Скачать 0.84 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» Факультет ___ИСТОРИЧЕСКИЙ_____ Кафедра ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ_____ ПРОГРАММА дисциплины ЭТНОЛОГИЯ СТРАН ЕВРОПЫ Направление подготовки: 032000.62 Зарубежное регионоведение Профиль «Европейские исследования» Квалификация (степень): Бакалавр зарубежного регионоведения со знанием иностранного языка Составитель: кандидат исторических наук, доцент Ашихмин И.Л. 2012 год Выписка из протокола заседания кафедры всеобщей истории об утверждении программы дисциплины «Этнология стран Европы» Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования № _794 от 22. 12. 2009_ по направлению подготовки 032000.62 Зарубежное регионоведение Протокол № __11___ от __3 июля__2012 г. Зав. кафедрой______________________ Т.Н.Гелла (подпись) Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно – методического совета университета ______________________________( для дисциплин блоков ГСЭ, ЕН) Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно – методического совета исторического факультета (для дисциплин блока ОПД) Протокол №_____ от ______________2012 г. Председатель научно – методического совета _______________ (подпись) АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ Дисциплина “Этнология стран Европы” относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин ООП, его вариативной части. Полноценное высшее образование невозможно без всеобъемлющей гуманитарной подготовки. Важное место в системе такого образования занимает этнология и социальная антропология. Данный курс призван раскрыть как главные и общие закономерности исторического развития народов мира, так и их наиболее важные этнические особенности. Исходя из принципов научности и историзма, программа учитывает, что основу знаний по этнологии и социальной антропологии должно составлять изучение фактического материала. Поэтому в ней большое место отводится вопросам этногенеза и этнической истории народов, их этническому сознанию и самосознанию, хозяйству, материальной и духовной культуре, особенностям быта, семейных и общественных отношений. Наконец, программа выделяет самые значительные частные проблемы и детали, позволяющие дать наиболее точную этническую характеристику отдельным народам и народностям. Особое внимание в программе уделяется народам России, характеристике которых посвящен отдельный раздел. Цель дисциплины “Этнология стран Европы” – познакомить студентов с понятийным аппаратом этнологической науки, ее главными исследовательскими методами, научными концепциями, наиболее авторитетными гипотезами, историей этнологической науки, а также дать студентам представление о современном этническом составе населения мира и основных этапах его становления, об особенностях традиционной культуры народов мира. Этот курс позволит будущим историкам получить необходимые для них знания по этнологии, понять ее связь с другими историческими дисциплинами. Задачами курса “Этнология стран Европы” являются: - изложить студентам основные этапы развития этнологии Западной Европы; – познакомить студентов с основными этнологическми источниками и методами исследований, дать характеристику теоретико-методологических и источниковедческих проблем этнологической науки, изучить типы и разновидности источников, ознакомить с основными приемами поиска, сбора, переработки и интерпретации информации. - ознакомить студентов с основными классификациями народов на примере западноевропейских этносов; - охарактеризовать современный этнический и расовый состав стран Западной Европы, этнодемографические процессы в регионе; – сформировать целостное представление об основных этапах становления этнографической науки и показать ее современный уровень развития в Европе, России и за рубежом. - сформировать у студентов научное представление об этногенезе и основных этапах этнической истории народов Западной Европы; - показать процесс сложения современной этнической карты Западной Европы, раскрыть роль и место народов региона в процессах изменения этнической и политической карты Европы; - познакомить студентов с материальной культурой народов Западной Европы, с их обычаями и традициями, национальными и календарными праздниками, особенностями семейно-брачных отношений, быта и свободного времяпрепровождения; – проанализировать роль этнического фактора в мировой истории, этнических процессов (интеграционных, ассимиляционных, центробежных и др.), межэтнических конфликтов и путей их возможного разрешения, основных тенденций этносоциального и этнодемографического развития в Европе и мире. – выработать у студентов умения интегрировать этнографическую информацию со знаниями по истории, географии, обществознанию, литературе, сопоставлять и сравнивать этнографические факты, выделять этнические особенности материальной и духовной культуры народов Европы, обосновывать собственную точку зрения на современные этнические процессы. – сформировать у студентов навыки владения научной терминологией, как этнологической, так и общеисторической, работы с географическими и историческими картами и атласами, схемами, диаграммами, статистическими справочниками (навыки чтения кодированной информации, соотнесения ее с нарративными источниками). - выработать у студентов навыки пользования понятийным и терминологическим аппаратом этнологической науки; дать информацию об основных дискуссионных проблемах этнологии Западной Европы; - углубленно изучить этнографию Великобритании, Франции и ФРГ; – воспитать у студентов чувства гражданской ответственности, патриотизма и гордости за свое Отечество, уважение к обычаям и традициям народов, проживающих в Европе и мире, а также сформировать толерантного отношения к представителям разных культур, рас и конфессий. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина “Этнология стран Европы” относится к вариативной части относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин ООП. Студенты начинают проходить ее во 2-ом семестре. Поэтому до изучения данной дисциплины учащиеся знакомятся с ней лишь частично в школьных курсах всеобщей истории, истории России, географии, а также курсе «История мировых цивилизаций» (11 класс). В результате освоения материалов по этим дисциплинам у студентов 1 курса должны быть сформированы компетенции в рамках школьного образовательного стандарта. Однако в 1-м семестре студенты получат знания и навыки, предусмотренные такими предметами, как «История России», «История международных отношений и внешней политики России», «История зарубежных стран», «Введение в регионоведение», «Культурно-религиозные традиции современного мира», «Россия и Европа в зеркале взаимного восприятия» и некоторые другие. Поэтому в результате освоения материалов по этим дисциплинам у студентов должны быть сформированы следующие компетенции: уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1); владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2); обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать свои образовательные и профессиональные результаты (ОК-5). Требования к результатам освоения дисциплины: Студент по направлению подготовки : 032000 Зарубежное регионоведение, профиль – «Европейские исследования» по итогам изучения курса должен дополнительно к выше указанным компетенциям обладать следующими новыми компетенциями: владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы (ОК-4); осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга (ОК-6); владеть основами методологии научного исследования, различать творческий и репродуктивный компоненты научной деятельности (ОК-8) (начальные навыки); обладать базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве (ОК-12) (базовые навыки); уметь оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ОК-13); творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководителем (ОК-15). составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ПК-1) (начальные навыки); владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации (ПК-7) (начальные навыки); описывать общественно-политические реалии стран(ы) региона специализации с учетом их/ее лингвострановедческой специфики (ПК-15) (начальные навыки). В результате изучения дисциплины студент должен:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (108 часов).
Содержание курса Программа курса «Этнология» включает 10 тем, список литературы и перечень примерных вопросов к экзаменам. |
Рабочая программа дисциплины история стран Европы, 1960-е-2005 годы (32 час.) Цель курса – сформировать у студентов представления об особенностях становления постиндустриального общества на примере стран Западной... | Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление | ||
Программа дисциплины Этнология и этнопсихология стран Востока ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины политические системы и культуры стран западной европы Выписка из протокола заседания кафедры всеобщей истории об утверждении программы дисциплины «Политические системы и культуры стран... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «политическая история россии и зарубежных стран» Целью дисциплины является формирование у студентов представлений о глобальных тенденциях политического развития России, стран Западной... | Особенности территории и населения зарубежной Европы. Разработка... Цель: сформировать представление об особенностях эгп стран Европы, природных ресурсах, особенностях населения. Определить особенность... | ||
Рабочая программа дисциплины «этнология стран америки и океании» Хисамутдинова Р. Р., д и н., проф., зав кафедрой методики преподавания истории и обществознания огпу | Программа дисциплины дпп. 01. 1 Новая история стран запада цели и... Запада является систематизированное изучение процесса модернизации Западной Европы и Америки в XVII – начале XХ вв в его экономических,... | ||
Российской академии наук институт европы ран промышленная политика европейских стран Н. В. Говоровой.]. – М. Ин-т Европы ран : Рус сувенир, 2010. – 214 с. – (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe... | Программа дисциплины этнология и социальная антропология ... | ||
Программа дисциплины этнология и социальная антропология ... | Рабочая программа дисциплины история стран Азии и Африки (середина... Азии к началу эпохи колониализма, реакции восточных стран на политику европейских государств, ранним буржуазным революциям в Иране,... | ||
Рабочая программа дисциплины история США и стран Западной Европы, 1945-2005 гг. (32 час.) Цель курса – сформировать у студентов представления об основных чертах и тенденциях развития ведущих стран Запада после Второй мировой... | Рабочая программа дисциплины новая история стран Европы и Америки... Это – период утверждения капитализма в странах Европы и Соединённых Штатах Америки. Целью курса является раскрытие содержания капиталистических... |