Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв





НазваниеОсобенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв
страница1/4
Дата публикации05.11.2014
Размер0.56 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

Мухаметзарипов Ильшат Амирович

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

НОРМ ШАРИАТА В МУСУЛЬМАНСКОМ СООБЩЕСТВЕ

РОССИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX вв.

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Казань – 2010

Работа выполнена в отделе истории общественной мысли и исламоведения
Института истории имени Ш. Марджани

Академии наук Республики Татарстан



Научный руководитель:

доктор политических наук, профессор

Мухаметшин Рафик Мухаметшович


Официальные оппоненты:


доктор исторических наук

Салихов Радик Римович
кандидат исторических наук, доцент

Ногманов Айдар Ильсурович



Ведущая организация:

Институт этнологических исследований Уфимского научного центра РАН



Защита состоится «24» декабря 2010 г. в 10 часов на заседании дис­сертационного совета Д 022.002.01 по защите диссертаций на соискание уче­ной степени доктора и кандидата наук при Институте истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420014, г. Ка­зань, Кремль, подъезд 5.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института ис­тории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Инс­титута истории имени Ш. Марджани АН РТ http://www.tataroved.ru.

Автореферат разослан «____»_____________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук Р.Р. Хайрутдинов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Ислам в современной России переживает период своего возрождения. Этот процесс происходит в ситуации самых разно­образных противоречий и конфликтов внутри страны, а также в условиях карди­нального изменения геополитической ситуации конца ХХ – начала ХХI вв. и кардинального изменения положения и роли российского государства в мусульманском мире. Результатом стало то, что возрастает роль ислама не только внутри мусульманской уммы России, но и его влияние на жизнь общества в целом, на национальные и политические процессы и конфликты в стране. Слож­ность сложившейся ситуации связана и с тем, что значительную часть совре­менных международных и внутригосударственных конфликтов и противоречий, в том числе и в России, многие не только на обыденном, но и на теоретическом уровне сознания связывают с исламом.

Указанные проблемы заставляют политиков и ученых, общественных и рели­гиозных деятелей, представителей других профессий обращать более прис­тальное внимание на ислам, на исламскую культуру, исламский образ жизни, на его место и роль в современном мире, в том числе и в сфере правовой жизни. С другой стороны, существует опыт мирного сосуществования мусульман с пред­ставителями других конфессий. Таким бесценным опытом обладает Россия, в том числе Среднее Поволжье, где столетиями вместе проживают десятки нацио­нальностей, тради­ционно исповедующие различные религии. Осмысление этого опыта, включая его правовую составляющую, имеет большое теоретическое и практическое значение. Особенно это касается сосуществования шариата с зако­но­дательными системами немусульманских стран. Единственным государством мира, включавшим в себя значительное количество мусульман и не имевшим при этом географического разделения на метрополию и колонии (в отличии, напри­мер, от Великобритании, Франции, Нидерландов), была Российская империя. Рос­сийские мусульмане являлись коренным населением во многих регионах империи, некоторые из них имели исторический опыт собственной государ­ственности, основанной на нормах шариата (казанские, крымские, астраханские, сибирские татары). Поэтому иссле­дование исторического сосуществования двух различных по своей природе нормативных систем в пределах одного государства на примере Российской импе­рии может позволить разрешить некоторые проблемы современности.

Хронологическими рамками исследования являются конец XVIII в. – 1917 г., т.е. период истории России с момента начала проведения Екатериной II политики относительной веротерпимости и создания Оренбургского магоме­танского духов­ного собрания (ОМДС) в 1788 г. и до Февральской революции 1917 г., приведшей к исчезновению прежней государственной и правовой сис­темы.

Территориальные рамки исследования в первую очередь ограничиваются округом Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, т.е. территорией центральной России, Поволжья, Приуралья и Сибири. В качестве сравнительного материала использовались примеры применения шариата мусульманами других регионов Российской империи (Таврической губернии, Кавказа, Туркестана, степных областей). Решения Сената, принимавшиеся по обращениям мусульман вне зависимости от их места проживания, в том числе из округов Таврического Магометанского Духовного Правления и Закавказских мусульманских суннит­ского и шиитского Духовных Правлений, рассматриваются как правовые преце­денты, определявшие границы взаимодействия шариата с российским законом и распространявшиеся также на мусульман округа ОМДС.

Степень изученности темы. В дореволюционный период изучению ислама и общим вопросам шариата уделялось достаточное внимание. В данном напра­влении можно выделить работы Г. Гинса, А.Е. Крымского, И. Нофаля, П. Цвет­кова и др.1 Особо плодотворными являются труды Н.Е. Торнау, одного из первых российских исламоведов, всесторонне исследовавшего институты шариата и поднявшего проблему кодификации норм шариата в России2. Исследователи М.А. Казем-бек, А. Леопольдов, Н.П. Остроумов и Р. Эфендиев сосредоточились на рассмотрении суннитских правовых школ и, в особенности, ханафитского мазхаба как наиболее распространенного среди мусульман России3.

При изучении применения шариата на территории Российской империи наиболее важными являются труды дореволюционных российских юристов. Наследст­венному праву мусульман и его применению посвящены работы В.Ф. Му­хина и Е.А. Пушкина4. В.Ф. Мухин, являясь членом комиссии по сос­тавлению проекта но­во­го гражданского уложения, составил и издал в 1898 г. подробный обзор насле­дования по шариату, затронув такие институты, как нас­ледование по закону, наследование по завещанию, раздел имущества и вакуф, под­робно рассмотрев мнения как суннитских правовых школ, так и шиитов. Е.А. Пуш­кин, в конце XIX – начале XX вв. исполнявший обязанности товарища (заместителя) обер-прокурора кассационного департамента Правительствующего Сената, участвовавший в рас­смотрении дел с участием мусульман и предостав­лявший по ним правовые заклю­чения, является одним из немногих исследова­телей, давшим подробный анализ решений Сената по наследственным делам мусульман и поднявшим проблемы функционирования шариата в условиях рос­сий­ской правовой системы. Отдельные вопросы соединения мусульманских брачно-семейных норм и российского закона рассматриваются в работах В. Максимова и Я.А. Канторовича5. Кроме русских юристов, вопросами наследо­вания мусульман в Российской империи занимались и видные представители мусульманской общины. В 1914 г. краткое освещение воп­росов наследования да­но М. Баязитовым1.

Важную роль в исследовании сыграли работы современников, изучавших быт и традиции мусульманских народов. Одной из первых, коснувшихся некоторых традиций мусульман на примере казанских татар, стала работа К.Фукса 1844 г.2 Несколько публикаций выходит во второй половине XIX в. В 1869 г. появляется работа Н. Н-чъ, рассмотревшего обычаи татар как правовое явление, тесно свя­занное с исламом и затрагивавшее многие общественные отношения3. В 1886 г. супруги Наливкины по результатам своих наблюдений из жизни населения Туркестанского края публикуют очерк быта женщин-мусульманок4. Общие воп­росы влияния обычаев на гражданские отношения населения России, в том числе мусульман, рассмотрел в 1888 г. Е.Т. Соловьев5.

Осуществление хаджа российскими мусульманами, его особенности и проб­лемы подняты в работах А.А. Давлетшина и Яров-Равского, изданных в 1899 г.6 Данные авторы подробно раскрывают маршруты российских паломников; труд­ности, с которыми последние сталкивались как на территории Российской импе­рии, так и в пределах Османской империи и других государств, сведения о при­мерном количестве паломников в отдельные годы. Кроме того, наряду с оче­видной исто­рической ценностью, отчет А.А. Давлетшина внес существенный вклад в изме­нение отношения российских властей к хаджу в положительную сторону.

В начале XX в. работы по исследованию правовых обычаев мусульман продолжаются. Н. Малышев рассматривает семейное право киргизов7. Г.Н. Ах­маров посвящает свою работу вопросам брака казанских татар8. Элементы брач­ных традиций описываются и Е.Э. Сно9. Особенно подробно раскрываются раз­личные аспекты применения шариата татарами в трудах миссионеров Я.Д. Коб­лова и М. Машанова10. Указанные авторы подробно рассматривают семейные и имущественные отношения. В их трудах поднимаются вопросы заключения и рас­торжения браков, обычаев и традиций, семейного уклада, правила раздела иму­щества, похоронный обряд и другие сферы жизни народов России, испо­ведовавших ислам.

В советский период большее внимание уделялось изучению ислама, шариата и их влияния на развитие отдельных народов СССР с позиций классовой теории и коммунистической идеологии. Начало положили работы 1930-х годов А. Ар­шаруни, Х. Габидуллина, Л. Климовича1. В дальнейшем исследованию ислама и шариата посвящены труды советских правоведов и востоковедов второй поло­вины XX в. В 1960-е годы А.В. Авксентьев, А.И. Асадов, М.И. Садагдар под­робно рассматривают соотношение шариата и адата, дают анализ источников му­сульманского права2. Исламская культура рассматривается в работах Е.А. Бе­ляева, Л.Р. Гордон-Полонской, И.П. Петрушевского3.

В период с 1970-х годов по 1991г. указанной проблемой занимается ряд исследователей. Изучение ислама и шариата в рамках мировых религий и пра­вовых систем проводится в работах С.С. Алексеева, В.В. Клочкова, А.Д. Сухова, С.А. Токарева, Д.М. Угриновича, М. Файзиева4. В указанный период публикуется ряд работ Д.Е. Еремеева, Г.М. Керимова, М.Б. Пиотровского, Т.С. Саидбаева, В.Е. Чиркина об исламе и шариате5. Р.Я. Алиев и Ф.Ш. Шабанов дают анализ особенностей ханафитской юриспруденции, а Д.В. Ермаков – ханбалитской пра­вовой школы1. А.И. Асадов продолжает изучение источников шариата2. М. Вага­бов и Л.И. Шайдуллина анализирует нормы шариата о семье и браке3. В со­чинении Л.С. Васильева ислам и шариат рассматриваются с точки зрения идео­логической доктрины4. Опровержением концепции единства наций и ислама за­нимается К.Д. Давлетшин5. Работа Н. Аширова посвящена истории ислама на территории СССР6.

С середины 1950-х по 1991 г. все более возрастает интерес к обычаям ко­ренных народов СССР. Изучение быта и традиций отдельных мусульманских народов России, начавшееся еще в дореволюционный период, было продолжено в работах советских исследователей. Освещение быта и культуры башкирского народа дается в работах А.З. Асфандиярова, С.А. Руденко, А.И. Харисова7. Об­ря­ды и праздники татар Среднего Поволжья и Приуралья освящаются Р.Г. Каша­футдиновым, Г.М. Хисамутдиновым, Г.В. Юсуповым8, а также в публикациях Р.К. Уразмановой9. Данные о брачном возрасте татар содержатся в работах Д.М. Ис­хакова10. Ряд публикаций М. Аутлева, В.В. Вострова, Н.А. Кислякова, О.А. Су­харева посвящен изучению традиций народов Кавказа и Средней Азии11. Указанные труды позволяют выявить как общие шариатные нормы, приме­няв­шиеся всеми мусульманскими народами, так и отличия, связанные с особен­ностями в обычаях. Среди перечисленных авторов, основное внимание уделив­шим брачно-семейным отношениям, следует выделить А.А. Загидуллина, рас­смотревшего в своей диссертационной работе в 1966 г. имущественные разделы у казанских татар во второй половине XIX – начале XX вв., и продолжившим, таким образом, изучение наследственных правоотношений мусульман, начав­шееся еще в работах конца XIX в.1 Однако в исследованиях вышеуказанных советских авторов затрагиваются именно отдельные сферы жизни отдельных народов, что не позволяет выявить общие особенности функционирования норм шариата в России.

В современной российской научной литературе с начала 1990-х интерес к ис­ламу все более возрастает. В указанный период увеличивается количество публи­каций, посвященных исламу и мусульманскому праву. Изучению вопросов ис­лама и шариата посвящены работы Р.И. Бекина, А.В. Журавского, Г.М. Кери­мова, В.С. Нерсесянца, А.Х. Саидова, В.Н. Синюкова, В.В. Цмая, А.А. Хисма­тул­лина и др.2

Особый интерес вызывает ряд работ Л.Р. Сюкияйнена, одного из ведущих современных российских исследователей мусульманского права. Исследователь не только раскрывает особенности мусульманского права, но и пытается найти точки соприкосновения между шариатом и европейскими правовыми системами. Л.Р. Сюкияйнен одним из первых среди российских исламоведов поднял проб­ле­му существования шариата в России3.

Ряд трудов Д.Ю. Арапова посвящен проблеме взаимодействия органов госу­дарст­венной власти и мусульман в Российской империи, выявлению особен­ностей политики по отношению к исламу и исламским институтам4. Автор про­вел широкое исследование и систематизацию законодательства и иных мате­риа­лов о мусуль­манах периода империи, позволив, таким образом, составить целост­ное представ­ление о законодательной политике российского государства до 1917 г.

Исторические проблемы взаимоотношений государства и ислама на терри­тории России поднимаются и в работах современных татарстанских исследо­вателей Р.М. Мухаметшина1, Р.А. Набиева2, А.И. Ногманова3, С.Ф. Фаизова4. Ра­бо­ты указанных авторов анализируют государственно-исламские отношения в истории татарского народа.

Подробно изучено в литературе функционирование мусульманских духовных учреждений и институтов в Российской империи. Ряд трудов А.Ю. Хабутдинова раскрывает деятельность ОМДС и представителей мусульманской общины и духовенства в контексте формирования единой общности мусульман5. Автор пока­зывает значение в формировании и развитии татарской нации исламских институтов, а также выступает сторонником комплексного исследования послед­них в регионе ОМДС.

Среди работ, посвященных деятельности ОМДС, стоит выделить исследование Д.Д. Азаматова6. Автор подробно рассмотрел историю и особенности создания ОМДС, основные направления его деятельности. Кроме указанных проблем, Д.Д. Аза­матов попытался выявить особенности применения некоторых норм шариата в России, основное внимание уделив семейному праву. К сожалению, посколь­ку основной целью работы Д.Д. Азаматова было именно изучение функ­цио­нирования ОМДС в конце XVIII – начале XX вв., в исследовании не дос­таточно затрагиваются вопросы применения наследственных норм шариата в России, правил совершения отдельных религиозных обрядов (хадж, погре­бальный обряд и др.).

Изучению взаимодействия ОМДС и российских властей в конце XVIII – начале XX вв. также посвящены работы Н.К. Гарипова, Д.Р. Гильмутдинова, Н.Н. Ка­дырметовой1. Н.К. Гарипов подробно разобрал особенности политики властей в отношении мусульман, отметив в целом положительное влияние ОМДС на жизнь мусульман в условиях Российской империи. Д.Р. Гильмутдинов не только раск­рыл деятельность ОМДС в конце XIX – начале XX вв., но также сделал попытку выявить некоторые особенности применения шариата в округе ОМДС (семейные дела, закят и др.). Деятельность ОМДС и проблема применения норм шариата в округе частично затрагиваются в диссертации Н.Н. Кадырметовой.

Достаточно подробно изучена проблема мусульманской благотворительности и существования вакуфных имуществ на территории Российской империи. Проблеме благотворительности и роли в ней татарской буржуазии XIX – начала XX вв. посвящены работы Р.Р. Салихова2. Д.Д. Азаматов, Д.Н. Денисов, И.К. За­ги­дуллин, З.С. Миннуллин раскрывают законодательную базу вакуфов, практику их создания и функционирования в округе ОМДС3. Вакуфы в Таврической гу­бернии изучает З.З. Абдуллаева4.

Кроме того, в плане изучения отдельных сфер жизни мусульман России с точки зрения особенностей применения некоторых норм шариата в условиях России интерес представляют работы таких современных авторов, как Р.К. Ады­гамов и И.К. Загидуллин5, рассмотревших вопросы богослужения мусульман в условиях российского государства, и Е.А. Резван6, подробно исследовавшего проб­лему хаджа в Российской империи.

Обычаи мусульманских народов России освящаются в целом ряде работ совре­менных авторов. Сибирским татарам посвящены исследования Г.Т. Бакиевой и Ф.Т. Валеева1. Н.В. Бикбулатов и Ф.Ф. Фатыхова рассматривают быт башкир­ского народа2. Я.Я. Гришин описывает традиции польско-литовских татар3. Тра­ди­ции астраханских татар освящаются в работах Р.К. Уразмановой и Ф.Л. Шари­фуллиной4. О культуре касимовских татар пишет Ф. Шарифуллина5. Народные праздники и связанные с ними обычаи, а также свадебные, похоронно-поми­нальные и некоторые другие обряды татар Волго-Уральского региона система­тизированы в работах Р.К. Уразмановой6 и Р.Н. Мусиной7. Погребальный обряд народов Волго-Камья исследует Г.И. Дроздова8. Однако данные труды освещают культуру мусульманских народов России и не имели своей целью комплексное изучение функционирования шариата в период Российской империи.

В зарубежной литературе изучению ислама и мусульманского права посвя­щены работы М. Ашика, Д. Викмана, А. Массэ, Р. Шарля и др.9 В рамках миро­вых правовых систем мусульманское право рассматривается Р. Давидом10. Все­сто­ронний анализ институтов мусульманского права по учениям ханафитского и шафиитского мазхабов дан в книге Л.В.С. Ван ден Берга11. Отдельные вопросы мусульманского права (регулирование финансовых отношений, правовые источ­ники и методы, теория фикха и др.) разрабатывались Н. Агнайдсом, М. Бернан­дом, И. Гольдциером и др12. Стоит отметить ряд работ видного западного иссле­дователя Й. Шахта, посвященные теории мусульманского права, правовым мето­дам и правовым школам в исламе1. Указанные работы позволяют раскрыть при­роду норм шариата, выявить его источники и особенности. Исламу в России пос­вящены исследования А. Беннигсена и А. Капеллера2. Они раскрывают проб­лему взаимоотношений ислама и российских властей, но не затрагивают воп­росов функционирования шариата в Российской империи.

К сожалению, на настоящий момент мало работ по комплексному изучению сосуществования шариата и российского законодательства, поскольку выше­указанные труды раскрывают функционирование шариата посредством изучения отдельных сфер жизни мусульман и деятельности ОМДС, не затрагивая в целом особенностей российской правовой системы и правоприменительной практики в конце XVIII – начале XX вв.

Недостаточной является изученность вопросов наследования российских му­сульман. За исключением уже упоминавшейся работы Е.А. Пушкина, работ по данной тематике практически нет. Работы Д.Д. Азаматова и А.А. Загидуллина, хотя и касаются вопроса осуществления имущественных разделов, не раскры­вают в полной мере законодательную базу Российской империи и не дают це­лост­ного представления об особенностях применения шариата в наследственных отношениях.

Вышеизложенное позволяет обозначить в качестве объекта исследования за­ко­нодательство Российской империи и практику применения шариата россий­скими мусульманами в конце XVIII – начале XX вв.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв iconПрограмма учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение...
России в конце XVIII – XXI вв.; развитие навыков работы с нумизматическими источниками и материалом в вузах, музеях, научных и в...
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв iconРефераты по истории экономики России
Роль иностранного капитала в индустриальном рывке России в конце ХIХ – начале ХХ вв
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв iconТворчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой
Возникшее в Западной Европе в конце XVIII начале XIX века новое направление в искусстве было реакцией на Французскую революцию и...
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв iconТема контрольной «Абсолютизм в XVII-XVIII веке в России»
Реформы Петра I. Особенности утверждения абсолютизма в России
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв iconНазвание разделов и тем
Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв iconПрограмма курса «кланы в политическом процессе россии в конце ХХ начале XXI вв.»
Утверждено на заседании кафедры Сравнительной политологии факультета Политологии мгимо(У) мид россии
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бонапарта, его взглядов и воззрений для выяснения целей, которые он преследовал, постижение сути политического строя, созданного...
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв iconТеории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли
Основы классической теории международной торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX в в английскими экономистами Адамом Смитом...
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв iconУчебно-методический комплекс дисциплины внешнеполитические коммуникации...
Внешнеполитические коммуникации в деятельности Евросоюза в конце XX – начале XXI вв
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв iconТематика рефератОВ
Понятие, виды и особенности административно-правовых норм. Способы реализации норм
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв iconРабочая программа по истории России в конце XVI-XVIII вв. (7 класс) Пояснительная записка
«История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. М.: Просвещение, 2012. Она позволяет посредством проблемного...
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв icon1: «Мир в индустриальную эпоху: конец XIX-XX вв. 8 часов 2 Тема 2: «Вторая Мировая война»
Введение. Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв iconОлжас Жанайдаров Джут Пьеса в 14 сценах Действующие лица: Ахмет Сауле Ербол Лена
Действие в нечетных сценах происходит в начале 1930-х гг. (в течение месяца), в Казахстане, в конце осени – начале зимы
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв iconПрограммно-компьютерное обеспечение по предметам
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв iconХанты-мансийского автономного округа-югра
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе россии в конце XVIII начале XX вв iconШаталов Виктор Федорович Эксперимент продолжается
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск