Скачать 59.63 Kb.
|
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 119» г. Пермь Открытый урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова). Тема: «Разные образы родины». Учитель:Насыбуллина Ирина Витальевна Пермь 2011 14 февраля 2011 год. Урок литературного чтения в 3 «А» классе. Тема: Разные образы родины. Цели:
Задачи урока:
Оборудование: - презентация, - стихотворение С.Дрожжина «Родина». Ход урока:
Чтение учащимися наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…».
- Как называется глава, по которой мы работаем? («Родная сторона») - Сегодня мы продолжим читать произведения, помещённые в этой главе. Но сначала попробуйте восстановить пословицы. (1 слайд) И земля в мила горсти своя. ( Своя земля и в горсти мила.) Нет на Родина ничего краше свете чем наша. (Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.) Сторона родная чужая мать а мачеха. (Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.) - Как вы понимаете смысл этих пословиц? Что общего в этих пословицах? (О Родине.) - Сегодня мы будем читать высказывания русских поэтов о Родине, рассмотрим картины русских художников. Увидим разные образы Родины.
- Откройте учебники на странице 22. Самостоятельно прочитайте высказывания. - Прочтите первое высказывание поэта Г.Державина. А теперь – второе поэта, драматурга, дипломата А.Грибоедова. (2 слайд) Вопрос 1 в учебнике: - Как вы понимаете выражение «дым Отечества»? (Говоря: «Отечества и дым нам сладок и приятен», - Гавриил Державин имел в виду, что даже дым, то есть то, что разъедает глаза, можно вытерпеть, да ещё получить от этого удовольствие, если это не просто дым, но родной дым. То же самое имел в виду и Александр Грибоедов, который в своей комедии «Горе от ума» цитировал Державина. Это выражение можно понять и более поэтически, как всё то, что касается Родины. В пользу этого говорит употреблённое Державиным слово «весть», которое воспринимается почти синонимом «дыму Отечества».) Вопрос 2. - Сравните первые строчки из отрывков. Как вы думаете, где находится герой Державина – дома или на чужбине? (На чужбине.) - А герой Грибоедова? ( Лирический герой находился на чужбине, но в настоящее время испытывает удовольствие как раз от возвращения.) - Об одном и том же говорят герои? (Да.) Вопрос 3. - А если сравнивать вторые строчки: перестановка слов имеет какое-нибудь значение? (Всё имеет значение, даже порядок слов.) - Какая строчка вам кажется более возвышенной, а какая – более приземлённой? (Строчка Державина звучит более прозаически, а строчка Грибоедова – более возвышенно.) Вопрос 4. -Какое высказывание больше относится к малой родине, а какое – к Отечеству? (Оба высказывания могут быть отнесены как к малой родине, так и к Отечеству. Но у Грибоедова - более масштабная картина.)
А) Чтение комментария в учебнике на стр. 22. Б) – Прежде чем ответить на поставленный вопрос, рассмотрим внимательно картины. Работа с картиной А.Саврасова «Грачи прилетели». (слайд 3) - Какое время года художник изобразил на картине? - Какое событие вдохновило художника написать эту картину? (Прилёт грачей.) - Какие признаки наступления весны вы можете разглядеть? - Постарайтесь точно охарактеризовать, что изобразил художник.
- Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж очень простой, скромный, но очень задушевный. Всё очень обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством.) - Предлагаю вам вернуться к стихотворению Н.Рыленкова «К Родине».(стр.6-7) Чтение стихотворения учащимися. - Нет ли сходства восприятия родной стороны в творчестве художника и поэта? (Оба подмечают неброскую красоту родной природы, которую воспринимает чуткое сердце и развитый глаз.) Работа с картиной И.Левитана «Тихая обитель». (слайд 4) - Можно ли сказать, что Исаак Левитан, как и Алексей Саврасов, изображает неброский уголок родной природы или его интересует какой-то другой, более яркий её образ? -Важно ли в какое время года и в какое время суток изображает природу Левитан? - Это лето или переходное время от лета к осени? (Переходное время, что создаёт ощущение лёгкой грусти, будит предчувствие прощания с летом.) - Это день, вечер или переходное время от дня к вечеру? (Начинающийся закат с его особым освещением придаёт яркость, праздничность.) - Что придаёт пейзажу масштабность, делает его величественным? (Дальняя точка зрения. Самая главная часть пейзажа разворачивается на дальнем плане.) - Что такое ОБИТЕЛЬ? Обратимся к консультанту Коту Учёному. - А что делает пейзаж таким близким и обжитым, побуждает глаз путешествовать по нему, пройтись, пробежаться? (Лёгкие деревянные мостики, изображение которых начинается на первом плане, они уходят вдаль и перетекают в разветвляющуюся дорожку, ведущую в глубь пейзажа, через лес, к виднеющимся главкам церквей монастыря.) - Какое в целом впечатление от пейзажа создаётся? (Это прекрасный величественный пейзаж, сказочно красивый и вместе с тем, создающий ощущение хрупкости и неустойчивости, сиюминутности природной красоты: вот кончится закат…, вот пройдёт лето…) - Какой же пейзаж лучше показать зрителям-иностранцам на Всемирной выставке во Франции? Какой они должны увидеть нашу Родину – в её будничной красоте, которая близка сердцу каждого русского человека, но может быть и непонятна иностранцу, или в более торжественном и величественном образе? (Принимаются обе точки зрения.) - И картины Саврасова и картины Левитана представляли нашу страну на Всемирной выставке в Париже. (слайд 5)
Дети получили листочки со стихотворением С.Дрожжина «Родине». Родине. Как не гордиться мне тобой, О родина моя! Когда над Волгою родной Стою недвижим я, Когда молитвенно свой взор Бросаю в небеса, На твой чарующий простор, На тёмные леса. Как хороша ты в тёплый день На празднике весны, Среди приветных деревень Родимой стороны! Как бодро дышится, когда На поле весь народ Среди свободного труда Все силы отдаёт! Каким восторгом мою грудь Ты наполняешь мне, Когда хочу я отдохнуть С тобой наедине! Я в каждом шелесте листов Твой голос узнаю. Хожу среди твоих лугов, Мечтаю и пою. Во всей в тебе и мощь видна, И сила с красотой, Недаром ты и названа Великой и святой. Выразительное чтение стихотворения учителем. - Дома приготовите выразительное чтение С.Дрожжина.
- К.Д.Ушинский говорил: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.» (слайд 6) |
Урока литературного чтения в 3 классе по теме: Взаимоотношения людей и животных Данный урок проводился в классе, который обучается по программе «Школа-2100». Это шестое занятие в системе уроков по теме «Животные... | Урок литературного чтения. Система Л. В. Занкова Тема: Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов | ||
Урок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста» Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Новосибирска Урок литературного чтения в 1 классе по теме Е. Я. Ильина «Шум и Шумок» Приложение1 | ||
Урок литературного чтения во 2 классе учитель Морозова О. В Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с добрым, хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь | Урок литературы в 7 классе «Калейдоскоп произведений А. С. Пушкина» Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | ||
Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено... Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;... | Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа... ... | ||
Урок открытия нового знания по программе развивающего обучения Л.... Урок открытия нового знания с мультимедийным сопровождением по программе ро л. Занкова в 1 классе | Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение | ||
Урок математики в 1 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй | Урок литературного чтения в 1 классе Тема: Буква п,П, звуки [ п], [ п’] Цели: 1 сформировать в памяти образ букв; отрабатывать умения послоговому чтению | ||
Урок литературного чтения в 4 классе Место работы: моу «Средняя общеобразовательная школа №7 города Лениногорска» Лениногорского района Республики Татарстан | Урок литературного чтения во 2 классе на тему: «С. Михалков «Сила воли» Ребята, помогите мне разобраться. У меня проблема, я отразила ее в стихотворении | ||
Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока Цель: знакомство с творчеством Бориса Заходера, с его новым стихотворением «Вредный кот» | Урок изобразительного искусства во 2 классе Тема : «Весенний солнечный день» Тип урока: Интегрированный урок изобразительного искусства, окружающего мира литературного чтения и музыки |