Методические указания к спецкурсу Пенза 2009





Скачать 346.84 Kb.
НазваниеМетодические указания к спецкурсу Пенза 2009
страница1/4
Дата публикации18.12.2014
Размер346.84 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > История > Методические указания
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Пензенский государственный университет

ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ
Методические указания
к спецкурсу


Пенза 2009

Рассматриваются вопросы происхождения и эволюции религий, национально-государственные формы религии, основные особенности мировых религий. Содержатся методические указания, вопросы для лучшего усвоения знаний, полученных на лекциях и при работе с литературой, а также перечень тем сообщений для подготовки рефератов, выступлений на семинарских занятиях и студенческих научных конференциях.

Работа подготовлена на кафедре «История» и предназначена для студентов специальности 060101 «Лечебное дело».

С о с т а в и т е л ь С. А. Уразова

Тема 1.Религия как социокультурный феномен.

План:

1.Понятие и структура религии.

2.Классификация религий.

3.Функции религии в обществе.

4.Медицина и религия.
1.Дайте определение религии исходя из различных подходов: теологического, философского, научного.

2.Охарактиризуйте составные части религии: веру, вероучение, культ и организацию. Какая из них является определяющей?

3.Приведите примеры Священного Писания. Чем от него отличается Священное Предание?

4.Дайте характеристику основным типам религиозных организаций.

5.Какое значение имеет культ в религии?

6.Какие функции выполняет религия в обществе? В чём состоит существенная разница в их осуществлении в прошлом и в наше время?

7. Выделите основные принципы и критерии классификаций религий.

8.С одной стороны религия способствовала сохранению и развитию медицинских знаний, но на определённом этапе развития общества имела место конфронтация медицины и религии. Приведите примеры противоречивости взаимоотношений медицины и религии на разных этапах развития человечества.

9.Не препятствуют ли религиозные догмы развитию современной медицинской науки? Как относится Русская Православная Церковь к проблемам, порождённым бурным развитием биомедицинских технологий?
Темы сообщений и рефератов.

1.Религия: сущность и явление.

2.История религиоведческих концепций.

3 .Методы исследования современного религиоведения.

4.Религия как феномен культуры.

5.Искусство и религия.

6.Право и религия.

7.Мораль и религия.

8.Медицина и религия в древности.

9.Церковь и развитие медицины в средние века.

10.Религия и медицина в современном мире.
Литература.
1.Девятова С.В. Религия и наука: шаг к примирению? – М., 1993.

2.Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии: Спецкурс. – М., 1989

3.Дубинин А. Научный поиск и христианские ценности // Вестник высшей школы. – 1991. - №7.

4.Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. – М., 1995.

5.Москалец В.П. Религиозный культ: особенности функционирования и пути преодоления. – Киев, 1987.

6.Клонирование человека: за и против // Наука и религия. – 2007.- №5.

7.Куда нас заведёт эволюция – к бессмертию или исчезновению человеческого вида? // Наука и религия. – 2007. - №11.

8.Наука и религия – противостояние или союз? Открытое письмо академиков РАН Президенту РФ В.В.Путину. // Наука и религия. 2007.– №9.

9. Планк М. Религия и естествознание. // Вопросы философии. – 1990. - №2.

10.Рьюиз М. Наука и религия: по – прежнему война? // Вопросы философии. – 1991. - №2.

11.Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. // Православное слово. 18 сентября 2000 г.

12.Яблоков И.И. Религия: сущность и явление. – М. 1982.

13.Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985.

14.Интуиция и медицина. // Наука и религия. – 2006.- №8.

15.Семёнов В.С. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы. // Вопросы философии. – 2006 - №12.

16.Шахов М.О. Религиозное знание, объективное знание о религии и наука. // Вопросы философии. – 2004. - №11.
Тема 2 Происхождение и ранние формы религии.

План.

1.Основные теории происхождения религии.

2.Ранние формы верований и культы в первобытном обществе.
1.В чём особенности богословского подхода к проблеме происхождения религии?

2.Проанализируйте теорию «промонотеизма». Можно ли согласиться с утверждением её авторов Э. Лэнга и В. Шмидта, что за всем многообразием существующих верований можно обнаружить остатки древней веры в единого Бога – Творца?

3.Рассмотрите наиболее распространённые научные теории происхождения религии: натуралистическую, этнологическую, социологическую, психологическую.

4.В соответствии с научно-философскими концепциями происхождения религии в качестве первичной её формы выступают анимизм (Тайлор), аниматизм (Фрезер), или тотемизм (Дюркгейм, Фрейд). Выскажите своё мнение по данной проблеме.

5.Согласны ли Вы с теорией, что в основе появления религиозных верований лежит страх смерти, осознание смертности человека (Э. Кассирер, Г.Спенсер)?

6.В чём особенности мышления, восприятия мира первобытным человеком?

Какую роль в нём играют мифы, мистика?

7.Выделите основные особенности первобытных религий.

8.Охарактиризуйте наиболее распространённые формы фетишизма. От чего зависел выбор фетиша? Выскажите своё мнение по поводу современного пережитка фетишизма – веры в амулеты и талисманы.

9.Дайте характеристику тотемной обрядности. Какие разновидности тотемных табу Вы знаете? В чём заключались социальные функции тотемизма?

10.Существуют различные точки зрения на соотношение магии и религии. Можно ли согласиться с точкой зрения Д.Фрезера, который не считал магию религией? Рассмотрите теорию происхождения магии английского этнографа Б.Малиновского.

11.Составьте классификацию магии по цели воздействия. В чём особенности лечебной магии?

12.Проанализируйте два основных догмата анимизма: веру в существование души и веру в существование духовных существ.
Темы сообщений и рефератов.
1.Происхождение религии, морали, общества по З.Фрейду.

2.Натуралистическая теория происхождения религии.

3.Социологический подход к проблеме происхождения религии.

4.Первобытные мифы.

5.Погребельный культ

6.Древние мистические культы.

7.Лечебная магия.

8.Система возрастных инициаций.

9.Тотем и табу.

10.Шаманизм.

11.Традиционные религии народов Африки.
Литература

  1. Анисимов А. Ф. Этапы развития первобытной религии. – М.; Л., 1962.

  2. Арсеньев В. Р. Звери – боги – люди. – М., 1991.

  3. Исконная религия Сибири // Наука и религия. – 1993. – № 12.

  4. Тайлор Э. Первобытная культура: Пер. с англ. – М., 1989.

  5. Токарев С. А. Ранние формы религии. – М., 1990.

  6. Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии: Пер. с англ., 2-е изд. – М., 1986.

  7. Шаманизм: религия, мировоззрение, практика // Наука и религия. – 1998. – № 8.

  8. Бросс Ш. О фетишизме: Пер с фр. – М., 1973.

  9. Березкин Ю. В. Голос дьявола среди снегов и джунглей. Истоки древней религии. – Л., 1987.

  10. Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. – Новосибирск, 1987.

  11. Харнер М. Путь шамана // Знание – сила. – 1992. – № 4–7.


Тема 3. Национальные религии Древнего мира.

План:

1.Религиозные верования Древнего Египта.

2.Религия Древнего Междуречья.

3.Религия греко-римского мира.
1. Выделите основные факторы формирования национальных религий Древнего мира и их характерные черты.

2. Охарактеризуйте источники изучения истории религии Древнего Египта.

3. В чём выражались особенности формирования древнеегипетского пантеона?

4. Охарактеризуйте религиозную литературу и мифологию Древнего Египта. Проанализируйте наиболее значительный в египетской мифологии и популярный не только в Египте миф об Осирисе.

5. В чём особенности обрядовой практики египтян? Одним из важнейших был погребальный культ. Какие представления лежали в основе этого культа?

6. В правление фараона Эхнатона была проведена религиозная реформа, направленная на утверждение монотеизма. Почему после смерти фараона был установлен прежний культ?

7. Выделите особенности религиозных верований Древнего Междуречья.

8. Дайте характеристику представлений месопотамцев о загробной жизни.

9. Магия, демонология были развиты в Вавилоне. Охарактеризуйте основные обряды, связанные с ними.

10.Выделите основные этапы развития и особенности греко-римской религии.

11. Сравните религиозные представления греков и римлян.

12. Дайте характеристику греко-римского пантеона богов.

13. В чём особенности обрядовой практики в религиях Средиземноморья.


Темы сообщений и рефератов.
1.Космология в религиях Древнего мира.

2.Заупакойный культ в религиях Древнего Востока.

3.Культ фараона в древнеегипетской религии.

4.Религиозная реформа Аменхатепа IV.

5.Религия Шумера.

6.Особенности культа в религии Древней Месопотамии.

7.Эпос о Гильгамеше.

8.Формирование олимпийского пантеона богов.

9.Греческая мифология.

10.Демонология в Древнем Риме.

11.Обряды в греко-римской религии.
Литература:
1.Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. – М., 1990.

2.Египетская книга мёртвых (Из истории египетской религиозной мысли) // Наука и религия. – 1994. - №№1-12.

3.Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М., 1976.

4.Кун И.А. Боги Древней Греции. – М., 1992.

5.Кун И.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Любое издание.

6.Рак И. Легенды и мифы Древнего Египта. – СПб., 1999.

7.Рак И. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. – СПб., 1998.

8.Оппенхайм А. Древняя Месопотамия. – М., 1990.

9.Морозов А. Эхнатон между светом и тьмой. // Наука и религия. – 2007.- №2.

10.Ходжаш С. Раскрыта ещё одна тайна гробницы Тутанхамона. // Наука и религия. – 2005.- №8.

11.Цыгикало Г.В. Храмовый комплекс Эриду в контексте раннешумерской культуры. // Вестник Московского университета. Серия 8. история. – 2006.- №5.

12.Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987.

13. Лукер М. Египетский символизм. – М., 1998.

14.Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. – Томск. 1996.

15.Христоматия по истории Древнего Востока. В 2-х ч. – М., 1984.
Тема 4. Язычество Древних славян.

План:

1.Становление славянской религии.

2.Мировозрение древних славян.

3.Славянский языческий пантеон.

4.Особенности культа и обряды древних славян.
1.Выделите особенности этногенеза славян. Какие проблемы реконструкции религии древних славян существуют?

2.Определите основные стадии эволюции язычества.

3.В чём особенности мировоззрения древних славян? Приведите примеры анимистических верований и культов.

4.Из каких божеств складывался пантеон древних славян? Какие боги были заимствованы у соседних народов?

5.Опишите основные культы славян: культ воды, деревьев, злых сил, предков. В чём особенности погребального культа?

6.По каким принципам был построен языческий праздничный календарь? Какие праздники сохранились и сейчас?

7.Выделите составные части языческого ритуала. Какую роль в его осуществлении играли волхвы?

8. Какие пережитки языческих обрядов и верований в сознании людей и в быту Вам известны? Приведите примеры.
Темы рефератов и сообщений:

1.Представления и понятия древнеславянской религии.

2.Мифология древних славян.

3.Культовые сооружения и жертвоприношения славян-язычников.

4Демонология древних славян.

5.Культ предков у восточных славян.

6.Практика гаданий в религиозной жизни славян.

7. Праздники древних славян.

8.Историческая судьба язычества на Руси.
Литература:
1.Боровский Я.Е. Мифологический мир древних киевлян. – К.,1982.

2.Волошина Т.А.Астахов С.Р. Языческая мифология славян.- Ростов-н/Д.,1996.

3.Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции.-М., 1997.

4.Журавлёв А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян.- М., 1994.

5.Забелин М. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – переизд. –М., 1992.

6.«Велесова книга» родилась в Старой Ладоге. //Наука и религия.-2006.-№ 6.

7.По «Велесовой книге».// Наука и религия.-2006.-№7.

8. Попович М.В. Мировоззрение Древних славян.- К., 1985.

9.Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. – М., 2000.

10.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.

11.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1988.

12.Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность .- СПб., 1993.

13.Фламицин А.С. Божества древних славян. – М., 1984.

14..Свирин К.М. Конструкция языческих святилищ Восточной Европы VI-XIII вв.(к постановке проблемы).//Вестник Московского университета. Серия 8. История.- 2007-.№1.

15.Цветочный зодиак древних славян. // Наука и религия.-2005-.№№3-7.

16.Петухов Ю.Д. Русские боги Олимпа // История. – 1997. – №1.

17.Рыбаков Б. А. Русь дохристианская // Наука и жизнь. 1986-.№12

18.Рыбаков Б. А. Язычество и Древняя Русь // Наука и жизнь–1988. –№5

19.Мельников Г. Небесные заступники // Родина. – 2006. - № 4.
Тема 5. Религии Юго-Восточной Азии.
План:

1.Религии Индии.

2.Религиозные верования Китая – конфуцианство и даосизм.

3.Синтоизм.

1.Выделите основные этапы эволюции индуизма. В чём особенности ведической религии?

2.В период брахманизма вырабатывались важнейшие понятия и мировоззренческие концепции индуизма. Охарактеризуйте наиболее значимые.

3.Выделите характерные черты триады высших богов индуизма – Брахмы, Шивы, Вишну. Сравните культ этих богов.

4.Охарактеризуйте индуистское священное писание.

5.К особенностям индуизма относится тесная связь с традиционной социальной структурой индийского общества – его делением на варны и касты. В чём выражается эта взаимосвязь?

6.Вероучение индуизма в концентрированном виде воплощено в понятии дхармы. В чём внутренняя сущность и морально-этический компонент индуисткой дхармы?

7.Выделите характерные особенности индуисткой обрядности.

8.Китай соседствует с Индией, но можно отметить существенную разницу во взглядах, религиозных представлениях. Сравните их.

9.В чём особенности представлений древних китайцев о божественности Неба?

10.Термин «Дао» очень неоднозначен. Какие трактовки этого понятия Вам известны?

11. Основным принципом Лао-цзы выступает недеяние. Как Вы его понимаете?

12.Как Вы понимаете изречение Лао-цзы: «Когда будут устранены мудрствование и учёность, народ будет счастливее во сто крат; когда будут устранены человеколюбие и «справедливость», народ возвратится к сыновней почтительности и отцовской любви; когда будут уничтожены хитрость и нажива, исчезнут воры и разбойники. Все эти три вещи от недостатка знаний. Поэтому нужно указывать людям, что они должны быть простыми и скромными, уменьшить личные желания и освободиться от страстей.

13.Нравственный образец для Конфуция – благородный муж. Выделите его основные характерные черты.

14.Какие функции, по мнению Конфуция, должно выполнять идеальное государство? В чём сущность правильного управления государством?

15.Большое значение в религии Китая играло следование правилам и церемониям. Какие цели ритуала выделяет Конфуций?
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 iconМетодические указания и задачи по подготовке и изучению курса пенза...
Арбитражный процесс : метод указания и задачи для практических занятий / сост. А. Ф. Мещерякова. – Пенза
Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 iconМетодические указания к спецкурсу «Теория и практика нейролингвистического...
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 iconМетодические рекомендации для студентов фак нач образ. Пенза, 2004;...
Основные учебники, учебные, учебно-методические пособия, опубликованные сотрудниками кафедры
Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 iconМетодические указания для студентов специальности 080105 (060400) "Финансы и кредит" Пенза 2005
Методические указания предназначены для ис­пользования студентами в процессе дипломного проектирования, для руководителей и рецензентов...
Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 iconМетодические указания к спецкурсу «Этнопсихология»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 iconМетодические указания Составитель Сеидов Ш. Г. Пенза 2013
Философия права в контексте развития взглядов на сущность права, собственности и государства
Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 iconМетодические указания
Выпускная квалификационная работа : Методические указания / М. Р. Ерофеева, И. В. Камышникова. – Братск : гоу впо «БрГУ», 2009. 57...
Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 iconВ. Н. Сушкова Автор (составитель) доцент каф зар лит., к ф. н
Рабочая программа и методические указания по спецсеминару (спецкурсу) "История французской драматургии и театра"
Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 iconМетодические указания к спецкурсу «Экспрессия человека»
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 iconМетодические указания к контрольной работе по дисциплине «информационно-поисковые системы»
Методические указания одобрены на заседании кафедры правовой информатики ноу впо «Омский юридический институт», протокол №3 от 13....
Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 iconМетодические указания к контрольной работе по дисциплине «информационно-поисковые системы»
Методические указания одобрены на заседании кафедры правовой информатики ноу впо «Омский юридический институт», протокол №3 от 13....
Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 iconМетодические указания по выполнению практических работ Пенза 2005...
...
Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 iconМетодические указания по проведению практики Волгоград 2009 удк 621. 31: 658. 26 (07) у 91
Учебная практика: методические указания по проведению практики / Сост. М. В. Панасенко; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград, 2009....
Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 iconМетодические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные...
Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть1
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с
Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 iconМетодические указания к лабораторным занятиям
Акушерство: Методические указания к лабораторным занятиям. – Нальчик: Кааб. – Бал ун-т, 2009. … с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск