Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье»





Скачать 224.24 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье»
Дата публикации04.11.2014
Размер224.24 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Оренбургский государственный педагогический университет»





Исторический факультет
Кафедра истории России
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Е.Г. Матвиевская/

__________ _____________ 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«ИСТОРИЯ ЮЖНОГО УРАЛА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»
Направление подготовки

050100. 62 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки

История

Квалификация выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Оренбург 2013 г.
Рецензенты:
Хисамутдинова Р.Р., д.и.н., проф., зав. кафедрой истории и методики преподавания истории и обществознания

__________ ______________

(дата) (подпись)

Автор/составитель рабочей программы учебной дисциплины:
Матюшко И.В., к.и.н., доц. кафедры истории России
__________ ______________

(дата) (подпись)

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………...........5

1. Цели и задачи освоения дисциплины …….………………......................................5

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО......…………………………….….......5

3. Требования к результатам освоения содержания

дисциплины…………………………………………………………..........................5

4. Содержание и структура дисциплины …………………..........................................6

4.1. Содержание разделов дисциплины………………………….…......................7

4.2. Структура дисциплины……………………………..…....................................8

4.3. Лекции………………………………………………………………………......9

4.4. Практические занятия ………………………………..……………..…............9

4.5. Курсовые работы (курсовые проекты)………………….........……...............10

4.6. Самостоятельное изучение разделов дисциплины …..…….........................10

5. Образовательные технологии…………………………………….........……..........10

5.1. Образовательные технологии, используемые при реализации

различных видов учебной работы………......................................….............10

5.2. Интерактивые образовательные технологии, используемые в

аудиторных занятиях……………………………………………………………….…..........11

6. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, про межуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций………………………...12

6.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости……………….........12

6.2. Оценочные средства промежуточной аттестации и реализуемых

в дисциплине компетенций студентов……………………………................12

6.3. Критерии оценки формируемых в дисциплине

компетенций…………………………………………………………………...12

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины…………………………………………………….....................….......13

7.1. Основная литература………….…………….………………………………....13

7.2. Дополнительная литература……………………………….………… ...........13

7.3. Периодические издания……………….………………………………...........13

7.4. Интернет-ресурсы……….……………………………………..…............…...13
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ...........................................13

8.1. Технические и электронные средства обучения и контроля

успеваемости……………………………………………………………………13

Пояснительная записка
Дисциплина «История Южного Урала в древности и средневековье» основана на краеведческих материалах по археологии, полученных в результате многолетних раскопок Оренбургской археологической экспедиции.

Рабочая программа дисциплины «История Южного Урала в древности и средневековье» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавриата – 050100.62 Педагогическое образование.


  1. Цели и задачи освоения дисциплины


Целью дисциплины является освоения и систематизация специальных знаний в области археологии, а также формирование компетентности в вопросах материальной и духовной культуры племен, населявших степное Приуралье в эпоху древности и средневековья.

В задачи дисциплины входят:

изучение археологических памятников с кон. I тыс. до н.э. до XIV в н.э. на Южном Урале;

изучение письменных памятников о населении региона;

приобретение опыта научно-исследовательской деятельности.


  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО


«История Южного Урала в древности и средневековье» относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного цикла Б3.В.ДВ.14. Дисциплина преподается в 6-ом семестре. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них 36 часов аудиторных занятий, 36 часов самостоятельной работы. Итоговая аттестация – устный зачет в конце 6 семестра.


  1. Требования к результатам освоения содержания
    дисциплины



Процесс изучения дисциплины способствует формированию следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- способность логически верно устную и письменную речь (ОК-6);

- иметь бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

в области культурно-просветительской деятельности:

- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

Студент, изучивший учебный курс «История Южного Урала в древности и средневековье» должен

Знать:

- особенности развития экономики населения Южного Урала в древности и средневековье; и истоки ее формирования в зависимости от степных природно-климатических условий.

- роль степных кочевников в мировой истории;

- особенности развития культуры в разные эпохи и на территории Южного Урала.

Уметь

- использовать полученные знания в учебном процессе, в том числе краеведческий археологический материал.

- проводить историко-культурное сравнение археологических культур;

- использовать полученные знания в музейном деле и в проведении воспитательной работы среди школьников и населения края.

Владеть

- методическими приемами преподавания археологических знаний на уроках истории;

- навыками проведения краеведческой работы и поиска археологического памятника.

Приобрести опыт деятельности:

- учебно-образовательной;

- аналитической;

- научно-исследовательской.


  1. Содержание и структура дисциплины




    1. Содержание разделов дисциплины

В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: устный опрос на семинаре (СЗ), самостоятельное изучение вопросов (СВ), подготовка рефератов.


раздела

Наименование
раздела


Содержание раздела

Форма текущего
контроля


1

2

3

4

1.

Население Южного Урала в древности

  1. Археологические памятники палеолита. Отступление ледника и заселение территории края в мезолите.

  2. Переход к производящему хозяйству. Археологические культуры бронзового века.

СЗ

СВ

Р


2

Кочевники в раннем железном веке.

  1. Археологические памятники савромато-сарматской культуры на Южном Урале.

СЗ

СВ

Р

3.

Население региона в раннем средневековье

1 Памятники гуннской культуры. Полихромный стиль.

2. Огузы и печенеги.

СЗ

Р

СЗ, СВ

4.

Кочевники развитого и позднего средневековья

на Южном Урале.

  1. Расселение половцев (кыпчаков) в степном Пруиралье.

  2. Родоплеменные объединения кочевников в золотоордынский период и разнообразие погребальных обычаев и обрядов.

  3. Мировоззренческие основы позднекочевнических культур по данным погребального обряда и погребального инвентаря.

СЗ
СВ

СЗ, Д


Темы рефератов приводятся далее в пункте 4.6. данной рабочей программы


    1. Структура дисциплины



Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 час.)
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач. ед.

час.

семестр

8

Общая трудоемкость по учебному плану

2

72

72

Аудиторные занятия




36

36

Лекции (Л)




14

14

Семинары (С)




22

22

Самостоятельная работа (СР):




36

36

Подготовка к семинарским занятиям и самостоятельное изучение вопросов




21

21

Реферат




6

6

Подготовка к зачету




9

9

Вид контроля: зачет












Разделы дисциплины и виды занятий


раздела

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеауд.
работа


СР

Л

С

1

Население Южного Урала в древности.

20

4

6

10

2

Кочевники в раннем железном веке.

16

2

6

8

3

Население региона в раннем средневековье.

18

4

4

10

4

Кочевники развитого и позднего средневековья на Южном Урале.

18

4

6

8




ИТОГО:

72

14

22

36


    1. Лекции






Раздела

Наименование раздела/лекции

Кол-во часов

1

Археологические памятники палеолита на Южном Урале. Отступление ледника и заселение территории края в мезолите.

2

1

Переход к производящему хозяйству на Южном Урале.

2

2

Археологические памятники савромато-сарматской культуры на Южном Урале.

2

3


Памятники гуннской культуры. Полихромный стиль.

2

Огузы и печенеги.

2

4

Расселение половцев (кыпчаков) в степном Приуралье.

2

Мировоззренческие основы позднекочевнических культур по данным погребального обряда и погребального инвентаря.

2




ИТОГО:

14



    1. Практические занятия (семинары)






раздела



занятия

Тема

Кол-во часов

1



1

Изучение пещеры Шульган-Таш.

2

2

Отступление ледника: изменение флоры и фауны. Старотокская стоянка.

2

3

Переход к производящему хозяйству. Ивановская стоянка

2

4

Археологические памятники бронзового века.

2

2



5

История изучения сарматской культуры на Южном Урале.

2

6

Особенности погребального обряда сарматской культуры (Пятимары, Акоба, Шумаевские курганы).

2

7

Единство скифо-сибирского звериного стиля.

2

3

8

Различия в погребальных обрядах огузов и печенегов.

2

4

9

Памятники половецкой культуры на территории Южного Урала.

2

10

Характерные элементы материальной и духовной культуры половцев в домонгольское и монгольское время.

4







ИТОГО

22



    1. Курсовые работы (курсовые проекты)


Курсовые работы (проекты) не предусмотрены.


    1. Самостоятельное изучение разделов дисциплины






раздела

Содержание самостоятельной работы

Кол-во

часов

1.

  • Самостоятельное изучение вопроса: история изучения ямной археологической культуры на Южном Урале.

    • Подготовка к семинарскому занятию: конспектирование текста, выписки из текста, подготовка сообщений к выступлению на семинаре

    • Подготовка рефератов по памятникам бронзового века Южного Урала (Родниковское поселение, Плешановский курганный могильник и т.д.)

    • Круглый стол на тему «Хозяйственные типы населения Южного Урала в бронзовом веке»

2
2

4

2

2.

  • Подготовка к семинарскому занятию: конспектирование текста, выписки из текста, подготовка сообщений к выступлению на семинаре.

  • Рефераты на темы: сарматские курганы на Илеке, сарматские женские погребения с оружием.

2

2

3.

  • Самостоятельное изучение вопроса: история изучения огузо-печенежских племен на южном Урале.

  • Подготовка к семинарскому занятию: конспектирование текста, выписки из текста, подготовка к выступлению на семинаре.

  • Подготовка рефератов на тему: гуннский полихромный стиль, курганы гуннов в Южной Сибири и в степях Восточной Евразии

3

2
5

4.

  • Подготовка к семинарским занятиям: конспектирование текста, выписки из текста, подготовка к выступлению на семинаре.

  • Дискуссия на тему: влияние монгольского нашествия на население Южного Урала

6

2




Подготовка к зачету

9




Итого

36


Темы рефератов
Предпосылки перехода к подвижному скотоводству в раннем бронзовом веке.

История изучения ямной археологической культуры на Южном Урале.

Неординарные захоронения ямной культуры в Мустаевском курганном могильнике.

II Плешановский курганный могильник.

Шумаевские курганы.

Сарматские курганы на Илеке.

Проблема женских погребений с оружием в раннем железном веке на примере Шумаевского курганного могильника.

Особенности погребального средневековых кочевников: характер надмогильного сооружения и способы захоронения коня.

Курганный могильник Буранчи.

V Мустаевский курганный могильник.

Характеристика элементов материальной культуры XII-XIV вв. н.э.

Письменные источники о кочевниках в Золотой Орде.



  1. Образовательные технологии




    1. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы


В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: интерактивные лекции, дискуссии, презентации, круглый стол.


    1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях


Интерактивный процесс понимается как компонент дидактической технологии, предполагающий интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов; взаимодействие между студентами внутри учебной группы.

- интерактивная лекция - основная форма теоретического обучения. Интерактивная лекция отличается от обычной двусторонним потоком информации, включает проблемные вопросы со стороны преподавателя, эвристический тип обучения, допускает прерывание рассказа педагога и обсуждение, вызвавшей затруднения или заинтересовавшей темы, импровизированное выступление студентов по теме лекции. Целью интерактивной лекции является донесение информации и активное усвоение этой информации студентами, a не обмен мнениями.

Лекционная форма при переходе к последующим этапам обучения постепенно заменяется дискуссиями, докладами, обсуждениями, делающими процесс освоения знаний и навыков более активным.

В целях оптимизации процесса обучения на практических занятиях организуются дискуссии, круглые столы. Они помогают студентам получать новое знание и применять его в практической деятельности.


Семестр


раздела

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)

Тема

Используемые
интерактивные
образовательные технологии


Кол-во
часов





1

ПР

Изучение пещеры Шульган-Таш.

Итнерактивная лекция

2

ПР

Хозяйственные типы населения Южного Урала в бронзовом веке.

Круглый стол

2

2

Л

Археологические памятники савромато-сарматской культуры на Южном Урале.

Итнерактивная лекция

2

ПР

Единство скифо-сибирского звериного стиля.

Презентация

2

3

ПР

Огузы и печенеги.

Интерактивная лекция

4

4

Л

Памятники половецкой культуры на территории Южного Урала.

Лекция-визуализация

2

ПР

Характерные элементы материальной и духовной культуры половцев в домонгольское и монгольское время.

Презентация

4

ПР

Влияние монгольского нашествия на население Южного Урала

Дискуссия

2

ИТОГО:

20



Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 55 %.



  1. Оценочные средства текущего контроля
    успеваемости, промежуточной аттестации и
    реализуемых в дисциплине компетенций





    1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости


Поскольку фонд оценочных средств является отдельным документом и элементом учебно-методического комплекса, то в настоящей рабочей программе описываются только вид и типы оценочных средств.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный опрос, самостоятельное изучение вопросов, подготовка рефератов, круглый стол, дискуссия.


    1. Оценочные средства промежуточной аттестации и
      реализуемых в дисциплине компетенций студентов



Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет.

Вопросы к зачету:

  1. Археологические памятники палеолита на Южном Урале. Отступление ледника и заселение территории края в мезолите.

  2. Переход к производящему хозяйству на Южном Урале.

  3. История изучения ямной археологической культуры на Южном Урале.

  4. Хозяйственные типы населения Южного Урала в бронзовом веке.

  5. Археологические памятники савромато-сарматской культуры на Южном Урале.

  6. Памятники гуннской культуры. Полихромный стиль.

  7. История изучения огузо-печенежских племен на Южном Урале.

  8. Огузы и печенеги.

  9. История изучения кыпчакских курганов на Южном Урале.

  10. Памятники половецкой культуры на территории Южного Урала.

  11. Характерные элементы материальной и духовной культуры половцев в домонгольское и монгольское время.

  12. Мировоззренческие основы позднекочевнических культур по данным погребального обряда и погребального инвентаря.




    1. Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций

Итоговой формой контроля по дисциплине является зачет. Приводятся критерии выставления оценок «зачтено», «незачтено».

«Зачтено» студенту ставится, если он:

- прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает;

- умеет тесно увязывать теорию с практикой;

- свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний;

- не затрудняется с ответом при видоизменении заданий;

- использует в ответе материал монографической литературы;

- правильно обосновывает принятое решение;

- владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.

«Не зачтено» выставляется студенту если:

- обнаружены пробелы в знаниях основного учебного материала;

- студент не знает значительной части программного материала;

- неуверенно и с большими затруднениями выполняет практические работы;

- в изложении работы допущены существенные ошибки.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение
    дисциплины




    1. Основная литература




  1. Моргунова Н.Л. Археология Оренбуржья. Оренбург, 2004.



    1. Дополнительная литература




  1. Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия / Под ред. Г.Б. Здановича. Челябинск, 1995.

  2. Археологические памятники Оренбуржья. – № 1, 2, 3, 4. Оренбург, 1999, 2000, 2001.

  3. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. – М., 1990.

  4. Зданович Г.Б. Синташта – перекресток истории // Рифей: Уральский краеведческий сборник. – Челябинск, 1987.

  5. Зданович Г.Б. Аркаим // Рифей: Уральский краеведческий сборник. Челябинск, 1990.

  6. Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? СПб., 1994.

  7. История Урала с древнейших времен до 1861 г. М., 1989.

  8. Мажитов М.А. Южный Урал в XII – XIV вв. М., 1977.

  9. Моргунова Н.Л.. Краева Л.А., Матюшко И.В. I Курганный могильник у с. Буранчи // Археологические памятники Оренбуржья. Вып. VI. Оренбург, 2004. С. 3-15.

  10. Моргунова Н.Л. Древнеямная культура на Илеке. Екатеринбург, 1994.

  11. Моргунова Н.Л. Неолит и энеолит юга лесостепей Волго-Уральского междуречья. Оренбург, 1995.

  12. Попов С.А. Тайны Пятимаров. Челябинск, 1982.

  13. Смирнов К.Ф. Савроматы. М.,1968.

  14. Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке. М.,1975.


    1. Периодические издания.

Моргунова Н.Л. Хронологическое соотношение энеолитических культур волго-уральского региона в свете радиоуглеродного датирования // «Российская археология» № 4, 2010. С.18-27.

Моргунова Н.Л. Конференция «Проблемы изучения культур раннего бронзового века степной зоны Восточной Европы». Оренбург. 12-15 мая 2009 г. // «Российская археология» №1, 2011. С. 186-192.

Моргунова Н.Л. К вопросу о модели кочевого скотоводства в степях волжско-уральского междуречья в бронзовом веке // Интеллект. Инновации. Инвестиции. №1. Оренбург, 2012. С.222-225.



    1. Интернет-ресурсы

Матюшко И.В. Динамика этнокультурных и миграционных процессов в степях Приуралья с IX по XIV вв. // Электронный журнал Вестник ОГПУ, № 2 за 2012 год.



  1. Материально-техническое обеспечение
    дисциплины





    1. Технические и электронные средства обучения и контроля
      успеваемости



Для обеспечения преподавания данной дисциплины необходимы

- аудитория;

- технические средства обучения: DVD-плеер, принтер лазерный, копировальный аппарат, сканер;

- мультимедийный проектор, компьютер и экран;

- наглядные пособия, карты, приборы, учебно-методические пособия.

-электронная база данных для создания тематических разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы со студентами.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной ООП ВПО по направлению подготовки 040100.62 Педагогическое образование.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье» iconСодержание программы (35 часов) Введение. Краса и гордость Южного Урала (2 час)
Комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала. Природные и историко-культурные особенности Южно-зауральского,...
Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье» iconИстория история россии с древности до XV в.
История история россии с древности до XV в. Народы и государства на территории нашей страны в древности
Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье» iconАрхитектурно-градостроительное наследие южного урала
Охватывает цикл историко-теоретических дисциплин и работу с дипломниками. Он апробирован диссертантом в научно-педагогической практике....
Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье» iconИстория история россии с древности до XV в. Народы и государства...
Включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье» iconКурса
Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала
Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье» iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62...
Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье» iconПрограмма учебной дисциплины история
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье» iconРабочая программа дисциплины история политических и правовых учений...
Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом...
Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье» iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов История
Охватывает круг вопросов, связанных с основными этапами и содержанием отечественной истории с древнейших времен до наших дней, осмыслением...
Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье» iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов История
Охватывает круг вопросов, связанных с основными этапами и содержанием отечественной истории с древнейших времен до наших дней, осмыслением...
Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье» iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье» iconРабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм...
Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье» iconГ. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история»
Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки...
Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье» iconУрок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале»
Способствовать формированию исторических понятий общего представления о религиозных верованиях народов Южного Урала X – XIII в в
Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье» iconУчебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины огсэ. 02 История разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье» iconТемы рефератов и список литературы по разделам дисциплины «История...
Материальная культура древнего населения Урала и Западной Сибири. – Свердловск, 1988


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск