Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года





Скачать 436.24 Kb.
НазваниеЛ. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года
страница1/3
Дата публикации03.10.2014
Размер436.24 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > История > Программа курса
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 110»

Советского района г.Казани

Рассмотрено на МО «Согласовано» « Утверждено »

Учителей истории и обществоведения заместитель руководителя по УР Директор

Руководитель МО МОУ « Лицей № 110» МОУ «Лицей № 110»

Л.В. Абрарова С.Н.Девятых И.В.Кузьминова

Протокол № от « » 2011 года

« » 2011 года « » 2011года

Рабочая программа

истории

Мауляшевой И.И. , первая квалификационная категория

по истории Средних веков, истории России и Татарстана

6 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № от

« » 2011 года


2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

к рабочей программе по истории

Средних веков, истории России и Татарстана

(6 класс)

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;

  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  3. Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию. Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 30 часов, при 2 часах в неделю. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают мате­риал по XVI в., и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI век. . Программа включает материал по истории Татарстана с древнейших времен до середины XVI в. и рассчитана на 12 часов, при 2 часах в неделю.

Задачи курса – показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Курс включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и материал по истории Татарстана с древнейших времен до середины XVI в.

Основные цели курса:

• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фак­тов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельно­сти людей и др.);

• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личност­ного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям националь­ной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:


    • называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процесса;



    • называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий



    • работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

    • определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

    • изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

    • анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравни­вая явления и события, определяя их основные характеристики;

    • давать оценку отдельным явлениям культуры;

    • составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам зна­ний (на основе простого плана);

    • составлять характеристику исторических деятелей;

    • участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

    • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках

    • рассказывать устно или письменно об исторических событиях и их участниках

    • описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи

    • соотносить единичные исторические факты и общие явления

    • называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений

    • объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий

    • сравнивать важнейшие исторические события и явления, определять их общее и различия

    • Определять, объяснять свое отношение, оценку наиболее значительных событий в личностей в истории



Учебно-тематическое планирование

Класс – 6

Учитель – Мауляшева Ирина Ивановна

Количество часов:

Всего – 70 час, в неделю – 2 часа

Плановых контрольных уроков – 4;

Административных контрольных уроков – 2

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.:Дрофа, 2008. – 150 с.) , а также Примерной программы курса «Истории Татарстана». Первый концентр. VI-IX классы.

Учебники

В.А.Ведюшкин. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2007.–287 с.

Пчелов Е.В. История России. XVI-XXVIII века: учебник для 7 класса основной школы.–М.:«ТИД «Русское слово–рс», 2003.–312 с.: ил.

Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: учебное пособие для 6 класса общеобразовательной школы–Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2004.–95 с.: ил.

Дополнительная литература

  1. Арасланова О.В., Соловьев К.А. История средних веков. 6 класс: поурочные разработки к учебникам Е.В.Агибаловой, В.А.Ведюшкина.–М.:ВАКО, 2004.– 416 с.

  2. Девятайкина Н.И. Тесты по истории средних веков.– Саратов:лицей, 2002.–96 с.

  3. Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. – Волгоград: Учитель, 2009 – 153 с.

  4. Крючкова Е.А. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразов. учреждений.- М.: Просвещение, 2009. – 112 с.

  5. А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009.

  6. История в таблицах. 5-11 кл.: справочное пособие/А.Т.Степанищев, Д.И.Олейников и др.–М.: Дрофа, 2001.–64 с.

  7. Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс. В 2-х частях / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010. – 64 с.

  8. Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2009.

  9. А.М.Прокофьев. Тестовые задания по истории Татарстана для учащихся 6-9 классов средней школы.– Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2003.–96 с.

  10. Аминов А.М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Древность и средневековье.– Казань, Магариф, 2000.–128 с.

  11. Хрестоматия по истории Татарстана: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. в 2-х кн.–кн.1/под ред. В.И.Пискарева.–Казань: Тарих, 2003.–479 с.

Учебно-тематическое планирование

по истории Средних веков, истории России и Татарстана

6 класс



модуля

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика

деятельности учащихся

или виды

учебной

деятельности

Виды

контроля, измерители

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата проведения

План

Факт

Раздел I.Раннее Средневековье

Тема 1.Западная Европа в раннее Средневековье ( 5 часов)

1.

Что изучает история средних веков

1

Вводная лекция с элементами беседы

Беседа

Опрос по вопросам к параграфу

Раскрывать смысл понятия «Средние века». Называть источники наших знаний об истории средних веков. Назвать хронологические рамки периода Средневековья.

с.6-11







2.

Великое переселение народов и образование варварских государств




Урок изучения нового материала

Работа по карте, беседа

Тест

Определять роль семьи, рода, общины племени в жизни варваров. Называть причины

Великого переселения народов и его результаты. Выделять отличия в обществе варваров от общества Римской империи. Сравнивать религиозные верования древних греков и варваров .Показать на исторической карте территорию расселения германских племен на территории Западной Римской империи; описать образ жизни, быт германских племен.

§ 1,

контурная карта







3.

Христианская церковь в VI-VIII веках

1

Комбинированный

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Тест

Определить какие перемены произошли в христианской церкви в раннее Средневековье. Описать устройство Христианской церкви; дать определение понятий – церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, ересь, духовенство, монастыри.

Уметь систематизировать исторический материал в виде схемы – организация Христианской церкви.

§ 2







4.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

Опрос по вопросам к параграфу

Называть отличия власти короля от власти вождя, изменения у франков в управлении и суде после завоевания Галлии. Объяснять смысл и последствия военной реформы Карла Мартелла Давать оценку деятельности Карлу Великому. Назвать характерные черты политического устройства империи Карла Великого. Сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом. Называть причины распада империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности.

§ 3, работа с к/картой







5.

Западная Европа в IX-XI веках

Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы

1


Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов.

Решение творческих задач, работа с терминами

Работа по составлению схемы. Анализ фрагментов исторического документа.

Опрос по вопросам к параграфу

Называть причины набегов норманнов на Европу и их последствия. Показать на исторической карте направление походов норманнов и и территорию Священной Римской империи.

Выявить причины феодальной раздробленности. Объяснить различие понятий «бенефиции» и «феоды». Систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница»

§ 4, работа с к/картой








Тема 2. Византия и славянский мир.( 3 ч.)

6.

Византийское тысячелетие.

1

Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника.

Групповая работа: анализ текста и иллюстраций учебника.

Фронтальный опрос

Назвать существенные признаки политического устройства Византии. Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Называть причины неудач в попытке Юстиниана восстановить римскую империю. Дать оценку правлению и личности Юстиниана.

§5, работа с к/картой







7.

Культура Византии.

1

Комбинированныйрок

Работа с иллюстративным материалом и документальными источниками

Опрос по вопросам к параграфу

Показать роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Составить описание памятников культуры Визинтии.

§ 6,сообщение учащихся по данной теме.







8.

Образование славянских государств

1

Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Работа по карте, с учебником, работа с фрагментами исторических документов

Опрос по вопросам к параграфу

Уметь показать на исторической карте средневековые славянские государства. Сравнить занятия и образ жизни славян в первые века н.э.; определить характерные черты процесса создания Великоморавского, Чешского и Польского государств. Показывать историческую связь славянских государств с другими средневековыми государствами.

§ 7, работа с к/картой







Тема 3.Арабский мир в VI – XI вв.(2 ч.)

9.

Возникновение ислама

1

Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа

Беседа

Опрос по вопросам к параграфу

Характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Дать определение понятий: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат.

§ 8







10.

Арабский халифат и его распад

1




Беседа

Опрос по вопросам к параграфу

Определять влияние природы и климата на занятия населения Аравии. Определять причины и условия объединения арабов. Сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Объяснять причины военных успехов арабов и последующего распада халифата. Назвать основные события истории халифата.

§ 9, работа с к/картой







Раздел I I. «Расцвет средневековья»

Тема 4. Феодальное общество (5 ч.)

11.

Сеньоры и вассалы Рыцарство: на войне и дома.

1

Комбинированный урок

Групповая форма работы

Опрос по вопросам к параграфу

Показать процесс складывания нового устройства общества. Раскрыть понятие «феодальное общество», «феодальная лестница», «вассальная зависимость». Используя иллюстрации описывать снаряжение рыцаря, замок и его осаду, пояснять причину роли военного дела как основного занятия феодалов. Составлять рассказ «День феодала».

§ 10 Составление рассказа «День феодала»







12.

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Работа по карте, беседа,

самостоятельная работа с текстом

Тест

Называть повинности крестьян и причины их установления. Пояснять, в чем состояла власть Определять причины неизбежности господства натурального хозяйства.

§ 11







13.

Формирование средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековой Европе

1

Урок усвоения новых знаний с элементами лабораторной работы.

Групповая форма работы Анализ источников, работа по карте, практическая работа

Составлять рассказ «День в средневековом городе».

Иметь представление о жизни горожан в средневековье

§ 12, работа с к/картой







Тема 5. Католическая церковь в XI – XIII вв.( 2 ч. )

14.

Католическая церковь :путь к вершине могущества.

1

Урок изучения нового материала с постановкой проблемного задания.

Беседа,

самостоятельная работа с текстом

Опрос по вопросам к параграфу

Назвать существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху. Выделять главную причину разделения церквей. Определять различия между католической и православной церквами. Раскрыть роль церкви в средневековом обществе. Называть причины появления ереси.

§ 13,







15.

Крестовые походы

1

Комбинированный урок с элементами самостоятельной деятельности учащихся.

Работа по карте, анализ текста учебника и исторических источников

Тест

Называть причины и последствия крестовых походов. Определять роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев.

§ 14, работа с к/картой







Тема 6. Страны Западной Европы в XI –XIV вв. (4 ч.)

16.

Объединение Франции

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа,

дискуссия

Опрос по вопросам к параграфу

Выделять слои населения и причины их заинтересованности в поддержке власти короля в его борьбе за объединение Франции. Определять роль Филиппа II Августа в объединении Франции.

§ 15 , работа с к/картой







17.

Англия: от норманнского завоевания до парламента.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Работа по учебнику, беседа, работа по карте

Тест

Определять главные последствия нормандского завоевания Англии. Называть реформы в управлении государством при Генрихе II, определять значение реформ. Выявлять причины недовольства в стране Иоанном Безземельным.

§ 16, работа с к/картой







18.

Германия в XI- XIV вв.

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания.

Работа по учебнику, беседа, работа по карте

Фронтальныйопрос

Показать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи. раскрыть причины феодальной раздробленности в Германии. Сравнить исторические процессы на примере особенностей развития Германии.

§ 17, работа с к/картой






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года iconЗарегистрирован Минюстом России 29 февраля 2008 года №11251, приказами...
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 11 февраля 2008 года №208 «О проведении единого государственного...
Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной (дипломной)...
Рекомендовано к печати научно – методическим советом специальности Фармация (протокол №2 от 25. 09. 2011 года)
Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интернет, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации 11 мая 2011 года (Правила), в соответствие с Федеральным...
Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года iconОтчет о самообследовании Филиала фгбоу впо «Ростовский государственный...
Минеральные Воды проведено на основании решения Ученого Совета ргупс по подготовке к аттестации и аккредитации ргупс в 2011 году...
Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года iconОтчет о самообследовании Филиала фгбоу впо «Ростовский государственный...
Минеральные Воды проведено на основании решения Ученого Совета ргупс по подготовке к аттестации и аккредитации ргупс в 2011 году...
Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года icon2. Организация академической мобильности
Утвержден на заседании ученого совета университета, протокол №4 от 25. 11. 2011 года
Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года iconЗаключительное коммюнике Организации Исламская конференция от 8 марта...
Резолюция 1973 (2011), принятая Советом Безопасности на его 6498-м заседании 17 марта 2011 года
Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года iconПротокол №1 от 30 августа 2011 года
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области
Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года iconПрограмма вводится с сентября 2011-2012 учебного года и будет реализовываться...
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования муниципального общеобразовательного учреждения...
Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года iconПротокол от 11 января 2011 года №3 приказом моу «Косяковская сош»
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына
Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года iconПротокол №1 заседания мо учителей естественнонаучного цикла от 26 августа 2011 года
С информацией по данному вопросу выступил руководитель мо марковской В. А. Он сказал
Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года iconПротокол 19 декабря 2011 года №2
Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество “Центральный научно-исследовательский институт «Дельфин»
Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года iconПротокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего...
До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали...
Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года iconДоклад о результатах образовательной деятельности за 2010-2011 учебный...
Цель доклада: представить анализ состояния образовательной деятельности моу «Лицей Соль-Илецкого района» за 2010-2011 учебный год,...
Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года iconПедагогического совета «20» декабря 2011 года протокол №5 утверждаю
Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Оренбургский аграрный колледж»
Л. В. Абрарова С. Н. Девятых И. В. Кузьминова Протокол № от 2011 года icon«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по...
Количество часов в неделю по предмету «Технология» сократилось с 2002 года при обучении на второй ступени с 4 (2 в восьмых и 2 в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск