«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики»





Скачать 440.44 Kb.
Название«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики»
страница1/4
Дата публикации17.10.2014
Размер440.44 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 муниципального образования Тимашевский район

«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики»

Сердюцкая Елена Юрьевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 4 города Тимашевска,

руководитель школьного музея,

тьютор учителей истории

МО Тимашевский район;

2012 год

Содержание
1. Литературный обзор состояния вопроса. с. 3-5

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении. с. 5-7

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании. с. 7-8

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта. с. 8-9

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта. с. 9

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте. с. 9-11

3.2. Актуальность педагогического опыта. с. 11-12

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте. с. 12-13

3.4. Результативность педагогического опыта. с. 13-16

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта. с. 16-17

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта. с. 17-18

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического

опыта. с.18-25

4. Вывод. с. 25-26

5. Библиографический список. с. 27

6. Приложения. с. 28


  1. Литературный обзор состояния вопроса


Современное российское общество находится в стадии реформирования всех областей общественной жизни, и происходящие перемены выдвигают на первый план качественно новые задачи создания суверенного, демократического, экономически развитого государства. Их решение требует формирования у граждан, особенно молодежи, за которой - будущее страны, активной жизненной позиции, высоких морально-психологических и деятельностных качеств, среди которых важное место занимают ответственность перед обществом и патриотизм. Это актуализирует вопросы гражданско-патриотического воспитания.

Президент России В. Путин писал, что слово «патриотизм» для большинства россиян - это чувство гордости своим Отечеством, его свершениями. Утратив патриотизм, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

В настоящее время воспитание гражданина и патриота определяется задачами подготовки молодежи к жизни в демократическом обществе. В последнее десятилетие государство обратило самое пристальное внимание на данную проблему. Все важнейшие правительственные документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, семье. Создать систему гражданско-патриотического воспитания, сегодня, возможно средствами музейной педагогики.

Данное направление деятельности освещено в работах современных авторов, таких как Т. А. Кудрина, Н. В. Шалахова, О. В. Лысиков, К. Г. Левыкин, Т. Ю. Юренев, Л. М. Шляхтин, Б.А. Столярова, которые рассматривают деятельность школьных музеев, как важную составляющую патриотического воспитания молодежи.

В книге «Музей и школа» под редакцией Т. А. Кудриной, авторы рассматривают возможности использования музеев различного профиля в патриотическом нравственном и эстетическом воспитании учащихся. В книге даются подробные рекомендации по вопросам взаимосвязанной работы школы и музеев, рассказывается об условиях создания школьных музеев, их месте в учебном процессе.

Сборник «Музей и школа» под редакцией Н. В. Шахаловой, представляет собой методическое пособие для музейных работников и педагогов. Статьи

сборника, обобщая опыт работы музеев с учащимися, подчеркивают круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития и совершенствования воспитательной и образовательной системы школьных музеев.

Пособие «Музеи России» под редакцией Лысикова О. В. содержит курс, определяющий роль и значение музея в контексте истории и культуры. Он включает в себя изучение следующих тем: роль музеев в современном обществе и мировой культуре, музейная политика. Цель данного пособия: формирование навыков и умений визуального общения школьников с художественными произведениями – музейными экспонатами.

«Музееведение» под редакцией Левыкина К. Г. – это учебное пособие написано коллективом музееведов. В нем излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные издания.

«Музееведение» под редакцией Юренева Т. Ю., является первым учебником, в котором излагаются не только теоретические основы музееведения и методика музейной работы, но и истории музеев. На обширном фактическом материале анализируются причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах, прослеживается становление и развитие музея как социокультурного института, показывается его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Рассматриваются научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

Сборник «Основы музейного дела» под редакцией Шляхтина Л. М., изучает широкий круг проблем, начиная от теоретических положений науки «музееведение» и кончая вопросами практической деятельности музея в современном обществе. В книге раскрыта специфика научно-исследовательской работы музея, экспозиционной и музейно-педагогической деятельности.

«Музей в мировой культуре» под редакцией Юренева Т. Ю., впервые комплексно исследует музей как феномен мировой цивилизации. Автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев, показывает роль и место музея в каждой конкретной исторической эпохе, прослеживает эволюцию музейных учреждений. Историко-краеведческую деятельность рассматривают такие авторы как: Г.Е. Корнилова, В.В. Козлова, В.В. Титова. Вопросы музейной педагогики рассматривает Е. Ванслова , дает рекомендации по разработке экскурсий. Одним из ведущих исследователей в области отечественной музейной педагогики является профессор Б.А.Столяров – автор целого ряда публикаций по музейной педагогике. Б.А.Столяров разработал модель музейно-педагогического процесса. Им выделены составляющие музейно - педагогического процесса.

Это музейная среда – экспозиция, экспонат, зритель, музейный педагог. Определены формы музейно-педагогического процесса - экскурсия, занятие в музейной аудитории, лекция; методологическая основа музейно-педагогического процесса - диалог с памятником, музейным педагогом, межличностный диалог участников педагогического процесса.

Значительно обогащают предназначение школьного музея в образовательной и воспитательной деятельности конференции и круглые столы по краеведению и музейной педагогике, организуемые кафедрами ККИДППО г. Краснодара, Армавира, методическими службами муниципалитетов.


    1. История темы педагогического опыта в педагогике


Одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной системы современных образовательных учреждений является патриотическое воспитание, основная цель которого - воспитание личности, патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Вопросы патриотического воспитания освещались еще в литературных памятниках эпохи древнерусского государства, где главной идеей всех произведений является воспитание любви к Отечеству, готовности к его защите. В дооктябрьский период проблема патриотического воспитания была отражена в трудах М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского. Во взглядах на цель воспитания их объединяет мысль о том, что нужно воспитывать патриота, смелого, настойчивого, трудолюбивого, высоконравственного человека.

В начале XX в. большое внимание патриотическому воспитанию уделяли Н.Ф. Бунаков, М.И. Демков, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский, чьи труды посвящены проблеме воспитания гражданина, проникнутого патриотическими чувствами.

Известными представителями постсоветского периода в области нравственного и патриотического воспитания являются: Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Ш.А. Амонашвили, М.И. Шилова, Л.И. Новикова и другие.

За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых определенное место занимает музейная педагогика. Музейная

педагогика является одной из форм современных образовательных технологий

имеет свою историю и свою научную методологическую базу. Авторы статьи «Музейная педагогика как новая научная дисциплина» Е. Б. Медведева и М. Ю. Юхневич считают, что возникла музейная педагогика в Германии на рубеже 19 и 20 веков. По их мнению основополагающие идеи музейной педагогики связаны с именами таких немецких просветителей и музейных деятелей как А. Лихтварк, К. Кершенштейнер, Г. Фрейденталь и А. Рейхвейн.

Есть и другое мнение. Г.М. Гогоберидзе и М.Г. Чесняк в статье «Формирование музейной педагогики» пишут, что первый шаг в истории формирования музейной педагогики принадлежит отечественным ученым, а педагогическая деятельность музеев России зародилась по инициативе органов народного образования Санкт-Петербурга (1864г.) в области профессиональной подготовки учителей. При музеях работали кружки для учителей и родителей. Крупнейшие ученые и педагоги того времени И.М. Сеченов, Н.М. Пржевальский, С.М. Соловьев проводили в музее публичные лекции для будущих учителей и школьников. К посещению музеев приобщали и гимназистов, и учащихся реальных училищ, и воспитанников кадетских корпусов. Словом, как российские, так и немецкие ученые в 19 веке активно занимались проблемами музейной педагогики.

Большой вклад в развитие музейной педагогики внесли французские педагоги и музейные работники. В Англии в 1920-е годы зарождаются традиции широких связей музеев с различными организациями. В США, Германии, Италии, Англии посещение детьми музеев стало обязательной частью учебных программ. Создана Европейская ассоциация детских музеев. В России также заметна эта тенденция, развиваются музейно-образовательные центры в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире. В первой половине 20 века теоретическими вопросами просветительской деятельности отечественных музеев занимались А. Луначарский, П. Флоренский, Ф. Шмидт, А. Бакушинский. В 1990 г. на базе Государственного Русского музея был создан Российский центр музейной педагогики и детского творчества.

Цель музейно-педагогической деятельности в образовательном учреждении – качественное и стабильное расширение образовательного пространства, включение в него максимально возможного объёма культурного наследия, закладка надёжного фундамента в становление и развитие высококачественного обучения и воспитания подрастающего поколения.

Российскими исследователями рассмотрены различные аспекты использования музейной педагогики в воспитании школьников.

Роль школьного музея в нравственном, патриотическом воспитании учащихся прослеживается в работах Н.С. Кузнецова, И.Н. Микулан, С.О. Петрикова-Агафонова, И.М. Реморенко, JI.B. Шеметова, И.А. Шпаченко. Развитие личности учащихся и формирование у них социального опыта средствами музейной педагогики описали A.C. Огоновская, М.В. Соколова,

развитие музейной педагогики в системе дополнительного образования - Г.В. Вишина.

Школьный музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся разного возраста.


    1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании


Деятельности школьных музеев Тимашевского района, которые имеются почти в каждой школе, в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие гражданско-патриотических качеств на примере героических событий отечественной и региональной истории, выдающихся достижений страны и края в области политики, науки, образования и культуры. В нашем образовательном учреждении в 1981 году был создан музей, открытие которого стало результатом работы группы «Поиск», которую я возглавляла на протяжении 5-ти лет учебы в СШ № 4. Нами были собраны ценные экспонаты времен Великой Отечественной войны, дневники, письма с фронта, предметы быта. На протяжении нескольких лет, я проводила экскурсии в музее, занималась исследовательской работой по истории Тимашевского района. В дальнейшем, материал школьного музея лег в основу моей дипломной работы «Станица Тимашевская в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945гг.»

В начале 1990-х годов музей был расформирован, а все экспонаты переданы в музей семьи Степановых. Вернувшись на педагогическое поприще в 2005 году из органов внутренних дел, я начала работу по созданию нового школьного музея, в основу которого легло содержание моей дипломной работы.

Музей был открыт в 2007 году. С этого времени начинается работа по формированию патриотических качеств школьников средствами музейной педагогики. Благодаря работе, раскрывающей традиции российского народа, героические подвиги лучших сынов Отечества, взаимодействию с организациями ветеранов войны, труда и вооруженных сил - музей стал центром патриотической работы в школе, инициатором интересных социальных проектов и поисково-исследовательской работы. Немалая толика собранных материалов связана с историей родного города, родного края.

Этот факт позволил серьезно рассмотреть вопрос об использовании возможностей школьного музея не только в целях реализации образовательных и воспитательных задач на уроках истории, внеклассной работе по предметам, но и использовать эти возможности в изучении курса «Кубановедения». Музей способствует расширению образовательного пространства, где с помощью учителя ребенок совершает открытия. Школьный музей стал живым организмом в процессе исторического познания. Для расширения сферы образования через приобщение к музейной педагогике решаются следующие задачи:

гармонизация развития творческой личности, формирование национальной идеологии;

сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям, патриотическое воспитание граждан своего Отечества;

создание новой музейной аудитории, расширение пространства влияния музея.


    1. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта



Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися.

В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И постепенно получало все большее распространение.

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

Е.Б.Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации, с точки зрения педагогики.

Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:

Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца.

Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя процессы

производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» icon«Патриотическое воспитание школьников»
Из опыта работы педагогов участников районной заочной педагогической конференции «Патриотическое воспитание: опыт и перспектива»
«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» iconПлан воспитательной работы моу кяппесельгская сош
Гражданско-патриотическое, правовое воспитание, направленное на формирование у школьников гражданственности, патриотизма, уважения...
«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Главной целью работы Музея истории школы является патриотическое воспитание школьников посредством решения задач и осуществления...
«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» iconДоклад Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время
Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных...
«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» iconНаправления Мероприятия Сроки Классы Ответственные
Воспитание гражданственности (правовое, нравственное, гражданско-патриотическое, воспитание толерантности)
«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» iconПрограмма гражданско-патриотического воспитания учащихся моу «Большеелховская...
Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» и республиканской целевой программой...
«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» iconКлассный час в 3 классе- «Защитники Отечества»
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на примере выдающихся русских полководцев
«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» iconАнализ воспитательной деятельности моу сош №6 за 2012 2013 уч год
«Формирование нравственных ориентиров через гражданско-патриотическое воспитание»
«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» iconПрограмма «Военно-патриотическое воспитание учащихся на 2012-2015...
Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и...
«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» iconГражданско-патриотическое воспитание одно из основных направлений...
Бородинской битвы, 70- лет со дня Сталинградской битвы и традиционных мероприятий ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. Все...
«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» iconГражданско-патриотическое воспитание
В школе работает «Этнографический музей народов Среднего Поволжья». Руководитель Гаязова Р. Р. Создан музей в апреле1970 года
«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гражданско-патриотическое воспитание в системе работы классного руководителя в рамках внедрения фгос
«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» iconАнализ работы по гражданско-патриотическому воспитанию по мбоу сош №13 за 2012-2013 учебного год
«Патриотическое воспитание детей и молодежи рт на 2010-2015 гг.», «Гражданско-патриотической программы по мбоу сош №13 на 2010-2015...
«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» iconПрограмма гражданско-патриотического воспитания студентов
Слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение. Патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского...
«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» iconI. Информация о реализации мероприятий государственной программы...
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск