Скачать 136.85 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой ____________________ проф. И.Г. Жиряков Решение заседания кафедры Протокол № _5_ «20» января 2011г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля «Культура античного мира» Направление: педагогическое образование. Профиль: История. Квалификация: бакалавр. Составители: Калмыков В.С.______________________ (должность) доцент. Москва-2011 Цель: изучения дисциплины «Культура античного мира» состоит в том, чтобы: дать студентам целостное представление о зарождении и развитии культуры Древних Греции и Рима ,стимулировать научное мышление студентов, обучить их самостоятельной работе с историческими документами; подготовить студентов к дальнейшей преподавательской деятельности в учреждениях среднего и среднего специального образования. Задачи: изучения дисциплины «Культура античного мира» следующие:
Объем в ЗЕ: ____________4____________________________ Время изучения: курс___1_________семестр____1,2_____________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: 1. История Древнего Мира._ Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
Групповая принадлежность ОМ: /профессиональный ОМ . Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный/мировоззренческий ОМ. /инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Инновационные формы учебной работы:
Активные методы обучения:
Формы контекстного обучения:
(использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения) Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: Тесты с закрытой /с однозначным и многозначным выбором ответа/ и открытой формой задания; тесты на соответствие. 2 уровень сложности: Дебаты , дискуссии, выступление на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс. Защита реферата и курсовой работы. 3 уровень сложности: Деловая и ролевая игра, например судебное разбирательство или заседание экспертной группы. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 50/50 % - инструментальный кластер Тема 1. Античность как тип культуры. Понятие «античная цивилизация» и особенности пути развития древних обществ. Гражданская община как основа античной цивилизации. Древняя Греция и Рим как ее очаги. Географические и хронологические рамки античной цивилизации. Исторические источники по изучения античной культуры. Характер источников. Продолжительность лекции 2 часа. Тема 2. Крито-Микенская эпоха и ее культура. Археологические открытия 19-20 вв. в Малой Азии, Балканской Греции и на Крите. Роль Генриха Шлимана и Артура Эванса в открытии Критской и Микенской цивилизаций. Древний Крит. Источники. Греческие мифы Критского цикла. Критская письменность: иероглифы и линейное письмо А. Проблема этнической принадлежности населения Крита. Дворцовые комплексы и их архитектура. Критское искусство и его художественные особенности. Реконструкция критских культов и особенности религии Крита. Природная катастрофа на острове Фера /Санторин/ и упадок критской цивилизации. Балканская Греция в 3 тыс. до н.э. Проникновение с севера ахейских и ионийских племен. Ахейские и ионийские города во 2 тыс. до н.э.: Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины. Появление письменности: линейное письмо Б и его дешифровка. Изобразительное искусство микенской эпохи и его особенности. Архитектура дворцовых комплексов и уровень развития ремесла. Упадок ахейских государств, разрушение дворцов ,регресс в хозяйстве и потеря письменности. Продолжительность лекции 6 часов. Тема 3. Культура Древней Греции «гомеровского» и «архаического» периодов. Проблема поэм Гомера как исторических источников. Археологические данные. Упадок хозяйства и роль микенского наследия. Героические мифы как форма компенсаторного творчества в условиях общего упадка Греции. Олимпийская религия и пантеон богов. Космогония греков. Человек и боги. Поэмы Гесиода. Появление новой греческой письменности: заимствование алфавита и его совершенствование, введение обозначения гласных звуков. Понятие эллинской общности. Соревновательный характер греческой культуры. Олимпийские, Пифийские, Истмийские игры и их общегреческое значение. Авторская литература / поэзия и басня /. Творчество Архилоха, Анакреонта и Алкея. Басни Эзопа. Зарождение философии и ионийская школа натурфилософов. Каменное строительство и греческая архитектура. Образ человека в изобразительном искусстве архаического периода. Продолжительность лекции 6 часов. Тема 4. Культура Греции «классического» периода. Предпосылки развития греческой культуры «классического» периода. Афины-культурный центр Греции. Образование и воспитание в афинском полисе. Школы и гимнасии. Историки «классического» периода- Геродот, Фукидид. Театр в Афинах. Творчество Эсхила, Софокла и Еврипида. Греческая трагедия. Комедии Аристофана, как отражение повседневной жизни. Религиозные празднества. Частные религиозные союзы и мистерии. Строительство Акрополя. Образ человека в изобразительном искусстве. Творчество Фидия, Мирона и Поликлета. Философские учения рубежа 5-4 вв. до н.э. Философия софистов. Сократ и судебный процесс над ним. Философское учение Демокрита. Платон и его идеалистическая теория. Политическая утопия. Философская школа Аристотеля. Эволюция образа человека в изобразительном искусстве. Творчество Праксителя, Скопаса и Лисиппа. Продолжительность лекции 6 часов. Тема 5. Эллинистическая культура. Понятие «эллинизм» в современной исторической науке. Географические и хронологические рамки. Взаимодействие греков и восточных народов в создании культурных ценностей. Религиозные верования- распространение культов восточных божеств и религиозный синкретизм. Тенденция к универсализации образа божества. Частные религиозные союзы. Царский культ и его особенности. Повседневная жизнь в городах. Образование и его распространение. Особенности восприятия мира и человека: космополитизм, индивидуализм, идеи равенства людей независимо от этнической и социальной принадлежности. Философские системы- стоицизм, эпикурейство и кинизм. Успехи естествознания и точных наук. Систематизация научных знаний. Роль Александрийской и Пергамской библиотек. Изобретение пергамента. Военное дело в эллинистических государствах. Развитие кораблестроения и расширение географических знаний. Историческая мысль. Историки Полибий, Аппиан и Диодор. Социальная утопия. «Новая» комедия Менандра. Элитарная и народная художественная культура. Человек и природа в эллинистической поэзии. Образ человека в эллинистическом искусстве, утрата героических черт. Изображение женщин и детей, терракотовые статуэтки, как отражение вкусов массы городского населения. Продолжительность лекции 6 часов. Тема 6. Римская культура «царского» периода и ранней республики. Исторические условия развития римской культуры, влияние культуры этрусков, греков и эллинистических стран. Основные черты идеологии римского гражданства. Особенности римской религии и мифологии. Гражданский характер религиозных празднеств и театральных представлений. Римский театр и его отличие от греческого. Латинская письменность и римские школы. Римское законодательство и развитие юриспруденции. Римская литература 3-2 вв. до н.э. Творчество Ливия Андроника, Невия и Энния. Римская комедия и творчество Тита Макция Плавта. Римская архитектура и строительство. Римское изобразительное искусство. Скульптура и римский портрет. Продолжительность лекции 6 часов. Тема 7. Римская культура поздней республики и периода принципата. Исторические условия развития культуры. Восточные и эллинистические влияния. Распространение греко-римской культуры в провинциях. Римская литература: Лукреций, Катулл и Вергилий. Творчество и ораторское искусство Цицерона. Поэзия «золотого века». Творчество Овидия, Лукана, Марциала и Ювенала. Римская историческая проза: Тит Ливий и Корнелий Тацит. Расцвет стоической философии. Творчество Сенеки и императора Марка Аврелия. Римская архитектура. Город Рим как центр культуры. Городская материальная культура. Помпеи и Геркуланум. Римское искусство. Роспись, мозаика и скульптурный портрет. Система воспитания и образования. Просвещение и наука. Развитие естественных наук и географии. Римская императорская армия. Продолжительность лекции 6 часов. Тема 8. Римская культура поздней империи /период домината. Исторические условия развития культуры. Литература и исторические сочинения. Творчество поэтов Авсония и Клавдиана. Аммиан Марцеллин, как последний римский историк. Развитие жанра литературного романа. Систематизация права. Позднеантичная философия. Распространение стоицизма среди элиты римского общества. Философская школа скептиков Секста Эмпирика. Философия гностицизма и герметизма. Учение Плотина и неоплатоники. Культ Митры и религия митраизма, как соперник христианства. Изобразительное искусство и архитектура. Упадок художественного вкуса. Упадок просвещения и науки. Разложение и варваризация римской армии. Продолжительность лекции 6 часов. Тема 9. Быт и нравы Древней Греции. Географическая и экономическая структура Греции. Природа и человек. Стихийные бедствия и катастрофы. Скотоводство и охота в Греции. Коммуникации, связь и путешествия. Платежные средства и монетная система. Заработная плата в Афинах при Перикле и цены на товары. Календарь и часы. В греческой семье: заключение брака и положение женщины. Повседневная жизнь афинского гражданина. Греки среди книг. Греки за столом. Мода и одежда. Отдых и развлечения, свободное время у греков. Последнее прощание. Продолжительность лекции 4 часа. Тема 10. Быт и нравы Древнего Рима. Экономическая структура Римской империи. Природа и человек. Скотоводство и охота в Риме. Стихийные бедствия и катастрофы. Коммуникации, связь и путешествия. Платежные средства и монетная система. Заработная плата и цены на товары. Календарь и часы. Римская семья: заключение брака и положение женщины. Повседневная жизнь легионеров и горожан. Римляне среди книг. Римляне за столом. Отдых и развлечения в Риме. Гладиаторские бои и быт гладиаторов. Мода и одежда в Риме. Последнее прощание. Продолжительность лекции 4 часа. Тема 11. Христианство и античная культура. Исторические условия и предпосылки возникновения христианства. Раннехристианские общины, районы их распространения и социальный состав. Апостол Павел. Эволюция христианской идеологии и организации. Позднеантичная философия и христианская литература. Христианское искусство. Борьба течений внутри христианства и гностицизм. Влияние античной культуры на христианских писателей. Смена античной культуры христианской, значение античной культуры. Продолжительность лекции 4 часа. Основные понятия. Агора- рыночная площадь в городах Греции. Акрополь -укрепленная, возвышенная часть древнегреческого города. Амфитеатр- в Древнем Риме круглое или овальное сооружение для гладиаторских боев и других зрелищ. Амфора- сосуд для хранения масла и вина. Архонт- правитель в Древних Афинах. Базилика- торговый или судебный зал в Древнем Риме. Гладиаторы- бойцы, сражавшиеся на потеху зрителям в Древнем Риме. Глиптика- искусство художественной резьбы на твердых и ценных породах камня. Империй- высшая военная и гражданская власть в Древнем Риме. Инсула- в Древнем Риме многоэтажный жилой дом. Киники- сократическая школа философии. Комедия- театральное зрелище, возникла из различных форм народных увеселений. Кора- современное обозначение архаических скульптурных изображений девических фигур. Ксоан- деревянные изображения божества в древнейший период греческого искусства. Курос- статуя юноши-атлета в искусстве архаики. Наос- основное помещение греческого храма. Полис- город-государство и совокупность граждан в Греции. Портик- галерея с колоннами или столбами, завершенная фронтоном. Пропилеи- в греческой архитектуре обозначение монументальных ворот. Стоя- греко-римская философская школа. Стратег- должность в Афинах. Термы- общественные бани в античности. Трагедия- театральное зрелище, получило развитие в Аттике в виде драматического представления. Терракота- глиняные и обожженные в печах изделия. Форум- рыночная площадь в Риме и других городах. Эфебы- афинские юноши, проходящие военную подготовку. Темы контрольных/курсовых. 1/Комедии Аристофана как отражение повседневной жизни в Афинах. 2/Философия и личность Сократа. 3/Культура эллинистического Египта. 4/Греческий театр в классический период. 5/Зрелища и развлечения в Древнем Риме. 6/Образование и воспитание в Афинах. 7/Комедия в Древнем Риме. 8/Римский скульптурный портрет. 9/Архитектура в Древней Греции. 10/Религия в Древней Греции. 11/Религиозные праздники в Древнем Риме. 12/Философия стоицизма в период принципата. 13/Семейные отношения в Древней Греции. 14/Образование и воспитание в Древнем Риме. Темы дипломных работ. 1/Социальная проблематика в комедиях Плавта. 2/Марк Аврелий как император и философ. 2/Идеи пантеизма в греческой религии. 3/Император Юлиан Отступник и его религиозная реформа. 4/Раннехристианские писатели и античная литература. 5/Эллинистическая комедия как отражение повседневной жизни. 6/Гладиаторские бои и римское общество. 7/Идеальное государство Платона и кризис греческих полисов. 8/Философия стоицизма как образец гражданской позиции. 9/Сенека и его нравственная философия. 10/Скульптура и живопись эллинизма, как отражение реальной жизни. 11/Позднеантичная литература, как отражение взглядов римской элиты. 12/Греческие трагедии и проблема свободы человеческой личности. Вопросы к экзамену. 1/Открытие критской цивилизации и ее культура. 2/Открытие микенской цивилизации и ее культура. 3/Религия и эпос Древней Греции в архаическую эпоху. 4/Греческая поэзия в архаический период. 5/Философские школы архаического периода. 6/Архитектурные стили в Древней Греции. 7/Религиозные праздники и игры в Древней Греции. 8/Греческий театр и литература в классический период. 9/Изобразительное искусство Греции классического периода. 10/Философские школы Греции классического периода. 11/Изобразительное искусство эллинистического периода. 12/Философия в эпоху эллинизма. Основные философские школы. 13/Театр и литература в эллинистический период. 14/Наука и научные знания в Древней Греции. 15/Семья и быт в Древней Греции. 16/Религия Древнего Рима в период Республики. 17/Римская литература и поэзия в республиканский период. 18/Римская архитектура и ее развитие. 19/Римское изобразительное искусство в республиканский период. 20/Материальная культура Римской империи 1-3 веков. 21/Римское законодательство. 22/Изобразительное искусство Римской империи 1-4 веков. 23/Просвещение и наука в Римской империи. 24/Литература и театр в Римской империи 1-4 веков. 25/Семья и быт в Древнем Риме. 26/Философские учения в Римской империи 1-4 веков. 27/Военное дело в Римской империи 1-3 веков. 28/Праздники и зрелища в Древнем Риме. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература. Основная литература. 1/ История Древней Греции./ Под ред. В.И. Кузищина.М., 2009. 2/ История Древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2007. 3/История Древнего Мира: Ч.2 Греция и Рим/Под ред. А.Г. Бокщанина. М., 2007. 4/ Немировский А.И. История Древнего Мира. Античность. М., 2007. Дополнительная литература. 1/ Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990. 2/ Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. Спб., 1998. 3/ Античная культура./ Под ред. В.Н. Ярхо. М., 1995. 4/ Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. 5/ Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 2006. 6/ Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Спб., 1995. 7/ Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Спб., 1996. 8/ Грант М. Цивилизация Древнего Рима. М., 2003. 9/Залюбовина Г.Т. Идеи пантеизма в архаическом мировоззрении древних эллинов. М., 1993. 10/ История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. М.,2009. 11/ Каллистов Д.П. Античный театр. М., 1970. 12/ Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1992. 13/ Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. 14/ Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.,1995. 15/ Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М.,1996. 16/ Полевой В.М. Искусство Греции. Древний Мир. М.,1970. 17/ Романовский И.Д. Античная наука. М.,1980. 18/ Сергеенко М.Е. Жизнь в Древнем Риме. Спб.,2000. 19/Соболевский С.И. Аристофан и его время. М.,1957. 20/Ярхо В.Н. Древнегреческая литература. Эпос. Ранняя лирика. М.,2001. 21/ Ярхо В.Н. Менандр: у истоков европейской комедии. М.,2004 |
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г. Аннотированная... Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного... | ||
Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января Цель курса «Вспомогательные исторические дисциплины» заключается в углубленном изучении отдельных сторон исторического процесса,... | Решение заседания кафедры Протокол №6 «16» января 2012 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол № «29» сентября 2011г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №6 «16» января 2012 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №2 «24» октября 2011г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |