Рабочая программа учебного курса по истории ХМАО для 10 класса
на 2013 -2014 учебный год
Класс: 10 а.б
Учитель: Прохорова В.К.
Количество часов: - 35 на учебный год:
Разработано на основе Регионального стандарта общего образования Учебник: История ХМАО С древнейших времен до наших дней. Под ред. Н.Н.Баранова
Аннотация к рабочей программе по истории ХМАО 10 класс
Рабочая учебная программа по истории ХМАО 10 класс разработана на основании Примерной программы основного общего образования по истории ХМАО авторской программы Баранова К.Н, Горшкова С.В.и Зыкова А.Л. соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации . Она предназначены для обучения истории ХМАО в основной школе и средней (полной) общеобразовательной школе . В рабочей программе отражены нормативные документы , основное содержание предмета, тематическое планирование курса с указанием отличий от примерной программы, УМК учащегося и учителя, критерии и нормы оценки знаний обучающихся при устном ответе, письменных контрольных тестовых работах, экспериментальных умений, умений решать расчётные задачи. . Преподавание ведется по УМК Кравченко А.И. Программа 10классов рассчитана на 1час в неделю 35 часов в год.
Целью рабочей программы является практическая реализация компонентов ФГОС при изучении истории ХМАО. Рабочая программа создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы ОУ. Рабочая программа отражает планирование, организацию и возможность управления образовательным процессом по учебной дисциплине – истории ХМАО Рабочая программа определяет конкретно содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.Пояснительная записка. Программа курса для 10 класса составлена на основе авторской программы под редакцией Баранова КН., Горшкова СВ., Зыкова АЛ. и др. - Екатеринбург, 1997; соответствует содержанию учебника История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: для старших классов /Н.Н. Баранов, С.В. Горшков, АЛ. Зыков и др. / Под ред. Редина Д.А. Екатеринбург: Болот, 1999, хрестоматии История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца XX века: Хрестоматия / Н.Н. Баранов, В.К Белобородов, С. В. Горшков и др. под ред. ДА. Редина, А. Т. Шишкова - Екатеринбург: Волот, 1999. Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта разработанного Министерством образования.
Преподавание курса «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» направлено на реализацию основных целей и задач, определённых в Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации па период до 2025 года, Концепции модернизации российского образования па период до 2010 года обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, создание правового, демократического, социального государства уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традиции и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений, разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности; формирование у детей и молодёжи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений.
Изучение курса способствует решению общих задач исторического образования:
-овладению учащимися основами знаний об историческом пути развития Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней в контексте исторических событий России; -формированию этнокультурных, общенациональных, общечеловеческих ценностей у учащихся на основе личностного восприятия и осмысления путей исторического развития округа, уважительного отношения, взаимопонимания между народами, проживающими на территории Ханты-Мансийского автономного округа; разностороннему развитию подрастающего поколения в условиях самореализации личности, формирования творческих способностей.
Преподавание курса «История Ханты-Мансийскою автономного округа с древности до наших дней» строится на общих дидактических принципах:
Принцип научности и мировоззренческой направленности обучения. Принцип проблемности обучения, принцип наглядности обучения. Принцип активности и сознательности учащихся в процессе обучения. Принцип систематичности и последовательности обучения. Принцип прочности обучения и его цикличности.
Принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Среди научных принципов организации школы и педагогики в учебно-воспитательном Ж се по курсу региональной истории целесообразно выделить следующие:
приципы гуманизации и гуманитаризации, которые способствуют правшъной ориентации
учащихся в системе общенационачьных, общечеловеческих ценностей и содействуют включению молодёжи в диалог разных культур.
Принципы внешней и внутренней дифференциации, которые предполагают выявление и развитие склонностей и способностей учащихся в различных направлениях творческой деятельности.
Изучение региональной истории способствует проявлению учащимися собственной нравственной позиции, расширению социального опыта в процессе обучения и позволяет учителю формировать у учащихся важнейшие качества личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма.
Научить учащихся понимать и сопереживать, воспринимать исторический опыт других эпох, поколений - это задача сегодняшнего дня.
Стремление к переосмыслению исторической судьбы и осознание места своего региона в истории народов, взаимосвязи настоящего с прошлым становится повседневной потребностью учащейся молодежи.
На изучения курса отводиться 5/"часа, из расчета 1 час в неделю.
Содержание.
Сибирь на рубеже ХХ-ХХ1вв. (1ч)
Современное географическое, экономическое и политико-административное положение округа.(1ч)
Среднее Обь-Иртышье.(1ч)
Тема1. Древняя Югра.(5ч)
Север Западной Сибири в каменном веке. Традиционное хозяйство и материальная культура древнего населения. Природа и человек в представлениях обских угров.
Тема 2-3. Югория (Зч)
Север Западной Сибири в железном веке. Западносибирская прародина венгров. Югра в системе мировой пушной торговли
Тема 4. (1ч) Походы новгородцев на северный Урал и в Зауралье в Х1-ХУвв. Пути на Камень. Знакомство с Югорскими племенами.
Тема5.(1ч) Образование угорских княжеств.
Типы поселений. Изменение социального статуса городищ. Население.
Тема б.-Государства сибирских татар в ХШ-ХУвв.(4ч)
Тюрки Западной Сибири в составе Золотой Орды. Улус Шибана. Формирование этнической общности сибирских татар. Междоусобная борьба ордынских ханов. Вхождение Югорской земли в сферу влияния Московского государства. Поход дружины Ермака в Сибирь. Первые русские города и остроги в Западной Сибири.
Тема7 .Угорские княжества в составе Русского государства на рубеже ХУ1-ХУНвв.(5ч)
Фискальная политика московского правительства в отношении угорских народов. Органы центрального управления. Административно-территориальное деление края.Сословно- социальная структура .Этнографическая картина края. Судьба властелинов Приобской тайги. Язычество и христианство.
ТемаИ.Край в ХУШв.(бч)
Коренное население земли Югорской.Руские сельские поселения.Административное устройство и управление края.Влияние петровских реформ на местное самоуправление. Хозяйственная деятельность коренных народов. .Государственные повинности.Культура и быт.
Повторительно-обобщающии уроки. (5ч) Древняя Югра. Югорское средневековье. Югра в ХУЬХУПвв. Край в ХУНв и ХУШв
Итоговое повторение (1ч).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ ХМАО С ДРЕВНОСТИ ДО XIX ВЕКА» №
| Тема урока
| Дата
| Тип
| Основное содержание урока
| ООУН
| Перечень вопросов контроле
| Дом.
зад
|
|
| Введение
|
|
|
| 1
| Сибирь на рубеже XX XXI вв.
|
| Вводная обзорная лекция
| Понятие «Сибирь» в географическом и историческом аспектах. Происхождение и значение названия «Сибирь». Западная Сибирь и ее природно-ландшафтные зоны (повторение). Бассейн Среднего Обь-Иртышья - часть Западной Сибири. Обозначение словом «Сибирь» определенной территории. Присоединение и освоение Сибири Русским государством. Сибирский герб (XVII в.), флаг (XIX в.), праздник «День Сибири» 26 октября (8 ноября).
| понимать исторические факты и явления
| В чем причина огромного внимания к Сибири? Чем богата Сибирь?
| стр.67-68,со общения
| 2
| Современное географическое, экономическое и политико-административное положение округа
|
| Экскурсия в краеведческий музей (или музейный урок с использованием дополнительной литературы), выступление учащихся.
| Территория округа. Административно—территориальное деление. Географическое положение. Климат. Растительность. Животный мир. Население и трудовые ресурсы. Природные ресурсы. Структура экономики края.
| высказывать собственную точку зрения
| Расскажите о
географическом
экономическом,
социальном
политическом
положении
округа.
| конспект
| 3
| Среднее Обь-Иртышье. Югория.
|
| Тематическая - лекция.
| Знакомство с программой, учебником, хрестоматией, дополнительными источниками. Югра - одно из древнейших названий народов и территорий нашего края.
Природно-ландшафтные зоны и богатства недр бассейна Среднего Обь-Иртышья. Административное оформление Ханты-Мансийского округа.
| уметь читать и использовать информацию и карты в своих ответах
| Расскажите о природно-ландш афтных зонах и богатствах недр бассейна Среднего Обь-Иртышья. Что понимется под термином-Югра?
| стр.9-13,соо бщения
|
|
| Глава I. Древняя Югра.
|
|
|
|
| 4 Тема!.
|
| Практическая
работа по учебнику
| Природно-географисческие условия на Севере Западной Сибири.
Хозяйство и материальная культура местного населения в эпоху мезолита и неолита.
| составление и
заполнение таблицы
| Назвать
хронологческие
рамки
геологических
периодов.
| §1,
.З ,7
| 4
| Север Западной Сибири в каменном веке. \\. Хрестоматия, с. 12-13
|
|
|
|
|
|
|
| 5
| Тема 2.
Север Западной Сибири в энеолите и бронзовом веке.
|
| Тематическая лекция
| Особенности энеолита
и бронзового века. В иды поселений. Мигра ции племен. Понятия: Энеолит, бронзовый век, миграция, полоз, н арт,тигель,долото.
| заполнение таблицы, работа с картой
| Какие важные изменения произошли в общинах таежного населения в бронзовом веке? В чем отличия поселений от сезонных стоянок?
| §2, задания 4,6
| 6
| Тема З.
Традиционное хозяйство и материальная культура древнего населения Западной Сибири.
|
| Тематическая лекция и заполнение обобщающей таблицы
| Охота, рыболовство.собирательство и домашнее ремесло, скотоводство Понятия:традиционное общество,виды охоты,слопец,черкан; туеса,чуманыв,
| описывать занятия
| Назовите виды домашнего ремесла обских угров. Какие виды охоты вы знаете?
| §3
| 7
| Тема 4. Природа и человек в представлениях обских угров.
|
| Тематическая
лекция
| Единство окружающего мира и человека.
Понятия: религия,тотемизм, культ предков,язычество
| составлять тезисы
| Как обские угры представляли мир и человека? Какие праздники «пришли» из древности?
| §4,зад.3(пи сьменно)
| 8
| Повторительно- обобщающий урок. Древняя Югра.
|
| Урок- брифинг.
| обобщение
пройденного
материала.
|
|
|
| Глава II. Югорское
|
|
|
| 9
| Тема 1.
Север Западной Сибири в железном («пережитом» бронзовом) веке.
|
| Лабораторная работа с заполнением таблицы
| Этносоциалные процессы на севере и юге Западной Сибири.Освоение Арктики. Понятия: родовая община.
| объяснять значения понятий
| Какие изменения в общественных отношениях произошли у народов Среднего Приобья в железном веке?
| §5,зад.5и6
| 10
| Тема 2.
Западносибирская прародина венгров.
|
| тематическая лекция
| Угры юга Западной Сибири в раннем железном веке.Великая Венгрия на Южном Урале.
| работа с картой, составлять конспект
| Какими причинами было вызвано разделение вегров,ханты манси? Назовите общие черты этих
Народов.
| §6,вопросы
| 11
| Тема З.
|
| Лабораторная работа по учебнику с заполнением таблицы.
| Формирование и развитие ранней государственности у обских угров. Торгово- обменные связи населения севера Западной Сибири в древности. Становление Волго-Камского торгового пути. Волжская Болгария и Золотая Орда - главные торговые посредники Югры. Крушение Камского торгового пути.
| Формулировать собственные выводы,
аргументировать.
| Расскажите о международной торговле.
| §7
| Югра в системе мировой пушной торговли.
|
|
|
|
| 12
| Тема 4.
|
| Ролевая игра «И в шутку, и всерьез» с , заполнением хронологической таблицы.
| Пути за Камень. В Югру за данью: первое знакомство новгородцев с Югорскими племенами. Борьба Москвы и Новгорода за влияние на северо-востоке 1 XIУ в. Миссия Стефана Пермского. Утрата Новгородом своих позиций в Югре.
| работа с таблицей
| Назовите пути проникновения европейцев в Сибирь. Причины миграции.
| §8,вопросы
| Походы новгородцев на северный Урал и в Зауралье в XI - первой половине XV вв.
| 13
| Тема 5.
|
| Тематическая лекция с элементами практической работы.
| Причины и процесс формирования угорских княжеств. Типы поселений. Изменение социального статуса городищ. Общественная организация обских угров. Князья и «лучшие люди». Организация и функции княжеской власти. Рядовое население: экономическое, социальное, юридическое положение. Зависимое население.
| составлять схемы.
| Когда
ВОЗНИКЛИ
первые княжества Югры? Назовите их причины их
| §9,сообщение
| Образование угорских княжеств.
| 14
| Тема 6 и 7.
|
| Практическая работа с учебником.
Составление хронологической таблицы
| Тюрки Западной Сибири в составе Золотой Орды. Улус Шибана: географическое положение и этнические процессы. Формирование этнической общности сибирских татар. Юг Западной Сибири в конце XIV - начале XV вв. Междоусобная борьба ордынских ханов. Образование Тюменского ханства и его гибель.
| работа с текстам учебника и составление таблицы
| Перечислите
занятия
населения
Шейбанидского
улуса Проверка
таблицы
| §10,12
таблиц
а
|
| Государства сибирских татар в XIII - XV вв.
| 15
| Повторительно-
обобщающий
урок.
Югорское средневековье.
|
| Выполнение познавательных заданий на преобразующем и творческом не. Систематизация и знаний.
| Государство Тайбугидов (1495 - 1563 гг.): территория, население, отношения с соседями. Конфликт с правителями крупнейших орд. Поиск зашиты у Москвы. Поход царевича Кучума на г. Сибирь ( 1 5 1 3 г) и гибель государства Тайбугидов. Сибирски ханство. Взаимоотношения Сибирского ханства и Русского государства в XVI в.
|
|
|
| I Глава III. «Сибирское взятие»
|
|
|
| 16
| Тема 8.
| Лабораторная
|
| Укрепление московских позиций в Приурапье этого периода. Пелымское княжество. Зауральские походы московских войск в 60-80гг.ХУв
| определение личной
позиции,работа с картой
| Кто такие
Строгановы? Вхождение, присоединение или включение Югорской земли в сферу влияния Московского государства..Какую из версий принимаете вы?
| §12, сооб щен ие
| Вхождение Югорской земли в сферу влияния Московского государства.
| 17
| Тема 9.
| Урок-путешествие
|
| Казаки на Волге и Яике.
Начало похода в Сибирь и взятие столицы Кучума.
| работа с текстом учебника
| Можно ли сравнить Ермака с Колумбом?
| §13, Д
окла
ды
| Поход дружины Ермака в Сибирь и основание здесь первых русских городов и острогов. §13.
| 18
| Тема 10.
| Лабораторная
работа по группам
|
| Поход И.Мансурова.
Основание Тюмени Тобольска, Пелыма. ,Сургута.
| устанавливать причинно-следственные связи
| Называть и показывать на карте маршруты походов.
Называть причины и значение
| §14
| Первые русские города и остроги в Западной Сибири. §14.
| 19
| Тема 11.
| Практическое занятие по учебнику.
|
| Фискальная политика московского правительства в отношении угорских народов. Белогорское княжество,Казымское,Пелым и Конда.Сургутское княжество
| составление конспекта
| В чем сущность административно-фискальной политики Русского государства?
| §15,п
повторение
| Угорские княжества в составе Русского государства на рубеже ХУ1-ХУН вв.
| 20
| Повторительно-
обобщающий
урок.
| Урок-викторин а «Своя игра».
|
| обобщение материала
|
|
|
| |