Скачать 432.98 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Методические указания к практическим занятиям РПК «Политехник» Волгоград 2008 ББК 81.2 Рус. я7 Р 89 Русский язык и культура речи: Методические указания к практическим занятиям / Сост. Т. В. Латкина; Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2008. – 27 с. Излагается содержание практических занятий. Рассматриваются основные понятия, предлагаются вопросы для контроля занятий теоретического материала и план работы студентов по каждой теме. Предназначены для студентов ВПО всех специальностей. Табл. 10. Библиогр.: 7 назв. Рецензент: доцент А. Г. Бондаренко Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета Волгоградский государственный технический университет, 2008 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Владение русским языком и культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Основная задача курса «Русский язык и культура речи» – формирование современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, повышение уровня коммуникативной компетенции будущих специалистов, развитие их языковых способностей, воспитание современной языковой личности, владеющей всем богатством языковых средств и умеющей использовать их в разных ситуациях общения в соответствии с нормами современного русского языка. Работа на практических занятиях предполагает использование различных методов обучения:
При этом способы подачи информации, формирование определенных навыков варьируются с учетом реальных знаний, умений, степени подготовленности студентов, их специальности, общего развития, интересов. Всего на практические занятия отводится до 19 часов. Занятие 1. Предмет курса «Русский язык и культура речи». Национальный язык. План занятия.
Цель занятия: студенты должны уметь
Основные понятия. Национальный язык существует в нескольких формах: диалекты (территориальные), просторечие (речь недостаточно грамотных слоев городского населения), жаргоны (речь отдельных профессиональных, социальных групп с целью языкового обособления) и литературный язык. Литературный (кодифицированный) язык – высшая форма существования русского языка, как и любого национального языка, обеспечивающая географическое (наддиалектное) и историческое (межпоколенческое) единство нации.
Вопросы для контроля знаний теоретического материала.
Таблица 1 План работы студентов на занятии
Литература 1. 2, с. 46 – 56 2. 3, с. 6 – 17 Занятие 2. Проблема экологии языка. Активные процессы в современном русском языке. План занятия.
Цель занятия: студенты должны уметь
Основные понятия. Культура речи – умение говорить и писать правильно, понятно, выразительно. Критерии правильности, понятности, выразительности различаются в разных функциональных сферах использования кодифицированного литературного языка: официально-деловой, научной, публицистической, бытовой коммуникации, художественной литературе. За пределами литературного языка – диалекты, жаргоны, просторечие – сферы ненормированного употребления. Основой культуры речи служит соблюдение норм литературного языка. Кодифицированные нормы едины и обязательны для всех носителей русского языка, устанавливаются специалистами-филологами и фиксируются в справочниках и словарях. В речевой практике образованных носителей языка складываются узуальные нормы, которые могут конкурировать с кодифицированными. Широко распространенные узуальные нормы, не противоречащие духу языка и здоровым тенденциям его развития, могут со временем кодифицироваться. Неологизмы – слова, недавно вошедшие в язык, созданные для обозначения новых предметов, явлений. Фразеологизмы – лексически нечленимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания, которые не создаются в речи, а воспроизводятся в готовом виде. Вопросы для контроля знаний теоретического материала.
Таблица 2 План работы студентов на занятии
Литература 1. 2, с. 40 – 45 2. 3, с. 163 – 187; 142 – 156 Занятие 3. Нормы современного русского литературного языка. План занятия.
Цель занятия: студенты должны уметь
Основные понятия.Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный, этический. Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами. Языковая норма – это совокупность явлений, разрешенных системой языка, отраженных и закрепленных в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех, владеющих литературным языком в определенный период времени. Вопросы для контроля знаний теоретического материала.
Таблица 3 План работы студентов на занятии
Литература 1. 2, с. 71 – 89 2. 3, с. 37 – 53 3. 5, с. 11 - 151 |
Методические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник» Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос... | Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине “Базы данных” в соответствии со стандартом... | ||
Методические указания рпк «Политехник» Выполнение контрольных работ по немецкому языку: Методические указания / Сост. М. Ф. Меренок; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,... | Методические указания рпк «Политехник» Выполнение семестрового задания по иностранному языку: Методические указания / Сост. М. Ф. Меренок, И. В. Алещанова; Е. Г. Кипень;... | ||
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «бухгалтерский учет» Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Бухгалтерский учет» / Сост.: Н. А. Адамов, Г. А. Амучиева; гуу. – М.,... | Методические указания по выполнению реферата рпк «Политехник» Волгоград... Русский язык и культура речи: Методические указания по выполнению реферата / Сост. О. В. Виноградова; Волгоград гос техн ун-т. –... | ||
Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям... Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»... | Курс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | ||
Методические указания по проведению практических занятий и выполнению... Конституционное право: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. С. Г. Негматова;... | Методические указания по проведению практических занятий и выполнению... Правоведение: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. – Р. А. Абдуллаева;... | ||
Методические указания по подготовке и проведению практических занятий... Основы права: Методические указания по подготовке и проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. Р.... | Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История... История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение... | ||
Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной... Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направления 030900. 62 Юриспруденция... | Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам)... Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам) и самостоятельной работе | ||
Библиография Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |