Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г





Скачать 136.85 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г
Дата публикации27.01.2015
Размер136.85 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Культура > Решение
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

____________________

проф. И.Г. Жиряков

Решение заседания

кафедры Протокол № _5_

«20» января 2011г.

Аннотированная программа дисциплины/ модуля

«Культура античного мира»

Направление: педагогическое образование.

Профиль: История.

Квалификация: бакалавр.

Составители: Калмыков В.С.______________________

(должность) доцент.

Москва-2011

Цель: изучения дисциплины «Культура античного мира» состоит в том, чтобы: дать студентам целостное представление о зарождении и развитии культуры Древних Греции и Рима ,стимулировать научное мышление студентов, обучить их самостоятельной работе с историческими документами; подготовить студентов к дальнейшей преподавательской деятельности в учреждениях среднего и среднего специального образования.

Задачи: изучения дисциплины «Культура античного мира» следующие:

  1. Рассмотреть процессы, развития культуры античного мира, также сопоставить особенности культурного развития Греции и Рима.

  2. Дать сравнительную характеристику изобразительного искусства, литературы, архитектуры Древних Греции и Рима. Сравнить философские, и религиозные учения.

  3. Рассмотреть проблемы развития культуры античного мира и ее взаимодействие с ранним христианством. 

Объем в ЗЕ: ____________4____________________________

Время изучения: курс___1_________семестр____1,2_____________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

1. История Древнего Мира._

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

  1. История средних веков.

  2. История раннего христианства.

Групповая принадлежность ОМ: /профессиональный ОМ .

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный/мировоззренческий ОМ.

/инструментальный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

  1. Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

  2. Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

  3. Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  1. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области.

  2. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий.

  3. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

  4. Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии.

  5. Подготовка учебно-методической документации по историческим и обществоведческим курсам.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Инновационные формы учебной работы:

  1. Метод анализа ситуаций /кейс-метод/.

  2. Технология с применением метода проектов.

  3. Тренинговая технология.

  4. Рефлексивная технология.

Активные методы обучения:

  1. Групповой тренинг.

  2. Решение ситуационных задач.

  3. Деловая игра.

  4. Электронная викторина.

Формы контекстного обучения:

  1. Лекция как форма контекстного обучения.

  2. Деловая игра как форма контекстного обучения.

(использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения)

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: Тесты с закрытой /с однозначным и многозначным выбором ответа/ и открытой формой задания; тесты на соответствие.

2 уровень сложности: Дебаты , дискуссии, выступление на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс. Защита реферата и курсовой работы.

3 уровень сложности: Деловая и ролевая игра, например судебное разбирательство или заседание экспертной группы.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - инструментальный кластер

Тема 1.

Античность как тип культуры.

Понятие «античная цивилизация» и особенности пути развития древних обществ. Гражданская община как основа античной цивилизации. Древняя Греция и Рим как ее очаги. Географические и хронологические рамки античной цивилизации. Исторические источники по изучения античной культуры. Характер источников. Продолжительность лекции 2 часа.
Тема 2.

Крито-Микенская эпоха и ее культура.

Археологические открытия 19-20 вв. в Малой Азии, Балканской Греции и на Крите. Роль Генриха Шлимана и Артура Эванса в открытии Критской и Микенской цивилизаций. Древний Крит. Источники. Греческие мифы Критского цикла. Критская письменность: иероглифы и линейное письмо А. Проблема этнической принадлежности населения Крита. Дворцовые комплексы и их архитектура. Критское искусство и его художественные особенности. Реконструкция критских культов и особенности религии Крита. Природная катастрофа на острове Фера /Санторин/ и упадок критской цивилизации.

Балканская Греция в 3 тыс. до н.э. Проникновение с севера ахейских и ионийских племен. Ахейские и ионийские города во 2 тыс. до н.э.: Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины. Появление письменности: линейное письмо Б и его дешифровка. Изобразительное искусство микенской эпохи и его особенности. Архитектура дворцовых комплексов и уровень развития ремесла. Упадок ахейских государств, разрушение дворцов ,регресс в хозяйстве и потеря письменности. Продолжительность лекции 6 часов.


Тема 3.

Культура Древней Греции «гомеровского» и «архаического» периодов.

Проблема поэм Гомера как исторических источников. Археологические данные. Упадок хозяйства и роль микенского наследия. Героические мифы как форма компенсаторного творчества в условиях общего упадка Греции. Олимпийская религия и пантеон богов. Космогония греков. Человек и боги. Поэмы Гесиода. Появление новой греческой письменности: заимствование алфавита и его совершенствование, введение обозначения гласных звуков.

Понятие эллинской общности. Соревновательный характер греческой культуры. Олимпийские, Пифийские, Истмийские игры и их общегреческое значение. Авторская литература / поэзия и басня /. Творчество Архилоха, Анакреонта и Алкея. Басни Эзопа. Зарождение философии и ионийская школа натурфилософов. Каменное строительство и греческая архитектура. Образ человека в изобразительном искусстве архаического периода.

Продолжительность лекции 6 часов.
Тема 4.

Культура Греции «классического» периода.

Предпосылки развития греческой культуры «классического» периода. Афины-культурный центр Греции. Образование и воспитание в афинском полисе. Школы и гимнасии. Историки «классического» периода- Геродот, Фукидид. Театр в Афинах. Творчество Эсхила, Софокла и Еврипида. Греческая трагедия.

Комедии Аристофана, как отражение повседневной жизни. Религиозные празднества. Частные религиозные союзы и мистерии. Строительство Акрополя. Образ человека в изобразительном искусстве. Творчество Фидия, Мирона и Поликлета.

Философские учения рубежа 5-4 вв. до н.э. Философия софистов. Сократ и судебный процесс над ним. Философское учение Демокрита. Платон и его идеалистическая теория. Политическая утопия. Философская школа Аристотеля. Эволюция образа человека в изобразительном искусстве. Творчество Праксителя, Скопаса и Лисиппа. Продолжительность лекции 6 часов.
Тема 5.

Эллинистическая культура.

Понятие «эллинизм» в современной исторической науке. Географические и хронологические рамки. Взаимодействие греков и восточных народов в создании культурных ценностей. Религиозные верования- распространение культов восточных божеств и религиозный синкретизм. Тенденция к универсализации образа божества. Частные религиозные союзы. Царский культ и его особенности.

Повседневная жизнь в городах. Образование и его распространение. Особенности восприятия мира и человека: космополитизм, индивидуализм, идеи равенства людей независимо от этнической и социальной принадлежности. Философские системы- стоицизм, эпикурейство и кинизм.

Успехи естествознания и точных наук. Систематизация научных знаний. Роль Александрийской и Пергамской библиотек. Изобретение пергамента. Военное дело в эллинистических государствах. Развитие кораблестроения и расширение географических знаний. Историческая мысль. Историки Полибий, Аппиан и Диодор. Социальная утопия. «Новая» комедия Менандра. Элитарная и народная художественная культура. Человек и природа в эллинистической поэзии. Образ человека в эллинистическом искусстве, утрата героических черт.

Изображение женщин и детей, терракотовые статуэтки, как отражение вкусов массы городского населения. Продолжительность лекции 6 часов.

Тема 6.

Римская культура «царского» периода и ранней республики.

Исторические условия развития римской культуры, влияние культуры этрусков, греков и эллинистических стран. Основные черты идеологии римского гражданства. Особенности римской религии и мифологии. Гражданский характер религиозных празднеств и театральных представлений. Римский театр и его отличие от греческого. Латинская письменность и римские школы. Римское законодательство и развитие юриспруденции. Римская литература 3-2 вв. до н.э. Творчество Ливия Андроника, Невия и Энния.

Римская комедия и творчество Тита Макция Плавта. Римская архитектура и строительство. Римское изобразительное искусство. Скульптура и римский портрет. Продолжительность лекции 6 часов.
Тема 7.

Римская культура поздней республики и периода принципата.

Исторические условия развития культуры. Восточные и эллинистические влияния. Распространение греко-римской культуры в провинциях. Римская литература: Лукреций, Катулл и Вергилий. Творчество и ораторское искусство Цицерона. Поэзия «золотого века». Творчество Овидия, Лукана, Марциала и Ювенала. Римская историческая проза: Тит Ливий и Корнелий Тацит. Расцвет стоической философии. Творчество Сенеки и императора Марка Аврелия. Римская архитектура. Город Рим как центр культуры. Городская материальная культура. Помпеи и Геркуланум. Римское искусство. Роспись, мозаика и скульптурный портрет. Система воспитания и образования. Просвещение и наука. Развитие естественных наук и географии. Римская императорская армия.

Продолжительность лекции 6 часов.

Тема 8.

Римская культура поздней империи /период домината.

Исторические условия развития культуры. Литература и исторические сочинения. Творчество поэтов Авсония и Клавдиана. Аммиан Марцеллин, как последний римский историк. Развитие жанра литературного романа. Систематизация права. Позднеантичная философия. Распространение стоицизма среди элиты римского общества. Философская школа скептиков Секста Эмпирика. Философия гностицизма и герметизма. Учение Плотина и неоплатоники. Культ Митры и религия митраизма, как соперник христианства.

Изобразительное искусство и архитектура. Упадок художественного вкуса.

Упадок просвещения и науки. Разложение и варваризация римской армии.

Продолжительность лекции 6 часов.
Тема 9.

Быт и нравы Древней Греции.

Географическая и экономическая структура Греции. Природа и человек. Стихийные бедствия и катастрофы. Скотоводство и охота в Греции. Коммуникации, связь и путешествия. Платежные средства и монетная система.

Заработная плата в Афинах при Перикле и цены на товары. Календарь и часы. В греческой семье: заключение брака и положение женщины. Повседневная жизнь афинского гражданина. Греки среди книг. Греки за столом. Мода и одежда. Отдых и развлечения, свободное время у греков. Последнее прощание.

Продолжительность лекции 4 часа.
Тема 10.

Быт и нравы Древнего Рима.

Экономическая структура Римской империи. Природа и человек. Скотоводство и охота в Риме. Стихийные бедствия и катастрофы. Коммуникации, связь и путешествия. Платежные средства и монетная система. Заработная плата и цены на товары. Календарь и часы. Римская семья: заключение брака и положение женщины. Повседневная жизнь легионеров и горожан. Римляне среди книг. Римляне за столом. Отдых и развлечения в Риме. Гладиаторские бои и быт гладиаторов. Мода и одежда в Риме. Последнее прощание.

Продолжительность лекции 4 часа.

Тема 11.

Христианство и античная культура.

Исторические условия и предпосылки возникновения христианства. Раннехристианские общины, районы их распространения и социальный состав.

Апостол Павел. Эволюция христианской идеологии и организации. Позднеантичная философия и христианская литература. Христианское искусство. Борьба течений внутри христианства и гностицизм. Влияние античной культуры на христианских писателей. Смена античной культуры христианской, значение античной культуры. Продолжительность лекции 4 часа.

Основные понятия.

Агора- рыночная площадь в городах Греции.

Акрополь -укрепленная, возвышенная часть древнегреческого города.

Амфитеатр- в Древнем Риме круглое или овальное сооружение для гладиаторских боев и других зрелищ.

Амфора- сосуд для хранения масла и вина.

Архонт- правитель в Древних Афинах.

Базилика- торговый или судебный зал в Древнем Риме.

Гладиаторы- бойцы, сражавшиеся на потеху зрителям в Древнем Риме.

Глиптика- искусство художественной резьбы на твердых и ценных породах камня.

Империй- высшая военная и гражданская власть в Древнем Риме.

Инсула- в Древнем Риме многоэтажный жилой дом.

Киники- сократическая школа философии.

Комедия- театральное зрелище, возникла из различных форм народных увеселений.

Кора- современное обозначение архаических скульптурных изображений девических фигур.

Ксоан- деревянные изображения божества в древнейший период греческого искусства.

Курос- статуя юноши-атлета в искусстве архаики.

Наос- основное помещение греческого храма.

Полис- город-государство и совокупность граждан в Греции.

Портик- галерея с колоннами или столбами, завершенная фронтоном.

Пропилеи- в греческой архитектуре обозначение монументальных ворот.

Стоя- греко-римская философская школа.

Стратег- должность в Афинах.

Термы- общественные бани в античности.

Трагедия- театральное зрелище, получило развитие в Аттике в виде драматического представления.

Терракота- глиняные и обожженные в печах изделия.

Форум- рыночная площадь в Риме и других городах.

Эфебы- афинские юноши, проходящие военную подготовку.
Темы контрольных/курсовых.

1/Комедии Аристофана как отражение повседневной жизни в Афинах.
2/Философия и личность Сократа.

3/Культура эллинистического Египта.

4/Греческий театр в классический период.

5/Зрелища и развлечения в Древнем Риме.

6/Образование и воспитание в Афинах.

7/Комедия в Древнем Риме.

8/Римский скульптурный портрет.

9/Архитектура в Древней Греции.

10/Религия в Древней Греции.

11/Религиозные праздники в Древнем Риме.

12/Философия стоицизма в период принципата.

13/Семейные отношения в Древней Греции.

14/Образование и воспитание в Древнем Риме.
Темы дипломных работ.

1/Социальная проблематика в комедиях Плавта.

2/Марк Аврелий как император и философ.

2/Идеи пантеизма в греческой религии.

3/Император Юлиан Отступник и его религиозная реформа.

4/Раннехристианские писатели и античная литература.

5/Эллинистическая комедия как отражение повседневной жизни.

6/Гладиаторские бои и римское общество.

7/Идеальное государство Платона и кризис греческих полисов.

8/Философия стоицизма как образец гражданской позиции.

9/Сенека и его нравственная философия.

10/Скульптура и живопись эллинизма, как отражение реальной жизни.

11/Позднеантичная литература, как отражение взглядов римской элиты.

12/Греческие трагедии и проблема свободы человеческой личности.
Вопросы к экзамену.

1/Открытие критской цивилизации и ее культура.

2/Открытие микенской цивилизации и ее культура.

3/Религия и эпос Древней Греции в архаическую эпоху.

4/Греческая поэзия в архаический период.

5/Философские школы архаического периода.

6/Архитектурные стили в Древней Греции.

7/Религиозные праздники и игры в Древней Греции.

8/Греческий театр и литература в классический период.

9/Изобразительное искусство Греции классического периода.

10/Философские школы Греции классического периода.

11/Изобразительное искусство эллинистического периода.

12/Философия в эпоху эллинизма. Основные философские школы.

13/Театр и литература в эллинистический период.

14/Наука и научные знания в Древней Греции.

15/Семья и быт в Древней Греции.

16/Религия Древнего Рима в период Республики.

17/Римская литература и поэзия в республиканский период.

18/Римская архитектура и ее развитие.

19/Римское изобразительное искусство в республиканский период.

20/Материальная культура Римской империи 1-3 веков.

21/Римское законодательство.

22/Изобразительное искусство Римской империи 1-4 веков.

23/Просвещение и наука в Римской империи.

24/Литература и театр в Римской империи 1-4 веков.

25/Семья и быт в Древнем Риме.

26/Философские учения в Римской империи 1-4 веков.

27/Военное дело в Римской империи 1-3 веков.

28/Праздники и зрелища в Древнем Риме.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рекомендуемая литература.
Основная литература.
1/ История Древней Греции./ Под ред. В.И. Кузищина.М., 2009.

2/ История Древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2007.

3/История Древнего Мира: Ч.2 Греция и Рим/Под ред. А.Г. Бокщанина. М., 2007.

4/ Немировский А.И. История Древнего Мира. Античность. М., 2007.

Дополнительная литература.
1/ Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990.

2/ Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. Спб., 1998.

3/ Античная культура./ Под ред. В.Н. Ярхо. М., 1995.

4/ Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

5/ Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 2006.

6/ Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Спб., 1995.

7/ Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Спб., 1996.

8/ Грант М. Цивилизация Древнего Рима. М., 2003.

9/Залюбовина Г.Т. Идеи пантеизма в архаическом мировоззрении древних эллинов. М., 1993.

10/ История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. М.,2009.

11/ Каллистов Д.П. Античный театр. М., 1970.

12/ Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1992.

13/ Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

14/ Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.,1995.

15/ Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М.,1996.

16/ Полевой В.М. Искусство Греции. Древний Мир. М.,1970.

17/ Романовский И.Д. Античная наука. М.,1980.

18/ Сергеенко М.Е. Жизнь в Древнем Риме. Спб.,2000.

19/Соболевский С.И. Аристофан и его время. М.,1957.

20/Ярхо В.Н. Древнегреческая литература. Эпос. Ранняя лирика. М.,2001.

21/ Ярхо В.Н. Менандр: у истоков европейской комедии. М.,2004

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г iconРешение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г iconРешение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г. Аннотированная...
Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного...
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г iconРешение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января
Цель курса «Вспомогательные исторические дисциплины» заключается в углубленном изучении отдельных сторон исторического процесса,...
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г iconРешение заседания кафедры Протокол №6 «16» января 2012 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г iconРешение заседания кафедры Протокол № «29» сентября 2011г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г iconРешение заседания кафедры Протокол №6 «16» января 2012 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г iconРешение заседания кафедры Протокол №2 «24» октября 2011г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск