КГБОУ СПО «Рубцовский педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины: История
для специальности
050141 «Физическая культура»
2013г
Одобрена ПЦК
гуманитарных и естественных дисциплин
Протокол № 1
от «29» августа 2013г.
Председатель ПЦК:
Третьякова В.Г. ______________ Составитель:
Ломова С.Г. _____________ Рецензент __________________
| Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004г.)
для специальности:
050141 «Физическая культура» Зам. директора по учебно-воспитательной работе:
Оспищева В.А. ____________
«___» августа 2013г.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по Истории составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования ( базовый уровень) 2004 г., в соответствии с примерной программой учебной дисциплины (2008).
Программа учебной дисциплины « История» предназначена для изучения истории в учреждении профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.
При освоении специальностей СПО естественно-научного профиля, дисциплина изучается как базовая в объеме 175 часов, из них 117 аудиторных и 58 часов на самостоятельное изучение.
Итоговый контроль в соответствии с рабочим учебным планом во 2 семестре дифференцированный зачет.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической
обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Особенность изучения истории как профильного учебного предмета заключается в увеличении глубины рассмотрения тем, входящих в базовое содержание, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, проектов), аудиторные занятия включают различные формы работы: лекции, работа историческими источниками, картами, учебниками.
В программе материал, изучаемый на профильном уровне, выделен курсивом.
Содержание учебного материала структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.
Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.
Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно- представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.
Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории XX—XXI вв.
Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.
Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIX—XXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность
отечественной и всемирной истории; ;
основные исторические термины и даты; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной
и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические
описания и исторические объяснения; структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро; дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый
вклад в мировую и отечественную историю; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; определять историческое значение явлений и событий прошлого; устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. Календарно-тематический план
| Максим.
| Количество аудиторных часов
|
| Наименование разделов и тем
| учебная
|
|
|
|
|
| нагрузка
| Всего
| Теорет.
| Лабор.,
| Контр.
| СРС
|
| студента
|
|
| работы,
| работы
|
|
|
|
|
| практич.
|
|
|
|
|
|
| занятия
|
|
| Введение
| 1
| 1
| 1
|
|
|
| Раздел I Древнейшая стадия
| 5
| 2
| 2
|
|
| 3
| истории человечества.
Тема 1.1. Природное и соци-
|
|
|
|
|
|
| альное в человеке и человеческом сообществе
|
|
|
|
|
|
| первобытной эпохи.
| 1
| 1
| 1
|
|
|
| Тема 1.2. Неолитическая революция.
|
4
|
1
|
1
|
|
|
3
| Раздел П. Цивилизация
| 11
| 4
| 4
|
|
| 7
| Древнего мира.
Тема 2.1.Ранние цивилизации, их отличи-
|
1
|
1
|
1
|
|
|
| тельные черты.
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.2.Расцвет цивилизаций бронзового
| 5
| 1
| 1
|
|
| 4
| века и железный век Востока.
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.3 .Античная цивилизация
| 4
| 1
| 1
|
|
| 3
| Тема 2.4.Религии Древнего
| 1
| 1
| 1
|
|
|
| мира и культурное наследие
|
|
|
|
|
|
| древних цивилизации
|
|
|
|
|
|
|
| |