Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 110»
Советского района г.Казани
Рассмотрено на МО «Согласовано» « Утверждено »
Учителей истории и обществоведения заместитель руководителя по УР Директор
Руководитель МО МОУ « Лицей № 110» МОУ «Лицей № 110»
Л.В. Абрарова С.Н.Девятых И.В.Кузьминова
Протокол № от « » 2011 года
« » 2011 года « » 2011года
Рабочая программа
истории
Мауляшевой И.И. , первая квалификационная категория
по истории Средних веков, истории России и Татарстана
6 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от
« » 2011 года
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
к рабочей программе по истории
Средних веков, истории России и Татарстана
(6 класс)
Данная рабочая программа разработана на основе:
БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию. Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 30 часов, при 2 часах в неделю. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в., и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI век. . Программа включает материал по истории Татарстана с древнейших времен до середины XVI в. и рассчитана на 12 часов, при 2 часах в неделю.
Задачи курса – показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Курс включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и материал по истории Татарстана с древнейших времен до середины XVI в.
Основные цели курса:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране. Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процесса;
называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий
работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
давать оценку отдельным явлениям культуры;
составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
составлять характеристику исторических деятелей;
участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
рассказывать устно или письменно об исторических событиях и их участниках
описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи
соотносить единичные исторические факты и общие явления
называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений
объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий
сравнивать важнейшие исторические события и явления, определять их общее и различия
Определять, объяснять свое отношение, оценку наиболее значительных событий в личностей в истории
Учебно-тематическое планирование
Класс – 6
Учитель – Мауляшева Ирина Ивановна
Количество часов:
Всего – 70 час, в неделю – 2 часа
Плановых контрольных уроков – 4;
Административных контрольных уроков – 2
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.:Дрофа, 2008. – 150 с.) , а также Примерной программы курса «Истории Татарстана». Первый концентр. VI-IX классы.
Учебники
В.А.Ведюшкин. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2007.–287 с.
Пчелов Е.В. История России. XVI-XXVIII века: учебник для 7 класса основной школы.–М.:«ТИД «Русское слово–рс», 2003.–312 с.: ил.
Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: учебное пособие для 6 класса общеобразовательной школы–Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2004.–95 с.: ил.
Дополнительная литература
Арасланова О.В., Соловьев К.А. История средних веков. 6 класс: поурочные разработки к учебникам Е.В.Агибаловой, В.А.Ведюшкина.–М.:ВАКО, 2004.– 416 с.
Девятайкина Н.И. Тесты по истории средних веков.– Саратов:лицей, 2002.–96 с.
Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. – Волгоград: Учитель, 2009 – 153 с.
Крючкова Е.А. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразов. учреждений.- М.: Просвещение, 2009. – 112 с.
А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009.
История в таблицах. 5-11 кл.: справочное пособие/А.Т.Степанищев, Д.И.Олейников и др.–М.: Дрофа, 2001.–64 с.
Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс. В 2-х частях / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010. – 64 с.
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2009.
А.М.Прокофьев. Тестовые задания по истории Татарстана для учащихся 6-9 классов средней школы.– Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2003.–96 с.
Аминов А.М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Древность и средневековье.– Казань, Магариф, 2000.–128 с.
Хрестоматия по истории Татарстана: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. в 2-х кн.–кн.1/под ред. В.И.Пискарева.–Казань: Тарих, 2003.–479 с.
Учебно-тематическое планирование
по истории Средних веков, истории России и Татарстана
6 класс
№
модуля
| Тема
урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Характеристика
деятельности учащихся
или виды
учебной
деятельности
| Виды
контроля, измерители
| Планируемые
результаты
освоения
материала
| Дом.
задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| Раздел I.Раннее Средневековье
Тема 1.Западная Европа в раннее Средневековье ( 5 часов)
| 1.
| Что изучает история средних веков
| 1
| Вводная лекция с элементами беседы
| Беседа
| Опрос по вопросам к параграфу
| Раскрывать смысл понятия «Средние века». Называть источники наших знаний об истории средних веков. Назвать хронологические рамки периода Средневековья.
| с.6-11
|
|
| 2.
| Великое переселение народов и образование варварских государств
|
| Урок изучения нового материала
| Работа по карте, беседа
| Тест
| Определять роль семьи, рода, общины племени в жизни варваров. Называть причины
Великого переселения народов и его результаты. Выделять отличия в обществе варваров от общества Римской империи. Сравнивать религиозные верования древних греков и варваров .Показать на исторической карте территорию расселения германских племен на территории Западной Римской империи; описать образ жизни, быт германских племен.
| § 1,
контурная карта
|
|
| 3.
| Христианская церковь в VI-VIII веках
| 1
| Комбинированный
| Самостоятельная работа с текстом, беседа
| Тест
| Определить какие перемены произошли в христианской церкви в раннее Средневековье. Описать устройство Христианской церкви; дать определение понятий – церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, ересь, духовенство, монастыри.
Уметь систематизировать исторический материал в виде схемы – организация Христианской церкви.
| § 2
|
|
| 4.
| Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний.
| Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа
| Опрос по вопросам к параграфу
| Называть отличия власти короля от власти вождя, изменения у франков в управлении и суде после завоевания Галлии. Объяснять смысл и последствия военной реформы Карла Мартелла Давать оценку деятельности Карлу Великому. Назвать характерные черты политического устройства империи Карла Великого. Сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом. Называть причины распада империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности.
| § 3, работа с к/картой
|
|
| 5.
| Западная Европа в IX-XI веках
Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы
| 1
| Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов.
| Решение творческих задач, работа с терминами
Работа по составлению схемы. Анализ фрагментов исторического документа.
| Опрос по вопросам к параграфу
| Называть причины набегов норманнов на Европу и их последствия. Показать на исторической карте направление походов норманнов и и территорию Священной Римской империи.
Выявить причины феодальной раздробленности. Объяснить различие понятий «бенефиции» и «феоды». Систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница»
| § 4, работа с к/картой
|
|
| Тема 2. Византия и славянский мир.( 3 ч.)
| 6.
| Византийское тысячелетие.
| 1
| Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника.
| Групповая работа: анализ текста и иллюстраций учебника.
| Фронтальный опрос
| Назвать существенные признаки политического устройства Византии. Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Называть причины неудач в попытке Юстиниана восстановить римскую империю. Дать оценку правлению и личности Юстиниана.
| §5, работа с к/картой
|
|
| 7.
| Культура Византии.
| 1
| Комбинированныйрок
| Работа с иллюстративным материалом и документальными источниками
| Опрос по вопросам к параграфу
| Показать роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Составить описание памятников культуры Визинтии.
| § 6,сообщение учащихся по данной теме.
|
|
| 8.
| Образование славянских государств
| 1
| Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся
| Работа по карте, с учебником, работа с фрагментами исторических документов
| Опрос по вопросам к параграфу
| Уметь показать на исторической карте средневековые славянские государства. Сравнить занятия и образ жизни славян в первые века н.э.; определить характерные черты процесса создания Великоморавского, Чешского и Польского государств. Показывать историческую связь славянских государств с другими средневековыми государствами.
| § 7, работа с к/картой
|
|
| Тема 3.Арабский мир в VI – XI вв.(2 ч.)
| 9.
| Возникновение ислама
| 1
| Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа
| Беседа
| Опрос по вопросам к параграфу
| Характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Дать определение понятий: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат.
| § 8
|
|
| 10.
| Арабский халифат и его распад
| 1
|
| Беседа
| Опрос по вопросам к параграфу
| Определять влияние природы и климата на занятия населения Аравии. Определять причины и условия объединения арабов. Сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Объяснять причины военных успехов арабов и последующего распада халифата. Назвать основные события истории халифата.
| § 9, работа с к/картой
|
|
| Раздел I I. «Расцвет средневековья»
Тема 4. Феодальное общество (5 ч.)
| 11.
| Сеньоры и вассалы Рыцарство: на войне и дома.
| 1
| Комбинированный урок
| Групповая форма работы
| Опрос по вопросам к параграфу
| Показать процесс складывания нового устройства общества. Раскрыть понятие «феодальное общество», «феодальная лестница», «вассальная зависимость». Используя иллюстрации описывать снаряжение рыцаря, замок и его осаду, пояснять причину роли военного дела как основного занятия феодалов. Составлять рассказ «День феодала».
| § 10 Составление рассказа «День феодала»
|
|
| 12.
| Средневековая деревня и ее обитатели
| 1
| Лабораторное занятие по учебнику и документу
| Работа по карте, беседа,
самостоятельная работа с текстом
| Тест
| Называть повинности крестьян и причины их установления. Пояснять, в чем состояла власть Определять причины неизбежности господства натурального хозяйства.
| § 11
|
|
| 13.
| Формирование средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековой Европе
| 1
| Урок усвоения новых знаний с элементами лабораторной работы.
| Групповая форма работы Анализ источников, работа по карте, практическая работа
| Составлять рассказ «День в средневековом городе».
| Иметь представление о жизни горожан в средневековье
| § 12, работа с к/картой
|
|
| Тема 5. Католическая церковь в XI – XIII вв.( 2 ч. )
| 14.
| Католическая церковь :путь к вершине могущества.
| 1
| Урок изучения нового материала с постановкой проблемного задания.
| Беседа,
самостоятельная работа с текстом
| Опрос по вопросам к параграфу
| Назвать существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху. Выделять главную причину разделения церквей. Определять различия между католической и православной церквами. Раскрыть роль церкви в средневековом обществе. Называть причины появления ереси.
| § 13,
|
|
| 15.
| Крестовые походы
| 1
| Комбинированный урок с элементами самостоятельной деятельности учащихся.
| Работа по карте, анализ текста учебника и исторических источников
| Тест
| Называть причины и последствия крестовых походов. Определять роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев.
| § 14, работа с к/картой
|
|
| Тема 6. Страны Западной Европы в XI –XIV вв. (4 ч.)
| 16.
| Объединение Франции
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Беседа,
дискуссия
| Опрос по вопросам к параграфу
| Выделять слои населения и причины их заинтересованности в поддержке власти короля в его борьбе за объединение Франции. Определять роль Филиппа II Августа в объединении Франции.
| § 15 , работа с к/картой
|
|
| 17.
| Англия: от норманнского завоевания до парламента.
| 1
| Урок комплексного применения ЗУН
| Работа по учебнику, беседа, работа по карте
| Тест
| Определять главные последствия нормандского завоевания Англии. Называть реформы в управлении государством при Генрихе II, определять значение реформ. Выявлять причины недовольства в стране Иоанном Безземельным.
| § 16, работа с к/картой
|
|
| 18.
| Германия в XI- XIV вв.
| 1
| Комбинированный урок с постановкой проблемного задания.
| Работа по учебнику, беседа, работа по карте
| Фронтальныйопрос
| Показать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи. раскрыть причины феодальной раздробленности в Германии. Сравнить исторические процессы на примере особенностей развития Германии.
| § 17, работа с к/картой
|
|
| |