Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир»





НазваниеРеферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир»
страница1/5
Дата публикации30.10.2014
Размер0.7 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
  1   2   3   4   5
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет

имени академика И.П.Павлова
Кафедра истории Отечества
РЕФЕРАТ

на тему:

«Конструктивизм и «Сталинский ампир»

Выполнил: студент 179 группы

стоматологический факультет

Ковальчук А.А

Преподаватель:

Журавлёв А.А.

Санкт-Петербург

2009

Революционные события 1917 года, разделившие страну на два непримиримых лагеря, принесли с собой кровь, страдания, разруху. Еще несколь­ко лет бушевала Гражданская война, и далеко не сразу удалось залечить нанесенные лихолетьем раны. Но ре­волюция рождала и надежды на освобождение от тира­нии деспотической власти, на раскрепощение творчес­ких сил, на непременно светлое будущее. Колоссальные потрясения, выпавшие на долю людей, оказавшихся в горниле революционных событий, многих закаляли, де­лали сильнее, обогащали эмоциями. И далеко не случай­но, что в этой уникальной обстановке крушения старо­го мира и рождения светлых надежд возникло одухотворенное, романтически окрыленное искусство, которое принято называть революционным романтиз­мом. Как и в других профессиональных кланах, в среде пе­троградских архитекторов неизбежно произошел раскол. Некоторые мастера архитектуры, сразу поняв, что им не по пути с новой властью, уехали из города и из страны. Другие же, наоборот, искренне вдохновлялись открыв­шимися, как им казалось, широкими возможностями творить по-настоящему свободно, в интересах всего наро­да. Третьи ушли в подполье, ждали перемен к лучшему, теряя квалификацию.

Те, кто нашел в себе силы продолжать работу в новых условиях, в первые послереволюционные годы смогли обогатить петроградскую архитектуру свежими идеями, надежд, на воплощение которых в жизнь, впрочем, поч­ти не было. Гражданское строительство в этот тяжелый период отечественной истории было сокращено до минимума.

Однако буквально с первых месяцев существова­ния советской власти очень серьезное внимание было об­ращено на промышленное строительство. Одним из крупнейших его объектов не только в Петрограде, но и во всем северо-западном регионе страны, стала тепловая электростанция на правом берегу Невы, в Уткиной заво­ди (устье реки Утки). Ее сооружение началось еще до ре­волюции, в 1914 году. Сразу после прихода к власти большевиков оно было продолжено по проекту, перера­ботанному А.А. Олем. Станция, которой дали название «Красный Октябрь», решена как сочетание массивных призматических объемов разной высоты, составивших динамичную композицию. Это очень нужное городу промышленное предприятие, сданное в эксплуатацию в октябре 1922 года, стало одним из первенцев плана эле­ктрификации России (ГОЭЛРО), принятого двумя го­дами раньше.

Важнейшее для города значение приобрела также Волховская ГЭС, задуманная, еще до революции. Но, в отличие от «Красного Октября», начать ее строительство тогда не успели. Оно велось уже при советской власти по проек­ту, разработанному под руководством О. Р. Мунвд. К тому моменту, когда Волховская ГЭС дала промыш­ленный ток (в 1926 году), в городе, уже переименован­ном в Ленинград, было построено несколько понижаю­щих подстанций. Главную подстанцию возвели тоже по проекту О. Р. Мунца на Полюстровском проспекте, не­далеко от нынешней площади Калинина. Это сооруже­ние может считаться замечательным примером художе­ственно полноценной разработки промышленной темы. Корпус станции, вытянутый вдоль проспекта, ритмич­но расчленен массивными ризалитами, слегка поднима­ющимися над основным объемом. Их ряд словно про­должает и замыкает более высокая асимметрично поставленная призматическая башня. Лейтмотивом фасадов служат полуциркульные арки — большие, за­ключающие в себе окна в нижней части стен, и поменьше, декоративные, на ризалитах и башне. Этот мотив в сочетании с почти крепостной массивностью объемов и материалом степ — кирпичом и тесаным камнем — за­ставляет вспоминать о средневековом романском зодчестве, несмотря на то, что элементов стилизации здесь, по существу, нет.

К 1926 году в разных районах города (Большой Сампсониевский пр., 16; 13-я линия В.О., 34; ул. Лени­на, 6) построили здания вторичных понижающих полстанций Волховской ГЭС; их проектировали архитекто­ры В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх, часто выступавшие после революции как соавторы. Небольшие по размерам и несколько отличающиеся друг от друга в деталях, здания подстанций решены архитекторами вне стилей, хотя разделенные лопатками высокие прямоугольные ок­на-витражи на фасадах могут дать почувствовать в этой форме отзвук уже укреплявшегося в архитектурной практике конструктивизма.

Конструктивизм, называвшийся на Западе функци­онализмом и «интернациональным стилем», приобрел в советской архитектуре роль господствующего направления к середине 1920-х годов. Этот аскетичный, деловой стиль, во многих образцах которого хорошо выражалась энергия молодых строителей социализма, привлекал заинтересованное внимание европейских специалистов. В Западной Европе ценили в совет­ском конструктивизме его ярко выраженное социаль­ное начало, преобразовательский пафос — черты, кото­рые казались присущими западному функционализму в гораздо меньшей степени. Поэтому мастера западной архитектуры и приезжали в Советскую Россию «учить­ся конструктивизму». Но и они, в свою очередь, мно­гому могли научить советских строителей, гораздо хуже оснащенных технически. Впрочем, такой обмен идеями и навыками развивался постепенно, по мере того, как конструктивизм укреплял свои творческие позиции.

Своеобразным манифестом конструктивизма стал проект памятника III Интернационалу, созданный в 1919 году художником авангардистского направления В.Е. Татлиным. Вместе со своими помощниками Татлин построил в мозаичной мастерской Академии художеств большую деревянную модель задуманного им сооруже­ния. Ее фотографии и репродукции чертежей получили широкую известность, в том числе и за рубежом; еще больше как один из родоначальников конструктивизма Татлин прославился после того, как его модель была по­казана на Международной выставке декоративного ис­кусства в Париже в 1925 году.

В.Е. Татлин задумал памятник в виде выполненной из металла наклонной спиральной, словно ввинчиваю­щейся в небо башни высотой 400 метров. Внутри к кон­струкциям башни подвешивались сплошь остекленные объемы в виде куба, пирамиды, цилиндра и полусферы, в которых предполагалось разместить учреждения III (Коммунистического) Интернационала. Все объе­мы, хорошо видные снаружи сквозь ажурные кон­струкции, должны были, по мысли Татлина, вращаться вокруг своей оси с разной скоростью.

Проект «башни Татлина» технически, скорее всего, был неосуществим — и особенно в труднейшее послере­волюционное время. Но свою пропагандистскую роль он исполнил блестяще, и надо отдать должное Татлину, су­мевшему в значительной степени предугадать тот фор­мальный язык конструктивизма — язык «обнаженных» геометрических форм, находящихся в динамичном вза­имодействии друг с другом, — который позже утвердил­ся в архитектурной практике.

Пока же, в условиях первых послереволюционных лет, памятник III Интернационалу занял одно из самых видных мест в ряду произведений монументально-деко­ративного и агитационно-массового искусства, кото­рые в интересах новой власти и при ее поддержке в боль­шом количестве создавались жаждавшими активного творчества художниками.

В этот период важнейшее значение придавалось властями работе по осуществлению плана монумен­тальной пропаганды, разработанного по прямому указа­нию В.И. Ленина и получившего силу закона после принятия советским правительством 12 апреля 1918 го­да декрета «О памятниках Республики». В соответствии с этим планом памятники, бюсты, мемориальные доски, устанавливавшиеся в городах, служили делу наглядной агитации, рассказывали людям о вождях революцион­ного движения, о выдающихся деятелях культуры. В 1918—1921 годах в Петрограде установили около двух десятков памятников. Они выполнялись, как пра­вило, из недолговечных материалов и не сохранились. Лишь в последующие годы появилась возможность по­вторить некоторые из них в камне или бронзе, а затем приступить к сооружению и более величественных мо­нументов. От той поры до нас дошел небольшой бюст Н.А. Некрасова, созданный в 1922 году скульптором В.В. Лишевым; он находится в сквере на Литейном проспекте, напротив того дома, где жил и скончался поэт. 1925 годом датируются памятники Г.В. Плехано­ву и В. Володарскому Первый из них, автором кото­рого был скульптор И.Я. Гинцбург, установили перед зданием Технологического института. Второй, над про­ектом которого работали скульпторы М.Г. Манизер, Л.В. Блезе-Манизер и архитектор В.А. Витман, под­нялся на берегу Невы, за Невской заставой — возле то­го места, где большевистский трибун был сражен эсеров­ской пулей.

Этот памятник, несомненно, — одно из наиболее интересных произведений, появившихся в ходе выпол­нения плана монументальной пропаганды, выполненных в духе революционного романтизма. Володарский изо­бражен спускающимся с трибуны после произнесения речи; высоко поднятой рукой он приветствует слушав­ших его людей. Лицо оратора одухотворено. Скульпто­рам удалось убедительно передать страстную убежден­ность революционера в правоте дела, за которое он борется. Пальто, накинутое на одно плечо, живописно ниспадает на пьедестал, напоминая традиционные дра­пировки, и это усиливает динамику пластического реше­ния статуи.

Первым в Петрограде произведением монументаль­ного искусства, решенным в характере революционного романтизма, стал памятник Жертвам революции на Марсовом поле. Весной 1917 года, сразу после сверже­ния самодержавия, эта площадь, тогда совершенно еще не благоустроенная и казавшаяся чрезмерно большой, по предложению М. Горького, поддержанному Петроград­ским Советом, была избрана местом захоронения тех, кто пал в боях против царизма. Похороны, превратившиеся в грандиозную революционную манифестацию, состоя­лись 23 марта 1917 года. В центре площади над по­явившейся здесь братской могилой поднялся невысокий земляной курган.

На этом месте решено было соорудить памятник, сна­чала временный. На разработку его проекта объявили конкурс, победителем которого признали Л.В. Руднева — молодого в ту пору архитектора, лишь в 1915 году закон­чившего курс Академии художеств. Для сооружения монумента он предложил использовать блоки красного гранита, оставшиеся без употребления после разборки в 1914 году построек Сального буяна на Матисовом ос­трове. Это предложение позволило сразу сделать памят­ник не временным, а вечным.

Вспоминая позже о рождении замысла монумента, архитектор, сам участвовавший в «красных похоронах», рассказывал: «Стоя на плошали, я видел, как тысячи про­летариев, проходя, прощались со своими товарищами, и каждая организация, каждый завод оставляли свои зна­мена, втыкая их в землю. У меня возник образ — так же со всех концов города, воодушевленные одним чувством, пролетарии Ленинграда привезли камни-глыбы и на соответствующих местах поставили плиты с героически­ми надписями. Осуществление замысла Руднева потре­бовало двух лет. Ко второй годовщине Октябрьской революции сооружение памятника завершилось.

Простым, суровым и монументальным спроекти­ровал его архитектор. Гранитные ступенчатые надгро­бия поднялись из земли Марсова поля как крепостные

бастионы, охраняющие вечный покой павших. Их мас­сивы четко очерчивают квадратную площадку, где лежат плиты с именами борцов за дело революции. Четыре широких прохода но осям площадки соединяют не­крополь с окружающим пространством. Торцы над­гробий заверщены огромными гранитными блоками. Чеканные строки эпитафий, начертанные на них, слов­но вторят ритму каменных ступеней: «Не жертвы — ге­рои лежат под этой могилой. Не горе, а зависть рожда­ет судьба ваша в сердцах всех благодарных потомков. В красные страшные дни славно вы жили и умирали прекрасно». Так возникает синтез архитектурных форм и поэтического слова. Полноправным соавтором Л.В. Руднева здесь стал сочинивший эпитафии первый советский народный комиссар просвещения А.В. Луна­чарский.

Прекрасно выразивший трагический пафос револю­ции, памятник на Марсовом поле не оказался чуждым его классическому ансамблю: простота и ясность компо­зиции, монументальные формы, материал — все это до­статочно хорошо вписывается в петербургскую тради­цию. Но когда памятник был построен, вокруг него по-прежнему простиралась пустынная площадь. Было ясно, что для того, чтобы обеспечить наилучшее воспри­ятие монумента, чтобы по-настоящему органично ввес­ти его в исторический архитектурный контекст, нужно соответствующим образом оформить это огромное про­странство.

Эту далеко не простую градостроительную задачу удачно разрешил И. А. Фомин, создав в 1920 году проект партерного сквера на Марсовом поле. Его главные, на­иболее широкие аллеи архитектор проложил от пересе­чения Садовой улицы с Мойкой и от Суворовской пло­щади к центру, к памятнику, вокруг которого была спланирована просторная площадка. В углах партера Фо­мин наметил устройство фонтанов, к которым направля­лись лучи диагональных дорожек. Кустарники распола­гались свободно, внося живописную ноту в классически строгую организацию площади.

К осуществлению проекта И.А. Фомина приступили весной 1920 года. 1 мая на общегородском субботнике по благоустройству площади здесь было высажено шесть­десят тысяч деревьев и кустов. Озеленение Марсова поля продолжалось и в последующие годы под руковод­ством известного петроградского садовода, мастера «зеленого строительства Р.Ф. Катцера. Однако не всё из задуманного Фоминым удалось осуществить. В част­ности, не были сооружены фонтаны. В нарушение пер­воначального замысла по периметру сквера высадили ряды деревьев, что противоречило заложенной в проек­те идее партера, Но в целом работа завершилась успеш­но. Мастера петроградской архитектуры, используя, в общем-то, очень скромные средства, сумели в высшей степени искусно завершить формирование одного из кра­сивейших ансамблей классического центра города. Сквер вокруг памятника позволил связать друг с другом суще­ствовавшие и ранее зеленые массивы Летнего и Михай­ловского садов в единое живописное пространство, которое с полным правом может быть названо централь­ным городским парком".

Проект планировки Марсова поля для И.А. Фомина явился лишь одной из многочисленных работ аналогич­ного градостроительного характера, которые им самим или под его руководством выполнялись в архитектурной мастерской, созданной летом 1919 года при Совете по урегулированию плана Петрограда и его окраин'". Сам факт организации этого Совета, как и его название, представляются для своего времени символичными. Казалось, что перемены, происшедшие в стране, дают особый простор мысли градостроителей. Освобожденные от произвола частных предпринимателей, получившие возможность трудиться свободно, архитекторы, поэтому и обратились, прежде всего, к разработке широкомасштаб­ных градостроительных планов, способных отразить романтику революционных преобразований.

Возглавил мастерскую И.А. Фомин. Его заместите­лем стал М.И. Рославлев. В небольшой коллектив

сотрудников вошли как те зодчие, которые уже успели накопить немалый практический опыт, так и начинающие творческий путь, даже студенты. Сре­ди них были А.С. Николь­ский, С.С. Серафимов, В.Г Гельфрейх, Л.М. Твер­ской, Н.А. Троцкий и дру­гие. За не очень продолжи­тельный срок — примерно три года — мастерская вы­полнила огромный объем работ. Здесь проектирова­лись жилые и обществен­ные здания новых типов, разрабатывались схемы планировки всего города в целом и отдельных его районов, составлялись про­граммы регулярно объявлявшихся конкурсов и подводи­лись их итоги, велась пропаганда новых градостроитель­ных идей. Во всей этой деятельности ясно просмат­ривалась преемственность с тем, чем занимались петер­бургские архитекторы, в том числе и Л.Н. Бенуа, до ре­волюции. Сам Л.Н. Бенуа в послереволюционные годы сосредоточился на преподавании. Но И. А. Фомин — ученик и сподвижник известного мастера — достойно принял от него эстафету градостроительных разработок. Нельзя сказать, что в мастерской И.А. Фомина не могли трезво оценить ситуацию, в которой приходилось работать, и возможности для реализации создававших­ся там проектов. Эти возможности, и так предельно ог­раниченные из-за общего бедственного состояния эко­номики страны, становились еще призрачнее ввиду утраты Петроградом статуса столицы: ведь советское правительство еще в марте 1918 года переехало в Моск­ву, тем самым, определив и грядущую судьбу Петрогра­да—Ленинграда, выраженную в печально знаменитой формуле — «великий город с областной судьбой».

А в 1919 году положение Петрограда было по-настоящему трагическим. Голодающий, замерзающий, ли­шенный самого необходимого, город выдержал два на­ступления белогвардейской Северо-Западной армии, причем осенью, в октябре, жестокие бои шли уже на Пулковских высотах. Но даже в этой жуткой обстанов­ке, казавшейся наступившим Апокалипсисом, творче­ские люди не теряли надежд. В области архитектуры надежды питались теми первыми декретами советской власти, которые к этому искусству имели самое непо­средственное отношение. Сразу же после захвата влас­ти большевиками II Всероссийский съезд Советов принял декрет о ликвидации частной собственности на землю. Тем самым лишался своей социальной базы основной вид дореволюционной строительной дея­тельности, осуществлявшейся по заказам владельцев земельных участков. 20 августа 1918 года был издан декрет ВЦИК об отмене частной собственности на недвижимость в городах и о передаче управления домами, специально создававшимся домовым комитетам. VIII съезд Коммунистической партии, состоявшийся в 1919 году, принял новую партийную программу, где тоже говорилось о градостроительстве и архитектуре. «Задача РКП, — было написано в программе, — состо­ит в том, чтобы... всеми силами стремиться к улучше­нию жилищных условий трудящихся масс; к уничтоже­нию скученности и антисанитарии старых кварталов, к уничтожению негодных жилищ, к перестройке старых, постройке новых, соответствующих новым условиям жизни рабочих масс, к рациональному расселению трудящихся».

Но пока для осуществления этих намерений реаль­ных средств не было, большевики предлагали другие. В ноябре 1917 года В.И. Ленин подготовил проект зако­на «О реквизиции квартир богатых для облегчения нужд бедных» и практически одновременно составил «Тезисы закона о конфискации домов со сдаваемыми внаем квартирами». Во исполнение указаний, содер­жавшихся в этих документах, во всех городах страны многие семьи рабочих стали переселяться из старых не­благоустроенных жилищ в бывшие буржуазные кварта­лы, в квартиры, либо покинутые владельцами, либо «уплотненные» по распоряжению властей. В Петрогра­де в 1918—1921 годах с рабочих окраин в центральные районы переселились 300 тысяч человек. Это и привело к появлению страшного детища социалистического об­щежития — коммунальных квартир, от которых город не может избавиться до сих пор. Решению жилищной про­блемы в первые послереволюционные годы способство­вало резкое, почти втрое, уменьшение численности на­селения — до 700 тысяч человек. Правда, довольно скоро количество жителей стало расти, и весьма быстро: в 1926 году в Ленинграде проживало уже более 1 милли­она 600 тысяч человек, а перепись 1939 года зафиксиро­вала более
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» iconВиктор Пелевин empire V (Ампир В)
Синегноев Бенедикт Аркадьевич, соавтор Петрушанко (калечит его своими навыками), Зося, состоит с Петрушанко в запутанной связи
Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» iconРеферат на тему «Элетротравмы»
Реферат подготовили ученицы Средней школы №20 г. Бреста Лукичёва Юлия и Светлана Черкас
Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» iconРеферат на тему: «Особенности формирования культуры межнационального общения старшеклассников»
Исследование на тему «Отношение учащихся нашей школы к представителям других национальностей»
Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» iconРеферат по биологии на тему «Ферменты»
Вот, всё что я знал о ферментах. Я решил пополнить свои знания и поэтому взял реферат по ферментам
Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» iconРеферат по предмету «морская энциклопедия» на тему «судовые дымовые трубы»
Но я в своем реферате не хотел бы затрагивать тему военных конструкторских разработок и ограничусь гражданскими пассажирскими и грузовыми...
Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» iconЧто такое реферат
Реферат (в данном случае) это письменное изложение сведений из источников (книг, статей, материалов из Интернета), освещающее (раскрывающее)...
Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» iconХудожественный концепт «Гламур» в романе В. Пелевина «Ампир В»
Изучение информатики является неотъемлемой частью подготовки экономистов по специальности «Финансы и кредит». Это объяснятся той...
Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» iconРеферат для поступления в аспирантуру по (указать направление, профиль) на тему: Москва, 2014 г
Письменный реферат является самостоятельной работой, содержащей обзор состояния сферы предполагаемого исследования
Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» iconРеферат это краткий обзор собранных первоисточников или результатов...
Реферат показывает эрудицию исследова- теля, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать...
Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» iconРеферат должен быть изложен связно и логично. В соответствии со смысловыми...
Рассмотрим, как пишется реферат-доклад на литературную тему с выключением обзора соответствующих источников
Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» iconРеферат по дисциплине "Компьютерные и информационные технологии в...
Реферат раскрывает тему «Стандарты в области работы с документами и систем электронного документооборота». Предмет рассмотрения в...
Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» iconРеферат на тему "модемное общение " и там в конце я нашел кучу "улыбочек",...
Люди, вы давно пользуетесь эмотиконаим при общении, но редко разнообразие их превышает 2-3 усл знака; давно-давно с инета я скачал...
Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» iconРеферат по физике на тему: «Естественная и искусственная радиоактивность»
Сам же реферат я представляю как текст, не сильно выходящий за рамки школьного курса и наиболее понятно, на мой взгляд, объясняющий...
Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» iconКак правильно выполнить и оформить реферат реферат
С другой – доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора литературы и других источников. Рефераты учащихся чаще...
Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» iconТехнология подготовки и написания реферата реферат
Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования на...
Реферат на тему: «Конструктивизм и «Сталинский ампир» iconРефератов «Кругозор» на тему: «Фентези. Тайна жанра»
Реферат по литературе на всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор» на тему


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск