Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете»





Скачать 148.18 Kb.
НазваниеГоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете»
Дата публикации13.10.2014
Размер148.18 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка

Министерство образования Республики Коми

ГОУ «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете»


Рекомендована кафедрой

Гуманитарных наук
протокол №______

«___» ___________ 201__ г.


Утверждаю

Руководитель ОУ

____________Штин А.В.
«___» ___________ 201__ г.



Дополнительная образовательная программа

Основы исторических исследований
ЭЛЕКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ

10 класс






Ступень образования – среднее общее образование

Срок реализации – 1 год


Составитель - к.и.н. Казакова К.А.

Сыктывкар

2013

Пояснительная записка

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 10 классов (объём 70 часов) и имеет своей целью углубить знания учащихся в области исследовательской деятельности историка.

Основные цели данной дополнительной образовательной программы элективного учебного предмета:

  • дать представление о методах исторического исследования как важнейшей части методологии физики и ряда других наук, развить интерес к исследовательской деятельности;

  • углубить знания основного курса истории, повысить интерес к его изучению;

  • воспитать инициативу, творческое отношение к труду;

  • содействовать профориентации учащихся.


Основные задачи курса заключаются в следующем:

1. Расширить знания обучающихся в области работы с исторической литературой.

2. Усовершенствовать навыки и умения проведения исторического анализа, составления авторского текста и формулировки выводов.

3. Научить правильному, библиографически грамотному оформлению исследовательских работ (тезисов) и их защите перед аудиторией.

Эти задачи решаются в ходе проведения классных занятий, консультаций, а также работы на базе Научной библиотеки СыктГУ, Национальной библиотеки Республики Коми. Основные формы работы - лекции, практические занятия, консультации по конкретным вопросам работы.

Помимо указанных форм работы планируется посещение выставок в Национальном музее РК, Национальной библиотеке РК и Музее истории просвещения Коми края при СыктГУ (согласно выставочному плану), участие в краеведческих конференциях школьников.

Учащиеся пишут реферат по истории Коми края (объем от 10 до 15 страниц) и защищают его в конце учебного года. Тема реферата выбирается с учётом того, чтобы в 11 классе ученики продолжили исследование данной темы и подготовили для защиты учебно-исследовательскую работу .
Требования к уровню подготовки учащихся:
Ученик должен знать:

- основные исторические понятия и терминологию в рамках изучаемых разделов и тем;

- основы работы с историческими источниками исторической литературой;

- классификацию исторических источников и вспомогательных исторических дисциплин;

- базовые операции (в том числе с использованием компьютера) при работе с библиографией;

- структуру и правила оформления реферата.

Ученик должен уметь:

- давать определения основным историческим понятиям;

- объяснять различия между историческим источником и исторической литературой;

- критиковать исторический источник;

- оформлять ссылочный аппарат при написании реферата;

- аргументировано отвечать на вопросы при защите реферата.
Тематический план 10 класс




Содержание

Кол-во часов

В том числе

лекции

п/з

консультации

1.

Раздел I. История России и Коми края.

22

2

6

8

2.

Раздел П. Историческая литература Х1Х-начала XX вв.

12

2

8



3.

Раздел III. Подготовка и защита реферата по истории Коми края.

36

4

20

8



Итого:

70









Содержание учебного материала 10 класс




Содержание

Кол

-во часов

1.

Раздел I. История России и Коми края.

Основные проблемы истории России и Коми края: выбор темы для сообщения. Работа с источниками и литературой по теме сообщения на базе библиотеки Сыктывкарского университета и Национальной библиотеки РК. Подготовка самостоятельных сообщений по выбранным темам. Заслушивание сообщений по истории России и Коми края.


20

2.

Раздел П. Историческая литература Х1Х-начала XX вв. В.О.Ключевский. Биография и вехи творчества. «Курс русской истории» - знакомство с текстом. Сравнение исторических взглядов С.М.Соловьёва и В.О.Ключевского. Зачётное занятие по творчеству В.О.Ключевского.

12

3.

Раздел III. Подготовка реферата по истории Коми края. Знакомство с. источниками и историографией по основным проблемам истории Коми края и посещение отдела краеведения Национальной библиотеки РК. Выбор темы реферата. Обсуждение выбранной темы. Работа с источниками и литературой по теме реферата на базе библиотеки Сыктывкарского университета и Национальной библиотеки

РК. Индивидуальные консультации с учащимися по написанию рефератов, проверка. Отчётное заслушивание рефератов. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Обсуждение итогов с воспитанниками. Выставление итоговых оценок.


38




Всего часов

70


Тематическое планирование



урока

Введение

Дата проведения урока. Корректировка



Раздел I. История России и Коми края. (20 часов)



1-4.

Основные проблемы истории России и Коми края: выбор темы для сообщения (лекция, практическое занятие)



5-12.

Работа с источниками и литературой по теме сообщения на базе библиотеки Сыктывкарского университета и Национальной библиотеки РК (практические занятия).



13-19.

Подготовка самостоятельных сообщений по выбранным темам (консультации)



19-20.

Заслушивание сообщений по истории России и Коми края





Раздел II. Историческая литература Х1Х-начала XX вв. (12 часов).



21-22.

В.О.Ключевский. Биография и вехи творчества

(лекция).



23-26.

«Курс русской истории» - знакомство с текстом (практические занятия)



27-30.

Сравнение исторических взглядов С.М.Соловьёва и В.О.Ключевского (практическое занятие).



31-32.

Зачётное занятие по творчеству В.О.Ключевского.





Раздел III. Подготовка реферата по истории Коми края (38 часов).



32-39.

Знакомство с источниками и историографией по основным проблемам истории Коми края и посещение отдела краеведения Национальной библиотеки РК (лекции, практические занятия)



40-43.

Выбор темы реферата. Обсуждение выбранной темы (практические занятия).



44-55.

Работа с источниками и литературой по теме реферата на базе библиотеки Сыктывкарского университета и Национальной библиотеки РК (практические занятия).



56-66.

Индивидуальные консультации с учащимися по написанию рефератов, проверка.



67-68.

Отчётное заслушивание рефератов.



69-70

Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Обсуждение итогов с воспитанниками. Выставление итоговых оценок.





Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Критериями при оценке ответа являются:

- ясность, точность ответа

- полнота ответа

- последовательность, логичность ответа

- обоснованность суждений

- использование конкретных примеров (при необходимости)

- завершённость ответа (умение делать выводы)
Отметки «5». «4», «3» при опросе ставится не только за единовременный ответ, но и рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении всего урока (выводится поурочный балл).

Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится, если ученик: полно излагает материал; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, сделать выводы и сравнить с ранее пройденным материалом; ответ логичен, последователен.

Оценка «4» ставится, если учение даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и оценка «5», но допускает 1-2 незначительные ошибки, которые сам же и исправляет с помощью преподавателя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировки предложений; не умеет достаточно глубоко и доказательно основать свои суждения и привести примеры; излагает материал непоследовательно.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке основных положений, искажает их смысл, беспорядочно излагает материал, допуская при этом фактические ошибки.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаружил полное незнание материала или отказывается отвечать.
Оценка за письменные ответы

Оценка «5» ставится, если ученик полно отвечает на поставленные вопросы, обнаруживает понимание материала, умеет обосновать свои суждения, приводит примеры

из дополнительных источников; делает выводы, основываясь не только на знании изученной темы, но и на связи с уже пройденным материалом.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий ем же требованиям, что и оценка «5», но допускает небольшие ошибки ил неточности в излагаемом материале.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений темы, излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке предложений; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры; излагает материал непоследовательно.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке основных понятий, искажает их смысл, не умеет рассуждать, доказывать, делать выводы.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаружил полное незнание материала.

При наличии в письменной работе 2-х и более заданий оценка ставится:

«5» - 100-90% выполненных заданий

«4» - 89-70% выполненных заданий

«3» - 69-50% выполненных заданий

«2» - менее 50% выполненных заданий

«1» - работа не выполнена.
Критерии оценки защиты реферата

Требования к реферату:

1. Объём от 10 до 15 страниц без учёта приложений.

2. Обоснование актуальности выбранной темы.

3. Чёткость поставленной цели и задач.

4. Соответствие содержания работы поставленным цели и задачам.

5. Выполнение требований к оформлению работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников и литературы, приложения. Текст набирается в формате Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5.

6. Выводы должны быть самостоятельны и обоснованы.

7. В качестве приложений могут быть использованы таблицы, схемы, фотографии и др.

При защите реферата комиссия оценивает:

- компетентность и эрудированность учащегося;

- уровень представления доклада: свободное и грамотное изложение материала, умение отвечать на вопросы комиссии;

- наличие и уровень презентации по завяленной теме.

На защиту реферата отводится до 10 минут.
Критерии оценки за экзамен.

Работа на оценку «5»

  1. Работа оформлена в соответствии с утвержденными правилами написания итоговой работы;

  2. Работа содержит исследовательский компонент;

  3. Работа содержит личное мнение автора на рассматриваемую проблему, предложения по ее разрешению;

  4. В работе использованы не менее 5 источников, использована новейшая литература;

  5. Работа актуальна и имеет практическую значимость;

  6. Грамотно составлены тезисы по представленной работе;

  7. При защите работы учащийся логично излагал материал, грамотно отвечал на вопросы комиссии;

  8. При защите использовался наглядный материал.


Работа на оценку «4»

отвечает тем же требованиям, что и на отметку «5», но

  1. Работа имеет отклонения от утвержденных правил, изложенных в «Требованиях к оформлению итоговой работы»;

  2. Работа не имеет практической значимости;

  3. При защите учащийся ответил не на все вопросы комиссии ( не менее 80%).


Работа на оценку «3»

  1. В тезисах учащегося к работе не отражена суть данной работы;

  2. В работе отсутствует практическое значение;

  3. Оформление реферата на 75% не соответствует правилам, прописанным в «Требованиям к оформлению итоговой работы»;

  4. Учащийся не сумел ответить более чем на 50% вопросов комиссии по работе


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Базовое учебное пособие

1.

Голиков А.Р., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М.: Академия, 2008.

2.

Наумова Г., Шикло А. Историография истории России. М,: Академия, 2011.
Дополнительная литература

1. Введение в архивоведение. М.: МГУ, 1998.

2. Жеребцов И.Л., Сметании А.Ф. Коми край. Очерки о десяти веках истории. Сыктывкар, 2003.

3. Источниковедение истории СССР. Москва «Высшая школа», 1981.

4. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика. М.: Высшая школа, 2004.

5. Коми-край далёкий и близкий. Сыктывкар, Коми книжное издательство, 2002.

6. Музей и школа. М.: Просвещение, 1988.

7. Музееведение. Уч.пособие. М.: Просвещение, 1982.

8. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Издательство Ростовского университета, 1976.

9. Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Вспомогательные исторические дисциплины. М.: Просвещение, 1973.

10. Сотникова С.И. Музеология. М.: ДРОФА, 2004.

11. Человек в истории. Россия - XX век. Сборник работ по историческому краеведению. Вып. 1,2. Москва, 2002, 2003.

12. Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. Москва, 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» iconРеспублики Коми Государственное общеобразовательное учреждение «Коми...
Составлена на основе «Примерной программы по иностранным языкам. Английский язык».– М.: Дрофа, 2008 г
Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» iconРеспублики Коми Государственное общеобразовательное учреждение «Коми...
...
Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» iconДоклад государственного автономного образовательного учреждения общеобразовательной...
Охватывает все стороны жизнедеятельности лицея-интерната и решает следующие задачи
Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» iconТеоретические основы комплексной технологии окончательной влажно-тепловой...
«Орловском государственном техническом университете» (Орелгту) и Государственном образовательном учреждении высшего профессионального...
Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» iconМинистерство образования Республики Коми Государственное автономное...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» iconСтруктурно-функциональные свойства эритроцитарных мембран при дислипопротеинемиях
Работа выполнена в гоу впо сибирском государственном медицинском университете Федерального агентства по здравоохранению и социальному...
Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» iconРеспублики Коми Коми республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий сборник
Составители: Акишина Е. С., Канева Т. Н. Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев
Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» iconПовышение эксплуатационных ресурсов силовых трансформаторов при обеспечении...
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Самарском государственном техническом...
Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» iconРеферат реферат по использование дистанционного образования в гоу мгиу
Дистанционное образование в Московском государственном индустриальном университете
Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» iconПоложение об оценивании рефератов в гоу рмэ лицей «Мегатех»
Положение основано на Законе Российской Федерации “Об образовании” (с изменениями от 16 ноября 1997 г.), Уставе гоу рмэ лицей «Мегатех»...
Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» iconОптимизация режимов работы рудничных пневматических сетей при транспортировании сжатого воздуха
С 1 по 5 февраля в Томском государственном университете впервые проходят Дни науки: необычные лекции с применением эксперимента собрали...
Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» icon«Звездное» интервью в коммуникативно-прагматическом аспекте
Работа выполнена в Государственном общеобразовательном учреждении высшего профессионального образования Воронежском государственном...
Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» iconДоклад Власовой А. П. на заседании Межведомственной комиссии по проведению...
«О результатах оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления...
Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» iconРоль эндотелия в механизмах ответа на прерывистую нормобарическую гипоксию
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Алтайском государственном медицинском...
Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» iconПрограмма предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533»
Программа предназначена для обучающихся в гоу «Лицей No 533» классов, созданных на основе договора с математико-механическим факультетом...
Гоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» iconБиобиблиографический указатель Составитель
Уральском государственном педагогическом университете. Дважды прошла шестимесячную стажировку в Гренобльском университете (Франция,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск