» понимается: учить каждого решать те типы заданий, которые он решать еще не научился, а остальные типы заданий регулярно повторять. Обычно отдельные темы или типы заданий бывают плохо усвоены или в классе в целом, или некоторой группой учащихся, тогда учителю нужно организовать работу по группам. И все же технология обобщающего разноуровнего обучения не решает в полной мере проблему подготовки хорошо успевающих учащихся. В рамках стандартного урока чрезвычайно трудно организовать работу над задачами высокого уровня сложности. Учащихся, способных и желающих усвоить методы решения сложных задач, можно объединить в группы для проведения факультативных занятий. На этих занятиях лицеисты сами выбирают тот уровень сложности, который подходит профилю, в котором они обучаются . Несомненно, физмат профиль решает задачи С4,5, а филологический профиль останавливается на С1,2. Я сторонник единого государственного подхода к оценке знаний выпускников. Во-первых, он избавляет ученика от субъективной оценки учителя, а учителя – от нежелательной роли судьи. Во-вторых, при надлежащей строгости проведения экзамена и качестве теста он дает возможность сравнить уровень знаний выпускников. В-третьих, избавляет абитуриентов от изнурительной летней «вступительной лихорадки». И самое главное - позволяет талантливой молодежи претендовать на бюджетные места в престижных вузах страны. Конечно к ЕГЭ надо готовиться начиная с 5-го класса. В 6-м классе учащиеся должны хорошо усвоить тему с положительными и отрицательными числами, в 7-м – хорошо изучить формулы сокращенного умножения, в 8-м - решение квадратных уравнений. Это глобальные темы, которые нельзя запускать. С хорошим багажом надо приходить в 10-й класс, да и в 9-м классе сейчас «малый ЕГЭ». Вот и мотивация. К нам в лицей приходят учащиеся после 9-го класса с разным уровнем математической подготовки. Чтобы достичь хороших успехов, на каждом уроке провожу обязательный устный счет, обучающие самостоятельные работы, тесты. По возможности рассаживаю учеников по одному, составляю столько вариантов, сколько учеников. Они к этому привыкают, решают самостоятельно, не отвлекаясь. Учитываю уровень подготовки каждого ученика. Провожу уроки разноуровневого обобщающего повторения. После каждой контрольной работы индивидуально отрабатываю «запавшие» темы. Если у всего класса задание по какой то теме «выпало», то задания всех вариантом по теме собираем, размножаем для каждого, отрабатываем в классе и закрепляем дома. На следующем уроке - тесты с аналогичными заданиями. В своей работе использую современные педагогические технологии: личностно ориентированную, информационно-коммуникационную, проблемное обучение, технологию В.Ф.Шаталова. активизирую учащихся нестандартными уроками, лекционно-практическими занятиями и т.д. при этом использую индивидуальную работу по карточкам, групповую (4 человека), коллективную, работу в парах. Работу в парах применяю, когда требуется лучшее запоминание формул, теорем. Каждый ученик выслушивает и проговаривает: такая форма работы дает 90% успеха в обучении. Применяю и такой прием ликвидации пробелов: если ученик не справился с самостоятельной работой, ему дается консультация, материал отрабатывается, а затем предоставляется возможность пересдачи. Ребята не боятся, что не справятся с заданием. Обстановка на уроке доброжелательная, спокойная. Я стремлюсь дать прочные знания обучающимся, поэтому им не страшен ЕГЭ. Литература:
|