«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России»





Скачать 297.86 Kb.
Название«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России»
страница1/3
Дата публикации25.12.2014
Размер297.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
Тема «Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России».

Пояснительная записка.

Данный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Курс расширяет и углубляет знания, получаемые в процессе изучения истории России по крестьянской проблеме. Крестьянский вопрос являлся ключевым в политическом развитии, общественном движении России в XIX –XX веках, от его решения зависело развитие страны в целом. Крестьянский вопрос имеет важное значение для понимания многих событий, явлений прошлого и настоящего России.

В основу программы положен хронологический принцип. Определяющим фактором служат хронологические рамки, в которых протекала политика власти и жизнь российского общества. Разделы состоят из тем, отражающих особенности того или иного этапа жизни страны, которые проявились наиболее ярко и определяли в целом развитие общества, социальных групп.

Курс рассчитан на 33 часа в рамках профильной подготовки учащихся и предполагает изучение этой проблемы с XIX в. по начало XXI в.
Цель курса:

  • сформировать целостную систему знаний по решению крестьянского вопроса в истории России;

  • расширить представления об особенностях развития крестьянского вопроса в России в XIX-XX вв;

  • помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития от вариантов решения крестьянского вопроса;

  • воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного мышления.

Задачи курса:

  • повысить интерес к историческим явлениям, проблемным вопросам истории России;

  • формировать и развивать у учащихся интеллектуальные и практические умения для более глубокого осмысления исторической действительности;

  • формировать умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственных позиций в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;

  • создавать предпосылки для дальнейшего образования и самообразования учащихся.

Содержание программы предоставляет возможность формировать следующие умения:

  • использовать конкретно исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;

  • излагать суждения о причинно- следственных связях исторических событий;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации по предложенной теме, критически анализировать факты и мнения;

  • представлять результаты исследований в виде выступлений на семинарах, презентаций, эссе;

  • обсуждать результаты исследований, анализировать свою деятельность.

Методика работы предполагает следующие формы и приемы:

  • анализ исторической литературы и исторических источников;

  • лекция с последующим опросом;

  • семинары;

  • беседы;

  • практические занятия.

Измерителем обученности учащихся могут быть:

  • проблемные задания;

  • исторические диктанты;

  • обобщающие вопросы;

  • тесты;

  • составление таблиц

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрация электронных презентаций; наличие раздаточного материала.

Итогом работы по данному курсу могут стать самостоятельные рефераты или сообщения учащихся, творческие работы (исторические портреты, электронные презентации)

Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

Семинары




Введение

1

1







Опорный конспект

1

Предыстория вопроса. Этапы закрепощения крестьян

2




2




Хронологическая таблица, анализ текста документов

2

XVIII век – зарождение антикрепостнической идеологии

2

1




1

Опорный конспект, реферат, оценка личности, анализ информационных источников

3

Крестьянский вопрос в первой пол. XIX в.

3










Анализ текста документов, сообщения, выступление на семинарах, проблемные задания

3.1


Александр I и решение крестьянского вопроса

Законодательство о крестьянах и их значение в период царствования

Николая I

2







2


3.2

« … весь русский вопрос заключался в вопросе о крепостном праве».

1




1




4

Отмена крепостного права: окончание феодальной эпохи России или ее новый этап?

4










Тесты, анализ текста документов, проблемные задания, таблица, выступления на семинарах


4.1


Факторы отмены крепостного права

Подготовка реформ


1






1

4.2

Основные положения реформы

2







2

4.3

Отношение общества к реформе. Итоги

1







1

5

Мог ли аграрный вопрос стать причиной надвигающейся революции?

4










Тесты, анализ текста документов, проблемные задания, выступление на семинарах, опорный конспект

5.1

Русское общество и крестьянский вопрос в 80гг- нач XX вв

2

1

1




5.2

Политика Александра III и Николая II по отношению к крестьянству.

2







2

6

Столыпинская аграрная реформа 1906-1917 гг

4




2

2

Развернутый план, тесты, схема, выступление на семинарах, анализ информационных источников

7

Аграрные преобразования Советской власти (1918-1936 гг)

6













7.1

Крестьянство и политика большевиков в первые годы советской власти

3




1

2

Анализ информационных источников, схема, тесты, план, реферат, выступление на семинаре

7.2

Коллективизация – великий перелом деревни?

3




1

2

8

Попытки реформирования государственного социализма в 50-80 годы XX столетия

3




1

2

Таблица, анализ информационных источников, выступление на семинаре

9

Современное российское село: на переломе эпох и реформ

2







2

План, анализ информационных источников, выступление на семинаре

10

Обобщающее повторение

3










Тест, презентации, рефераты

























итого

33

3

9

21


























Содержание программы
Введение ( 1 час)

Почему был создан этот курс. Знакомство с его содержанием. Изучение памятки для работы с историческим документом.

Тема 1. Этапы закрепощения крестьян.

Теории В.О.Ключевского и Карамзина о закрепощении крестьян. Судебник Ивана III – начало государственного закрепощения крестьян. Судебник 1550 г. Указ 1581 г. О «заповедных летах». « Указ об урочных летах» 1597 г. Соборное уложение 1649 г. Казацко-крестьянское восстание под предводительством С.Т. Разина.
Тема 2. XVIII век – зарождение антикрепостнической идеологии.

Рост крепостничества: расширение зоны применения крепостного труда; увеличение числа крепостных за счет государственных крестьян; усиление власти помещиков над крестьянами. Противоречивость реформ Екатерины II. Вольное экономическое общество. Восстание Емельяна Пугачева как попытка разрешения крестьянского вопроса. Н.И. Новиков – лидер радикального направления. «Бунтовщик хуже Пугачева».
Тема 3.1 Александр I и решение крестьянского вопроса. Николай I и крестьянские реформы.

Личность Александра I и его взгляды на крепостное право в России. Проект Аракчеева. Указы Александра I (1803,1804, 1809 гг) - попытки государства смягчить зависимость крестьян. Отмена крепостного права в Прибалтике. Позиция дворянства к проведенным реформам.

Отношение Николая I к крепостному праву. Реформа государственных крестьян 1837-1841 гг, указ об «обязанных крестьян» и др. (более 100 указов).
Тема 3.2 «… весь русский вопрос заключался в вопросе о крепостном праве».

Декабристы об отмене крепостного права. Взгляды западников и славянофилов на крепостное право. А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и крестьянский социализм 40-50 гг XIX в.
Тема 4 Отмена крепостного права: окончание феодальной истории России или ее новый этап?

Факторы отмены крепостного права: а)социально-экономический кризис; б) социальные предпосылки; в) политические предпосылки; г) духовные факторы; д) внешнеполитические предпосылки; е) личные качества Александра II. Подготовка реформы: а) первый импульс; б)деятельность Главного комитета и Редакционных комиссий; в) проекты реформ: варианты консерваторов; предложения либералов; радикалы и их отношения к реформе; проект, составленный Редакционными комиссиями. Основные положения реформы. Отмена крепостного права. Наделение крестьян землей: уставная грамота, размеры наделов, размеры выкупа, сроки проведения реформы, форма собственности, чересполосица. Крестьянская община.

Реформа государственной деревни, реформы на «национальных окраинах». Отношение крестьян к реформам. Отношение общества к реформам. Итоги реформ.
Тема 5. Мог ли аграрный вопрос стать причиной надвигающейся революции?
Тема 5.1 Русское общество и крестьянский вопрос в 80 гг XIX в. – начала XX в.

Крестьянский вопрос как один из факторов активизации общественного движения. Представление о реформах 1860-1870 гг как главном источнике бед страны, стремление верхов и консервативных сил к стабилизации. Либералы о будущем России. Народническое движение и крестьянство. Крестьянский вопрос в программах эсеров и РСДРП.
Тема 5.2 Политика Александра III и Николая II по отношению к крестьянству (до 1906 г).

Политика Александра III по отношению к крестьянству: а) меры либерального характера; б) консервативная политика.

Крестьянское движение в начале XX в.

Проекты крестьянской реформы С.Ю.Витте, Н.Н.Кутлер, В.И.Гурко. Революция и крестьянство.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России» icon1. Введение
Различия – неравенства: власти, собственности, престижа делят общество на множество социальных групп. Однозначного ответа как разбивать...
«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Международные процессы на Кавказе в прошлом и настоящем: документы и интерпретации
«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России» iconНазвание работы
Лидер в настоящем и прошлом на примере вещего Олега в «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина
«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России» iconБогу молись, да за шашку держись.
Цель: углубить знания о народной духовной культуре казачества в ее прошлом и настоящем
«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России» iconИмператорское Русское Географическое Общество (ирго) – рго ан СССР...
Волжское понизовье (воложеская русь) – поволжье (по «Водному кодексу рф») территория вокруг акваторий куйбышевского, саратовского...
«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России» iconV всероссийская заочная олимпиада «ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем»
Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность
«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России» iconПрограмма специальности 080801 «Прикладная информатика» Кафедра Гуманитарных...
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника....
«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России» iconИнформатика Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Б....
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника....
«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России» iconПротокол №1 «12»
Программа даёт непрерывное и целостное знание о далёком прошлом и настоящем Новосибирской области, охватывает материальную и духовную,...
«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России» iconКогда придет суббота?
Цели урока: формировать представление о времени, его составля­ющих — настоящем, прошлом и будущем; систематизировать знания о днях...
«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщить и конкретизировать представления детей о средствах передвижения в прошлом и настоящем на территории Коми Республики
«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России» iconАриана Хава Инуаки, рептилия во мне. Необыкновенные открытия о прошлом,...
Лира, Дева, Скорпион, Весы, Рак. Какое название из этого списка является лишним и почему?
«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России» iconГражданское общество в россии: настоящее смутно, будущее туманно о чем спор?
Закону, защищающему права человека, публичность и информационная открытость власти, действительно подотчетной избирающему ее народу....
«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России» iconVi всероссийская заочная олимпиада «Ремесло и ремесленники в прошлом...
Усыпанный 11352 бриллиантами главный символ власти российских монархов представили в художественном музее Челябинска 20 марта 2014...
«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России» iconЗадачи: 1 познакомить с населением Африки его особенностями, расовым,...
Цель: Сформировать представления о прошлом и настоящем народов Африки, о современной политической карте материка
«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России» iconПутешествие в прошлое стула
Дать детям понятие о том, что человек создает пред­меты для своей жизни; развить ретроспективный взгляд на эти предметы (ориентироваться...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск