Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.)
Пояснительная записка: В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной школы. Тематическое планирование рассчитано на 37 часов, включая повторительно-обобщающие уроки. Учтены различные формы урока: изложение нового материала самим учителем, комбинированные уроки с элементами лабораторных работ, дискуссии, решение познавательных и проблемных заданий.
В результате изучения истории ученик должен знать /понимать:
Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIXв. до конца XX в. -- (годы царствований., «великих реформ», политической и социальной истории(1825г., 1861г.), важнейших военных кампаний (1812г., 1813-1814гг., 1853-1856гг., 1877-1878гг.))
Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описания исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания для написания творческих работ, рефератов.
Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к России в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
Составлять описания памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
Соотносить и общие исторические процессы, и отдельные факты и явления; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX – нач. XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция.
Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX – XX вв.; отмены крепостного права; войн 1812г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.; присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.
Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Основное содержание курса:
Раздел I. Россия в 1801 – 1825гг. (8 ч.)
Тема 1. Российская империя в первой четверти XIX в. (3 ч.)
* Территория, народы, религия. Власть и сословия. Внутренняя политика. Дворцовый переворот 11 – 12 марта 1801г. Александр I Благословенный. Негласный комитет. М.М.Сперанский. Либеральные начинания в области государственного устройства, по крестьянскому вопросу, в сфере образования и культуры.
* Внешняя политика до 1812г. Александр I как дипломат. Участие России в антинаполеоновских войнах. Присоединение Финляндии. Тема 2. Отечественная война 1812 г. (2 ч.)
* Причины и начало войны. Стратегия М.Б.Барклая де Толли и М.И.Кутузова. Бородинское сражение. Оставление Москвы. Вытеснение французской армии из России.
* Заграничные походы русской армии. Венский конгресс и Священный союз. Польская конституция 1815г. Внешняя политика после 1815г. Герои войны – М.Милорадович, П.Багратион, Н.Раевский, Д.Давыдов. Война 1812г. в литературе и искусстве. Тема 3. Декабристы (2ч.)
* ''Аракчеевщина''. Возникновение движения декабристов. Офицерские артели и тайные общества. Программные документы: «Русская правда» П.И.Пестеля и «Конституция» Н.М.Муравьёва.
* Междуцарствие и вооруженные выступления декабристов. Следствие и суд над декабристами. Декабристы в Сибири и на Кавказе. Персоналии – П.И.Пестель, Н.М.Муравьёв, К.Ф.Рылеев, С.П.Трубецкой и др. Повторение (1ч.) Раздел II. Николаевская Россия 1825 – 1855гг. (10ч.)
Тема 1. «Апогей самодержавия» (2ч.)
* Николай I Законодатель. Создание тайной полиции. А.Х.Бенкендорф. Кодификация законов. (М.М.Сперанский.) Крестьянский вопрос. (П.Д.Киселёв.) Финансы. (Е.Ф.Канкрин.) Система государственного образования и идеологии. (С.С.Уваров.) Складывание предпосылок официального реформаторства.
Тема 2. Внешняя политика Николая I (2ч.)
* Россия в Священном союзе. «Восточный вопрос» в российской политике. Войны с Ираном и Турцией. Присоединение Кавказа. Россия и революции в Западной Европе. Крымская война и её значение.
Тема 3. Становление основных направлений общественной мысли (1ч.)
* П.Я.Чаадаев. Западники и славянофилы. Спор о судьбе России. Первые русские социалисты. Тема 4. Русская культура первой половины XIX века (4ч.)
* Развитие науки и образования: Н.И.Лобачевский, Н.И.Пирогов, Б.С.Якоби, Н.М.Карамзин, Т.Н.Грановский, С.М.Соловьёв.
* Путешествия и открытия: И.Ф.Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев, В.М.Головнин, Г.И.Невельской.
* Печать. Литература: В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь.
* Живопись: К.П.Брюллов, А.А.Иванов, П.А.Федотов; Архитектура: А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, К.И.Росси; Музыка: М.И.Глинка; Театр: М.С.Щепкин.
* Культура народов России. Повторение (1ч.)
Раздел III. Россия в правление Александра II – 1855-1881гг. (10ч.)
Тема 1. Великие реформы (3ч.)
*Александр II Освободитель. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861г. Личное освобождение, наделение землёй, выкупная операция, крестьянское общественное управление. Введение местного самоуправления: земства и городские думы. Новые судебные уставы. Всеобщая воинская повинность. Реформы в области образования и печати. Тема 2. Реформы, экономика и политика (4ч.)
* Многоукладность пореформенной экономики. Рынок и государство. Судьбы крестьянской общины.
* Российский капитализм, его особенности.
* Власть и общественность: эволюция взаимоотношений. Что нужно России: продолжение реформ или революция, сохранение самобытности или сближение с Западной Европой.
* Кристаллизация политических течений: консерватизм, либерализм, радикализм, западничество, народничество и социал-демократия. Тема 3. Внешняя политика России (2ч.)
* А.М.Горчаков. Борьба за отмену «нейтрализации» Чёрного моря. Русско-турецкая война 1877 – 1878гг. Сан – Стефанский договор. Берлинский конгресс. Присоединение Средней Азии. Повторение (1ч.)
Раздел IV. Россия в правление Александра III – 1881 -1894гг. (8ч.)
Тема 1. По пути контролируемой модернизации (3ч.)
* Александр III Миротворец. Политика консервативного национализма. К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой. «Контрреформы».
* Реформирование финансов и форсированная индустриализация: Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградский, С.Ю.Витте. Тема 2. Внешняя политика России (1ч.)
* Завершение присоединения Средней Азии. От «Союза трех императоров» к сближению с Францией. Оформление русско-французского союза. Дальневосточное направление. Предложения об ограничении гонки вооружений. Тема 3. Культура России во второй половине XIX в.(3ч.)
* Развитие науки и образования. Журналистика и книгоиздательское дело. Философия. История. Литература.
Персоналии: К.Д.Ушинский, Д.И.Менделеев, А.Г.Столетов, П.Н.Яблочков, А.С.Попов, В.О.Ключевский, Н.Я.Данилевский, В.С.Соловьёв.
* Литература: И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Н.А.Некрасов, А.П.Чехов.
* Изобразительное искусство: И.Н.Крамской, В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.И.Суриков. «Передвижники».
* Музыка: П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский. «Могучая кучка». Повторение (1ч.) Итоговый урок. Россия XIX века. (1ч.)
Литература:
«История России. 6 – 9 кл.». – М.: Просвещение, 2006 г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г.
«История России. XIX век». – М.: Просвещение, 2006 г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г.
«История России. XIX век». – М.: «Русское слово», 2005 г.
Боханов А.Н.
«Схемы по истории России. 8 кл.». – М.: «Русское слово», 2005 г.
Агафонов С.В.
«История России. XIX век». – М.: «Дрофа», 2002 г.
Ляшенко Л.М.
Методическое пособие к учебнику «История России. XIX век». – М.: «Дрофа», 2002 г.
Ляшенко Л.М.
«История России. XVII – XIX вв.». – М.: «Русское слово», 2007 г.
Сахаров А.Н., Боханов А.Н.
Тематическое планирование курса.
№
урока
| Тема раздела и урока
| Кол-во
часов,
сроки
| Опыт практической деятельности
| Познавательные задания
| Основные знания, понятия, термины, идеи, личности, даты
| Программа развития
учащихся
| Раздел I. Россия в 1801 – 1825 гг. (8ч.)
| Тема 1. Российская империя в первой четверти XIX (3 часа)
| 1.
| Российская империя на рубеже XVIII – XIX вв.
| 1
январь
| * Территориальная и национальная структура Российской империи;
* Сословия в России;
* Промышленность и с/х;
* Политический строй России.
Новые понятия: *многоконфессиональный, мещане, политический строй, социально-экономический строй, сословия, отходничество, «капиталистые» крестьяне.
| *Активизировать знания из курса истории России за 7 класс;
* развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, анализа документов и работы с картами.
| 1. Назовите границы Российской империи.
2. Приведите не менее трех фактов, доказывающих, что Россия в начале XIX века была преимущественно аграрной (сельскохозяйственной) страной.
3. Укажите факторы (условия), которые, по вашему, способствовали и которые препятствовали развитию российской экономики.
4. Начертите схему государственного управления в России на рубеже веков, назовите особенности политического строя России.
Введение, стр. 4 – 6
| 2.
| Внутренняя политика
Александра I.
| 1
январь
| *Император Александр I – детство и воспитание.
* «Негласный комитет». Начало царствования.
* Реформы М.М.Сперанского.
Новые понятия и даты:
*1801-1825гг. – царствование Александра I;
*1803г. - указ о вольных хлебопашцах;
*1801-1810гг. – преобразование органов центрального управления;
*1810г. – образование Гос. Совета;
«Негласный комитет», вольные хлебопашцы, Комитет министров.
Персоналии:
* М.М.Сперанский
| * Познакомиться с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям;
* обогащать и усложнять исторический словарный запас;
* развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.
| 1. Что такое «Негласный комитет»? Какие настроения господствовали в нем, какие идеи высказывались?
2. Назовите основные направления преобразований Александра I и меры, принятые по каждому из этих направлений.
3. Назовите основные положения проекта Сперанского. Что из этого проекта было реализовано?
4. Сравните реформаторские планы участников Негласного комитета с результатами реальных преобразований, проведенных Александром I в первые годы его правления.
§ 1,3 вопросы и задания к документу
| 3.
| Внешняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг.
| 1
январь
| *Борьба Росси против наполеоновской Франции (1805-1807гг.)
* Тильзитский мир.
* Война со Швецией.
* Восточная политика в 1801 -1813гг.
Новые понятия и даты:
*коалиция, континентальная блокада, восточный вопрос;
* 2 декабря 1805г. – сражение под Аустерлицем
* 2 июня 1807г. – сражение под Фридландом
* июль 1807г. – Тильзитский мирный договор
* 1808-1809гг. – война со Швецией
* 1806-1812гг. – русско-турецкая война
* 1804-1813гг. – русско-иранская война
| * Называть основные цели, задачи и направления (и показывать на карте) внешней политики страны;
* оценивать результативность внешней политики России в начале XIX века;
* учиться анализировать, выделять главное, сравнивать, развивать навыки работы с картой.
| 1. Почему Россия вела войны против Франции в составе коалиций? Каковы результаты этих войн?
2. Дайте общую оценку Тильзитским соглашениям. В чем вы видите положительные последствия Тильзитских договоренностей для России и в чем – отрицательные?
3. Каким было международное положение России после заключения Тильзитского мира?
4. Задание к документу: согласны ли вы с утверждением историка Д. Маккензи о «разделении Европы на сферы русских и французских интересов» в Тильзите?
Чем вы можете объяснить разрыв между Наполеоном и Александром I после Тильзита?
§2.
| Тема 2. Отечественная война 1812года (2 ч.)
| 4
| Отечественная война 1812 г.
| 1
январь
| * Отечественная война 1812 г.
* Причины, планы сторон, ход военных действий.
* Бородинская битва.
* Народный характер войны.
* Изгнание наполеоновских войск из России.
Новые понятия и даты:
*Отечественная война, генеральное сражение, партизаны, инфантерия, ополчение, флеши.
* 12 июня 1812г. – вторжение Наполеона в Россию
* 26 августа 1812г. - Бородино
* 2 сентября 1812г. – русская армия оставила Москву
* 6 октября 1812г. – французы покинули Москву
* 25 декабря 1812г. – манифест об окончании Отечественной войны
| * Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812гг.;
* знать планы сторон, характер войны, её основные этапы;
* знать полководцев и участников войны;
* называть и показывать по карте основные сражения;
* воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
* развивать навыки работы с картой, документами, умения определять и объяснять понятия;
* дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка.
| 1. Чем можно объяснить многонациональный состав армии Наполеона?
2. Дайте сравнительный анализ военных планов сторон. Каковы были планы Наполеона в отношении будущего России?
3. В чем состояло значение Смоленского сражения?
4. Дайте военно-политическую оценку Бородинской битвы.
5. в чем историческое значение Отечественной войны 1812г.?
§ 4, подготовить сообщения о героях Отечественной войны 1812г.
| 5
| Заграничные походы русской армии.
| 1
январь
| * Заграничный поход русской армии 1813-1814гг.
* Российская дипломатия на Венском конгрессе.
* Россия и Священный союз.
Новые понятия и даты:
* «Битва народов», восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз.
* 4-7 октября 1813г – «битва народов» под Лейпцигом
* сент. 1814 – июль 1815гг. – Венский конгресс
* 14 сентября 1815 г. -- создание Священного союза.
| * Объяснять цели и результаты заграничного похода русской армии;
* называть основные направления внешней политики страны в новых условиях;
* развивать навыки анализа исторических документов, работы с картой;
* учиться выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.
| 1. Назовите основные цели Александра I в ходе зарубежного похода русской армии. Какова была главная цель пятой коалиции?
2. Дайте общую оценку итогов Венского конгресса для России и Европы.
3. В чем состояла главная цель создания Священного союза? Какова была роль России в этом союзе?
4. Почему восточный вопрос стал одним из основных во внешней политике России?
§5, работа с документами.
| Тема 3. Декабристы. (2ч.)
| 6
| Второй период царствования Александра I (1815-1825 гг.).
| 1
январь
| * Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг.
* Усиление консервативных тенденций.
* Аракчеевщина.
Новые понятия и даты:
* гражданские свободы, автономия, «Уставная грамота Российской империи», мистицизм, Тарифный устав, военные поселения.
* 15 ноября 1815 г. – утверждение Конституции Царства польского
Персоналии:
* А.А.Аракчеев
* Н.Н.Новосильцев
| * Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1815-1825 гг.;
* давать оценку внутренней политики;
* называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г.;
*объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг.;
*развивать навыки анализа исторических документов и литературных произведений, учить выделять главное, сравнивать.
| 1. Почему Александр I не использовал значительное укрепление своего авторитета после войны для продолжения реформ?
2. Чем можно объяснить активизацию антиреформаторских настроений в высшем обществе после войны?
3. В чем вы видите главные причины экономического кризиса в России в 1812-1815 гг.?
4. Какие отрасли хозяйства оказались в наиболее тяжелом положении? Почему?
5. В чем состоял смысл проекта Аракчеева?
6. Какие задачи должна была решить организация военных поселений? Была ли достигнута эта цель?
§ 6 – 7, подготовка к диктанту по терминам.
| 7
| Общественное движение. Выступление декабристов.
| 1
февраль
| * Северное и Южное тайные общества, их программы.
* Движение декабристов.
* Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.
* Восстание Черниговского полка.
* Суд над декабристами.
Новые понятия и даты:
* общественное движение, либерализм, тайное общество, конституция, династический кризис.
* « Союз спасения», «Союз благоденствия».
* 14 декабря 1825 г.— выступление Сенатской площади;
* 29 декабря 1825 г.— восстание Черниговского полка.
| * Называть причины возникновения общественного движения;
* называть основные этапы развития общественного движения; * объяснять цели и результаты деятельности декабристов;
* оценивать историческое значение восстания декабристов;
* развивать навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.
| 1. В чем вы видите причины оживления общественного движения после Отечественной войны 1812 г.?
2. Чем отличались первые тайные общества от организаций начала 20-х гг.?
3. Почему власти и тайные общества разрабатывали свои проекты, во многом близкие по содержанию, в тайне друг от друга?
4. Составьте таблицу:
«Организации декабристов»
Организация, годы существования
| Участники
| Характер общества, методы
| Цели
|
|
|
|
| | |