Скачать 381.35 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Удмуртский государственный университет» КАФЕДРА ИСТОРИИ УДМУРТИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Математические методы в историко-политических исследованияхдля специальности350200 «Международные отношения»;350300 «Регионоведение»Составитель УМКД зав. Кафедрой истории Удмуртии д.и.н. Мельникова О.М. УМКД рассмотрен и утвержден на заседании кафедры от «__25 мая___» _______________2011г. Зав. кафедрой _______________________/Мельникова О.М. Согласован с методической комиссией факультета (института) «_31 августа___»___________2011г. Председатель МК ____________________/Мельникова О.М.________________________/ ИЖЕВСК 2011 Перечень документов УМКД по дисциплине «Методы политологических исследований
А) Контрольная работа на тему «Структура научного исследования»». Методические указания по выполнению. С. Б) Конспект. Методические рекомендации по написанию конспекта С.
6. Рекомендации по использованию количественных данных и материалов для выполнения учебно-исследовательских и научно-исследовательских студентов С. 7. Методические указания преподавателю Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности 350300 «Регионоведение»; 350200 «Международные отношения» Изучение курса «Методы политологических исследований» должно способствовать формированию профессиональных качеств выпускника специальности «региноведение» , «международные отношения», предъявляемых ГОС по специальности «политология», по которому выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:
владеть методикой и техникой эмпирических политических исследований, уметь применять эти знания для решения теоретических и прикладных задач МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Удмуртский государственный университет» КАФЕДРА ИСТОРИИ УДМУРТИИ РАБОЧАЯПРОГРАММАпо дисциплине «Методы политологических исследований» 350300 «Региноведение» Курс …........................................................................................... 3 Семестр …..................................................................................... 5 Всего аудиторных часов ............................................................ 18 Лекции ......................................................................................... 9 Семинарские занятия …............................................................. 10 Самостоятельная работа 10 Зачет (семестр) …......................................................................... 8 г. Ижевск 2011 Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта ГОС –2000, утвержденного 14 марта 2000 г. Составитель рабочей программы д.и.н., зав. Кафедрой истории Удмуртии Мельникова О.М. Рабочая программа утверждена на заседании кафедры археологии и истории первобытного общества «__25 » мая__ 2011г. протокол №1 Заведующий кафедрой Мельникова О.М. (подпись) Одобрено методической комиссией исторического факультета «___31 авгу ста___» 2011 г. Председатель методической комиссии Мельникова О.М. Декан факультета Старкова Н.Ю. 1. Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) По специальности 350300 «Регионоведение»; 350200 «Международные отношения» Изучение курса «Методы политологических исследований» должно способствовать формированию профессиональных качеств выпускника специальности «Регионоведение», «Международные отношения» по которому выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:
2. Принципы построения курса «Методы политологических исследований»» Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план по решению Ученого Совета университета. Он является составной частью профессиональной подготовки специалиста – регионоведа, международника. В учебном процессе курс является этапом в формировании у студента навыков исследовательской методологии. В методологическом отношении курс связан с такими общепрофессиональными дисциплинами как «Политическая социология», «Политический анализ и прогнорзирование», «Теория политики». Курс предполагает направленность на овладение студентами методологией политологического исследования. Цель данного курса – на основе общенаучной методологии научного исследования раскрыть содержание специально-научной методологии и конкретных математических методов, используемых в политологических исследованиях. Это важно для формирования методологической культуры политолога, его интеллектуальной культуры в целом. Программа курса предполагает выработку умений и навыков конкретной методологии научного исследования, поможет студентам организовать свою исследовательскую деятельность, самостоятельно ориентироваться в познавательных возможностях тех или иных методов научного исследования, грамотно оценивать получаемый научный результат. В учебном процессе исторического факультета курс «Методы политологических исследований» изучается на III курсе (5 семестр). Курс является важной составной частью овладения нормами профессиональной культуры. Использование тех или иных методик приложимо к решению конкретных исследовательских задач при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ по конкретным проблемам в разных разделах политической науки. Оценка знаний и умений студентов проводится на семинарских занятиях. Промежуточный контроль знаний осуществляется оценкой контрольной работы по теме «Структура научного исследования». Итоговый результат знаний осуществляется в виде зачета (он может проводиться в форме устного собеседования по темам курса или тестового задания в письменной форме по темам курса) и собеседования по одной из статей (или монографий, на выбор студента), связанных с использованием математических методов в конкретных политологических исследованиях. Программа включает перечень научной литературы, обеспеченной фондом научной библиотеки Удмуртского государственного университета. 3. Цель и задачи курса Цель курса - на основе общенаучной методологии научного исследования раскрыть содержание специально-научной методологии и конкретных методов, используемых в политологических исследованиях. Это предопределило содержание задач курса:
После изучения теоретических разделов курса в объеме рабочей программы студент должен:
- должен уметь формулировать исследовательскую программу своей курсовой и выпускной квалификационной работы, оперировать теоретико-методологическими понятиями и категориями при изучении конкретных политологических проблем, владеть основными приемами методической работы политолога. - использовать конкретные методы научного исследования при решении конкретных исследовательских задач. 4. Структура курса Курс состоит из трех разделов:
5. Учебно-тематический план курса «Методы политологических исследований»» Распределение часов по темам курса и видам занятий
6. Содержание лекционного курса. Тема 1. Феномен науки (2 часа) Политология как наука. Лженаука. Квазинаука. Научное познание как вид познавательной деятельности человека. Объект и предмет науки. Основные функции политологических исследований: познавательная, информационно-аналитическая, «диагностическая», прогностическая, идеологическая, управленческая. Литература Барг М.А. Категории и методы исторической науки. - М., 1984. Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. -М., 1987. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. М., 2005. Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007. Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. -№2. -1993. Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006. Тема 2. Методология и методы как неотъемлемая часть научного исследования (2 ч.). Понятие методологии науки. Предмет методологии науки. Предмет методологии политологии. Метод и методология. Понятие научного метода. Структура научного метода. Типология научных методов политологии. Общенаучные методы и приемы исследования. Специально-научные методы. Частнонаучные методы в политологии. Междисциплинарный подход и методы различных наук в политологических исследованиях. Литература Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. -М., 1987. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007. Мазур Л.Д. Методы исторического исслещдования. Екатеринбург, 2010. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1999. Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006. Прохоров Е.П. Методология – предмет новой «парадигмы» социологического знания // Социологические исследования,. 1994. № 3. Философия и методология науки. -В 2-х т. -М., 1994.. Учебное пособие. М., 2005. Тема 3. Структура научного исследования (2 часа) Объект и предмет научного исследования. Понятие научной проблемы. Актуальность научной проблемы. Принципы построения, обоснование, оценки научной проблемы. Понятие проблемной ситуации в науке. Формулировка цели и задач исследования. Источниковедческое, историографическое, методологическое обоснование исследовательских задач. ЛитератураБабосов Е.М. Прикладная социология. М., 2000. Берков В.Ф. Научная проблема. - Минск, 1979. Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005. Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976. Герасимов И.Г. научное исследование. М., 1972. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М., 1976. Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1981. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003. Кузнецов И.Н. научное исследование. Методика проведения и оформления. М. 2004. Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007. Мазур Л.Д. Методы исторического исслещдования. Екатеринбург, 2010. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1999. Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006. Санцевич А.В. Методика исторического исследования. М., 1990. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999. Тема 4. Математизация научных исследований в политологии (2 часа)Причины математизации политологических исследований. Условия математизации политологических исследований. Понятие математических методов. Типы исследовательских задач, решаемых при помощи математических методов.Литература Берка К. Измерение: понятие, теория, проблемы. М., 1987. Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003. Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1999. Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006. Сатаров Г.А. Математика в социологии: стереотипы, предрассудки, заблуждения // Социологические исследования. 1986. № 1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999. 7. Программа семинарских занятий Методические указания к семинарским занятиямСеминарские и практические занятия призваны обратить внимание студентов на широкий круг конкретных методологических и методических проблем науки, выработать у студента осознанное отношение к использованию конкретных методов исследования, а так же приобрести наиболее общие навыки их применения. Семинарские занятия посвящены осмыслению сути методов политологического исследования, их месту в научном исследовании, характеристике познавательных возможностей. Особый акцент сделан на математических и количественных методах, понимание познавательной ценности которых позволит студентам аргументировано выбирать конкретные методы изучения политологических проблем в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе. Эти два акцента имеют важный методологический смысл: каждый студент в процессе создания курсовой и выпускной квалификационной работы решает для себя вопросы выбора методов исследования. Семинарские и практические занятия призваны обратить внимание студентов на широкий круг методологических и методических проблем политологической науки, выработать у студента осознанное отношение к использованию конкретных методов исследования, а так же наиболее общие навыки методики их применения. Неотъемлемой частью такой работы выступает разработка исследовательской программы. Грамотное формирование ее структуры позволит студенту эффективно решить исследовательские задачи. Значимой частью структуры научного исследования выступает методологическое обоснование исследовательских задач. В этом разделе студент должен ясно осознавать выбранные им исследовательские подходы, принципы и методы исследования. Умение корректно использовать их в своей практической работе позволит студенту сделать осознанный выбор тех или иных методов в процессе освоения норм профессиональной культуры. Готовясь к семинарскому занятию, студенту полезно определить местонахождение темы в общей программе курса. Всегда полезно знать, какой материал предшествует и последует за данным. Нелишне обратить свое внимание и на общие цели курса и соотнести их с требованиям к специалисту: это весьма удобно для определения точности тех норм, к которым Вы должны стремиться. Ознакомление с общей программой позволит Вам подобрать наиболее полезные учебники и литературу, содержащие наибольший объем материала по предложенной теме семинарского занятия. Знакомясь с темой предлагаемого занятия, подумайте, какие вопросы вам уже известны. Познакомившись с литературой, подумайте, какие вопросы могут возникнуть при обсуждении вопросов темы. Для эффективной подготовки к семинарским и практическим занятиям следует первоначально ознакомиться с лекционным материалом по теме. Студентам рекомендуется для ознакомления разнообразная учебная, методологическая и методическая литература, имеющаяся в фондах научной библиотеки Удмуртского университета. Это даст возможность выбора наиболее доступной и понятной концепции по конкретным вопросам занятия. НЕ забудьте о возможностях медиатеки научной библиотеки УдГУ! Помните, что полезную информацию можно почерпнуть в Интернете! Политологам, начинающим активно использовать интернет-ресурсы для решения профессиональных задач, целесообразно обратить внимание, прежде всего, на две поисковые системы-Yandex и Google. Первый является преимущественно русскоязычным, а второй осуществляет поиск на различных языках. При изучении рекомендованной литературы ее следует конспектировать, обращая особое внимание на способы получения исторического знания. Для успешного освоения методологической терминологии, корректного выполнения познавательных процедур, следует все незнакомые термины, понятия, их значения выписывать в тетрадь. Желательно, чтобы в ходе ознакомления с литературой студенты стремились переосмысливать материал так, чтобы использовать его при написании курсовых и квалификационных работ, а так же в исследовательской работе. Готовясь к семинарскому занятию, заготовьте вопросы, которые оказались вами непонятыми. Принимайте активное участие в занятии, не ведите себя пассивно! Это даст вам возможность максимально подготовить себя к выполнению выпускной квалификационной работы как самостоятельного научного исследования! Семинарские занятия по курсу тематически содержат непростые вопросы для обсуждения, они требуют специальной подготовки. Поэтому обратите внимание: преподаватель готов проконсультировать Вас по любому вопросу! Обратите внимание на расписание консультаций преподавателя на кафедре! Семинарские занятия проводятся в студенческой группе, поэтому Ваши однокурсники – тоже ценный источник информации. Умение работать с другими людьми – чрезвычайно ценное качество будущего специалиста. Помните, от того, как каждый в группе готов к занятию, зависит продуктивность освоения курса. Цель коллективной работы состоит в том, чтобы каждый член группы выигрывал от сотрудничества с другими. Поэтому избегайте жульничества! Целью обсуждения научных проблем в группе не должно быть уменьшение личного объема работы ее участников! Тема 1. Структура политического исследования (2 часа) План занятия:
Цель занятия: обратить внимание студентов на логическую структуру научного исследования для корректного ее использования в исследовательской работе, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Задачи занятия: 1) на основе анализа специальной методологической литературы и лекционного материала выяснить структуру научного исследования; 2) проанализировать любую выпускную квалификационную работу (на выбор студента), выполненную на кафедрах исторического факультета с точки зрения корректности и эффективности ее структуры (работы хранятся на всех кафедрах исторического факультета: необходимо подойти к методистам кафедр); 3) исходя из полученной информации, сформулировать структуру своей курсовой работы. Особые замечания: обратите внимание на понятийный аппарат, связанный со структурой научного исследования (научная проблема, актуальность проблемы, метод, источник информации, историография). Уточните их содержание в учебных пособиях и энциклопедических изданиях в справочно-информационном отделе научной библиотеки (Новый философский словарь. В 4-х т. М., 2001.) ЛитератураБабосов Е.М. Прикладная социология. М., 2000. Берков В.Ф. Научная проблема. - Минск, 1979. Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976. Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005. Герасимов И.Г. научное исследование. М., 1972. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М., 1976. Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1981. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003. Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1999. Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006. Санцевич А.В. Методика исторического исследования. М., 1990. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999. Тема 2. Особенности измерения политических явлений и процессов (2 часа) Понятие «измерение политических явлений и процессов». Понятие количественных и качественных признаков политических явлений и процессов. Понятие формализации. Шкала измерения. Типология шкал измерения политических явлений и процессов: номинальная (наименований), порядковая, интервальная, пропорциональностей. Показатели измерения. Единицы измерения. Ошибки и погрешности измерений. Проблемы комплексного измерения политических явлений и процессов. ЛитератураБоришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1999. Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007. Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы //Социология. 1995. №5-6. Нежнова Н.Б., Смирнов Ю.П. Применение математических методов в исторических исследованиях. Чебоксары, 1989. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. Л., 1989. Рабочая книга социолога. М., 1983. Формализованно-статистические методы в археологии. М., 1990. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999. Тема 3. Выборочный метод в изучении политических явлений и процессов (1 часа) 1.Понятие сплошного и несплошного наблюдения политических явлений и процессов.
Цель занятия: определение познавательных возможностей метода выборочного наблюдения. Задачи занятия: ознакомление с методологией выборочного метода исследования. Особые замечания: обратите особое внимание на способы формирования выборки (случайная выборка, серийная выборка, типологическая выборка, районирование) и определения ее репрезентативности! ЛитератураАртемов П.Н. Политическая социология. СПб, 2003. Божков О.Б. Эта неуловимая генеральная совокупность // Социологические исследования. 1987. № 3. Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005. Королев Ю.Г. Выборочный метод в социологии. М., 1975. Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1999. Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006. Общая теория статистики (любое издание). Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. М., 1996. Рабочая книга социолога. М., 1983. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999. Тема 3. Моделирование политических явлений и процессов (1 часа).
Цель занятия: ознакомление с познавательными возможностями метода моделирования. Задачи занятия: формирование представлений о модели как способе изучения политических явлений и процессов, выявление различных способов построения моделей. Обратите внимание: моделирование – один из сложных методов сущностного анализа. Политических явлений и процессов. Его возможно осуществить, когда явление исследования с помощью других описательных и математических методов исследования. ЛитератураАртемов П.Н. Политическая социология. СПб, 2003. Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005. Каракозова Э.В. Моделирование в общественных науках. М., 1986. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003. Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1999. Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006. Математические методы и модели в социологии. М., 1991. Вып.1. Моделирование социальных процессов. М, 1993. Юсупов Р.М. Математическое моделирование в военном деле // Военно-исторический журнал. 1986.№ 6. Тема 4. Формы группировки количественной информации (1 часа)
Цель занятия: ознакомление с методами группировки количественной информации. Задачи занятия: определение познавательных возможностей табличной форма группировки количественных данных и графических способов их представления. Обратите внимание: разные способы группировки имеют разные познавательные возможности. Графические способы группировки создаются на основе табличных данных. Помните, что существуют особые правила построения статистических таблиц и графических изображений. ЛитератураАртемов П.Н. Политическая социология. СПб, 2003. Бабосов Е.М. Прикладная социология. М., 2000. Дейвисон М. Многомерное шкалирование. Методы наглядного представления данных. М., 1988. Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007. Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1999. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999. Тема 5. Контент-анализ как метод исследования.
Литература:
Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып. 1-2. М.–Л., 1973. Методы количественного анализа текстов нарративных источников. М., 1983. Поршнева О.С., Поршнев С.В. К характеристике менталитета народных масс России: революция 1917г. в фокусе массового сознания (опыт статистического анализа писем рабочих, крестьян и солдат в центральные органы Советов рабочих и солдатских депутатов) // Круг идей: историческая информатика на пороге XXI века. М.–Чебоксары, 1999. 8. Программа самостоятельной работы студента. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Математические методы в исторических исследованиях» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 030600. 62 «История», изучающих... | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 (ЕН. Р. 1)«математические... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Страхование и актуарные... Программа курса «Страхование и актуарные расчеты» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | ||
Васильев е. П. Экономико математические методы и модели часть I Лукинова С. Г., Шатохина Л. В., Васильев Е. П. Экономико-математические методы и модели Часть I. Учебно-методический комплекс. –... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 032401 Реклама Согласовано... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс история политических и правовых учений... История политических и правовых учений : Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Тимошевская А. Д., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс по дисциплине История политических учений Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Математические методы в экономике» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | ||
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080401 Товароведение... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческая деятельность» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Технический перевод для специальности Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права» ... |