Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие»





Скачать 290.53 Kb.
НазваниеПрограмма работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие»
страница1/3
Дата публикации01.01.2015
Размер290.53 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30 с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура» г.Нижневартовска




Программа работы школьного музея Боевой славы и кадетской доблести.

c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\материалы для зала боевой славы\dsc03609.jpg

Нижневартовск

Настоящая программа рассчитана на работу с учащимися 5-11 классов с  привлечением младших школьников, с целью пробуждение интереса к истории родного края, расширению кругозора, знакомства с основами поисковой и  собирательной деятельности, традициями, праздниками и бытом казаков.

Реализация программы будет способствовать патриотическому и нравственному воспитанию уч-ся, привлечению детей и взрослых к историческому наследию своего края, города, школы.

Цели

-создание и развитие деятельности школьного музея, способной формировать  патриотические чувства уч-ся;

- воспитание личности уч-ся – патриота своей школы, города, страны;

- развитие творческих и исследовательских способностей уч-ся.

Задачи

-расширение и углубление краеведческой работы в школе;

-проведение экскурсий, классных часов, выставок, встреч с интересными людьми на базе комнаты Псковского быта и музея Боевой славы.

Принципы работы музейных образований.

Оформление и проведение тематических  выставок.

Проведение экскурсий и кл. часов, оказание методической помощи учителям.

Подготовка и проведение недели «Музей и дети».

Участие в семинарах и конференциях.

Совместная работа с общественными организациями поселка.

Основные направления деятельности:

- просветительская

- организационно- массовая

- учебно- воспитательная

- исследовательская.

ПРОГРАММА РАБОТЫ АКТИВА МУЗЕЯ  БОЕВОЙ СЛАВЫ И КАЗАЧЬЕЙ ДОБЛЕСТИ «НАШЕ НАСЛЕДИЕ»

на 2013-2014гг.

 

Пояснительная записка

 

Цель деятельности: Дать школьникам первоначальные знания об организации и ведении музейного дела, подготовка школьных музейных экскурсоводов.

 Задачи:

·        Способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности.

·        Воспитание уважения к Подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей – полководцев Великой Отечественной войны, рядовых солдат Победы, тружеников тыла.

·         Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на конференциях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами.

·         Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

·        Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

·         Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

 Формы и методы работы:

1.      Лекции, беседы.

2.      Практические занятия: посещение музеев города, прослушивание экскурсий, проводимых профессиональными экскурсоводами; проведение экскурсий в школьном музее; подготовка докладов, выступлений, презентаций; проведение анкетирования, опросов, обработка результатов, оформление отчетов;

3.      Научно-исследовательская деятельность: работа в библиотеках, архиве, подбор материала, необходимого для проведения экскурсий, оформления экспозиций музея.

4.       Работа в локальной сети «Интернет», электронными пособиями, энциклопедиями, учебниками.

 

Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея - преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся различных возрастных групп. Ученики сообща, совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий. После того как старшие ребята оканчивают школу, им на смену приходит их младшая смена - к этому времени они уже имеют достаточную подготовку, обладают необходимой информацией, опытом.

Преемственность, естественно, должна пронизывать, затрагивать и среду различных связей и взаимодействий актива школьного музея с другими ученическими организациями школы, учреждениями и организациями города.

Каждый учащийся, причастный к организации школьного музея, должен систематически расширять свои знания по основам наук, связанным с профилем музея, углубленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он непосредственно работает в музее, овладевать навыками исследовательской и музейной работы. Такую подготовку актива педагог-консультант тщательно планирует совместно с учениками, советом музея.

Учеба музейного актива может проходить непосредственно в школе, во внешкольных учреждениях, а также при государственных музеях. В качестве руководителей выступают педагоги, сотрудники музеев и архивов, местные краеведы.          

В проведении занятий могут принимать участие учителя истории, старший вожатый, сотрудники городского  музея. На занятиях заслушиваются сообщения учеников о выполнении поисковых заданий, проводится обмен мнениями, организуются индивидуальные и групповые консультации. Занятия предполагают лекционную, экскурсионную, научно-поисковую форму деятельности учащихся и педагогов; занятия имеют практическую направленность – составление презентаций, проведение экскурсий в музее, подготовку и проведение виртуальной экскурсии по музею и улицам города.

Программа и организация занятий позволяет провести хорошую первоначальную подготовку юного музееведа «широкого профиля» и вместе с тем создать прочную основу для дальнейшей специализации различных групп музейного актива: юных следопытов, экскурсоводов, хранителей фондов, экспозиционеров, оформителей и т. д. 

 Примерная программа занятий актива– 18 ч.

Тема 1. Вводное занятие. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы – 1 ч.

Знакомство со школьным музеем Боевой Славы «Память»: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др.

Тема 2. Свидетели истории (1 ч). Газеты, журналы, книги - важные источники сведений о родном городе, о ветеранах войны, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории»

 Тема 3. Ваши помощники в поисковой работе (2  ч) Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея : книги и брошюры, в которых рассказывается об адмирале А.Г.Головко, о  Великой Отечественной войне; дневники и планы, фотографии, стенгазеты и боевые листки; воспоминания участников войны,

тружеников тыла, детей; вещественные памятники     (символы, атрибуты и т. д.).

Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в поисковой работе: учителя, старшие вожатые, библиотекари, работники государственных музеев и архивов.

Тема 4. Как работать с газетами, журналами, книгами (2 ч). Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка  необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

Тема 5. Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий (2 ч) Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.

 Тема 6. Учет и хранение собранных документов и вещей (2 ч). Книга учета (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные материалы. Посещение архива.

Тема 7. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее (2 ч). Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов и т. д.).

 Тема 8. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию.(7 ч). Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Посещение экскурсий в школьном и других музеях города. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников. Проведение виртуальной экскурсии в музее, по улицам города.

Тема 9. Забота о ветеранах - наш священный долг (1 ч) Связь следопытского поиска с тимуровской работой. Какую помощь можно оказать ветеранам.

.

Литература:

  1. Журналы «Воспитание школьников», 2000 – 2008 гг.

  2. Музееведение. – М., 1998.

  3. Военно-патриотическое воспитание на уроках истории. Методические рекомендации. – Чебоксары, 1988.

  4. Журналы «Классный руководитель», 200о-2008.

 

КОНЦЕПЦИЯ  РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ БОЕВОЙ СЛАВЫ И КАЗАЧЬЕЙ ДОБЛЕСТИ «НАШЕ НАСЛЕДИЕ»

I. Введение.

     Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

     По своему профилю музей МБОУ «СОШ № 30 с УИПОО «Физическая культура» является музеем боевой славы и казачьей доблести. Он воссоздает страницы истории Великой Отечественной войны 1941-45гг. и страницы истории сибирского казачества 20 века. Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто".

II. Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея.

              События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству

и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

             В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

III. Цели и задачи школьного музея.

      Музей призван способствовать:

·        формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств,

  • расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей,

  • овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности,

  •  служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

IV. Совершенствование программы деятельности музея.

 Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:


  • Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2020гг.;

  • Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г;

            Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги участников Великой Отечественной войны, этапы псковской операции 1944г., историю оружия победы(элементы).

 Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

     Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися.Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах

при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.

               Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся полководцев России.

            Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии, мероприятия с казачьими общества города и округа, патриотические мероприятия школы, клятву кадета, дни воинской славы и др.

V. Механизм реализации программы развития музея.

Руководство работой музея.

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:

  • направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,






  • организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея,

  • разрабатывает план работы.

     Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.

     Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют директор школы, его заместитель, отв.за музей.  Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» iconПодготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской...
Мастер- класс: «Организация работы школьного музея в системе патриотического воспитания»
Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» icon1. Краткая история создания музея боевой славы
В 1975 году администрация школы предложила идею создать школьный музей боевой славы, посвященный героическому подвигу героя Советского...
Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» iconАнализ работы деятельности школьного музея «боевой славы» за 2013-2014 учебный год

Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа музея боевой славы в структуре образовательного и воспитательного процессов 51
Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» iconПортфолио достижений школьного музея по направлениям деятельности
Конкурс музеев, комнат боевой и трудовой Славы оу, посвящённых 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (2010)
Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» iconПлан работы Совета школьного музея боевой и трудовой славы ветеранов...
День первоклассника в музее. Тематическая экскурсия для первоклассников «История музейного экспоната», посвященная героям Великой...
Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Остроухова Е. А. учитель истории, руководитель школьного Музея боевой славы имени «Двух партизанских отрядов «Митя» и «Победитель»...
Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» iconАнкета-представление музея боевой, воинской и трудовой славы в образовательном учреждении
Полное наименование учреждения, на базе которого действует музей: Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Фадеевская...
Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» icon2: Военные реформы в истории Российского государства: опыт и уроки. Дни воинской славы
Занятие 2/3: Дни воинской славы – летопись героической доблести российского воинства
Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» iconИм. Героя Советского Союза Д. Н. Медведева юоуо до г. Москвы
Остроухова Елена Александровна учитель истории, руководитель школьного Музея боевой славы партизанских отрядов «Митя» и «Победители»...
Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» iconБоевой конь в системе ценностей кубанских казаков
Неудивительно, что он не раз привлекал внимание казаковедов. Необходимо отметить работы О. В. Матвеева, который рассматривает коня...
Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» iconПлан работы школьного музея
Заседание совета музея по утверждению плана работы музея и детского объединения «Поиск» на 2012-2013 учебный год
Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выборы нового актива музея. Отправление заявки на конкурс экскурсоводов до 09. 13г
Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» iconПлан работы музея мбоу «сош №5» на 2013-2014 учебный год, посвященный 70-летию Великой Победы
Урок мужества «27 января День воинской славы России. 70- летию снятию блокады Ленинграда посвящается…»
Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ежемесячно проводить заседания Совета музея с анализом выполненной работы и планированием работы музея на перспективу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск