Скачать 0.62 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственныйуниверситет им. Х.М. Бербекова» Федерального агенства по образованию А К У Ш Е Р С Т В О Методические указания к лабораторным занятиям (Стоматология) Нальчик 2010 УДК ББК Рецезенты: Составитель: д.м.н., профессор З.Х. Узденова Акушерство: Методические указания к лабораторным занятиям. – Нальчик: Кааб. – Бал. ун-т, 2009. - … с. Работа содержит перечень контрольных вопросов, заданий для самостоятельной работы, практических навыков и умений, список необходимых терминов и лекарственных препаратов к теме, план составления истории родов. Издание предназначено для самостоятельной работы студентов 4 курса специальности «Стоматология» по дисциплине «Акушерство». Рекомендовано Рисом университета УДК ББК ©Кабардино-Балкарский государственный университет, 2009 Цель преподавания акушерства на 4 курсе стоматологического отделения: 1. Дать студентам знание процессов зачатия, беременности и родов, которые определяют здоровье детей в перинатальном периоде. 2. Ознакомить с мероприятиями оказания неотложной помощи при экстремальных состояниях в акушерстве. Практические занятия по акушерству проводятся в отделениях родильного дома и одно занятие в гинекологическом отделении соответственно изучаемым темам. В течение цикла студенты дежурят и пишут истории родов. Оценка знаний студентов проводится на каждом занятии первоначально при помощи письменных контрольных вопросов, а затем устных при анализе истории родов курируемых беременных, при решении ситуационных задач, при анализе данных дополнительных, современных методов диагностики. Для углубленного знания актуальных проблем акушерства студенты, используя современную литературу, пишут истории родов с последующим их докладом на занятиях. По темам занятий, которые вошли в программу, но не изучаются на практических занятиях, студенты пишут рефераты и докладывают их на практических занятиях. В конце цикла по дисциплине «Акушерство» для выявления знаний и закрепления их проводится зачет. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ 1. Предмет изучения акушерства. Развитие акушерской науки в историческом аспекте. Организация охраны здоровья женщины. 2. Современные методы исследования в акушерстве. 3. Физиология менструального цикла. Оплодотворение и развитие плодного яйца. Основные этапы внутриутробного развития плода. Изменения в организме женщины во время беременности. 4. Диагностика беременности. 5. Клиника родов. Адаптация плода к родам. Обезболивание родов. Оценка состояния плода и новорожденного. 6. Гестозы. 7. Перинатальная охрана здоровья плода и новорожденного. Анте- и интранатальная оценка внутриутробного состояния плода. Гипоксия плода и асфиксия новорожденных. Реанимация новорожденных. 8. Акушерские кровотечения. 9. Внутриутробная инфекция. 10. Аборты. Современные методы контрацепции. ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 1. Структура и организация работы родильного стационара и детского отделения. Физиология беременности. 2. Диагностика беременности. Методы обследования беременных. 3. Акушерский таз с анатомической и акушерской точек зрения. Плод как объект родов. 4. Механизм рождения плода при переднем и заднем виде затылочного предлежания. 5. Клиника родов. Адаптация плода к родам. Обезболивание родов. Акушерское пособие. Оценка состояния плода и новорожденного. 6. Беременность и роды при тазовом предлежание. 7. Гестозы. Гипоксия плода и асфиксия новорожденных. 8. Акушерские кровотечения. Послеродовые инфекционные заболевания. 9. Родоразрешающие операции в акушерстве. 10. Аборты. Аннотация лекционных занятий Лекция 1. Предмет изучения акушерства. Развитие акушерской науки в историческом аспекте. Организация охраны здоровья женщины. 1. Предмет изучения акушерства. 2. Зарождение акушерства как практической дисциплины. 3. Основные этапы развития акушерско-гинекологической науки. 4. Отечественные акушеры-гинекологи и их роль в развитии акушерства. 5. Организация охраны здоровья женщины в России, КБР. 6. Тип акушерско-гинекологических учреждений, их основные задачи. 7. Диспансеризация женщин, выделение группы риска. 8. Санитарно-просветительная работа. 9. Особенности деонтологии при изучении дисциплины Лекция 2. Современные методы исследования в акушерстве и гинекологии.
Лекция 3. Физиология менструального цикла. 1. Понятие о менструальном цикле. 2.Характеристика нормального менструального цикла. Нейрогуморальная регуляция менструального цикла. Роль рецепторов в регуляции менструального цикла. 3. Изменения в яичниках и матке в процессе менструального цикла. 4. Тесты функциональной диагностики. 5. Ультразвуковая диагностика циклических изменений в яичниках и матке в течение менструального цикла. Лекция 4. Оплодотворение и развитие плодного яйца. Основные этапы внутриутробного развития плода. Изменения в организме женщины во время беременности. 1.Оплодотворение и развитие плодного яйца. 2.Основные этапы внутриутробного развития плода. 3. Изменения в организме женщины во время беременности. Оплодотворение и основные этапы эмбрионального развития. Принципы наследования пола плода. Критические периоды и основные этапы развития плода. Плацента. Строение плаценты. Функция. Особенности кровообращения плода. Изменения в организме женщины во время беременности. Доминанта беременности. Лекция 5. Диагностика беременности.
Лекция 6. Клиника родов. Адаптация плода к родам. Обезболивание родов. 1. Причины наступления родовой деятельности. Нейрогуморальная регуляция родовой деятельности. Доминанта родов. Роль плода в развитии родовой деятельности. 2. Предвестник родов. Признаки начала родов. 3. Периоды родов и их характеристики. Клинические признаки каждого из периодов родов. Характеристика изгоняющих сил. Тройной нисходящий градиент. Влияние родовой деятельности на плод. Реакция плода на сократительную деятельность матки. 4. Оценка состояния плода в родах. Принципы обезболивания родов. Влияние применяемых препаратов на плод и новорожденного. Наркотическая депрессия новорожденного. Лекция 7. Перинатальная охрана здоровья плода и новорожденного. Анте- и интранатальная оценка внутриутробного состояния плода. Гипоксия плода и асфиксия новорожденных. 1.Понятие о перинатологии и перинатальном периоде. 2. Группы беременных «высокого риска» по перинатальной патологии. 3. Этиология и патогенез гипоксии с современных позиций. Классификация гипоксии плода. 4.Частота гипоксии плода, асфиксии новорожденного, место их в структуре перинатальной заболеваемости и смертности. 5. Клинические проявления и современные методы диагностики (КТГ, УЗИ, БФПП и др.). 6. Функциональные пробы по выявлению внутриутробного страдания плода. Кардиомониторное наблюдение за внутриутробным состоянием плода. 7. Профилактика и лечение гипоксии плода во время беременности и в родах (дезагреганты, коагулянты, мембраностабидизаторы, вазоактивные препараты). Показания к кесареву сечению. 8. Асфиксия новорожденных. Классификация, клиника. Лечение легкой асфиксии. Реанимация новорожденных, родившихся в тяжелой асфиксии. Лекция 10. Аборты. Современные методы контрацепции. 1. Классификация абортов. 2. Показания и противопоказания к производству аборта. 3. Осложнения и их профилактика. Внебольничный (инфицированный, криминальный) аборт. 4. Медицинские и социальные показания к прерыванию беременности. Экстренная помощь в связи с осложнениями аборта. 5. Современные принципы и методы контрацепции. 6. Лечебные эффекты контрацептивов. 7. Стерилизация у мужчин и женщин. ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 1. Структура и организация работы родильного стационара и детского отделения. Физиология беременности. 2. Диагностика беременности. Методы обследования беременных. 3. Акушерский таз с анатомической и акушерской точек зрения. Плод как объект родов. 4. Механизм рождения плода при переднем и заднем виде затылочного предлежания. 5. Клиника родов. Адаптация плода к родам. Обезболивание родов. Акушерское пособие. Оценка состояния плода и новорожденного. 6. Беременность и роды при тазовом предлежание. 7. Гестозы. Гипоксия плода и асфиксия новорожденных. 8. Акушерские кровотечения. Послеродовые инфекционные заболевания. 9. Родоразрешающие операции в акушерстве. 10. Аборты. Занятие 1. Структура и организация работы родильного стационара и детского отделения. Физиология беременности. Организация работы акушерского стационара. Санитарно-эпидемио-логический режим в родильных домах (структура родильного дома, особенности работы). Знакомство с работой отделений, в частности, детского отделения родильного дома. Принципы работы приемного отделения, физиологического, обсервационного, детского. Знакомство с медицинской документацией. История родов. Схема сбора анамнеза у беременных, рожениц и родильниц. Оплодотворение и развитие плодного яйца. Имплантация, органогенез, плацентация и дальнейшее развитие плода. Критические периоды эмбриогенеза. Строение и основные функции плаценты, плотных оболочек и пуповины. Околоплодные воды, их характер, состав и обмен. Особенности кровообращения плода. Влияние на эмбрион и плод повреждающих факторов внешней среды. Студенты посещают все отделения родильного дома, знакомясь с их работой. Занимаются с историей родов. Собирают анамнез у беременных в отделении патологии. Посещают УЗИ-кабинет, знакомятся с работой УЗИ-кабинета, собирают анамнез у беременных в отделении патологии. Решение и совместный разбор клинических задач, тестовый контроль. План занятия: 1.Основные функции и задачи акушерского стационара. 2.Принципы организации работы акушерского стационара. 3.Принципы госпитализации беременных, рожениц в акушерский стационар. 4.Структуру и подразделения акушерского стационара. 5.Санитарно-эпидемиологический режим. 6.Деление родильных стационаров на категории. 7.Особенности организации неонатальной помощи в родильном доме. Терминология: обменная карта, пренатальные факторы, интранатальные факторы, акушерский стационар, женская консультация, перинатальный центр, родовой сертификат. Задания для самостоятельной работы: 1.Основные функции и задачи 3.Понятие о родовом сертификате 4.Роль обменно-уведомительной карты беременной и родильницы. 5.Стратегия риска в акушерстве и перинатологии. 6.Формирование групп беременных с риском возникновения перинатального патологии. Практические навыки, необходимые для усвоения: 1. Собрать анамнез у беременных, рожениц и родильниц. 2. Оформление медицинской документации. Контрольные вопросы: 1.Каковы основные функции и задачи женской консультации ? 2. В чем заключаются преимущества участкового принципа обслуживания? 3.Что такое психопрофилактическая подготовка беременной к родам? 4.Как формируются группы беременных с риском возникновения перинатальной патологии? 5.Каковы основные функции и задачи акушерского стационара? 6.Какие отделения должны быть в акушерском стационаре? 7. В чем заключаются особенности организации неонатальной помощи в родильном стационаре? 8. Какие периоды различают во внутриутробном развитии человека? 9.Что такое «критические» периоды? 10.Что такое антенатальный период? 11.Что такое интранатальный период? 12.Что такое перинатальный период? 13.Как действует употребление алкоголя на организм беременной женщины? 14.Как влияет употребление алкоголя и кокаина на организм матери? 15.Какое влияние оказывают лекарственные препараты на плод? 16. В какие сроки беременности рекомендуется санировать ротовую полость. Основная литература. 1.Акушерство/ Учебник для медицинских вузов под ред. Г.М.Савельевой.-М:ГЭОТАР-Медиа, 2009. 3.Акушерство/ Учебник для студентов мед вузов под ред. Э.К.Айламазяна.-СПб.: Специальная литература, 1997. Дополнительная литература. 1. 2.Акушерско-гинекологическая помощь/ под ред.В.И.Кулакова.- М.: МЕДпресс, 2000. 2.Клинические лекции по акушерству и гинекологии/ Под ред. А.Н.Стрижакова.-М.: Медицина,2000. 3. Показатели деятельности родовспомогательного учреждения и методика их расчета ( Краткое руководство) / З.З.Токова, Н.П.Кирбасова, О.Г.Фролова.-М.,1993. 4. Приказ МЗ РФ №701 от 28.11.2004г. « О родовом сертификате». 5. Приказ МЗ РФ №308 от 912.2005г. « О вопросах организации деятельности перинатальных центров». 6. Приказ МЗ РФ №197 от 27.03.2006г. « Об организации деятельности родильного дома (отделения)». 8. Приказ МЗ РФ №457 от 28.12.200г. « О совершенствовании пренатальной диагностики в профилактике наследственных и врожденных заболеваний у детей». 9. Приказ МЗ РФ №50 от 10.02.2003г. « О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических условиях». Занятие 2. Диагностика беременности. Методы обследования беременных. Акушерская терминология. Признаки беременности: сомнительные, вероятные, достоверные. Специальные методы исследования: осмотр, измерение окружности живота. высота дна матки, размеров плода и таза: приемы наружного акушерского исследования, аускультация. Двуручное брюшностеночное влагалищное исследование. Дополнительные методы исследования: иммунологические, УЗИ. Определение беременности на ранних и поздних сроках. Курация беременных. Студенты учатся у постели беременных ставить диагноз при малых и больших сроках беременности (сбор анамнеза, специальные - наружное и внутреннее - исследования, анализ данных УЗИ и КМИ). Решение и совместный разбор клинических задач. Тестовый контроль. План занятия: 1.Признаки беременности 2.Определение срока беременности 3.Методы обследования беременных: опрос, объективное обследование, акушерское обследование, лабораторное. 4.Дополнительные методы обследования. 5.Диспансерное наблюдение беременных. 6.Документация на беременных. 7.Сроки обследования беременных на УЗИ(скрининг). 8.Частота посещений беременной врача при физическом течении беременности 9.Оценка беременных по факторам пренатального риска 10.Наблюдение за беременными высокого риска 11.Показания к госпитализации беременных с экстрагенитальной и акушерской патологией Терминология: акушерско-гинекологический анамнез, приемы Леопольда-Левицкого, ромб «Михаэлиса», индекс Соловьева, стрии беременных, тазомер, лонный угол, положение плода, предлежание, вид, позиция плода, биофизический профиль плода, амниоцнтез, амнио-тест, хорионцентез, хорионбиопсия, кордоцентез, фетоскопия. Практические навыки, необходимые для усвоения: |
Курс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | Библиография Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | ||
Ииаэ днц ран за 2011 год Важнейшие итоги Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинского... Методические указания к лабораторным занятиям по гистологии предназначены для самостоятельной работы студентов I курса медицинского... | ||
Методические указания по подготовке к лабораторным занятиям для студентов... Кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Т. К. Рябинина | Методические указания к семинарским занятиям Часть1 И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с | ||
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» Русский язык и культура речи: Методические указания к практическим занятиям / Сост. Т. В. Латкина; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,... | Оформление доски: снежинки со стихами, письмо от Зимы, иллюстрации... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | ||
Методические указания к семинарским занятиям Часть II И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с | Методические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник» Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос... | ||
Методические указания к лабораторным занятиям Российской Федерации от 17. 12. 2012 №1069н «Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату,... | Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | ||
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | Методические указания по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования»... Методические указания к лабораторным работам ориентированы на изучение основ алгоритмического языка Паскаль версии ТурбоПаскаль 0,... | ||
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200 «Физика» | Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология» Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию |