Скачать 141.74 Kb.
|
Доклад на тему: Непрерывное образование в среде e-learning людей с ограниченными возможностями здоровья: концептуальные подходы и механизмы реализации. Автор: Габидуллин Р.Ф.. (Габидуллин Руслан Фанзилевич, проректор по учебной работе и инновационному развитию Восточной экономико-юридической гуманитарной Академии (Академии ВЭГУ), кандидат педагогических наук, доцент. / Gabidullin R.F. (Gabidullin Ruslan Fanzilevich. Eastern Academy of Economics, Humanities and Law , Vice-Rector of education and innovation development, bachelor of pedagogical science, associate professor, Ufa) Организация: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ) / Eastern Academy of Economics, Humanities and Law . Страна и город: Россия, Уфа / Russia, Ufa. По данным министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой на август 2009 года, численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек. По данным Министерства образования, в 2008-2009 учебном году в обычных школах обучалось 142,659 тысяч детей-инвалидов, в коррекционных классах обычных школ - 148,074 тысячи детей-инвалидов. В коррекционных школах и школах-интернатах - 210,842 тысячи детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Только 3,9 тысяч детей-инвалидов из них на 1 января 2010 г. обучалось с применением дистанционных образовательных технологий. История вопроса (Россия и зарубежье) Обратимся к истории вопроса. Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России имеет почти 200-летнюю историю. 14 октября 1806 г. в г. Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 г. открыто образовательное учреждение для слепых детей. Первое образовательное учреждение для умственно отсталых детей появилось в г.Риге в 1854 г. К концу XIX века образование лиц с нарушениями слуха и зрения в стране получает распространение, одновременно переходя из категории частных учебно-воспитательных учреждений в систему специализированных государственных школ. С 1908 г., благодаря правительственному решению о введении всеобщего начального образования, развивается система школ для умственно отсталых. К 1917 г. вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринбурге, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове. К этому времени во всех учреждениях для умственно отсталых детей (вспомогательных школах, приютах, учебно-воспитательных заведениях) воспитывалось около 2000 детей. После 1918 г. Создаются школы для детей глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих и умственно отсталых. В 50-е годы началось обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. В 1981 г. решением коллегии Минпроса СССР было утверждено Положение о специальной школе для детей с задержкой психического развития. Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации система специального образования состоит из восьми видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, реализующих 15 учебных программ. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ. По данным Министерства образования и науки РФ, с 2008 - 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях. Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Почему же до сих пор не реализованы на практике подходы к образованию людей с ограниченными возможностями масштабно и для всех? Дело в том, что вопросы образования для людей с ограниченными возможностями здоровья пытались решать в рамках традиционных подходов и технологий, что, в свою очередь, делает невозможным решение ключевых вопросов из-за ряда причин, а именно: - ресурсозатратность на создание «специальных» учреждений и технологий для обучения инвалидов на порядок выше, чем обучение в рамках общих подходов; - специальные методики и технологии значительно отстают от общепедагогических, поскольку ограничен ресурс научный; - мотивация использования специальных подходов самими людьми с ограниченными возможностями снижены, поскольку в ряде случаев воспринимаются самими инвалидами как дискриминационные; - отсутствует преемственность подходов и технологий между уровнями образования, что создает особые трудности для адаптации к ним лиц с ограниченными возможностями здоровья. В чем выход. Необходимо понимать, что в рамках традиционных подходов обработки и доставки знаний и формирование компетенций у людей с ограниченными возможностями здоровья через использование классно-урочной системы, педагога – транслятора знаний и измерителя уровня освоения невозможно или сильно затруднено. В данном контексте необходимо говорить о переходе всей системы образования на новый качественный уровень – с использованием e-learning. И если мы употребляем этот термин в рамках рекомендации ЮНЕСКО и Европейской комиссии как «использование новых информационных технологий, технологий мультимедиа и Internet (ICT) для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы», то мы должны понимать, что это совсем не дистанционное обучение с которым часто ассоциируют современные подходы в обучении детей-инвалидов. Именно E-Learning позволяет говорить о действительно безбарьерном образовании, поскольку современные средства и методы позволяют обеспечивать доступ к знаниям вне зависимости от физического состояния. Кроме того, именно Интернет предоставил возможность совершенно свободно общаться в рамках социальных сетей (live journal, twitter, и др.) В связи с этим меняются и методы работы с данным контентом. Причем мы должны говорить не о необходимости создания специальной дорогостоящей инфраструктуры (здания, классы, специальные сети и т.п.) на которые, как правило, в первую очередь направляются средства в рамках различных (в т.ч. Федеральных) программ, а, прежде всего, о различных технических средствах, программных продуктах и разработках методических и дидактических принципов для различных пользователей в новой образовательной среде, в т.ч. и для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проблема заключается и в отсутствии преемственности в самой образовательной системе. Дело в том, что, когда мы внедряем новые подходы на одном из уровней образовательной системы, неизбежен разрыв и прерывание процесса образования при переходах на другой уровень. Другими словами, если мы применяем определенные стандарты, технологии и методики на уровне школьного образования, то при переходе человека на уровень профессионального образования система не готова предоставить ему привычные для него способы усвоения и развития, что неизбежно создает проблемы в мотивации и дальнейшей траектории обучения. Одно дело – это здоровый человек, способный изменить ряд собственных привычек и стереотипов, другое дело – инвалид. Здесь возникает ряд непреодолимых препятствий. По данным исследований Крятовой (Астрахань) 74,85% инвалидов заявили о нежелании продолжать образование в какой-либо форме. Это говорит о том, что проблемы связанные с переходом с одного образовательного уровня на другой носят на сегодняшний день системный характер. Необходимо создавать технологически и методически комфортную среду обучения людей с ограниченными возможностями на протяжении всей жизни. Инклюзивность (т.е. включенность) должна проявляться не только на уровне социальных связей и возможностей «горизонтального» взаимодействия, но и в траектории «вертикального» движения. Ситуация развивающаяся в нашей стране уникальна и парадоксальна: С одной стороны мы говорим об инклюзивном образовании для людей с ограниченными возможностями здоровья с полноценным и безбарьерным вхождением во все существующие социальные институты С другой, вновь идем по пути создания «специального дистанционного обучения детей инвалидов». Так в 2009 году во многих регионах Российской Федерации в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2009-2012 годах на условиях софинансирования были запущены пилотные проекты по организации дистанционного обучения детей-инвалидов. Из федерального бюджета на реализацию программы по обеспечению условий для обучения на дому и дистанционного обучения детей-инвалидов планируется выделить 8,5 млрд. рублей. В 2009 году уже потрачены средства в размере 1 миллиарда рублей, а с 2010г. и в последующие два года планируется выделять по 2,5 миллиарда рублей ежегодно! В большинстве регионов РФ уже созданы и начали функционировать Региональные центры дистанционного обучения. Какова же основная схема организации работ по созданию системы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья? Стандартно это выглядит следующим образом:
С какими трудностями сталкиваются регионы в этот момент:
Каким же образом можно разрешить возникающие проблемы. Мы на практике организации непрерывного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в Академии ВЭГУ демонстрируем эффективную модель реализации собственных подходов. На наш взгляд, нет потребности в создании специальной технологии для детей инвалидов, а необходимо менять образовательную систему с внедрением в нее новейших технологий позволяющих снять проблему доступности в зависимости от физического состояния человека. Подобное стало возможно с появлением e-learning. В 2009 году Академия ВЭГУ разработала и приступила к реализации в г.Уфе Городской целевой программы «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования с применением дистанционных образовательных технологий на 2009- 2011 годы». Причем от момента разработки Программы до начала ее успешной реализации понадобилось всего 2 месяца. Это стало возможным благодаря большому опыту Академии ВЭГУ в реализации проектов в области дистанционных образовательных технологий. Пройдя путь длинною в 15 лет вуз использовал все наработки, что позволило не совершать ошибки при «запуске» данной Программы. При реализации этой модели были апробированы на практике механизмы взаимодействия высшего учебного заведения (Академия ВЭГУ) и школы (№155), что, в свою очередь, позволило добиться в кратчайшие сроки серьезных результатов:
- Организация работы по модели «школа - вуз» ГАРАНТИРУЕТ дальнейшее обучение детей в профессиональной школе, т.к. обеспечивает технологическую преемственность реализации образовательных программ различного уровня. В условиях демографического спада и кризиса в экономике, в рамках предложенной модели возможно достижение нескольких задач эффективной реализации программы обучения людей с ограниченными возможностями с применением дистанционных образовательных технологий: Во-первых, кратное! снижение затрат на создание и функционирование региональных центров дистанционного обучения за счет использования существующей материально – технической и инфраструктурной базы высших учебных заведений ведущих деятельность в области дистанционных образовательных технологий. Во-вторых, максимально быстрая и полная реализация Программы за счет привлечения высококвалифицированных кадров из числа менеджеров-организаторов и профессорско-преподавательского состава вуза, обеспечивающих подготовку учителей общеобразовательных школ. В третьих, научный подход в процессе организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В четвертых, преемственность образовательных программ различного уровня с выходом на конкретный результат в виде обучения по профессиональным образовательным программам ВПО и трудоустройства выпускников, а также дальнейшее сопровождение их в профессиональной переподготовке с применением приобретенных в процессе обучения компетенций. В результате мы показали возможность создания действительно инклюзивного образования для всех детей, желающих развиваться, когда вне зависимости от состояния здоровья, места жительства, каких то других обстоятельств есть возможность учиться благодаря современным технологиям. Сейчас проект развивается в направлении обучения детей одаренных, проживающих в различных уголках нашей страны – у которых нет возможности приезжать и заниматься с высококлассным репетитором. Мы планируем также реализацию наших подходов и в обычных школах, поскольку применение их позволяет поднять на значительно более высокий уровень знания и подготовленность всех обучающихся. Основные тенденции в мире, изменения в образовательной системе, наш опыт в реализации современных подходов, позволяет представить следующий прогноз развития системы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: Развитие современных технологий e-learning будет приводить к стиранию границ между образованием общим и специальным. Отпадет необходимость в особых образовательных организациях со специально построенными дорогостоящими зданиями. и соответственно. Доступ к образовательным ресурсам и средствам и инструментам общения перестанет зависеть от физических ограничений самого обучающегося. Принципы инклюзивности начнут реализовываться на практике. Общие стандарты в технологиях современного образования позволят сделать переход с одного образовательного уровня на другой безболезненным и технологически комфортным. В результате мы не должны замечать, что с нами в виртуальном классе «за одной партой» или в виртуальном рабочем кабинете находятся инвалиды. Мы будем активно с ними учиться, жить и работать. |
Конкурс для муниципальных библиотек «современные тенденции в обслуживании... «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | Доклад Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования Ак составляющая современной информационной культуры охватывает собой непрерывное обучение школьников информатике, регулярное использование... | ||
Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на тему: «Ущерб... Слайд Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному надзору в сфере... | Образование через всю жизнь непрерывное образование в интересах устойчивого развития Председатель – Вячеслав Николаевич Скворцов, ректор Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, доктор экономических... | ||
Домашние задания для заболевших обучающихся «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | Групповые задания для экскурсии по национальному парку «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | Конспект беседы «Экскурсия в парк Победы г. Саратова» «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | ||
Доклад Стендовый доклад Доклад – это устный рассказ (сочинение) на заданную или самостоятельно сформулированную тему | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактика как один из разделов педагогики. Цель, задачи дидактики как науки. Основные категории дидактики: зуны, обучение, образование,... | ||
Конспект экскурсии экологической направленности «Путешествие в Уваровский лес» «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | План-конспект классного часа для обучающихся 5 класса «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | ||
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | Публичный доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения... «В объективе – образование» (Размышление на тему «Организация нод в условиях введения фгт») | ||
Автор серова надежда николаевна, учитель русского языка и литературы «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | Конспект составила воспитатель первой категории Буцыцина Наталья Валентиновна «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» |