Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января





Скачать 194.36 Kb.
НазваниеРешение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января
Дата публикации19.03.2015
Размер194.36 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > История > Решение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Московский государственный гуманитарный университет имени

М.А.Шолохова»


Утверждаю зав. кафедрой

Отечественной истории

Проф. А.И.Юрьев______

Решение заседания

Кафедры Протокол № 5

«20» января 2011 г.
Аннотированная программа дисциплины

«ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

Направление: Педагогическое образование

Профиль: История

Квалификация: бакалавр

Составитель: проф. И.В.Сучков

(должность)

Москва - 2011

Цель курса «Вспомогательные исторические дисциплины» заключается в углубленном изучении отдельных сторон исторического процесса, а также в решении вопросов источ-

никоведческой критики.

Задачи:

  • определить этапы развития отечественной палеографии;

  • выяснить закономерности развития хронологии;

  • показать важность исторической метрологии;

  • отметить связь сфрагистики с другими вспомогательными историческими

дисциплинами;

  • рассмотреть особенности геральдики;

  • исследовать закономерности развития нумизматики;

  • показать значение исторической ономастики;

  • подчеркнуть роль генеалогии в изучении истории.


Объем в ЗЕ: 2

Время изучения: курс 1___ семестр 1__

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

__1.Источниковедение ________________________________________________________

__2.История древнего мира_________________________________________________
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

__1.История России________________________________________________________
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ.

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ.

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

1. Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

2. Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

3. Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

1.Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области.

2.Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий.

3.Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

4.Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии.

5.Подготовка учебно-методической документации по историческим и обществоведческим курсам.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
Инновационные формы учебной работы:

1. Метод анализа ситуаций (кейс-метод).

2. Технология с применением метода проектов.

3. Тренинговая технология.

4. Рефсексивная технология.
Активные методы обучения:

  1. Групповой тренинг.

  2. Решение ситуационных задач.

  3. Деловая игра.

  4. Электронная викторина.


Формы контекстного обучения:

  1. Лекция как форма контекстного обучения.

  2. Деловая игра как форма контекстного обучения.


Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.
2 уровень сложности: Дебаты, дискуссии, выступление на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
3 уровень сложности: Деловая и ролевая игра, например, судебное разбирательство или заседание экспертной группы.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70 % - инструментальный кластер.

Краткое содержание курса
Основные разделы

1.Введение.

2.Палеография.

3.Историческая хронология.

4.Историческая метрология.

5.Сфрагистика.

6.Геральдика.

7.Нумизматика.

8.Историческая ономастика.

9.Генеалогия.
Темы, их краткое описание

1.Вспомогательные исторические дисциплины и их место в исторической науке.

Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Взаимосвязь вспо-

могательных исторических дисциплин и комплексный метод их использования. Их практическое применение в работе с историческим источником: выявление подлинника,

копии, факта подделки, времени, условий, места его составления. Использование материала вспомогательных исторических дисциплин в школьной, музейной, архивной и краеведческой практике.
2.Внешние признаки письменных источников Древней Руси и средневековой России

(11 – 17 вв.).

Характеристика письменности и наиболее известных рукописных памятников Древней Руси. Пергамен. Береста. Характеристика уставного письма. Древнейший устав 11-12 вв. и его особенности. Орудия письма, чернила, краски. Формат и переплет рукописей. Элементы украшения рукописных книг. Древнерусский (старовизантийский) орнамент. Причины вытеснения пергамена бумагой. Водяные бумажные знаки. Поздний устав. Характерные черты полуустава и его разновидности.

Тератологический орнамент. Эволюция полуустава в скоропись. Особенности скорописи 15-17 вв.. Балканский и нововизантийский орнаменты. Миниатура 15-17 вв.

Вязь и ее показатели.
3.Внешние признаки письменных источников России 18 – начала 20 вв.

Характеристика письменности и наиболее распространенных рукописных и печатных источников. Бумага как основной материал для письма. Факторы, оказавшие воздействие на графику скорописи 18-19 вв. Особенности скорописи 18-19 вв. и ее приближение к современному письму. Формирование почерка. Украшения. Художест-

венные стили рококо (сер. 18 в.), Людовика 16 (вторая пол. 18 в.)и ампир ( 19 в. ) в рус-

ском книжном орнаменте. Вытеснение миниатюры гравюрой. Орудия письма. Чернила.
4.История исторической хронологии.

Природные и календарные единицы времени. Понятие календаря. Древнейшие календарные системы. Юлианский и Григорианский календарь. Взаимоотношение

Юлианского и Григорианского календарей. Русская система счета времени. Аграрный календарь славян и названия месяцев. Эра от сотворения мира. Рефермы календарей в России. Методика косвенной датировки. Использование косвенных данных других вспомогательных исторических дисциплин для датировки.
5.Метрология Руси и России в 10 – 17 вв.

Предмет, задачи и метод исторической метрологии. Источники изучения метрологии.

Меры длины, их разновидности и подразделения. Народно-бытовые меры длины. Меры

поверхности (площади). Меры веса и их связь с денежными единицами. Меры объема сыпучих и жидких тел. Разнообразие местных единиц измерения и причины этого явления. Сохранение некоторых общерусских мер. Правительственная политика в области унификации мер в едином Российском государстве и пережитки феодальной раздробленности в системе мер.
6.Метрология России в 18-нач . 20 вв.

Первые попытки организации научного обоснования русских мер во второй четв. 18 в

Указы кон. 18 в. и Закон 1835 г. «О системе российских мер и весов» и перевод русских мер на английскую систему мер. Меры длины: аршин, сажень, верста. Английские заимствования: фут, дюйм, линия, точка. Меры поверхности. Меры сыпучих и жидких тел. Меры веса. Аптекарский вес. Создание международной метрической (десятичной)

Системы во Франции и вопрос о ее введении в России в конце 19 – начале 20 вв. Общая

характеристика метрической системы мер. Международная система единиц измерения.
7.История возникновения сфрагистики.

Предмет, задачи и методы сфрагистики. Связь сфрагистики с другими вспомогатель-

ными историческими дисциплинами. Из истории изучения сфрагистики. Происхожде-

ние печатей. Виды печатей. Матрицы и оттиски. Способы прикрепления печатей к документам.
8.Печати Руси и России в 10 – 17 вв.

Княжеские печати «архаической традиции» и «греко-русского типа». Изображения на печатях. Церковные печати домонгольского периода. Печати должностных лиц.

Новгородские владычные печати% именные и анонимные. Печати новгородских посадников, тысяцких и тиунов. Печати Псковской феодальной республики. Аноним-

ные княжеские печати 12-нач. 14 вв. Княжеские печати 14 – 15 вв. Печати единого Российского государства (15-17 вв.). Большая государственная печать и ее символика. Малая государственная печать. Печати центральных государственных и местных учреждений. Печати должностных лиц. Городские и областные печати.
9.Печати Российской империи 18 – нач. 20 вв.

Государственная печать Петра 1. Регламентирование применения большой, средней и малой государственных печатей в начале 80-х гг. 19 в. Печати центральных и местных учреждений, а также частных лиц.

10.Происхождение гербов.

Предмет, метод и задачи геральдики. Связь геральдики с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Особенности изучения зарубежной и отечественной геральдики. Социальная сущность гербов.
11.Теоретическая геральдика.

Составные части герба: щит, его формы. Деление щита и его цель. Гербовые цвета

( финифти), металлы и меха. Их графическое изображение. Геральдические и негераль-

дические фигуры на щите и их смысл. Дополнительные (необязательные) элементы герба: шлем, короны, нашлемник, мантия, намет, щитодержатели, сень, девиз. Смысл этих фигур. Геральдическая терминология и порядок описания герба. Правила теорети-

ческой геральдики.
12.Государственный герб России, областные и городские гербы.

Происхождение государственного герба России, смысл его символики. Вопрос византийского и западного заимствования двуглавого орла. Возвращение к «старому» Российскому государственному гербу в 1993 г. История возникновения областных и городских гербов.
13.Дворянские гербы России.

Первые упоминания о дворянских гербах в России в конце 17 в. Начало составления частных гербов при Петре 1. Составление «Общего гербовника дворянских родов Российской империи». Классификация дворянских гербов: деление их на три группы. Примеры гербов и их эмблематика. Возрождение дворянских и других гербов в конце 20 в.
14.История изучения нумизматики.

Предмет, задачи и методы нумизматики. Монеты как важнейший исторический источник.. Связь нумизматики с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Классификация и систематизация монет. Монетные каталоги. Коллек-

ции монет. Нумизматические общества. Понятия и термины нумизматики.
15.Монеты и денежное обращение на Руси и в России в 10 – 17 вв.

Возникновение русской денежно-весовой системы. Первые русские монеты. Дискуссионность вопроса о времени и причинах их появления. Внешний вид первых

русских монет. Древнерусская денежная терминология и денежный счет домонгольской Руси. Безмонетный период в истории Руси (12-14 вв.). Возобновление самостоятельной

чеканки монет. Русские монеты 14-15 вв. Техника монетного производства. Главные центры монетного производства. Особенность местных монетных систем. Московский и новгородский денежный счет. Создание предпосылок для единой монетной системы Русского государства в середине 15 в. как результат развития экономических связей.

Реформа 1534 г. Создание единой общегосударственной денежной системы. Реформа в

середине 17 в.
16.Русская монетная система в 18 – 20 вв.

Монетная реформа Петра 1. Монетная система России в послепетровское время. Выпуск бумажных денег во второй половине 18 в. Развитие монетной системы в 19 – нач. 20 вв. Денежная реформа С.Ю.Витте и переход к золотому денежному обращению.

Монеты 20 в. Первый выпуск советских серебряных монет. Денежные реформы начала 20-х гг. и их значение. Монетный металл и изображения на монетах. Денежные реформы в середине 20 в. Монетный металл и изображения на монетах. Юбилейные и памятные монеты. Изменение внешнего вида монет и бумажных денег в 90-х гг. 20 в.
17.История развития исторической ономастики.

Предмет, задачи и метод исторической ономастики. Связь ономастики с другими вспомогательными историческими дисциплинами, историей и социологией. Социальная обусловленность имен собственных. Доономастическое, ономастическое и отономастическое значения. Форманты имен собственных и их изучение.
18.Историческая топонимика, историческая этнонимика и историческая антропонимика

как разделы ономастики.

Предмет и задачи исторической топонимики. Законы ряда и относительной негативности названий. Роль топонимики для изучения этногенеза. Топонимический субстрат. Этимологические типы названий населенных пунктов. Топонимия родного края.

Предмет и задачи исторической этнонимики. Связь топонимики с этнонимикой. Про-

исхождение названий народов России, «ближнего зарубежья» и других стран.

Предмет, задачи и метод исторической антропонимики. Социальная обусловленность личного имени. Системы личных наименований и их изменения. Закон ряда в антропо-

нимике. История русских личных имен. Возникновение фамилий. Разветвление фамилий. Именники разных территориальных и социальных групп.
19.История изучения генеалогии.

Предмет, задачи и метод генеалогии. Связь генеалогии с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Роль генеалогии в изучении политической истории, процессов классообразования и экономики. Значение генеалогии для архивного дела и историко-биографических исследований. Методика генеалогического исследования:

генеалогические таблицы и росписи. Генеалогические источники. Особенности изучения дворянской и недворянской генеалогии.
20.Отечественная генеалогия и система социального этикета.

Рюриковичи, Гедиминовичи и выезжие князья. Старомосковское боярство. Формирование дворянского сословия. Дворянство 16 – 17 вв. Дворянство 18-19 вв.:

потомственное и «выслуженное». Генеалогия посадских людей и купечества. Генеалогия крестьянства. Генеалогия рабочего класса и формирование кадрового пролетариата. Перспективы изучения трудовых династий 20 в.

Чины и награды в Российском государстве 15 – 17 вв. Табель о рангах 1722 г. Разви-

тие системы чинов и званий в дореволюционной России. Сословно-классовый характер

наградной системы в дореволюционной России. Ордена, медали, знаки отличия в царской России. Возникновение и развитие советской наградной системы. Ордена и медали в Российской Федерации в начале 90-х гг. 20 в. – начале 21 в.
Основные понятия: ампир; барокко; вержер; взмет; вязь; признаки рукописей; календарь; герб; гербовники; заставка; концовка; инициал; онома; сфрагис; род; генеалогический счет; пергамент; полуустав; устав; скоропись; графика письма; номизма; титло; филигрань; столбец; штемпель; деэтимологизация имени; формант; субстрат; метрон; сажень; родословные книги.
.
Темы рефератов и контрольных аудиторных работ.


  1. .Роль вспомогательных исторических дисциплин в научной критике источника.

  2. Возникновение и развитие вспомогательных исторических дисциплин.

  3. Современные тенденции развития вспомогательных исторических дисциплин.

  4. Применение вспомогательных исторических дисциплин в историческом исследовании и в работе школьного учителя.

  5. Деятельность Кирилла и Мефодия в 9 в. по созданию славянской азбуки.

  6. Возникновение и эволюция глаголицы и кириллицы.

  7. Эволюция устава в 11-14 вв.

  8. Эволюция скорописи в 15-17 вв.

  9. Эволюция скорописи в 18-19 вв.

  10. Шрифты первопечатных русских книг.

  11. Введение гражданского шрифта в 1708 г. и дальнейшее развитие русской графики.

  12. Реформа русского правописания 1918 г. и ее влияние на развитие графики.

  13. История развития орнамента в рукописных источниках 13-15 вв. (16-17 вв.,

18-19 вв.).

14. Практическое использование данных палеографии.

15. Возникновение учета времени.

16. Счет времени у восточных славян.

17.Связь восточнославянского календаря с потребностями хозяйственной жизни и обрядами языческой религии.

18. Введение на Руси византийской системы летосчисления.

19. Календарная реформа Петра I.

20. Введение в Советской России Григорианского календаря.

21. Начальный период составления гербов дворянских родов в России (кон. 17 – первая четв. 18 в.в.)

22. Составление гербов дворянских родов в России в 40-х – 90-х годах 18 в.

23. История герба Москвы.

24. История герба Ст.-Петербурга.

25. История герба Ярославля (любого другого российского города).

Вопросы к экзамену
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ (лекционные) вопросы.
1.Предмет, задачи и метод палеографии.

2.Внешние признаки рукописных источников Древней Руси (материал для письма, графика, чернила).

3.Внешние признаки рукописных источников Древней Руси (орудия письма, украшения

рукописей, их формат).

4.Внешние признаки письменных источников второй трети 12-конца 15 вв. (материал для

письма, графика).

5.Внешние признаки письменных источников второй трети 12-конца 15 вв. (украшения

рукописей).

6.Внешние признаки рукописных источников русского государства конца 15-17 вв.

(материал для письма, графика).

7.Внешние признаки рукописных источников русского государства конца 15-17 вв.

(украшения рукописей, чернила, переплет, формат).

8.Внешние признаки рукописей 18-19 вв. (материал для письма).

9.Внешние признаки рукописей 18-19 вв. (графика).

10.Внешние признаки рукописей 18-19 вв. (украшения рукописей, их формат, орудия для письма, чернила).

11.Природные и календарные единицы измерения.

12.Юлианский и Григорианский календари.

13.развитие системы счета времени в России.

14.Перевод дат с Юлианского на Григорианский календарь.

15.Методика косвенной датировки.

16.Происхождение гербов.

17.Теоретическая геральдика.

18.Государственные гербы.

19.Областные и городские гербы.

20.Дворянские гербы.

21.Предмет и задачи исторической ономастики.

22.Историческая топонимика.

23.Этнонимика.

24.Историческая антропонимика.

25.Предмет и задачи генеалогии.

26.Методика генеалогического исследования.

27.Русская генеалогия.

28.Система социального этикета.
ПРАКТИЧЕСКИЕ (вторые) вопросы билетов.
1-й вариант: а) дать анализ одного из представленных дворянских гербов;

б) перевести дату с Юлианского на Григорианский календарь
2-й вариант: а) дать анализ одного из представленных дворянских гербов;

б) дать определение одного из следующих терминов:

пергамен, устав, полуустав, скоропись, титло, заставка, концовка,

колофон, полевой цветок, инициал, филигрань, пантюзо, вержер,

вязь, календарь, лигатура, взмет, гербовники, герольд.


Распределение часов курса по разделам и видам работ (1-й семестр)

№ Наименование

разделов



Всего часов

Аудиторные

Занятия:

лекции

Аудиторные

Занятия:

семинары

Самостоятельная

работа

студентов

1.Введение

6

2




4

2.Палеография

10

4

2

4

3.Историческая

хронология

8

2

2

4

4.Историческая

метрология

6

2



4

5.Сфрагистика

8

2

2

4

6.Геральдика

10

4

2

4

7.Нумизматика

8

2

2

4

8.Историческая

ономастика

8

2

2

4

9.Генеалогия

8

2

2

4











ИТОГО:



72


22


14



36










































































Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.Рекомендуемая литература (основная).
Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. М., 2000.

Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. Палеография, метрология, хронология, геральдика, нумизматика, ономастика, генеалогия. М., 1994.

Петрова Н.Г. Введение в историю. Клио и ее чудесная свита. М., 1998.

Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность.

М., 2003.

Щепкин В.Н. Русская палеография. М., 1999.
2.Рекомендуемая литература (дополнительная).
Аксенов А.И. Очерки генеалогии уездного купечества 18 в. М., 1993.

Бычкова М.Е., Смирнов М.И. Генеалогия в России: история и перспективы. М., 2004.

Бурков В.Г. Фалеристика. Учебное пособие. М., 2000.

Веселовский С.Б. Ономастикон: древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974.

Гербы городов России. М., 1998.

Гербы подмосковных городов. М., 1997.

Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. Учебное пособие. М., 2000.

Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1974.

Зварич В.В. Нумизматический словарь. Львов, 1978.

История книги в России С.Ф.Либровича. М., 2000.

Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.

Клепиков С.А. Филиграни на бумаге русского производства 18 – начала 20 в. М., 1978.

Нумизматический сборник 1998 г. К 80- летию В.М.Потина. СПб.; М., 1998.

Официальные символы Подмосковья. М., 2003.

Руа Ж.Ж., Мишо Ж.Ф. История рыцарства. М., 2008.

Силаев А.Г. Истоки русской геральдики.М., 2003.

Символика Москвы. М., 2003.

Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. М., 2005.

Соболева Н.А. Российская областная и городская геральдика 18 – 19 вв. М., 1981.

Старк В.П. Дворянская семья. Из истории дворянских фамилий России. СПб., 2000.

Черепнин Л.В. Русская палеография и другие вспомогательные исторические дисципли-

ны // Проблемы палеографии и кодикологии. М., 1974.

Шокарев С.Ю. Знаменитые российские фамилии. М., 2004.

Шпаковский В.О. Рыцари средневековья. 5 – 17 вв. М., 1997.

Он же. Рыцари Востока. М., 2002.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей
При обучении по направлению бакалавриата дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» изучается на первом курсе и включает все базовые системообразующие вопросы истории, поэтому при изучении данной дисциплины особенно важно обеспечить достижение студентом понимания всех ключевых теоретических вопросов и овладения основными методами решения задач.

Кроме общенаучных методов наблюдения и описания, обобщения и логического анализа, в учебном процессе необходимо использовать и специальные методы – социологический, сравнительно-исторический и формально-логический.

  • Социологический метод исследует исторический процесс на основе конкретных социальных знаний.

  • Сравнительно-исторический метод ориентирован на научное объяснение уже найденных исторических фактов.

  • Формально-логический метод незаменим при установлении логики в исторических процессах, поисках исторических закономерностей.


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов
Основной формой работы студента является работа на лекции, изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на практических и семинарских занятиях. Но для успешной деятельности, ее интенсификации необходимо учитывать следующие субъективные факторы:

  1. Необходимо знание школьного программного материала, наличие прочной системы знаний, требуемой для усвоения основных вузовских курсов.

  2. Наличие умений, навыков умственного труда.

  3. Учет специфики познавательных психических процессов: внимание, память, речь, наблюдательность, интеллект и мышление.

  4. Хорошая работоспособность, которая обеспечивается нормальным физическим состоянием.

  5. Соответствие избранной деятельности профессии, индивидуальным способностям.

  6. Овладение оптимальным стилем работы, обеспечивающим успех в творческой деятельности.

  7. Уровень требований к себе, определяемый сложившейся самооценкой. Адекватная оценка знаний, достоинств, недостатков – важная составляющая самоорганизации человека.


__________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января iconРешение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января iconРешение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января iconРешение заседания кафедры Протокол №6 «16» января 2012 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января iconРешение заседания кафедры Протокол №6 «16» января 2012 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января iconРешение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г. Аннотированная...
Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного...
Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск