Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер





НазваниеАлексашкина Л. Н., 9-е изд., стер
страница1/3
Дата публикации06.11.2014
Размер0.62 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка 9 класс история

          Рабочая программа по истории для учащихся 9-х классов составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), федерального базисного учебного плана (утвержден приказом Минобразования России от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ № 1312», реализующих программы общего образования, на основе основной  образовательной программы школы  с учетом Примерной программы основного общего образования по всеобщей истории и  программы под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г. по истории России.

Данная программа содержит необходимые положения для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач этого курса, позволяет осветить основные события в мире в XX веке и их особенности, развитие политической, экономической, социальной и духовной жизни общества, пути решения политических, экономических и иных проблем.

Программа обеспечивает изучение содержания федерального компонента  исторического образования учебниками: Всеобщая история, XX – начало XXI века. 9 класс: Алексашкина Л.Н., - 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.; История России, XX – начало XXI века. 9 класс: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.. – 8-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.

Общая характеристика учебного предмета

Место и роль исторического знания в образовании молодежи обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные, мировоззренческие, духовно-нравственные функции исторического образования осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование в целом и историческое в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.

В настоящее время наша страна, как и весь мир, вступила в этап постиндустриального развития, который характеризуется динамизмом социальных процессов, нарождением новой информационной среды, глобализацией в различных сферах жизни, феноменом поликультурного, полиэтничного и поликонфессионального общества, которое формируется путем взаимодействия представителей различных культур, этносов и конфессий. Все эти факторы и условия формируют новые требования к общему историческому образованию молодого поколения. Речь идет о способности выпускников школы ориентироваться в плотном потоке социальной информации; способности выделять, формулировать и творчески решать возникающие проблемы социально-гуманитарного характера, используя как инструменты полученные в школе знания и приобретенные умения. Для выпускников современной школы очень важно научиться продуктивно взаимодействовать с другими людьми в социуме и профессиональной сфере, в том числе в условиях формирования поликультурной и полиэтничной среды.

Роль предмета «История России» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность?

Ответы предполагают, вопервых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта мировых цивилизаций, а также освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.

Предмет «История России» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.

Место курса в учебном плане

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5—9 классах В предмет «История» включены два курса — «История России» и «Всеобщая ис тория».

Курс истории России в 6—9 классах можно без преувеличения назвать основополагающим в системе гуманитарного образования и формирования личности школьника, его миропонимания и нравственного облика. Данная программа его изучения основана на реализации положений федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения. Программа является примерной, так как предусматривает возможность ее творческой коррекции практикующими учителями истории.

Цели и задачи изучения истории в основной школе

Главной целью курса истории России в современной школе является гуманитарное образование, интеллектуальное развитие и нравственное воспитание учащихся, направленные в своем совокупном результате осмысления исторического пути своей Родины на формирование ценностных приоритетов, личностной позиции и самоидентификации.

Образовательные задачи изучения истории:

- восприятие учащимися исторического процесса как результата человеческой деятельности, как непрерывного изменения общественного бытия, движение человечества по пути прогресса;
- понимание причинноследственных связей в системе исторических событий;
- создание устойчивых исторических представлений о прошлом нашей многоэтничной Родины, об основных событиях истории и творивших ее людях;
- усвоение исторических знаний с позиций национальных и государственных приоритетов России;
- развитие исторического мышления учащихся;
- выработка критического отношения к мифологизации, идеологизации, политизации исторического прошлого Родины;
- осмысление места и роли России в мировой истории.

Задачи развивающего обучения:

- анализировать факты прошлой и текущей социальной жизни, содержащиеся в разнообразных источниках информации;
- выделять критерии для сравнительной оценки социальных событий и исторических личностей;
- аргументировать свою точку зрения в политических и идеологических спорах;
- руководствоваться принципом историзма в оценке событий прошлого и настоящего;
- овладение социальными компетенциями на уровне учебного знания курса истории России.

Воспитательные задачи:

- формирование молодого поколения в духе активной гражданственности;
- привитие основ современной политической культуры и органического воспитания демократических ценностей;
- развитие чувства патриотизма на основе уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны, личностного осмысления исторического опыта;
- воспитание социальной, религиозной и этнической толерантности;
- осознание личной гражданской ответственности за развитие страны;
- выработка такой личностной черты, как исторический оптимизм.

Результаты освоения курса

Личностные результаты:

- формирование у учащихся гуманизма и толерантности, формирование основы межкультурного взаимодействия в школе и ближайшем окружении учеников, уважение прав и свобод человека;
- самоидентификация с национальной, этнической, социальной и конфессиональной социальной общностью;
- понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека;
- понимание роли социально активной личности в истории;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов России и мира, толерантность;
- формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;
- выработка восприятия истории как способа понимания современности, формирование ценностного отношения к правам человека и демократии, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки достижений западной и восточной культуры;
- выработка умения анализа конкретных ситуаций нравственного выбора, умения выбирать линию поведения в соответствии с ценностями гуманизма и исходя из представлений о возможных исторических последствиях;
- гуманизация личности подростка: формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогут ему жить в мире с собой и другими, руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.

Предметные результаты:

- овладение фактическим материалом учебников линии;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;
- формирование умений сравнивать исторические факты и явления; решать проблемные задачи; определять свою точку зрения, уметь ее аргументировать; давать оценку исторических процессов и личностей;
- выработка умения определять и объяснять понятия;
- выработка умений связывать историю России с историей других стран и всемирноисторическими событиями.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать деятельность — учебную, общественную и др.;
- выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, сопоставлять простой и развернутый план, составлять тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- формирование социальноадаптивной (гражданственной) и познавательной компетентностей, а также коммуникативной компетентности: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;
- формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Авторы данной программы не следовали какой-либо конкретной исторической доктрине (и тем более идеологической). Тем не менее программа и учебники ориентированы концептуально. Теоретические положения, которыми руководствовались авторы: идея непрерывно изменяющегося общества в результате деятельности людей, обусловленной потребностями общества и направленной на улучшение качества жизни; неравномерность исторического развития стран, народов и регионов; концепция модернизации применительно к новой и новейшей истории России; противоречивость исторического развития, связанная с противоречивостью деятельных мотиваций различных социальных сил.

По Федеральному компоненту государственного стандарта в 9 классе на изучение истории дается 68 часов. (2ч. в неделю).

В Качество освоения программы отслеживается в ходе текущего и итогового контроля уровней освоения содержания и  развития ключевых компетенций обучающихся.

             Формы текущего контроля:  фронтальный опрос, терминологический диктант, тестовая работа, работа с карточками, самостоятельная работа, чтение карты, зачет.

             Форма итогового контроля: развернутый ответ на вопрос, сообщение, тестовая работа, индивидуальная творческая работа.

Темы 1. Первая мировая война. Россия в конце ХIХ – начале ХХ века.

При изучении данных тем в целях развития личностных компонентов познавательной деятельности (активности, самостоятельности, производительности) будет использованы методы и приемы обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития»  ребенка, т е создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей.

Темы 2. Европа после первой мировой войны. Революция и гражданская война в России.

Для формирования самостоятельности использую стимулирующую и направляющую помощь.

Темы 3. СССР в период между мировыми войнами – опыт строительства социализма. Мир в период экономического кризиса. конец 20-х – 30-е гг.

В этих темах будет оказываться как стимулирующая, направляющая, так и обучающая помощь.

Темы 4. Вторая мировая война. СССР во Второй мировой войне.

В изучении данной темы ребенку будет оказана обучающая помощь, использован принцип оптимального содержания и отбор учебного материала в соответствии с поставленными задачами и возможностями ребенка.

 Тема 5. СССР в первые послевоенные годы. 1945 – 1953 г.г.

В данной теме главным принципом в коррекционно-развивающей работе я считаю, выявление сущностных признаков изучаемых явлений.

Тема 6.  СССР  в 1953 – 1964 г.г.

В данной теме главным принципом в коррекционно-развивающей работе я считаю, выявление сущностных признаков изучаемых явлений с опорой на жизненный опыт ребенка.

Тема 7. СССР в середине 60 – 80-х г.г.: кризис социально – экономической системы.

В этой теме будет оказываться как стимулирующая, направляющая, так и обучающая помощь.

Тема 8. СССР в 1985 – 1991 г.г.: реформирование советской системы.

В данной теме главным принципом в коррекционно-развивающей работе я считаю, выявление сущностных признаков изучаемых явлений с опорой на жизненный опыт ребенка.

Тема 9. Новая Россия. 1991 – 2007 г.г.

В данной теме главным принципом в коррекционно-развивающей работе я считаю, выявление сущностных признаков изучаемых явлений с опорой на жизненный опыт ребенка.

В коррекционно-развивающей работе я буду применять следующие основные методические  принципы:

Определение оптимального содержания и отбор учебного материала в соответствии с поставленными задачами;

Усиление практической направленности изучаемого материала;

Выделение сущностных признаков изучаемого явлений и процессов;

Опора на жизненный опыт ребенка;

Опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

Использование принципа необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала;

Систематический контроль за познавательной деятельностью и эмоционально-волевой регуляцией поведения обучающегося с целью оказания своевременной помощи в реализации индивидуальных возможностей и развития творческих способностей.

        

Содержание программы.

«Новейшая история. ХХ век»

(28 часа)

Введение. Мир в начале ХХ века (1 час)

Основные черты западной индустриальной цивилизации в начале ХХ века. Изменения в жизни по сравнению с ХIХ веком. Экономические процессы в странах Европы и США. Политические идеи и политический строй стран Запада. Политическая карта мира.

Тема 1.

Первая мировая война (3 часа)

             Начало Первой мировой войны. Международные отношения в начале ХХ в.: путь к мировой войне. Военно-политические блоки и противоречия между ними. Предпосылки и причины первой мировой войны. Основные этапы военных действия. Участники. Кризис на Балканах. Австро-венгерский ультиматум. Начало войны. Планы сторон. Срыв германского плана ведения войны. Основные фронты и ход военных действий в 1914-1915 г.г. Россия в 1914-1915г.г. Значение Восточного фронта. Отношение к войне в воюющих странах. Патриотический подъем и пропаганда.

        На переломе войны. Позиционный характер войны. Появление новой военной техники. Война на море и в воздухе. Подводная война. Жизнь людей в воюющих странах. Экономическое и политическое положение в воюющих странах. Политики и военачальники воюющих стран. Причины вступления в войну США и изменение соотношения сил в пользу Антанты. Основные фронты и ход военных действий в 1916-1917г.г.

        Последние годы войны. Рост антивоенных настроений. Обострение социальных противоречий. Революционные события и гражданская война в России и их влияние на ход военных действий. Основные фронты и ход военных действий в 1918г. Экономическое и военное истощение Германии. Поиски мира. План В.Вильсона. Завершение первой мировой войны. Итоги, последствия. Поражение стран Четверного союза.

Умение различать факты политических событий. Исследовать несложные практические ситуации (Первая мировая война).

Тема 2

Европа после первой мировой войны (2часа)

        Версальская система и начало новой эпохи. Итоги войны. Условия перемирия с Германией и ее союзниками. Мир после Первой мировой войны. «14 пунктов» В.Вильсона. Противоречия между странами-победительницами по поводу принципов послевоенного урегулирования. Версальский мирный договор и его последствия. Мирные  договоры с союзниками Германии. Создание Лиги Наций. Распад империй и образование новых государств в Европе и в Азии. Начало новой исторической эпохи.

        От новых революций к стабилизации в Европе. Война как источник социальной нестабильности. Социально-политические последствия мировой войны. Усиление радикальных течений в Европе. Революции в Германии, Венгрии. Влияние на революционные процессы Октябрьской революции в России. Международные последствия революции в России.  Революционный подъем в Европе и Азии. Возникновение авторитарных режимов в Европе. Проблема германских репараций, международная изоляция СССР. Попытки ограничения вооружений. Вашингтонская конференция. Экономика и общество в эпоху процветания.

Тема 3

Мир в период экономического кризиса. Конец 20-х – 30-е г.г. (5 часов)

        Экономический кризис в США.  «Новый курс» Ведущие страны Запада в 1920 – 1930-х гг.: от стабилизации к экономическому кризису. Предпосылки экономического кризиса. Его мировой характер. Проявление кризисных явлений в разных странах мира. Причины кризиса в США. Начало «нового курса». Идеология либерального реформизма. Ф.Д.Рузвельт. Основные мероприятия «нового курса». Американский образ жизни.

        Установление в 1920 – 1930-е г.г. тоталитарных и авторитарных диктатур в Европе. Экономический и политический кризис в Германии. Истоки нацизма. Приход к власти в Германии нацистов. Национал-социализм. А.Гитлер. Идеология нацизма. Внутренняя политика нацистов. Нацистская партия. Милитаризация страны. Агрессивная внешняя политика нацистской Германии. Изменение жизни в Германии при нацистах. Нацисты и духовная жизнь в Германии.

        Тоталитарные и авторитарные режимы в других странах Европы (Италия, Испания, Венгрия и др.) Фашизм. Б. Муссолини. Причины их возникновения и массовая база в 20-е – 30-е г.г. Тоталитарный способ преодоления кризиса и его противоречия.

        Левые силы Европы. Раскол рабочего движения: социал-демократы и коммунисты. Роль Коминтерна. Проявление экономического и политического кризиса во Франции и Испании. Цели и задачи левых в Западной Европе. Создание и мероприятия правительства Народного фронта во Франции. Народный фронт и гражданская война в Испании. Итоги деятельности правительств Народного фронта.

        Страны Азии и Африки между мировыми войнами. Воздействие первой мировой войны и революций в России и Европе на страны Востока. Влияние Версальско-Вашингтонской системы на колониальные страны. Мандатная система Лиги Наций. Антиколониальное и национально-освободительное движение. Движение насильственного сопротивления в Индии (М.Ганди). Гражданская война и борьба против внешней агрессии в Китае (Сунь Ятсен, Чан  Кайши, Мао Цзэдун). Модернизация и реформы в странах Востока. Политика этатизма в Турции (К.Ататюрк).  

        Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Начало агрессии фашистских государств в Европе. Пацифизм и милитаризм в 1920 – 1930-х гг. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке.  Причины непрочности Версальско-Вашингтонской системы. Появление новых центров силы в Европе и Азии. Агрессия Японии на Дальнем Востоке и Италии – в Африке. Нарушение Германией равновесия сил в Европе. Создание блока фашистских государств. Крах системы послевоенного урегулирования. Мюнхенское соглашение  1938 г. Политика «умиротворения» агрессоров. Захваты фашистской Германии и Италии в Европе. Советско-германский пакт о ненападении и его последствия. Территориальные изменения в Европе к началу второй мировой войны.

        Культура, наука и общество Запада в межвоенный период. Изменения в образе жизни европейцев после войны. Наука и техника. Новые явления в моде и повседневности. Изменения в положении различных социальных слоев. Религия и общество в первой половине ХХ века. Проявления духовного кризиса европейской цивилизации. Массовая культура: кино, музыка, мода, спорт. Средства массовой информации; роль пропаганды в установлении контроля над массовым сознанием.

Сравнивать, сопоставлять события истории зарубежных стран. Уметь передавать содержание прослушанного текста лекций учителя в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Характеризовать причины и особенности мирового кризиса. Предлагать пути выхода из кризиса. Анализировать политику «Нового курса Рузвельта». Приводить примеры, формулировать выводы. Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

Тема 4

Вторая мировая война (3 часа)

        Начало второй мировой войны. Причины и характер второй мировой войны. Периодизация второй мировой войны. Участники. Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Ликвидация Польского государства. Отношение СССР к воюющим странам после начала войны. Военные действия в Европе в 1940 г. Причины быстрого поражения европейских стран. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах и в Северной Африке в 1940 – первой половине 1941 г. Подготовка Германией нападения на СССР. План «Барбаросса». Заключение Тройственного союза Германией, Италией и Японией.

        Новый этап второй мировой войны. Перелом в ходе войны. Нападение Германии на СССР. Развертывание войны на Тихом океане. Нападение Японии на Перл – Харбор и вступление в войну СЩА. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане в 1942 – 1943 г.г. Коренной перелом в военных действиях на советско–германском фронте и его влияние на успехи союзников на других фронтах второй мировой войны. Крах режима Б.Муссолини. Складывание антигитлеровской коалиции. Ф.Д. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Роль СССР в борьбе с фашистскими агрессорами. Проблема открытия второго фронта. Значение решений Тегеранской и Ялтинской конференций.

        Заключительный этап войны. Нацистский «новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Внутренний кризис фашистских режимов. Ход военных действий в 1944 г. Влияние Восточного фронта на ход событий на Западе. Открытие второго фронта в Европе. Берлинская операция советских войск и капитуляция Германии. Решения Потсдамской конференции. Завершение войны на Дальнем Востоке. Ядерная бомбардировка японских городов. Вступление в войну против Японии СССР. Изгнание японских захватчиков из Китая, Кореи и Вьетнама. Капитуляция Японии. Завершение второй мировой войны. Цена победы над фашизмом.

Знать причины, ход военных действий и итоги Второй мировой войны. Анализировать основные события на Восточном и Западном фронтах.

Тема 5

Международные отношения после второй мировой войны. 1945г. – середина 80-х г.г. (2часа)

Раскол послевоенного мира на Запад и Восток. Политические итоги и войны. Создание ООН. Важнейшие решения союзников в отношении Германии. Незавершенность мирного урегулирования на Дальнем Востоке.  Наказание военных преступников. Противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. Установление в странах Восточной Европы и Азии просоветских режимов. Включение стран Западной Европы в орбиту влияния США. Создание военно-политических блоков и усиление «холодной войны». Гонка вооружений. Первое столкновение Востока и Запада: война в Корее и ее результаты. Региональные конфликты и их роль в обострении международных отношений (индо – пакистанский, ближневосточный, индокитайский). Деколонизация. Успехи национально – освободительного движения и появление нового фактора в международной политике. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г. и его разрешение. Превращение Китая в важнейший субъект международной политики.

От разрядки к новому противостоянию. Международные отношения в конце 70 –х – первой половине 80-х г.г. Начало процесса разрядки международной напряженности. Цели и идеологическое обоснование внешней политики сверхдержав. «Новая восточная политика» ФРГ. Советско-американские соглашения по ограничению стратегических вооружений и их значение. Хельсинский Заключительный акт.  Кризис политики разрядки в конце 70-х г.г. Влияние кризиса «реального социализма» на военно-политическое положение Востока. Региональные конфликты. Война в Афганистане и снижение авторитета СССР среди стран «третьего мира».

На основе анализа документов объяснить причины и признаки «холодной войны». Знать особенности экономического развития и политического развития США, Великобритании, Франции после Второй Мировой войны. Выявлять новые тенденции в развитии европейских государств и США, давать им оценку.

Тема 6

Страны Запада во второй половине ХХ столетия (6 часов)

        Восстановление Европы. Превращение США в сверхдержаву.  Послевоенные изменения в экономике и политике стран Запада. Формирование смешанной экономики. Социальное государство. Формирование экономической политики в рамках концепции «государства благосостояния». «Общество потребления». Социально – политические процессы в странах Запада. Научно – техническая революция и изменения в обществе. Вступление стран Запада в постиндустриальную стадию развития общества. Возрастание экономической и политической роли США после второй мировой войны. Превращение США в сверхдержаву и лидера западного мира.

        Социально – экономическое развитие стран Запада в 60 – 80-х г.г. Кризис индустриального общества в конце 60 – 70-х гг. Экономический кризис начала 70-х г.г. и его влияние на внутреннюю и внешнюю политику стран Запада. Кризис модели «государства благосостояния». Эволюция политической идеологии во второй половине XXв.  Идеология неолиберализма. Восстановление позиций консерватизма и консервативных партий. Неконсервативная модель экономического развития. Влияние массовых общественных движений на внутреннюю и внешнюю политику западных стран. Основные этапы и проблемы экономической и политической интеграции стран Запада. Формирование единого экономического пространства.

        Западное общество: образ жизни и взгляд на мир. Образ жизни на Западе. Влияние на него экономических и политических процессов. Развитие демократии: достижения и противоречия. Проблема прав человека. Появление новых социальных слоев и упадок старых. Эволюция «общества потребления», информационная революция и общество. Становление информационного общества. Средства массовой информации, пропаганда и массовая культура. Стереотипы и предрассудки современного западного общества. Запад и остальной мир.

        Политические события в США во второй половине ХХ в. Американский вариант западной цивилизации и его особенности в послевоенный период. Американская демократия: достижения и неудачи. Особенности американской политической системы. «Холодная война» и антикоммунистическая кампания. Проблема гражданских прав небелого населения: конфликты и поиски решения. Политика американских правительств в 60-е г.г. Американский вариант «политики благосостояния». Дж. Кеннеди и Л.Б.Джонсон. Массовые движения 60 – 70-х г.г. политика американских правительств в 80 – 90-е г.г. Особенности американского неоконсерватизма. Р.Рейган. Преодоление кризиса. Окончание «холодной войны» и внутренняя политика США. Активизация социальной политики президента У.Клинтона.

Политические события в Великобритании и Франции во второй половине ХХ века. Великобритания. Вступление Великобритании в полосу длительного кризиса, крах колониальной империи, установление тесных экономических и политических связей с США. Британский вариант «государства благосостояния». Социально – экономическая политика правительств лейбористов. Неоконсеративная политика правительства М.Тэтчер. Изменения в социальной структуре и экономике Великобритании в 80 – 90-е г.г. Возникновение «нового лейборизма». Правительство Э.Блэра. Пути решения ольстерского конфликта.

Франция. Обострение внутренних социальных конфликтов, неудачные попытки сохранения французской колониальной империи. Кризис политических институтов Четвертой республики (1946 – 1958). Политическая система Пятой республики. Ш. де Голль. Политика экономической модернизации в 60-е г.г. События мая 1968г. Франция в 80-е – 90-е г.г. Новая расстановка политических сил. Президентство  Ф.Миттерана.  Мероприятия правительства левых. Политика президента Ж.Ширака.

        Политические события в Германии и Италии во второй половине ХХ века.  Германия. Раскол Германии и образование двух германских государств. К.Аденауэр и его роль в формировании основ нового государства. Военная и экономическая интеграция ФРГ в структуры Запада. Германское «экономическое чудо». Создание западногерманского варианта «государства благосостояния». Л.Эрхард. Внутренняя и внешняя политика коалиции СДПГ – СвДП. В.Брандт. Западногерманский вариант неконсервативной политики. Г. Коль. Социально – экономические проблемы объединения Германии. Изменение роли объединенной Германии в Европе и мире.  

        Италия. Политическая ситуация в Италии после освобождения от фашизма. Социально – экономическое развитие Италии в 50е – 60-е г.г. Идеология и практика «государства благосостояния» в Италии. Проблемы Юга и Севера Италии и социальные конфликты в обществе. Левые силы и государство. Попытки преодоления кризиса государственных институтов и их результаты.

        Япония и азиатские «драконы». Положение Японии после капитуляции. Режим американской оккупации и реформы. Возрождение японской экономики. Факторы, обеспечившие быстрый экономический рост. Кризис 70-х г.г. и изменения в структуре японской экономики. Влияние НТР на социально – экономическое развитие Японии. Сохранение национальной духовной культуры.

Особенности модернизации в странах Юго-Восточной Азии. Формирование особой модели развития в рамках индустриальной цивилизации. Превращение Сингапура, Гонконга, Тайваня и Южной Кореи в индустриально – развитые страны.

Страны Латинской Америки. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Латиноамериканский вариант западной индустриальной цивилизации. Изменения в странах Латинской Америки после второй мировой войны: проведение аграрных реформ и импортозамещающей индустриализации, крах диктатур и укрепление демократии. Взаимоотношения стран региона с США. Интеграционные  процессы в Латинской Америке. Строительство социализма  на Кубе: достижения и противоречия. Ф.Кастро. Углубление проблем Кубы после распада СССР.

        

Тема 7

Страны Восточной Европы во второй половине ХХ века. (2 часа)

        Восточноевропейские страны после окончания второй мировой войны. Особенности развития стран Восточной Европы: господство коммунистических партий в политической, экономической и духовной сферах: утверждение принципов «казарменного социализма»; ориентация на СССР; враждебные отношения с Западом. Установление коммунистических режимов в восточноевропейских странах. Методы и средства строительства социализма. Использование советского опыта: достижения и неудачи. Социально – экономическое развитие стран Восточной Европы. Военно-политическая и экономическая интеграция. Влияние СССР на внешнюю и внутреннюю политику этих стран. Югославский вариант социализма. Кризис в странах Восточной Европы. 

        Кризис социализма и революции конца 80-х г.г. в странах Восточной Европы. Общие черты экономического и политического кризиса стран «реального социализма». Оппозиционные движения в странах Восточной Европы. Влияние перестройки в СССР на внутриполитическое развитие этих стран. Революции конца 80-х г.г. в странах Восточной Европы. Демократические перемены в общественной жизни. Экономическая и социальная политика в странах Восточной Европы после краха социализма. Рыночные реформы и их противоречия. Ослабление политического и экономического влияния СССР и усиление влияния Запада в Восточной Европе. Падение коммунистических режимов  в  странах Центральной и Восточной Европы . Национальные проблемы в современной Восточной Европе. Межнациональные конфликты в бывшей Югославии. Появление новых национальных государств в Восточной Европе.

Тема 8.

Страны Азии и Африки после второй мировой войны (2 часа).

        Страны Востока на пути модернизации. Выбор путей развития государствами Азии и Африки. Поиск путей развития освободившихся стран. Политическое и экономическое развитие Турции. Турция и НАТО. Турция и ЕЭС. Июльская революция 1952 г. в Египте. Г.А.Насер, А.Садат и Х.Мубарак. Экономические успехи  современного Египта. Роль Египта в ближневосточном урегулировании. Особенности развития стран Южной и Юго-Восточной Азии. Достижение  Индией независимости. Процесс экономической и политической модернизации Индии. Превращение Индии в сильнейшую экономическую и военную державу региона. Политическое развитие Индии: утверждение демократии, религиозно- национальные конфликты, сепаратизм.

        Социализм в странах Азии и Африки.  Распад колониальной системы, образование независимых государств в Азии и Африке. Китайская Народная Республика. Социально – экономические и политические преобразования Мао Цзэдуна: «большой скачок», «великая культурная революция» и их последствия для китайского общества. Политика «четырех модернизаций» в 80 – 90-х г.г.  и ее результаты. Превращение  Китая в мощную экономическую  державу. Дэн Сяопин. Специфика китайского варианта модернизации. Присоединение Гонконга. Внешняя политика страны на современном этапе.

        Страны Индокитая и Северная Корея. Влияние СССР на внутреннюю и внешнюю политику Северной Кореи и стран Индокитая. Эволюция внутренней политики Вьетнама, проведение рыночных реформ. Режим Северной Кореи. Идеология и политические опоры на собственные силы.

        Традиционализм и национализм в странах Азии и Африки. Роль ислама во внутренней и внешней политике стран Ближнего Востока. Экономическое и политическое развитие стран Персидского залива и Аравии: роль нефтедобычи, причины сохранения абсолютных монархий. Иран: от светского правления к исламской республике. Причины неудачи прозападной модернизации. Исламская революции 1979 г. Р.М. Хомейни. Создание исламского общества в Иране. Исламский  фундаментализм как способ противостояния цивилизации Запада.

        Национализм и трайбализм в политическом развитии стран Тропической и Южной Африки. Проблемы новых независимых государств, политическая и экономическая нестабильность, межгосударственные и этнические конфликты. Проблема взаимоотношений Север – Юг.

Выявлять новые тенденции в развитии европейских государств и США, давать им оценку. Объяснять главные направления реформ и «шоковой терапии» в странах Восточной Европы, давать им оценку. Объяснять влияние европейского опыта и традиций на политическое и экономическое развитие стран Востока.

Тема 9

Мир в конце ХХ века. (3 часа)

Международные отношения после окончания «холодной войны». Начало перестройки в СССР и возобновление советско-американского диалога. Вывод советских войск из Афганистана. Нормализация советско-китайских отношений. Политические изменения в Европе после революций в Восточной Европе и распада СССР. Распад «двухполюсного мира». Распад Восточного блока и преодоление биполярности мира. Превращение НАТО в единственный военно-политический блок в Европе. Расширение НАТО на Восток. Региональные конфликты после окончания «холодной войны» (балканский, ближневосточный).

Глобальные проблемы человечества. Глобализация и ее противоречия. Развитие единой мировой цивилизации. Процессы мировой экономической и политической интеграции. Роль ООН, международных и региональных организаций в современном мире. Миротворческие усилия международного сообщества. Роль НАТО в современном мире. Усиление экономической взаимозависимости стран мира. Экологические, демографические, этнические и политические проблемы современного мира. Россия в современном мире: новый этап модернизации и изменение роли в мировом сообществе.

Культурные процессы во второй половине ХХ века. Культурное наследие  ХХ века. Изменения в общественном сознании после второй мировой войны. Демократизация и гуманизация культуры. Влияние экономики на культуру Формирование современной научной картины мира. Наука и техника как феномен культуры. Образ жизни. Культура быта. Массовая культура. Литература. Реализм, театр абсурда, экзистенционализм и т.д. Классическое наследие и новые направления в искусстве. Современное изобразительное искусство. Реализм, абстракционизм, сюрреализм, поп – арт, оп – арт, кинетическое искусство, гиперреализм и т.д. Музыкальная культура в конце ХХ века. Популярная и классическая музыка. Джаз, рок, фолк, поп, рейв, техно и т.д. Роль кино и телевидения  в современном обществе. Итальянский неореализм, киноиндустрия Голливуда. Религия и церковь в современном обществе. Глобальные информационные системы и проблема единого культурного пространства.

Заключение. Мир в конце ХХ – начале XXI  века. (1 час)

Итоги развития человеческой цивилизации в ХХ веке.

Должны уметь высказывать собственные суждения об исторических событиях, самостоятельно давать оценку историческим явлениям.

Должны знать важные достижения культуры и системы ценностей, сформированных в XX – начале XXI века, должны уметь использовать знания об историческом пути и традициях народов в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Основные понятия курса

        Индустриальная цивилизация, Запад, Восток, империализм, традиционализм, модернизация, стабилизация, радикализм, фашизм, социализм, Либерализм, национализм,  экономический кризис, государственное регулирование, реформизм, тоталитаризм, авторитаризм, нацизм, антисемитизм, корпоративное государство, агрессия, социал-демократия, социальные реформы, духовный кризис, средства массовой информации, пропаганда, массовая культура, общественное сознание, антигитлеровская коалиция, военно – политические блоки, «холодная война», сверхдержавы, деколонизация, разрядка, научно – техническая революция, постиндустриальное общество, «государство благосостояния», «общество потребления», неоконсерватизм, терроризм, интеграция, права человека, рыночные реформы, межнациональные конфликты, сепаратизм, фундаментализм, трайбализм.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

        
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Программы. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / авт сост. В. И. Жохов. – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010....
Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер iconУрок в 8 классе по теме: Теорема Виета
Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. – 10-е изд., стер. – М....
Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер iconУчебник для вузов. 3 е изд. Спб.: Питер, 2008. 496 с. Курбатов В....
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. 3 е изд. Спб.: Питер, 2008. 496 с
Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер iconУрок литературного чтения в 4 классе
Базовый учебник- математика. 6 класс: учеб для общеобразоват учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд....
Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер iconЗадания для 8 «а» по алгебре
Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. – 10-е изд., стер. – М....
Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин и др. – 18-е изд., стер.– М.: Мнемозина, 2006
Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер iconПрограмма Технология молока и молочных продуктов Сведения о контингенте...
Текст] : учеб. Пособие / Е. А. Волков. 4-е изд., стер. Спб.; М.; Краснодар : Лань, 2007. 248 с
Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер iconУрок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова)
Базовый учебник- математика. 6 класс: учеб для общеобразоват учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд....
Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер iconПрограмма Технология молока и молочных продуктов Сведения о контингенте...
Текст] : учеб. Пособие / Е. А. Волков. 4-е изд., стер. Спб.; М.; Краснодар : Лань, 2007. 248 с
Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер iconПрограмма Технология мяса и мясных продуктов Сведения о контингенте...
Текст] : учеб. Пособие / Е. А. Волков. 4-е изд., стер. Спб.; М.; Краснодар : Лань, 2007. 248 с
Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер iconПояснительная записка программа для оу
Учебник для общеобразовательных учреждений А. А. Павлова, Е. И. Корзинова «Технология. Черчение и графика» 8-9 классы. – 3-е изд.,...
Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер iconАлексашкина Л. Н. Всеобщая история. 10 класс
Алексашкина Л. Н. Всеобщая история, Андреев И. Л., Данилевский И,Н, Левандовский А. А. История России
Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер iconКачурина Т. А. Кулинария: учеб пособие для нач проф образования / Т. А. Качурина. 2-е изд., стер
Тематика и рекомендуемые источники, которые можно использовать при написании реферата
Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер iconТекстовые задачи в заданиях единого государственного экзамена Задание В1
Базовый учебник- математика. 6 класс: учеб для общеобразоват учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд....
Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер iconТехнологическая карта урока
Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10—11 классы. В 2 ч. Ч. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений...
Алексашкина Л. Н., 9-е изд., стер iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «лашманская...
Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. – 10-е изд., стер. – М....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск