«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий





Скачать 353.18 Kb.
Название«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий
страница1/5
Дата публикации04.10.2014
Размер353.18 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5
Смирнова Е. В., учитель технологии

МОУ СОШ №7 городского округа г. Шарья

Костромской области
Изучение темы «Проектирование и изготовление

швейного изделия» в курсе «Технология»
Количество часов в неделю по предмету «Технология» сократилось с 2002 года при обучении на второй ступени с 4 (2 в восьмых и 2 в девятых классах) до 1 часа (в 8 классе), то есть фактически на 75%. В БУП 2004 г. часы на преподавание курса «Технология» в 9 классе не предусмотрены.

Изменившиеся условия рождают потребность «удержать» уровень обучения предмету, который был достигнут в течение десятилетий работы.

Сохранить качество обучения в создавшихся условиях возможно за счёт повышения эффективности педагогического процесса (особенно на этапе проектирования). Повышение эффективности образования невозможно без апробации новых форм обучения. Использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании предмета.

Восприятие информации – важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. В этой связи возрастает значение компьютера, графические возможности которого позволяют обеспечить наглядно-образную, графическую информацию в сочетании со знако-символьной. Выполняя компьютерные презентации с помощью программы «Роwег Роinт», можно сделать учебные наглядные пособия по любому разделу программы. Например, в разделе «Проектирование и изготовление поясных швейных изделий» по теме «Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий.

Использование ИКТ актуально сегодня, так как в школах, как правило, отсутствуют или морально устарели необходимые наборы схем, таблиц, плакатов, иллюстраций, фотографий, репродукций. Для подготовки и проведения урока учителю приходилось много времени тратить на поиски дидактического и методического материалов, дополнительной литературы, подготовки классной доски. Это было крайне неудобно, так как объяснение нового материала сокращало драгоценное время, отведенное для проведения практических, лабораторных работ на 20% (около 20 минут).

Наиболее важными в разделе «Проектирование и изготовление швейного изделия» являются вопросы конструирования и моделирования одежды. На занятиях по конструированию учащиеся знакомятся с основами графической грамоты, учатся читать и строить чертеж, пользоваться чертежными инструментами, знакомятся с особенностями строения женской и детской фигуры, правилами снятия мерок и их условными обозначениями. Исключение из учебного плана этих тем недопустимо.

В современных методических пособиях недостаточно материала, который отражает методику конструирования одежды. Учителя технологии с небольшим стажем по предмету обращаются ко мне, как к руководителю МО, с просьбой помочь разобраться с методикой конструирования. Это вторая причина, подтолкнувшая меня к идее написания рекомендаций.

Цель данной методической разработки – дать рекомендации по теме «Конструирование фартука в 5 класс с применением ИКТ» по разделу «Проектирование и изготовление швейного изделия».

В пособии предлагается поурочное планирование по разделу. Отличительной особенностью данного варианта планирования является то, что увеличено количество часов по разделу «Конструирование поясных изделий» с 4 до 6, а также унифицированы по конструкции программное изделие – фартук. В пособие включены разнообразные дидактические материалы: опорные схемы, инструкционные карты, варианты карточек с тестовыми заданиями.

В методической разработке показано единство пространственного мышления, воображения и графической грамотности учащихся на материале конструирования швейных изделий, способы применения методических приемов, стимулирующих творческое создание учащимися самостоятельно изготовить выкройку на свой размер, что является основой для выполнения творческого проекта, а также позволяющих осуществить межпредметные связи с историей, математикой, географией, изобразительным искусством, биологией, русским языком и этикетом.

Методологические и методические основы изучения темы «Конструирование поясных изделий»

При изучении темы необходимо соблюдать преемственность в обучении. Это приведёт к формированию активной творческой личности школьника, развитию у детей умений планировать свою работу, корректировать и оценивать результаты труда, применять полученные знания, умения и навыки, и информацию в любой технологической деятельности. Для достижения данной цели в основу содержания темы раздела заложена технология деятельности, т.е. деятельностный подход.

Основной формой организации учебного процесса по теме «Конструирование поясных изделий» является сдвоенный урок, поскольку он ориентирован на практику. Тип урока – комбинированный. В нём соединены элементы теоретических и практических занятий с применением ИКТ. Комбинированный урок создает необходимые предпосылки для выполнения практических работ. Прежде чем приступать к практическим работам, учащиеся должны усвоить ряд теоретических сведений. Одним из наиболее широко применяемых методов при проведении уроков являются объяснение и рассказ. В начальный период учебного процесса для освоения рабочих приемов, трудовых операций по построению чертежа и изготовлению выкроек применяется фронтальная форма организации учебного процесса. Все учащиеся выполняют одинаковые учебно-трудовые задания. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего материала, инструментов для всей группы, и контроль осуществляется учителем одновременно для всех. В период снятия мерок применяется индивидуальная и групповая форма организации учебного процесса. В конце темы проводится контрольно-проверочный урок в различной форме (карточки-задания, тесты), который имеет целью получение данных об уровне подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими ЗУН.

Формы, методы, средства обучения

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся с применением ИКТ. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы.

При изучении темы используется система методов:

 словесные (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация самостоятельные наблюдения учащихся);

 практические;

 метод проверки знаний, умений и навыков (индивидуальный и фронтальный опрос, контрольные работы, тесты, выполнение и анализ практических заданий, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся);

 проектный метод.

Средства обучения – инструкционные карты, таблицы, шаблоны, карточки-задания.

Методические приемы:

  • анализ снятия мерок;

  • сравнение конструкции швейных изделий одинакового фасона и размера с их посадкой на фигуре человека разной комплекции;

  • выделение главного понятия – конструирование, для чего и зачем;

  • сообщение задачи, организующей деятельность учащихся.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуально-обособленная, фронтальная, коллективная.

Типы уроков: комбинированный, закрепления изучаемого материала, повторение, систематизации и обобщения изученного материала.

Результаты

Умение конструировать и изготавливать выкройку фартука на индивидуальный размер по школьной программе.
Основное содержание темы

Наиболее важными в разделе «Проектирование и изготовление швейного изделия» являются вопросы конструирования одежды. На занятиях по конструированию учащиеся знакомятся с основами графической грамоты, учатся читать и строить чертеж, пользоваться чертежными инструментами, знакомятся с особенностями строения женской и детской фигуры, правилами снятия мерок и их условными обозначениями. Она охватывает все основные элементы изготовления швейного изделия: снятие мерок, расчета и построение чертежа, изготовление выкройки. От конструкции изделия зависит его посадка на фигуре и удовлетворения большинства требований, предъявляемых к одежде – гигиенических, эксплуатационных и эстетических.

«Конструирование швейных изделий» – одна из наиболее сложных тем программы. Наиболее распространенный метод конструирования – расчетно-графический. Этот метод позволяет обеспечить точное построение деталей конструкции, представляющих собой геометрические развертки сглаженных контуров фигуры человека с необходимыми прибавками на свободное облегание и расчет с помощью математических формул на основе использования антропологических измерений на плоскости чертежа.

Предварительно снимаются мерки и определяются конструктивные прибавки для определенной формы силуэта. Построение чертежа основы конструкции начинают с построения базовой сетки чертежа с прямого угла, а затем определяют основные горизонтальные и вертикальные линии. Для расчетно-графической методики характерно то, что основой любой выкройки является чертеж, который выполняется по меркам, полученным непосредственно измерением индивидуальной фигуры.

Форма и размеры фигуры человека определяются основными морфологическими признаками, которые являются исходными данными при расчете и построении конструкции одежды. В конструировании одежды одним из основных, наиболее ответственных и сложных процессов является получение размерных признаков фигуры человека (снятие мерок). Из этого следует, что необходимо опираться на основные антропометрические точки и линии (Приложение 1). Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека. В 5 классе учащиеся снимают только те мерки, которые необходимы для построения основы чертежа фартука (Приложение 2).

5 класс

Дн

Днч

Ст

Сб

Для построения чертежа деталей изделия используют не только размерные признаки индивидуальной фигуры, но и прибавки на свободное облегание, которые закладываются непосредственно в чертеж. Чем объемнее изделие, тем больше прибавка. При выполнении практической работы по снятию мерок учащиеся разбиваются на пары и снимают мерки друг с друга, Результаты измерений проверяет учитель.

Инструкционные карты с расчетами занимают в учебных пособиях несколько страниц и трудны для учащихся. Чтобы облегчить школьницам процесс выполнения чертежей, я разработала специальные карточки практически на все виды изделий, изготовляемых на уроках технологии. На каждой карточке размером с альбомный лист компактно расположены расчетные формулы, а условные обозначения и знаки, которыми заменены термины и часто употребляемые фразы, взяты из математики и технологии. Вначале, в 5 классе при использовании знаков и условных обозначений, у учащихся возникают определенные затруднения, но в дальнейшем они привыкают и время используется более рационально. Инструкционные карты по конструированию швейных изделий разработаны по упрощенному методу, что позволяет экономить время на расчет и построение чертежей (Приложение 3). Этими картами пользуются учителя школ города при проведении уроков.
Тематическое планирование изучения темы «Конструирование фартука»

До начала изготовления задуманного изделия, то есть до выполнения творческого проекта, необходимо пройти несколько этапов, наиболее важным является разработка конструкции и изготовление выкройки на свой размер. При проектном методе обучения рассматриваются несколько изделий, так, в 5 классе фартуки: без нагрудника, с нагрудником, цельнокроеный; в 7 классе юбки: конические, клиньевые, в 8-м классе – юбка прямая, брюки. Количество часов по теме «Конструирование фартука» представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Количество часов

Классы

5

По программе

4

Фактически

6

Не хватает

2

Что нарушено

Я считаю, что в БУП дается недостаточное количество часов по теме для формирования основ графической грамоты, пространственного представления и мышления, воображения, то есть навыков конструирования.

Причины

Большой объем теоретических сведений. Поскольку учащимся выдаются учебники только на уроке, и в учебниках разных авторов (Сасова И.А., Симоненко В.Д., Кожина О.А.) разные методики, приходится много конспектировать в тетрадях. В учебниках даны большие по объему методики конструирования, поэтому недостаточен уровень развития необходимых ЗУН, а от того, насколько учащиеся поймут и усвоят материал, зависит от учителя, который преподает. Нет достаточного количества современного наглядного материала.

Пути решения

Сопоставив программы разных авторов, пришлось внести коррективы в программу по теме «Конструирование поясных изделий», перераспределив количество часов, подобрать или разработать оптимальные методики конструирования. Отсутствие необходимого дидактического материала, отсутствие стандартных карточек – заданий для уплотнения урока и закрепления и контроля ЗУН, отсутствие инструкционных карт по упрощенным методикам конструирования приводит к тому, что учителю для контроля знаний приходится составлять карточки задания, тесты, игры и разные дидактические материалы. Инструкционные карты разработаны по упрощенному методу конструирования, что позволяет экономить время на расчет и построение чертежей (Приложение 1). Разработаны уроки по теме «Конструирование швейных изделий» с применением ИКТ. Выполняя под руководством учителя чертеж, учащиеся овладевают необходимыми для этого графическими знаниями и умениями.

Позиция педагога

 Увеличила количество часов по разделу «Конструирование поясных изделий» за счет раздела «Кулинария», поскольку в кабинете технологии нет условий для занятий по этому разделу.

 Унифицировала по конструкции программное изделие – фартук, используя для обозначения знаки и условные обозначения с тем, чтобы учащимся было легче и быстрее разбираться в расчете и построении чертежа. По мере усложнения выполняемых изделий сообщаю учащимся дополнительные сведения, необходимые для оформления чертежей.

Результатом нашей совместной со школьниками учебной деятельности должно быть успешное выполнение ими этапа конструирования в рамках проекта.

Цели:

1. Формировать основу графической грамоты, пространственного восприятия и мышления, воображения, зрительной памяти.

2. Научить на основе унифицированного конструирования правильно выполнять чертеж программного изделия.

3. Способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.

4. Полнее раскрыть основы конструирования поясных изделий за счет увеличения количества часов.

5. Формировать ЗУН по разделу.

6. Формировать навыки работы с чертежными инструментами для дальнейшего изучения курса «Черчение».
Тематическое планирование уроков по теме «Конструирование фартука»

№ уроков

Темы уроков

Задачи уроков

5 класс

1-2

Конструирование фартука – 6 часов

Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме. Основные точки и линии на фигуре человека. П/р: чтение чертежа фартука.


Формировать знания о фигуре человека, об основных точках и линиях на фигуре; по снятию мерок с фигуры человека; о построении чертежа швейного изделия и требования к нему. Развивать умения, наглядно-образное мышление, память, самостоятельность, навыки правильной организации рабочего места.

Воспитывать требовательность к качеству выполнения работы, творческое отношение к труду, коллективизм, культуру труда, усидчивость.

3-4

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.. П/р: снятие мерок и их запись, расчет чертежа фартука


5-6

Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Построение чертежа фартука. П/р: построение чертежа в М 1:4 и в натуральную величину
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий iconПрограмма дисциплины дпп. Дс. 02 Конструирование одежды
Цель дисциплины: подготовка студентов к выполнению работ по конструированию швейных изделий различных силуэтных форм и объемов
«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий iconРеферат Данная курсовая работа по дисциплине «Расчет и конструирование...
Данная курсовая работа по дисциплине «Расчет и конструирование пластмассовых изделий и форм» содержит 38 листов печатного текста,...
«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий iconРекомендации по выполнению контрольной работы
История разработаны на основе программы и «Учебно-методического пособия по организации самостоятельной работы студентов» заочной...
«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий icon1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин....
«Технология изделий легкой промышленности» и 262200. 62 «Конструирование изделий легкой промышленности»
«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий iconПодходы к формированию комплексно – оценочных средств пм 01 Моделирование...

«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий iconМетодические указания Для лучшего запоминания наименования костей...
«Технология изделий легкой промышленности» и 262200. 62 «Конструирование изделий легкой промышленности»
«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий iconНа правах рукописи удк: 616. 716. 1-053. 31/7-071. 3 Нувахов Натан...
«Технология изделий легкой промышленности» и 262200. 62 «Конструирование изделий легкой промышленности»
«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебная практика для специальности: 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий iconКонструирование фартука с нагрудником в масштабе 1: 4
Формировать и развивать умение по построению и оформлению чертежей швейных изделий
«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий iconКонфекционирование материалов для одежды
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к...
«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Профиль подготовки 04 – Конструирование и производство изделий из композиционных материалов
«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий iconФорма обучения заочная, 4 года (сокращенная)
Направление подготовки бакалавров 260200 Конструирование изделий легкой промышленности
«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий iconРабочая программа по дисциплине «химия»
«Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», 08. 02. 09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных...
«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий iconУрока: урок проверки знаний. Форма
Тема: Обобщающий урок по разделам программы: кулинарные работы, материаловедение, конструирование швейных изделий в 6 классе
«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: содействовать приобретению специальных знаний и умений по конструированию и шитью изделий из лоскута, повысить художественно-эстетическую...
«Конструирование», разработаны презентации для 5, 6 и 8 классов по конструированию поясных изделий iconОсновная профессиональная образовательная программа
Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 262019 Конструирование,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск