Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины»





Скачать 281.39 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины»
страница1/3
Дата публикации01.08.2015
Размер281.39 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Оренбургский государственный педагогический университет»





Исторический факультет
Кафедра истории России
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Е.Г. Матвиевская/

__________ _____________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки

История

Квалификация выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная
Оренбург

2013 г.


Рецензенты:
Хисамутдинова Р.Р., д.и.н., проф., заведующий кафедрой истории и методики преподавания истории и обществознания ОГПУ
___________ ______________

(дата) (подпись)


Авторы/составители рабочей программы учебной дисциплины:
Матюшко И.В., к.и.н., доц. кафедры истории России ОГПУ
__________ ______________

(дата) (подпись)

Содержание


Пояснительная записка
Вспомогательные (специальные) исторические дисциплины – наименование исторически сложившейся и продолжающей развиваться совокупности (системы) особых научных направлений. В рамках этих научных направлений разрабатываются методики изучения письменных, вещественных, изобразительных исторических источников. Сложившаяся к настоящему моменту система вспомогательных исторических дисциплин – результат развития отечественной исторической науки на протяжении трех столетий. Введение во вспомогательные исторические дисциплины является необходимым для получения профессионального исторического образования. Накопленный опыт каждой из вспомогательных исторических наук обогащает процесс обучения и расширяет возможности исторического познания. Общая трудоемкость составляет 144 часа 4 зачетных единицы. Форма контроля – экзамен.

Преподаватель – к.и.н., доц. кафедры истории России И.В. Матюшко.


  1. Цели и задачи освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины: формирование компетентности бакалавров в методике работы с историческими источниками, с различными слоями информации в них по палеографии, хронологии, исторической географии, геральдике, генеалогии, нумизматике, фалеристике, что способствует проведению научной критики источников.

Задачи дисциплины: дать характеристику изучаемых вспомогательных исторических дисциплин; раскрыть теоретические и методические вопросы, решаемые каждой из вспомогательных исторических дисциплин; учить студентов использовать методы дисциплин с целью анализа исторических источников; подготовить студентов к педагогической и самостоятельной научно-исследовательской деятельности.


  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО


Дисциплина относится к обязательным дисциплинам учебного цикла Б3.В.ОД.7. - Обязательные дисциплины.

Вспомогательные исторические дисциплины – составная часть комплекса гуманитарных дисциплин в системе многоуровневого педагогического образования. Данный курс, в совокупности с другими дисциплинами, предусматривает глубокое изучение социальных наук во взаимосвязи с формированием ценностной ориентации обучаемых, их профессионально-педагогической позиции.


  1. Требования к результатам освоения содержания
    дисциплины



Процесс изучения дисциплины способствует формированию следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6);

- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

в области культурно-просветительской деятельности:

- способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
Студент, изучивший учебный курс «Вспомогательные исторические дисциплины» должен

Знать:

- характеристику изучаемых вспомогательных исторических дисциплин,

- и задачи каждой изучаемой дисциплины,

- предметную область палеографии, хронологии, геральдики, генеалогии, исторической географии, метрологии.

Уметь:

раскрыть теоретические и методические вопросы, решаемые каждой из изучаемых вспомогательных исторических дисциплин;

Владеть:

- чтением документов на уставе, полууставе и скорописи,

- использовать формулы перевода дат с одной системы летоисчисления на другую;

- навыками составления моделей личных, родовых или муниципальных гербов,

- методикой сбора информации и составлением родословных.

Приобрести опыт деятельности:

- учебно-образовательной;

- аналитической;

- научно-исследовательской;

- практической и организационной.


  1. Содержание и структура дисциплины




    1. Содержание разделов дисциплины


К формам текущего контроля отнесены семинарские занятия (СЗ), коллоквиум (К), диспут (Д), контрольный срез (КС), понятийный диктант (ПД), подготовка рефератов (Р), а также работа с текстами (РТ) и творческие проекты (ТП).


раздела

Наименование
раздела


Содержание раздела /наименование занятий

Форма текущего
контроля


1

2

3

4

1

Классификация вид

1. Предмет и задачи вспомогательных исторических дисциплин.

СЗ

2

Палеография

  1. Предмет и задачи палеографии. Методы палеографического анализа.

  2. Возникновение письменности у восточных славян.




СЗ
РТ


3

Виды о рукописях

  1. Филигранология.

  2. Археография.




СЗ

ПД

4

Хронология

1. Предмет и задачи хронологии. Единицы измерения времени. Единицы счета времени: сутки, месяц, год.

2. Типы календарей, виды эр.

3. История и реформы календаря в России.

СЗ

КС

Р

5.

Метрология и нумизматика


  1. Предмет и задачи метрологии. Возникновение и развитие мер в древности: меры и системы мер. Источники по метрологии.

  2. Унификация мер в России в XV – XX веке.

  3. История денежного обращения в России.

СЗ

Д
Р

6

Генеалогия и геральдика

  1. Предмет, задачи генеалогии. Методика сбора материалов для составления родословных.

  2. Генеалогия и личная геральдика.

СЗ
ТП

7.

Историческая география

  1. Предмет и задачи исторической географии. Характеристика основных направлений исторической географии.

  2. Виды исторических карт. Картографический метод. Современные ГИС.

СЗ

ТП



По данным рабочей программы используются такие формы текущего контроля как семинарские занятия (СЗ), рефераты (Р), организовываются диспуты (Д), понятийные диктанты (ПД), контрольные срезы (КС), творческие проекты (ТП) и работы с текстами (РТ).



    1. Структура дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 час.)
Распределение трудоемкости дисциплины


Вид учебной работы

Трудоемкость

зач. ед.

час.

по семестрам

Общая трудоемкость по учебному плану

4

144

144

Аудиторные занятия




72

72

Лекции (Л)




30

30

Семинары (С)




42

42

Самостоятельная работа (СР):




45

45

Реферат (Р)




6

6

Подготовка к семинарскому занятию




30

30

Подготовка к рубежному контролю




9

9

Вид контроля:










экзамен




27

27


Разделы дисциплины и виды занятий


раздела

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеауд.
работа


СР

Л

СЗ

ЛР

1

Классификация вид. Предмет и задачи вид.

9

2

2




5

2

Палеография

18

4

6




8

3

Виды о рукописях

12

4

4




4

4

Хронология

24

6

10




8

5

Метрология и нумизматика

22

6

8




8

6

Генеалогия и геральдика

20

4

8




8

7

Историческая география

12

4

4




4




ИТОГО:

117

30

42




45



    1. Лекции






Раздела

Наименование раздела/наименование лекции

Кол-во часов

1.


Классификация вид




1. Предмет и задачи вспомогательных исторических дисциплин.

2

2

Палеография




  1. Предмет и задачи палеографии. Методы палеографического анализа.

  2. Возникновение письменности у восточных славян

2

2




3

Виды о рукописях




  1. Филигранология

  2. Археография

2

2

4

Хронология




1. Предмет и задачи хронологии.

2. Типы календарей, виды эр.

3. История и реформы календаря в России

2

2

2

5

Метрология и нумизматика

1. Предмет и задачи метрологии. Возникновение и развитие мер в древности: меры и системы мер.

2. Унификация мер в России в XV – XX веке.

3. История денежного обращения в России


2
2

2

6

Генеалогия и геральдика

1.Предмет, задачи генеалогии. Методика сбора материалов для составления родословных.

2. Родословные росписи и родовые гербы


2
2

7

Историческая география

1.Предмет и задачи исторической географии. Характеристика основных направлений исторической географии.

2.Виды исторических карт. Картографический метод. Современные ГИС.


2
2




ИТОГО:

30
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 08 «Вспомогательные исторические дисциплины»
Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности «История»
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» iconПрограмма факультативного курса «Вспомогательные исторические дисциплины»...
Курс «Вспомогательные Исторические Дисциплины» реализует межпредметный (история, литература, география, математика) подход к изучению...
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины»
Специальность 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» iconРешение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января
Цель курса «Вспомогательные исторические дисциплины» заключается в углубленном изучении отдельных сторон исторического процесса,...
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» iconТемы для экзаменационных рефератов по истории России Вспомогательные...
Основные факторы российского исторического процесса в оценке крупнейших оте-чественных исследователей
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» iconИ. В. Сидорова Вспомогательные исторические дисциплины: теория и практика
Обучение этим дисциплинам позволяет познакомить студентов с новейшими технологиями анализа исторических источников, современными...
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
...
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск