Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века





НазваниеФильм-опера как жанр киноискусства 20 века
страница1/3
Дата публикации19.11.2014
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века.
Cкляднев Лев Осипович, р. 1948, Пермь, член Союза журналистов России. Редактор, ведущий публицистических программ ПГТРК «Т7». Музыковед, культуролог. Окончил Новосибирскую консерваторию (1975) по классу скрипки. Автор публикаций в газетах «Звезда», «Пермь вечерняя», в «Литературной газете».

Аннотация:

Медиакурс «Фильм-опера» посвящен истории и специфике экранизации оперных произведений. Удивительно, но попытки экранизации опер имеют давнюю историю и относятся еще к временам немого кино… Чем объяснить такой интерес кинематографа к опере?

Медиакурс раскрывает изначальный внутренний конфликт двух в чем-то противоположных социокультурных явлений: элитарной оперы и демократичного кинематографа.

Фильмы-оперы, рекомендованные к изучению в рамках курса:

  1. Травиата (реж. Ф. Дзефирелли).

  2. Князь Игорь (реж. Р. Тихомиров).

  3. Евгений Онегин (реж. Р. Тихомиров).

  4. Пиковая дама (реж. Р. Тихомиров)

  5. Иоланта (реж. В. Горрикер).



Введение
Удивительно, но попытки экранизации опер имеют давнюю историю и относятся еще к временам немого кино. «В Италии небольшие немые ленты сопровождались музыкой, записанной на грампластинки и более или менее синхронизированной с артикуляцией актеров на экране». (Кино. Энциклопедический словарь).

Первые экранизации опер появились в 1909 году - «Паяцы» Р. Леонкавалло и «Манон Леско» Д. Пуччини.

Чем объяснить такой интерес кинематографа к опере? Чтобы ответить на вопрос надо определить значение оперы, как явления культуры в жизни тогдашней Европы, а также коснуться ее истории.

Опера, возникшая как жанр музыкально-драматического искусства в конце 16-го столетия, стала итогом развития итальянского Возрождения. Синтезируя все достижения в области инструментальной и вокальной музыки, живописи, драматического искусства, балета, культивируемая сначала во дворцах флорентийской знати, за триста лет развития, к началу 20 го столетия, опера стала не просто символом национального духа, определителем уровня культуры стран, но в некоторых случаях явлением политическим. (Оперы Вагнера способствовали объединительной политике Бисмарка в Германии, а премьеры опер Верди вызывали патриотический подъем итальянцев, способствовали их борьбе против австрийцев. То же можно сказать об операх Сметаны и Дворжака).

О достижениях в области оперного творчества стали говорить, как о важном вкладе в сокровищницу мировой художественной культуры. На рубеже двух веков и социальный статус оперных звезд был необыкновенно высок. По популярности с ними не мог соперничать никто. Они стали властителями дум. Имена Энрико Карузо, Федора Шаляпина, Титта Руффо и других певцов были у всех на устах. К приезду знаменитостей готовились, их ждали, они становились героями множества публикаций. Газеты смаковали подробности, часто основанные на сплетнях и слухах из жизни артистов. После концертов, спектаклей, публика еще долго, (иногда всю жизнь!) находилась под действием их магических чар. Единственным недостатком оперы, как принято считать, препятствием к ее большей демократизации, было то, что полноценная жизнь оперного спектакля могла протекать только в театрах, специально для этого оборудованных. Театры же находились в крупных городах, музыкальных центрах, куда не каждый мог добраться.

Кино, своим появлением, сразу заявило о себе как о самом демократичном жанре искусства. Правда, взгляд на кино как на искусство, сложился позже. Сначала его воспринимали как новое техническое изобретение. «Фильмы были короткие, фиксировали главным образом реальные события жизни, без специальной подготовки, без сюжета, без актеров.» (Н. Юренев. Краткая история киноискусства).

Но вот появился человек по имени Жорж Мельес. «С 1897г. по 1913 г. Мельес выпустил несколько сотен фильмов, поразивших воображение зрителей всевозможными чудесами». (Н. Юренев. Краткая история киноискусства).

Среди них: «Путешествие на Луну», по Жюль Верну, «Фауст» по Гете, «Жанна д` Арк», и «Хождение Иисуса по воде».

«Мельес понял силу зрелищности кинематографа, его бесконечные возможности он первым стал экранизировать литературные сюжеты, первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране, не могла бы показаться реальностью. От Мельеса – игровое кино, воссоздающее жизнь при помощи сюжета, актеров, декораций». (Н. Юренев. Краткая история киноискусства).

Как только в кинематограф пришли актеры, а сценарии стали писать выдающиеся литераторы (для кино писали Гауптман, Франс, д Аннунцио, Леонид Андреев, Валерий Брюсов), кино с полным правом можно было называть «десятой музой». (Девять муз были спутницами древне-греческого бога Аполлона).

Десятая муза уже в первое десятилетие своей жизни, стала смело вторгаться на территории, где до этого безраздельно владычествовали ее предшественницы. Появляются фильмы исторические, о балете, об астрономии, о живописи. Среди фильмов снятых в России – полнометражные исторические картины «Оборона Севастополя» и «1812 год». А режиссеры Протазанов, Бауэр, Гардин, Старевич экранизировали русскую классику: «Пиковая дама», « Дворянское гнездо», «Братья Карамазовы», «Снегурочка», «Цветы запоздалые».

Очень скоро обнаружилось, что вторжение на чужую территорию оборачивается не войной, а союзом муз. Серьезные режиссеры поняли, какую пользу от такого союза получат зрители.

Кинематограф, как забава, как развлечение для зевак, случайно заглянувших в кинопавильон, мог превратиться в мощный очаг просвещения.

Здесь уже говорилось о том, что представляла опера, как культурное явление на рубеже веков. Обращение кинематографа к опере, было движением его к вершинным достижениям человеческого гения (а именно так и оценивали шедевры оперного искусства), освоением им новых художественно-выразительных средств. Но на этом пути стояли, казалось, непреодолимые препятствия. Любовь к опере миллионов людей связана с ее эмоциональной открытостью, с умением затронуть самые глубокие струны человеческой души, а это достигалось, как правило, при помощи гибкой, напевной, эмоционально-насыщенной мелодии. Как же «Великий немой» собирался решать эту задачу?

В рамках технических возможностей начала 20 века, её решали просто. Около экрана устанавливали грамофон, и таким образом музыка сопровождала фильм. Конечно, достичь синхрона музыки и картинки было невозможно, приходилось часто менять пластинки, да и фильм не мог передать содержание многочасовой оперы, а ограничивался лишь фрагментами. Часто музыку из опер играл тапер, пианист, сопровождавший демонстрацию фильма. Таким образом, режиссеры скорей популяризировали сюжеты опер, а не их музыку. Правда один из пионеров немецкого кино О.Местер «снял в 1916 году фильм «Лоэнгрин», демонстрация которого сопровождалась исполнением оперы Вагнера, солистами, хором и оркестром». (Н. Юренев. Краткая история киноискусства).

Но подобная «техника» озвучивания была очень дорога и воспринималась, скорей как эксперимент, а не как способ решения проблемы.

В России, так же, появились экранные версии оперных либретто: «Мазепа» по опере Чайковского, режиссер Гончаров, «Пиковая дама» по опере Чайковского, режиссер Чардынин, «Русалка» Даргомыжского и «Демон» Рубинштейна. В 1915 году снят фильм «Царь Иван Васильевич Грозный» с Федором Ивановичем Шаляпиным в главной роли. Пение великого певца транслировалось через граммофон (Шаляпин снялся еще во французском фильме 1932г. «Дон-Кихот», вокальная партия композитором Жюлем Массне была написана специально для Шаляпина, но этот фильм был уже звуковым).

С появлением звука в кино, фильмы-оперы стали сниматься, сначала в странах, имеющих богатые оперные и исполнительские традиции: Италии, Германии, Австрии. В съемках участвовали выдающиеся артисты, что сразу привлекало к фильмам повышенный интерес. В 40-50х годах итальянский режиссер К. Галлоне экранизировал оперы «Риголетто», «Трубадур», «Мадам Баттерфляй» с участием Тито Гобби, Марии Чеботари, Яна Кепуры. «Некоторые фильмы-оперы ставились на основе уже имевшихся записей запечатлевших искусство выдающихся современных вокалистов, например фильм «Аида» (1953год реж. К. Фракасси), в котором главную партию записанную великой Ренатой Тебальди, на экране исполнила молодая Софи Лорен». (Кино. Энциклопедический словарь).

В Советском союзе фильмы-оперы стали заметным событием культурной жизни в конце 50х годов. Это связано с экранизацией режиссером Романом Иринарховичем Тихомировым опер Чайковского «Евгений Онегин» (1959г.) и «Пиковая дама» (1960г.). К работе над фильмами были привлечены драматические актеры, которые имитировали пение под фонограмму, предварительно записанную вокалистами. «Этот метод давал возможность достичь большей экранной выразительности образа и помогал преодолеть известную статичность оперы». В 60е годы успешно работал в жанре фильма-оперы режиссер Владимир Михайлович Горрикер, им сделаны киноверсии опер «Моцарт и Сальери», «Иоланта», «Царская невеста», «Каменный гость». В 1969г. Роман Тихомиров продолжил свою работу в этом жанре, создав яркий, красочный фильм по опере Бородина «Князь Игорь».

Снимались фильмы-оперы и на основе спектаклей из репертуара Большого театра («Борис Годунов», «Хованьщина»). В результате такой работы для потомков сохранен сценический облик великих певцов Пирогова, Нэлеппа, Ханаева, Михайлова, Козловского и др.

В предыдущей части этой работы я рассказал, что приобрела «десятая муза» от союза с оперой. Ну а чем же обогатилась опера от такого союза?

Опера, скованная границами сцены распахнула зрителю все разнообразие окружающего мира. Пейзаж стал не просто фоном, а «микроклиматом», способствующим раскрытию образов. Преодолевалась статичность оперы как зрелища. Устранялось деление спектаклей на картины и действия, давая возможность сквозного развития. Панорамы, последовательность общих, средних, крупных планов, создавали динамику видеоряда, направляя внимание зрителя на детали, которые были бы не замечены им на спектакле. Если режиссер использует достижения кинематографа - двойная экспозиция, съемки с движения, стоп кадр, микшер и другие приемы - следуя духу самой музыки, не обременяя себя сценическими штампами, замшелой театральной традиции, то фильм способен заворожить зрителя и надолго остаться в его памяти.

Конечно, все достижения кинематографа действенны только в том случае, если в работе над фильмом принимают участие талантливые исполнители…
Фильмы, рекомендованные к просмотру в рамках темы:

  1. Травиата (реж. Франко Дзеффирелли).

  2. Князь Игорь (реж. Р. Тихомиров).

  3. Евгений Онегин (реж. Р. Тихомиров).

  4. Пиковая дама (реж. Р. Тихомиров)

  5. Иоланта (реж. Горрикер).



1. Кино. Энциклопедический словарь. М., 198?

2. Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства. М., 1997.


1. Опера Джузеппе Верди «Травиата».
Опера итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901 г.г.) «Травиата» имеет удивительную судьбу. Являясь одним из самых популярных спектаклей мирового, оперного репертуара, (сравниться в этом с ней может разве что «Кармен» Бизе, имеющая сходную судьбу), она, в отличие от двух предыдущих опер Верди «Риголетто», и «Трубадура» не только не имела успеха, но после первого представления потерпела скандальный провал.

Что же так не понравилось публике, заполнившей 6 марта 1853 года Венецианский оперный театр?

Героями опер тех лет были персонажи прошлых веков. Либреттисты (те, кто пишет литературную основу для опер), вдохновлялись старинными легендами, библейской историей, античностью, средневековьем.

Героями опер становились императоры, короли, герцоги, рыцари, жрецы и т.д.

Пьеса французского писателя Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», ставшая литературной основой для оперы, дала возможность Верди показать современную ему жизнь , нравы высшего общества. Приведу цитату итальянской газеты за 1853 год «Распространяя развращающее влияние французской литературы, он (Верди) вывел на оперную сцену, в качестве центрального действующего лица женщину, отвергнутую обществом». Верди специально подчеркнул это названием оперы. «Травиата» - по итальянски - «падшая, заблудшая женщина».

Композитор показал благородство и душевную красоту главной героини - Виолетты, ее превосходство над легкомысленной средой, над аристократией, которая ассоциировала с элитой тогдашнего общества.

Горячее сочувствие жертве социального неравенства, осуждение буржуазной морали- все это, нарушало обычную традицию оперного либретто и было главной причиной провала. Но Верди верил, что «Травиата» добьется признания. Через год опера вновь была поставлена в Венеции и имела огромный успех. Дюма, познакомившись с «Травиатой» сказал: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее».

Фильм Франко Дзеффирелли «Травиата».

Франко Дзеффирелли, снявший фильм «Травиата», долгие годы на родине, в Италии, был известен как театральный режиссер и художник. Закончив академию изящных искусств во Флоренции, с середины 50-х годов ставил драматические и оперные спектакли в Италии и за рубежом. Первый его фильм «Кемпинг» появился в 1957 году, когда режиссеру было 34 года. Международное признание к Дзеффирелли пришло во второй половине 60-х годов, когда один за другим появились фильмы, снятые по пьесам Шекспира: «Укрощение строптивой» с Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном в главных ролях, и «Ромео и Джульетта». Последний Американская академия киноискусства удостоила премии «Оскар».

В одном из интервью Дзеффирелли признался: «У меня три жены- опера, драма, кино, они приходят в мою постель попеременно. Едва выпустив фильм, я принимаюсь за очередной спектакль. Темы и тех и других почти всегда связаны с классикой. Нередко замыслы пересекаются, поэтому Гамлет у меня несет в себе что-то от Дон-Жуана».

В 1982 году на экранах мира появился фильм-опера «Травиата», который имел огромный успех.

Тот, кто знаком с оперой Верди, с первых же кадров фильма будет удивлен. Фильм начинается сценой, которой опера заканчивается. Проникновенная и печальная музыка оркестрового вступления, связана с образом больной и страдающей Виолетты. Характер музыки подсказал режиссеру и визуальное решение. Взору открывается безрадостная картина: в полумраке комнат видны беспорядочно разбросанные вещи. После описи имущества кредиторами, рабочие складывают все в ящики и выносят. Один из рабочих не может оторвать глаз от портрета хозяйки особняка- парижской куртизанки Виолетты Валери. В оркестре победно зазвучала тема любви. Камера оператора переносит зрителя в одну из комнат. Он видит лежащую в постели женщину. Трудно узнать в ней блестящую красавицу, изображенную на картине. Делая огромные усилия, женщина в каком то порыве устремляется в гостиную, где еще недавно гремел бал. Виолетта погружается в воспоминания и заново переживает события дня, когда впервые увидела Альфреда. Мастерски выстроенный видеоряд еще более обостряет восприятие гениальной музыки Джузеппе Верди.

Опера исполняется на итальянском языке. Для опытного слушателя русский текст в этом случае неважен, но тот, кто впервые знакомится с оперой, должен знать ее содержание, чтобы ничто не отвлекало от музыки. «После длительного безмолвия вновь, словно ожив, ярко освещен огнями и полон веселья роскошный особняк парижской куртизанки Виолетты Валерии. В гостинной, обставленной с изысканной роскошью Виолетта принимает гостей… Сегодня особенный день. Впервые после тяжелой продолжительной болезни Виолетта пригласила к себе друзей и поклонников, чтобы блестящим балом отпраздновать свое выздоровление».

Зритель оказывается в водовороте событий, он как и герои фильма опьянен весельем, смехом. Видеоряд рождается самой музыкой, ее ритмами. Камера оператора панорамируя, не останавливаясь, давая общую картину, не упускает при этом и отдельных деталей. Например, на секунду задерживается на курящем бароне Дюфоле и зрителю становится понятно, что в бароне вспыхнула ревность к Альфреду Жермону. А вот , среди общего веселья ,в кадре на секунду появляется гостья, прячущая в ридикюль понравившуюся ей вещицу. Зритель понимает, что здесь собралось немало случайных людей. Подобных «находок» режиссера в сцене бала много, но все они не нарушают целостности картины.

На балу происходит встреча Виолетты и Альфреда и страстное признание последнего в любви. «Охваченная новым для нее чувством, Виолетта грезит о счастье, о чистой и бескорыстной любви…Но вот жгучая мысль сжимает ее сердце: «Ей ли больной и отверженной мечтать о тихом семейном счастье? Страшась разочарований, она пытается убедить себя «быть свободной, быть беспечной, в вихре света мчаться вечно и не знать тоски сердечной». В каком театре можно увидеть, чтобы певица «носилась» как сумасшедшая по сцене, при этом исполняя арию?

Даже самый прогрессивный зритель этого бы не оценил. А в фильме Дзеффирели героиня словно с «цепи сорвалась». Она то выплескивает на зеркало вино из бокала, то измеряет бегом немалые размеры своих апартаментов. С точки зрения правды жизни, это необъяснимо, но с точки зрения правды искусства очень убедительно. В нервозности поведения и экзальтированности, просматривается желание заглушить вспыхнувшее чувство… Виолетта знает, что она неизлечимо больна и жить ей осталось немного.

Следующая часть фильма соответствует второму действию оперы. Прошло три месяца с тех пор, как Альфред с Виолеттой «покинули шумный Париж и поселились на лоне природы, в полном забвении всего окружающего. Тихо и счастливо летит время… Прошлое стало бесформенным, будущее безоблачным; жизнь с ее тревогами и печалями проходит где-то в стороне не набрасывая тени на радостные дни их любви и молодости».

В этой идиллической части фильма пейзаж стал неотъемлимым участником событий. Герои катаются на лодке, скачут на лошади, собирают цветы, гуляют по тенистым аллеям. Зритель, как и герои фильма, может насладиться роскошной природой Франции. Но идиллия продолжается не долго. Появление Жоржа Жермона, отца Алфреда, нарушает ее. «Он пришел сюда с твердым намерением освободить сына из цепких лап этой обольстительной грешницы, с надеждой вырвать угрозами, а может быть, даже купить его свободу. Он упрекает Виолету в бессердечии… Жермон говорит о своей дочери- юной, прекрасной и чистой, как ангел. Она невеста… Ее будущее в руках Виолетты. Он умаляет не разрушать счастье девушки и разорвать эту позорную для его семьи связь, которая губит все. С болью в сердце Виолетта соглашается расстаться с Альфредом до замужества его сестры… «Нет, навеки!» - словно поправляя ее, возражает Жермон. Страсть не вечна, Грезы любви сменит самолюбие, наступит день упреков и сожалений… Ее молодость будет потеряна, будущее Альфреда разрушено».

Виолетта ради будущего счастья Альфреда покидает загородный дом и устремляется в Париж.

Следующая часть фильма соответствует второй картине, второго действия оперы. «На бал-маскарад к беспечной красавице Флоре Бервуа, подруге Виолетты собрался «весь Париж». В водовороте шумного праздника раздаются взрывы смеха, мелькают маски и кокетливые улыбки: в пестрой легкомысленной толпе царит атмосфера бесшабашного веселья и флирта».

Достаточно посмотреть танцевальный дивертисмент, чтобы понять насколько плодотворным может быть сотрудничество кинематографа и театра, если к этому приложат руки большие Мастера. Терпсихора и десятая муза в любви и согласии сотворили безусловно шедевр киноискусства. Приятно отметить, что в создании шедевра приняли участие и наши выдающиеся танцовщики: Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Их танец, исполняемый в головокружительном темпе, показанный с разных точек, прерываемый крупными планами восторженных зрителей , производит впечатление блестящего фейерверка.

Появление на балу Альфреда, а затем и Виолетты с бароном Дюфолем, создают психологические предпосылки для развития действия. Виолетта «старается казаться довольной и спокойной, но суета была чужда ей, мучительно переживает она разрыв с Альфредом». Мужчины играют в карты. Альфреду баснословно везет. «Кому в любви нет счастья, тому всегда везет в игре» - зло подшучивает над собой Альфред, бросая на барона ревнивые взгляды. Виолетта опасается ссоры и дуэли между Жермоном и Дюфолем». Среди роскоши обстановки, среди безудержного веселья, разыгрывается драма, где на карту поставлены судьбы людей, их жизни.

Психологически очерченные, яркие зрительные образы; борьба характеров, захватывающая интрига… и над всем этим царит ее Величество Музыка!

Те, кто не раз слышал оперу, согласятся, что благодаря кинематографистам, музыка оперы, ставшая путеводной звездой для самых великих певцов, открылась неким новым Смыслом.

Фильм заканчивается той же сценой, что и начинается, таким образом, режиссер придал его форме завершенность.

Полумрак спальни. Виолетта тяжело больна. «Как отголосок прошлого в открытые окна врывается смех и шум парижского карнавала». В этой сцене можно опять удивляться изобретательности режиссера: героиня распахивает окно, на ее лице появляется улыбка, забыв о болезни, она готова вспорхнуть и улететь в круговерть карнавала. «Вбегает взволнованная радостной вестью горничная: приехал Альфред. В страстном порыве влюбленные бросаются в объятия друг друга. Забыто прошлое они мечтают о будущем, о любви… Теперь, когда счастье так близко, Виолетта жаждет жизни, но силы лишь на миг возвратившиеся к ней иссякли. Она умирает.

Фильм Франка Дзефирелли «Травиата»появившийся на экране в 1982 году стал безусловно шедевром в жанре кинооперы. Расширяя границы спектакля, скованного стенами театра, режиссер дал возможность миллионам людей, всех континентов, приобщиться к искусству ранее называемому элитарным.

Фильм позволил не просто увидеть и услышать искусство великих артистов двадцатого столетия, но благодаря выдающемуся сценическому и вокальному мастерству Терезы Стратас, Пласидо Доминго и Корнелла Макнейла, пережить то, что древние называли катарсисом- просветление, испытанное зрителями пережившими вместе с героями трагедии страдания.
Дополнительная информация:
Эхо Москвы
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века iconТема: Опера самый значительный жанр вокальной музыки
Как в литературе существуют крупные произведения: повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры: оратория, опера,...
Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века iconСценарий: В. Снегирёв Режиссёр: Ш. Махмудов, В. Латифи Жанр: хроника-документальный...
Этот фильм-рассказ о судьбе известного танцовщика, народного артиста ссср, Мариса Лиепы, умершего в расцвете сил и таланта. Он был...
Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века iconПлан. Введение. Периодизация истории кино. Влияние экономическо-политической...
Период изобретений с 1832 по 1896 гг. (братья Огюст и Луи Люмьеры – фильм «Прибытие поезда»- 28 декабря 1895 г.)
Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Загадки как малый жанр фольклора
Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века iconТема: Мир природы. Анималистический жанр
Цель: Рассмотреть анималистический жанр как вид изобразительного искусства, создать портрет животного
Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века icon“как бы выглядел наш мир в недалеком будущем”
Фантастика один из самых популярных жанров на сегодняшний день. Каждый год выпускается множество книг и фантастических фильмов, и...
Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века iconТема: о чём рассказывает музыкальный жанр
В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например,...
Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века iconРеферат по мировой художественной культуре на тему «Опера как синтез искусств»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города костромы «лицей №17»
Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века iconРеферат «А. П. Бородин и опера «Князь Игорь»»
Во второй половине 19 века В. Ф. Одоевский писал: «Рано или поздно в мир общей музыки, этого достояния всего человечества, вольется...
Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века iconС чем связана причина роста рождаемости аутистов?
Фильм отвечает на вопрос: а есть ли права у таких детей? И что сделано для того, чтобы это право было не только в теории, но и на...
Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века iconОбраз Клеопатры в кинематографе
Какой же была показана эта женщина в фильмах: Клеопатра (фильм, 1999) — в роли Клеопатры Леонор Варела и Клеопатра (фильм, 1963)...
Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века iconКонспект обобщающего урока по теме
Данный урок является обобщающим уроком четверти. В предыдущих уроках дети знакомятся с такими музыкальными жанрами как: опера, балет,...
Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века iconМетодическая разработка проведения урока на тему “Эпистолярный жанр. Учимся писать письмо
Ключевые слова: письмо, эпистолярный роман, эпистолярный жанр, стили речи, филателия, почтовая марка, почтовый конверт
Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века iconЭлективный курс по литературе “Мораль сей басни такова…”
Жанр басни имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает...
Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века iconМетодические рекомендации к программе учебного курса «Исто­ рия отечественного...
Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­рия отечественного и зарубежного киноискусства» (гос-2002). — Ека­теринбург:...
Фильм-опера как жанр киноискусства 20 века iconУрок изобразительного искусства в 8 классе
Жанр, о котором пойдет речь сегодня на уроке, сравнительно молодой, ему около 300 лет. До этого он был частью картины. В XVII веке...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск