Пояснительная записка
Вопросы охраны и защиты здоровья в настоящее время являются первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанный выбор средств и действий для формирования здоровья и здорового образа жизни.
Задача родителей и педагогов – вернуться к истинной ценности – здоровому образу жизни, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, помочь ему выбрать только полезные, соответствующие здоровью факторы и отказаться от вредных. Выполнение поставленных целей и задач зависит от слияния трех показателей: наследственность – окружающая среда – образованность, причем образованность является наиболее поддающимся изменению показателем. Работа в нашем детском саду организована по нескольким направлениям, одно из которых – формирование у дошкольников основ рационального питания, воспитания у них культуры здоровья. Наша созданная программа обобщает имеющийся теоретический материал, проведенные отдельные занятия, праздники по теме правильного питания. Данная программа рассчитана на 4-летний курс обучения (со 2 младшей группы по подготовительную к школе группу). Она учитывает возрастные особенности развития детей, предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Усвоение навыков здорового образа жизни возможно при условии целенаправленного систематического взаимодействия между ДОУ и семьей.
Проведя анкетирование родителей по вопросу питания: «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам рационального питания дошкольников», мы обратили внимание на следующие факты:
92,3 % - имеют представление о рациональном питании
91,5 % - считают необходимым рациональное питание в дошкольном возрасте
75,8% - считают, что в ДОУ созданы условия для рационального питания
62,3% - считают, что имеющаяся наглядная информация интересна и полезна
61% - оценивают уровень развития навыков здорового питания у своего ребенка как среднее
27,2% - родителей считают, что их ребенок предпочитает кашу
64,2% - супы
66,3% - мясо
15,8% - молочные продукты
34,2% - фрукты
20,2% - овощные салаты
13% - рыба
25,8% - курица
31% - макароны
2,6% - сыр
2.6% - яйца
78,9% - родителей обращают внимание на питьевой режим ребенка
86,8% - родителей отметили, что им не требуется помощь специалистов и воспитателей.
Исходя из полученных данных , мы поняли, что родители заинтересованы вопросом рационального питания своих детей. ЦЕЛЬ данной программы – формирование ценностей здорового образа жизни и способов их реализации ЗАДАЧИ:
Дать представление о здоровом образе жизни (полезная и вредная пища, традиционное питание, региональный компонент, источники питания, приготовление пищи, витамины и их содержание в продуктах, продукты, способствующие развитию тела и ума, правила приема пищи и поведения за столом)
Наладить систематическую работу с родителями, направленную на выработку единых ценностей здорового образа жизни (совместные с детьми праздники, задания на дом, анкетирование, выставки, беседы с родителями, тематические родительские собрания, информирование о здоровом образе жизни)
Разработать и накопить методические материалы по теме «Здоровый образ жизни» (конспекты занятий, дидактические игры, загадки, пословицы, сценарии праздников)
Создать благоприятный эмоциональный климат при работе с детьми (разнообразные формы проведения занятий, индивидуальный подход, позитивная установка на обучение
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Дети узнают и получают элементарные навыки приготовления пищи.
Дети учатся сравнивать и различать продукты, пробуя и описывая их свойства.
Осваивают действия, связанные с чисткой овощей, снятием кожуры с фруктов, замешиванием теста, способствуют формированию и развитию координации, мелкой моторики рук, силы рук, плечевого пояса и др.
Социализация на следующих этапах обучения проходит более успешно.
Формируются социальные навыки и представления о культуре питания.
Успешное , совместное приготовление блюда, возможность разделить его с друзьями, сопереживание в случае неудачи способствуют эмоциональному развитию.
При приготовлении салатов, винегретов, соков, теста разной формы, нарезание овощей – дети более успешно осваивают цвета, форму, у них активизируются вкус, обоняние, осязание, зрение.
Программа состоит из пяти блоков:
«Если хочешь быть здоров»
( темы: «Как правильно есть», «Самые полезные продукты», «Что надо есть, если хочешь стать сильнее» и др.)
«Хлеб всему голова»
(темы: «Хлеб – всему голова», «Плох обед, если хлеба нет» и др.)
«Каша – пища наша»
(темы: «Из чего варят кашу», «Время есть булочки» и др.)
«Молочные реки – кисельные берега»
(темы: «Кто живет в Молочной стране», «Молочные старты» и др.)
«Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты»
(Темы: «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты», «Где найти витамины» и др.)
Знания, умения, навыки, полученные детьми в разных группах за год Вторая младшая группа
Знания
Основные овощи и фрукты.
Основные правила поведения за столом и во время еды.
Некоторые традиции русской кухни.
Элементарные представления о вредной и полезной пище.
Умения
Различать основные овощи и фрукты по внешнему виду и называть их.
Вести себя правильно за столом при постоянном контроле воспитателя.
Средняя группа
Знания
Элементарная схема приготовления салатов.
Основные названия групп зерновых и каш, из них получаемых.
Элементарные представления о меде и его пользе.
Элементарные знания о профессии повара.
Полезные и вредные продукты.
Значение хлеба в традиционном русском питании.
Элементарные представления о витаминах и их значении.
Представление о значении воды для человека.
Режим питания (завтрак, обед, полдник, ужин).
Умения
Различать овощи, фрукты и ягоды по общему признаку или признакам и назвать виды сока, получаемого из них.
Чистить фрукты и готовить элементарные овощные и фруктовые салаты.
Уметь различать продукты по вкусу.
Вести себя за столом с эпизодическим контролем воспитателя.
Высаживать лук на грядку и сеять овес.
Старшая группа
Знания
Режим дня в соответствии с временными понятиями (утро, день, вечер).
Классификация овощей, фруктов, ягод, их значение для человека, целебные свойства.
Схема приготовления каш и виды добавок к ним.
Продукты питания, заменяющие сахар.
Правила приема гостей, сервировки стола.
Русские народные празднички: Масленица, День весеннего равноденствия.
Приемы заготовки овощей и «фруктов.
Умения
Готовить овощные и фруктовые салаты (по усложненной схеме приготовления).
Сервировать стол.
Выбирать из ряда продуктов вредные и полезные и группировать их.
Сеять на грядке семена зелени, ухаживать за посадками.
Вести себя за столом с частичным контролем воспитателя
Подготовительная к школе группа
Знания
Режим питания в соответствии с временными понятиями (часы, минуты).
Классификация продуктов питания: молочные, рыбные, мясные, овощные, фруктовые.
Особенности выращивания хлебных культур, их значение для человека; выпечка, хлебобулочные изделия.
Названия съедобных и несъедобных грибов.
Основные витамины и и каких продуктах они есть,
Некоторые лекарственные травы (ромашка, крапива, шиповник, мать-и-мачеха, шалфей, лопух).
Глубокие знания о профессии повара.
Умения
Сервировать стол в зависимости от режимных моментов.
Составлять меню для завтрака, обеда, ужина.
Различать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.
Различать некоторые лекарственные травы.
Виды проверки усвоения программы
Наблюдения.
Беседа.
Картинные викторины.
Игры.
Итоговые занятия.
Анкетирование.
Педагогический аспект организации питания в ДОУ.
Обеспечение эмоционально - эстетического комфорта при организации здорового питания детей и формирования личной культуры ребенка
Работа с педагогами.
| Работа с родителями
| Знание и соблюдение санитарно - эпидемиологических правил и нормативов для ДОУ и других нормативно-правовых документов в образовании
Реализация задач к разделу «Воспитание культурно- гигиенических навыков» Изучение инновационных педагогических технологий по данной теме. Планирование различных форм работы с детьми по теме в образовательных областях: «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура», «Труд», «Музыка», «Художественное творчество» Оснащение педагогического процесса необходимыми пособиями и оборудованием по теме питания. Знание правил столового этикета Семинары, семинары- практикумы Консультации Мастер-классы, презентации Самообразование педагогов, обобщение опыта Оперативный и систематический контроль Разработка проектов, подготовка и проведение акций, праздников, развлечений по теме
| Информационные стенды: консультации, рекомендации, советы Акции: «Советуем приготовить»- рецепты для родителей; «Любимые блюда моего ребёнка», «Любимые блюда кубанской кухни» Родительские собрания на тему: «Питание в ДОУ, привитие культурно-гигиенических навыков детям дошкольного возраста», "Столовый этикет дома", Родительское собрание: «Здоровое питание» (с презентацией о здоровом питании) Участие родителей в «Совете по питанию», в работе с общественно-административной комиссии Участие в проектах, конкурсах¸ праздниках, досугах, развлечениях Семинар для родителей: «Питание дошкольников»
Цикл консультаций:
Основные принципы здорового питания
Нам нужны витамины
Пища, сказывающаяся на поведении
Формула здорового питания
Памятки для родителей о питании, буклеты
|
«ЗАБОТИМСЯ О ПИТАНИИ» ПРОГРАММА МКДОУ ЦРР-ДЕТСКОГО САДА № 32
на 2012-2015г.
г. Сатка
Автор программы: старший воспитатель МКДОУ ЦРР-д/с № 32
Аистова Надежда Варфоломеевна
|