Скачать 0.56 Mb.
|
На правах рукописи Мухаметзарипов Ильшат Амирович ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НОРМ ШАРИАТА В МУСУЛЬМАНСКОМ СООБЩЕСТВЕ РОССИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX вв. Специальность 07.00.02 – Отечественная история АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Казань – 2010 Работа выполнена в отделе истории общественной мысли и исламоведения Института истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
Защита состоится «24» декабря 2010 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 022.002.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при Институте истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420014, г. Казань, Кремль, подъезд 5. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Института истории имени Ш. Марджани АН РТ http://www.tataroved.ru. Автореферат разослан «____»_____________ 2010 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук Р.Р. Хайрутдинов ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Ислам в современной России переживает период своего возрождения. Этот процесс происходит в ситуации самых разнообразных противоречий и конфликтов внутри страны, а также в условиях кардинального изменения геополитической ситуации конца ХХ – начала ХХI вв. и кардинального изменения положения и роли российского государства в мусульманском мире. Результатом стало то, что возрастает роль ислама не только внутри мусульманской уммы России, но и его влияние на жизнь общества в целом, на национальные и политические процессы и конфликты в стране. Сложность сложившейся ситуации связана и с тем, что значительную часть современных международных и внутригосударственных конфликтов и противоречий, в том числе и в России, многие не только на обыденном, но и на теоретическом уровне сознания связывают с исламом. Указанные проблемы заставляют политиков и ученых, общественных и религиозных деятелей, представителей других профессий обращать более пристальное внимание на ислам, на исламскую культуру, исламский образ жизни, на его место и роль в современном мире, в том числе и в сфере правовой жизни. С другой стороны, существует опыт мирного сосуществования мусульман с представителями других конфессий. Таким бесценным опытом обладает Россия, в том числе Среднее Поволжье, где столетиями вместе проживают десятки национальностей, традиционно исповедующие различные религии. Осмысление этого опыта, включая его правовую составляющую, имеет большое теоретическое и практическое значение. Особенно это касается сосуществования шариата с законодательными системами немусульманских стран. Единственным государством мира, включавшим в себя значительное количество мусульман и не имевшим при этом географического разделения на метрополию и колонии (в отличии, например, от Великобритании, Франции, Нидерландов), была Российская империя. Российские мусульмане являлись коренным населением во многих регионах империи, некоторые из них имели исторический опыт собственной государственности, основанной на нормах шариата (казанские, крымские, астраханские, сибирские татары). Поэтому исследование исторического сосуществования двух различных по своей природе нормативных систем в пределах одного государства на примере Российской империи может позволить разрешить некоторые проблемы современности. Хронологическими рамками исследования являются конец XVIII в. – 1917 г., т.е. период истории России с момента начала проведения Екатериной II политики относительной веротерпимости и создания Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) в 1788 г. и до Февральской революции 1917 г., приведшей к исчезновению прежней государственной и правовой системы. Территориальные рамки исследования в первую очередь ограничиваются округом Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, т.е. территорией центральной России, Поволжья, Приуралья и Сибири. В качестве сравнительного материала использовались примеры применения шариата мусульманами других регионов Российской империи (Таврической губернии, Кавказа, Туркестана, степных областей). Решения Сената, принимавшиеся по обращениям мусульман вне зависимости от их места проживания, в том числе из округов Таврического Магометанского Духовного Правления и Закавказских мусульманских суннитского и шиитского Духовных Правлений, рассматриваются как правовые прецеденты, определявшие границы взаимодействия шариата с российским законом и распространявшиеся также на мусульман округа ОМДС. Степень изученности темы. В дореволюционный период изучению ислама и общим вопросам шариата уделялось достаточное внимание. В данном направлении можно выделить работы Г. Гинса, А.Е. Крымского, И. Нофаля, П. Цветкова и др.1 Особо плодотворными являются труды Н.Е. Торнау, одного из первых российских исламоведов, всесторонне исследовавшего институты шариата и поднявшего проблему кодификации норм шариата в России2. Исследователи М.А. Казем-бек, А. Леопольдов, Н.П. Остроумов и Р. Эфендиев сосредоточились на рассмотрении суннитских правовых школ и, в особенности, ханафитского мазхаба как наиболее распространенного среди мусульман России3. При изучении применения шариата на территории Российской империи наиболее важными являются труды дореволюционных российских юристов. Наследственному праву мусульман и его применению посвящены работы В.Ф. Мухина и Е.А. Пушкина4. В.Ф. Мухин, являясь членом комиссии по составлению проекта нового гражданского уложения, составил и издал в 1898 г. подробный обзор наследования по шариату, затронув такие институты, как наследование по закону, наследование по завещанию, раздел имущества и вакуф, подробно рассмотрев мнения как суннитских правовых школ, так и шиитов. Е.А. Пушкин, в конце XIX – начале XX вв. исполнявший обязанности товарища (заместителя) обер-прокурора кассационного департамента Правительствующего Сената, участвовавший в рассмотрении дел с участием мусульман и предоставлявший по ним правовые заключения, является одним из немногих исследователей, давшим подробный анализ решений Сената по наследственным делам мусульман и поднявшим проблемы функционирования шариата в условиях российской правовой системы. Отдельные вопросы соединения мусульманских брачно-семейных норм и российского закона рассматриваются в работах В. Максимова и Я.А. Канторовича5. Кроме русских юристов, вопросами наследования мусульман в Российской империи занимались и видные представители мусульманской общины. В 1914 г. краткое освещение вопросов наследования дано М. Баязитовым1. Важную роль в исследовании сыграли работы современников, изучавших быт и традиции мусульманских народов. Одной из первых, коснувшихся некоторых традиций мусульман на примере казанских татар, стала работа К.Фукса 1844 г.2 Несколько публикаций выходит во второй половине XIX в. В 1869 г. появляется работа Н. Н-чъ, рассмотревшего обычаи татар как правовое явление, тесно связанное с исламом и затрагивавшее многие общественные отношения3. В 1886 г. супруги Наливкины по результатам своих наблюдений из жизни населения Туркестанского края публикуют очерк быта женщин-мусульманок4. Общие вопросы влияния обычаев на гражданские отношения населения России, в том числе мусульман, рассмотрел в 1888 г. Е.Т. Соловьев5. Осуществление хаджа российскими мусульманами, его особенности и проблемы подняты в работах А.А. Давлетшина и Яров-Равского, изданных в 1899 г.6 Данные авторы подробно раскрывают маршруты российских паломников; трудности, с которыми последние сталкивались как на территории Российской империи, так и в пределах Османской империи и других государств, сведения о примерном количестве паломников в отдельные годы. Кроме того, наряду с очевидной исторической ценностью, отчет А.А. Давлетшина внес существенный вклад в изменение отношения российских властей к хаджу в положительную сторону. В начале XX в. работы по исследованию правовых обычаев мусульман продолжаются. Н. Малышев рассматривает семейное право киргизов7. Г.Н. Ахмаров посвящает свою работу вопросам брака казанских татар8. Элементы брачных традиций описываются и Е.Э. Сно9. Особенно подробно раскрываются различные аспекты применения шариата татарами в трудах миссионеров Я.Д. Коблова и М. Машанова10. Указанные авторы подробно рассматривают семейные и имущественные отношения. В их трудах поднимаются вопросы заключения и расторжения браков, обычаев и традиций, семейного уклада, правила раздела имущества, похоронный обряд и другие сферы жизни народов России, исповедовавших ислам. В советский период большее внимание уделялось изучению ислама, шариата и их влияния на развитие отдельных народов СССР с позиций классовой теории и коммунистической идеологии. Начало положили работы 1930-х годов А. Аршаруни, Х. Габидуллина, Л. Климовича1. В дальнейшем исследованию ислама и шариата посвящены труды советских правоведов и востоковедов второй половины XX в. В 1960-е годы А.В. Авксентьев, А.И. Асадов, М.И. Садагдар подробно рассматривают соотношение шариата и адата, дают анализ источников мусульманского права2. Исламская культура рассматривается в работах Е.А. Беляева, Л.Р. Гордон-Полонской, И.П. Петрушевского3. В период с 1970-х годов по 1991г. указанной проблемой занимается ряд исследователей. Изучение ислама и шариата в рамках мировых религий и правовых систем проводится в работах С.С. Алексеева, В.В. Клочкова, А.Д. Сухова, С.А. Токарева, Д.М. Угриновича, М. Файзиева4. В указанный период публикуется ряд работ Д.Е. Еремеева, Г.М. Керимова, М.Б. Пиотровского, Т.С. Саидбаева, В.Е. Чиркина об исламе и шариате5. Р.Я. Алиев и Ф.Ш. Шабанов дают анализ особенностей ханафитской юриспруденции, а Д.В. Ермаков – ханбалитской правовой школы1. А.И. Асадов продолжает изучение источников шариата2. М. Вагабов и Л.И. Шайдуллина анализирует нормы шариата о семье и браке3. В сочинении Л.С. Васильева ислам и шариат рассматриваются с точки зрения идеологической доктрины4. Опровержением концепции единства наций и ислама занимается К.Д. Давлетшин5. Работа Н. Аширова посвящена истории ислама на территории СССР6. С середины 1950-х по 1991 г. все более возрастает интерес к обычаям коренных народов СССР. Изучение быта и традиций отдельных мусульманских народов России, начавшееся еще в дореволюционный период, было продолжено в работах советских исследователей. Освещение быта и культуры башкирского народа дается в работах А.З. Асфандиярова, С.А. Руденко, А.И. Харисова7. Обряды и праздники татар Среднего Поволжья и Приуралья освящаются Р.Г. Кашафутдиновым, Г.М. Хисамутдиновым, Г.В. Юсуповым8, а также в публикациях Р.К. Уразмановой9. Данные о брачном возрасте татар содержатся в работах Д.М. Исхакова10. Ряд публикаций М. Аутлева, В.В. Вострова, Н.А. Кислякова, О.А. Сухарева посвящен изучению традиций народов Кавказа и Средней Азии11. Указанные труды позволяют выявить как общие шариатные нормы, применявшиеся всеми мусульманскими народами, так и отличия, связанные с особенностями в обычаях. Среди перечисленных авторов, основное внимание уделившим брачно-семейным отношениям, следует выделить А.А. Загидуллина, рассмотревшего в своей диссертационной работе в 1966 г. имущественные разделы у казанских татар во второй половине XIX – начале XX вв., и продолжившим, таким образом, изучение наследственных правоотношений мусульман, начавшееся еще в работах конца XIX в.1 Однако в исследованиях вышеуказанных советских авторов затрагиваются именно отдельные сферы жизни отдельных народов, что не позволяет выявить общие особенности функционирования норм шариата в России. В современной российской научной литературе с начала 1990-х интерес к исламу все более возрастает. В указанный период увеличивается количество публикаций, посвященных исламу и мусульманскому праву. Изучению вопросов ислама и шариата посвящены работы Р.И. Бекина, А.В. Журавского, Г.М. Керимова, В.С. Нерсесянца, А.Х. Саидова, В.Н. Синюкова, В.В. Цмая, А.А. Хисматуллина и др.2 Особый интерес вызывает ряд работ Л.Р. Сюкияйнена, одного из ведущих современных российских исследователей мусульманского права. Исследователь не только раскрывает особенности мусульманского права, но и пытается найти точки соприкосновения между шариатом и европейскими правовыми системами. Л.Р. Сюкияйнен одним из первых среди российских исламоведов поднял проблему существования шариата в России3. Ряд трудов Д.Ю. Арапова посвящен проблеме взаимодействия органов государственной власти и мусульман в Российской империи, выявлению особенностей политики по отношению к исламу и исламским институтам4. Автор провел широкое исследование и систематизацию законодательства и иных материалов о мусульманах периода империи, позволив, таким образом, составить целостное представление о законодательной политике российского государства до 1917 г. Исторические проблемы взаимоотношений государства и ислама на территории России поднимаются и в работах современных татарстанских исследователей Р.М. Мухаметшина1, Р.А. Набиева2, А.И. Ногманова3, С.Ф. Фаизова4. Работы указанных авторов анализируют государственно-исламские отношения в истории татарского народа. Подробно изучено в литературе функционирование мусульманских духовных учреждений и институтов в Российской империи. Ряд трудов А.Ю. Хабутдинова раскрывает деятельность ОМДС и представителей мусульманской общины и духовенства в контексте формирования единой общности мусульман5. Автор показывает значение в формировании и развитии татарской нации исламских институтов, а также выступает сторонником комплексного исследования последних в регионе ОМДС. Среди работ, посвященных деятельности ОМДС, стоит выделить исследование Д.Д. Азаматова6. Автор подробно рассмотрел историю и особенности создания ОМДС, основные направления его деятельности. Кроме указанных проблем, Д.Д. Азаматов попытался выявить особенности применения некоторых норм шариата в России, основное внимание уделив семейному праву. К сожалению, поскольку основной целью работы Д.Д. Азаматова было именно изучение функционирования ОМДС в конце XVIII – начале XX вв., в исследовании не достаточно затрагиваются вопросы применения наследственных норм шариата в России, правил совершения отдельных религиозных обрядов (хадж, погребальный обряд и др.). Изучению взаимодействия ОМДС и российских властей в конце XVIII – начале XX вв. также посвящены работы Н.К. Гарипова, Д.Р. Гильмутдинова, Н.Н. Кадырметовой1. Н.К. Гарипов подробно разобрал особенности политики властей в отношении мусульман, отметив в целом положительное влияние ОМДС на жизнь мусульман в условиях Российской империи. Д.Р. Гильмутдинов не только раскрыл деятельность ОМДС в конце XIX – начале XX вв., но также сделал попытку выявить некоторые особенности применения шариата в округе ОМДС (семейные дела, закят и др.). Деятельность ОМДС и проблема применения норм шариата в округе частично затрагиваются в диссертации Н.Н. Кадырметовой. Достаточно подробно изучена проблема мусульманской благотворительности и существования вакуфных имуществ на территории Российской империи. Проблеме благотворительности и роли в ней татарской буржуазии XIX – начала XX вв. посвящены работы Р.Р. Салихова2. Д.Д. Азаматов, Д.Н. Денисов, И.К. Загидуллин, З.С. Миннуллин раскрывают законодательную базу вакуфов, практику их создания и функционирования в округе ОМДС3. Вакуфы в Таврической губернии изучает З.З. Абдуллаева4. Кроме того, в плане изучения отдельных сфер жизни мусульман России с точки зрения особенностей применения некоторых норм шариата в условиях России интерес представляют работы таких современных авторов, как Р.К. Адыгамов и И.К. Загидуллин5, рассмотревших вопросы богослужения мусульман в условиях российского государства, и Е.А. Резван6, подробно исследовавшего проблему хаджа в Российской империи. Обычаи мусульманских народов России освящаются в целом ряде работ современных авторов. Сибирским татарам посвящены исследования Г.Т. Бакиевой и Ф.Т. Валеева1. Н.В. Бикбулатов и Ф.Ф. Фатыхова рассматривают быт башкирского народа2. Я.Я. Гришин описывает традиции польско-литовских татар3. Традиции астраханских татар освящаются в работах Р.К. Уразмановой и Ф.Л. Шарифуллиной4. О культуре касимовских татар пишет Ф. Шарифуллина5. Народные праздники и связанные с ними обычаи, а также свадебные, похоронно-поминальные и некоторые другие обряды татар Волго-Уральского региона систематизированы в работах Р.К. Уразмановой6 и Р.Н. Мусиной7. Погребальный обряд народов Волго-Камья исследует Г.И. Дроздова8. Однако данные труды освещают культуру мусульманских народов России и не имели своей целью комплексное изучение функционирования шариата в период Российской империи. В зарубежной литературе изучению ислама и мусульманского права посвящены работы М. Ашика, Д. Викмана, А. Массэ, Р. Шарля и др.9 В рамках мировых правовых систем мусульманское право рассматривается Р. Давидом10. Всесторонний анализ институтов мусульманского права по учениям ханафитского и шафиитского мазхабов дан в книге Л.В.С. Ван ден Берга11. Отдельные вопросы мусульманского права (регулирование финансовых отношений, правовые источники и методы, теория фикха и др.) разрабатывались Н. Агнайдсом, М. Бернандом, И. Гольдциером и др12. Стоит отметить ряд работ видного западного исследователя Й. Шахта, посвященные теории мусульманского права, правовым методам и правовым школам в исламе1. Указанные работы позволяют раскрыть природу норм шариата, выявить его источники и особенности. Исламу в России посвящены исследования А. Беннигсена и А. Капеллера2. Они раскрывают проблему взаимоотношений ислама и российских властей, но не затрагивают вопросов функционирования шариата в Российской империи. К сожалению, на настоящий момент мало работ по комплексному изучению сосуществования шариата и российского законодательства, поскольку вышеуказанные труды раскрывают функционирование шариата посредством изучения отдельных сфер жизни мусульман и деятельности ОМДС, не затрагивая в целом особенностей российской правовой системы и правоприменительной практики в конце XVIII – начале XX вв. Недостаточной является изученность вопросов наследования российских мусульман. За исключением уже упоминавшейся работы Е.А. Пушкина, работ по данной тематике практически нет. Работы Д.Д. Азаматова и А.А. Загидуллина, хотя и касаются вопроса осуществления имущественных разделов, не раскрывают в полной мере законодательную базу Российской империи и не дают целостного представления об особенностях применения шариата в наследственных отношениях. Вышеизложенное позволяет обозначить в качестве объекта исследования законодательство Российской империи и практику применения шариата российскими мусульманами в конце XVIII – начале XX вв. |
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение... России в конце XVIII – XXI вв.; развитие навыков работы с нумизматическими источниками и материалом в вузах, музеях, научных и в... | Рефераты по истории экономики России Роль иностранного капитала в индустриальном рывке России в конце ХIХ – начале ХХ вв | ||
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой Возникшее в Западной Европе в конце XVIII начале XIX века новое направление в искусстве было реакцией на Французскую революцию и... | Тема контрольной «Абсолютизм в XVII-XVIII веке в России» Реформы Петра I. Особенности утверждения абсолютизма в России | ||
Название разделов и тем Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории | Программа курса «кланы в политическом процессе россии в конце ХХ начале XXI вв.» Утверждено на заседании кафедры Сравнительной политологии факультета Политологии мгимо(У) мид россии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бонапарта, его взглядов и воззрений для выяснения целей, которые он преследовал, постижение сути политического строя, созданного... | Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли Основы классической теории международной торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX в в английскими экономистами Адамом Смитом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины внешнеполитические коммуникации... Внешнеполитические коммуникации в деятельности Евросоюза в конце XX – начале XXI вв | Тематика рефератОВ Понятие, виды и особенности административно-правовых норм. Способы реализации норм | ||
Рабочая программа по истории России в конце XVI-XVIII вв. (7 класс) Пояснительная записка «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. М.: Просвещение, 2012. Она позволяет посредством проблемного... | 1: «Мир в индустриальную эпоху: конец XIX-XX вв. 8 часов 2 Тема 2: «Вторая Мировая война» Введение. Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории | ||
Олжас Жанайдаров Джут Пьеса в 14 сценах Действующие лица: Ахмет Сауле Ербол Лена Действие в нечетных сценах происходит в начале 1930-х гг. (в течение месяца), в Казахстане, в конце осени – начале зимы | Программно-компьютерное обеспечение по предметам Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | ||
Ханты-мансийского автономного округа-югра Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | Шаталов Виктор Федорович Эксперимент продолжается Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... |