Скачать 176.75 Kb.
|
муниципальная образовательная организация – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №111 Первомайского района города Ростова-на-Дону ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ В наше время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором его поступательного развития, а образование – одним из гарантов прогресса. Особое место в процессе обучения и воспитания в гимназии занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является все многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имеющих место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина. В основе гимназической концепции преподавания истории лежит композиционный подход, при котором особое внимание уделяется духовной сфере жизни общества в тот или иной период истории, т. е. своеобразие, уникальность каждого сообщества определяет духовная сфера, а именно национальная идея, которая является системообразующим фактором и влияет на особенности культурной, социально-экономической и государственной жизни. Национальная идея указывает на нравственное состояние местного сообщества или общества в целом. Цели и задачи исторического образования Цель преподавания истории: формирование основ историко- познавательной, ценностно-мировоззренческой,социально-коммуникативной, информационной компетентностей. Историко-познавательная компетентность включает в себя владение элементами исторического анализа явлений прошлого в их связи с современностью, навыки исторического мышления. Ценностно-мировоззренческая компетентность- представление о разных системах социальных норм и ценностей, в том числе истории российского общества; умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, наиболее значимым проблемам российской истории и современности; Социально-коммуникативная компетентность- позитивные установки и навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфесиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп; умения осознанно выстраивать свое поведение в неординарных социальных ситуациях. Информационная компетентность- владение умениями и навыками работы с источниками исторической и современной информации (извлечение, систематизация, переработка исторической информации) Задачи обучения истории:
Преподавание истории опирается на следующие принципы: 1.Личностно-деятельностный– это особый подход к процессу обучения, при котором ученик является центральной фигурой; самостоятельное приобретение и применение полученных знаний становится приоритетным. 2.Личностно-ориентированный– обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. 3.Практико-ориентированный – предполагает овладение учащимися практическими навыками и умениями, которые пригодятся им в жизни. Основные содержательные линии исторического образования реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая история». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков. Требования к уровню подготовки выпускников: знать/понимать: - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории; - периодизацию всемирной и отечественной истории; - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - историческую обусловленность современных общественных процессов; - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. - факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса; - принципы и способы периодизации всемирной истории; - важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; - особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого; - историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения; - взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории уметь: - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии. - проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; - осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности); - классифицировать исторические источники по типу информации; - использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта,таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую; - различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; - использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений - систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса; - формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями; - участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы; - представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации. использовать при обретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; - использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; - соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; - осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. - понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; - формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями; - учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением; - осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России. Организационно – педагогические условия. I. Требования к тетрадям учащихся:
Количество ученических тетрадей. По истории должно быть по одной рабочей тетради и тетради на печатной основе; в 10-11 классах должна быть тетрадь для контрольных работ. Порядок проверки письменных работ учителями. Рабочие тетради учащихся 5 – 11 классов по истории проверяются выборочно, но не реже 1 раза в четверть. Контрольные, рабочие тетради на печатной основе проверяются и возвращаются к следующему уроку, а при большом количестве работ через урок. II. Домашнее задание. Объем домашнего задания не должен превышать норм Санпина. Домашнее задание записывается в дневник. С 8 по 11 класс учитель не отвечает за запись д/з Письменные работы проверяются в соответствии с орфографическим режимом (ошибки в терминах, названиях учитывать). Проверка д/з должна осуществляться в разных формах. Д/з записывается в журнале. III. Диагностическая часть Результаты образовательной программы по курсу истории отслеживаются через систему предметного мониторинга. умение работать с текстом: 1) выделять главное; 2) разделить текст на части 3) озаглавить части текста; 4) умение составлять тезисный план, опорный конспект; 5) уметь работать с таблицами и рисунками 6) работать с графиками и диаграммами; 7) работать с терминами; 8) отвечать на вопросы, задавать вопросы; усвоение терминов (диктант): выполнение и оформление практических работ: рефераты, проекты, исследовательская работа выполняются и оформляются согласно требований к таковым пробный ЕГЭ. навыки решения практических задач. проектная деятельность. устный ответ учащихся: 1)полнота, правильность ответа; 2) использование терминов, дат, научных теорий, достижений науки, знание формулировок законов; 3) умение отвечать на вопросы. IV. Критерии оценивания учащихся по истории Критерии оценки устного ответа: Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком. Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя. Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный. Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует Критерии оценивания письменного ответа При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы: 1.Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. 2.Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. 3.Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания V. Методическая часть В процессе преподавания истории применяются следующие педагогические технологии:
VI. Формы занятий: 1. лекции с постановкой проблемных заданий (в т.ч. с элементами беседы) 2. семинары 3. экскурсии 4. видеоуроки 5.лабораторно-практические занятия на основе работы учащихся с различными источниками знаний 6. индивидуальные консультации 7. эвристическая беседа 8. уроки проверки знаний учащихся (тематические и итоговые) 9. игровые формы уроков (урок - художественный салон, урок-суд) 10. конференции VII. Учебно-методический комплект: Программы:
История всеобщая 5класс: 1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История древнего мира. Учебник 5 класс. М., Просвещение. 2012 2. Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2013. 6 класс:
9 класс: 1)О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история, 2012, Москва, Просвещение 2) О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история, рабочая тетрадь, 2012, Москва, Просвещение 3)А.О. Сороко-Цюпа, М.Л.Несмелова. . Всеобщая история. Новейшая история. Поурочные разработки,2011, Москва, Просвещение 10-11 класс 1. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история (профильный уровень), М. Русское слово, 2011 История России 6-9 класс
8. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, История России ХХ-начало XXI века.,рабочая тетрадь, Москва, Просвещение,2012, часть 1-2 9. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина ХХ-начало XXI века.,Поурочные разработки, Москва, Просвещение,2012 10-11 класс Сахаров,Буганов; Буганов,Зырянов «История России с древнейших времен до 19в» Шестаков В.А.под ред. Сахарова А.Н. История России (профильный уровень), М., Просвещение, 2011 В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование: Электронные учебники:
Энциклопедии: 1. История Отечества 882-1917. (мультимедийный1 учебно-методический комплекс-супертьютор) 2. Династия Романовых. Три века Российской истории.Историческая энциклопедия. 3. Энциклопедия России 862-1917. (Интерактивный мир) 4. Современная Россия. Большая энциклопедия России 5. Энциклопедия. История России 6. Энциклопедия Истории России 862-1917. Хочу все знать («Новый диск». 2006) Пособия по подготовке к ЕГЭ по истории 1.Подготовка к ЕГЭ. История 10-11. (1С) – 2 шт. 2.Экспресс-подготовка к экзамену. История. 9 – 11 класс 3.Единый государственный экзамен. История 4.Аудиоучебник: Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров. История Отечества. ХХ – начало ХХI века. 11 класс. История (DVD диски)
Кассеты по Истории
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы стоим на пороге реформы общеобразовательной школы. Она вызвана потребностями общества, является составной частью общественного... | Методы выявления туберкулеза туберкулинодиагностика ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одним из способов модернизации образования является внедрение в учебный процесс компьютерных технологий. Применение современных компьютерных... | Программа развития конкуренции в Российской Федерации оглавление Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий с одной... | ||
Из истории российских привилегий и патентов Россия. Русский народ внёс великий вклад в развитие технического и экономического потенциала общества и тем самым способствовал прогрессу.... | Программа по русскому языку пояснительная записка То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории... | ||
Программа по русскому языку пояснительная записка То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории... | Отчет о проведении недели истории и географии в сп мкоу сош№3 Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Именно в это время учитель-предметник может увидеть творческий потенциал... | ||
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» России и археологии. В ходе изучения дисциплины студенты раскрывают для себя основные особенности кочевнического общества – его возникновение,... | Рабочая программа По истории 7 класс Место и роль исторического знания... В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вопросы охраны и защиты здоровья в настоящее время являются первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором... | Реферат по курсу «Проектирование Информационных систем» на тему:... ... | ||
Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» Данный курс знакомит студентов с представителями и содержанием важнейших теорий социального прогресса отечественной и зарубежной... | Проблемы единого государственного экзамена в Российской Федерации... Судьба государства и каждого человека в нём зависит от системы развития образования. Образование всегда было и остаётся важной сферой... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины философия Охватывает природу, мировую экономику, политические отношения, культуру и, особенно, самого человека. В этих условиях особо актуальным... | Учебно-методический комплекс по спецкурсу Образование как фактор... Цели изучения дисциплины «Образование как фактор развития инновационного общества» |