Скачать 0.7 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет имени академика И.П.Павлова Кафедра истории Отечества РЕФЕРАТ на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» Выполнил: студент 179 группы стоматологический факультет Ковальчук А.А Преподаватель: Журавлёв А.А. Санкт-Петербург 2009 Революционные события 1917 года, разделившие страну на два непримиримых лагеря, принесли с собой кровь, страдания, разруху. Еще несколько лет бушевала Гражданская война, и далеко не сразу удалось залечить нанесенные лихолетьем раны. Но революция рождала и надежды на освобождение от тирании деспотической власти, на раскрепощение творческих сил, на непременно светлое будущее. Колоссальные потрясения, выпавшие на долю людей, оказавшихся в горниле революционных событий, многих закаляли, делали сильнее, обогащали эмоциями. И далеко не случайно, что в этой уникальной обстановке крушения старого мира и рождения светлых надежд возникло одухотворенное, романтически окрыленное искусство, которое принято называть революционным романтизмом. Как и в других профессиональных кланах, в среде петроградских архитекторов неизбежно произошел раскол. Некоторые мастера архитектуры, сразу поняв, что им не по пути с новой властью, уехали из города и из страны. Другие же, наоборот, искренне вдохновлялись открывшимися, как им казалось, широкими возможностями творить по-настоящему свободно, в интересах всего народа. Третьи ушли в подполье, ждали перемен к лучшему, теряя квалификацию. Те, кто нашел в себе силы продолжать работу в новых условиях, в первые послереволюционные годы смогли обогатить петроградскую архитектуру свежими идеями, надежд, на воплощение которых в жизнь, впрочем, почти не было. Гражданское строительство в этот тяжелый период отечественной истории было сокращено до минимума. Однако буквально с первых месяцев существования советской власти очень серьезное внимание было обращено на промышленное строительство. Одним из крупнейших его объектов не только в Петрограде, но и во всем северо-западном регионе страны, стала тепловая электростанция на правом берегу Невы, в Уткиной заводи (устье реки Утки). Ее сооружение началось еще до революции, в 1914 году. Сразу после прихода к власти большевиков оно было продолжено по проекту, переработанному А.А. Олем. Станция, которой дали название «Красный Октябрь», решена как сочетание массивных призматических объемов разной высоты, составивших динамичную композицию. Это очень нужное городу промышленное предприятие, сданное в эксплуатацию в октябре 1922 года, стало одним из первенцев плана электрификации России (ГОЭЛРО), принятого двумя годами раньше. Важнейшее для города значение приобрела также Волховская ГЭС, задуманная, еще до революции. Но, в отличие от «Красного Октября», начать ее строительство тогда не успели. Оно велось уже при советской власти по проекту, разработанному под руководством О. Р. Мунвд. К тому моменту, когда Волховская ГЭС дала промышленный ток (в 1926 году), в городе, уже переименованном в Ленинград, было построено несколько понижающих подстанций. Главную подстанцию возвели тоже по проекту О. Р. Мунца на Полюстровском проспекте, недалеко от нынешней площади Калинина. Это сооружение может считаться замечательным примером художественно полноценной разработки промышленной темы. Корпус станции, вытянутый вдоль проспекта, ритмично расчленен массивными ризалитами, слегка поднимающимися над основным объемом. Их ряд словно продолжает и замыкает более высокая асимметрично поставленная призматическая башня. Лейтмотивом фасадов служат полуциркульные арки — большие, заключающие в себе окна в нижней части стен, и поменьше, декоративные, на ризалитах и башне. Этот мотив в сочетании с почти крепостной массивностью объемов и материалом степ — кирпичом и тесаным камнем — заставляет вспоминать о средневековом романском зодчестве, несмотря на то, что элементов стилизации здесь, по существу, нет. К 1926 году в разных районах города (Большой Сампсониевский пр., 16; 13-я линия В.О., 34; ул. Ленина, 6) построили здания вторичных понижающих полстанций Волховской ГЭС; их проектировали архитекторы В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх, часто выступавшие после революции как соавторы. Небольшие по размерам и несколько отличающиеся друг от друга в деталях, здания подстанций решены архитекторами вне стилей, хотя разделенные лопатками высокие прямоугольные окна-витражи на фасадах могут дать почувствовать в этой форме отзвук уже укреплявшегося в архитектурной практике конструктивизма. Конструктивизм, называвшийся на Западе функционализмом и «интернациональным стилем», приобрел в советской архитектуре роль господствующего направления к середине 1920-х годов. Этот аскетичный, деловой стиль, во многих образцах которого хорошо выражалась энергия молодых строителей социализма, привлекал заинтересованное внимание европейских специалистов. В Западной Европе ценили в советском конструктивизме его ярко выраженное социальное начало, преобразовательский пафос — черты, которые казались присущими западному функционализму в гораздо меньшей степени. Поэтому мастера западной архитектуры и приезжали в Советскую Россию «учиться конструктивизму». Но и они, в свою очередь, многому могли научить советских строителей, гораздо хуже оснащенных технически. Впрочем, такой обмен идеями и навыками развивался постепенно, по мере того, как конструктивизм укреплял свои творческие позиции. Своеобразным манифестом конструктивизма стал проект памятника III Интернационалу, созданный в 1919 году художником авангардистского направления В.Е. Татлиным. Вместе со своими помощниками Татлин построил в мозаичной мастерской Академии художеств большую деревянную модель задуманного им сооружения. Ее фотографии и репродукции чертежей получили широкую известность, в том числе и за рубежом; еще больше как один из родоначальников конструктивизма Татлин прославился после того, как его модель была показана на Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году. В.Е. Татлин задумал памятник в виде выполненной из металла наклонной спиральной, словно ввинчивающейся в небо башни высотой 400 метров. Внутри к конструкциям башни подвешивались сплошь остекленные объемы в виде куба, пирамиды, цилиндра и полусферы, в которых предполагалось разместить учреждения III (Коммунистического) Интернационала. Все объемы, хорошо видные снаружи сквозь ажурные конструкции, должны были, по мысли Татлина, вращаться вокруг своей оси с разной скоростью. Проект «башни Татлина» технически, скорее всего, был неосуществим — и особенно в труднейшее послереволюционное время. Но свою пропагандистскую роль он исполнил блестяще, и надо отдать должное Татлину, сумевшему в значительной степени предугадать тот формальный язык конструктивизма — язык «обнаженных» геометрических форм, находящихся в динамичном взаимодействии друг с другом, — который позже утвердился в архитектурной практике. Пока же, в условиях первых послереволюционных лет, памятник III Интернационалу занял одно из самых видных мест в ряду произведений монументально-декоративного и агитационно-массового искусства, которые в интересах новой власти и при ее поддержке в большом количестве создавались жаждавшими активного творчества художниками. В этот период важнейшее значение придавалось властями работе по осуществлению плана монументальной пропаганды, разработанного по прямому указанию В.И. Ленина и получившего силу закона после принятия советским правительством 12 апреля 1918 года декрета «О памятниках Республики». В соответствии с этим планом памятники, бюсты, мемориальные доски, устанавливавшиеся в городах, служили делу наглядной агитации, рассказывали людям о вождях революционного движения, о выдающихся деятелях культуры. В 1918—1921 годах в Петрограде установили около двух десятков памятников. Они выполнялись, как правило, из недолговечных материалов и не сохранились. Лишь в последующие годы появилась возможность повторить некоторые из них в камне или бронзе, а затем приступить к сооружению и более величественных монументов. От той поры до нас дошел небольшой бюст Н.А. Некрасова, созданный в 1922 году скульптором В.В. Лишевым; он находится в сквере на Литейном проспекте, напротив того дома, где жил и скончался поэт. 1925 годом датируются памятники Г.В. Плеханову и В. Володарскому Первый из них, автором которого был скульптор И.Я. Гинцбург, установили перед зданием Технологического института. Второй, над проектом которого работали скульпторы М.Г. Манизер, Л.В. Блезе-Манизер и архитектор В.А. Витман, поднялся на берегу Невы, за Невской заставой — возле того места, где большевистский трибун был сражен эсеровской пулей. Этот памятник, несомненно, — одно из наиболее интересных произведений, появившихся в ходе выполнения плана монументальной пропаганды, выполненных в духе революционного романтизма. Володарский изображен спускающимся с трибуны после произнесения речи; высоко поднятой рукой он приветствует слушавших его людей. Лицо оратора одухотворено. Скульпторам удалось убедительно передать страстную убежденность революционера в правоте дела, за которое он борется. Пальто, накинутое на одно плечо, живописно ниспадает на пьедестал, напоминая традиционные драпировки, и это усиливает динамику пластического решения статуи. Первым в Петрограде произведением монументального искусства, решенным в характере революционного романтизма, стал памятник Жертвам революции на Марсовом поле. Весной 1917 года, сразу после свержения самодержавия, эта площадь, тогда совершенно еще не благоустроенная и казавшаяся чрезмерно большой, по предложению М. Горького, поддержанному Петроградским Советом, была избрана местом захоронения тех, кто пал в боях против царизма. Похороны, превратившиеся в грандиозную революционную манифестацию, состоялись 23 марта 1917 года. В центре площади над появившейся здесь братской могилой поднялся невысокий земляной курган. На этом месте решено было соорудить памятник, сначала временный. На разработку его проекта объявили конкурс, победителем которого признали Л.В. Руднева — молодого в ту пору архитектора, лишь в 1915 году закончившего курс Академии художеств. Для сооружения монумента он предложил использовать блоки красного гранита, оставшиеся без употребления после разборки в 1914 году построек Сального буяна на Матисовом острове. Это предложение позволило сразу сделать памятник не временным, а вечным. Вспоминая позже о рождении замысла монумента, архитектор, сам участвовавший в «красных похоронах», рассказывал: «Стоя на плошали, я видел, как тысячи пролетариев, проходя, прощались со своими товарищами, и каждая организация, каждый завод оставляли свои знамена, втыкая их в землю. У меня возник образ — так же со всех концов города, воодушевленные одним чувством, пролетарии Ленинграда привезли камни-глыбы и на соответствующих местах поставили плиты с героическими надписями. Осуществление замысла Руднева потребовало двух лет. Ко второй годовщине Октябрьской революции сооружение памятника завершилось. Простым, суровым и монументальным спроектировал его архитектор. Гранитные ступенчатые надгробия поднялись из земли Марсова поля как крепостные бастионы, охраняющие вечный покой павших. Их массивы четко очерчивают квадратную площадку, где лежат плиты с именами борцов за дело революции. Четыре широких прохода но осям площадки соединяют некрополь с окружающим пространством. Торцы надгробий заверщены огромными гранитными блоками. Чеканные строки эпитафий, начертанные на них, словно вторят ритму каменных ступеней: «Не жертвы — герои лежат под этой могилой. Не горе, а зависть рождает судьба ваша в сердцах всех благодарных потомков. В красные страшные дни славно вы жили и умирали прекрасно». Так возникает синтез архитектурных форм и поэтического слова. Полноправным соавтором Л.В. Руднева здесь стал сочинивший эпитафии первый советский народный комиссар просвещения А.В. Луначарский. Прекрасно выразивший трагический пафос революции, памятник на Марсовом поле не оказался чуждым его классическому ансамблю: простота и ясность композиции, монументальные формы, материал — все это достаточно хорошо вписывается в петербургскую традицию. Но когда памятник был построен, вокруг него по-прежнему простиралась пустынная площадь. Было ясно, что для того, чтобы обеспечить наилучшее восприятие монумента, чтобы по-настоящему органично ввести его в исторический архитектурный контекст, нужно соответствующим образом оформить это огромное пространство. Эту далеко не простую градостроительную задачу удачно разрешил И. А. Фомин, создав в 1920 году проект партерного сквера на Марсовом поле. Его главные, наиболее широкие аллеи архитектор проложил от пересечения Садовой улицы с Мойкой и от Суворовской площади к центру, к памятнику, вокруг которого была спланирована просторная площадка. В углах партера Фомин наметил устройство фонтанов, к которым направлялись лучи диагональных дорожек. Кустарники располагались свободно, внося живописную ноту в классически строгую организацию площади. К осуществлению проекта И.А. Фомина приступили весной 1920 года. 1 мая на общегородском субботнике по благоустройству площади здесь было высажено шестьдесят тысяч деревьев и кустов. Озеленение Марсова поля продолжалось и в последующие годы под руководством известного петроградского садовода, мастера «зеленого строительства Р.Ф. Катцера. Однако не всё из задуманного Фоминым удалось осуществить. В частности, не были сооружены фонтаны. В нарушение первоначального замысла по периметру сквера высадили ряды деревьев, что противоречило заложенной в проекте идее партера, Но в целом работа завершилась успешно. Мастера петроградской архитектуры, используя, в общем-то, очень скромные средства, сумели в высшей степени искусно завершить формирование одного из красивейших ансамблей классического центра города. Сквер вокруг памятника позволил связать друг с другом существовавшие и ранее зеленые массивы Летнего и Михайловского садов в единое живописное пространство, которое с полным правом может быть названо центральным городским парком". Проект планировки Марсова поля для И.А. Фомина явился лишь одной из многочисленных работ аналогичного градостроительного характера, которые им самим или под его руководством выполнялись в архитектурной мастерской, созданной летом 1919 года при Совете по урегулированию плана Петрограда и его окраин'". Сам факт организации этого Совета, как и его название, представляются для своего времени символичными. Казалось, что перемены, происшедшие в стране, дают особый простор мысли градостроителей. Освобожденные от произвола частных предпринимателей, получившие возможность трудиться свободно, архитекторы, поэтому и обратились, прежде всего, к разработке широкомасштабных градостроительных планов, способных отразить романтику революционных преобразований. Возглавил мастерскую И.А. Фомин. Его заместителем стал М.И. Рославлев. В небольшой коллектив сотрудников вошли как те зодчие, которые уже успели накопить немалый практический опыт, так и начинающие творческий путь, даже студенты. Среди них были А.С. Никольский, С.С. Серафимов, В.Г Гельфрейх, Л.М. Тверской, Н.А. Троцкий и другие. За не очень продолжительный срок — примерно три года — мастерская выполнила огромный объем работ. Здесь проектировались жилые и общественные здания новых типов, разрабатывались схемы планировки всего города в целом и отдельных его районов, составлялись программы регулярно объявлявшихся конкурсов и подводились их итоги, велась пропаганда новых градостроительных идей. Во всей этой деятельности ясно просматривалась преемственность с тем, чем занимались петербургские архитекторы, в том числе и Л.Н. Бенуа, до революции. Сам Л.Н. Бенуа в послереволюционные годы сосредоточился на преподавании. Но И. А. Фомин — ученик и сподвижник известного мастера — достойно принял от него эстафету градостроительных разработок. Нельзя сказать, что в мастерской И.А. Фомина не могли трезво оценить ситуацию, в которой приходилось работать, и возможности для реализации создававшихся там проектов. Эти возможности, и так предельно ограниченные из-за общего бедственного состояния экономики страны, становились еще призрачнее ввиду утраты Петроградом статуса столицы: ведь советское правительство еще в марте 1918 года переехало в Москву, тем самым, определив и грядущую судьбу Петрограда—Ленинграда, выраженную в печально знаменитой формуле — «великий город с областной судьбой». А в 1919 году положение Петрограда было по-настоящему трагическим. Голодающий, замерзающий, лишенный самого необходимого, город выдержал два наступления белогвардейской Северо-Западной армии, причем осенью, в октябре, жестокие бои шли уже на Пулковских высотах. Но даже в этой жуткой обстановке, казавшейся наступившим Апокалипсисом, творческие люди не теряли надежд. В области архитектуры надежды питались теми первыми декретами советской власти, которые к этому искусству имели самое непосредственное отношение. Сразу же после захвата власти большевиками II Всероссийский съезд Советов принял декрет о ликвидации частной собственности на землю. Тем самым лишался своей социальной базы основной вид дореволюционной строительной деятельности, осуществлявшейся по заказам владельцев земельных участков. 20 августа 1918 года был издан декрет ВЦИК об отмене частной собственности на недвижимость в городах и о передаче управления домами, специально создававшимся домовым комитетам. VIII съезд Коммунистической партии, состоявшийся в 1919 году, принял новую партийную программу, где тоже говорилось о градостроительстве и архитектуре. «Задача РКП, — было написано в программе, — состоит в том, чтобы... всеми силами стремиться к улучшению жилищных условий трудящихся масс; к уничтожению скученности и антисанитарии старых кварталов, к уничтожению негодных жилищ, к перестройке старых, постройке новых, соответствующих новым условиям жизни рабочих масс, к рациональному расселению трудящихся». Но пока для осуществления этих намерений реальных средств не было, большевики предлагали другие. В ноябре 1917 года В.И. Ленин подготовил проект закона «О реквизиции квартир богатых для облегчения нужд бедных» и практически одновременно составил «Тезисы закона о конфискации домов со сдаваемыми внаем квартирами». Во исполнение указаний, содержавшихся в этих документах, во всех городах страны многие семьи рабочих стали переселяться из старых неблагоустроенных жилищ в бывшие буржуазные кварталы, в квартиры, либо покинутые владельцами, либо «уплотненные» по распоряжению властей. В Петрограде в 1918—1921 годах с рабочих окраин в центральные районы переселились 300 тысяч человек. Это и привело к появлению страшного детища социалистического общежития — коммунальных квартир, от которых город не может избавиться до сих пор. Решению жилищной проблемы в первые послереволюционные годы способствовало резкое, почти втрое, уменьшение численности населения — до 700 тысяч человек. Правда, довольно скоро количество жителей стало расти, и весьма быстро: в 1926 году в Ленинграде проживало уже более 1 миллиона 600 тысяч человек, а перепись 1939 года зафиксировала более |
Виктор Пелевин empire V (Ампир В) Синегноев Бенедикт Аркадьевич, соавтор Петрушанко (калечит его своими навыками), Зося, состоит с Петрушанко в запутанной связи | Реферат на тему «Элетротравмы» Реферат подготовили ученицы Средней школы №20 г. Бреста Лукичёва Юлия и Светлана Черкас | ||
Реферат на тему: «Особенности формирования культуры межнационального общения старшеклассников» Исследование на тему «Отношение учащихся нашей школы к представителям других национальностей» | Реферат по биологии на тему «Ферменты» Вот, всё что я знал о ферментах. Я решил пополнить свои знания и поэтому взял реферат по ферментам | ||
Реферат по предмету «морская энциклопедия» на тему «судовые дымовые трубы» Но я в своем реферате не хотел бы затрагивать тему военных конструкторских разработок и ограничусь гражданскими пассажирскими и грузовыми... | Что такое реферат Реферат (в данном случае) это письменное изложение сведений из источников (книг, статей, материалов из Интернета), освещающее (раскрывающее)... | ||
Художественный концепт «Гламур» в романе В. Пелевина «Ампир В» Изучение информатики является неотъемлемой частью подготовки экономистов по специальности «Финансы и кредит». Это объяснятся той... | Реферат для поступления в аспирантуру по (указать направление, профиль) на тему: Москва, 2014 г Письменный реферат является самостоятельной работой, содержащей обзор состояния сферы предполагаемого исследования | ||
Реферат это краткий обзор собранных первоисточников или результатов... Реферат показывает эрудицию исследова- теля, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать... | Реферат должен быть изложен связно и логично. В соответствии со смысловыми... Рассмотрим, как пишется реферат-доклад на литературную тему с выключением обзора соответствующих источников | ||
Реферат по дисциплине "Компьютерные и информационные технологии в... Реферат раскрывает тему «Стандарты в области работы с документами и систем электронного документооборота». Предмет рассмотрения в... | Реферат на тему "модемное общение " и там в конце я нашел кучу "улыбочек",... Люди, вы давно пользуетесь эмотиконаим при общении, но редко разнообразие их превышает 2-3 усл знака; давно-давно с инета я скачал... | ||
Реферат по физике на тему: «Естественная и искусственная радиоактивность» Сам же реферат я представляю как текст, не сильно выходящий за рамки школьного курса и наиболее понятно, на мой взгляд, объясняющий... | Как правильно выполнить и оформить реферат реферат С другой – доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора литературы и других источников. Рефераты учащихся чаще... | ||
Технология подготовки и написания реферата реферат Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования на... | Рефератов «Кругозор» на тему: «Фентези. Тайна жанра» Реферат по литературе на всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор» на тему |