Скачать 149.48 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»Историко-филологический факультет Кафедра истории России УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.08 «Вспомогательные исторические дисциплины» для образовательной программы по специальности 032600 История. Аннотация Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности «История». Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования», специальность 032600 История; «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008 г., № 8, ст. 731), письмом Министерства образования Российской Федерации от 19 мая 2000 г. №14-52-357ин/13, письмом Рособрнадзора от 17 апреля 2006 г. №02-55-77ин/ак, Уставом ТГПУ; «Положением об Учебно-методическом комплексе» (утверждено Ученым Советом ТГПУ 06 ноября 2008 г.), положением «О программах учебных дисциплин» (утверждено Ученым Советом ТГПУ 2011 г.). Составные компоненты учебно-методического комплекса: -аннотация к Учебно-методическому комплексу -рабочая программа по дисциплине, с методическими рекомендациями к изучению дисциплины и материалами, устанавливающими содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций по дисциплине, и содержание, выносимое на итоговую аттестацию (вопросы для самостоятельной работы, вопросы для экзамена) -материалы, определяющие содержание и порядок текущей, промежуточной, итоговой аттестации Автор-составитель учебно-методического комплекса к.и.н.., доцент, кафедры истории России ИФФ ТГПУ Кинёв С.Л. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Рф ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины 032600 ДПП.Ф.08 Вспомогательные исторические дисциплины Томск 2011 1. Цели и задачи дисциплины Цель курса – дать общее представление об основных направлениях и методах критики источника. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Задачи курса предполагают формирование у студентов представления о комплексе дисциплин, позволяющих проводить максимально полное источниковедческое исследование; изложение специфики каждой дисциплины. Студент должен знать основы вспомогательных исторических дисциплин; уметь при помощи полученных знаний осуществлять внешнюю критику источника; понимать комплексный характер и взаимосвязь данных дисциплин. 3. Объём дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4. 1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2 Содержание разделов дисциплины Введение. Тема 1. Палеография Предмет и задачи палеографии. Метод палеографии. Практическая значимость палеографии. История русской палеографии. Изучение письменных памятников. Возникновение славянской письменности. Свидетельства о распространении письменности на Руси. Кириллица и глаголица. Письменность Древней Руси (X – начало XII в.), ее практическая значимость. Ранний и поздний устав. Материал для письма: пергамен и береста. Формат книги. Орудия письма. Украшение рукописей: орнамент, миниатюра, переплет. Формат рукописей. Письмо на Руси периода в XII–XV вв. Бумага. Филиграни, их роль в датировке памятников письменности. Полуустав и скоропись. Украшение рукописей: новое в орнаменте и миниатюре, вязь. Тайнопись. Особенности скорописи XVI в.: варианты написаний букв, лигатура, выносные буквы, сокращения слов. Знаки препинания. Развитие тайнописи. Письмо XVIII в. Реформы Петра I. Гражданский шрифт. Русская бумага. Тема 2. Археография. Предмет и цели археографии. Основные этапы развития дисциплины. Полевая археография, основные направления в работе.. Связь археографии с социальной антропологией и этнографией. Археография и палеография. Тема 3. Дипломатика. Предмет и цели дипломатики. Причины зарождения дисциплины, ее связь с палеографией. Этапы развития дипломатических исследований. Источник – документ – акт: терминология и ее эволюция. Виды формуляров, их компоненты. Проблема терминологии формуляров. Типология актового материала. Основные принципы дипломатического исследования. Тема 4. Метрология Предмет и задачи метрологии. Метод метрологии. Зарождение метрологии и ее практическая значимость. Источники по метрологии. Метрология в Древней Руси. Сведения о древнерусских мерах. Меры длины, меры поверхности, меры сыпучих тел, меры жидкостей, меры веса. Метрология на Руси XII–XV вв. Причины многообразия мер. Новгородская и московская системы мер. Русская метрология XVI–XVII вв. Деятельность правительства по унификации мер в Русском централизованном государстве. Формирование общерусской системы мер. Приемочные и раздаточные меры. Российская метрология XVIII–XX в. Уточнение мер и создание службы надзора. Работа комиссий по метрологии. Десятичная система мер и ее внедрение в России. Тема 5. Хронология Предмет и задачи хронологии. Зарождение и практическая значимость хронологии. Источники по хронологии. Изучение хронологии в России. Единицы счета времени: сутки, месяц, год. Эра: виды эр. Календари: лунный, солнечно-лунный, солнечный. Юлианский и Григорианский календари, задача реформы. Древнерусская (славянская) система счета времени. Названия славянских месяцев и дней недели. Византийская эра «от сотворения мира». Мартовский и сентябрьский год. Индикты. Реформа Петра I. Тема 6. Нумизматика. Цель и предмет дисциплины. Нумизматические источники. Происхождение монеты. Эволюция технологии изготовления металлических денег. Материалы для изготовления монет. Проблема подделки, фальсификации и подражания в монетном деле и в нумизматике. Принципы нумизматического исследования. Тема 7. Геральдика. Цель и предмет дисциплины. Источники по геральдике. Зарождение и развитие геральдики. Основные и дополнительные элементы герба. Основные принципы составления герба. Цветовая гамма герба и графическое изображение цветов, металлов и покрытий. Классификация гербов. Социальные функции герба. Тема 8. Вексиллография. Цель и предмет дисциплины. Зарождение и развитие вексиллографии. Терминология. Классификация объектов исследования. Флаги, знамена и их разновидности (форма, функции). Социальное значение флагов и знамен. Флаговый этикет. Тема 9. Генеалогия. Цель и предмет дисциплины. Методика генеалогического исследования. Типы генеалогических таблиц. Генеалогические предания, их социальное значение, вопрос о степени их достоверности. Генеалогия в России, местничество. Тема 10. Ономастика Предмет и задачи исторической ономастики. Разделы исторической ономастики. Источники по исторической ономастике. Топонимика: закон ряда и принцип относительной негативности. Связь исторической ономастики и лингвистики на примере гидронимики. Этнография и топонимика. Историческая антропонимика. Системы личных имен. Формирование русских имен и фамилий. Взаимосвязь исторической ономастики и социально-политической истории: исторические и социальные явления в антропонимике. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1 Рекомендуемая литература Список основной литературы:
Дополнительная литература:
6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины Учебное пособие: Муравьев А.В. Русская палеография: Учебное пособие. М., 1966.; Леонтьева Г.А. Палеография. Хронология. Археография. Геральдика. Практическое пособие для ВУЗов. М., 2000. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Специализированный класс, проектор, компьютер предусматриваются.
8.1. Методические рекомендации для преподавателя: Подача материала по курсу основана на рассмотрении вспомогательных исторических дисциплин как целостной системы взаимосвязанных элементов. Организационные формы изучения дисциплины: лекции. Форма контроля – зачет. 8.2. Методические рекомендации для студентов: 8.2.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032600 История Программу составил: к. и. н., доцент кафедры истории России ИФФ Кинёв С.Л. Содержание и порядок проведения текущих, промежуточных и итоговых аттестаций по дисциплине
Текущая аттестация проводится в форме контрольной точки по дисциплине. Текущий контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия в следующих формах:
Промежуточная аттестация (зачет) проводятся по данной дисциплине в форме тестирования и других форм контроля. Зачет может быть проведен
Вынесение вопросов по дисциплине на итоговую аттестацию не предусмотрено. |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» Специальность 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция | Программа факультативного курса «Вспомогательные исторические дисциплины»... Курс «Вспомогательные Исторические Дисциплины» реализует межпредметный (история, литература, география, математика) подход к изучению... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» Хисамутдинова Р. Р., д и н., проф., заведующий кафедрой истории и методики преподавания истории и обществознания огпу | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... |