Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова)





Скачать 59.63 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова)
Дата публикации18.10.2013
Размер59.63 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 119» г. Пермь

Открытый урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова).

Тема: «Разные образы родины».

Учитель:Насыбуллина Ирина Витальевна

Пермь 2011

14 февраля 2011 год.
Урок литературного чтения в 3 «А» классе.
Тема: Разные образы родины.
Цели:

  • Познакомить учащихся с высказываниями русских поэтов о Родине;

  • Развивать умение находить главную мысль в тексте, концентрацию внимания и умение восстанавливать деформированный текст;

  • Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Задачи урока:

  • в ходе сравнительного анализа строчек Г.Державина и А.Грибоедова обнаружить: сходство образов и разницу эмоциональных оттенков, которая возникает даже из-за перестановки слов;

  • в «Картинной галерее» рассмотреть работы А.Саврасова «Грачи прилетели» и И.Левитана «Тихая обитель», обнаружить, что художники создали разные образы родной природы, показали разные грани её красоты: будничной, скромной, неброской и более яркой и праздничной;

  • вернуть школьников к стихотворению Н.Рыленкова «К Родине»: пусть обнаружат сходство восприятия родной стороны в творчестве художника и поэта, ибо оба подмечают неброскую красоту родной природы, которую воспринимает чуткое сердце и развитый глаз.

Оборудование: - презентация,

- стихотворение С.Дрожжина «Родина».

Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.


Чтение учащимися наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…».


  1. Подготовка к восприятию.

- Как называется глава, по которой мы работаем? («Родная сторона»)

- Сегодня мы продолжим читать произведения, помещённые в этой главе. Но сначала попробуйте восстановить пословицы. (1 слайд)

И земля в мила горсти своя.

( Своя земля и в горсти мила.)

Нет на Родина ничего краше свете чем наша.

(Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.)

Сторона родная чужая мать а мачеха.

(Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.)

- Как вы понимаете смысл этих пословиц? Что общего в этих пословицах? (О Родине.)

- Сегодня мы будем читать высказывания русских поэтов о Родине, рассмотрим картины русских художников. Увидим разные образы Родины.


  1. Чтение и анализ высказываний.

- Откройте учебники на странице 22. Самостоятельно прочитайте высказывания.

- Прочтите первое высказывание поэта Г.Державина. А теперь – второе поэта, драматурга, дипломата А.Грибоедова. (2 слайд)

Вопрос 1 в учебнике:

- Как вы понимаете выражение «дым Отечества»?

(Говоря: «Отечества и дым нам сладок и приятен», - Гавриил Державин имел в виду, что даже дым, то есть то, что разъедает глаза, можно вытерпеть, да ещё получить от этого удовольствие, если это не просто дым, но родной дым.

То же самое имел в виду и Александр Грибоедов, который в своей комедии «Горе от ума» цитировал Державина.

Это выражение можно понять и более поэтически, как всё то, что касается Родины. В пользу этого говорит употреблённое Державиным слово «весть», которое воспринимается почти синонимом «дыму Отечества».)
Вопрос 2.

- Сравните первые строчки из отрывков. Как вы думаете, где находится герой Державина – дома или на чужбине? (На чужбине.)

- А герой Грибоедова? ( Лирический герой находился на чужбине, но в настоящее время испытывает удовольствие как раз от возвращения.)

- Об одном и том же говорят герои? (Да.)
Вопрос 3.

- А если сравнивать вторые строчки: перестановка слов имеет какое-нибудь значение? (Всё имеет значение, даже порядок слов.)

- Какая строчка вам кажется более возвышенной, а какая – более приземлённой? (Строчка Державина звучит более прозаически, а строчка Грибоедова – более возвышенно.)
Вопрос 4.

-Какое высказывание больше относится к малой родине, а какое – к Отечеству?

(Оба высказывания могут быть отнесены как к малой родине, так и к Отечеству. Но у Грибоедова - более масштабная картина.)


  1. Работа с «Картинной галереей».


А) Чтение комментария в учебнике на стр. 22.
Б) – Прежде чем ответить на поставленный вопрос, рассмотрим внимательно картины.
Работа с картиной А.Саврасова «Грачи прилетели». (слайд 3)

- Какое время года художник изобразил на картине?

- Какое событие вдохновило художника написать эту картину? (Прилёт грачей.)

- Какие признаки наступления весны вы можете разглядеть?

- Постарайтесь точно охарактеризовать, что изобразил художник.

  • Какие берёзы?

  • Какая земля вокруг них?

  • Какие домишки, церковь с колокольней? (Полуразрушенные, убогие домишки, небольшая деревенская церковка, заброшенная колокольня.)

- Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж очень простой, скромный, но очень задушевный. Всё очень обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством.)
- Предлагаю вам вернуться к стихотворению Н.Рыленкова «К Родине».(стр.6-7)
Чтение стихотворения учащимися.

- Нет ли сходства восприятия родной стороны в творчестве художника и поэта?

(Оба подмечают неброскую красоту родной природы, которую воспринимает чуткое сердце и развитый глаз.)
Работа с картиной И.Левитана «Тихая обитель». (слайд 4)

- Можно ли сказать, что Исаак Левитан, как и Алексей Саврасов, изображает неброский уголок родной природы или его интересует какой-то другой, более яркий её образ?

-Важно ли в какое время года и в какое время суток изображает природу Левитан?

- Это лето или переходное время от лета к осени?

(Переходное время, что создаёт ощущение лёгкой грусти, будит предчувствие прощания с летом.)

- Это день, вечер или переходное время от дня к вечеру?

(Начинающийся закат с его особым освещением придаёт яркость, праздничность.)

- Что придаёт пейзажу масштабность, делает его величественным?

(Дальняя точка зрения. Самая главная часть пейзажа разворачивается на дальнем плане.)

- Что такое ОБИТЕЛЬ? Обратимся к консультанту Коту Учёному.

- А что делает пейзаж таким близким и обжитым, побуждает глаз путешествовать по нему, пройтись, пробежаться?

(Лёгкие деревянные мостики, изображение которых начинается на первом плане, они уходят вдаль и перетекают в разветвляющуюся дорожку, ведущую в глубь пейзажа, через лес, к виднеющимся главкам церквей монастыря.)

- Какое в целом впечатление от пейзажа создаётся?

(Это прекрасный величественный пейзаж, сказочно красивый и вместе с тем, создающий ощущение хрупкости и неустойчивости, сиюминутности природной красоты: вот кончится закат…, вот пройдёт лето…)
- Какой же пейзаж лучше показать зрителям-иностранцам на Всемирной выставке во Франции? Какой они должны увидеть нашу Родину – в её будничной красоте, которая близка сердцу каждого русского человека, но может быть и непонятна иностранцу, или в более торжественном и величественном образе? (Принимаются обе точки зрения.)

- И картины Саврасова и картины Левитана представляли нашу страну на Всемирной выставке в Париже. (слайд 5)


  1. Дополнительный материал к уроку.

Дети получили листочки со стихотворением С.Дрожжина «Родине».
Родине.
Как не гордиться мне тобой,

О родина моя!

Когда над Волгою родной

Стою недвижим я,

Когда молитвенно свой взор

Бросаю в небеса,

На твой чарующий простор,

На тёмные леса.

Как хороша ты в тёплый день

На празднике весны,

Среди приветных деревень

Родимой стороны!

Как бодро дышится, когда

На поле весь народ

Среди свободного труда

Все силы отдаёт!

Каким восторгом мою грудь

Ты наполняешь мне,

Когда хочу я отдохнуть

С тобой наедине!

Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю.

Хожу среди твоих лугов,

Мечтаю и пою.

Во всей в тебе и мощь видна,

И сила с красотой,

Недаром ты и названа

Великой и святой.
Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Дома приготовите выразительное чтение С.Дрожжина.


  1. Итог урока.

- К.Д.Ушинский говорил: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.»

(слайд 6)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) iconУрока литературного чтения в 3 классе по теме: Взаимоотношения людей и животных
Данный урок проводился в классе, который обучается по программе «Школа-2100». Это шестое занятие в системе уроков по теме «Животные...
Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) iconУрок литературного чтения. Система Л. В. Занкова
Тема: Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов
Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) iconУрок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста»
Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание
Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) iconФестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Новосибирска Урок литературного чтения в 1 классе по теме Е. Я. Ильина «Шум и Шумок» Приложение1
Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) iconУрок литературного чтения во 2 классе учитель Морозова О. В
Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с добрым, хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь
Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) iconУрок литературы в 7 классе «Калейдоскоп произведений А. С. Пушкина»
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) iconПояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено...
Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;...
Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) iconУрок литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа...
...
Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) iconУрок открытия нового знания по программе развивающего обучения Л....
Урок открытия нового знания с мультимедийным сопровождением по программе ро л. Занкова в 1 классе
Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение
Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) iconУрок математики в 1 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) iconУрок литературного чтения в 1 классе Тема: Буква п,П, звуки [ п], [ п’]
Цели: 1 сформировать в памяти образ букв; отрабатывать умения послоговому чтению
Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) iconУрок литературного чтения в 4 классе
Место работы: моу «Средняя общеобразовательная школа №7 города Лениногорска» Лениногорского района Республики Татарстан
Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) iconУрок литературного чтения во 2 классе на тему: «С. Михалков «Сила воли»
Ребята, помогите мне разобраться. У меня проблема, я отразила ее в стихотворении
Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема урока
Цель: знакомство с творчеством Бориса Заходера, с его новым стихотворением «Вредный кот»
Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) iconУрок изобразительного искусства во 2 классе Тема : «Весенний солнечный день»
Тип урока: Интегрированный урок изобразительного искусства, окружающего мира литературного чтения и музыки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск