Скачать 61.22 Kb.
|
МОУ «Сюкеевская средняя общеобразовательная школа» Сюкеевского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального района РТ. Урок литературного чтения в 4 классе Учителя начальных классов первой квалификационной категории Сюкеевской средней школы Масловой Гульсины Мунировны 2011 Урок чтения в 4-м классе Тема: Тема войны в произведении Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане" (по учебнику "Литературное чтение", авторы Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.) Цели урока: обучающая - познакомить со стихотворением Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане»; развивающая - развивать речь, творчество, воображение, способность высказывать собственное мнение; воспитывающая - воспитание патриотизма, ответственности за свои поступки. Оборудование 1. Учебнику "Литературное чтение", авторы Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Ход урока I. Организационный момент. II. Речевая разминка. (Упражнения, направленные на отработку произношения и правильного чтения.) Прочитать пословицы с четким проговариванием: Тот, кто бьёт лошадь, может ударить и друга. И лошадь кашляет. Конь о четырех ногах, да спотыкается За Русь иди вперед, не трусь Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти. На войне как на войне III. Проверка домашнего задания Выразительное чтение стихотворения Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине» IV. Изучение нового 4.1. Вводное беседа Из какого раздела это стихотворение? Родина. О чём эти стихи? Что передавали поэты в стихотворениях? Красоту Родины, её величие, гордость, любовь к ней. А сейчас откройте страницы 136-137. Посмотрите на иллюстрации. Что вы можете сказать? Нужно знать историю страны, знакомится с историческим прошлым нашей Родины Вот сегодня мы познакомимся со стихотворением, в котором отразились страницы из истории нашей Родины. Сейчас познакомимся с произведением Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане" 4.2. Словарная работа Но прежде чем мы прочитаем стихотворение, выясним смысл незнакомых для вас слов. Превозмочь – пересилить, побороть, одолеть Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов для грузов Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом(судовая корабельная шлюпка, прогулочная шлюпка Гнедой – масть лошади красновато- ражего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой 4.3. Первичное знакомство с произведением. Просмотр видеоклипа на песню Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане» 4.4 Беседа эмоционально оценочного характера - О ком это произведение? - Какие картины вы представили себе, слушая это произведение? 4.4 Повторное чтение (чтение про себя) Будьте внимательны, а также будьте готовы отвечать на вопросы 4.5 Слово об авторе и анализ стихотворения Ответьте на вопросы, подтверждая словами из текста Как назывался корабль? Корабль с гордым названием «Глория», что означает «Слава», перевозил лошадей, стараясь преодолеть океан: Какой груз был в трюме? * В трюме, добрыми мотая мордами,
Что произошло? Но когда корабль находился еще очень далеко от земли, «мина кораблю пробила днище». Для людей были лодки и шлюпки, а для лошадей — ничего, «лошади поплыли просто так» Как описывает поэт лошадей, плывущих в море? Что ж им было делать, если нету мест на лодках и плотах? Поэт называет лошадей, плывущих в синем море, рыжим и гнедым островами. Лошади сначала были уверены в своих силах, ведь они умеют плавать: * Лошади умеют плавать, * но — не хорошо. Недалеко. * И сперва казалось — плавать просто, * океан казался им рекой. Но животные не рассчитали своих сил, океан оказался огромным и безбрежным: «не видно у реки той края», и лошади постепенно теряют силы, не желая оказаться на дне океана, чувствуя свою гибель, они заржали, «возражая тем, кто в океане их топил, а может быть, призывая на помощь людей. Поэт три раза повторяет его во «заржали»-, подчеркивая желание лошадей жить, и вместе с читателями чувствует в сердце боль: Найдите строчки, которые указывают на отношение автора к лошадям? * Вот и все. А все-таки, мне жаль ах * рыжих, не увидевших земли В творчестве Бориса Абрамовича Слуцкого отразилась не только его собственная биография, через его сердце прошла биография страны, в которой он жил. Поэтому его поэзия — своеобразный лирический дневник, вобравший в себя историю человеческой судьбы на историческом пути страны: * Даже если я стихи слагаю, * Все равно — всегда между строк — * Я историю излагаю, * Только самый последний сок. В стихотворениях Борис Слуцкий действительно излагал историю своей страны, но делал это не как историк, а как поэт. Он участвовал в Великой Отечественной войне, прошагал до победы пол-Европы. Обладая исключительной добротой и честностью, зорким внимательным взглядом и чуткой душой поэта, он и в послевоенные годы не мог оставить без внимания ни одно из значительных волнующих событий. Его поэзия отзывалась острым укором на любую несправедливость и жестокость, намеренное или случайное зло. В стихотворении «Лошади в океане» описано событие, действительно имевшее место во время войны. Тяжелая, печальная картина! Любовь к жизни — и дно океана. О лошадях никто не подумал, судьба к ним жестока и несправедлива. Я думаю, речь в стихотворении идет не только о лошадях, но и о людях, которые стараются и не могут найти себя в безграничном океане жизни. Казалось бы, они знают, как это сделать, думают, что у них хватит на это сил, но не учитывают возможных препятствий, и никто им не приходит на помощь ФИЗКУЛЬМИНУТКА Выполнение упражнений на расслабление глаз. 1. Сидя. Быстро моргать в течение 1 мин. 2. Стоя. Посмотреть в окно, вдаль, перевести взгляд на стекло, повторить 5-6 раз. 3. Стоя. Перемещение точки взгляда вверх-вниз-влево-вправо, 10-15 раз. 4. Сидя. Плотно зажмурить глаза в течение 1 мин. 4.6. Повторное чтение. 1. - Сейчас поработаем над выразительностью чтения, а) чтение по цепочке по предложениям. (1,2,3 абзац) 2. Чтение "разведка" А теперь приготовьтесь к чтению "разведка". Давайте вспомним памятку.
V. Творческая работа (работа в группах) 5.1. Просмотр видеоклипа на песню Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане» (на этом фоне дети работают) - А сейчас мы с вами ещё раз послушаем песню на слова "Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане", и вы в это время, постарайтесь создать это произведение с помощью разноцветных фигур (прямоугольников, треугольников, кружочков) на листе бумаги. 5.2 Выберите одну пословицу, которая бы больше всего подходила к этому произведению (пословицы на карточках) и приклейте под своей работой. Тот, кто бьёт лошадь, может ударить и друга. За Русь иди вперед, не трусь Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти. На войне как на войне 5.3 Защита работ(1-2 мин) VI. Итог урока Что же нового вы узнали сегодня на уроке? Чем вам этот урок запомнился? Какова по-вашему основная мысль этого стиха? VII. Домашнее задание. Каждый выбирает сам. I вариант – Это легко! Выразительно читать с. 139-140, ответить на вопросы с.140. II – вариант - Это трудно! Выучить часть или всё стихотворение, попросить родителей, бабушек, дедушек рассказать, о чём рассказывают фотографии изображенные на стр.141. VIII. Завершающий этап урока. Конь – наш главный герой сегодня. Он всегда рядом с человеком, его друг и помощник. Чтобы образ коня остался в вашей памяти о сегодняшнем уроке, давайте посмотрим фрагмент из к-ф «Бумбараш». "Ходят кони над рекою, Ищут кони водопоя, А к речке не идут: Больно берег крут! Ни ложбиночки убогой, Ни тропиночки пологой. Ах! Как же коням быть? Кони хочут пить. Вот и прыгнул конь буланый С этой кручи окаянной. Ах! Синяя река Больно глубока....." |
Урок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста» Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Новосибирска Урок литературного чтения в 1 классе по теме Е. Я. Ильина «Шум и Шумок» Приложение1 | ||
Урок литературного чтения во 2 классе учитель Морозова О. В Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с добрым, хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь | Урок литературы в 7 классе «Калейдоскоп произведений А. С. Пушкина» Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | ||
Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа... ... | Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение | ||
Урок литературного чтения в 1 классе Тема: Буква п,П, звуки [ п], [ п’] Цели: 1 сформировать в памяти образ букв; отрабатывать умения послоговому чтению | Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока Цель: знакомство с творчеством Бориса Заходера, с его новым стихотворением «Вредный кот» | ||
Урок литературного чтения в 4 классе Место работы: моу «Средняя общеобразовательная школа №7 города Лениногорска» Лениногорского района Республики Татарстан | Урок литературного чтения во 2 классе на тему: «С. Михалков «Сила воли» Ребята, помогите мне разобраться. У меня проблема, я отразила ее в стихотворении | ||
Урока литературного чтения в 3 классе по теме: Взаимоотношения людей и животных Данный урок проводился в классе, который обучается по программе «Школа-2100». Это шестое занятие в системе уроков по теме «Животные... | Урок изобразительного искусства во 2 классе Тема : «Весенний солнечный день» Тип урока: Интегрированный урок изобразительного искусства, окружающего мира литературного чтения и музыки | ||
Конкурс Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | Урок литературного чтения во 2 классе. Тема : С. Я. Маршак «Кот и лодыри» Материалы и оборудование: Портрет С. Я. Маршаку, выставка книг С. Я. Маршака, карточки с заданием, маски | ||
Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока Учебник «Родная речь»; выставка книг Э. Успенского; медиапроектор; фигурки зверей; заготовки для панно | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок литературного чтения в 1 в классе "Буква е – показатель мягкости согласного звука" |