Гражданско-патриотическое воспитание в системе работы классного руководителя в рамках внедрения ФГОС.
Пояснительная записка.
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин России» является составной частью воспитательной программы в 9 классе «Подросток.ru». Программа построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Программа направлена на :
освоение обучающимися накопленного социального опыта, социальной роли активного участника общественной жизни;
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм гражданского и правового общества как одной из ценностных составляющих личности обучающегося.
Программа должна обеспечить :
усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, в проведении акций и праздников;
формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;
овладение способами и приемами поиска информации.
Одним из направлений нового закона об образовании и ФГОС второго поколения является усиление воспитательного потенциала содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика. В контексте определенных целей и направлений модернизации образования внесены изменения и в содержание отдельных учебных предметов. Но для современного ученика и учителя рамки урока уже малы. И понятно, что решать указанные задачи можно не только с помощью учебных занятий. Немалая, а может быть, и большая роль здесь принадлежит внеурочной и внеклассной работе.
Внеурочные и внеклассные формы работы по своему потенциалу должны быть богаты и разнообразны. Они позволяют усилить эмоциональное воздействие на ученика, дают возможность активизировать его социальную активность, помогают развить способности ребенка, стать думающим современным человеком.
Внеклассные занятия способствуют формированию и углублению понимания обучающимися исторической логике общественных процессов, специфике возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных и социальных систем, тем самым помогая подросткам осознать себя как представителя исторически сложившегося сообщества, определить собственную позицию по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанно моделировать свои действия в тех или иных ситуациях.
В программе гражданско-патриотического воспитания представлены такие формы работы, как классные часы, уроки мужества, организационно-деятельностные игры, брейн-ринги, краеведческие экскурсии, родительские собрания, проектная деятельность учащихся.
Паспорт программы.
1.Наименование программы
| 1.«Я- гражданин России» (программа гражданско-патриотического воспитания как составная часть воспитательной программы в 9-а классе «Подросток.ru».
| 2.Разработчик программы
| 2.Классный руководитель 9-а класса МКОУ «СОШ № 35» г.Артема Ванина А.В.
| 3.Исполнители программы
| 3. -Классный руководитель;
-учащиеся;
-родители;
-общественные организации
-библиотека № 5
| 4.Основные этапы и формы обсуждения программы
| 4. Обсуждение в классе, среди родителей, на методическом объединении классных руководителей школы
| 5.Научно-методическая основа программы
| 5. Нормативно-правовые документы:
-ФЗ «Об образовании», 2013г.;
-ФГОС второго поколения;
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания молодежи Приморского края.
| 6.Кем принята программа
| 6.Методическим объединением классных руководителей школы
| 7.Цели и задачи программы
| 7.Цель:
Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности классного руководителя, учащихся, родителей, общественности по становлению и личностному развитию подростков в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и будущее России.
Задачи:
– провести обоснованную организационную деятельность по созданию условий для эффективного патриотического воспитания учащихся;
– развивать у учащихся потребность в активной познавательной деятельности; готовность приносить пользу обществу и стране;
– изучать историю своего края, народа, страны для укрепления основ демократии и народовластия.
| 8.Ожидаемые результаты
| 8. – Активная жизненная и гражданская позиция;
– чувство патриотизма, гуманизма, толерантности;
– знание, сохранение и продолжение традиций своей семьи, школы, народа.
| 9. Срок действия программы.
| 9. 2013-2014 учебный год.
| 10. Этапы реализации программы.
| 10. Первый этап: организационно-мобилизационный
(июль-август 2013г.);
Второй этап: практический (сентябрь-май 2013-2014 учебного года);
Третий этап: итогово-обобщающий (июнь 2014г.).
| Календарно-тематическое планирование.
месяц
| мероприятие
| сентябрь
| Проведение учащимися митинга возле администрации п.Угловое, посвященного окончанию Второй мировой войны.
Классный час «Мой город», посвященный 75-летию г.Артема.
Краеведческая экскурсия в палеодеревню (г.Находка). Составление отчета в виде слайд-презентации.
Проведение анкетирования по теме «Патриот».
| октябрь
| Классный час, посвященный 75-летию образования Приморского края.
Пополнение экспозиции школьного музея: встреча с ветераном Великой Отечественной войны Шетовым Петром Афанасьевичем. Работа над фото –и аудио архивом.
| ноябрь
| Классный час «Великий гражданин России: Петр Аркадьевич Столыпин».
Игра брейн-ринг, посвященная Дню народного единства.
Сбор материала для школьного музея: «Наш земляк- художник Алексей Семенович Песегов».
| декабрь
| Классный час «Но слава русских моряков с «Варягом» не ушла ко дну».
«Вожатский» урок для учеников начальной школы «Урок Конституции» (проводят учащиеся 9 класса)
| январь
| Урок мужества «900 дней и ночей», посвященный 70-летию снятия блокады Ленинграда. Приглашены сотрудники библиотеки № 5, участники Совета ветеранов г.Артема, учителя-ветераны педагогического труда.
Проведение предметной школьной недели истории.
| февраль
| Урок мужества «Разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом посвящается…».
Совместная экскурсия с музеем г.Артема по местам бывшего ДАЛЬЛАГА на территории Артемовского городского округа.
Встреча учащихся с солдатами-срочниками подшефной воинской части. Акция «Посылка солдату».
| март
| Проведение правовой организационно-деятельностной игры.
Родительское собрание : «Гражданин воспитывается в семье».
Участие в краевой научной конференции учащихся школ, лицеев и колледжей «Путь к успеху!».
| апрель
| Экскурсия на остров Русский по местам проведения саммита стран-участниц АТЭС. Составление тематического кроссворда.
Классный час «Российская армия : вчера, сегодня, завтра».
Проведение субботника по уборке территории, на которой находится памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
| май
| Проведение учащимися 9-а класса школьного митинга, посвященного Дню Победы.
Организация экскурсии по школьному музею, посвященному истории пионерской организации школы.
| Приложением программы являются сценарии, разработки классных часов, уроков мужества, огранизационно-детельностных игр, родительского собрания; так же прилагаются фотоотчеты об экскурсиях, встречах с интересными людьми.
Анкета «Я- патриот?».
Слайд-презентация «Артем- вчера, сегодня, завтра».
Слайд-презентация «Приморью-75!».
Урок мужества, посвященный разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом.
Урок мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда.
Классный час «Но слава русских моряков с «Варягом» не ушла ко дну».
Классный час «Великий гражданин России: Петр Аркадьевич Столыпин».
«Вожатский» урок для начальной школы, посвященный Конституции РФ.
Игра брейн-ринг, посвященная Дню народного единства.
Отчет-презентация об экскурсии в палеодеревню.
Родительское собрание «Гражданин воспитывается в семье».
Фото и аудиоотчет , посвященный встрече с ветераном Великой Отечественной войны П.А. Шетовым.
Экскурсия по школьному музею, посвященная истории школьной пионерской организации.
Материалы для школьного музея: «Наш земляк- художник Алексей Семенович Песегов».
|