ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО «ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ»
Педагогика как наука. Основные разделы. Функции. Связь с другими науками.
Дидактика как один из разделов педагогики. Цель, задачи дидактики как науки. Основные категории дидактики: зуны, обучение, образование, непрерывное образование, качество образования, принцип, закономерность обучения и др.
Сущность и структура процесса обучения. Движущие силы. Функции учебного процесса.
Закономерности и принципы обучения.
Современные дидактические теории и концепции: общая характеристика.
Теория развивающего обучения Л.В.Занкова.
Теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова.
Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).
Культурологические концепции образования (В.С.Библер, С.Ю. Курганов).
Концепция личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков).
Характеристика видов обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, алгоритмизированное, компьютерное и дистанционное.
Авторские школы: адаптивная школа Е.А. Ямбурга.
Авторские школы: школа самоопределения А.Н. Тубельского.
Авторские школы: вальдорфская школа (Р. Штайнера).
Авторские школы: школа М. Монтессори.
Индивидуализация и дифференциация обучения.
Содержание образования.
Государственный стандарт общего образования. Его содержание и структура. Образовательная программа.
Учебный план, учебные программы, учебники, учебно-методические комплексы.
Понятие о методах и приёмах обучения. Классификация методов обучения. Проблема выбора методов обучения.
Формы организации обучения: понятие, характеристика, классификация. Проблемы разработки и внедрения новых форм организации обучения.
Урок как основная форма организации обучения. Типы и структура урока. Современные требования к уроку.
Формы обучения и их характеристика (индивидуальная, индивидуально-групповая, классно-урочная, белл-ланкастерская, батавская, маннгеймская, план Трампа, Дальтон план).
Сущность и функции диагностики обучения. Проблема оценки знаний в современной педагогической теории и практике.
Виды, формы и методы контроля как средства педагогической диагностики.
Средства обучения: понятие, функции, классификация, характеристика.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (иметь конспект: компоненты стандарта, компетенции, подлежащие формирвоанию).
Традиционная и современная парадигмы образования: особенности.
Гуманизация, гуманитаризация и информатизация образования.
К.п.н., доцент Савельева |