Муниципальное образовательное учреждение
Вощиковская основная общеобразовательная школа имени А.И.Королёва
Утверждена
Приказ по школе №
от«_2__» ____09_______ 20 г.
Директор школы
подпись:_______________ Рабочая программа
за курс основного общего образования по истории
Сроки реализации программы: 2013-2018 год (5-9 классы)
2013-2014 учебный год 5 класс история древнего мира
Составитель: Тихова Т.А.,
учитель истории и обществознания
высшей категории,
стаж 24 года
2013 г.
І. Пояснительная записка
1.Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования)
БУП – 2004 (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ № 822 от 23 декабря 2009 г.)
Методического письма «О преподавании учебного предмета «История» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области»
Основная образовательная программа ООО МОУ Вощиковской ООШ им. А.И.Королёва. Раздел 2 «Содержательный», п.2.2.6.
Программы «Всеобщая история» 5–9-й классы, авторы: В.И.Уколова, В.А.Ведюшкин и др. и «История России» 6-9-й классы автор Данилов А. А., созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года по предмету «История» к учебно-методическим комплексам линии «Сферы» издательства «Просвещение», М., 2012 г.
Программа по истории древнего мира. История. Древний мир. Линия «Академический школьный учебник» («Сферы»), 5 класс. Автор Уколова В. И., М., Просвещение, 2010 г.
Региональный перечень учебного и учебно-наглядного оборудования (Утвержден Приказом ДО ЯО №437/01-03 от 13.09.2012 г.)
2.Для реализации данной рабочей программы используется линия учебно-методических комплексов «Сферы» по истории для общеобразовательных учреждений. Выбор УМК по истории в 5 классе на 2013-2014 учебный год осуществлён на основании федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации на 2013-2014 учебный год
5 класс
Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы. 5–9 классы / авт. В.И. Уколова, В А. Ведюшкин, Д.Ю. Бовыкин и др.
Учебник: История. Древний мир. 5 класс. Автор В.И.Уколова
Электронное приложение к учебнику История. Древний мир. 5 класс. Автор В.И.Уколова
Тетрадь-тренажер. История. Древний мир. 5 класс. Автор И.Е.Уколова
Тетрадь-экзаменатор. История. Древний мир. 5 класс. Автор И.Е.Уколова
Поурочное тематическое планирование. История. Древний мир. 5 класс. Автор В.И.Уколова
История. Древний мир. Поурочные методические рекомендации. 5 класс / Под ред. В. И. Уколовой.
6 класс
Ведюшкин В.А., Уколова В.И. История. Средние века. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Электронное приложение к учебнику «История. Средние века. 6 класс».
Ведюшкин В.А., Ведюшкина И.В История. Средние века. Тетрадь-тренажёр. 6 класс.
Уколова И.Е. История. Средние века. Тетрадь-экзаменатор. 6 класс.
История. Средние века. 6 класс. Поурочное тематическое планирование. 6 класс. Под ред. В.И. Уколовой.
Данилов А. А. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.
Электронное приложение к учебнику «История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс»
Данилов А. А., Лукутин А. В., Артасов И. А. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Тетрадь-тренажер. 6 класс
Артасов И. А. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Тетрадь-экзаменатор. 6 класс.
Мерзликин А. Ю., Старкова И. Г. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Атлас. 6 класс / Под ред. Данилова А. А.
Данилов А. А. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Рассказы по истории. 6 класс.
Лукутин А. В., Тороп В. В. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные методические рекомендации. 6 класс.
Лукутин А.В. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Поурочное тематическое планирование. 6 класс./ Под ред. Данилова А.А.
7 класс
Ведюшкина В.А., Бовыкина Д.Ю. История. Новое время. Конец XV — конец XVIII века. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Электронное приложение к учебнику «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века»
Ведюшкин В.А., Ведюшкина И.В. История. Новое время. Конец XV — конец XVIII века.Тетрадь-тренажёр. 7 класс.
Уколова И.Е. История. Новое время. Конец XV — конец XVIII века.Тетрадь-экзаменатор. 7 класс.
Данилов А. А. История. Россия в XVII-XVIII веках. 7 класс.
Электронное приложение к учебнику «История. Россия в XVII–XVIII веках»
Данилов А. А., Лукутин А. В., Артасов И. А. История. Россия в XVII-XVIII веках. Тетрадь-тренажер. 7 класс.
Артасов И. А. История. Россия в XVII- XVIII веках. Тетрадь-экзаменатор. 7 класс.
Лукутин А.В. История. Россия в XVII - XVIII веках. Поурочное тематическое планирование. 7 класс./ Под ред. Данилова А.А.
Класс
Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю. История. Новое время. Конец XVIII–XIX век. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Лазарева А. В. История. Новое время. Конец XVIII–XIX век. Тетрадь-тренажёр. 8 класс.
История. Новое время. Конец XVIII–XIX век. 8 класс. Электронное приложение к учебнику авторов Медякова А.С., Бовыкина Д.Ю.
Уколова И.Е. История. Новое время. Конец XVIII–XIX век. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс.
Уколова И. Е., Медяков А. С. История. Новое время. Конец XVIII–XIX век. Поурочное тематическое планирование. 8 класс.
Данилов А. А. История. Россия в XIX веке. 8 класс.
Электронное приложение к учебнику «История. Россия в XIX веке. 8 класс»
Данилов А. А., Лукутин А. В., Артасов И. А. История. Россия в XIX веке. Тетрадь-тренажер. 8 класс.
Артасов И. А. История. Россия в XIX веке. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс.
Лукутин А. В. История. Россия в XIX веке. Поурочное тематическое планирование. 8 класс / Под ред. А. А. Данилова.
9 класс
Данилов А. А. История. Россия в XX- начале XXI века. 9 класс.
Электронное приложение к учебнику «История. Россия в XX — начале XXI века. 9 класс»
Данилов А. А., Лукутин А. В., Артасов И. А. История. Россия в XX- начале XXI века. Тетрадь-тренажер. 9 класс.
Артасов И. А. История. Россия в XX- начале XXI века. Тетрадь-экзаменатор. 9 класс.
Лукутин А. В. История. Россия в XX- начале XXI века. Поурочное тематическое планирование. 9 класс / Под ред. Данилова А. А.
Белоусов Л.С., Смирнов В.П.История. Новейшее время. XX — начало XXI века. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
История. Новейшее время. XX — начало XXI века. 9 класс. Электронное приложение к учебнику авторов Белоусова Л.С., Смирнова В.П.
История. История. Новейшее время. XX — начало XXI века. 9 класс. Тетрадь-тренажёр. 9 класс.
История. История. Новейшее время. XX — начало XXI века. 9 класс. Тетрадь-экзаменатор. 9 класс.
История. Новейшее время. XX — начало XXI века. Поурочное тематическое планирование. 9 класс.
3. В программе не прописан региональный компонент для 5 класса, так как он реализуется в 6 - 9 классах в рамках курса история России. А также, изучается в 9 классе отдельный предмет «Историческое краеведение».
4. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 5 класса и специфики классного коллектива. Обучаемый контингент – малокомплектный класс. В классе - 4 учащихся, из них - 2 девочки и 2 мальчика. По итогам прошлого года все ученики успевают на 100%. Работоспособность класса высокая, но темп работы разный. Есть учащиеся, которые работают быстро и правильно выполняют предложенные задания, есть такие, кто не успевает за общим темпом работы. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптированного к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения. Формы и методы должны соответствовать личностным и индивидуальным особенностям обучающихся, таким как: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного). Основная масса обучающихся класса – это дети со средним и высоким уровнем способностей и высокой мотивацией учения. 2 ученика проявляют желание изучать историю на более продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные и разноуровневые задания как на этапе отработки УУД, так и на этапе контроля. 1 ученик – со средней мотивацией учения и отличается слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В организации работы с этим обучающимся учтен и тот факт, что он не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешен в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. В целях коррекции и нивелирования своих особенностей отдельные темы ребята будут изучать самостоятельно с использованием учебного диска, а контроль осуществлять выполнением тестов на учебном диске. Обучающиеся класса отличаются своими индивидуальными особенностями памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
5. Особенности планирования. В связи с тем, что программа Уколовой В.И. рассчитана на 68 часов, а базисный план ОУ составляет 70 часов (из расчета 2 часа в неделю), рабочая программа скорректирована до 70 часов. На промежуточное (по итогам четверти) повторение по темам: «Древний Египет» и «Древняя Греция» добавлены 2 часа.
№ п/п
| Тема
| Авторская программа Уколовой В.И.
| Рабочая программа
| 1
| «Древний Египет»
| -
| 1 час
| 2
| «Древняя Греция»
| -
| 1 час
| 3
| Итого
| 68 часов
| 70 часов
| 6. Применяемые технологии.
Учебно-исследовательская и проектная виды деятельности сегодня рассматриваются как эффективные и перспективные методы обучения. Исследования и проекты, выполненные в рамках изучения предмета, вне учебной деятельности расширяют пространство учебника, актуализируют исторические знания, повышают уровень усвоения знаний и компетенций обучающихся. Цифровые образовательные ресурсы и электронные образовательные ресурсы, являющиеся основой информационных и коммуникационных технологий, также широко востребованы учителями.
Поэтому, в качестве технологий обучения по данной рабочей учебной программе используются следующие технологии:
Развивающего обучения
Проблемного обучения
Проектные методы обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Исследовательские методы обучения
Разноуровневого обучения
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии.
7. Цели и задачи изучения истории в школе
Рабочая программа по истории для 5-9 классов основной школы охватывает весь период существования человеческой цивилизации: с древнейших времён до наших дней.
В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
С курса истории Древнего мира в 5 классе основной школы начинается систематическое изучение всемирной истории как особого учебного предмета, поэтому, целью изучения курса истории Древнего мира в 5 классе будет:
освоение учащимися первоначальных знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях истории Древнего мира в их взаимосвязи и хронологической преемственности
овладение элементарными методами исторического познания
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с культурами, религиями, формами жизнедеятельности людей в древних цивилизациях
формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса
целостное и яркое описание цивилизаций Древнего мира, с особым вниманием к культурной жизни древних народов, их систем ценностей
освещение процесса становления демократических форм общественного устройства и права в Древнем мире
характеристика выдающихся деятелей истории Древнего мира и восприятия их нашими современниками
раскрытие значения политического и культурного наследия Древнего мира для современности
Задачи изучения истории в 5 классе основной школы следующие:
усвоение наиболее познавательно, социально и личностно значимых знаний по истории Древнего мира
овладение элементарными методами работы с историческими источниками и исторической информацией
усвоение базовых понятий и терминов, умение применять их в учебном процессе и социальном общении
формирование на основе личностно-эмоционального осмысления истории понимания неразрывной связи поколений, места своего поколения в историческом процессе; уважительного отношения к историческому наследию, созидательной деятельности народов, людей предшествующих эпох
приобщение к гуманистическим ценностям; воспитание толерантности
понимание значения правовых и демократических начал в истории, формирование основ гражданского самоопределения и социальной активности.
ІІ. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «История» ориентирован на новую модернизированную модель школьного исторического образования и направлен на выработку у учащихся на базе современных научных знаний представлений об историческом движении человечества к миру в ХХI веке. Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5 - 9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся 5 класса широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Курс истории Древнего мира в 5 классе основной школы позволяет понять движение человечества к современному состоянию мира, помогает молодому человеку найти своё место в мультикультурном и поликонфессиальном обществе, определить гражданскую позицию. Изучение истории Древнего мира предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д. Специфика истории Древнего мира как учебного предмета заключается не только в том познавательном материале, с которым имеет дело учащийся 5 класса, но и в тех мыслительных операциях и способах интеллектуальной работы, каким он обучается; в формировании мотиваций социального поведения и перспектив личностного развития.
ІІІ. Место учебного предмета «История» в Базисном учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 374 часа, в 5—8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю. Учебный предмет «История» в основной школе изучается двумя курсами: «Всеобщая история», «История России». Они изучаются последовательно, начиная с курса всеобщей истории. В 5 классе изучается курс всеобщей истории – «История Древнего мира».
Планирование изучения предмета «История» на ступени основного общего образования составлено с учетом Базисного учебного (образовательного) плана, отводящего на изучение истории с 5 по 9 классы 11 часов в неделю (в 5—8 классах по 2 часа в неделю и в 9 классе по 3 часа в неделю). В планировании определены как содержание и последовательность изучения исторического материала, так и основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории). Тем самым реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению.
ІѴ. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
А) К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Б) Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории Древнего мира, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, кроссворды, тесты, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
В) Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Ѵ. Содержание учебного предмета
Содержание курса «История» коррелируется с состоянием мировой исторической науки в ХХI веке, новыми теоретическими представлениями и концепциями исторического развития, инновационными подходами к аналитической интерпретации. Отбор учебного материала для содержания программы по истории для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.Программа учебного предмета «История» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5—9 классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история. Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
· эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
· формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
· образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
· история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
· развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным). Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Отбор содержания курсов «История России» и «Всеобщая история» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Для основной школы речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий отечественной и всеобщей истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт учащихся 5—9 классов. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков младшего и среднего возраста эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции. Содержание разделов и тем для 5 класса излагается в авторской программе В.И.Уколовой (см. приложение №1).
ѴІ. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
В качестве основной единицы планирования выступает учебная тема (группа уроков). Это помогает системно представить главные вопросы содержания курсов, преодолеть дробность в отборе учебного материала. Требования к деятельности школьников изложены в тематическом планировании в виде перечня необходимых учебных действий с историческим материалом. Элементы подготовки школьников, предполагающие знание дат, фактов, имен и т. д., отражены в специальной графе планируемые результаты, но подразумеваются как основа любой деятельности по изучению истории.
Тематическое планирование курса истории Древнего мира для 5 класса
№пп
| Изучаемая тема
| Количество часов
| 1
| Введение
| 1
| 2
| Зачем изучать историю
| 2
| 3
| От первобытности к цивилизации. Первобытный период.
| 7
| 4
| Древний Восток
| 18 + 1
| 5
| Древняя Греция
| 19 + 1
| 6
| Древний Рим
| 19
| 7
| Итоговое повторение
| 2
|
| Итого
| 70
| |