Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление





Скачать 386.79 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление
страница1/3
Дата публикации02.03.2016
Размер386.79 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3

ФГОС ВО. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
герб%20чгпу%20чб

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Этнология народов Восточной Европы и Северной Азии
Направление: 44.03.05. – Педагогическое образование.
Уровень образования: бакалавриат
Профильная направленность: История. Обществознание

История. Право

Челябинск 2014

Лист согласования



Разработчики:




























Зав. кафедрой всеобщей истории










Н.Б. Виноградов

(занимаемая должность)




(подпись)




(инициалы, фамилия)































Программа одобрена на заседании кафедры

«

04

»

сентября

2014

Протокол



1
















Заведующий кафедрой










Н.Б. Виноградов







(подпись)




(инициалы, фамилия)































Одобрено представителем работодателя

Т.М. Большакова

Директор МБОУ СОШ № 12







(подпись)




(инициалы, фамилия, должность, место работы)

Руководитель ОПОП










А.Р.Татаркина







(подпись)




(инициалы, фамилия)

Н.В. Коршунова

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Декан факультета










Е.А. Жоров







(подпись)




(инициалы, фамилия)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра всеобщей истории

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«___» сентября 2014 г.

Протокол №

Зав. кафедрой _______.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Этнология народов Восточной Европы и Северной Азии
Направление: 44.03.05. – Педагогическое образование.

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: История. Обществознание

История. Право

Челябинск 2014

  1. Пояснительная записка


1.1. Данная рабочая программа разработана для студентов дневного отделения исторического факультета, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», по профилям «История. Обществознание», «История. Право». Дисциплина (Б.1.В.ДВ.1.2). «Этнология народов Восточной Европы и Северной Азии». Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов (2 ЗЕТ), из них аудиторные занятия – 44 часов, самостоятельная работа – 28 часов. Аудиторные занятия включают: лекции (18 часа), практические занятия (26 часа). Итоговая форма контроля – зачет. Дисциплина изучается на 1 курсе, в 2 семестре.

1.2. Для освоения дисциплины «Этнология народов Восточной Европы и Северной Азии» обучающиеся используют знания, знания, умения и навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения учебных предметов «История», «Мировая художественная культура», «Обществознание» на предыдущем уровне образования.

1.3. Освоение дисциплины «Этнология народов Восточной Европы и Северной Азии» является необходимой основой для ля последующего изучения таких учебных предметов как: «История Средних веков», «История Нового времени», «История Новейшего времени», «Современная история», а также учебных дисциплин по выбору студентов.

1.4. Цель дисциплины: освоение студентами компетенции ОК-2 ФГОС ВО – Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции, а также специальных компетенций СК-1 - Способен определять пространственные и временные рамки исторических процессов и моделей общественного развития на локальном, национальном, глобальном уровнях.


Таблица 1

1.5. Планируемые результаты обучения


№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать

уметь

владеть

1.

ОК-2. Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции

СК-1. Способен определять пространственные и временные рамки исторических процессов и моделей общественного развития на локальном, национальном, глобальном уровнях.


З.1 основные концепции, раскрывающие фундаментальные основания исторического процесса

З.2 основные направления, проблемы, теории и методы исторического исследования

З.3 основные этапы исторического развития древних цивилизаций.

З.1 Основные процессы отечественной и мировой истории, даты, периоды, факты, явления, характеризующую целостность исторического процесса;

З.2Закономерности социально-экономического, общественно-политического развития государств и обществ конкретной исторической эпохи.


У.1 соотносить основные положения различных концепций исторического развития

выявлять общее и особенное в исторической картине мира

У.2 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты

У 3. выявлять существенные черты исторического процесса в первобытном обществе и государствах древнего мира, давать им объективную оценку

У.1Анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;

У.2Анализировать исторические процессы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять их общие черты и различия.


В.1 навыками критического анализа и междисциплинарного синтеза

понятийно-терминологическим аппаратом

В.2 историческими методами анализа социальных явлений

В.3 навыками критического анализа исторических источников

В.1 Навыками работы с исторической картой на локальном, национальном и глобальном уровнях конкретной исторической эпохи;

В.2 Методами анализа исторического процесса.




  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

№ п/п

Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

лекции

лабор. работы

практ. занятия

самостоят.

Работа

студентов

всего

1

2

3

4

5

6

7

1

Теоретические основы этнологии

4

0

2

4

10

2

Этнология народов России

8

0

12

16

36

3

Этнология народов ЮжногоУрала

6

0

12

8

26




Всего

18

0

26

28

72

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел 1. Теоретические основы этнологии

Требования к результатам освоения раздела:

ОК-2. Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции: З.3; У.3; В.3

СК–1 Способен определять пространственные и временные рамки исторических процессов и моделей общественного развития на локальном, национальном, глобальном уровнях: З.2; У.1; В.2


Содержание раздела

План лекций

План семинарских занятий

Тема 1. Теоретические основы этнологии

(4 часа)

Вопросы:

  1. Предмет и задачи этнологической науки.

  2. Этнология в современном обществе.

  3. Теоретические проблемы этнологии.

  4. Методы исследования в этнологии.

  5. Источники этнологических знаний.

  6. Этапы истории этнологической науки.

  7. Понятийный аппарат этнологической науки

  8. Основные центры этнологии в России.

  9. Классификации в этнологии (географическая, антропологическая, языковая, хозяйственно-культурная).

Литература: 1, 2, 120. 121

Тема 1. Теоретические основы этнологии

(2 часа)

Вопросы:

  1. Этнология в современном обществе.

  2. Методы исследования в этнологии.

  3. Этапы истории этнологической науки.

  4. Понятийный аппарат этнологической науки

  5. Основные центры этнологии в России.

  6. Классификации в этнологии (географическая, антропологическая, языковая, хозяйственно-культурная).

Литература: 1, 2, 13–16

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

  1. Выписки по проблемам раздела из учебников (№ 1 и 2);

  2. Работа с понятиями с использованием терминологических справочников (№№ 11–13)

Подготовка рефератов, аннотаций статей и монографий из списка дополнительной литературы

Паспорт оценочных средств по разделу

ОК–2: З.3; У.3; В.3

Собеседование в ходе практического занятия, защита рефератов

СК–1: З.2; У.1; В.2

Промежуточное тестирование (понятия и термины). Тест № 1

Раздел 2. Этнология народов России

Требования к результатам освоения раздела:

ОК-2. Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции: З.1; У.2; В.3

СК – 1 Способен определять пространственные и временные рамки исторических процессов и моделей общественного развития на локальном, национальном, глобальном уровнях: З.2; У.1; В.2


Содержание раздела

План лекций

План семинарских занятий

Тема 1. Народы России. Общий обзор (2 ч.)

Вопросы:

  1. Русские, белорусы, украинцы

  2. Этносы севера европейской части России (саамы, ненцы, вепсы, коми-зыряне, коми-пермяки, карелы).

  3. Народы Северного Кавказа. Кавказская языковая семья (чеченцы, ингуши, аварцы, лакцы, даргинцы, лезгины, абхазы, абазины, адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги и др.); восточноиранская ветвь индоевропейской языковой семьи (осетины); западноиранская ветвь ииндоевропейской языковой семьи (таты, горские евреи); тюркская ветвь алтайской языковой семьи (кумыки, балкарцы, карачаевцы, ногайцы

  4. Народы Волго-Уралья (удмурты, мордва, марийцы, казанские татары. чуваши, башкиры, калмыки, немцы Поволжья).

  5. Народы Сибири. Угорская ветвь уральской языковой семьи (ханты, манси); самодийская ветвь уральской языковой семьи (ненцы, энцы, селькупы, нганасаны). Монгольская ветвь алтайской языковой семьи (буряты); тюркская ветвь алтайской языковой семьи (якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы, тофалары, шорцы, чулымцы, долганы, сибирские татары, кумандинцы. телеуты); тунгусо-манчжурская ветвь алтайской языковой семьи (эвенки, эвены). Енисейская языковая семья (кеты). Палеоазиатская языковая семья (юкагиры, чуванцы).

  6. Народы Дальнего Востока России. Палеоазиатская языковая семья (чукчи, коряки, ительмены, нивхи); эскалеутская языковая семья (эскимосы, алеуты); тунгусо-маньчжурская ветвь алтайской языковой семьи (нанайцы, ульчи, орочи, удэгейцы, негидальцы, ороки).

Литература: 1, 2, 6

Тема 2. Этнология русского народа (2 ч.)

Вопросы:

  1. Общие сведения

  2. Происхождение и этническая история

  3. Локальные и субэтнические группы русских

  4. Хозяйственные занятия

  5. Общественный быт: социальные слои, группы, институты

  6. Семья

  7. Материальная культура

  8. Народное творчество, фольклор и прикладное искусство

Литература: 1, 2, 121

Тема 3. Этнология народов Поволжья и Приуралья (2 ч.)

Вопросы:

  1. Общие сведения о народах Урало-Поволжья.

  2. Этногенез и этническая история.

  3. Хозяйство.

  4. Материальная культура.

  5. Общественный и семейный быт.

  6. Религия и верования.

  7. Народное творчество.

  8. Духовная культура

Литература: 1,2, 102

Тема 4. Этнология народов Сибири (2 часа)

Вопросы:

  1. Народы Сибири, расы и их размещение.

  2. Этногенез и этническая история.

  3. Народы и культуры Западно-Сибирской историко-этнографической области.

  4. Народы Восточно-Сибирской историко-этнографической области.

  5. Народы Южной Сибири (Алтае-Саянское нагорье, Прибайкалье и Забайкалье).

Литература: 1, 2, 9, 177


Тема 1. Этнология русского народа (4 ч.)

Вопросы:

  1. Происхождение и этническая история

  2. Локальные и субэтнические группы русских

  3. Хозяйственные занятия

  4. Семья

  5. Материальная культура

  6. Общественный быт: социальные слои, группы, институты

  7. Народное творчество, фольклор и прикладное искусство

  8. Религиозные представления, верования

Литература: 1, 2, 121

Тема 2. Этнология народов Поволжья и Приуралья (4 ч.)

Вопросы:

  1. Этнология коми

  2. Этнология удмуртов

  3. Этнология мордовского народа (мокша и эрзя)

  4. Этнология марийцев

  5. Этнология чувашей

  6. Этнология казанских татар

Литература: 1, 2, 102

Тема 3. Этнология народов Сибири (4 часа)

Вопросы:

  1. Народы Сибири, расы и их размещение.

  2. Этногенез и этническая история.

  3. Народы и культуры Западно-Сибирской историко-этнографической области.

  4. Народы Восточно-Сибирской историко-этнографической области.

  5. Народы Южной Сибири (Алтае-Саянское нагорье, Прибайкалье и Забайкалье).

Литература: 1, 2, 9, 177

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

  1. Выписки по проблемам раздела из учебников (№ 1 и 2);

  2. Работа с понятиями с использованием терминологических справочников (№№ 11–13)

Подготовка рефератов из рекомендованного перечня, аннотаций статей и монографий из списка дополнительной литературы

Паспорт оценочных средств по разделу

ОК–2: З.3; У.3; В.3

Собеседование в ходе практического занятия, защита рефератов

СК–1: З.2; У.1; В.2

Промежуточное тестирование (тест № 2)

Раздел 3. Этнология народов Южного Урала

Требования к результатам освоения раздела:

ОК-2. Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции: З.1; У.2; В.3

СК – 1 Способен определять пространственные и временные рамки исторических процессов и моделей общественного развития на локальном, национальном, глобальном уровнях: З.2; У.1; В.2


Содержание раздела

Планы лекций

Планы практических занятий

Тема 1. Этнология русского населения Южного Урала (2 часа)

Вопросы:

  1. Крестьяне Южного Зауралья

  2. Горно-заводское население Южного Урала

  3. Казаки Оренбургского казачьего войска (кроме нагайбаков)

Литература: 10, 11, 22, 23, 90, 95

Тема 2. Этнология тюркоязычных народов Южного Урала (4 часа)

Вопросы:

  1. Башкирская этнология

  2. Татары на Южном Урале

  3. Казахи в Челябинской области

  4. Нагайбаки

Литература: 3, 6, 8, 27, 29, 30, 180


Тема 1. Этнология русского населения Южного Урала (6 часов)

Вопросы:

  1. Крестьяне Южного Зауралья

  2. Горно-заводское население Южного Урала

  3. Казаки Оренбургского казачьего войска (кроме нагайбаков)

Литература: 10, 11, 22, 23, 90, 95

Тема 2. Этнология тюркоязычных народов Южного Урала (6 часов)

Вопросы:

  1. Башкирская этнология

  2. Татары на Южном Урале

  3. Казахи в Челябинской области

  4. Нагайбаки

Литература: 3, 6, 8, 27, 29, 30, 180


Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Работа с понятиями, подготовка рефератов-обобщений по отдельным этносам Южного Урала

Подготовка рефератов из рекомендованного перечня, аннотаций статей и монографий из списка дополнительной литературы

Паспорт оценочных средств по разделу

ОК–2: З.3; У.3; В.3

Собеседование в ходе практического занятия, защита рефератов

СК–1: З.2; У.1; В.2

Промежуточное тестирование (тест № 3)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление iconПрограмма учебной дисциплины Этнология Восточной Азии рабочая программа
Восточной Азии, об их традиционных социальных институтах и культуре и их трансформациях в ХХ – начале XXI в.; научить студентов применять...
Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление iconРеферат Великая Отечественная война
С берегов Вислы он вскоре перекинулся в страны Северной и Западной Европы, затем на Балканы. Военные действия развернулись также...
Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление iconПрограмма учебной дисциплины Социально-политические системы стран...
Получить глубокие и разносторонние знания о социально-политической системе стран Восточной Азии; научиться применять полученные знания...
Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление iconРабочая программа дисциплины история стран Европы, 1960-е-2005 годы (32 час.)
Цель курса – сформировать у студентов представления об особенностях становления постиндустриального общества на примере стран Западной...
Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление iconФормирование и развитие экономических связей СССР и стран восточной европы в
Охватывают регион Восточной Европы, в который входили ссср, Польша, Румыния, Венгрия, Чехословакия, Болгария и Югославия
Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление iconРабочая программа дисциплины этнология направление

Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление iconРабочая программа Бачуриной Елены Сергеевны
...
Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление iconРабочая программа учебной дисциплины
Международные отношения в Северо-Восточной Азии: диалектика соперничества и сотрудничества
Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление iconИстория Центральной и Юго-Восточной Европы (до XIX в.)
Юго-Восточной Европы составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и...
Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление iconРабочая программа дисциплины история стран Азии и Африки (середина...
Азии к началу эпохи колониализма, реакции восточных стран на политику европейских государств, ранним буржуазным революциям в Иране,...
Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление iconОбъединяет три общества в Берлине, Гамбурге и Мюнхене, содействующих...
Берлине, Гамбурге и Мюнхене, содействующих студентам из Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы. Каждый семестр 20 студентов...
Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление iconПрограмма дисциплины этнология стран европы
Квалификация (степень): Бакалавр зарубежного регионоведения со знанием иностранного языка
Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление iconЯзыковая ситуация в современном таджикистане: состояние, особенности и перспективы развития
...
Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление iconРабочая программа по истории для 5 класса (уровень: базовый) Учитель...
Цель изучения курса «Истрия Древнего мира»: освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России...
Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление iconПоложение России в современном мире Россия и страны СНГ
Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд...
Рабочая программа дисциплины этнология народов Восточной Европы и Северной Азии Направление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск