Урока





Скачать 182.32 Kb.
НазваниеУрока
Дата публикации05.10.2014
Размер182.32 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
МКОУ «Средняя школа №2»

г. Людиново


Тема: «Технические открытия и выход к Мировому океану»

Новая история

7 класс

автор: Мишкина Е.Н.,

учитель высшей категории

МКОУ «Средняя школа № 2»

г. Людиново

2013

Тема урока: «Технические открытия и выход к Мировому океану»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Технология проведения урока: технология развития критического мышления
Цели урока:


  • понять, что Великие географические открытия были подготовлены техническими изобретениями, расширением знаний о Земле, ростом предпринимательской активности части общества;

  • узнать, что Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию первых колониальных империй;

  • научиться систематизировать и сравнивать информацию;

  • научиться творчески перерабатывать информацию;

  • развивать самостоятельность, умение аргументировать свою точку зрения


Основная идея урока:
Великие географические открытия стали одним из событий, от которых ведёт свой отчёт Новое время. Но, для того чтобы они стали возможны, потребовались большие изменения: должны были появиться новый человек, новые знания и новые технические возможности.
Основные понятия урока:


  • Великие географические открытия

  • бомбарда

  • мушкет

  • астролябия

  • каравелла

  • дух предпринимательства

Логика развития урока:
1. Организационный момент.

2. Стадия вызова. Актуализация знаний учащихся.

3. Стадия вызова. Целеполагание и мотивация.

4. Стадия осмысления содержания.

5. Рефлексия.

6. Итоги урока
Способы и приёмы реализации поставленных целей:


  • ключевые слова

  • верные и неверные утверждения

  • сводная таблица

  • использование исторических документов и материалов

  • мультимедийная презентация по теме урока

  • электронное пособие CD «Всеобщая история. История Нового времени.7 – 8 класс»



« Технические изобретения и выход к Мировому океану»

Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Стадия Вызова.

Актуализация знаний учащихся.
? В 7 классе нам предстоит познакомиться с опытом жизни людей в новую эпоху всеобщей истории, которую называют Новое время. Объясните, когда и в связи с чем появился этот термин.

? Укажите хронологические рамки Нового времени.
Задание 1. Назовите ключевые слова к тексту введения к курсу « От Средневековья к Новому времени» (учебник, стр. 4 – 7)

Учащимися могут быть названы следующие понятия: Новое время, традиционное общество, натуральное хозяйство, индустриальное общество, рыночное хозяйство (слова записываются на доске)

Задание 2. Определите черты, присущие традиционному и индустриальному обществу. Для этого соотнесите признаки и название общества, заполните таблицу:
эпохи в истории человечества признаки

А) традиционное общество 1) преобладание сельскохозяйственное производство

Б) индустриальное общество 2) неограниченная власть принадлежит монарху

3) усиление интереса к человеку

4) натуральное хозяйство

5) рыночные отношения

6) подчинение личности обществу (государству)

7) совершенствование орудий труда, новые технологии

8) активная, деятельная личность


1

2

3

4

5

6

7

8


























После завершения работы учитель предлагает ответы к заданию, учащиеся проверяют свои работы. Ответы комментируются.

II. Стадия вызова.

Целеполагание и мотивация.

Сообщение учителя.

Некоторые учёные связывают начало Новой истории с открытием Колумбом Америки (1492), что означало начало эпохи Великих географических открытий.

Великие географические открытия – это события, которые в корне изменили представления человека о мире, повлияли на экономику многих стран, определили дальнейшую судьбу целых народов.

? Но, для того, чтобы они стали возможны, потребовались большие изменения в жизни людей и общества в целом. Какие? Сегодня нам предстоит это узнать.

Задание 3. Определите верные и неверные утверждения (поставьте «+» в графе «до чтения текста», если согласны с утверждением или «-» если не согласны)


утверждения

До чтения текста

После чтения текста

1. В 16 веке были найдены новые источники энергии, необходимые для развития производства.







2. В 15 веке не просто печатались, а были особенно популярны книги по географии и астрономии.







3. Многие изобретения были, в первую очередь, связаны с горнорудным делом.







4. Усовершенствование и распространение огнестрельного оружия в Новое время изменило судьбы стран.







5. Успехи в металлургии никак не связаны с появлением новых видов оружия.







6. С усилением роли огнестрельного оружия резко уменьшилось значение рыцарства.







7. Открытие новых берегов, островов, континентов было делом случая.







8. Мореплаватели отправлялись в путь хорошо подготовленными, они располагали инструментами, были знакомы с астрономией и геометрией.








III.Стадия осмысления.
Задание. Найдите подтверждение или опровержение своим предположениям, используя для этого текст параграфа 1 (стр. 8 – 12).

Задание даётся по группам, каждая группа работает с соответствующим пунктом параграфа: 1-я - с «Новые изобретения и усовершенствования», 2-я - с «Рыцарство было уничтожено пушкой», 3-я - с «Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении».
«Новые изобретения и усовершенствования»
Человек искал новые источники энергии, столь необходимые для развития производства. Уже в 16 в. изобретатели создавали простейшие механизмы, приводившиеся в движение силой воды или ветра. Одним из наиболее распространённых источников энергии стали ветряные мельницы. Энергия, производимая мельничным колесом, применялась в кузнечном деле, с её помощью валяли сукно, мололи муку, пилили брёвна, приготавливали бумажную массу, обрабатывали кожу, измельчали руду и т.д.

Издавна европейцы привыкли пользоваться древесным углём. Из-за этого в районах горнодобычи и металлургии к 16 в. резко уменьшились площади лесов. Но со временем люди научились добывать и применять каменный уголь, центром добычи которого в начале 17 в. стала Англия.

Многие технические изобретения основывались на применении винта. В 16 в. изобрели токарный станок, освоили литьё винтов из бронзы. Винтовой пресс применялся в книгопечатании и изготовлении монет.

Из курса истории Средних веков вы знаете о появлении книгопечатания, которое сделало возможным более широкое распространение знаний. Книги издавались с иллюстрациями, спрос на них увеличивался. Выпускалась техническая литература. Самым известным стало сочинение гуманиста Георгия Агриколы « О горном деле и металлургии в двенадцати книгах». Желающие могли приобрести серию «руководств» с гравюрами об устройстве различных механизмов.

Ещё в 15 в. печатались книги античных мыслителей: Аристотеля, Птолемея и др. – по географии и астрономии. Аристотелю, например, принадлежала идея проложить путь в Индию. Он писал: « Протяжённость моря между крайней точкой Испании и территорией Индии невелика и может быть пройдена в несколько дней». В книге Эратосфена указывалось, что если держаться одной широты, то можно с Пиренейского полуострова попасть в Индию и по пути могут встретиться обитаемые материки.

Печатались труды и флорентийского учёного , географа и астронома Паоло Тосканелли, глубоко убеждённого в шарообразности Земли и выдвинувшего идею о возможности достижения Индии западным путём взамен восточного (вокруг Африки). В его работах утверждалось, что если отплыть из Европы на запад, то через пять недель можно достичь Японии, а затем Китая и Индии. Эта книга сыграла большую роль в подготовке Великих географических открытий.

Многие изобретения были связаны с горнорудным делом. На шахтах и рудниках для откачки воды применялись насосы (помпы). Со временем шахты становились всё глубже (от 200 до 800 м) и откачка воды требовала работы до шестисот человек. Революцию в горном деле произвело изобретение ворота, что позволило использовать колесо диаметром 10 м, приводившееся в движение водой. При его помощи по очереди поднимали из шахты в бадьях руду, а в кожаных мешках – воду. Такое колесо обслуживали всего два человека. Эти машины приводились в движение конной тягой или силой воды.

В 17 в. на шахтах стали взрывать породу, а руду вывозить на вагонетках, движущихся по деревянным рельсам.

И всё же многие изобретения с трудом находили себе дорогу в жизнь, встречая сопротивление городских цехов, боявшихся конкуренции. Кроме того, применение разных приспособлений противоречило мировоззрению средневекового человека, его убеждённости в том, что работать нужно следуя традициям отцов и дедов. Такие представления господствовали в Европе до середины 17 в.
« Рыцарство было уничтожено пушкой»
Усовершенствование и распространение огнестрельного оружия в Новое время изменило судьбы стран, привело к уничтожению рыцарского войска. Тяжёлые металлические доспехи стремительно выходили из употребления: они не спасали от пуль и осколков ядер.

Успехи в металлургии (строительство домен, достигавших 3 – 4 м в высоту, с мехами, приводимыми в действие водяным колесом) позволили прейти к производству литых орудий, которые были прочнее кованых. Наряду с бомбардами, стрелявшими каменными ядрами, стали производить и пушки – орудия с длинными стволами, стрелявшие железными ядрами. Со временем пушки стали устанавливать на морских судах.

На дорогах Европы в 16 в. можно было увидеть картину: запряжённые цугом лошади тащили пушку, повёрнутую стволом назад. Вес самых крупных орудий доходил до 16 т, а диаметр ядра – до 70 см. Такой была «королева бомбард» « Бешеная Грета». Артиллерийские орудия вызывали интерес и ужас.

Развивалась артиллерийская наука. Итальянский математик Тарталья рассчитывал траектории полёта снарядов и давал советы мастерам-литейщикам.

Но орудия были ещё несовершенны, заряжались они с дула и представляли опасность для орудийного расчёта не меньшую, чем для врага, так как бывало, что при выстреле ствол разрывался.

Первыми применили мушкет (фитильное крупнокалиберное ружьё) в 1521 г. испанцы, затем его взяли на вооружение и другие европейские армии. Мушкет заряжался с дула, в которое солдат закладывал порох и 8 – 10 пуль, и укладывался на деревянную распорку. Курок у мушкета был снабжён тлеющим фитилём и при спуске воспламенял порох.

Первые кремневые ружья также появились в 16 веке (вместо фитиля здесь применялся кремневый запал). Позднее к ним стали прикреплять штыки, научились делать удобные приклады. Для кавалерии создали короткоствольные ружья – карабины и пистолеты.

С усилением роли огнестрельного оружия резко уменьшилось значение рыцарства. Огнестрельным оружием могли пользоваться профессионалы, поэтому всё чаще короли и императоры стали использовать наёмное войско, постепенно вытесняя рыцарские отряды и народное ополчение. Однако наёмники были ненадёжны, они могли перейти на сторону врага. Их верность зависела от вовремя выплаченного жалованья, а для этго королям нужно было много золота.
« Усовершенствование в мореплавании»
В плавании моряки пользовались компасом и астролябией (прибором для определения широты и долготы), а главное – к этому времени появились новые конструкции парусов и кораблей. Длительные путешествия стали возможны только благодаря появлению каравелл – нового типа хорошо управляемого судна, достигавшего 30 м в длину, 8 м в ширину и имевшего осадку 3 м. Хорошее управление достигалось тем, что, наряду с квадратным парусом, обеспечивавшим высокую скорость, каравелла оснащалась и косыми (латинскими) парусами, дававшими возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Такое судно имело достаточные помещения для экипажа (несколько десятков человек) и хранения запасов пресной воды и пищи. Несколько позже появляется более крупное судно – галион, ещё лучше приспособленное к длительным плаваниям через океан.

Картографы стали изготавливать карты с более точно нанесёнными на них очертаниями Европы, Азии и Северной Африки. На карты наносились широты. Особенно большой вклад в развитие картографии внесли португальцы, создававшие навигационные карты, на которых обозначались очертания берегов, местонахождение портов (отсюда и название навигационных карт – портолан), встречающиеся на пути препятствия. В картах делается попытка определить расстояние и дать другую информацию, например глубину моря. Создал свою карту и Паоло Тосканелли. На ней был проложен морской путь из Лиссабона в Индию.

Новые изобретения и технические усовершенствования позволили европейцам расширить знания о Земле, совершить Великие географические открытия.
Задание. После знакомства с основной информацией учащиеся возвращаются к таблице, заполняют оставшуюся колонку «После чтения текста» и объясняют свой выбор. После того как выступили все группы, таблица заполняется окончательно.

Сообщение учителя.

Уже с 13 – 14 в. среди европейцев усилился интерес к дальним странам и народам. Манили многочисленные сведения о неизвестных землях и морских путях, ведущих к ним. Путешествия европейцев на Восток известны уже с 11 века. Среди знаменитых путешественников, побывавших в Азии: Марко Поло, Афанасий Никитин.
Задание. Сформулируйте причины Великих географических открытий, просмотрев фрагмент электронного пособия, и запишите их в рабочую тетрадь (работа осуществляется в парах).
Электронное пособие. Фрагмент « Европа от средневековья к Новому времени. Великие географические открытия к.15 – н. 16 вв» (длительность – 3 мин. 15 сек.)

Европейцев особенно манили страны Востока, с которыми они издавна торговали. Арабские купцы привозили оттуда предметы роскоши и пряности: перец и гвоздика ценились в Европе дороже золота. Их давали в приданое дочерям, ими можно было расплатиться по любой сделке. Если хотели подчеркнуть богатство человека, о нём говорили: «мешок с перцем».

Особенно ценились клинки из прочной и гибкой стали, которую выплавляли в Дамасске. Мастера стран Востока владели секретами и приёмами, которых не знали европейцы.

Благоприятный климат этих государств позволял снимать урожай несколько раз в год. А большое количество рабочих рук давало возможность нужным образом обрабатывать сельскохозяйственные культуры.

Земли восточных держав содержали много полезных ископаемых, которые содержали необходимые для ремесла элементы. Европа не обладала такими ресурсами и не могла создавать товары, поставляемые странами Востока. Для их приобретения европейцам требовалось слишком много денег. Драгоценных металлов в Европе добывалось мало. Да и их месторождения были истощены.

На исходе средневековья жажда найти новые места, богатые золотом, охватила все слои населения: дворян, купцов, бюргеров. В 15 в. освоенные европейцами торговые пути в Индию, перекрыла Османская империя. Монархи, дворяне, купцы стремились во что бы то ни стало сохранить связи со странами Востока, так как торговля с ними приносила огромные выгоды. При этом они были не прочь избавиться от посредников, поставлявших товар из Азии в Европу ненавистных арабских купцов, которые вместе с товарами привозили и ислам. Намного выгоднее для европейцев было бы торговать с этими странами напрямую и жители Европы стали искать новые пути на Восток, минуя подчинённые арабам земли.

Другой причиной поиска новых земель для европейских монархов было желание расширить территории своих королевств. Предлогом была война с язычниками и обращение их в христианство.



Не менее важной причиной были последствия бесконечных войн, раздиравших Европу в 14 – 15 вв. Все европейские страны были втянуты в эти разорительные войны. Жители Европы были изнурены военными действиями, а также многочисленными налогами, которые собирали для поддержания боевых действий. Даже богачи теряли свои состояния и разорялись. Множилась армия бродяг и нищих, которыми были переполнены города Европы. Лучшим выходом было найти и завоевать колонии, куда могли переселиться жители европейских государств.
По завершении работы ответы учащихся проговариваются и обсуждаются.
Сообщение учителя.

(сообщение сопровождается слайдовой презентацией)















С именем Генриха Мореплавателя, принца Энрике, младшего сына португальского короля, связана организованная эпоха географических открытий. Принц собрал вокруг себя самых известных путешественников, людей из самых разных сословий.

Посланные Энрике моряки, исследуя Атлантический океан («Море Мрака»), открыли остров Мадейра (1420), часть Азорских островов (1432), острова Зелёного мыса и Канарские (1456). В 1445 г. португальцы достигли крайней западной точки Африки – Зелёного мыса.

Уже после смерти Энрике португальцы достигли устья реки Конго и исследовали побережье Юго-Западной Африки.

В 1488 г. произошло великое событие: экспедиция Бартоломеу Диаша (1450 – 1500), обогнув континент, достигла восточного побережья Африки и вышла в Индийский океан.

8 июля 1497 г. из лиссабонского порта, снарядив экспедицию, вышел другой португалец

Васко да Гама (1469 – 1524).Через 8 месяцев он привёл свои корабли в индийский город Каликут. Путешествие доказало, что путь на Восток через Индийский океан существует.

Европейцы вышли в Мировой океан, но это были первые шаги. Самые большие открытия ещё предстояли.

IV. Стадия рефлексии.
Задание. Закончите предложение.

Великие географические открытия стали возможны потому, что

Возможны следующие доводы:

  • люди перестали непреклонно следовать старым традициям;

  • появилось понимание необходимости внедрения новых методов ведения хозяйства, технических изобретений и усовершенствований;

  • человек усомнился в достоверности прежних географических знаний и захотел узнать истинное положение вещей;

  • у европейцев выросла уверенность в своих возможнстях и при нарушении их сухопутной торговли с Востоком они рискнули шагнуть в неизведанное – открыть морской путь в Индию;

  • в обществе появились люди, обладающие предпринимательской активностью, стремлением разбогатеть, способные пойти на риск.

Источники информации


  1. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

  2. Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты».

  3. Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Нового времени.7 - 8 класс».

  4. Слайдовая презентация по теме урока.


Литература для учителя
1. Юдовская А.Я. Поурочные разработки по новой истории, 1500 – 1800. 7 кл.: Пособие для учителя/ А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2010.

2. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

3. Муштавинская И.В.

4. Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2009.

Приложения
Задание. Определите черты, присущие традиционному и индустриальному обществу. Для этого соотнесите признаки и название общества, заполните таблицу.
эпохи в истории человечества признаки

А) традиционное общество 1) преобладание сельскохозяйственное производство

Б) индустриальное общество 2) неограниченная власть принадлежит монарху

3) усиление интереса к человеку

4) натуральное хозяйство

5) рыночные отношения

6) подчинение личности обществу (государству)

7) совершенствование орудий труда, новые технологии

8) активная, деятельная личность


1

2

3

4

5

6

7

8


























Задание. Определите верные и неверные утверждения (поставьте «+» в графе «до чтения текста», если согласны с утверждением или «-», если не согласны)


утверждения

До чтения текста

После чтения текста

1. В 16 в были найдены новые источники энергии, необходимые для развития производства.







2. В 15 веке не просто печатались, а были особенно популярны книги по географии и астрономии.







3. Многие изобретения были, в первую очередь, связаны с горнорудным делом.







4. Усовершенствование и распространение огнестрельного оружия в Новое время изменило судьбы стран.







5. Успехи в металлургии никак не связаны с появлением новых видов оружия.







6. С усилением роли огнестрельного оружия резко уменьшилось значение рыцарства.







7. Открытие новых берегов, островов, континентов было делом случая.







8. Мореплаватели отправлялись в путь хорошо подготовленными, они располагали инструментами, были знакомы с астрономией и геометрией.









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Урока iconУрока. Продолжительность урока 40 минут
Продолжительность урока в1классах – 35–мин, сентябрь–октябрь 3 урока, далее 4 урока
Урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структура и ход урока Вводная часть урока, подготовительная часть урока, основная часть урока, заключительная часть урока
Урока iconКонспект урока по физкультуре, в 6 «В» классе Тема урока: легкая...

Урока iconКонспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема...
Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям
Урока iconУрок. Тема урока Форма урока
Место и роль урока в теме. Внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока...
Урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кой цели занятия место урока в системе занятий по целому разделу; связь урока с предыдущим: как она осуществлялась; структура урока:...
Урока iconКонспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:...
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов
Урока iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Урока iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
Урока iconКонспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка...
Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки)
Урока iconУрока: 1 Тема урока. Я гражданин и ученик
...
Урока iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения:...
Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол...
Урока iconКонспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока
Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях
Урока iconСтруктура урока основные звенья (этапы) современного урока
Структура урока это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая...
Урока iconКонспект урока в 4а классе. Тип урока: Комбинированный. Цель урока:...
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Вальс цветов» П. И. Чайковского, павлово-посадские цветные платки, изделия декоративно-прикладного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск