История зарубежного искусства





Скачать 382.17 Kb.
НазваниеИстория зарубежного искусства
страница1/4
Дата публикации03.01.2015
Размер382.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4



ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА

Учебная программа дисциплины

по специальности 070601.65 «Дизайн»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ДИЗАЙНА
КАФЕДРА ДИЗАЙНА И ИСКУССТВ



ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА

Учебная программа дисциплины

по специальности 070601.65 «Дизайн»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014


ББК **.**

Учебная программа дисциплины «История культуры и искусства» предназначена для студентов специальности 070601.65 «Дизайн»
Составитель: Петухов В.В., канд.иск., доцент кафедры дизайна и искусств.

Утверждена на заседании кафедры дизайна и искусств от 05.06.2014 г., протокол № 15, редакция 2014 г.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС.

 Издательство Владивостокского

государственного университета

экономики и сервиса, 2014

ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемый раздел курса <<История культуры и искусства. История зарубежного искусства>> рассчитан на студентов второго и третьею курсов специальности «Дизайн» ВГУЭС.

История культуры и искусства - является одной из важнейших дисциплин в системе образования дизайнера. Без овладения законами функционирования художественной культуры и

Основных Этапов развития видов искусства нельзя достоверно представить место и роль человека в культурно-историческом процессе. Курс «История культуры и искусства. История зарубежного Искусства» предполагает знакомство студентов с исторической морфологией искусств, с эстетическими и семантическими особенностями изобразительною искусства.

В ходе изучения данной дисциплины студенты знакомятся с основными теоретическими положениями о специфике художественного процесса и историей развития зарубежного искусства, начиная с первобытного общества и заканчивая ХХ веком.

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1 Цели и задачи учебной дисциплины
Целью Данного раздела курса «История мировой культуры и искусства. История зарубежного искусства>> не только ознакомление слушателей с высшими достижениями

Художественной культуры человечества на протяжении длительного пути его исторического развития, но и прежде всего выработать у студентов навыки самостоятельною анализа и оценки разнообразных явлений хyдожественной жизни разных эпох, подвести студентов к пониманию логики развития искусства, опираясь в основном на достижения европейского мира.

В соответствии с поставленными целями основными задачами курса являются: соединение знаний по теории и истории художественной культуры в единую целостную систему; овладение

Специфическим терминологическим аппаратом; знание основных, наиболее значимых и наиболее характерных для эпохи памятников искусства; знание биографий и творчества выдающихся

Мастеров искусства различных времен и народов; развить художественный вкус студентов.
1.2 Перечень компетенций,

приобретаемых при изучении дисциплины
В соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к выпускнику специальности «Дизайн», в результате изучения курса выпускник должен обладать развитой компетенцией в области материальной и духовной культуры. Студент должен свободно владеть

знаниями о содержании, развитии и закономерностях эволюции зарубежного искусства в исторический период от зарождения культуры первобытного общества до наиболее значительных явлений художественной культуры 3апада второй половины ХХ века. Полученные знания должны обогатить профессиональные решения в проектной и научной деятельности, сформировать высокую культуру общения.
1.3 Сроки и объем изучения курса

Лекционный курс «История культуры и искусства. История зарубежного искусства» составляет 156 лекционных часов. Раздел курса изучается студентами с 3 по 6 семестр.
1.4 Основные виды занятий

и особенности их проведения

Программой курса предусмотрено проведение лекционных занятий, текущей аттестации и промежуточной (семестровой) аттестации. На основании результатов аттестаций и представленной самостоятельной работы (реферат) суммируется итоговое количество баллов, на основании которых выставляется итоговая оценка.

Занятия проводятся не только в стенах учебного корпуса, совершаются выходы в Краевую картинную галерею, музей редкой книги ДВГУ, выставочные залы и галереи города.
1.5 Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной

работы студентов
Лекционное содержание курса сопровождается активным использованием наглядного материала в виде иллюстраций. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе. Для усвоения и закрепления теоретического материала предусмотрена самостоятельная работа студентов, в которой студент на практике применяет знания, полученные при изучении курса. Основной материал студент изучает по специальной литературе, в достаточном объеме представленной в фондах библиотеки ВГУЭС.
1.6 Техническое и программное обеспечение
дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины заключается в использовании специального помещения, оснащенного мультимедийным и другими видами проекционного оборудования; использовании в учебном процессе слайдов, альбомов репродукций, папок с иллюстрациями.

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Перечень тем лекционных занятий
Искусство древнего мира.
Тема 1. История изобразительного искусства первобытного общества
(6 часов)

Основные гипотезы происхождения искусства. История изучения памятников первобытного искусства. Общая характеристика первобытной культуры. Синкретический характер. Миф, как основа мировоззрения человека. Периодизация культуры первобытного общества. Палеолит, мезолит, неолит. Искусство палеолита. Изобразительные и мобильные формы искусства. Образы зверя и человека. Основные памятники наскальной живописи периода Мадлен. Искусство мезолита. Изменение характера художественных образов, более глубокое восприятие действительности в ее взаимосвязях и разнообразии. Изобразительное искусство неолита. Эволюция изобразительных форм и образов. Орнамент. Возникновение декоративного искусства. Гончарное искусство неолита. Трипольская культура. Неолитические петроглифы Сахары, Карелии, Сибири, Амура. Искусство бронзового века. Преобладающее значение монументальной архитектуры. Разнообразие типов мегалитической архитектуры - дольмены, менгиры, кромлехи. Эпоха железа. Совершенствование и появление новых типов архитектурных сооружений. Скифское искусство.
Тема 2. История изобразительного искусства Древнего Востока.
Искусство Древнего Египта. (6 часов)
Характеристика понятия Древний Восток. Традиционная периодизация истории культуры древнего Египта: додинастический период. Раннее Древнее, Среднее и Новое царства, Позднее время. Важнейшие этапы изучения культуры Древнего Египта. Развитие египтологии. Ф.Шампольон. Розеттский камень. Специфические особенности формирования и развития искусства Древнего Египта. Мифологические основы древнеегипетского искусства. Представления египтян о структуре человеческой души. Архитектура главный вид искусства, ее связь с заупокойным культом, культами богов и фараона. Взаимосвязь архитектуры с другими видами искусства. Выдающиеся зодчие и их творения. Принципы синтеза искусств. Разнообразие видов и жанров изобразительного искусства. Своеобразие скульптуры Древнего Египта, основные этапы развития и их стилистические характеристики. Причины происхождения и развития скульптурного портрета. Место монументальной живописи, ее связь с рельефом. Тематика настенных росписей. Декоративно-прикладное искусство.

Искусство Древней Месопотамии. (2 часа)

Основные вехи в истории цивилизации Древней Месопотамии. Многообразие этническою состава, своеобразие религий. Развитие городов и начало процесса формирования крупных художественных центров. Основные типы и принципы монументального зодчества Междуречья. Зиккурат. Культовая пластика как один из ведущих видов искусства. Особое совершенство искусства глиптики. Шумеро-аккадское искусство - фундамент искусства Междуречья. Культовое зодчество Шумера и Аккада. Формирование художественных центров первой половины III - начала II тысячелетия до н.э. Старый Вавилон. Архитектура и рельеф Ассирии. Hoвoвaвилoнcкoe искусство. Архитектурный ансамбль Вавилона.
Искусство Древней Индии. (2 часа)
Древнеиндийская цивилизация как один из древнейших центров мировой культуры. Основные этапы развития. Мергархская культура предшественница хараппской цивилизации. Зарождение земледелия. Широкое распространение керамики, гончарный круг и обожженный кирпич. Хараппская культура. Города северо-запада древней Индии. Хараппа и Мохенджо-Даро. Специфика архитектуры. Регулярный характер планировки. Проблема регулирования высотности застройки. Роль внутреннего двора; истоки будущей планировочной структуры индийской жилой и храмовой архитектуры. Виды зданий - общественные и культовые сооружения. Конструкции перекрытий. Ирригационная система. Изобразительное искусство. Глиптика: сюжеты, мифологические персонажи, художественные особенности печатей. Разнообразие видов пластики. Круглая скульптура малых форм. Ювелирное искусство. Чернофиryрная керамика долины Инда.

Тема 3. История изобразительного искусства античного мира.
Эгейское искусство. (2 часа)

Эгейская цивилизация. Археологические открытия Г.IIIлимана и А.Эванса. Искусство Эгейского мира, в роли связующего звена между культурой Востока и античности. Полицентричность художественной культуры Эгейского мира. Крито-минойская культура - Кносс, Маллия, Фест. Микенская (элладская) культура - Микены, Пилос, Тиринф. Культyра Троады - Троя. Кикладское искусство. Лаконизм и простота пластики. Искусство Крита. Архитектyра периода «новых дворцов». Дворцовый комплекс в Кноссе, его композиция и планировочная структура, тип колонн. Монументальная живопись Кносского дворца, техника и сюжеты. Мелкая пластика. Вазопись. Стили «камарес», «дворцовый», «морской». Влияние Крита на искусство соседних художественных центров. Искусство Микен. Монументальная архитектура. Дворец- крепость в Микенах. Воплощение ясного порядка и симметрии в планировочной структуре Декоративно-прикладное и ювелирное искусство Микен.
Искусство Древней Греции. (10 часов)
Античная Греция. Основные периоды истории греческого искусства: архаика, классика, эллинизм. Роль мифологии в развитии культуры Древней Греции. Антропоцентризм греческого искусства. Свободный, гармонично развитый, прекрасный духом и телом человек – идеал античности. Калокагатия. Истоки греческого искусства. Гомеровская эпоха. Сложение греческой мифологии о богах и героях. Зарождение греческой монументальной архитекторы. «Геометрический стиль». Керамика геометрического стиля. Дипилонские вазы. Мелкая керамическая и бронзовая пластика. Греческая архаика. Формирование типологии древнегреческих храмов. Сложение системы архитектурных ордеров. Развитие архаической скульптуры. Синтез пластики и архитектуры. Эволюция фронтальных композиций. Круглая монументальная пластика, ее основные типы. Курос. Кора. Изобразительное искусство. Вазопись, основные типы. Художественные центры: Коринф, Клазомены, Родос и т.д. «Ориентализирующее» направление. «Ковровый стиль». Чернофиryрный и краснофиryрный стили вазописи. Искусство классического периода. Расцвет греческою полиса. Классика - вершина расцвета греческой культуры. Сложение «классического» художественного стиля. Особенности древнегреческой архитектуры. Дорический храм раннеклассического периода. Скульптура «строгого стиля» (ранней классики). Высокая классика. Правление Перикла. Реконструкция Акрополя в Афинах. Принцип Планировки, структура и идейный замысел ансамбля. Скульптурное оформление Акрополя. Фидий и его круг. Фронтоны, метопы и фриз Парфенона, их тематика и стилистика. Создание типическою образа человека, наделенною гармонией, физическим и духовным совершенством. Типический образ человека как норма и образец. Творчество Мирона, решение проблемы передачи движения и действия. Поликлет и его теоретический канон пропорций. Гармоничное сочетание движения и покоя в скульптуре (хиазм). Воплощение древнегреческого идеала умеренных чувств в аттических надгробиях. Расцвет греческой монументальной и станковой живописи. Крупнейшие мастера. Римские копии греческих оригиналов. Белофонная вазопись. Искусство поздней классики. Развитие архитектуры. Галикарнасский мавзолей. Изменение характера пластики. Крупнейшие мастера позднеклассической скульптуры. Неоклассические тенденции в творчестве Праксителя. Скопас - разработка мотива движения, художественные приемы мастера. Утонченность произведений Лисиппа. Греческая живопись эпохи Александра Македонского. Эпоха эллинизма новый этап развития древнегреческого искусства. Главные художественные центры. градостроительство, новые принципы. Гипподам Милетский. Александрия, Пергам. Главные направления в искусстве: идеализирующее и «натуралистическое». Новые черты эллинистической скульптуры в рельефах фриза Пергамского алтаря. Развитие эллинистического скульптурного портрета. Мелкая тeppaкoтовая пластика из Танагры. Расцвет декоративно-прикладного искусства. Глиптика.
Искусство Древнего Рима. (8 часов)
Понятие «Древний Рим». Социально-политическое устройство Рима. Хронологические рамки искусства Древнего Рима. Искусство доримской Италии. Этруски. Города Этрурии: Тарквинии, Вейи, Перуджия и др. Особенности планировки храмов и жилищ. Росписи подземных склепов, эволюция стиля. Бронзовая скульптура. Погребальная пластика: каменные и терракотовые саркофаги и урны с портретами. Керамика «буккеро». Значение греческих и этрусских традиций в формировании римского стиля. Искусство Римской Республики, его сурово-практический характер. Развитие новых строительных техник. Появление арочных, сводчатых и купольных конструкций. Развитие и интерпретация ордерной системы. Ведущая роль культовой и гражданской архитектуры. Римский Форум. Главные типы римского жилища. Инженерные сооружения. Развитие традиций скульптурного портрета в Древнем Риме и его связь с культом предков. Портрет республиканского времени. Статуарный скульптурный портрет. Монументальная живопись. Основные стили. Искусство Империи. «Авгyстовский классицизм». Развитие архитектурного облика Рима. Пантеон и Колизей - вершины римского строительного искусства. Воплощение темы триумфа в римской архитектуре. Форумы. Триумфальные арки. Римский повествовательный скульптурный рельеф. Эволюция скульптурного портрета эпохи империи. Монументально-декоративная живопись. Мозаика. Искусство римских провинций. Баальбек. Пальмира. Фаюмский портрет. Кризис античной культуры. Нашествия варваров. Распад Римской империи на Западную Римскую и Восточную Римскую империи. Значение античного искусства для европейской культуры.
Искусство Средних веков.
Тема 1. Раннехристанское искусство.
Искусство Рима Ш - IV вв. н.э. Возникновение и распространение христианства. Зарождение христианского искусства, формирование иконографии. Росписи римских катакомб. Скульптура. Рельефы саркофагов и круглая пластика. Искусство времен официального признания христианства при императоре Константине Великом. Основные типы раннехристианской культовой архитектуры (базилика, баптистерий, мавзолей). Монументальная живопись раннего средневековья.
Тема 2. История изобразительного искусства Византии.
Возникновение Византии. Периодизация византийскою искусства. Значение культурных традиций поздней античности и Ближнего Востока. Формирование новых художественных принципов на основе христианской идеологии. Культовая архитектура V - VП вв. Эволюция типов сооружений (базиликальный и центрический). Художественная Школа Константинополя при Юстиниане I. Храм Святой Софии в Константинополе. Новизна и смелость конструктивного и пространственного решения. Базиликальные и центрические постройки в Равенне. Развитие монументально-декоративной живописи. Мозаики Равенны. Книжная миниатюра. Ранневизантийская иконопись. Декоративно-прикладное искусство. Движение иконоборчества и его влияние на развитие византийского искусства. Возрождение светской традиции античного искусства, мотивы эллинистических декоративных росписей, абстрактной символики. Воплощение борьбы иконоборцев и иконопочитателей в миниатюрах Хлудовской псалтири. Расцвет византийской культуры в македонский и кaмниновский периоды. Завершение процесса сложение зрелого средневекового искусства. Византийский крестово-купольный храм, его особенности. Возрождение сюжетной церковной живописи после завершения конфликта между иконоборцами и иконопочитателями. Сложение законченной канонической системы настенных росписей крестово-купольного храма. Утверждение торжественного византийского стиля. Памятники иконописи после иконоборческого периода. Падение Византийской империи и разграбление крестоносцами Константинополя. «Палеологовское Возрождение» - последний расцвет византийского искусства. Развитие культового зодчества. Монументальная живопись. Мозаики и фрески монастыря Хора (Кахрие-Джами) - выдающийся памятник палеологовской живописи. Иконопись. Мозаичные иконы. Книжная миниатюра. Влияние движения исихазма на художественный язык византийского искусства. Декоративно-прикладное искусство. Значение византийского искусства для развития культуры Западной Европы и Древней Руси.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История зарубежного искусства iconАннотация по дисциплине б 12 «История отечественного и зарубежного искусства»
Формирование систематизированных знаний в области современных тенденций отечественного и зарубежного искусства
История зарубежного искусства iconИстория зарубежного искусства
Учебная программа дисциплины «История культуры и искусства» предназначена для студентов специальности 070601. 65 «Дизайн»
История зарубежного искусства iconПрограмма дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления...
«Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается...
История зарубежного искусства icon«История мировой литературы и искусства»
Кс социально-гуманитарных дисциплин, сформировать у студентов систематические знания по истории мировой культуры, ознакомить студентов...
История зарубежного искусства icon«История мировой литературы и искусства»
Кс социально-гуманитарных дисциплин, сформировать у студентов систематические знания по истории мировой культуры, ознакомить студентов...
История зарубежного искусства iconФилософский факультет
Курс находится в тесной связи с курсами «История культуры», «Теория и история искусства», «История изобразительного искусства», «Охрана...
История зарубежного искусства iconПояснительная записка программа курса «Теория и история театра»
России. Основные задачи курса заключаются в следующем: дать представление о развитии русского и зарубежного театрального искусства...
История зарубежного искусства iconПримерная программа дисциплины История изобразительного искусства...
Учебно-методическое объединение по образованию в области хореографического искусства
История зарубежного искусства iconЛекция по предмету «История искусства»
Представить предмет «История искусства» как взаимосвязанную в своем развитии историю стилей с акцентом на описании
История зарубежного искусства iconПрограмма по учебному предмету по. 02. Уп. 03. История хореографического искусства
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «История изобразительного искусства»
История зарубежного искусства iconУчебно-методический комплекс по специальности «Музейное дело» / сост....
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
История зарубежного искусства iconПрограмма курса зарубежное искусство XIX xx веков
Курс «Зарубежное искусство XIX-XX веков» предназначен для студентов факультета Истории искусства, обучающихся по специальности 020900...
История зарубежного искусства iconКартины, изображающие музыкальные инструменты 3-й класс, 3 четверть
Углубление знаний учащихся через великие произведения русского и зарубежного изобразительного и музыкального искусства
История зарубежного искусства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – «Коминфо», 2002
История зарубежного искусства iconПрограмма по учебному предмету История изобразительного искусства
Программа курса «История Искусства» предназначена для детской художественной школы в IV-IХ классах
История зарубежного искусства iconПрограмма по учебному предмету «История изобразительного искусства»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №50»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск